Драгунский и в шутку и в серьез

Обновлено: 26.12.2024

Методическая разработка в форме технологической карты к уроку литературного чтения или для внеклассной работы в 3-4 классе.

ВложениеРазмер
dragunskiy_dlya_detey.docx 21.77 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»

Разработка урока литературного чтения по теме: А. Твардовский "Рассказ танкиста"

Урок по УМК "Планета знаний" в рамках темы "Прошла по земле война". К уроку прилагаются три презентации: "Презентация урока", "Биография А.Твардовского", "Сталинградская битва".

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче.

Урок литературного чтения по теме "Нравственный смысл рассказа В.Драгунского "Тайное становится явным", 2 класс, УМК "Школа России"

2 класс Школа "России".

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по рассказу В.Осеевой "Плохо".Главными целями на данном уроке является создание условий для полноценного восприятия рассказа В.Осеевой.Также ос.

Презентация "И в шутку, и всерьёз. Рассказы Виктора Драгунского".

Презентация-викторина по произведениям замечательного детского писателя содержит также краткую информацию о жизни и творчестве Виктора Драгунского. Может быть использована как на уроке литературного ч.

Методическая разработка. Урок - викторина «И в шутку и всерьёз»

Обобщить и систематизировать знания по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; поддерживать интерес к чтению.

Следующий анекдот

У серьезных учёных есть такой метод решения сложных проблем. Он называется «мозговая атака». Если дело окончательно зашло в тупик, собирают компанию умных людей и начинают. играть в «чепуху», то есть начинают вслух выдвигать любые идеи, какие кому в голову взбредут. — даже самые фантастичные.

Среди вороха идей очень часто оказывается именно та неожиданная, но верная идея, которую раньше никак не могли найти.

Такова роль фантазии в науке. Учёному, инженеру, любому специалисту она нужна не меньше, чем поэту. И здесь роль всяких нелепиц, небылиц, перевёртышей огромна.

Как только случается что-то необыкновенное, сразу появляются вопросы: что это такое? И может ли такое быть?

Предварительный просмотр:

Тема: И в шутку, и всерьёз. Рассказы Виктора Драгунского.

• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему, какие эмоции вызвало содержание текста)

Ι. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Выставка иллюстраций к одному из стихотворений. Выразительное чтение стихов наизусть по предыдущему домашнему заданию

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, иллюстрировать фрагменты произведения.

II. Развитие умений.

Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора».

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название, фамилию автора. Вы согласны с утверждением, которое автор вынес в заглавие рассказа? Почему? Объясните.

– Как вы думаете, почему рассказы Драгунского называются «весёлыми»? Должен ли человек уметь смеяться над собой, относиться к некоторым жизненным ситуациям с юмором? А хотите знать, что думает об этом писатель Виктор Драгунский?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение части 1 (дети читают самостоятельно, про себя).

2. Выявление первичного восприятия.

– В части 1 сначала смеются Дениска и Мишка. Над чем?

– Кто такие лемуры? (слово вынесено на доску, для наглядности подобрана иллюстрация) Лемур – полуобезьяна с длинным хвостом и удлинёнными задними конечностями. Живёт в тропических лесах.

– А в конце этой части Дениска смеётся один. Почему?

– Можете ли уже сказать, у кого из героев есть чувство юмора?

3. Первичное чтение частей 2 и 3 (вслух, комбинированное чтение).

При чтении части 2 в конце нужно провести диалог с автором:

После предложения «Они оба на меня смотрели и хохотали» (Они смеялись почему-то или над кем-то?)

«…мы этого ещё не проходили» (А Дениске было смешно? Почему?)

«…такого скоро выгонят из школы» (Вы поняли, почему Дениска ушёл? Что он чувствовал?)

При чтении части 3 нужен небольшой комментарий:

«…я могу уйти из дома прямо на целину» (Что такое целина, куда собрался Дениска? Это освоение никогда не паханной земли в Казахстане, Поволжье, Сибири. В 1954–1960 годы в эти места ехали люди, особенно молодёжь, чтобы осваивать, покорять дикие степи, пахать землю и выращивать урожай хлеба.)

– Вот как Дениска обиделся на папу за эту задачу и как ему жалко себя – он даже собирался уйти из дому на целину!

4. Обобщающая беседа.

а) – Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу? ( Слушаем версии детей. ) А почему всё-таки он обиделся? (Принял задачу на свой счёт, решил, что несправедливо папа про него говорит; обиделся, что папа с Мишкой смеялись.)

б) – Почему папа первый подошёл к Дениске, нашёл его за вешалкой? (Папа понял, что Дениска обиделся, чувством юмора он ещё не обладает в полной мере. Папа старается смягчить ситуацию и помочь сыну научиться смеяться над собой.)

в) – Есть ли у Дениски чувство юмора? (Не совсем.) А у его отца? (Конечно. Задачку придумал смешную и полезную.)

г) – Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? (Задача заставила сына задуматься о своём обычном поведении и критически взглянуть на себя со стороны.)

5. Самостоятельное перечитывание текста про себя, выполнение заданий по вариантам .

I вариант: выписать ключевые слова.

II вариант: составить простой план.

Проверка по окончании работы.

3. Работа с текстом после чтения.

1. Итоговая беседа.

– Как бы вы теперь ответили на вопрос темы урока?

– Как вы думаете, кому живётся лучше: человеку, обладающему чувством юмора, или тому, кто не имеет этого чувства?

– А у вас есть чувство юмора?

– Чему научил вас рассказ В. Драгунского?

2. Рассказ учителя о В. Драгунском с презентацией и викториной по произведениям автора:

Родился Виктор Юзефович в Нью-Йорке. Это большой город в Америке. Детство его прошло в Гомеле, небольшом зелёном городе, что находится в Белоруссии.

В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил собственным театром, который назывался «Синяя птичка». А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый это был Дед Мороз. В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветном бульваре в Москве, рыжим клоуном – в лохматом рыжем парике. Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами, чтобы у них было хорошее настроение.

Когда у В. Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы», потом «Он живой и светится», «Расскажите мне про Сингапур», «Человек с голубым лицом». Всего В. Драгунский написал около 90 рассказов.

А сейчас мы с вами вспомним некоторые из произведений В. Драгунского. На слайдах будут фрагменты из рассказов писателя, вам нужно узнать название произведения, главных героев и вспомнить, чем закончились эти истории.

слайд 6 – «Арбузный переулок»,

слайд 7 – «Где это видано, где это слыхано»,

слайд 8 – « Девочка на шаре»,

слайд 9 – «Куриный бульон»,

слайд 10 – «На Садовой большое движение»,

слайд 11 – «Пожар во флигеле».

слайд 12 – Желаем новых открытий!

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формирова ли?

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

IV. Домашнее задание.

1. Пересказать рассказ, используя план и опорные слова.

2. Ответить письменно на вопрос: что такое чувство юмора?

Литературное чтение. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. 5-е изд.- М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.- (Школа России).

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс.- 2-е изд. М.: ВАКО, 2016.- 432 с.- (В помощь школьному учителю).

Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. – М.: Изд-во Эксмо, 2015.

Драгунский В. Ю. Денискины рассказы: (рассказы)/ Виктор Драгунский. – М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВТК, 2017.

Следующий анекдот

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.

2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях - М : Просвещение, 2013

Цели: обобщить знания по разделу.

Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений; развивать память, мышление, внимание; развивать интерес к чтению.

Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем особенности юмористических произведений.

Научимся обобщать полученную информацию.

Сможем охарактеризовать героев произведений.

Основное содержание урока

Все наши произведения относились к разделу «И в шутку и всерьез» и имели в своей основе юмористические черты. Давайте повторим, что такое юмор – это умение видеть в происходящих событиях или в окружающих явлениях что-то смешное и радостное. Что означает, когда про человека говорят «он обладает чувством юмора»? Имеется в виду, что он способен тонко подмечать забавные мелочи, что он веселый, что любит посмеяться или рассмешить других. Как мы увидели в прочитанных произведениях, их авторы имели очень хорошее чувство юмора. Строки их стихотворений и рассказов наполнены разнообразными шутками и литературными приемами, которые вызывают у нас улыбку. Этими приемами были метафоры, олицетворение, использование четкого ритма и повторения слов. Вспомним поподробнее, что означает каждый из приемов:

Литературный прием – все средства, которыми писатель пользуется для построения композиции в тексте.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Ритм – постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.

Прием повторения - литературный прием повтора одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста.

Теперь давайте вспомним краткое содержание всех произведений. Стихотворения Б.Заходера были о красоте всего мира, о взглядах на это разных представителей нашей планеты. Песенки Винни-Пуха наполнены радостью и уверенность медвежонка в себе и своих вкусах.

Забавные произведения Э.Успенского рассказали нам о добром наивном Чебурашке; о мечтателе-мальчике, который думал, что маме могут помогать только девочки; о громе, который мешал спать всем жителям дома; о хвастунишке, который так смешно перепутал все слова в маленькой фразе.

В.Берестов познакомил нас с четвероногим другом и путешествующими старичками, а И.Токмакова – со словами без смысла и удивительной страной с ожившими предметами.

Произведение Г.Остера все мы помним по чудесным мультфильмам об обезьянке, слоне, попугае и удаве.

В.Драгунский научил нас отвечать за свои действия, думать о совершаемых делах и очень познавательно описал все чувства мальчика, не желавшего есть кашу.

Повторим также основные выводы, которые мы сделали с вами, изучив все произведения:

- Смех улучшает здоровье и продлевает жизнь, поэтому смеяться нужно как можно чаще!

- Однако в важных делах надо быть ответственным и серьезным человеком.

- Важно уважать и ценить чужое мнение, даже если оно не совпадает с нашим собственным.

- Для того чтобы иметь настоящих друзей, нужно самому быть искренним, добрым, щедрым и заботливым другом.

- Человек должен всегда отвечать за свои поступки.

Вот сколько нового и важного мы узнали, прочитав такие разнообразные произведения! А сколько всего интересного ожидает нас впереди благодаря стараниям других детских писателей, с которыми мы будем знакомиться дальше!

Подготовьте проект о том произведении из пройденного раздела, которое понравилось вам больше всего. Опишите, чем именно оно вам понравилось и придумайте к нему собственную иллюстрацию.

Тема проекта: ______________________________

Описание и иллюстрация:

Разбор типового тренировочного задания

Подберите правильные названия произведений к картинкам

Произведения «Знакомый», «Что красивей всего», «Винни Пух», «Тайное становится явным», «Будем знакомы», «Память»

Правильный ответ:

«Что красивей всего»

«Тайное становится явным»

Контрольное задание, 1 вариант:

Подчерните все слова из стихотворения, указывающие время суток:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!

Правильный ответ:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!

Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!

Следующий анекдот

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.

2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях - М : Просвещение, 2013

Цели: обобщить знания по разделу.

Задачи: научиться понимать и анализировать содержание произведений; развивать память, мышление, внимание; развивать интерес к чтению.

Ожидаемые результаты: На уроке мы узнаем особенности юмористических произведений.

Научимся обобщать полученную информацию.

Сможем охарактеризовать героев произведений.

Основное содержание урока

Все наши произведения относились к разделу «И в шутку и всерьез» и имели в своей основе юмористические черты. Давайте повторим, что такое юмор – это умение видеть в происходящих событиях или в окружающих явлениях что-то смешное и радостное. Что означает, когда про человека говорят «он обладает чувством юмора»? Имеется в виду, что он способен тонко подмечать забавные мелочи, что он веселый, что любит посмеяться или рассмешить других. Как мы увидели в прочитанных произведениях, их авторы имели очень хорошее чувство юмора. Строки их стихотворений и рассказов наполнены разнообразными шутками и литературными приемами, которые вызывают у нас улыбку. Этими приемами были метафоры, олицетворение, использование четкого ритма и повторения слов. Вспомним поподробнее, что означает каждый из приемов:

Литературный прием – все средства, которыми писатель пользуется для построения композиции в тексте.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Ритм – постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных, - слогов ударных и безударных.

Прием повторения - литературный прием повтора одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста.

Теперь давайте вспомним краткое содержание всех произведений. Стихотворения Б.Заходера были о красоте всего мира, о взглядах на это разных представителей нашей планеты. Песенки Винни-Пуха наполнены радостью и уверенность медвежонка в себе и своих вкусах.

Забавные произведения Э.Успенского рассказали нам о добром наивном Чебурашке; о мечтателе-мальчике, который думал, что маме могут помогать только девочки; о громе, который мешал спать всем жителям дома; о хвастунишке, который так смешно перепутал все слова в маленькой фразе.

В.Берестов познакомил нас с четвероногим другом и путешествующими старичками, а И.Токмакова – со словами без смысла и удивительной страной с ожившими предметами.

Произведение Г.Остера все мы помним по чудесным мультфильмам об обезьянке, слоне, попугае и удаве.

В.Драгунский научил нас отвечать за свои действия, думать о совершаемых делах и очень познавательно описал все чувства мальчика, не желавшего есть кашу.

Повторим также основные выводы, которые мы сделали с вами, изучив все произведения:

- Смех улучшает здоровье и продлевает жизнь, поэтому смеяться нужно как можно чаще!

- Однако в важных делах надо быть ответственным и серьезным человеком.

- Важно уважать и ценить чужое мнение, даже если оно не совпадает с нашим собственным.

- Для того чтобы иметь настоящих друзей, нужно самому быть искренним, добрым, щедрым и заботливым другом.

- Человек должен всегда отвечать за свои поступки.

Вот сколько нового и важного мы узнали, прочитав такие разнообразные произведения! А сколько всего интересного ожидает нас впереди благодаря стараниям других детских писателей, с которыми мы будем знакомиться дальше!

Подготовьте проект о том произведении из пройденного раздела, которое понравилось вам больше всего. Опишите, чем именно оно вам понравилось и придумайте к нему собственную иллюстрацию.

Тема проекта: ______________________________

Описание и иллюстрация:

Разбор типового тренировочного задания

Подберите правильные названия произведений к картинкам

Произведения «Знакомый», «Что красивей всего», «Винни Пух», «Тайное становится явным», «Будем знакомы», «Память»

Правильный ответ:

«Что красивей всего»

«Тайное становится явным»

Контрольное задание, 1 вариант:

Подчерните все слова из стихотворения, указывающие время суток:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!

Правильный ответ:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора,
Хозяева зевают.
Вот если гость придет с утра
Такого не бывает!

Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!»
(Они Ужасно Рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам-парам, парам-тарам -
Ходите в гости по утрам!

Читайте также: