Филологи утверждают что чеховский рассказ это сплав анекдота и притчи

Обновлено: 22.11.2024

Оценить 1305 0 Содержимое разработки

Валеева Д.Р.

Урок-практикум по литературе в 10 классе. Работа над текстом в формате ЕГЭ

А.А. Чехов «Смерть чиновника» (1883)

Цель занятия: Повторить теоретические понятия о сюжете, композиции, жанре.

1. Чтение текста.

"Я его обрызгал! - подумал Червяков. - Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо".

Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

- Извините, ваше-ство, я вас обрызгал. я нечаянно.

- Ради бога, извините. Я ведь. я не желал!

- Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:

- Я вас обрызгал, ваше-ство. Простите. Я ведь. не то чтобы.

- Ах, полноте. Я уже забыл, а вы все о том же! - сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

"Забыл, а у самого ехидство в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. - И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал. что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает. "

Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов "чужой", успокоилась.

- А все-таки ты сходи, извинись, - сказала она. - Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

- То-то вот и есть! Я извинился, да он как-то странно. Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить. Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.

- Вчера в "Аркадии", ежели припомните, ваше-ство, - начал докладывать экзекутор, - я чихнул-с и. нечаянно обрызгал. Изв.

- Какие пустяки. Бог знает что! Вам что угодно? - обратился генерал к следующему просителю.

"Говорить не хочет! - подумал Червяков, бледнея. - Сердится, значит. Нет, этого нельзя так оставить. Я ему объясню. "

Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

- Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

- Да вы просто смеетесь, милостисдарь! - сказал он, скрываясь за дверью.

"Какие же тут насмешки? - подумал Червяков. - Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!"

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

- Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, - не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с. а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам. не будет.

- Пошел вон. - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

- Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

- Пошел вон!! - повторил генерал, затопав ногами.

В животе Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся. Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и. помер.

Впервые напечатано в журнале "Осколки", 1883, 30, с подзаголовком "Случай"

2. Словарь к рассказу Чехова (по Далю).

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля

Чиновник – служащий государю и жалованный чином.

Сановник – высший чиновник.

Экзекутор (лат.) – исполнитель, чиновник при канцелярии и присутственном месте, на котором лежат полицейские и хозяйственные обязанности.

Экзекуция – исполнение судебного приговора, телесная кара, наказание.

«Корневильские колокола» - оперетта французского композитора 17 века Робера Планкета.

Блаженство – счастье, благополучие, благоденствие.

Полицеймейстер (нем.) – начальник полиции города.

Тайный советник – чин гражданской службы 3 класса (всего 14 классов).

Конфузиться – совеститься, быть в замешательстве.

Статский (нем.) – гражданский, противоположный военному.

Генерал – чин 4 класса.

Ведомство – отрасль, часть государственного управления.

Ваше-ство – Ваше Превосходительство – титул сановников 4 и 3 классов.

Ехидство – злоба, злость, лукавство.

Вицмундир – парадная служебная одежда.

«Аркадия» театр – мифическая страна счастья.

Апартаменты (фр.) – палаты, покои.

Милостисдарь – милостивый государь – вежливое обращение к кому-либо.

Фанфарон – бахвал, хвастун, лгун, пускающий пыль в глаза.

Персона (фр.) – человек, лицо, особа.

Млеть – цепенеть, обмирать, лишаться памяти, сознательности.

3. Жанр «Смерти чиновника»

1)Дайте определение рассказа.

Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии.
2)Докажите, что это рассказ.

В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, три героя, минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал.

3)Филологи утверждают, что чеховский рассказ – это сплав анекдота и притчи.

Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой.
Притча – небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение.

Вы согласны с мнением филологов? Докажите.

- Что такое сюжет? Ход событий в художественном тексте.

- Назовите сюжетные элементы. Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

- Найдите сюжетные элементы в рассказе.

1.Экспозиция. Иван Червяков в театре.
2.Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала.
3.Развитие действия. Червяков ходит извиняться к генералу.
4.Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами.
5.Развязка. Чиновник умер.

- Почему кульминация и развязка почти совпадают?

В жанре рассказа необходим режим экономии.

- Назовите внесюжетные элементы.

Авторские отступления. Вставные эпизоды

- Есть ли в тексте внесюжетные элементы?

В первом абзаце авторское отступление.

- Филологи считают, что у чеховского сюжета есть особенность.

Сюжет «Смерти чиновника» строится кумулятивно.

Кумуляция – нанизывание, присоединение друг к другу однородных событий и персонажей. ( С.Бройтман)

- Докажите. ( История «Смерти чиновника» развёртывается путём присоединения – нарастания попыток извинения, причём финальная катастрофа связана с резкой сменой точки зрения одного из персонажей, а вместе с тем и читателя: меняется позиция и роль генерала, благодаря чему в новом освещении предстаёт исходная сюжетная ситуация.)

1)Дайте определение композиции.

Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.
2)Назовите композиционные приёмы.

Повтор, усиление, противопоставление, монтаж.

3)Какие композиционные приёмы применяет Чехов?

Противопоставление: чихнул – помер.
Повтор: 5 раз извиняется.

Обратите внимание на фамилии и имена главных действующих лиц рассказа. Как они называются в литературе? ( Говорящие имена)

Зачем писатели используют в своих произведениях говорящие имена? (Чтобы можно было сразу увидеть характер человека, его сущность)

Объясните значения говорящих имён в этом рассказе.

Посмотрите на значения имён.

Иван (др.евр.) – Бог даровал, милость Божия.
Дмитрий (др.греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия.
Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль).
Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать (Даль).

Почему такой выбор?

Иван. Бог даровал жизнь герою.

Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает.

Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается.

Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.

7.Ответьте на вопросы:

Как вы думаете, почему у героя фамилия Червяков?

Прочитайте первое предложение рассказа: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор Иван Дмитрич Червяков сидел в театре во втором ряду кресел и глядел в бинокль на сцену». В каком случае слово «прекрасный» использовано в ироническом значении?

Прочитайте еще раз этот эпизод: «Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник, чужой, но все-таки нехорошо. Извиниться надо». Как вы думаете, почему автор использует слово «все-таки»? Почему герой считает, что получилась некрасивая ситуация?

Прочитайте еще раз следующее предложение: «Придя домой, не снимая мундира, он лег на диван и… умер». Как вы думаете, почему Чехов обращает внимание на то, что герой умер, не снимая мундира?

8. Сквозные темы

Чехов продолжает тему «маленького человека», которую развивали Пушкин и Гоголь. Но маленький человек Чехова отличается от героев предшественников. Заполните сравнительную таблицу и, пользуясь ею, опишите маленького человека Чехова, используя материал рассказа «Смерть чиновника».

Следующий анекдот

- работать с текстом, находить в нём нужную информацию, перерабатывать её; владеть речью (монологической, диалогической);
Предметные результаты:
в познавательно сфере - умение анализировать рассказ, дать характеристику Червякову, понимать и формулировать тему, идею;
в ценностно-ориентационной сфере – дать оценку авторской задумки, высказать своё мнение;
в коммуникативной сфере – воспринимать на слух чтение рассказа, отвечать на вопросы по тексту, строить монологический текст;
в эстетической сфере – понимать, какую роль играет художественная деталь в создании образа.

Наглядный материал.

Мультимедийная презентация, портрет Чехова.

Раздаточный материал.

Текст рассказа «Смерть чиновника».

Приложение 1. Рабочая карта учащегося (на каждого).

Приложение 2. Дополнительный материал (на парту).

Оформление доски

Антон Павлович Чехов

Мир «маленького человека» в маленьком рассказе Чехова . Право на пресмыкательство

Иллюстрации к рассказу.

. Отчего умер Иван Дмитрич Червяков?

Сюжет, жанр, хронотоп. Эпиграф к уроку.

Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом,

пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед

людьми. Среди людей нужно сознавать своё

достоинство.

А. Чехов – брату Михаилу

Целеполагание

Сегодня мы продолжаем разговор о замечательном писателе Антоне Павловиче Чехове. Мы вспомнили его биографию, анализировали рассказ «Тоска», были на экскурсии в Доме-музее А.П. Чехова. Таким образом, хоть на немного, но окунулись в мир писателя. Вы уже убедились, я надеюсь, что недаром говорят о красоте чеховского произведения, где словам тесно, а мыслям просторно, где каждое слово значимо и ёмко, как глубокий сосуд с узким горлышком: заглянешь в него, а дна не увидишь…Но увидеть обязательно нужно: для этого необходимо освоиться – тогда глаза станут различать многое, чего не увидишь сразу, с яркого света…

Обратимся к его рассказу «Смерть чиновника».

На доске записаны ДВЕ ТЕМЫ УРОКА. Необычно…Я бы хотела, чтобы вы для себя в конце урока определили, какая тема для вас оказалась важнее.

Сегодня будем анализировать рассказ Чехова «Смерть чиновника».

. Что бы вы предложили для рассмотрения на уроке?(ответы учащихся)

ЦЕЛИ: На сегодняшнем уроке

проанализируем рассказ, поговорим о сюжете его, жанре, хронотопе;

дадим характеристику главному персонажу;

отследим, как развивается тема «маленького человека» в произведении Чехова;

ответим на вопрос: Отчего умер Иван Дмитрич Червяков?

По мере работы на уроке вы заполняете карты, которые находятся перед вами.

Сегодня нам понадобится словарь к рассказу и дополнительный материал.

Какова же история создания рассказа «Смерть чиновника»?

(учащиеся рассказывают, пользуясь дополнительным материалом)

История создания:

По воспоминаниям Чехова, сюжет рассказа «Смерть чиновника» сообщил Антону Павловичу Бегичев (бывший директор московских театров). Он был прост: какой-то человек, неосторожно чихнувший в театре, на следующий день пришел к незнакомому человеку и стал просить извинения за то, что причинил ему в театре беспокойство. Забавный анекдотический случай. «Смерть чиновника» относится к так называемым ранним рассказам писателя. Опубликован в 1883 году в журнале «Осколки» с подзаголовком — «Случай». «Смерть чиновника», как и другие рассказы писателя, включены автором в сборник 1886 года «Пестрые рассказы».

Мотивация познавательной активности

До чтения. Прогноз.

. О чём это произведение? Название – «Смерть чиновника». Ваш прогноз: о чём пойдёт речь?

Знакомство с текстом.

Ваши впечатления…

Формирование умений и навыков

Анализ эпиграфа к уроку.

(Учитель зачитывает строки)

Ничтожество своё сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство.

. Так писал Антон Павлович своему брату Михаилу. Как вы понимаете эту мысль? Какое отношение эта цитата имеет к «Смерти чиновника»?

Переходим непосредственно к анализу произведения. Сюжет.

. Что такое сюжет?

Ход событий в художественном тексте.

. Назовите сюжетные элементы?

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, падение действия, развязка , эпилог.

Задание: Найдите и запишите сюжетные элементы в рассказе (запись в рабочих картах)

1.Экспозиция. Иван Червяков в театре.
2.Завязка. Чиновник чихнул и обрызгал генерала.
3.Развитие действия. Червяков ходит извиняться к генералу.
4.Кульминация. Генерал закричал и затопал ногами.
5.Развязка. Чиновник умер.

Задание: Составьте цитатный план рассказа (запись в рабочих картах)

«…Иван Дмитрич Червяков сидел во втором ряду кресел и…чувствовал себя на верху блаженства».
2. «…нагнулся и…апчхи. »
3. «…старичок…старательно вытирал свою лысину…»
4. «Извиниться надо».
5. «Я извинялся, да он как-то странно…»
6. «Какие пустяки…»
7. «Генерал, а не может понять!»
8. «Пошёл вон. »
9. «…он лёг на диван и…помер».

ВЫВОД: Что нам дает такой расклад событий? Как всегда, у Чехова за простотой сюжета скрывается глубокий смысл. А познать его можно только благодаря художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею

3. Следующий этап: Хронотоп.

. Что такое хронотоп?

Хронотоп - время и пространство в художественном произведении.

Задание (групповая работа)
Давайте вместе проанализируем время и пространство «Смерти чиновника».
Время
Пространство

Один прекрасный вечер

. Какие особенности хронотопа вы заметили?

Всего три дня, чередование мест пребывания чиновника.

ВЫВОД: Что дал нам анализ времени и пространства в произведении.

Происходит, как бы нанизывание сюжета.

Мы видим так называемые страдания героя.

Можно определить жанр произведения.

4. Жанр «Смерти чиновника»

. Каков жанр произведения? Дайте определение рассказа.

Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии.

. Докажите, что это рассказ (ответы учащихся)

В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, три героя , минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал.

Филологи утверждают, что чеховский рассказ – это сплав анекдота и притчи.

Чеховский рассказ уходит своими корнями в традиции анекдота и притчи. Рассказы Чехова – сплав анекдота и притчи.
(Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой.
Притча – небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение)

5. Очень часто писатели используют в своих произведениях так называемые Говорящие имена.

. Что это за прием?

. Зачем писатели используют в своих произведениях говорящие имена?

. Вспомните говорящие имена в произведениях русской литературы?

. Почему у Червякова есть имя, отчество, фамилия, а у генерала только фамилия? (для Чехова генерал второстепенная фигура. Для него важен Червяков. Генерал лишен имени и отчества, и это естественно, потому что мы видим его глазами Червякова, а тот видит только мундир (это слово часто повторяется в тексте) важной персоны)

Посмотрите на значения имён.

Иван (др. евр.) – Бог даровал, милость Божия.
Дмитрий (др. греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия.
Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается
Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать

. Почему такой выбор?

Иван. Бог даровал жизнь герою.

Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает.

Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается.

ВЫВОД: Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.

6. Ключевые слова

Задание. Выпишите ключевые слова(глаголы), создающие образ чиновника.

Глядел – 5 раз. Чихнул – 6 раз. Сконфузился – 3 раза.
Обрызгал – 5 раз. Извиниться – 7 раз. Объяснить – 5 раз.
Бормотал – 3 раза. Простите – 1 раз. Понять – 1 раз

. Как они характеризуют Червякова?

По мере работы над образом Червякова на доске записываем характеристику.

Образ Червякова:

скромный чиновник, «маленький человек»

чиновник не по роду службы, а по натуре

отрекся от своего человеческого достоинства и т.д.

7. Творческое задание. Представьте себе, что о смерти Червякова узнал генерал. Составьте монолог генерала после смерти чиновника.

8. Интерпретация рассказа. «Маленький человек» Чехова

А.П. Чехов обращается к традиционной теме «маленького человека»

. Какие герои в русской литературе – «маленькие люди»? Приведите примеры.

1. Все они занимают одно из низших мест в социальной иерархии.
2. Приниженность, соединённая с ощущением несправедливости, уязвлённой гордостью.
3. «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к «значительному лицу», а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления.

. Червяков – «маленький человек»?

Червякова можно было бы причислить к традиционному в русской литературе типу «маленького человека».

Чехов совершенно по-другому преподносит нам тему «маленького человека».

. Кто может сказать: в чем проявилось новаторство Чехова?

За анекдотической ситуацией в юмористических рассказах Чехова часто проступает психологический парадокс. Парадокс – неожиданное, непривычное, противоречащее здравому смыслу.

. О каком психологическом парадоксе идёт речь в рассказе «Смерть чиновника»?

Традиционная в русской прозе о «маленьком человеке» пара грозный генерал – робкий чиновник в рассказе Чехова перевернулась: скромный чиновник превратился в угнетателя (палача), а превосходительство в угнетаемую жертву. Высокий бюрократический ранг Бризжалова не помешал ему остаться нормальным человеком. Червяков, напротив, и при своём малом чине не личность.
Он писал брату Александру в 1885 году (уже после создания рассказа «Смерть чиновника») о «маленьких» людях: «Брось ты, сделай милость, своих угнетенных коллежских регистраторов! Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту? И где ты там у себя в Азии находишь те муки, которые переживают в твоих рассказах чино-ши? Истинно тебе говорю, даже читать жутко! Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам».

. Вы согласны с такой мыслью М. Рыбниковой: «Это рассказ о СТРАХЕ. Генерал был крупный чиновник, а Червяков – мелкий чиновник. Такой был строй жизни, такая была система, что младшие до ужаса боялись старших. Он десять раз извинялся, тот на него накричал, Червяков испугался и умер» (ответы учащихся)

Не в страхе дело. Червяков не понимает, почему генерал не обругал его. Ведь так ПОЛОЖЕНО. И умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.

. Зачем Червяков преследует генерала?

В творчестве Чехова немало персонажей со стереотипным мышлением, которые живут по «программе». Червяков считает, что генерал должен унижать и карать мелкого чиновника за любую оплошность. Здесь показан «сбой» программы: Червяков не понимает, почему генерал не слушает его извинений. Герой вроде бы делает всё правильно, но добивается обратного эффекта.

. Отчего умер Червяков?

Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» умер оттого, что не был понят и удовлетворён в ПРАВЕ НА ПРЕСМЫКАТЕЛЬСТВО.

. Почему Червяков умер, не снимая вицмундира?

Нарушение логики в поступках людей в произведениях Чехова – это отражение алогизма, абсурдности самой действительности. Заглавие предваряет текст , в котором делается намёк на несовместимость каких-то понятий: смерть не человека, а чинуши, раба. Постоянно автор обращает внимание на несоответствие, контрастность причины и следствия (чиновник чихнул – чиновник «помер»). Безобидный Червяков оказывается своего рода тираном, деспотом. Червяков страшен потому, что на нём, на его добровольном пресмыкательстве, держится вся система низкопоклонства, чинопочитания, унижения и самоунижения.

. Как Чехов относится к своему герою?

В творческом развитии Чехова его ранние рассказы играют очень важную роль. В частности, резко меняется отношение писателя к забитому и приниженному человеку, ставшему таким по собственной вине. Вместо традиционной для предшествующей литературы жалости чувствуется презрение к подобным людям. И прекрасной иллюстрацией этого является рассказ «Смерть чиновника». В ситуации Червякова нет безысходности, и страдания его надуманны. Он сам себя добровольно загоняет в духовное рабство тем, что постоянно унижается, досаждая генералу своими извинениями. Поэтому вряд ли симпатии Чехова могут быть на стороне такого персонажа. Скорее это «антиидеал» автора.

. Какую тему вы запишете в свою рабочую карту? Почему?

. О чем же заставляет нас задуматься этот рассказ?

О том, что человек всегда должен оставаться человеком, нигде не терять своего достоинства и ценить других прежде всего по человеческим качествам, а не по должностям. И убедил нас в этом писатель, посмеявшись над нелепой смертью чиновника Червякова, который забыл о своем человеческом достоинстве и уподобился червю.

. Что делать, чтобы не стать таким, как чиновник Червяков?

Следующий анекдот

Определить место А.П.Чехова в историко-литературном процессе 1880-х годов, выяснить специфику творческих приёмов писателя, рассмотреть жанровые особенности и поэтику юмористического рассказа «Смерть чиновника», определить своеобразие его содержания и проблематику. Подвести учеников к определению проблемы, поднятой автором в рассказе, авторской позиции в ее раскрытии. Определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения.

Планируемые результаты:

Личностные: умение определять нравственные ценности произведения, обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиции их ценностей для людей, совершенствование духовно- нравственных качеств человека; развитие коммуникативной компетентности в процессе анализа художественного произведения.

Метапредметные: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, находить небходимую информацию в различных источниках, ставить для себя новые задачи в учёбе, организовывать учебное сотрудничество, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Научатся: характеризовать тематику и проблематику произведения, особенности изображения представителя типа «маленького человека» писателем, объяснять смысл заглавия рассказа.

Получат возможность научиться: понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, выяснить специфику творческих приемов Чехова.

Предтекстовой структурный элемент урока.

1-й этап. Вхождение в тему урока.

Учитель информирует учеников о теме урока, сообщает о подборе образовательного учебного материала, которым будут пользоваться на уроке, о целях и задачах урока, об использование интерактивной доски на уроке, об основных видах деятельности на уроке

2-й этап. Подготовка учащихся к анализу произведения.

Актуализация имеющихся знаний об А. П. Чехове:

- Что вы знаете о жизни и творчестве Чехова? (Учащиеся представляют ответ на вопрос в форме литературной визитки)

- Учитель: - Обратите внимание на даты рождения и смерти писателя (1860 – 1904 г.г.). Чехов родился за год до отмены крепостного права и умер за год до начала первой русской революции. Это довольно сложный период в истории нашего государства.

В литературу Чехов входил в 80-е годы XIX века.Это эпоха разочарований, эпоха переоценки ценностей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не искал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он просто эту Россию любил, любил искренне, со всеми её недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в её повседневном течении.

В его мире множество субъективных «правд», каждая из которых значима и самоценна. Его герои произносят: «Никто не знает настоящей правды» («Дуэль»), «Ничего не разберёшь на этом свете» («Огни»). Чеховская модель мира – вселенная, распавшаяся на множество отдельных «осколков», внешне ничем не связанных между собой. Юмор и сатира – важные координаты чеховской поэтики.

3-й этап. Словарная работа

Давайте разберемся в терминологии.

- Что сближает и что различает понятия юмор и сатира ?

« Из секретов литературоведения»

Юмор – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие. Отличается более мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей.

Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, поступков.

Ирония - особый вид комического, осмеяние , насмешка. Отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.

Подтекст -скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.

Проблема рассказа заявлена в самом заголовке, представляющее сочетание противоположных понятий.

Это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника, некого механизма. В рассказе умирает не столько человек, сколько его внешняя оболочка.

Идея - не нужно унижаться, а помнить о чувстве собственного достоинства.

4-й этап. Сопоставление юмористических А.П. Чехова и рассказов разных авторов.

- А.П. Чехов начал свой писательский путь как юморист.

-Давайте вспомним, какие юмористические произведения писателя вы уже читали. Что их отличает от произведений других авторов?

( Школьники вспоминают такие произведения, как «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Тоска» и др. Ожидаемые размышления учащихся: в рассказах предоставлена галерея человеческих характеров;: глупых, трусливых, жалких, жестоких, несчастных и др.; в рассказах есть что-то смешное, что-то грустное, авторская позиция проявляется чётче .)

- Какова проблема этих рассказов? ( Проблема «маленького человека»)

- В каких произведениях русской литературы вам уже встречался образ «маленького человека»? (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина, Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» Н.В. Гоголя. )

- Каково социальное положение и мироощущение этих героев? (Герои — мелкие чиновники, которые всего боятся и не стремятся изменить свой общественный статуе. Они страшатся перемен в своей жизни, ощущая их как величайшую катастрофу.)

- В чём сходство пушкинского и гоголевского сюжетов о «маленьком человеке»? (В сюжетах неизбежна встреча «маленького человека» со «значительным лицом», на которую решается «маленький человек», в результате чего и гибнет, потому что весь мир противостоит ему.)

- Каково авторское отношение к «маленькому человеку»? (Авторы относились к нему сочувственно, вызывая у читателя сострадание.)

- Какое главное чувство вызывал мир у «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя ? (Главное чувство — страх.)

- Можно ли утверждать, что в основе пушкинского и гоголевского сюжетов лежит обыденный случай, почти анекдот? Обоснуйте свой ответ. Пушкина и Гоголя анекдотичность происшедшего, смешная сторона жанра уступают место драматизму, серьёзному содержанию, имеющему своей целью решение гуманистических задач.)

Учитель. Филологи утверждают, что чеховский рассказ – это сплав анекдота и притчи.

Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой.
Притча – небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение.

- Вы согласны? Почему?

5-й этап. Анализ произведения А.П. Чехова «Смерть чиновника».

Обращение к эпиграфу урока:

«Ничтожество своё сознавай, знаешь где?

Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой,

природой, но не перед людьми. Среди людей

нужно сознавать своё достоинство.»

(Из письма Чехова брату)

- Прочитайте слова Чехова из письма брату.

- Как вы понимаете эту мысль?

- Какое отношение эта цитата имеет к «Смерти чиновника»? (В произведение затронута проблема «маленького человека»)

- В рассказе «Смерть чиновника» очень небольшой объём, минимум событий, экономное повествование, неожиданный финал и всего три героя. Кто, на ваш взгляд, «маленький человек»? ( Иван Дмитриевич Червяков)

- Подумайте, о чём говорят имя, отчество и фамилия героя?

Иван (др.евр.) – Бог даровал, милость Божия.
Дмитрий (др.греч.) – посвящённый Деметре, богине плодородия и земледелия.
Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль).
- Почему такой выбор?

( Иван. Бог даровал жизнь герою.

Дмитрий. Связь с землёй, по которой ползает.

Червяк. Животное, которое ползает по земле, пресмыкается.)

- К какому выводу вы пришли, узнав значение фамилии, имени, отчества героя?

(Герою сам Бог подарил жизнь человека, а он превратил её в жизнь животного.)

Текстовой фрагмент урока

- Определите виды информации в рассказе. Подтвердите цитатами из текста.

1.Фактуальная информация.
Чиновник Червяков в театре чихнул и обрызгал генерала. Пять раз он извинялся, довёл Бризжалова до нервного срыва и умер.
2.Концептуальная информация.
Червяков уже по натуре чиновник, а не человек.

3.Подтекстовая информация.
«Маленький человек» может быть ещё более страшным тираном, чем крупный начальник.

- Найдите в тексте ключевые слова, доказывающие, что Червяков «маленький человек».

- Как в первом предложении создаётся комический эффект? ( Прекрасный вечер — прекрасный экзекутор <неожиданность>; фамилия — Червяков <ничтожество>; смотрел в бинокль на сцену с близкого расстояния <несоответствие> и др

Работа в тетради.

- Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала :(Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.)

- Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала?

(Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста)

- Сопоставим начало и конец: название и последнее предложение, первое и последнее предложения.

Начало – смерть.
Конец – помер.

- Сформулируйте авторскую позицию. ( В ситуации Червякова нет безысходности, и страдания его надуманны. Он сам себя добровольно загоняет в духовное рабство тем, что постоянно унижается, досаждая генералу своими извинениями. Поэтому вряд ли симпатии Чехова могут быть на стороне такого персонажа. Скорее это «антиидеал» автора.)

Посттекстовой структурный элемент урока.
Реализация обратной связи: выводы и заключения.

-Каковы, на ваш взгляд, истинные и ложные представления героев рассказа? (Истинные ценности: человеческая индивидуальность, совестливый, честный, безупречный труд, семья, дом, не одинок Ложные: страх перед сильным мира сего, подобострастие, чинопочитание, приниженность самоуничтожение лишают героя уважения к себе и свободы.)

- Что понимал под ценностью человеческой личности сам Чехов? ( Ценность человеческой личности в ней самой, в её индивидуальности, а не в её величии и необыкновенности)

- Каким жизненным принципам вы отдаете предпочтение, считаете правильными и необходимыми?

- В чем причина произошедшего с героем рассказа:«все дело в среде», или «все дело в случае»? (Беда в том, что Червяков не может отказаться от психологии чиновника и,как следствие, от психологии «маленького человека», потому что она составляет его внутреннюю сущность. Какие бы он ни делал попытки, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, он же его и растаптывает.

Умирает чиновник, а не Человек, умирает образ мысли, психология «маленького человека», превратившегося в «мелкого человека».)

«Если личность подчиняется силе обстоятельств и в ней постепенно гаснет
способность к сопротивлению, то она, в конце концов, теряет все истинно
человеческое, что ей было свойственно», — так Полоцкая пишет о совершенно
другом рассказе.

- Но как это все соотносится с рассказом «Смерть чиновника»?
( Планируемые ответы учащихся. Герой произведения, возможно, остался верен себе и истинным жизненным
ценностям, но где-то глубоко внутри. А на деле он пошел по ложному пути и
сам растоптал свое человеческое достоинство. Окружение только помогло ему
сделать шаг в неверном направлении.
В рассказе, правда, есть один персонаж, который, хоть и шутя, но пытается
остановить Червякова в его желании унижаться, выпрашивая
прощения. Это жена Червякова: «Придя домой, Червяков рассказал жене
о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно
отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что
Бризжалов «чужой», успокоилась». Жена чиновника живет по каким-то своим не
писаным законам, она очень далека от каких-либо ценностей. Для нее оказалось
важнее мнение о человеке, чем сам внутренний мир этого человека. Иван
Дмитриевич Червяков еще более утвердился в своей низости
Червяков ведет себя не как личность, он заменяет это понятие своим социальным
положением. Этой ложной ценности он и следует на протяжении всего рассказа.
Случайно обрызгав сидящего впереди генерала, «Червяков сконфузился, глупо
улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, уж блаженства больше не
чувствовал. Его начало помучивать беспокойство». И герой начинает свою эпопею
с бесконечными извинениями. Но на мгновение чиновник словно прозревает,
понимает, что пошел по ложному пути. «Вовсе тут нет никаких насмешек!
Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же больше извиняться перед
этим фанфароном!» Значит в нем, где-то очень глубоко, таится все-таки мысль о
том, что человеческое достоинство превыше всего на свете, что это и есть самая
главная ценность человеческой личности.
Однако Червяков не следует этому вновь открывшемуся для него пути. Он
подчиняется той роли и положению, что определило для него общество.
Путь каждого персонажа, да и вообще, наверное, любого человека должны
освещать только истинные ценности. Без этого, как видно из рассказов Чехова,
жизни нет или она пуста. Жизнь жестоко наказывает человека за омертвение
души. Писатель утверждает, что самая главная ценность в жизни - внимание и
любовь к обычным простым людям.)

6-й этап. Сопоставление «Смерти чиновника» со стихотворением Беранже «Знатный приятель».

Читает ученик.

Пьер Жан Беранже

Я всей душой к жене привязан

Я в люди вышел. Да чего!

Я дружбой графа ей обязан.

Легко ли! Графа самого!

Делами царства управляя,

Он к нам заходит, как к родным.

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С его сиятельством самим!

Прошедшей, например, зимою

Назначен у министра бал;

Граф приезжает за женою,—

Как муж, и я туда попал.

Там, руку мне при всех сжимая,

Назвал приятелем своим.

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С его сиятельством самим!

Жена случайно захворает —

Ведь он, голубчик, сам не свой:

Со мною в преферанс играет,

А ночью ходит за больной.

Приехал, весь в звездах сияя,

Поздравить с ангелом моим.

Какое счастье! Честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С его сиятельством самим!

А что за тонкость обращенья!

Приедет вечером, сидит.

- Что вы всё дома. без движенья.

Вам нужен воздух. — говорит.

- Погода, граф, весьма дурная.

- Да мы карету вам дадим! —

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним!

С его сиятельством самим!

Зазвал к себе в свой дом боярский:

Шампанское лилось рекой.

Жена уснула в спальне дамской.

Я в лучшей комнате мужской.

На мягком ложе засыпая,

Под одеялом парчевым,

Я думал, нежась: честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С его сиятельством самим!

Крестить назвался непременно,

Когда господь мне сына дал,—

И улыбался умиленно,

Когда младенца восприял.

Теперь умру я, уповая,

Что крестник взыскан будет им.

А счастье-то, а честь какая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С его сиятельством самим!

А как он мил, когда он в духе!

Ведь я за рюмкою вина

Хватил однажды: — Ходят слухи.

Что будто, граф. моя жена.

Граф,— говорю,— приобретая…

Трудясь. я должен быть слепым.

Да ослепит и честь такая!

Ведь я червяк в сравненье с ним!

В сравненье с ним,

С его сиятельством самим!

- Что сближает эти произведения?

Слушаются высказывания о том, насколько предметно и конкретно реализовались цели урока.

Домашнее задание.

1)Ответьте письменно на вопрос: «Как я борюсь в себе с «маленьким человеком».

2) Сопоставьте «Смерть чиновника» со стихотворением Беранже «Знатный приятель».Что общего и чем отличаются разные по форме и содержанию произведения?

Читайте также: