Детский фольклор потешки колыбельные песни пестушки прибаутки шутки
Обновлено: 04.11.2024
Методическая разработка занятия «Фольклор.
Колыбельные песни,
пестушки, потешки,прибаутки»
Знакомство с жанром «Фольклор»
Ознакомление детей с художественной литературой старшего дошкольного возраста
Сердюк Ольга Николаевна, воспитатель МДОУ д/с «Солнышко» Черепановского района, р. п. Дорогино
Цель: Познакомить дошкольников с понятием «фольклор», с видами устного народного творчества.
- дать знания об этом виде жанра, истории возникновения «фольклора»
- закрепить знания о многообразии потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песнях
- способствовать формированию интереса к устному народному творчеству.
- развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной в общении)
- развивать самостоятельность и инициативу, художественно- эстетический вкус
- дать информацию о важности знаний этого жанра
- воспитывать умение слушать и понимать произведения этого жанра, выражать эмоции
- воспитывать дружелюбие и любовь к окружающему.
Используемые технологии: ИКТ
Материалы и оборудование: иллюстрации «мать и дитя», различные книжки с потешками, колыбельными песнями, пестушками, прибаутками, костюмы «курицы и кошки»
Ход занятия: под музыку входит курица и кошка.
-Доброго здравия, Вам, гости дорогие (кланяются). А зовут нас курочка Рябушечка и Кисонька -Мурысенька. А пришли мы к вам в гости, чтобы рассказать о творчестве нашем народном.
-Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки,бабушки, нам говорили,
Как плясали они хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели
Своих деток учили петь еще с колыбели!
Кисонька: - А вы знаете что такое фольклор (ответы детей)
Хотите послушать? Ну тогда слушайте!
Нет на свете ни одного человека, которому бы не нравилось многообразие детских колыбельных песен, различных потешек и пестушек, шуток и прибауток. В них можно найти всё- непосредственность, грусть и напевность. И, наверное, самое главное, что привлекает в них нас всех так это неповторимое ощущение чего -то родного, теплого, светлого.
Итак, фольклор-это устное народное творчество. Произведения устного народного творчества создавались всем народом, но народные песни и сказки, разные прибаутки и потешки, поговорки и пословицы, не могли складываться сами собой, без автора. Каждое произведение выдумывал или создавал какой-нибудь рассказчик. Имя этого рассказчика никем не запоминалось, но иногда это произведение было таким удачным, что люди услыхав его, сразу запоминали и передавали его из уст в уста. Поэтому эти произведения и приживались в народе.
Фольклор включает в себя очень много жанров, но мы хоти вас познакомить сегодня только с малыми жанрами, такими как колыбельные,пестушки, потешки и прибаутки.
Колыбельные песни-это особые песни, с помощью которых мамы убаюкивали своих деток. Колыбельные песни-это главная песня в мире, она является началом всех человеческих песен. Для каждого младенца и колыбельная песня своя, потому что каждому младенцу ее поёт родная мать, поэтому считалось, что эта песня являлась оберегом для этого ребенка.
Колыбельные песни несут в себе ласку, нежность, успокоение, душевный покой
Колыбельная песня-это как бы руки мамы, обнимающие ребенка и не допускающие проникновение зла.
Курочка: Послушайте колыбельную песню
Приди, котя, ночевать
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе,коту
За работу уплачу,
шубку новую сошью
Да сапожки закажу
Дам кувшин молока
Ешь ты, котя, не кроши
Котя, больше не проси
-Дети, а вы сможете спеть какую-нибудь колыбельную песню (дети по желанию поют)
-Ребята, а вы знаете что у каждого произведения есть свой автор?
-А кто же создал колыбельные песни (Ответы детей)
-Скорее всего, колыбельная песня когда-то была придумана чьей-то мамой или няней, только мы не знаем их имен.
Затем эта песня переходила от мамы к дочке, а от дочки к ее дочке.
Один человек сочинил, другой услышал, запомнил, добавил что-то свое и передал третьему, так и сохранились колыбельные песни до наших дней. А вы знаете, что колыбельные песни создаются и в наше время, их можно услышать по телевидению или радио.
-А в какой же детской передачи можно услышать колыбельную песню (ответы детей:спокойной ночи,малыши)
Кисонька: за колыбельными песнями в жизнь ребенка приходят и пестушки.
Пестушки-это еще один жанр русского народного творчества, предназначенный для самых маленьких детей.
Пестушки-это короткие песенки и стишки, которыми сопровождается движение ребенка в первые месяцы жизни.
Проснется младенец, потягивается,его гладят по животику и нараспев приговаривают :
Встанем мы на цыпочки
Ручки вверх потянем
Бо-о-льше, вы-ы-ше станем!
Прямо до макушки
Курочка: Послушайте пестушку и скажите для чего она нужна?
Неси котик калач
Недалеко на мостике
Несет калач на хвостике
(ответы детей)
-Вспомните, какими словами, вас успокаивают когда вы плачете?
-Какими словами успокаивают малыша в прочитанной пестушке?
-Как вы думаете, а для чего придумывали пестушки? Кто же в них особенно нуждался? (ответы детей)
Физ. минутка-пестушка:
Ходит котик с веничком (шагают на месте)
Подметает семечки (метут влево)
Подметает крошки (метут вправо)
Да кладет в лукошко (складывают)
Кормит он птичек голубей, синичек (посыпают крошки щепотью)
А ты крошки собери,
Тоже птичек покорми (кидают вверх крошки)
Кисонька: А вот потешки они всегда забавные. Они учат детей различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, учат улавливать повышение и понижение голоса. Для детей по старше использовались потешки для утешения и развлечения. Запоминая слова и сочетающиеся с ними движения, ребенок тренирует память и мелкую моторику, запоминает название частей тела, животных и многое другое.
Курочка: Давайте вспомним любую потешку (дети называют)
А послушайте мою потешку:
Как цветочек мой спал?
Как по маме скучал?
Сейчас на ручки возьму,
Прямо к сердцу прижму
К небу сына подниму.
-Дети, а что я сейчас сделала? (рассказала потешку)
-А о ком идет речь (о малыше)
-А кто к нему обращается (мама)
-Как нужно читать эту потешку? (ласково, с любовью)
А теперь давайте по играем?
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. И Кисонька- Мурысенька тоже
Что из муки пекла?
С кем прянички ела?
-Не ешь одна! Не ешь одна!
-Ребята, какие слова вам не понятны?
-Для каких ребят придумана эта потешка-шутка (для жадных)
-А как вы догадались (Кисонька-Мурысенька все съела одна)
-С какой интонацией вы произнесли последние слова (с наставлением и укором за жадность)
Кисонька: Что же такое прибаутки? Оказывается это один из самых интересных жанров детского фольклора. В народе их называют «забавушки», прибаутки созданы для развлечения малых деток.
Курица: Послушайте прибаутку.
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку
Купил котик булочку
Или Бореньке снесть
Да и Бореньке снесу.
Итог: Что нового вы сегодня узнали?
-Что вам особенно понравилось, запомнилось?
-Что же это такое устное народное творчество?
- как давно это творчество было придуманно?
- назовите одну прибаутку, пестушку, потешку и колыбельную песню.
«Колыбельные песни». Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитию. Старшая группа Конспект непрерывной образовательной деятельности по музыкальному развитиюСтаршая группаТема: «Колыбельные песни» Цель: Познакомить детей.
Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Котенок в детский сад пришел». Потешки, колыбельные песни Цель: закрепить знания детей о некоторых видах устного народного творчества (потешка, колыбельная). Задачи: Обучающая: организовать деятельность.
Консультация для родителей «Колыбельные песни — счастливый мир детства» Родившись, ребёнок попадает в новый удивительный мир. И первый, кто его встречает – мама, её это забота и внимание. С первых дней ребёнок.
Методическая разработка занятия «Путешествие по лабиринту живой природы» Методическая разработка МОУ детского сада по теме: «Путешествие по лабиринту живой природы» Вид методической разработки - конспект занятия.
Методическая разработка. Памятка «Ребенок и дополнительные занятия» 1) Зачем ребенку дополнительные занятия? Посещение кружка это прежде всего возможность развития. Область этого развития варьируется в пределах.
Методическая разработка занятия «Зачем людям нужна одежда» Методическая разработка занятия на тему: «Зачем людям нужна одежда». Цели: - рассказать, для чего людям нужна одежда; - различать мужскую.
Методическая разработка занятия по ознакомлению с куклой-закруткой «Куватка» Тема: «Кукла-закрутка Куватка». Цель - прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ Методическая разработка занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.
Методическая разработка занятия с элементами театрализованной деятельности «Путешествие колобка» Конспект НОД с элементами театрализованной деятельности на тему: «Путешествие колобка» Форма проведения: подгрупповая Количество детей:.
Следующий анекдот
1.Колыбельные
Малые фольклорные формы
1.Поговорки
Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками.
Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.
Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?
Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. А также многому учит.
Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных играх с детьми.
Название произошло от глагола баять , баить – " говорить ". Старинное значение этого слова – " шептать,заговаривать".)
Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. "Дремушка-Дрема, отойди ты от меня!" говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали Дрему к малышу.
Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Петя громко поет,
Ване спать не дает.
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать - не гулять,
только глазки закрывать.
Ой, люли, люли, люли,
все на них глядели.
Бай, бай, бай, бай,
ты, собаченька, не лай,
Петушок, не кричи
И Ванюшу не буди.
Ванюша будет спать
Да большой вырастать.
Он поспит подольше,
В избу Дрема пришла
И по зыбочке брела,
К Саше в зыбочку легла,
Сашу ручкой обняла.
Спи-ка Сашенька, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Ручки белые прижми,
Глазки милые сожми.
Ой ты, котенька - коток,
Котя - серенький хвосток,
Ты приди к нам ночевать,
Вову в люлечке качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока,
Еще каши горшок,
Сладких пряников мешок.
Ай баень да баень,
По горам идет олень.
На рогах он Дрему носит,
В каждый дом ее заносит,
В люльку Дрему он кладет,
Тихо песенку поет.
Баю - баю - баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли - люли - люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.
Ходит Сон по лавочке
В красненькой рубашечке,
А Сониха по другой -
Они вместе идут,
Дрему Катеньке несут.
Люлю - люлю, баиньки.
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Ане спать велят.
Люлю-люлю, люлю, бай,
уж я поводу пойду,
Зайку чаем напою.
Баю, баю, баю, бай,
Спать нам, Бука, не мешай,
А пойди - ка во лесок,
Сделай там себе рожок,
станешь песенки играть,
А качи, качи, качи,
Петушок, не кричи,
А приди к нам ночевать.
Нашу Катеньку качать.
Петя - петушок качал,
- Баю, баю, баиньки,
Скатаю Кате валенки,
Катю к бабушке пошлю.
Будет бабушка встречать,
Катю кашкой угощать,
Даст ей тепленький блинок
И румяный пирожок,
Два яичка всмяточку
И баранью лапочку.
Пестушка — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
Термин "пестушка" произошел от слова "пестовать", то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Цель их - забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия - агуканье и гуление, потягивание, первые шаги и т.д.
Когда ребенок начинает учиться
ходить, говорят:
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Когда ребёнок первый раз встаёт на ножки, говорят: «Стоит дыбок» - и поют
А дыбок, дыбок, дыбок,
Скоро Петеньке годок!
Ай, дыбок, дыбок, дыбок,
Стоит Танечка дыбок!
Купим Танечке платок –
Во всю голову цветок!
Купая ребёнка, напевают:
На большую воду,
Под гнилую колоду!
Лаская ребёнка припевают :
Ой, мой миленький,
Ой ты, мой сыночек,
Ах ты, моя девочка,
При кормлении малыша стараются отвлечь песней :
На зелёном на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Мы на них глядели.
Песенки - потешки
Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками.
Тяни холсты,
Это мамин холст,
Это папин холст,
А Вовочкин холст
С мышиный хвост!
Скок, скок, поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел, Молодичку нашел.
По водичку ходила,
Ой, тпруськи, бычок,
Задери тебя волчок!
Чук, чук, чук, чук,
Наварила баба щук,
Для нашего Андрюшки!
На столе преснушки.
На столе преснушки, ватрушки -
Где была? - Далекло.
На стол становила,
На крыльцо скакала,
Этому кашки, этому бражки,
Этому малины, этому калины,
А этому шишок, шишок под носок!
Ой мальчик мал, крепку не драл,
По воду не ходил, кашки ему не дадим!
А маленькому Сашке не досталось кашки!
Где была? - Далёко:
У дедушки на точку,
У бабушки в колпачку.
Я за горку схоронюсь!
Ай тата, тата, тата,
А для нашей лапушки -
Идет коза рогатая,
По боку дратая!
Кто молочка не пьёт,
Того рогом бьёт -
Идет коза рогатая,
Говорит, Катю заколет,
Киль, киль, киль, киль!
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Хвостиком хлоп, хлоп,
Ножками топ, топ!
Рогами пыр! Другими пыр!
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенёчкам -
Раздавили сорок мух!
Я бегать мастерица,
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла
Чики, чики, чикалочки,
Сидит зайчик на палочке,
Белка на тележке
Иди, зайчик, не проси,
Сам орешков натруси!
Ладушки-ладушки, где были?
- Брашку! Кашка масленька!
Попили, поели, ш-у-у-у.
Шуууу. (Домой) Полетели!
На головку сели! ("Ладушки" запели)
Дальше (Домой) полетели.
Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.
Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).
Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.
Чаще заклички сопровождают уличные игры и используются в затруднительных случаях.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Солнышко, солнышко.
Красное семенышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!
Солнышко, солнышко,
Колоколнышко!
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло!
Солнышке, солнышко,
Выгуляйся!
Выйди на пенек,
Опряди кужелек,
Разгуляй весь денек!
Заклички про дождь
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!
Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!
Дождик, лей!
Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке,
На людей по плошке,
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!
Дождик, лей, лей, лей,
Никого не жалей —
Ни берез, ни тополей!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы травка зеленей!
Вырастут цветочки
И зеленые листочки!
Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зелёненьком лужочке!
Заклички про явления природы
Месяц, месяц, свети,
Под плетень гляди!
Ходи, гуляй
Да нас утешай!
Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.
Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым наволокам!
Гром, гром,
Не бей в наш дом!
А бей в колоду,
В болотную воду —
Жабке напиться,
Вихрь, вихрь, не на меня,
А на злого старика!
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!
Заклички про насекомых, животных и растений
Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.
Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе пирога.
Мышка, мышка,
На тебе молочный,
Дай мне костяной.
Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.
— Стрелочка-стрекозочка,
Полети на облачко!
— Сухо будет — полечу,
А сыро будет — посижу!
Сей, сей горох,
Рассевай горох!
Уродись, горох,
В огороде не плох!
И крупен, и бел —
На потеху всем,
И сам тридесят —
Для малых ребят!
Уродитесь, бобы,
Круты и велики!
В чистом поле
На все доли —
Старым на потешки,
Детям на посмешки!
Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите на лужок,
Садитесь на цветок,
Собирайте медок!
Пчёлка, гуди,
В поле лети!
С поля лети,
Медок неси!
Черёмушка зелёная,
Тонкая, высокая,
Листом широкая.
Под лучами ясными,
Под звёздами частыми
Цвети до зазимки —
С комля до вершинки.
На потеху старым,
На диво детям малым.
Ягода клюква,
Покажись крупна,
Да подснежная,
Да валежная.
Мы тебя искали,
По кочкам скакали.
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.
Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц.
Следующий анекдот
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
Следующий анекдот
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_russkogo_naroda._kamyshanskaya_i.a.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
А) Колыбельные песни
Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:
Приди к Ване в голова,
Накатись на глаза.
Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.
В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки подучили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандированием стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.
Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:
Зачем дров не колол, Воды не носил?
Этот мотив охотно развивают:
А ты, бедный маленец [маленький],
Ты, коротенец [короткий],
Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке — золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку:
Коза муку мелет, Козел засыпает;
Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:
Загорелся кошкин дом.
В другом случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:
А чу-чу, чу-чу, чу-чу!
К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила…
Всех по маленьким сучкам.
Полететь они хотят.
Далее следует группа произведений, которые некогда принадлежали к фольклору взрослых, но, претерпев изменения, перешли к детям. Это заклички, игровые припевы, приговоры.
Д) Календарный детский фольклор
Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться») Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.
От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.
Не менее древни, чем календарный детский фольклор, игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.
Е) считалки, дразнилки, скороговорки
Детский фольклор — своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.
Немало народной выдумки внесено в считалки. Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и во-рожитки. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.
У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий.
Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки.
Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.
Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. «Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает» — замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств.
Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.
З) Пословицы и поговорки
Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию.
Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга — ищи, а нашел — береги»; В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.
Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.
Читайте также: