Бог шуток в мифологии

Обновлено: 26.12.2024

изначальные боги Уран (небо), Гея (земля)
титаны (второе поколение, дети Урана и Геи). Титанов всего 12 - 6 братьев и 6 сестер, вступая в брак между собой, породили новое поколение богов-титанов: Прометея, муз, Лето, Гелиоса и т. д.
Титаны: Океан, Кей, Криос, Гиперион, Иапет, Кронос

Титаниды: Тейя, Тефида, Рея, Фемида, Мнемозина, Феба.

олимпийцы (третье поколение, дети титанов).
Традиционно считается, что олимпийских богов было 12:

Зевс, верховный бог Олимпа, бог грома, молний, отец богов и людей
Гера, богиня семьи и брака, жена Зевса
Посейдон, бог моря
Аид, бог подземного царства
Деметра, богиня плодородия и земледелия
Гестия, богиня домашнего очага.
Афина - богиня мудрости, справедливости, войны, покровительница ремесел
Аполлон - бог света, покровитель искусств, оракулов, бог-врачеватель
Арей - бог войны
Гефест - бог огня и кузнечного ремесла, бог-кузнец
Афродита - богиня любви и красоты
Гермес - бог-посланник, вестник, покровитель торговли, воровства и хитрости
Артемида - богиня охоты, вечно юная, покровительница молодых девушек
Дионис - бог вина и виноделия.
И кроме них, множество мелких богов и богинь.

iQГений (79407) 3 года назад Вообще-то 13,потому что к наиболее чтимым олимпийским богам причислен и Геракл. Найдите брюсовский сонет "Верую, с Зевсом начальным, в двенадцать бессмертных" (не уверен, что это первая строка, но она там есть). Мом — бог насмешки, злословия и глупости. Я думаю, больше подойдет Силен (у римлян - Приап). Это главный сатир, воспитатель и наставник Диониса-Бахуса, чаще всего изображается пьяным вдрызг или в каком-либо неприличном виде. Все-таки Мом - не совсем то, он бог злой, язвительной насмешки, а для этого нужно какое-то остроумие, хоть и злое. У Терри Пратчета есть хорошая мысля по этому поводу. Смысл ее в том, что если есть что-то, поддающееся определению, то квинтессенцией этого может быть бог. Если есть бог вина, должен быть и бог похмелья)) Бог ума - бог тупости)

Дураков -- нет. Нет такого бога. Есть бог пьяниц.

(UPD. Нет и не может быть -- дураки потому и дураки несчастные и неудачливые, что у них нет божественной помощи и нет личного бога, типа шумеро-вавилонского).

Изображения менад Вакха

Манера одеваться менад делала их легко узнаваемыми. Их вакхическое одеяние включало оленью шкуру или плащ из шкуры пантеры. Эти женщины часто изображались босыми, что символизировало дикость как женщин, так и их бога. Кроме того, менады носили на головах украшения из плюща или виноградных лоз. Их волосы были распущены, и их внешний вид был описан в целом как неопрятный.

Самой узнаваемой чертой украшения менад был тирс. Это был посох из укропа с прикреплённой к верхушке сосновой шишкой. Тирс также носил сам бог как символ своего статуса бога плодородия. Менады были излюбленной темой для древних гончаров и художников, особенно на сосудах для вина, таких как оинохо. Сцены менад часто также включали других персонажей из вакхической свиты, таких как сатиры. Сатиры, преследующие менад, были популярной темой, изображённой на древних вазах. Эти сосуды с вакхической тематикой в основном использовались на общественных мероприятиях, таких как симпозиумы, общественные собрания, на которых бога чтили через употребление вина и других земных удовольствий.

Слева направо: Менада, Кристиан Бернхард Роде, 1785 год. \ Вакханка, Вильям Бугро, 1894 год.

3. История Леды и Лебедя

Леда была дочерью этолийского царя Тестия (Фестий). День, когда она вышла замуж за своего мужа Тиндарея, был также днём, когда она привлекла интерес Зевса.

Тогда отец богов принял облик лебедя и соблазнил Леду. После этого Леда провела ночь с Тиндареем. Результат этой истории был ещё более странным. Прекрасная Леда «родила» два яйца, из которых вышли Елена Троянская, Клитемнестра, Кастор и Поллукс. Древние источники расходятся во мнениях о том, кто был сыном и дочерью Зевса, а кто детьми - Тиндарея.

6. Пигмалион и Галатея

Пигмалион был скульптором, который был разочарован безнравственностью некоторых женщин. Решив воздержаться от женского общества, он приложил все усилия, чтобы создать идеальную скульптуру женщины. Пигмалион в конце концов создал самый прекрасный женский образ. Она была настолько совершенна, что он стал одержим ею. Не успел Пигмалион опомниться, как влюбился в статую и стал называть её своей женой.

На празднике Афродиты, богини любви, Пигмалион умолял богиню дать ему жену, подобную его статуе, и богиня слушала. Когда скульптор вернулся домой, он обнаружил, что его скульптура становилась всё более и более живой, чем больше он прикасался к ней. В конце концов желание Пигмалиона было исполнено, Афродита, растроганная такой одержимостью, оживила статую, даровав Пигмалиону желанную возлюбленную.

7. Аполлон и Дафна

Однажды Аполлон, бог музыки, оскорбил Эроса, бога любви. Тогда Эрос придумал идеальную месть. Используя свои силы, он заставил Аполлона почувствовать сильное влечение к речной нимфе Дафне. Однако он также позаботился о том, чтобы Дафна дала отпор Аполлону.

Бог не мог контролировать свои эмоции и выследил Дафну, которая также дала клятву остаться девственницей на всю жизнь. Аполлон охотился за Дафной и в последний момент, когда он схватил её, она закричала, призывая на помощь своего отца, речного бога Пенея. Затем Пеней превратил Дафну в лавровое дерево (буквально «дерево Дафны» по-гречески). Аполлон никогда не забывал о своей любви к Дафне и заботился о дереве и о том, чтобы его листья всегда оставались зелёными.

11. Миф о Кадме

Когда Зевс похитил Европу, Кадм, брат Европы, начал скитаться по Греции в поисках своей сестры. Добравшись до Дельф, он посоветовался с оракулом, который велел ему прекратить поиски Европы. Вместо этого ему было велено следовать за коровой и построить город, где она ляжет.

Кадм действовал соответственно. На том месте, где лежала корова, он решил посеять зубы дракона, убитого им в одном из своих приключений. Зубы превратились в группу могущественных воинов. С их помощью Кадм основал Фивы.

Следующий анекдот

Мом (др. -греч. Μῶμος «насмешка, хула») — в древнегреческой мифологии [1] бог насмешки, злословия и глупости. Сын Нюкты [2] и Эреба, брат Гипноса. Статую бога Смеха воздвиг Ликург [3]. Упоминается в баснях. О придирках Мома упоминает Платон

kasper kasperЗнаток (252) 3 года назад

GOOGLE в помощь?

Мом или Момос - греческий бог шуток и насмешек.

В греческой, скандинавско, римской, индуистской, балто-славянской, шумеро-аккадской, древнеегипетской точно нет. Всех мифологий мира я не знаю, но по логике типов мировоззрения розыгрыши и шутки неразрывно связывались с ложью и обманом.

Первое что пришло на ум - это хитрый эльф из лесов или гном что ворует вещи, типа домового. Потом бог бухла Дионис, но это очень косвенно.
Есть такой бог Мом, он не архетип, но в каком-то смысле бог юмора. Это злюка что всегда ищет во всех недостатки и обманывает. И это ставит его в смешное положение. Однажды он у Афродиты пытался найти недостаток, не нашел и лопнул от злости на этой почве.

Эмм. мифология? Вы точно мифологию с религией не путаете?

2326Мастер (1897) 4 года назад

Ну я что-то не слышал, что бы того же Зевса и др. относили к религии (хотя оно так и есть). Их описывали именно в МИФОЛОГИИ.

. Просветленный (39284) Что? Отсылка к множественному источнику ("относили", "описывали") некорректна. К мифологии корректно отнести только конкретные истории о событиях, произошедших с участием этих богов, либо лиц, имевших к ним то или иное отношение. То есть когда вам отвечающие говорят о греческом боге Моме- они говорят о религии. А когда поп в церкви рассказывает о том, как Святой Валентин венчал христиан, а святой Симеон тысячу дней стоял на камне, святая Анджела прожгла себе гениталии поленом, а святой Лавр был покрыт слоем вшей толщиной в палец- это мифология.

12. Девкалион

Девкалион - один из самых интересных персонажей греческой мифологии. Он считался предком греков, точно так же, как во многих историях греческой мифологии Персей считался предком персов.

В греческой мифологии Девкалион - персонаж с историей, которая, очевидно, параллельна истории Ноя в Ветхом Завете. Более конкретно, Девкалион появляется как человек, который сделал ковчег, чтобы спасти себя и свою жену по имени Пирра от потопа, посланного Зевсом, чтобы уничтожить человечество.

Девкалион и его жена бродили по затопленной земле, пока наконец не нашли спасение на вершине горы Парнас. После жертвоприношения богам супруги спросили, как можно возродить человечество. Гермес, посланник Бога, велел им бросать камни позади себя, когда они идут. Девкалион и Пирра действовали соответственно. Камни, брошенные Девкалионом, превратились в мужчин, а камни Пирры - в женщин. Таким образом, человечество родилось заново.

О Греции можно говорить бесконечно долго, восхищаясь её богатой природой и не менее богатой культурой, а также историей, полной захватывающих дух событий. Исключением не стал и Дельфийский оракул , который и по сей день чтится многими греками, ведь в древние времена он был очень важен для них.

Мифология

Вакханка, Жером Жан-Леон. \ Фото: vocal.media.

Вакх был римским эквивалентом греческого бога Диониса, и их мифологии очень часто совпадали. Таким образом, популярное понимание менад как в греческой, так и в римской мифологии было идентичным. Наиболее подробное древнее описание можно найти в пьесе Еврипида «Вакхи». В пьесе, поставленной в 405 году до н. э., подробно рассказывается о возвращении бога Диониса на родину, в Фивы.

Бог прибыл со свитой менад из окрестностей и планировал познакомить фиванцев с вакхическими обрядами. Центральное повествовательное напряжение создаёт фиванский царь Пенфей, который отказался принять бога в город. В гневе бог навёл безумие на фиванских женщин, которые все покинули свои дома в городе и стали менадами в горах. Большая часть пьесы содержит описание менад и их действий в дикой местности.

9. Миф о Цирцее

В эпической поэме Гомера «Одиссея» Одиссей и его спутник пытаются вернуться на Итаку после Троянской войны. На обратном пути их прибивает к берегу острова, на котором обитает могущественная ведьма – одна из самых интересных персонажей греческой мифологии по имени Цирцея.

Цирцея приглашает спутников Одиссея на пир и использует свои силы, чтобы превратить их в свиней. Только одному человеку удаётся спастись, и он бежит обратно к Одиссею и другим своим спутникам, чтобы сообщить им о случившемся.

С помощью Гермеса Одиссею удастся убедить Цирцею разрушить чары и снова сделать своих спутников людьми. Самое странное в этой истории не то, что Цирцея превратила людей Одиссея в свиней, а то, что он прожил с ней один год, и у них родилось двое сыновей.

Обряды и ритуалы менад

Менады проводили ритуал раздирания жертвы, известный как обряд спарагмоса. Некоторые известные фигуры, которые были разорваны таким образом служителями Вакха — это Пенфей и Орфей. Миф о преследовании и расчленении Орфея менадами был заметной темой в древнем искусстве и до сих пор пользуется исследованиями в современности.

Убийство менадами Орфея произошло после того, как он предпочёл поклоняться Аполлону, а не Вакху. В качестве наказания фракийский тиасос из менад преследовал и расчленил его. Согласно легенде, голова Орфея, будучи оторванной от его тела, продолжала петь и вместе с его лирой поплыла на Лесбос. Там был установлен Оракул Орфея, а остальные его конечности были собраны и похоронены Музами.

5. История Данаи

История Данаи связана с самым известным персонажем греческой мифологии – одним из самых могущественных олимпийских богов, Зевсом. Зевс частенько появлялся в облике орла, лебедя или быка. Однако из любви к прекрасной Данае, матери Персея, Зевс пошёл гораздо дальше, дабы овладеть девушкой, он обратился золотым дождём.

История такова. Даная была дочерью Акрисия, царя Аргоса. Акрисий получил пророчество, в котором говорилось, что сын его дочери убьёт его. Чтобы убедиться, что пророчество не сбудется, Акрисий заключил Данаю в бронзовую камеру, специально сделанную для неё под королевским дворцом. И этот план сработал бы, если бы не игра богов. Короче говоря, Зевс принял форму золотого дождя и прокрался через крышу комнаты Данаи. В конце концов Даная родила Персея, и Акрисий понял, что сопротивляться судьбе бесполезно.

Следующий анекдот

Отписаться можно в любой момент.


Греческая мифология полна увлекательных историй, связанных с обращением в иных существ и не только: от Зевса, принявшего форму золотого дождя, чтобы соблазнить Данаю, до Цирцеи, превратившей спутников Одиссея в свиней. И это лишь малая часть того, с чем приходилось сталкиваться персонажам греческой мифологии, постоянно балансируя на грани между людьми, богами и природой.

Мастер перевоплощения в греческой мифологии - Протей, морской бог, который постоянно меняет форму и всегда избегает отвечать на вопросы. Однако трансформация - главная тема многих историй в классическом каноне. От «Одиссеи» Гомера до «Метаморфоз» Овидия существует множество историй, в которых герой или бог превращается во что-то другое.
На самом деле, кажется, что для греческих и римских мифов было обычным делом, чтобы боги меняли форму, дабы соблазнить смертных. Боги также обладали властью превращать других людей в иных существ, чтобы наказать или вознаградить.

Эти превращения часто играли важную роль в культе некоторых божеств. Попытка пережить, воспроизвести или увековечить трансформацию, произошедшую в воображаемом пространстве, которое представляла собой греческая мифология, часто занимала центральное место в мистических ритуалах и народных празднествах.

Зевс. \ Фото: gamek.vn.

Но больше всего эти истории преображения показывают очарование живым опытом. Они также указывают на раннюю попытку понять естественный мир, исследуя его пределы.

Наконец, стоит отметить, что эти мифологические трансформации были не только частью анимистического мировоззрения, что духи населяют всё: от деревьев до рек и статуй. Они также были частью богатой народной традиции, имеющей параллели почти во всех других культурах мира.

10. Миф о Медузе

Немногие другие греческие мифы получили такое же внимание, как миф о Горгоне Медузе. Все более или менее знают, на что способна Медуза. Вместо волос у неё змеи, а взгляд её превращает всех тех, кто на неё смотрит, в камень.

Но как Медуза стала такой? Всё началось с того, что Посейдон, бог океана, изнасиловал Медузу в храме Афины. Богиня, неспособная отомстить одному из своих равных, бессмертному олимпийскому богу, направила свой гнев за святотатство своего священного пространства на невинную Медузу.

Афина превратила девушку в отвратительное существо, настолько ужасное, что она обращала всех, кто смотрел на неё, в камень. Более тревожным, чем эта несправедливость, было то, что Афина сделала дальше.

Испытывая презрение к наказанию Медузы, она решила помочь герою Персею в его стремлении убить ужасное существо. В конце концов Персей обезглавил Медузу, а Афина взяла голову несчастной женщины и повесила её на своей эгиде, где она и осталась висеть, как своего рода трофей.

Вакханалии

Другие культовые практики менад включали экстатические танцы и вакхическое веселье. Дикая энергия этих ритуалов была вложена в них богом, который заставлял своих почитателей испытывать безумие и манию. Это экстатическое поклонение сопровождалось какофонией музыки и дикими криками участников. По мнению учёных, цель этого ритуала состояла в том, чтобы вызвать безумное состояние, в котором поклоняющийся мог бы стать ближе к Бахусу. Этот стиль поклонения наблюдался на таких праздниках, как Вакханалии римлян.

Слева направо: Древнеримский историк Тит Ливий и его частично сохранившаяся «История от основания города».

Согласно римскому автору Ливию, фестиваль Вакханалий был открыт только для женщин и длился три дня. Фестиваль проходил в строгой конфиденциальности, и участники были обязаны соблюдать секретность. Учёные и историки полагают, что Вакханалия служила двум видам религиозных целей. Первая была как публичный праздник и площадка для драматических пьес, очень похожая на городскую Дионисию. Второй целью было освобождение и веселье с помощью безумного ритуала.

Слева направо: Мраморный рельеф с танцующей менадой, адаптация работы, приписываемой Каллимаху, около 27 г. до н.э. – 14 г.н.э. \ Менада с тирсом.

Однако в 186 году н. э. римский сенат с подозрением отнёсся к празднику Вакханалии и решил, что его участники планируют восстание. Было принято законодательство, которое поставило Вакханалию под контроль Сената. Это привело к полной перестройке культа. Отныне члены культа должны были запрашивать разрешение Сената на проведение любых вакхических обрядов.

Слева направо: Статуя Антиноя в образе Диониса. \ Статуя Диониса или Вакха с виноградной гроздью и чашей.

В древности менады были не просто жрицами бога вина. Женщины, принимавшие участие в вакхических разгулах и тайных празднествах, считались опасными для порядка в городе и, будучи одержимыми, проявляли сверхчеловеческие способности. Поскольку большинство их ритуалов проходило в дикой местности, без мужского надзора, политики и мужья были бессильны контролировать их. Их пугающая репутация и секретность придавали достоверность всеобщим страхам перед неизвестным. Менады древней греко-римской мифологии действовали как орудия гнева Диониса/Вакха, который был способен отомстить тем, кто отрицал его обряды.

В продолжение темы о весталках, вакханках и прочих страстях , читайте в следующей статье шесть невымышленных римских историй, нисколько не уступающих сценарию «Игры престолов».

8. Нарцисс

Миф о Нарциссе. \ Фото: surbzoravor.am.

Нарцисс был чрезвычайно красивым молодым человеком, чья красота привлекла внимание нимфы по имени Эхо. Когда она призналась ему в любви, Нарцисс отверг её и попросил оставить его в покое. Убитая горем, Эхо ушла и стала бродить одна. Её горе было так велико, что её тело растворилось в воздухе. Единственное, что осталось, — это её голос, который до сих пор слышен в лесах и горах.

Печальный финал Эхо привёл в ярость богиню мести Немезиду, которая решила наказать Нарцисса. Однажды Немезида заманила молодого человека выпить воды из озера со спокойной зеркальной водой. Нарцисс увидел своё отражение в воде и влюбился в него.

Трагический конец Нарцисса наступил вскоре после этого. Как только он понял, что его кумир находится вне его досягаемости, парень почувствовал невыразимую боль. Отказавшись от жизни, он лёг на землю и превратился в цветок с белыми лепестками и жёлтым «сердцем».

Менады и вакханки

Менады были женщинами, посвящёнными богу Вакху (Дионису, в греческой мифологии). Их название первоначально означало «бредящие», так как считалось, что они одержимы богом. Находясь также под влиянием Диониса, эти женщины обладали сверхъестественными способностями и силой.

Современные учёные чаще всего сходятся во мнении, что термины менады и вакханки были синонимами. Менады принадлежали к греческой религии, в то время как вакханки были римлянами — они получили своё имя от своего бога Вакха. Другим именем, приписываемым этим вакхическим женщинам, были бассариды (одноимённое название потерянной эсхиловской пьесы).

Менады Вакха как правило были добровольными приверженцами бога, но случалось и так, что Вакх намеренно выбирал тех или иных женщин, дабы они поклонялись и следовали за ним. В тех случаях, когда бог вводил свои обряды в новый город и был отвергнут, он часто наказывал этот город, разжигая безумие среди женщин и превращая их в менад. Именно так ему удалось собрать большую свиту последовательниц женского пола, серди которых были Миньяды и дочери Прета.

1. Миф о Дионисе

В одном мифе Дионис, бог вина, принял облик юноши и начал скитаться по земле. Возле моря несколько тирренских пиратов увидели и похитили бога, не подозревая о его истинной личности. Пока пираты связывали Диониса, намереваясь продать его в рабство, лоцман корабля по имени Акет (Акойт) понял, что с похищенным персонажем что-то не так. Полагая, что за спиной юноши скрывается бог, Акет тщетно пытался остановить своих товарищей.

Пираты не слушали лоцмана, и, наконец, Дионис раскрыл свою истинную сущность, наполнив корабль виноградными лозами и зверями. В ужасе пираты бросили корабль и нырнули в море. Прыгая, они превращались в дельфинов. Единственный, кого миновала злая участь, был Акет.

Жрицы Вакха

Современники практики менадизма считали, что она произошла из древних Фив, мифологической родины Вакха. Там менады входили в священную свиту слуг бога, называемую тиасос (тиаз). Вакхическая и дионисийская мифология утверждала, что женщины присоединились к этому тиасосу со всех уголков Греции.

В некоторых мифах менады характеризовались как «сумасшедшие», которые были няньками младенца Вакха. Согласно связанным с этим легендам, этих женщин преследовал Ликург, царь, выступавший против дионисийской религии. В более ранних древних источниках действительно считалось, что менады одержимы духом Вакха. Однако в более поздней античности менады и вакханки считались просто жрицами бога вина.

Дикие женщины Еврипида

В одном из этих описаний (строки 660-774) посланник описывает Пенфею, что фиванские женщины делали в горах. Он сообщил, что был свидетелем трёх танцевальных групп, или тиасои, женщин, одной из которых руководила мать Пенфея, Агава. Он описал, как женщины отдыхали, будучи полностью расслабленными. Некоторые из них прислонились к ветвям серебристой ели, в то время как другие были среди дубовых листьев, опустив головы на землю, бесцельно. Однако, когда женщин потревожило мычание скота, они вскочили и приготовились к своему веселью.

Слева направо: Бахус, Симеон Соломон. \ Дионис.

Они распустили волосы, надели головные украшения и, поправив одежды, пустились в пляс. Одна менада ударила в землю своим тирсом, и из неё вырвался источник вина, в то время как другие зарылись в землю, и из земли потекло молоко. Мёд капал с увитого плющом трисоя и питал женщин.

Посланник стал свидетелем того, как менады начали устраивать свои пирушки, и воззвали к богу в один голос. Дикие животные и даже сама гора, казалось, присоединились к вакхическому поклонению. Но когда менады обнаружили посланника, женщины бросились за ним в бешеную погоню, намереваясь разорвать мужчину на части. В своём экстатическом состоянии женщины наткнулись на стадо пасущегося скота. Безоружные, они разорвали животных на части голыми руками.

Эти женщины постоянно находились под влиянием бога, когда происходили эти события. Их сила в разрывании животных на части подчёркивает сверхчеловеческие способности, которыми бог смог наделить их. Посланник также сообщил Пенфею, что в своём безумии женщины убежали в деревню. Там они похищали детей и младенцев. Он утверждал, что менады носили огонь в волосах, но они не горели.

Следующий анекдот

Отписаться можно в любой момент.


Их называли женщины Вакха, менады или вакханки. Эти сумасбродные дикарки, олицетворяя опасность, которую представляют женщины, оставленные без присмотра мужчин, предавались необузданному безумию и считались загадкой даже в древнем мире. Тем не менее, многие девушки добровольно шли служить древнегреческому богу, дабы почувствовать себя максимально свободными. Художники и скульпторы на протяжении веков делали их своими объектами, стараясь запечатлеть религиозные образы древности во всей красе. О том, кем были на самом деле женщины Бахуса – далее в статье.

2. История Ганимеда

История Ганимеда обычно всплывает в каждом разговоре о педофилии в Древней Греции. Согласно мифу, Ганимед родился в Трое. Будучи юношей исключительной красоты, он привлёк внимание богов, а точнее, Зевса. Затем последний превратился в орла и похитил Ганимеда, приведя его на Олимп. Там юноша служил виночерпием богов. Зевс позаботился о том, чтобы Ганимед остался бессмертным и вечно молодым.

У Вергилия Гера, жена Зевса, рассматривала Ганимеда как противника, который имеет эротические отношения с Зевсом. Эта история стала одной из самых излюбленных тем не только среди художников, а и поэтов, которые при любом удобном случае упоминали о ней.

4. Похищение Европы

История похищения Европы — это ещё одна история Зевса, превращающегося в животное, чтобы соблазнить смертную женщину. В этом случае бог принял форму быка. Европа была потомком нимфы Ио из Финикии. Зевс превратился в белого быка и смешался с другими животными при дворе её отца, Агенора, царя Тира. В какой-то момент Европа погладила быка и забралась ему на спину. Зевс не упустил возможности и похитил женщину на остров Крит, где Европа стала царицей и дала своё имя всему континенту, ныне известному как Европа.

Читайте также: