Интересные задания по русскому языку 9 класс в шутку и всерьез

Обновлено: 25.12.2024

Оборудование: Чистые листы для выполнения заданий, карточки с заданиями для команд.

Слово учителя: В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одёжке – провожают по уму». Она особенно точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов, языка.

«Слово – дело великое, – писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

В подтверждение этому приведу такой исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в древней Греции рабом философа Канта. Однажды хозяин велел Эзопу приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. На вопрос, вопрос, почему он подаёт только языки, раб ответил: «А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошёл покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, развязывать войны, язык несёт зло, горе, оскорбление.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? Не может на этот вопрос убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. В современном языке всё чаще появляются новые слова и выражения. Потому что русский язык находится в постоянном развитии.

  1. Игра состоит из 6-ти конкурсов.
  2. Команды получают одинаковые задания, но содержание карточек может отличаться.
  3. На обдумывание задания даётся от 1-й минуты до 5-ти, на защиту – от 3-х до 5-ти минут.
  4. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, за конкурс команда может получить даже 10 баллов, учитывается дисциплина, активность и сплочённость команд.
  5. Та команда, которая набирает большее количество баллов, становится победительницей. В случае, если представители команды мешают проведению конкурса, жюри имеет право назначить штрафные очки.
  6. Болельщики могут принести "своей" команде от 1 до 5 баллов

– Итак, мы начинаем.

1. Разминка

– О каком историческом изменении в правописании слов говорится в стихотворении С. Крыжановского? Как знание этого процесса помогает правильно писать слова? Подберите к старославянизмам русские соответствия.

Отчего, обжигая горло,
Разбираю часами подряд
Сочетания «оло» и «оро» –
«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?
«Человек некий име два сына…»
Я прислушиваюсь к словам.
Открывается в них Россия,
Легендарная быль славян…
Сто-ро-на.
Го-ло-са.
До-ро-га.
Я усвоил твёрдо азы:
С давних лет к открытости слога
Тяготел славянский язык.

В стихотворении говорится о замене полногласия неполногласием: оро-ра; оло-ла, ле. В корнях с полногласием пишется «о», в словах с неполногласием – «а». Сторона – странник, странствовать, пространство; голоса – гласный, гласить, приглашение, глашатай; дорога – нет примеров.

Для болельщиков

Задание 1.

Помогите корректору подготовить к изданию тест.

Слышин собачьий визг. Очумелов глидит в сторану и видет: из дровенного склада купца Пичугина прыгая на трёх ногах и оглядоваясь бижит собака. За ней гонеться человек в сицовой крохмальной рубахи и растегнутой желетки. Он бежит за ней и падавшись туловещем в перёд падает на землю и хвотает собаку за заднии лапы.

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы.

2. «Переводчик»

  • «Халтурою» раньше именовали выездную работу священника – отпевание усопшего на дому, а не в церкви.
  • «Сволочь» – профессия бурлаков, «сволакивающих» идущие суда через водные препятствия
  • Слово «Зараза» в прошлом означало прелесть
  • «Болван» в древнерусском означает массивная глыба, скала
  • «Олухом» называли пастуха
  • «Негодяй» означало рекрута, непригодного к воинской службе
  • «Извергами» когда-то называли древнерусских фермеров, то есть тех, кто покидал общину ради частного землепашества

Вы люди современные и я предлагаю вам некоторые сленговые слова, которым вы должны дать им ваше объяснение.

Напротив каждого слова написать свою интерпретацию.

Я торчу от этой песни ловлю кайф
Понтово беспонтово
Выделываться прикол
Отпад тащиться
Шнурки смылись шнурки в стакане
Крыша снесло башню сорвало
Клевый колбасит, плющит
Стрелки метать варежку разинул
Тормоз грузить
Прикольно мочить

Для болельщиков
Задание 2.

Замените словосочетания одним словом с приставкой.

1. Лишённый смысла.
2. Находящийся за пределами школы.
3. Никогда не умирающий.
4. Расположенный у берега, вдоль берега.
5. Относящийся ко времени перед восходом солнца.
6. Не имеющий определённой формы.
7. Очень некрасивый, уродливый.
8. Не дающий результата, напрасный.

бессмысленный,
бессмертный,
внешкольный,
прибрежный,
предрассветный,
бесформенный,
безобразный,
безрезультатный (бессмысленный).

3. «Агнонимы»

– Термин «агноним» можно расшифровать так: это слово, значение которого я не знаю. То есть, агнонимы – это те слова, которые мы употребляем не в их настоящем значении, а в том, которое мы им – по незнанию – приписываем. Например, в романе М.Шолохова «Поднятая целина» дед Щукарь, не отличавшийся ни грамотностью, ни эрудицией так объяснял значение слова «акварель»: «Это красивая девка».

Возможно, ответы вызовут улыбку. Попробуйте, подобно деду Щукарю, объяснить значение данных слов и составить с ними предложение.

Агно́ним (от др.-греч. ά — не, γνώσις — знание и όνομα, όνυμα имя) лексическая или фразеологическая единица языка, которая неизвестна, непонятна или малопонятна одному или многим его носителям. Многие агнонимы являются диалектными, специальными терминами или устаревшими (архаизмами), но некоторые из них не имеют в словарях стилистических помет и относятся к нейтральной общелитературной лексике.

Для болельщиков

1-я карточка. Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение.

Кня́жество Лихтенште́йн (нем. Furstentum Liechtenstein) — карликовое (160 км 2 ) государство в Центральной Европе. Название страны происходит от правящей династии Лихтенштейн. Столица — Вадуц.

2-я карточка. Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей.
Туни́с (араб., официальное название — Туни́сская Респу́блика) — государство на средиземноморском побережье Северной Африки.

3-я карточка. Япония, острова, цунами, гроза, катастрофа.

Япо́ния (яп. Нихон), официальное название «Нихон коку», «Ниппон коку» — островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, к востоку от Японского моря, Китая, Северной и Южной Кореи и России, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны

4. Домашнее задание «Как слова приходят в русский язык» (Презентации учащихся)

Русские слова с древних времен входили в разные языки мира. Больше всего их вошло в языки народов, населяющих нашу страну.
Русские слова активно осваивались соседними народами Северной Европы – норвежским, шведским, финским. О давних дружеских и родственных межнациональных связях рассказывают, в частности, древнеисландские саги.
Начиная с XVI в. русские слова заимствуются западноевропейскими народами.
Так, с 1528 г. (начала регулярных торговых отношений) в английский язык, кроме давно известного русского слова соболь (sable), вошли слова из разных сфер русской жизни: наименования официальных правящих лиц, документов, учреждений; названия денежных знаков, мер веса и длины; бытовые наименования; названия отдельных животных, птиц, рыб и т.д. В XIX-XX вв. вошли слова, отображающие общественно-политическую жизнь России, например декабрист, нигилист, погром. Значительное количество слов было заимствовано после Октябрьской социалистической революции. Освоены были наименования советской общественно-политической, экономической, научной, культурной жизни. Например: комиссар, совет, большевик, ленинизм, комсомолец, колхоз, субботник; спутник, лунник, луноход и мн. др.
Почти все слова, связанные с отмеченными выше понятиями, вошли и во французский язык.
Немало русских слов освоено лексикой болгарского, польского, словацкого и других славянских языков. Например, словацким литературным языком за период с конца XVIIIв. до наших дней, по свидетельству Н.А. Кондрашова, в разное время было заимствовано около 1500 русских слов. Среди них: а) наименования общественно-политической, исторической и культурной жизни: власть, государство, держава, страна, столицаи др.; вольнодумец, гнет, мятеж; букварь, летопись, сказка, словарь, слог, пословица; а также мичуринец, комсомолец, пионер, пятилетка, совет, субботник, спутник и мн. др.; б) наименования бытовые, абстрактные: блины, икра, квас, самовар; воздух, высота, природа; защита, обаяние, обстановка, прелесть, прозрачность и др.

5. «Пуськи бятые»

У писательницы Л. Петрушевской есть необычные произведения, написанные из слов, придуманных самой писательницей.
История написания сборника рассказов «Пуськи Бятые» проста. Вот как рассказывают об этом дети Петрушевской: «Что же касается сказок “Пуськи Бятые”, то дело обстояло так: Слону Наташе был годик, и она никаких сказок не понимала. Пела ей мама на ночь, пела, а однажды (Слон Наташа стоймя торчала в кроватке) мама подумала и решила рассказать ей сказку на ее же языке. И начала: “Сяпала Калуша по напушке. И увазила бутявку”. И Слон Наташа поняла, засмеялась и уселась слушать».

Людмила Петрушевская не первый писатель, сочинивший текст из придуманных слов. Один из подобных примеров – первое четверостишие стихотворения Льюиса Кэрролла «Бармаглот», включенного в «Алису в Зазеркалье» [6]. В русском переводе Д.Г. Орловской оно звучит так:

Вкралось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

Фыва пролдж
Индякие:
Ляпупа
Бутявка
Напушка. По-за напушкой бурдысья. На напушке сяпает Ляпупа. У Ляпуты разбызены клямсы.
Ляпупа (сяпая и сяпая). Оее, оее, некузяво. Потрямкать бы. Нетрямкавши сяпать кузяво ли?
По напушке шается Бутявка.
Бутявка (бирит, не вазя Ляпупу). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Ляпупа (вазит Бутявку). О-по-по, смычь, Бутявище некузявое! Сяпай к Ляпупе!
Бутявка (увазивши Ляпупу, фьюро сяпает с напушки в бурдысья). Фыва пролдж. Фыва пролдж.
Ляпупа. И не фыва, и не пролдж.
Досяпывает до Бутявки и зачучивает Бутявку в клямсы.
Бутявка. Оее, осее. Фы. ва! Про. пр. (лепещется у Ляпупы в клямсах).
Ляпупа (трямкая Бутявку). Нннн. Кщ. Кщ. Прлдбрр.
Полбутявки у Ляпупы в клямсах, полбутявки лепещется об напушку. Лепещется, лепещется да и – бздым! – отчучилось полбутявки из Ляпупиных клямс и усяпало.

Выдержки из словаря

Абвука – азбука (от АБВ; ср. в англ. яз.: ABC – алфавит).
Ажник, аж – аж, даже, вообще.
Ам-тям-тям, куги-туги, буду-вуду, муги-буги – тра-ля-ля, ла-ла-ла и т.д.
Ам-лям-лямкать (от ам-лям-лям) – петь, напевать.

Бдан-бдан – дружба, воссоединение (ср. «Хинди-руси, бхай-бхай»).
Бздым – междометие, обозначающее удар (ср. бах, бум, хрясь);
Бирить – говорить; отбирить – ответить; забирить – заговорить, закричать; перебирюшка – повторюшка, тетя хрюшка; биренье – разговор; небиренье – молчание (не разговор);
Блуки – глаза (немного похоже на глазные яблоки); блуки бятые, пши натыром – глаза плохие, уши торчком, т.е. глаза зыркают, ушки на макушке (о сплетнице);
Бтысь – здесь.
Буи-Зюи-Зюище, Зюище – некая высшая сила, что-то большое и могущественное (суффикс -ющ-).
Бурдысья – кусты, заросли.
Бурлы – междометие, обозначающее ворчание, нытье; бурлыкать – ныть, скулить, ворчать, хныкать; забурлыкать – заныть и т.д.
Бутявка – героиня «Пусек Бятых», а также любой из ее сородичей; что-то похожее на букашку и козявку, по своему положению тоже; Бутява Бутявишна Йовович-Шер – полное имя Бутявки; ее также обозначают «Бутявище» и «Бутявщина».
Быро, быро-быро – быстро (небрежное ускоренное произношение).
Бятый – плохой, «бяка»; бятым-бятый (ср. белым-бело) – тоже плохой; пуськи бятые – ругательство.

Вазить – видеть; увазить – увидеть.
Вздребезнуться – встрепенуться + трепыхнуться; дернуться.
Возобнуться – рассердиться, возмутиться, обидеться.
Волить – кричать, говорить, звать; заволить – позвать; отволить – ответить.
Воу, воу – междометие, обозначающее махание рукой в знак приветствия.
Впях, взбых – то вверх, то вниз; то втырь, то оттырь – то туда, то сюда; ни втырь, ни оттырь– ни туда, ни сюда; наоттырь – отдельно (ср. оттопыренный).
Вымзить – вытаращить (глаза), вымзенный – вытаращенный.
Вычучить – выпустить, отпустить, выплюнуть, уронить; отчучить – отпустить (на свободу);вычучиться – «выпуститься», выбраться; вчучить – всунуть, всадить; пши счучиваются – уши вянут (т.е. спускаются, падают); зачучивать – класть, засовывать.

– Хочется закончить словами поэта Сабира Абдуллы:

О, русской речи ширь и краткость,
Мне близок строй её и мил, –
Моя опора, гордость, радость,
Окно в необозримый мир.
В ней нежность песни, мощь оружья,
Размах – и точность без затей…
Друзья мои, учите русский,
Учите русскому детей!

Следующий анекдот

Ребята, мы сегодня проводим игру по русскому языку «Счастливый случай». Она проходит под девизом «Выучи русский язык». В ней принимают участие 2 команды 9а и 9б классов.

1. Представление команд (название, девиз, эмблема).

2. 1 гейм «Дальше, дальше…»

1. Автор стихотворения «Русский язык». (И. Тургенев)

2. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика)

3. Какую часть слова можно найти в земле? (корень).

4. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс ИК )

5. Часть слова, графически обозначаемая квадратом или прямоугольником. (Окончание)

6. Что обозначает в русском языке заимствованное слово «дебаты? (обсуждение).

7. Что обозначает фразеологизм «кот наплакал»? (очень мало)

8. Чем кончается ЛЕТО и начинается ОСЕНЬ? (буквой О)

9. Как называются слова: БОЛЬШОЙ, ОГРОМНЫЙ, ИСПОЛИНСКИЙ? (синонимы)

10. Способ связи слов в словосочетании, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. (Согласование)

12. Главные члены предложения. Назовите их по-другому. (Грамматическая основа)

13. Как мышеловку назвать пятью буквами? (кошка)

14. По цели высказывания предложения бывают. (повествовательными, вопросительными, побудительными).

15. В каком глаголе НЕТ слышится 100 раз? (стонет)

16. Как называются по отношению друг к другу слова: слабый – сильный? (антонимы)

17. Как называются люди, живущие в Пскове? Уфе? (псковичи, уфимцы)

18 Назовите кинокартину, в название которой входит числительное. (два товарища)

19. Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (угроза)

20. Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)

21. Как называется раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его лексического значения? (лексика).

22. Совокупность правил об употреблении знаков препинания. (Пунктуация)

23. Каких звуков в русском языке больше? (согласных)

24. Что обозначает в русском языке заимствованное слово дискуссия? (спор).

25. Раздел науки о языке, изучающий правила произношения. (Орфоэпия)

26. В каких словах по 100 согласных? (стол, стог, стон).

27. Превратите слово мел в мелкое место (мель).

28. По наличию второстепенных членов предложения бывают … (распространенные и нераспространенные)

29. Сложные предложения бывают … (сложносочиненные и сложноподчиненные)

30. Что обозначает в русском языке заимствованное слово

  1. 2 гейм «Заморочки из бочки».

Условие: команды достают из бочонка фишки с номером вопроса. На обсуждение вопроса – 20 секунд. Если команда не знает ответа, вопрос переходит к другой команде.

«Счастливый случай» - приз команде, вытянувшей данную фишку, - 1 дополнительный бал. За каждый правильный ответ 1 балл.

1 Что в человеке есть одно, а у вороны – двое, в лисе не встретится оно, а в огороде – трое.

2. Перечислите по порядку с помощью наречий 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня недели (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

3. Составьте предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву К.

4. Переставляя буквы, решите примеры:

Женские и мужские имена:

Жена + сан (Снежанна)

Кадр + лес + на (Александр)

Лик + он + ай (Николай)

Пекло + тара (Клеопатра)

5. Составьте букет для мамы из цветов:

Визг + дока (гвоздика)

Идея + хор (орхидея)

Наезд + бука (незабудка)

Угол + ад + лис (гладиолус)

Шок + рама (ромашка).

Составьте названия блюд из всех букв, входящих в слова.

Крот + каша (картошка)

Бобр + редут (бутерброд)

Тоска + пар + шов (простокваша).

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете,

То, что не раз едали вы.

8. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

(всплеск, взгляд, встреча).

9. Счастливый случай.

У одного старика по имени Христофор спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Почему?

(Родился 29 февраля).

10. Анаграмма. Отгадайте слова.

Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник.

11. Метаграмма. Отгадайте слова.

С К в полях меня найдете,

С Г романсы запоете,

С В косички заплетете.

(колос, голос, волос)

12. По определениям определить фразеологизмы:

1) умышленно, намеренно, не замечать чего-либо (закрывать глаза)

2) первое участие в бою, первое испытание на каком-либо поприще (боевое крещение)

3) удрученный, печальный (как в воду опущенный)

4) днем на виду у всех (средь бела дня).

13. Объясните значения словосочетаний:

Грамотный инженер (обладающий знаниями в определенной области);

Грамотный чертеж (выполненный со знанием дела);

Грамотное сочинение (не содержащее ошибок);

Грамотный ученик (умеющий правильно без ошибок писать и говорить).

14. Ответьте на вопросы:

1) Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (уха, каша)

2) Названия каких букв составляют целую эпоху? (эра)

  1. 3 гейм «Ты – мне, я – тебе».

Условие: команды задают друг другу вопросы (по 3 вопроса), которые они подготовили заранее. За правильный ответ команды получают «очко». Жюри называет самый оригинальный вопрос, за который команда получает очко – 1 балл.

5 4 гейм «Темная лошадка».

Загадывается какое-то понятие (в данном случае «Синтаксис»). Даются подсказки. С каждой последующей подсказкой теряется балл за ответ. Дает определение само понятие, скрытое каким-то образом от зрителей. За правильный ответ 5 баллов.

— По происхождению я родом из Греции. Дословно перевожусь как сопостроение, сочетание. Первая буква у меня такая же, как и у этих слов. Часть моего слова принадлежала в древнегреческом языке к военным терминам. ____________________________________________________

— Мой товарищ — пунктуация, мы помогаем друг другу. ____________________________________________________

— Я изучаю предложения и способы сочетания слов в предложении.

— Однокоренное мне слово — это синтаксический. ____________________________________________________

6 5 гейм «Гонка за лидером»

Условие: какая из команд быстрее ответит на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Какая буква русского алфавита всегда стоит пол ударением? (Ё)

2. Главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа. (Подлежащее)

3. Сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части. (Составное именное)

4. Если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже, то. (продолжите) (ставится тире).

5. Второстепенные члены предложения, которые бывают согласованными и несогласованными. (Определения)

6. Сколько букв в русском языке?

7. Анютины глазки росли около крыльца. Подлежащее? (Анютины глазки)

8. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, второй не нужен вообще или не обязателен. (Односоставные)

9. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному и тому же слову. (Однородные)

10. Назовите автора-создателя «Толкового словаря живого великорусского языка» (Владимир Иванович Даль).

11. Соединительные, разделительные, противительные — это. (союзы).

12. Простое глагольное, составное глагольное, составное именное — это. (сказуемое).

13. Второстепенные члены предложения, которые бывают прямыми и косвенными. (Дополнения)

14. Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. (Безличные)

15. Между однородными членами при отсутствии союза. (продолжите) (ставится запятая).

16. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение)

17. Как звали братьев, которые в 19 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мифодий)

18. Сколько склонений в русском языке?

В конце игры суммируются баллы за всю игру, и победители награждаются.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов в рамках недели русского языка и литературы.

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка" для 7 класса

данное мероприятие поможет проверить знания уч-ся по русскому языку, привить интерес к изучению способствовать активации мыслительной деятельности уч-ся; развить интеллект, внимание, память, во.

Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку поможет проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят.

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Час занимательного русского языка " для 5-7 классов с презентацией

Лингвистическая викторина для учащихся 5-7 классов содержит задания, направленные на развитие творческого применения знаний и интереса к изучаемому предмету.

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи.

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Турнир знатоков русского языка среди учащихся 7 класса

В нашей многонациональной стране государственным языком является русский. Писатели-классики от Пушкина до наших современников очень любили, хорошо знали и берегли русский язык. С какой любо.

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка»

Следующий анекдот

· воспитание интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.

ВложениеРазмер
Внеклассное мероприятие по русскому языку 56 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

в рамках «Недели русского языка и литературы»

  • формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;
  • развитие коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения;
  • воспитание интереса к родному языку, истории и культуре русского народа.

Оборудование : листы с заданиями для каждой команды, сигнальные карточки

Формы работы : групповая, индивидуальная

Форма проведения : беседа, викторина

  1. Правила проведения игры
  1. Вступительное слово учителя :

Добрый день, дорогие ребята. У нас с вами необычный урок. Урок-игра. Мы сегодня должны показать ваши знания по основным разделам русского языка, ваше умение разгадывать мудрые языковые загадки. Конечно, успех каждой команды будет зависеть от знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. Желаю удачи всем командам!

Задания для команд .

Учитель : Что изучает раздел науки о языке «орфоэпия»? (вопрос к болельщикам, если таковых нет, то к командам) (ответы учащихся) Вот и начинаем мы с орфоэпической разминки. Расставьте правильно ударения в следующих словах и произнесите их. Время выполнения -3-4 минуты:

  • Слова для 1 группы : красивее, статуя, позвонит, занята, квартал, диспансер, договор, материальные средства, запломбировать; ( 10 баллов)
  • Слова для 2 группы : эксперт, запломбированный, исчерпали, каталог, компетентный, медикаменты, столяр, на складах, ржаветь, танцовщица; ( 10 баллов)
  • Слова для 3 группы : предпринять, силос, углубленное обучение, ненормированный, экспертная, полиграфия, уведомил, таможня, обеспечение. ( 10 баллов)

(жюри слушает и считает правильные ответы)

Учитель : Что изучает фонетика? (ответы учащихся). Сейчас команды будут выполнять задание, в котором нужно будет продемонстрировать знания их этой области языкознания. Время выполнения -3-4 минуты:

Задание для всех групп :

  • определите, сколько букв и звуков в каждом слове: местность, гладкий, бурьян, съемка, каюта . (местность (9б, 7 зв.), гладкий (7б,7зв.), бурьян(6б,6 зв.), съемка(6б,6 зв.), каюта(5б.,6зв.).)
  • запишите слова, переданные фонетической транскрипцией [ прут], [сйэст],[ йэст], [байукат] ( пред, пруд; съест, съезд; ест; баюкать)

Учитель : как известно, словарный состав русского языка постоянно меняется: одни слова устаревают, а другие активно входят в наш язык. Как называется раздел науки о языке, который занимается изучением слова и его значения? ( ответ учащихся)

Задание командам : попробуйте объяснить значение слов и словосочетаний из «Трехъязычного лексикона», который был выпущен в 1704 году Ф. Поликарповым, определите их современное толкование. Время выполнения -3-4 минуты:

  • Извнутряю ( попрошу), зад главы ( затылок), задышка ( отдышка), возглавие ( подушка), крадебница ( воровка), могута( сила), мешанина ( смесь), детоводница ( няня), скус ( вкус), охабка ( объятие), оковрач, очник ( окулист).

Каждая команда читает свой вариант ответа, жюри подсчитывает количество правильных.

Учитель : в русском языке очень много иноязычных слов, но богатство нашего языка проявляется в том, что многие из заимствованных слов можно заменить русскими синонимами. Вот и попытайтесь сейчас это выполнить. Время на выполнение - 3 минуты.

  • Слова для 1 группы : актуальный (важный), антракт ( перерыв), ситуация ( положение), лозунг ( призыв), финал ( завершение);
  • Слова для 2 группы : миссия (задание, роль представительство), эпилог ( заключение), имитация (подражание), шеф ( начальник), триумф ( успех, победа);
  • Слова для 3 группы : теолог ( богослов), дебаты ( споры), пресса ( печать), индекс ( указатель), дилемма ( выбор)

Учител ь : часто, чтобы правильно написать то или иное слово, нужно разобрать его по составу, или выполнить морфемный разбор. Вот и сейчас вам предстоит выполнить такое задание. Как называется раздел науки о языке, который изучает состав слова и способы его образования?

Задание для всех групп : Разберите по составу выделенные слова: Расточка деталей. Из земли показались три росточка .

Учитель : в языкознании есть еще один раздел, который изучает устойчивые выражения слов. Как он называется? (фразеология). Фразеологизм - это языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее. Частота употребления фразеологизмов в речи является одним из показателей сформированности речевой культуры человека. Вот и следующее задание для команд позволит выявить, как участники команд знают значение фразеологизмов и умеют употреблять их в своей речи.

Задание для команд : найдите фразеологизмы среди этих выражений и с 2-3 фразеологизмами придумайте предложения.:

Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть в глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глазам , глаза на мокром месте, глаза разгорелись, темные глаза, глаз подбит, глаз набит.

( Ответы : мозолить глаза, с глазу на глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, глаза открылись, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, глаз набит.)

Учитель : наш русский язык является одним из богатейших языков мира. Это позволяет человеку, владеющему богатым лексиконом, выражать мысли образно, ярко, эмоционально. Сейчас, выполняя следующее задание, каждая команда покажет умение правильно подбирать, находить как можно большее количество эпитетов к слову. ( за каждый правильно подобранный эпитет 1 б.)

Задание для команд : подберите как можно больше эпитетов к словам:

  • Слово для 1 группы : улыбка;
  • Слово для 2 группы : погода;
  • Слово для 3 группы : настроение.
  • Предложения для 1 группы :

А) Цены подорожали (выросли)

Б) Он поднял тост за дружбу ( поднял бокал, произнес тост)

В) Решение, направленное на улучшение отмеченных недостатков ( на искоренение)

Г) В ответ на это мы получили такой ответ ( на это был получен ответ);

  • Предложения для 2 группы :

А) В парке заложено 52 дерева (закладывать парк, сажать деревья, посажено 52 дерева);

Б) Храбрая мысль ( смелая)

В) Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма ( демонстрируется один и тот же фильм)

Г) В 18 веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий ( в Петербурге)

  • Предложения для 3 группы :

А) Мальчик рано возвратился со школы ( из школы)

Б) Кто крайний? ( Кто последний?)

В) Артист впервые дебютировал сегодня ( дебютировал, впервые выступил)

Г) Пессимизм и недоверие в жизнь ( пессимизм и неверие в жизнь)

Учитель : а теперь давайте устроим турнир для капитанов. Капитаны вызываются к доске.

Блиц – опрос. Побеждает в этом задании тот из капитанов, кто первым правильно отвечает на вопрос, и за каждый верный ответ получает по 1 баллу.

  • Сколько букв в русском алфавите? (33 ( с Ё))
  • Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копён)
  • Раздел науки о языке, изучающий географические названия (топонимика)
  • Закончите знаменитую фразу русского языковеда Л.В.Щербы : «Глокая куздра штеко будланула бокра и ……» (курдячит бокренка)
  • Язык на котором ведется богослужение в православных храмах
  • Как называются словари, посвященные происхождению слов? ( этимологические)
  • Определите значение слова десница ( правая рука)
  • Что обозначает слово ВЕЩИЙ в поэме А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»? (мудрый, знающий)
  • На основе какой азбуки было создано русское письмо? ( на основе кириллицы)
  • Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? ( мужского)
  • Какое небесное тело имеет два названия: одно - мужского рода, а другое - женского рода. (Луна, месяц)
  • С какой частью речи никогда не употребляются предлоги? ( с глаголом)

Учитель : очень много в нашей жизни зависит от правильно поставленной запятой. Вспомните знаменитую фразу: «Казнить нельзя помиловать»! Вот и сейчас, команды, выполняя очередное задание, еще раз докажут важность правильной расстановки знаков препинания. Их задание в этом и заключается:

1). Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую» («Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую»)

Расставьте знаки препинания в этом предложении:

2) Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете? ( Не «Бахчисарайский» ли «фонтан» вы перечитываете?)

Учитель: последнее задание будет заключаться в том, что каждая команда должна привести 3-5 весомых аргументов в пользу того, почему важно изучать и хорошо знать русский язык.

( выступление представителя от каждой команды с защитой выработанного группой мнения)

3. Итог занятия. Подсчет жюри набранных командами очков и определение победителя игры. Награждение каждой команды грамотами в соответствии с занятыми местами .

  1. А.О.Орг Олимпиады по русскому языку: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение,1994.-112с.
  2. Е.А. Евлампиева. Занимательные задания на уроках русского языка.- Чебоксары: «Клио»,1997.-60с.
  3. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В.А.Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Рознеталь.- Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990.-255с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку "О слово русское, родное" Урок - викторина по русскому языку и литературе "Русское народное творчество"

Занимательный урок для учащихся 5 класса содержит вопросы по русскому языку и литературе и может быть обобщающим по темам "Лексика", "Словообразование", "Русские народные сказки", "Пословицы и поговор.

Викторина по русскому языку "Счастливый случай" для 7-8 классов

Викторина по русскому языку "Счастливый случай" для 7-8 классов.

урок викторина по геометрии "Счастливый случай"

Повторение понятия параллельные прямые.

Блиц - викторина по ПДД "Cчастливый случай"

Познавательная викторина по ПДД.

Викторина по химии "Счастливый случай", 9 класс.

Технологическая карта урока-викторины по русскому языку «Счастливый случай»

Урок-игра для студентов 1 курса СПО на тему: обобщение знаний по части речи «Имя существительное».

Читайте также: