Анекдоты моцарт книжное обозрение
Обновлено: 25.12.2024
Работая с творческими людьми, ожидайте, что и шутить над вами они будут «креативно». А может и не шутить, а наказывать за излишнюю гордыню?
Адриана Феррарезе дель Бене Адриана Феррарезе дель БенеАдриана Феррарезе дель Бене вошла в историю как первая исполнительница партии Фьордилиджи на премьере «Так поступают все», которая состоялась в венском Бургтеатре 26 января 1790 года. Оперная певица могла похвастаться своими опытом и талантом, она была желанным украшением оперы для любого композитора.
Адриана прекрасно знала себе цену. Хотя для многих её высокомерие было довольно неприятным. Адриана прекрасно знала себе цену. Хотя для многих её высокомерие было довольно неприятным.Музыкальный критик Уильям Манн сообщает, что Моцарт невзлюбил дель Бене. Великий композитор, скорее всего, не выносил высокомерия, и решил «проучить» женщину.
кадр из фильма "Амадей" кадр из фильма "Амадей"Есть вероятность, что именно из желания «пошутить» и была создана его опера-буфф «Так поступают все». Те, кто когда либо слышал её, заметить, что там есть партия, в которой несколько высоких и низких нот располагаются рядом друг с другом в чередующейся последовательности. Именно эта партия предназначалась для гордячки-певицы.
Следующий анекдот
Отписаться можно в любой момент.
У великого австрийского композитора было, судя по всему, своеобразное чувство юмора. Сегодня существует много теорий, объясняющих уникальность личности Моцарта, - вплоть до тяжелых психических отклонений. Причину их находят в трудном детстве музыканта, полном работы и непосильных для ребенка нагрузках. Но, судя по дошедшим до нас историям, Моцарт мог очень быстро остроумно ответить во время беседы, а порой долго готовил специальные розыгрыши для людей, которых почему-то невзлюбил.
Именно о юном Моцарте сохранилось множество воспоминаний, превратившихся со временем в исторические анекдоты. Уникальный талант этого вундеркинда восхищал Европу, но он по-прежнему оставался ребенком и поражал взрослых детской непосредственностью или, наоборот, недетским юмором. Когда в четыре года он написал свое первый концерт для клавира, отец удивленно воскликнул:
- Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!
- Какие глупости, папа! - возразил Моцарт,- его может сыграть даже ребенок. Например - я.
Моцарт-вундеркинд с детства привык к вниманию людей
Одна из известных легенд о чудо-ребенке рассказывает, как на концерте перед высокопоставленными особами юный музыкант вдруг прервал невероятно трудный пассаж, слез с табурета и убежал со сцены, так как увидел в углу кошку. В ответ на возмущенный протест отца он ответил:
- Ну, папочка, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет.
А когда в 14 лет Вольфганг стал академиком Болонской академии (для него было сделано исключение из строгих правил), то единственным желанием мальчика был только отдых. Во время поздравлений в семье он спросил:
- Ну а теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?
Став взрослым, гениальный композитор и виртуоз, похоже, относился к музыке, как к веселому приключению. Порой он позволял себе просто хулиганские выходки, чем доводил знакомых до белого каления. Так, однажды Моцарт показал Антонио Сальери новую пьесу для клавира, которую, по его словам, не сможет исполнить никто в мире, кроме него самого. Маститый композитор, дела которого в то время, кстати, шли гораздо лучше, чем у великого гения, с негодованием ответил:
- Увы, Моцарт, ты тоже не сумеешь сыграть это. Ведь тут обе руки должны исполнять труднейшие пассажи, причем на противоположных концах клавиатуры! И именно в этот момент необходимо взять несколько нот посередине клавиатуры! Даже если играть еще ногой, все равно исполнить написанное не удастся - слишком быстрый темп.
Засмеявшись, Моцарт продемонстрировал, как нужно играть эту вещицу. А «невозможный» аккорд в середине пьесы он взял… носом.
Йозеф Бач «Моцарт сочиняет»
Сегодня общеизвестно, что Моцарт, несмотря на феерический успех некоторых своих произведений, частенько оставался без гроша в кармане. На самом деле, публика не всегда принимала «на ура» его новые творения, и поэтому композитор был вынужден кормить семью, давая уроки. Интересно, что ради денег он даже в один момент хотел уже было приехать в Россию – об этом писал русский посол в Вене Андрей Разумовский самому Потемкину, но письмо осталось без ответа, и Моцарт до нашей страны так и не доехал. Безденежье композитора было фактом, над которым постоянно подшучивали его друзья. Так, например, один из приятелей, у которого Вольфганг попытался в очередной раз перезанять, с удивлением спросил его:
- У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей. Куда же ты деваешь деньги, мой дорогой?
- Но у меня есть жена Констанция! Она - мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей. – ответил композитор.
Сама любимая жена тоже была вынуждена терпеть не только безденежье, но и шутки гениального супруга. Однажды, во время прогулки по центру Вены, Констанция увидела изящно и красиво одетую девушку.
- Какая нарядная! - воскликнула Констанция, - мне больше всего на свете нравится ее пояс, а особенно красный бантик, которым он застегнут.
- Я рад, что тебе нравится именно бантик. Потому что только на него у нас и хватит денег. –весело отшутился Моцарт.
Адриана Феррарезе дель Бене
Однако история хранит примеры и более злых шуток великого гения. Одной из самых известных стала история с итальянской оперной певицей. Адриана Феррарезе дель Бене была одной из первых исполнительниц партии Сусанны в «Свадьбе Фигаро» но, несмотря на прекрасные вокальные данные, похоже, чем-то не угодила Моцарту. Издания тех времен восхищались невероятным голосовым диапазоном примы, однако великий композитор подметил одну раздражающую особенность: на высоких нотах певица имела привычку задирать голову, а на низких – опускать. Адриана должна была выступить в главной роли в новом творении Моцарта, опере-буффа «Так поступают все».
Специально для нее он написал арию с быстро чередующимися высокими и низкими нотами. 26 января 1790 года в венском Бургтеатре состоялась премьера, которая порадовала маэстро и ужасно раздосадовала приму: в сложной арии певица так быстро кивала головой, что была похожа на курицу, клюющее зерно. Шутку, несомненно, заметили и зрители. Эта история стала известна потомкам, так как ее описал музыкальный критик Уильям Манн.
Мало кто сегодня знает, что сын Моцарта Франц Ксавер тоже сочинял музыку: Как младший сын великого композитора «застрял» во Львове на 30 лет
Следующий анекдот
Отписаться можно в любой момент.
Вольфганг Амадей Моцарт всегда был и будет, пожалуй, самым именитым и известным музыкантом в своей эпохе. Многие современные фильмы и пьесы рассказывают о нём, как о гении, который погибал, не имея даже гроша за душой, а также как о человеке, который был захоронен в могиле без имени, пав жертвой от рук своего соперника-композитора Антонио Сальери. На самом деле Моцарт сколотил немалое состояние за свою короткую жизнь. Но, казалось, он был полон решимости потратить каждый цент, что привело его к пожизненным денежным бедам, а также неверным представлениям о последних годах жизни великого композитора.
Музыкальный вундеркинд, написавший свои первые произведения ещё в детстве, Амадей провёл свои ранние годы, путешествуя по большей части Европы. К подростковому возрасту он устроился на должность скрипача и композитора при дворе архиепископа Зальцбургского, где дополнил своё скромное жалованье внешними комиссионными, иногда получая вместо наличных денег драгоценности и безделушки. Но его растущие амбиции и самолюбие привели его к разногласиям с архиепископом, и к двадцати годам он оставил эту должность и переехал в Вену.
Вольфганг Амадей Моцарт. \ Фото: journalist.today.
В отличие от многих своих современников, Амадей не пожелал (или не смог) занять постоянную должность при дворе. Вместо этого он брался за всё, что мог найти. Он давал уроки музыки детям богачей, дирижировал и исполнял как свои собственные произведения, так и произведения других (за один шестинедельный отрезок в 1784 году он дал двадцать два замечательных концерта) и брал на себя все комиссионные, предлагаемые за новые произведения. Он часто путешествовал, значительно повышая свою репутацию, но иногда с финансовыми потерями, так как ему приходилось оплачивать свои дорожные расходы.
Но взлёты и падения жизни в качестве музыкального подмастерья окупились (согласно выставке 2006 года, посвящённой 250-летию его рождения). Записи показывают, что к 1780-м годам он стал получать около десяти тысяч флоринов в год, а в письме от отца Моцарта говорилось, что ему заплатили тысячу всего за одно (предположительно памятное) концертное выступление. И это при том, что по тем временам работягам ежегодно выплачивали примерно по двадцать пять флоринов, в то время, как высшее сословие получало примерно пятьсот флоринов, зарплата Амадея ставила его в один ряд с высшим эшелоном Венских богачей.
Летом в 1782 году, несмотря на все протесты и опасения отца, он женился на Констанце Вебер. Девушка была из семьи музыкантов и вместе с сёстрами сделала себе имя певицы. Констанца и Амадей были преданы друг другу, и у них было шестеро детей и только двоим удалось выжить.
Они обзавелись большой и просторной квартирой в шикарном райончике Вены, расположенном сразу за собором Святого Стефана. Несмотря на взлёты и падения его финансов, супруги были полны решимости поддерживать высокий уровень жизни, в значительной степени потому, что Вольфганг вращался в аристократических кругах. Они отдали сына в дорогую частную школу и щедро развлекали его. Но супруги часто тратили далеко не по средствам, и долги перед розничными торговцами и кредиторами накапливались.
Семья была вынуждена переезжать несколько раз, и некоторые историки считают, что Амадей мог промотать большие суммы денег за игорным столом, хотя другие считают, что ставки были просто развлечением, а не навязчивой идеей.
Совсем недавно некоторые учёные и историки предположили, что хроническое транжирство Моцарта (а также его частые и экстремальные изменения настроения) были симптомами недиагностированного психического заболевания, возможно, маниакальной депрессии или биполярного расстройства.
Моцарт у императрицы. \ Фото: br-klassik.de.
Около 1788 года его жена перенесла ряд медицинских кризисов, которые оказались почти смертельными. Ей предстоял долгий и непростой курс лечения и реабилитации. Она посещала дорогие курорты, ела только самую лучшую пищу и вела размеренный образ жизни, что ещё больше истощало их семейный бюджет. В итоге, Амадею ничего не оставалось, как дать несколько коротких гастролей, дабы собрать хоть какие-то средства, но в итоге, всё это потерпело крах, в том числе и финансовый.
Предпочтения публики стали меняться насчёт музыки и это привело к снижению комиссионных, и Вольфганг на какое-то время впал не в милость элиты, которая обратила своё внимание на другое. И как следствие всего этого, настал затяжной и мрачный период депрессии, о котором гениальный композитор часто упоминал в письмах к друзьям.
Несмотря на случившее, семья Моцарта не желала снижать свои накладные расходы и Амадею ничего не оставалось, как обращаться к друзьям и знакомым за помощью, раз за разом беря ссуды. Но как правило он погашал их достаточно быстро, стоило только прийти новой комиссии.
Вопреки всем сложностям, их дела стали идти потихоньку в гору. Несмотря на то, что Констанцу оклеветали как легкомысленную и наивную дурочку, тем не менее, она сыграла ключевую роль в этом финансовом возрождении. В то время как Амадей скрывал от неё худшие из своих финансовых проблем во время её болезни, как только она выздоровела, она начала действовать. Супруги переехали из центра Вены в более дешёвый пригород (хотя тратили они по-прежнему много), и она всерьёз занялась организацией его дел.
Но осенью 1791 года здоровье Амадея пошатнулось, и он умер в декабре (на тот момент ему было тридцать пять лет). Его смерть, вероятно, была вызвана почечной недостаточностью и рецидивом ревматической лихорадки, с которой он боролся на протяжении всей своей жизни. Австрийские обычаи того времени запрещали кому-либо, кроме аристократии, иметь частные похороны, поэтому Моцарта похоронили в общей могиле с несколькими другими телами. Несколько лет спустя его кости были выкопаны и перезахоронены (тоже практика того времени), поэтому точное место его последнего захоронения остаётся загадкой.
Констанца, которой было всего двадцать девять лет и у которой было двое маленьких детей, была опустошена его смертью. Расплатившись с последним из его долгов, она обнаружила, что у неё почти ничего не осталось. И снова её трудолюбие окупилось. Она организовала публикацию нескольких произведений своего мужа, организовала серию мемориальных концертов в его честь, обеспечила небольшую пожизненную пенсию для своей семьи от австрийского императора и помогла опубликовать раннюю биографию Амадея, написанную её вторым мужем. Эти усилия не только обеспечили ей финансовую безопасность на всю оставшуюся жизнь, но и помогли сохранить наследие Моцарта как одного из величайших композиторов в истории.
А в продолжение темы, читайте о других выдающихся личностях, у которых, увы, личная жизнь сложилась не самым лучшим образом, и не найдя пары, они так и скончались девственниками .
Или нет?
Но могут быть и другие объяснения. Например, можно предположить, что шутки Моцарта были чем-то вроде якоря, удерживающего гения, парящего в высших сферах, на земле. Создавая божественную музыку, Моцарт мог вполне осознанно примерять на себя маску пошляка в качестве своеобразной релаксации.
Возможно, генерируя странные шутки, мозг Моцарта отдыхал после полётов в космос Возможно, генерируя странные шутки, мозг Моцарта отдыхал после полётов в космосА быть может, Моцарт просто был большим ребёнком, для которого не существовало правил поведения, принятых в обществе. Его сестра Мария Анна (Наннерль) писала: «Достигнув высшей стадии развития как художник, он оставался младенцем в том, что касалось обыденной жизни. До конца жизни он так и не научился самоконтролю» .
Вопрос остаётся открытым. Но с уверенностью можно сказать вот что: Вольфганг Амадей Моцарт находил в себе силы постоянно шутить, несмотря на сумасшедший объём работы, проблемы со здоровьем, бесконечные финансовые трудности и непростые отношения с работодателями. Возможно, шутки и не продлевают жизнь. Но гений и отсутствие чувства юмора — несовместимы. Успехов!
Следующий анекдот
Удивительно, но все эти шедевральные пассажи взяты из одного письма Марии Анне Текле Моцарт — кузине композитора. Концентрация «дерьма» определённо зашкаливает. Таким образом Моцарт флиртует с «драгоценной кузинушкой-образинушкой».
Тема настолько близка нашему герою, что в письме к матери он развивает её в стихотворной форме:
«А Концерт напишу,
как приеду в Париж,
Чтоб его навалять,
мне присесть надо лишь».
Впрочем, Моцарт любил и другие шутки. В письмах он частенько менял местами слова. Вот какая очаровательная бессмыслица вышла у него в послании к жене:
«Надеюсь, что сразу по приезде моё письмо вручило Тебе Сабинду — прочитав Сабинду, Ты наверняка будешь довольна, что я велел письму ехать в Баден. Письмо сегодня ночью спало у меня, а Сабинду я написал сегодня утром» (Сабина — имя служанки).
Синдром Туретта
В Journal of neurology neurosurgery and psychiatry была опубликована статья, автор которой пытается объяснить своеобразное чувство юмора Моцарта синдромом Туретта .
Согласно исследованиям, данное расстройство обнаруживается у 3,8% детей, и две трети из них страдают от сопутствующего синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР).
Наиболее распространёнными симптомами синдрома Туретта являются двигательные тики и копролалия — болезненная склонность к нецензурной брани.
Возможно, композитор просто не мог контролировать поток неприличных шуток Возможно, композитор просто не мог контролировать поток неприличных шутокУченые пришли к выводу, что выражения, не принятые в культурном обществе, фигурируют в каждом десятом письме Моцарт. Также известно, что он с трудом мог находиться в состоянии покоя — даже во время написания музыки композитор скакал на лошади, бегал по комнате или играл на бильярде. Возможно, всё это действительно было проявлениями синдрома Туретта.
Читайте также: