Детский фольклор потешки колыбельные песни пестушки прибаутки шутки

Обновлено: 04.11.2024

Методическая разработка занятия «Фольклор.

Колыбельные песни,

пестушки, потешки,прибаутки»

Знакомство с жанром «Фольклор»

Ознакомление детей с художественной литературой старшего дошкольного возраста

Сердюк Ольга Николаевна, воспитатель МДОУ д/с «Солнышко» Черепановского района, р. п. Дорогино

Цель: Познакомить дошкольников с понятием «фольклор», с видами устного народного творчества.

- дать знания об этом виде жанра, истории возникновения «фольклора»

- закрепить знания о многообразии потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песнях

- способствовать формированию интереса к устному народному творчеству.

- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной в общении)

- развивать самостоятельность и инициативу, художественно- эстетический вкус

- дать информацию о важности знаний этого жанра

- воспитывать умение слушать и понимать произведения этого жанра, выражать эмоции

- воспитывать дружелюбие и любовь к окружающему.

Используемые технологии: ИКТ

Материалы и оборудование: иллюстрации «мать и дитя», различные книжки с потешками, колыбельными песнями, пестушками, прибаутками, костюмы «курицы и кошки»

Ход занятия: под музыку входит курица и кошка.

-Доброго здравия, Вам, гости дорогие (кланяются). А зовут нас курочка Рябушечка и Кисонька -Мурысенька. А пришли мы к вам в гости, чтобы рассказать о творчестве нашем народном.

-Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки,бабушки, нам говорили,

Как плясали они хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели

Своих деток учили петь еще с колыбели!

Кисонька: - А вы знаете что такое фольклор (ответы детей)

Хотите послушать? Ну тогда слушайте!

Нет на свете ни одного человека, которому бы не нравилось многообразие детских колыбельных песен, различных потешек и пестушек, шуток и прибауток. В них можно найти всё- непосредственность, грусть и напевность. И, наверное, самое главное, что привлекает в них нас всех так это неповторимое ощущение чего -то родного, теплого, светлого.

Итак, фольклор-это устное народное творчество. Произведения устного народного творчества создавались всем народом, но народные песни и сказки, разные прибаутки и потешки, поговорки и пословицы, не могли складываться сами собой, без автора. Каждое произведение выдумывал или создавал какой-нибудь рассказчик. Имя этого рассказчика никем не запоминалось, но иногда это произведение было таким удачным, что люди услыхав его, сразу запоминали и передавали его из уст в уста. Поэтому эти произведения и приживались в народе.

Фольклор включает в себя очень много жанров, но мы хоти вас познакомить сегодня только с малыми жанрами, такими как колыбельные,пестушки, потешки и прибаутки.

Колыбельные песни-это особые песни, с помощью которых мамы убаюкивали своих деток. Колыбельные песни-это главная песня в мире, она является началом всех человеческих песен. Для каждого младенца и колыбельная песня своя, потому что каждому младенцу ее поёт родная мать, поэтому считалось, что эта песня являлась оберегом для этого ребенка.

Колыбельные песни несут в себе ласку, нежность, успокоение, душевный покой

Колыбельная песня-это как бы руки мамы, обнимающие ребенка и не допускающие проникновение зла.

Курочка: Послушайте колыбельную песню

Приди, котя, ночевать

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе,коту

За работу уплачу,

шубку новую сошью

Да сапожки закажу

Дам кувшин молока

Ешь ты, котя, не кроши

Котя, больше не проси

-Дети, а вы сможете спеть какую-нибудь колыбельную песню (дети по желанию поют)

-Ребята, а вы знаете что у каждого произведения есть свой автор?

-А кто же создал колыбельные песни (Ответы детей)

-Скорее всего, колыбельная песня когда-то была придумана чьей-то мамой или няней, только мы не знаем их имен.

Затем эта песня переходила от мамы к дочке, а от дочки к ее дочке.

Один человек сочинил, другой услышал, запомнил, добавил что-то свое и передал третьему, так и сохранились колыбельные песни до наших дней. А вы знаете, что колыбельные песни создаются и в наше время, их можно услышать по телевидению или радио.

-А в какой же детской передачи можно услышать колыбельную песню (ответы детей:спокойной ночи,малыши)

Кисонька: за колыбельными песнями в жизнь ребенка приходят и пестушки.

Пестушки-это еще один жанр русского народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей.

Пестушки-это короткие песенки и стишки, которыми сопровождается движение ребенка в первые месяцы жизни.

Проснется младенец, потягивается,его гладят по животику и нараспев приговаривают :

Встанем мы на цыпочки

Ручки вверх потянем

Бо-о-льше, вы-ы-ше станем!

Прямо до макушки

Курочка: Послушайте пестушку и скажите для чего она нужна?

Неси котик калач

Недалеко на мостике

Несет калач на хвостике

(ответы детей)

-Вспомните, какими словами, вас успокаивают когда вы плачете?

-Какими словами успокаивают малыша в прочитанной пестушке?

-Как вы думаете, а для чего придумывали пестушки? Кто же в них особенно нуждался? (ответы детей)

Физ. минутка-пестушка:

Ходит котик с веничком (шагают на месте)

Подметает семечки (метут влево)

Подметает крошки (метут вправо)

Да кладет в лукошко (складывают)

Кормит он птичек голубей, синичек (посыпают крошки щепотью)

А ты крошки собери,

Тоже птичек покорми (кидают вверх крошки)

Кисонька: А вот потешки они всегда забавные. Они учат детей различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, учат улавливать повышение и понижение голоса. Для детей по старше использовались потешки для утешения и развлечения. Запоминая слова и сочетающиеся с ними движения, ребенок тренирует память и мелкую моторику, запоминает название частей тела, животных и многое другое.

Курочка: Давайте вспомним любую потешку (дети называют)

А послушайте мою потешку:

Как цветочек мой спал?

Как по маме скучал?

Сейчас на ручки возьму,

Прямо к сердцу прижму

К небу сына подниму.

-Дети, а что я сейчас сделала? (рассказала потешку)

-А о ком идет речь (о малыше)

-А кто к нему обращается (мама)

-Как нужно читать эту потешку? (ласково, с любовью)

А теперь давайте по играем?

Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. И Кисонька- Мурысенька тоже

Что из муки пекла?

С кем прянички ела?

-Не ешь одна! Не ешь одна!

-Ребята, какие слова вам не понятны?

-Для каких ребят придумана эта потешка-шутка (для жадных)

-А как вы догадались (Кисонька-Мурысенька все съела одна)

-С какой интонацией вы произнесли последние слова (с наставлением и укором за жадность)

Кисонька: Что же такое прибаутки? Оказывается это один из самых интересных жанров детского фольклора. В народе их называют «забавушки», прибаутки созданы для развлечения малых деток.

Курица: Послушайте прибаутку.

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку

Купил котик булочку

Или Бореньке снесть

Да и Бореньке снесу.

Итог: Что нового вы сегодня узнали?

-Что вам особенно понравилось, запомнилось?

-Что же это такое устное народное творчество?

- как давно это творчество было придуманно?

- назовите одну прибаутку, пестушку, потешку и колыбельную песню.

Методическая разработка занятия «Фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки»

Публикации по теме:

«Колыбельные песни». Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию. Старшая группа Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитиюСтаршая группаТема: «Колыбельные песни» Цель: Познакомить детей.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Котенок в детский сад пришел». Потешки, колыбельные песни Цель: закрепить знания детей о некоторых видах устного народного творчества (потешка, колыбельная). Задачи: Обучающая: организовать деятельность.

Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства»

Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства» Родившись, ребёнок попадает в новый удивительный мир. И первый, кто его встречает – мама, её это забота и внимание. С первых дней ребёнок.

Методическая разработка занятия «Путешествие по лабиринту живой природы» Методическая разработка МОУ детского сада по теме: «Путешествие по лабиринту живой природы» Вид методической разработки - конспект занятия.

Методическая разработка. Памятка «Ребенок и дополнительные занятия» 1) Зачем ребенку дополнительные занятия? Посещение кружка это прежде всего возможность развития. Область этого развития варьируется в пределах.

Методическая разработка занятия «Зачем людям нужна одежда» Методическая разработка занятия на тему: «Зачем людям нужна одежда». Цели: - рассказать, для чего людям нужна одежда; - различать мужскую.

Методическая разработка занятия по ознакомлению с куклой-закруткой «Куватка» Тема: «Кукла-закрутка Куватка». Цель - прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.

Методическая разработка занятия с элементами театрализованной деятельности «Путешествие колобка»

Методическая разработка занятия с элементами театрализованной деятельности «Путешествие колобка» Конспект НОД с элементами театрализованной деятельности на тему: «Путешествие колобка» Форма проведения: подгрупповая Количество детей:.

Следующий анекдот

C:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\Наш Луцьк-1326529341-U1.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\i (1).jpg

1.Колыбельные

Малые фольклорные формы

C:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\3353_html_3c2787df.jpg

1.Поговорки

Фольклор для детей

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками.

Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.

Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?

Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. А также многому учит.

Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных играх с детьми.

Название произошло от глагола баять , баить – " говорить ". Старинное значение этого слова – " шептать,заговаривать".)

Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. "Дремушка-Дрема, отойди ты от меня!" говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали Дрему к малышу.

Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

C:\Users\Admin\Desktop\1209466922_pages24-25_8001.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\IMG.jpg

Баю, баю, баюшок,

В огороде петушок.

Петя громко поет,

Ване спать не дает.

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать - не гулять,

только глазки закрывать.

Ой, люли, люли, люли,

все на них глядели.

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0003.jpg

Бай, бай, бай, бай,

ты, собаченька, не лай,

Петушок, не кричи

И Ванюшу не буди.

Ванюша будет спать

Да большой вырастать.

Он поспит подольше,

В избу Дрема пришла

И по зыбочке брела,

К Саше в зыбочку легла,

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0001.jpg

Сашу ручкой обняла.

Спи-ка Сашенька, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Ручки белые прижми,

Глазки милые сожми.

Ой ты, котенька - коток,

Котя - серенький хвосток,

Ты приди к нам ночевать,

Вову в люлечке качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока,

Еще каши горшок,

Сладких пряников мешок.

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0002.jpg

Ай баень да баень,

По горам идет олень.

На рогах он Дрему носит,

В каждый дом ее заносит,

В люльку Дрему он кладет,

Тихо песенку поет.

Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.

Ходит Сон по лавочке

В красненькой рубашечке,

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0004.jpg

А Сониха по другой -

Они вместе идут,

Дрему Катеньке несут.

Люлю - люлю, баиньки.

В огороде заиньки.

Зайки травку едят,

Ане спать велят.

Люлю-люлю, люлю, бай,

уж я поводу пойду,

Зайку чаем напою.

Баю, баю, баю, бай,

Спать нам, Бука, не мешай,

А пойди - ка во лесок,

Сделай там себе рожок,

станешь песенки играть,

А качи, качи, качи,

C:\Users\Admin\Desktop\IMG.jpg

Петушок, не кричи,

А приди к нам ночевать.

Нашу Катеньку качать.

Петя - петушок качал,

- Баю, баю, баиньки,

Скатаю Кате валенки,

Катю к бабушке пошлю.

Будет бабушка встречать,

Катю кашкой угощать,

Даст ей тепленький блинок

И румяный пирожок,

Два яичка всмяточку

И баранью лапочку.

Пестушка — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

Термин "пестушка" произошел от слова "пестовать", то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Цель их - забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия - агуканье и гуление, потягивание, первые шаги и т.д.

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_00055.jpg

Когда ребенок начинает учиться

ходить, говорят:

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Когда ребёнок первый раз встаёт на ножки, говорят: «Стоит дыбок» - и поют

А дыбок, дыбок, дыбок,

Скоро Петеньке годок!

Ай, дыбок, дыбок, дыбок,

Стоит Танечка дыбок!

Купим Танечке платок –

Во всю голову цветок!

Купая ребёнка, напевают:

На большую воду,

Под гнилую колоду!

Лаская ребёнка припевают :

Ой, мой миленький,

Ой ты, мой сыночек,

Ах ты, моя девочка,

При кормлении малыша стараются отвлечь песней :

На зелёном на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Мы на них глядели.

Песенки - потешки

Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками.

C:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\1341918857_6c52.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0006.jpg

Тяни холсты,

Это мамин холст,

Это папин холст,

А Вовочкин холст

С мышиный хвост!

Скок, скок, поскок,

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0007.jpg

Молодой дроздок

По водичку пошел, Молодичку нашел.

По водичку ходила,

Ой, тпруськи, бычок,

Задери тебя волчок!

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0008.jpg

Чук, чук, чук, чук,

Наварила баба щук,

Для нашего Андрюшки!

На столе преснушки.

На столе преснушки, ватрушки -

Где была? - Далекло.

На стол становила,

На крыльцо скакала,

Этому кашки, этому бражки,

Этому малины, этому калины,

А этому шишок, шишок под носок!

Ой мальчик мал, крепку не драл,

По воду не ходил, кашки ему не дадим!

А маленькому Сашке не досталось кашки!

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0009.jpg

Где была? - Далёко:

У дедушки на точку,

У бабушки в колпачку.

Я за горку схоронюсь!

Ай тата, тата, тата,

А для нашей лапушки -

Идет коза рогатая,

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0010.jpg

По боку дратая!

Кто молочка не пьёт,

Того рогом бьёт -

Идет коза рогатая,

Говорит, Катю заколет,

Киль, киль, киль, киль!

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Хвостиком хлоп, хлоп,

Ножками топ, топ!

Рогами пыр! Другими пыр!

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0011.jpg

По маленьким пенёчкам -

Раздавили сорок мух!

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла

Чики, чики, чикалочки,

Сидит зайчик на палочке,

Белка на тележке

C:\Users\CD86</p></p>
<p>Щёлкает орешки. 
<p>1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image8.jpg

Иди, зайчик, не проси,

Сам орешков натруси!

Ладушки-ладушки, где были?

- Брашку! Кашка масленька!

Попили, поели, ш-у-у-у.

Шуууу. (Домой) Полетели!

На головку сели! ("Ладушки" запели)

Дальше (Домой) полетели.

Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.

Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).

Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.

Чаще заклички сопровождают уличные игры и используются в затруднительных случаях.

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

Солнышко, солнышко.
Красное семенышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!

Солнышко, солнышко,
Колоколнышко!
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло!

Солнышке, солнышко,
Выгуляйся!
Выйди на пенек,
Опряди кужелек,
Разгуляй весь денек!

Заклички про дождь

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!

Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!

Дождик, лей!
Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке,
На людей по плошке,
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!

Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей —
Ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки
И зеленые листочки!

Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зелёненьком лужочке!

Заклички про явления природы

Месяц, месяц, свети,
Под плетень гляди!
Ходи, гуляй
Да нас утешай!

Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.

Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым наволокам!

C:\Users\Admin\Desktop\16786_html_m518b28c7.jpg

Гром, гром,
Не бей в наш дом!
А бей в колоду,
В болотную воду —
Жабке напиться,

C:\Users\Admin\Desktop\1162910_karikatur-graffiti-wetter-symbol-wolke-blitz.jpg

Вихрь, вихрь, не на меня,
А на злого старика!
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!

Заклички про насекомых, животных и растений

Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.

Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе пирога.

Мышка, мышка,
На тебе молочный,
Дай мне костяной.

Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.

— Стрелочка-стрекозочка,
Полети на облачко!
— Сухо будет — полечу,
А сыро будет — посижу!

Сей, сей горох,
Рассевай горох!
Уродись, горох,
В огороде не плох!
И крупен, и бел —
На потеху всем,
И сам тридесят —
Для малых ребят!
Уродитесь, бобы,
Круты и велики!
В чистом поле
На все доли —
Старым на потешки,
Детям на посмешки!

Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите на лужок,
Садитесь на цветок,
Собирайте медок!
Пчёлка, гуди,
В поле лети!
С поля лети,
Медок неси!

Черёмушка зелёная,
Тонкая, высокая,
Листом широкая.
Под лучами ясными,
Под звёздами частыми
Цвети до зазимки —
С комля до вершинки.
На потеху старым,
На диво детям малым.

Ягода клюква,
Покажись крупна,
Да подснежная,
Да валежная.
Мы тебя искали,
По кочкам скакали.

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.
Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц.

Следующий анекдот

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Следующий анекдот

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

ВложениеРазмер
folklor_russkogo_naroda._kamyshanskaya_i.a.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

А) Колыбельные песни

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:

Приди к Ване в голова,

Накатись на глаза.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.

В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки подучили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.

Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:

Зачем дров не колол, Воды не носил?

Этот мотив охотно развивают:

А ты, бедный маленец [маленький],

Ты, коротенец [короткий],

Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке — золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку:

Коза муку мелет, Козел засыпает;

Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:

Загорелся кошкин дом.

В другом случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:

А чу-чу, чу-чу, чу-чу!

К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила…

Всех по маленьким сучкам.

Полететь они хотят.

Далее следует группа произведений, которые некогда принадлежали к фольклору взрослых, но, претерпев изменения, перешли к детям. Это заклички, игровые припевы, приговоры.

Д) Календарный детский фольклор

Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться») Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.

Не менее древни, чем календарный детский фольклор, игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.

Е) считалки, дразнилки, скороговорки

Детский фольклор — своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

Немало народной выдумки внесено в считалки. Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и во-рожитки. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.

У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий.

Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки.

Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. «Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает» — замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств.

Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.

З) Пословицы и поговорки

Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга — ищи, а нашел — береги»; В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Читайте также: