Для чего нужны шутки

Обновлено: 30.04.2024

Современный человек стал уделять мало времени своему досугу и развлечениям, которые позволяют отвлечься от обыденной рутины и постоянства бытовой жизни. Даже медицинские работники утверждают, что необходимо уделять особое внимание эмоциональному состоянию организма, так как именно от него зависят все физиологические процессы, происходящие в нем. Главной разрядкой, приносящей положительные эмоции в середине рабочего дня, является шутка. Шутки могут быть достаточно разнообразные, как видеоролики, так и словесные. Если ваше утро начинается с посещения виртуального пространства, наилучшим вариантом будут короткометражные простые сюжеты, высмеивающие все возможные жизненные ситуации.

Также замечено, что в основном шутки и анекдоты пишутся в тех случаях, когда проходит определенного рода мероприятие, где случаются внезапные смешные казусы. Это могут быть истории про конкретный футбольный матч, случаи в магазине или аптеке, про конкретную личность (историческую, политическую и др.). Большой популярность пользуются и шаржи – графические шутки, которые подчеркивают конкретное отличие того или другого человека от остальных, выделяющее его среди толпы.

Но написать шутку может не каждый. Для правильного ее составления, чтобы она вызывала у людей смех и положительные эмоции, необходимо учитывать ряд установленных правил: ритм, точное попадание, время на прочтение. Ведь согласитесь, если байку читать долгое время, она станет скучной даже в том случае, если будет содержать достаточно хорошие иронические элементы. Хорошая шутка должна иметь свою изюминку, которой будет выделяться среди остальных, и точность, подчеркивающую конкретный предмет высмеивания или же комичную ситуацию. Еще одним важным элементом является правильная расстановка слов в шутке.

Шутки делятся в зависимости от тематики: политические - когда употребляется сатирические образы, профессиональные – высмеивающие тонкости каждой существующей профессии, религиозные – включающие подшучивания над профессиями, понятиями, различными конфессиями, юмор над самим собой, слоновьи – пишутся в загадочных формах с присутствием обязательного элемента – слона, и др.

Но перед тем, как шутить, следует внимательно изучить шутку, чтобы ее содержанием никого не обидеть.

Толстый и тонкий

От уровня интеллекта зависит «толщина» юмора. Чем выше первый , тем тоньше второй.

Мыслительные способности делятся на технические и социальные.

Шутки в Интернете.

Шутки в Интернете.

Например , человеку , у которого более развит технический ум , легче «щелкать» математические задачи , а не придумывать и понимать шутки. Люди со слабо развитым чувством юмора могут быть менее коммуникабельны , чем остряки.

Основные теории возникновения юмора:

Теория превосходства: человек смеется тогда , когда ощущает свое превосходство над теми или иными явлениями , событиями или людьми. Одним из первых этот психологический механизм описал Платон.

Теория несоответствия: человек смеется тогда , когда становится свидетелем абсурдных явлений , наблюдает несоответствие канонического образа и реального факта. Создатель этой теории — шотландский философ Фрэнсис Хатченсон.

Теория утешения: смех — физиологическая реакция на нервное напряжение и перевозбуждение. Радость и страх — родственные эмоции. Только следствием первой является смех , а второй — дрожь. Другими словами , человек , смеясь , «освобождается» от эмоционального груза. Версию сформулировал английский философ Герберт Спенсер.

Теория переключения: шутка — способ игры когнитивными механизмами , с помощью которых человек воспринимает реальность серьезно. Юмор нужен для удовольствия и перезагрузки. Эту точку зрения выдвинул американский психолог Майкл Аптер.

Личностная теория: юмор — инструмент самопознания и способ самореализации. Теорию выдвинули американские психологи Гордон Олпорт и Абрахам Маслоу.

Шутки в Интернете.

Шутки в Интернете.

Одинокие шутки

Невозможно не заметить , что за последние годы изменился и вид шутки. Она перевоплотилась из слова в картинку — мем.

Мем — любой символ или идея , передающиеся от человека к человеку с помощью жестов , речи , письма и т. д. Термин был введен английским эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген».

Однако и это безобидное «существо» внесло коррективы в коммуникацию людей.

Шутки в Интернете.

Шутки в Интернете.
Елена Владимирова,
семейный психотерапевт:

Понятно , что мы перешли из реальной жизни в виртуальную. На юморе это тоже сказалось. Ведь , например , анекдоты работают в живой беседе за чаем. Читать их обычно не хочется.

А мемы воспринимаются легко и быстро. Отправляются куда угодно за доли секунды. И даже если поделиться не с кем , можно листать в одиночку. Чем реже люди встречаются , тем больше у них появляется новых способов общения. Мемы — один из них.

Следующий анекдот

Любите ли вы анекдоты? Вспоминая свои впечатления от первого услышанного анекдота, могу сказать, что мне было вовсе не смешно. Анекдот был глупый и отнюдь не толерантный. Про киргиза и китайца, которых послали работать на стройку большого дома. Китаец сверху клал кирпичи, а киргиз внизу подметал мусор. Вдруг у китайца выпал из рук кирпич и полетел вниз. Китаец закричал - бергис! (тут изображается акцент при слове - берегись). А киргизу почудилось, что вальяжный китаец насмехается и кричит - киргиз! В ответ на это тут же кричит в ответ - а ты китай! Китайцу слышится - а ты кидай! И он кидает второй кирпич вниз. И убивает киргиза. Такой вот анекдот. Мама рассказала. Мне было лет пять и я чуть не заплакал. Жалко было глуховатого и непонятливого киргиза. С той поры много слышал анекдотов, смешных и глупых, но в памяти они никогда не оседали.

Когда читал книгу Юрия Никулина "Почти серьёзно", поражался его феноменальному умению хранить в памяти сотни анекдотов.

Когда в компании начинали рассказывать анекдоты, я понимал, что темы для разговоров исчерпаны и можно идти домой. Почему-то казалось, что все любители анекдотов какие-то легкомысленные, с ними серьёзная тема обязательно сведётся к шуточкам, а на любую жизненную ситуацию у них всегда в запасе свежий анекдот.

Анекдот года. Какой год, такой и анекдот. Анекдот года. Какой год, такой и анекдот.

Удивительное свойство памяти - могу вспомнить какие-то песни, стихи, не говоря уже о мелких деталях из многочисленных фильмов и книг, а вот анекдоты удаляются сразу в мусорную корзину, не давая засесть в голове хотя бы на день-другой. И вопрос, который я задаю самому себе - услышь я в детстве какой-нибудь другой анекдот, возможно, и отношение было бы совершенно иное?

Две собаки встречаются на газоне. Молодая собака спрашивает старую:
- Слушай, удивительно - почему собаки всегда намордники носили, а люди только сейчас начали?
Старая отвечает:
- Да мы. блин, даже в космос раньше них полетели.

А вы любите анекдоты? Можете ли вспомнить самый смешной?

Подписывайтесь , комментируйте , обратная связь всегда радует и даёт понять, что пишу не только для своих старых друзей, но и для новых читателей. Рад всем! Пишу не только о странной музыке и своих путешествиях , но и о том, что было, есть и будет!

Уколоть в больное

Также важно выяснить , в чем именно заключается «проблема Несмеяны». Причин может быть две: неумение заворачивать ситуацию в метафору и излишняя чувствительность к шуткам окружающих.

Елена Владимирова,
семейный психотерапевт:

Людей ранят те шутки , которые давят на их больные места. Допустим , кого-то часто критикуют из-за лени. В таком случае у человека складывается мнение , что все шутки , анекдоты , мемы , в которых есть что-то про лень, — камень в его огород. Тогда юмор не смешит , а ранит.

Избавиться от этого можно , если развить в себе способность уточнять: «Это сейчас точно про меня?» Может случиться и так , что шутник имел в виду одно , а окружающие поняли другое.

Шутки в Интернете.

Шутки в Интернете.

По этой же причине пользователи соцсетей могут остро реагировать на мемы или твиты , принимая обезличенную остроту на свой счет.

Елена Владимирова,
семейный психотерапевт:

Интернет-пространство — это модель реальной жизни. И там , и там люди стали более уязвимы , агрессивны. В основном это связано с повышением уровня тревоги в обществе. То же самое наблюдалось , когда началась пандемия. Люди не чувствуют уверенности , стабильности. Поэтому жестко защищаются.

Однако иногда , отмечает специалист , за юмором действительно скрывается травля.

Елена Владимирова,
семейный психотерапевт:

К примеру , одна коллега говорит другой: «Ой , Катька! Что-то ты сегодня какая-то невыспавшаяся. Выглядишь смешно».

А в это время у женщины , которой адресован комментарий , могут быть серьезные проблемы , она нуждается в поддержке. Здесь мы видим грубое нарушение границ. Ведь Катька не просила кого-либо об экспертной оценке. И в любом случае давать ее нужно бережно.

Шутки в Интернете.

Шутки в Интернете.

Основные типы юмора:

Аффилиативный юмор используется , как правило , для того , чтобы разрядить обстановку. Это добрые шутки , без сарказма и цинизма. Люди с таким чувством юмора имеют высокую самооценку. Не подвержены депрессии.

Агрессивный юмор основан на жестком сарказме. Допускает шутливые оскорбления в адрес определенной социальной группы. Люди с таким типом отличаются сниженной эмоциональной стабильностью.

Самостимулирующий юмор — этот тип присущ людям , которые не боятся посмеяться над собой. Они часто высмеивают свои неудачи и сложности. Это оптимисты с высокой самооценкой.

Самоуничижительный юмор: человек шутит над собой , как бы делая себя объектом насмешки. Продукты этой комической деятельности обычно вызывают у окружающих сочувствие. Такие «юмористы» склонны к депрессии , тревожности , эмоционально нестабильны.

Остроумно и аккуратно

Несмотря на то что юмор — мощный инструмент , которым можно и убить , и воскресить , шутить позволительно обо всем , считает собеседница.

Ведь давно в мире смеха существует и «чернуха», в то время как темы , касающиеся болезни и смерти , перевариваются человеческим сознанием сложнее всего.

Шутки в Интернете.

Шутки в Интернете.

Главный вопрос , на который нужно ответить , перед тем как острить, — уместна ли шутка в данный момент.

Следующий анекдот

1. Важным преимуществом умеющих шутить является способность выделиться на фоне окружающих. Удачно отметив комичную сторону какого-то события, вы станете заметнее коллег и запомнитесь членам коллектива в приятном ключе. А уместная ирония в тексте письма сделает ваше послание индивидуальнее и ярче по сравнению с сотнями других e-mail.

2. Смех порой продлевает не только жизнь, но и деловые отношения. Юмор — важная составляющая человеческого общения, он сближает людей, поэтому человеку с хорошо развитым чувством юмора бонусом идет способность переговорщика. Главное — шутить открыто и искренне, не перебарщивая, чтобы не обидеть собеседника.

3. Остроумие можно использовать для расположения коллег и привлечения клиентов. Никто не хочет работать со слишком серьезным, вечно недовольным или постоянно ноющим человеком, а вот с улыбчивым оптимистом, способным в нужный момент подбодрить или отвлечь хорошей шуткой, — многие согласятся.

4. Если речь идет о сугубо деловой переписке, от иронических высказываний стоит отказаться. Особенно это касается писем человеку, лично не знакомому. Ваше игривое настроение может не совпасть с настроением получателя e-mail, и потом придется объясняться и извиняться. Поэтому лучше соблюдать рамки рабочих отношений.

5. Когда дело касается колкостей, очень важно знать меру. Не стоит злоупотреблять саркастическими высказываниями, иначе вы покажетесь злым и нетактичным человеком. Прежде чем сострить, задайтесь вопросами:

  • Хорошо ли я знаю этого человека, чтобы так шутить?
  • Насколько чувствителен мой собеседник?
  • Не испорчу ли я отношения подобными язвительными насмешками?

6. Не повторяйте чужие шутки слишком часто, иначе вы будете выглядеть не остроумно, скорее наоборот. Юмор помогает разрядить рабочую обстановку, но если шутка тиражируется 100 500 раз, она и ее транслятор начинают раздражать.

7. Иронизируя, оставайтесь собой. Скрывая себя за шутливыми масками, не ждите искренности и поддержки извне. А вот умение высказать свое мнение, в том числе в шутливой форме, вызывает уважение и одобрение.

Что касается обычной деловой переписки (речь не идет об официальных запросах и письмах), то здесь вам помогут несколько простых правил:

1) Пишите так, как говорите, неформальный характер письму может добавить значок или смайлик.

2) Не используйте много шуток в одном письме — дозируйте иронию, не перегружайте ею собеседника.

3) Старайтесь не использовать фразы, имеющие несколько значений, особенно с малознакомыми людьми.

4) Подводя итог встречи, не возбраняется напомнить о смешном моменте во время нее. Прочитав письмо, оппонент улыбнется, а ваше общение закончится на дружеской ноте.

5) Безобидные, по-вашему мнению, высказывания или сарказм могут оскорбить чьи-то чувства. От подобной ситуации никто не застрахован, поэтому всегда оценивайте риски и выбирайте уместные шутки в адрес разных людей.

Следующий анекдот

В День смеха мы подошли к «хиханькам» серьезно. И спросили у барнаульского психотерапевта Елены Владимировой , что можно сказать о людях по их шуткам и как быть , если «внутренний комик» еле дышит.

Шутки в Интернете.

Шутки в Интернете.

Защита в виде «хи-хи»

Человеческая психика устроена так , что все происходящее вызывает эмоции. Не всегда положительные. Но любые из них очень важно прожить. В случае когда это трудно , мозг призывает на помощь символы и метафоры. Таким образом , юмор — это способ символизации чувств и объектов , на которые они направлены.

Елена Владимирова,
семейный психотерапевт:

Когда пациент рассказывает о физическом или эмоциональном насилии , пережитом в детстве , он нередко улыбается и смеется. Пытается шутить , сглаживать: «Таких люлей от отца выхватил!» Это защитная реакция. А когда я начинаю расспрашивать подробнее , человек может даже заплакать. Так как опыт на самом деле тяжелый и травмирующий.

Облегчение психологической травмы — только один из вариантов применения юмора. Еще он помогает наладить отношения в коллективе или переработать агрессию без вреда для себя и окружающих.

Также смех может послужить «обезболивающим средством» в случае , если человеку приходится сталкиваться с какими-то серьезными проблемами в жизни.

Шутки в Интернете.

Шутки в Интернете.

Эксперт объясняет , что создание шуток — способ рассказать о каких-то событиях через метафору. Придать информации иную форму , сохранив смысл. Этот процесс требует высокого интеллекта.

К счастью , шутить могут почти все. Однако бывают моменты , когда создавать и воспринимать юмор невмоготу , например если человек находится в депрессии или тяжелых переживаниях. Тогда смешить и смеяться просто не хочется , но сами навыки остаются.

Читайте также: