Анекдот не вари козленка в молоке матери

Обновлено: 17.06.2024

«Смысл этого запрета скрыт даже от тех, кто обладает мудростью» Ибн Эзра
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение». Лук.10:21

Дополнение.
В этом добавлении мы рассмотрим вопрос о том, почему же, зная о таком запрете Иисус Христос все же осмеливался «изменять пути Господни». И утверждал при этом, что Он «не нарушить пришел, но исполнить»?
Сразу хочу отвергнуть объяснения типа «Он же Сын Божий, что хочет, то и делает».
То, что Иисус ни делал ничего сверхъестественного, Он сам утверждает неоднократно. Самые красноречивые тому свидетельства – Его упрек окружающим: «Что вы зовете меня Господи, Господи, а дел, которые я творю, не делаете!». А так же, Его сетование на то, что «жатвы много, а делателей мало», иными словами: некому кроме Него исцелять больных и оживлять умерших. Что равносильно утверждению: это могут делать все.
Итак, что дает право любому желающему (следуя наставлению Христа) исцелять и воскрешать людей, извращая, тем самым «пути Господни»?
Для ответа на этот вопрос обратимся к Джеймсу Джорджу Фрэзеру, который так же предпринимал попытки истолковать фразу «Не вари козленка в молоке матери его» в известной книге «Фольклор в Ветхом Завете».
Фрэзер указывает на замеченные многими толкователями параллели между десятью заповедями, данными Моисею в 20 главе «Исхода» и заповедями 34 главы той же книги. С той лишь разницей, что в начале, в данных Моисею скрижалях первого варианта (которые были разбиты Пророком) расписываются правила взаимоотношения между людьми (не убей, не укради и т.д.), а во втором варианте – между человеком и Богом (условия приношений и жертв, запреты мертвечины и т.д.). И последней, десятой заповеди первого варианта соответствует запрет варки козленка в молоке матери.
Фрэзер ошибочно считает, что первоначально исторически у евреев могли сформироваться только запреты второго варианта, предписывающие ритуальную часть (кашрут, приношения и жертвы), и лишь по прошествии времени из них могли образоваться моральные нормы, собранные в первом варианте скрижалей (не убей, не укради, не лжесвидетельствуй и т.д.). Я считаю такой взгляд ошибочным.
Во-первых, это предположение противоречит самому тексту «Исхода», в котором моральные принципы отношений между людьми даются раньше, а запреты и предписания отношений между людьми и Богом уже после того, как Моисей увидел развращенность соплеменников и их неспособность воспринимать заповеди. Их уровень понимания допускал только страх перед кем-то, угрозы и запреты.
И во-вторых, «Бога не видел никто, никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Ин. 1:18. Что означает: никто не знает, кого или что, можно считать Богом. Однако мы знаем, что Спаситель отождествлял с Богом любого человека и заявлял, что каждый достоин божественных почестей и отношения («Вы боги и сыны Всевышнего все вы», «Главная заповедь: возлюби Господа… и вторая подобная ей: возлюби ближнего»).
Из этого мы можем заключить: в первом варианте декалога, данного Моисею, описаны заповеди отношений человека к Богу, но под Богом (никому непонятным, собирательным образом) подразумевается любой ближний, т.е. человек, непосредственно с нами контактирующий (находящийся вблизи). И только после того как Господь (в лице Моисея) разуверился в способности окружающих исполнять заповеди «по любви», Он дает им «Запреты и предписания», которые они должны будут выполнять «от страха».
Запрет варки козленка в таком случае соответствует десятой заповеди: «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, не желай… ничего, что у ближнего твоего».
«Не желай» – значит, не мечтай обладать в будущем. Не строй планов по изменению настоящего положения вещей. Не пытайся изменить будущее по своей прихоти.
Что соответствует толкованию, полученному нами ранее, как предупреждению о смерти всем, ворожеям, гадалкам и всем будущим пророкам.
И тем не менее, Иисус идет на это «извращение путей» чтобы исцелить или воскресить грешников. Тем самым, заведомо принося себя в жертву за содеянное. Но возжелал ли Он «дома ближнего своего или жены…», получил ли он от этих изменений хоть какую-то пользу для себя? Однозначно – нет.
Как любая жертва, «извращая пути Господни» Он дает время исцеленному или воскрешенному измениться и больше не грешить.
«Не вари козленка в молоке матери его» не означает: «не будь пророком» или «не предупреждай людей».
Это означает: знай, ты за это поплатишься!

И теперь решай: делать это или не делать.

© Copyright: Сергей Тулупов, 2016
Свидетельство о публикации №216102401230 Рецензии

«Смысл этого запрета скрыт даже от тех, кто обладает мудростью» Ибн Эзра

У БОГА нет знаний, которые ОН хотел бы скрыть от человека. Почему? Потому что в каждом человеке БОГ. А значит, судьба каждого человека стать БОГОМ. Поэтому БОГУ нет смысла скрывать знания от СЕБЯ САМОГО.

“Во-первых, что это требование кашрута о разделении мясной и молочной пищи.
То, что такого разделения не было во времена Авраама сказано в Бытии 18:8 «И взял (Авраам) масла и молока, и теленка, которого приготовил, и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели». И ели не абы хто, а Ангелы!”

Первая нестыковка, где здесь сказано, что он сварил этого телёнка в молоке. И причём здесь козлёнок вообще?
Вторая – Ангелы существа духовные, живут в тонком мире, поэтому им материальная пища не нужна, потому, что тонким нематериальным телом невозможно ни потреблять, ни переваривать пищу, А самое главное, что в тонком мире нет туалетов… Иначе с неба на головы людей падал бы не снег…
Дальше читать не стал, потому, что этих двух фраз больше чем достаточно чтобы убедиться в неверном ходе мыслей.
С ув. А Шипилов.

«У БОГА нет знаний, которые ОН хотел бы скрыть от человека».
Но ввиду многих ограничений (можно сказать – грехов) человек многого понять не в состоянии. Помните: «Еще многое имею вам сказать, но сейчас не можете вместить».
«“Во-первых, что это требование кашрута о разделении мясной и молочной пищи.
Первая нестыковка, где здесь сказано, что он сварил этого телёнка в молоке. И причём здесь козлёнок вообще»?
Кашрут запрещает смешивать мясную и молочную пищу вообще, а не только вареную в молоке. И именно то, что варить козленка в молоке матери не является требованием кашрута и к нему не относится, я и утверждаю.
«Вторая – Ангелы существа духовные, живут в тонком мире, поэтому им материальная пища не нужна…»
А в Бытии написано, что ели! А по нужде, наверное сходить в Содом пошли. И там таки с неба что-то низверглось.
Кем были те, кого Авраам принял за ангелов, я не знаю. Если перевести – это вестники. Где в Торе сказано, что это духи бестелесные? Нигде.
«Дальше читать не стал, потому, что этих двух фраз больше чем достаточно чтобы убедиться в неверном ходе мыслей».
В любой эпохе находится идеал «верного хода мыслей» или обладатель истиной в последней инстанции, которому следуют все, кто сам не в состоянии думать. Но через некоторое время такое иерархически сплоченное стадо падает в пропасть.
Имеете полное право считать правильными Свои мысли и читать только тех авторов, которые их разделяют.
С Ув. Сергей

Я читаю книги САТЬЯ САИ БАБЫ.

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Следующий анекдот

Г-сподь диктует Моисею Тору:
". не вари козленка в молоке матери его. "
Моисей: " O, погоди, минуточку. А-а-а-а, я понял! Это означает - не
ешь мясного с молочным?!"
Г-сподь: " H е фантазируй. Пиши, что говорят - не вари козленка в
моло. "
Моисей: " A ааа, сейчас, ага, все - понял: надо иметь отдельную посуду
для мяса и молока!"
Г-сподь (раздраженно): "послушай, что ты несешь? Я же тебе ясно сказал!
Не выдумывай, пиши, что диктуют: не вари козлен. "
Моисей: " B се, все, вот теперь - понял: после мясного надо подождать
шесть часов, прежде, чем есть молочное, а после молочного. "
Г-сподь (устало, махнув рукой): "э, делайте, что хотите. "

Следующий анекдот

Господь диктует Моисею Тору:
— ". не вари козленка в молоке матери его. "
Моисей:
— "О, погоди, минуточку. А-а-а-а, я понял! Это означает — не ешь мясного с молочным?!"
Г-сподь:
— "Не фантазируй. Пиши, что говорят — не вари козленка в моло. "
Моисей:
— "Аааа, сейчас, ага, все понял: надо иметь отдельную посуду для мяса и молока!"
Г-сподь (раздраженно):
— "послушай, что ты несешь? Я же тебе ясно сказал! Не выдумывай, пиши, что диктуют:
— не вари козлен. "
Моисей:
— "Все, все, вот теперь — понял: после мясного надо подождать шесть часов, прежде, чем есть молочное, а после молочного. "
Г-сподь (устало, махнув рукой):
— "э, делайте, что хотите. "

Следующий анекдот

В Библии есть много странных и до сих пор до конца не проясненных мест, к числу которых относится запрет «Не вари козленка в молоке матери». Люблю Библию, люблю толкования на библейские тексты. Очень увлекательное занятие, обогащающее больше, чем чтение любой другой книги.


Запрет употребляется в Ветхом Завете трижды: дважды в книге "Исход" и один раз во "Второзаконии". В еврейской традиции запрет понимается буквально как табу на одновременное употребление мясной и молочной пищи вплоть до разделения посуды для того и другого, полотенец, ножей и установления регламента, через какой промежуток времени можно употреблять в пищу молочное после мясного и наоборот.


В православной традиции такого запрета не существует и очень даже любимы мясные пельмени со сметаной, приготовленная предварительно вымоченная в молоке рыба и мясо в сметане. Оставим кулинарные традиции в стороне. Но как быть с духовной и иносказательной стороной, которая непременно присутствует в любом библейском выражении, в том числе и в этом.


Есть несколько точек зрения, ни одна из которых пока не принята безоговорочно специалистами, если не считать кошерного правила разделения мясного и молочного. Существует еврейский анекдот


Господь диктует Моисею Тору:- … не вари козленка в молоке матери его…
Моисей:- O, погоди, минуточку… А-а-а-а, я понял! Это означает — не ешь мясного с молочным?!
Господь:- Hе фантазируй. Пиши, что говорят — не вари козленка в моло…
Моисей:- Aааа, сейчас, ага, все — понял: надо иметь отдельную посуду для мяса и молока!
Господь (раздраженно):- Послушай, что ты несешь? Я же тебе ясно сказал! Не выдумывай, пиши, что диктуют: не вари козлен…
Моисей:- Bсе, все, вот теперь — понял: после мясного надо подождать шесть часов, прежде чем есть молочное, а после молочного…
Господь (устало, махнув рукой):- Э, делайте, что хотите…

Но если серьезно, то, прежде всего, бросается в глаза сюрреалистичность запрета, красота и метафоричность выражения, сродни нашему «не тяни кота за хвост».


Можно, конечно, последнее понимать буквально и устанавливать правила, как себя вести с хвостом кота, но русскому человеку понятно, что речь здесь идет совсем о другом. Это значит делать или говорить что-то быстро, не растягивая слова и время, а приступать сразу к главному.


Талмудисты утверждают, что есть три типа библейских табу: исторические, связанные с библейскими событиями, например, храните день субботний; есть табу нравственные и ритуальные, которые понятны каждому – «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и так далее. А есть табу, установленные для послушания, выполнение которых никак необъяснимо с логической точки зрения.


Просто не делай и все, тем самым проявишь послушание Господу, поскольку послушание лучше жертвы. Это аналогично тому, как Мастер или Духовный отец может приказать ученику или послушнику тащить верблюда одной рукой через забор или сажать ростки капусты корешками вверх.


Не варить козленка в молоке матери его – один из таких запретов. Но все-таки многие хотят докопаться до потайного смысла выражения и видят в нем не только бессмыслицу, не поддающуюся толкованию, а нечто вполне разумное или мистическое, но вполне объяснимое. Некоторые считают, что здесь вопрос в точности перевода.


Например, очень интересный перевод темного выражения дал в свое время Августин Блаженный. Его воспринял Мартин Лютер и использовал в своем переводе Библии в 1534 году. Оба священника концовку выражения отнесли не к слову «варить», а к слову «козленок», в результате чего выражение получило вполне понятный смысл: «не вари козленка, который в молоке своей матери», то есть который еще питается молоком матери.


Но все равно остается неясным, почему нельзя? В той же Библии разрешается приносить козленка или теленка в жертву уже на восьмой день. Есть запрет на жертвоприношение молодняка и первенца только в первые семь дней.


Существуют другие объяснения этого запрета, тоже не менее интересные и обоснованные. Так некоторые библеисты связывают запрет с идеей «нитей плодородия». Суть ее заключается в том, что нитями плодородия считалась смена поколений и если нити от поколения к поколению связывать правильно священным браком, то община и род будут развиваться и богатеть.


Если хотя бы одну из нитей замкнуть браком на кровнородственную, гомосексуальную или инокультурную связь, то род будет постепенно разрушаться и сойдет на нет. В данном случае линия плодородия козленка смешивается с линией плодородия матери, порождая кровосмешение.


Такое объяснение похоже на объяснение мистической Каббалы, утверждающей, что употребляя вместе мясное и молочное, человек смешивает правое и левое. Молоко – правая сторона, альтруистическая, ориентированная на отдачу.


Мясо олицетворяет левую сторону, жесткую, ориентированную на эгоизм и потребление. Две линии нельзя замыкать бездумно, это равнозначно кровосмешению. Для формирования среднего, царского, пути существуют особые правила, согласно которым от левой стороны можно брать только столько, сколько может вместить правая, альтруистическая.


Оба последних толкования мне кажутся наиболее интересными и плодотворными, если учитывать жесткий запрет в иудейской культуре, в том числе и в Библии, на любое кровосмешение, как в прямом, так и в переносном смысле. Эти табу, хоть и ограниченно, перешли и в христианство.


Есть еще одно интересное толкование библейского запрета, как запрет на смешение жизни и смерти. Молоко дает возможность вырасти новой жизни, это источник святости, потому что молодой козленок тянется к свету и Божеству, а варить в молоке молодую жизнь - значит использовать его для смерти. Если идти дальше по этой линии толкования, уместно вспомнить не случайность притч Иисуса Христа о ветхой и новой одежде, о старых мехах и молодом вине.


Лопухин в толковании на Библию придерживается гуманистической точки зрения, согласно которой даже к животным надо относиться гуманно и «не закрывать рта волу, когда он пашет». Многие связывают этот запрет с запретом на языческие ритуалы. Но достоверных источников, указывающих на подобные ритуалы в среде язычников, не найдено.


Есть еще одно толкование, которое тоже интересно. Оно объясняет это выражение как аналог нашей пословицы «Куй железо пока горячо» или действуй, «пока поезд не ушел». Слово «варить» в еврейском языке имеет еще один смысл «поспевать».


И если идти по филологической линии, то это означает только одно: маленького козленка следует вовремя отрывать от матери, чтобы он не перезрел, отсюда и соседство запрета на варение молодого козленка с принесением первых плодов Богу в Исходе и Второзаконии. Надо вовремя собрать первые плоды, чтобы они не переспели и были угодны Господу.


Но все гипотезы, объясняющие запрет, носят умозрительный характер. Каждый может дать свое толкование или принять то, которое ему близко. Мне близко мистическое толкование запрета, в котором молоко становится амбивалентным веществом в зависимости от того, как его использовать: в одном случае оно - источник жизни и святости, в другом – источник смерти. Чтобы жизнь не стала смертью, устанавливается такой сложный для понимания запрет.

Читайте также: