А в чем шутка тогда

Обновлено: 04.11.2024

Мои первые критики и соавторы по блогу раскритиковали меня, что по этой системе свои шутки всё равно получаются не очень смешные.
Ну, я предупреждал.
Научиться ездить на велосипеде и ездить быстро - это разные вещи.
Если действительно хотите разобраться, потерпите немного теории, если сил нет - идите в конец статьи, там примеры.


ТЕОРИЯ

Итак, что вообще заставляет нас смеяться?

Точный ответ лежит даже не в психологии, а глубже, в области нашей нейро-физиологии, но может быть оформлен всего несколькими простыми словами - шутка даёт мозгу быструю качественную разрядку .
Действуют рефлексы, связанные с мышцами лица и дыханием, мы расслабляем первые и активно насыщаемся кислородом, сбрасывая накопленное напряжение.
В принципе, нечто подобное происходит на завершающей стадии секса, только немного с другими органами тела и иными зонами мозга, а так, механизм удовольствий у всех живых существ - один: напряжение - разрядка.

Понятно? Вернёмся к юмору. Что отличает хорошую шутку от слабой?
Больше нагрузка и быстрее разрядка.

Чтобы понять, как это происходит, сначала вспомним упомянутую выше систему юмора - противоречие с ожиданием . Когда вы слышите фразу, вы мысленно выстраиваете её продолжение и окончание (это мозг делает совершенно автоматически, вы на самом деле уже додумали эту фразу, но только сейчас её дочитываете).
И когда фраза заканчивается - вы понимаете, что её смысл совершенно тот же, что и в вашем ожидании. Потому что сейчас это не шутка.
А при шутке - да, смысл бы был иной, неожиданный, противоречивый.

Физиологически это означает, что вашей голове сконцентрированный в одной зоне нервный импульс либо растекается по свободным, не занятым "извилинам", снимая возникшее напряжение (шутка),
либо продолжает удерживаться вашим сознанием (обдумывание).

Кстати, вы замечали, что понимание, не связанное с юмором, тоже иногда сопровождается небольшим смехом? Человек облегченно вздыхает, хлопает себя по колену, "вот теперь понял, фуууу, ха-ха, да, сложная штука. "
Ещё бывает нервный смешок, когда человек хочет снизить напряжение, но не может.

Для удовольствия от шутки (и чего угодно) необходимо, чтобы напряжение было существенным, но не утомительным, а разрядка - очень быстрой. Если в процессе разрядки возникнут какие то помехи, то напряжение будет спадать постепенно, медленно, или даже просто перетекать в другие зоны - и никакого эффекта не будет.
Что это могут быть за помехи? Много разных.
Например, шутка слишком сложная, вам требуется сначала что-то вспомнить, потом увязать ассоциации, и вы думаете-думаете..
Или она затронула слишком важные зоны вашего сознания, у которых высокий приоритет активности, и напряжение с них так просто не уходит.
Бывает, что просто вы смогли предугадать ответ, и для вас шутка будет очевидной. А для другого - смешной.

Наконец, просто напряжение было недостаточным, перепада "высот" не возникло, такие шутки называют "плоскими", и разрядки от них мало.


Наконец-то, ПРИМЕРЫ!

Возьмем известную фразу Ленина
" Из всех искусств важнейшим из нас является - кино " и попробуем менять последнее слово, традиционно используя систему Урганта.
1) Просто даём совершенно неподходящий по смыслу ответ - " картошка ".
Не смешно, потому что мозг не получает разрядки. Внутренний диалог:
"Почему картошка? Она так важна? Она - искусство? Это точно шутка? Лукашенко, белорусы? Но всё ровно картошка не искусство. Не понял, думаю дальше. "
2) Другой плохой вариант - " театр ". Внутренний диалог:
"Театр, да, искусство, почти кино. Но театр смотрят меньше зрителей, почему - театр? Разве он важнее? Где юмор?"
3) Работающий вариант - " вино ".
Вроде бы, разница с " картошкой " - не принципиальная, тоже еда и тоже нелогична.
Но мозг автоматически понимает, что этот ответ не надо оценивать логически, что это каламбур на созвучии " кино-вино ", испытание окончилось, можно расслабиться и выдохнуть.
4) Другой работающий вариант - " кино Мимино ".
Тоже созвучие, которое определяет каламбур, а значит, что к нему не надо подходить логически строго, а в определённых ситуациях, связанных либо с Грузией, либо с фильмом Данелии, шутка работает успешнее, потому что разрядка происходит сразу по нескольким направлениям -
каламбурное созвучие, воспоминание о смешном фильме и, если есть, ассоциация.
5) " Сумо " ( а также " бокс, каратэ, вовремя смыться ". ). Это уже неплохие шутки, которые можно использовать вне контекста.
Сумо - ещё и каламбур. Правда, есть риск встретить человека, не знающего это слово, тогда он переспросит, и шутка сорвётся.
Если человек помнит "Йоргена" , то для него будет предпочтительнее вариант про "смыться", хотя в оригинале там не искусство, а профессия.
Но разница не большая.
6) " Дзюдо " - вроде бы из той же серии, но имеет ещё и ситуативный и политический смыслы, т.е. разрядка будет проходить по нескольким направлениям, а значит быстрее. Поэтому в определённой ситуации будет и вовсе отличной, хотя и сатирической, а не юмористической шуткой.

Ещё пример.
Недавно мне пришлось общаться с двумя девушками-библиотекарями (не одновременно) и так получилось, что обеим я задал вопрос "что делаете (в библиотеке)?". Не знаю, может у них недавно экзамен по профессии был, или просто проф-деформация, но обе очень серьезно начали мне говорить одними словами: "ведём формуляры, пополняем фонды, следим за залом. "
Тут у обеих возникала пауза, они уходили в себя, и, как на экзамене, начинали вспоминать. Очевидно, в голове у них возникало напряжение, и я почти на автомате давал подсказку.
В первом случае я не придумал ничего лучше, чем просто сказать:
-. следим за залом.
- Чтоб не выпивали?
Шутка умеренно, но сработала, так как девушка явно не представляла читателей в библиотеке с бутылками, и вообще в её представлении книги и выпивка были максимально далеки друг от друга, поэтому она рассмеялась:
- Да нет, конечно, у нас приличные люди ходят.

Вторая девушка, которая начала отвечать слово в слово, и задумалась на том же месте, что и первая, чем меня сильно озадачила, но тем не менее, я выдал другое продолжение:
-. следим за залом.
- Чтоб своё не приносили и не читали?
Тут было успешное, хотя и незапланированное попадание.
Девушка летом работала в летнем кафе, где администрация заставляла пристально следить, чтобы никто не распивал за их столиками напитки, купленные на стороне. Фраза " у нас своё нельзя " сидела у начинающей библиотекарши в подкорке, но вот её ассоциацию с читальным залом она никогда не проводила. Поэтому у неё произошла очень быстрая и яркая разрядка, в смысле громкого смеха.

Научиться шутить можно, это прекрасно развивает и логику, и память, и ассоциативное мышление. И стимулирует расширять кругозор.

Просто шутить - достаточно легко, достаточно понять базовые принципы и просто выдавать неожиданные, нелогичные версии. Если подавать их правильно, оформляя как шутки, репризы, чтобы собеседник успевал это понять по вашему поведению, интонации, мимике, подмигиванию. да хоть по вашему предупреждению, то это уже достаточно, чтобы выглядеть весёлым человеком и шутником.

Остроумные шутки - это мастерство, то есть нарабатываются повторением, тренировками, желательно с обратной связью. Их можно и нужно оттачивать на простых примерах.

Чтобы "порвать зал" или чтоб хотя бы "вся маршрутка плакала" - кроме мастерства нужен еще тонкий вкус и понимание ситуации. Самые смешные шутки не всегда самые остроумные, но всегда уместные. То есть вам нужно точно оценить ситуацию и состояние "клиента", чтобы понять, что он ожидает услышать, и чего никак не ждёт, когда он напряжён и зациклен, и как его "сбросить" и "перезагрузить".

- Доктор, а раздеваться обязательно?
- Простите, сейчас оденусь.

Ставьте лайки, пишите комментарии, задавайте вопросы.
И в следующий раз мы поговорим на более глобальную тему - "Что такое красота". И как спасти мир.

Следующий анекдот

Неприятные шутки - многие сталкиваются с этим видом насилия почти каждый день. Это когда кто-то шутит про нас и нам совсем не хочется смеяться, внутри мы ощущаем неприятие к транслирующему эту шутку и переживаем комплекс негативных эмоций в связи с самой шуткой.

Бывает и так, что если мы решаемся высказаться по поводу наших ощущений, нас стыдят и унижают словами "да ладно тебе, это же шутка!", "я же пошутил_а!", "ты чего, шуток не понимаешь?", "чего ты так_ая серьезная то!?", "что, не можешь просто посмеяться?". Часто можно услышать обвинения в том, что мы излишне драматизируем. Знакомы ли такие слова как: "чего ты истеришь по такому пустяку?", "с тобой и пошутить нельзя!", "будь проще!"? Такие ответы и призывы являются манипуляцией, направленной на то, чтобы выставить нас же виноватыми за чувства и мысли и дать право и дальше высказывать унизительные слова про нас.

Расставим точки! Шутка - это когда действительно приятно-смешно всем. Это не когда мы, боясь выставить себя дур_ой, молчим и натянуто смеемся или молча терпим такое насилие над собой. Шутка должна ощущаться как что-то легкое и однозначно смешное без негативного для нас подтекста.

Еще один вариант отговорок - "да я хотел_а как лучше, хотел_а тебя рассмешить!" Такой вариант часто встречается, когда другой человек не может видеть нас грустн_ой, печальн_ой, сосредоточенн_ой. Его требование - "давай улыбнись, хочу чтобы ты смеял_ась, мне плохо когда ты так_ая, так что обслужи меня эмоционально и перестань печалиться". А какая обычно обида и непонимание в глазах людей, когда вдруг шаблон ломается нашим отказом улыбаться.

Еще одни точки - никто никому не обязан улыбаться и быть веселым. Улыбаясь в угоду другим, мы подвергаем себя моральному насилию. Мы можем улыбнуться, если это поможет достичь какой-то цели, но тогда это наша личная выгода и решение.

Может возникнуть такая мысль - "я улыбаюсь, потому что так легче и проще". Иногда мы являемся заложниками убеждений, что отказ в эмоциональном обслуживании близких и друзей, а так же защита своих границ может стать для нас еще худшим испытанием. И тогда можно работать с этим убеждением и нарабатывать навыки защиты своих личных границ.

Когда наши личные границы защищены, то мы знаем, что в любой момент можем дать отказ как в эмоциональном обслуживании, так и донести до оппонента, что мы думаем на счет неприятных для нас шуток. Наше настроение - наша территория, наша право негодования - неотъемлемое право любого живого существа. Точка!

Юлия Ахметова, сама того не зная, точно дала определение этому шоу, как говорится оговорочка по Фрейду

Опыт использования: один раз

На ТНТ стартовало новое шоу "Игра", которое активно рекламировали в последнее время. Честно говоря, это чистой воды КВН только слегка видоизмененный. КВН стал уже не тот, как раньше и многие его участники, которые блестали там, уже давно перебрались на ТНТ и наверное решили дать вторую жизнь этой программе.

Вернёмся с шоу "Игра".

Начну с ведущего. Это незнакомый мне и думаю всем зрителям Евгений Чебатков, чем он заслужил право вести этот проект не ясно. Кто-то из жюри его очень расхваливал, помоему Гарик Мартиросян, но пока ничего особенно я в нем не заметила.


"Игра" на ТНТ

В жюри - знакомые все лица.

Гарик Харламов, какой-то обросший и как будто невыспавшийся.


"Игра" на ТНТ

Нурлан Сабуров.


"Игра" на ТНТ

Гарик Мартиросян, который в концу уже почти полулежал в кресле, чувствлвдлсь, что он можно сказать дома, на родном канале.


"Игра" на ТНТ


"Игра" на ТНТ

Юлия Ахметова. Вот она сегодня сама того не думая, дала точное определение передаче, сказав, что мы все здесь юмористическая семья.


"Игра" на ТНТ

Именно родственное отношение царило на проекте. Мне это напомнило, как например в детстве ставят маленькую девочку или мальчика на стул рассказывать стихи и все умиляются, хлопают, хотя и стих рассказан плохо и песня спета фальшиво.

Так и здесь. Юмора мало, участники особо и не стараются, а зачем, все равно все сидят и смеются, даже если плохо шутят.

Некоторые участники даже выбегали к жюри, выглядило это глупо, а не смешно. На корпоративах у себя на ТНТ можете так вести, но на всю страну эти нелепые кривляния мне кажется не к чему.


"Игра" на ТНТ

Зрителям наверняка тоже дана была команда смеяться. Потому что смеялись даже, когда хотелось плакать.

Почему-то на комеди баттле, когда выходили простые смертные, участникам приходилось выворачиваться наизнанку, чтобы развеселить жюри, а они ещё недовольные начинали говорить, что шуток мало. А здесь в конце Юлия Ахметова призналась, что за всю жизнь так не смеялась. Да ладно врать, зрителям у экранов особо не смешно, а Вы прям обхохотались, животы надорвали.

Когда после выступления каждой команды надо было говорить членам жюри речь, ничего кроме однообразные дифирамб от них не было слышно.

Было немного шуток, благодаря которым я улыбнулась, но не более того. Смеяться, чтобы было слышно на весь дом, нет, такого не было.

Да, приятно посмотреть на любимых комиков.

Но тот же Азамат Мусагалиев меня разочаровал, в "Однажды в России" он мне больше интересен и также как ведущий "Где логика". На своей харизме только и вытянул команду, за что и дали им 1 балл.


"Игра" на ТНТ

Из "Однажды в России" много было знакомых лиц.


"Игра" на ТНТ


"Игра" на ТНТ

Алексей Щербаков пытался тащить свою команду.


"Игра" на ТНТ

Женская команда оказалась вообще никакой. Тупые шутки, многие плоские и ниже плинтуса.


"Игра" на ТНТ

Название многих команд остались ещё с КВН, например Казымяки.


"Игра" на ТНТ

Подача материала и стиль схож с КВН.

Это или одиночные выступления


"Игра" на ТНТ


"Игра" на ТНТ

Или сценки миниатюры. Но в основном в каждой команде был яркий известный лидер, который и отрабатывает за всех.


"Игра" на ТНТ


"Игра" на ТНТ


"Игра" на ТНТ

В общей сложности участников очень много, в конце когда вышли все на сцену, яблоку некуда было упасть.


"Игра" на ТНТ

Если не ошибаюсь, то команд 12.

В финал должно выйти 4 команды, которые будут бороться за главный приз— 30 миллионов рублей, конечно своим же не жалко, наверное это больше премия от канала ТНТ за работу.

Судейство очень странное отдать по 1 баллу 4 командам. Лучше бы ставили оценки как в КВН после каждого выступления, а так такое чувство, что пальцем в небо выбирали.


"Игра" на ТНТ

В общем для меня пока очень слабо, ощущение, что шутки писались на коленке за несколько дней до выступления и похоже больше шоу на семейные посиделки, а не юмористический проект.

Следующий анекдот

1885 год. Чехову — 25 лет. Он пишет юмореску «Вверх по лестнице». Она начинается так:

«Провинциальный советник Долбоносов, будучи однажды по делам службы в Питере, попал случайно на вечер к князю Фингалову ».

В том же тексте — «Угаро-Дебоширская железная дорога», что не оставляет сомнений: перед нами юмористический прием. Говорящие фамилии: Долбоносов, ха-ха, Фингалов.

Но что если я вам скажу, что во времена Чехова слова « фингал » в значении «синяк» еще не было в русском языке. В чем шутка тогда?

В национальном корпусе русского языка видно: « фингал » как « синяк » в литературе появляется только в семидесятые-восьмидесятые годы XX века (например, «Дом на набережной» Трифонова).

В устном языке слово появилось на несколько десятилетий раньше. Это уголовное арго еврейского происхождения (как «шухер» или «шмон»). В довоенной Одессе была песенка: «Ну что ж так ростом мал! Смотри, какой фингал ». Так или иначе, все это было сильно позже Чехова.

В том самом году, когда Чехов пишет юмореску, вышел исторический роман Данилевского «Сожженная Москва» про 1812 год. Там пожилой офицер говорит: «Веет крыло смерти, как говорит Фингал , но не всех оно задевает».

Это псевдоцитата из пьесы Владислава Озерова « Фингал » (1805) о герое кельтских мифов Финне Маккуле.

Вообще Озеров, забытый школьной программой, был крайне популярен в начале XIX века. Пушкин его не любил, но упомянул в «Онегине»:

Волшебный край <…>
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил.

Семенова — исполнительница роли Моины в « Фингале ».

Популярность Озерова держалась десятилетиями. Вот Герцен в «Записках молодого человека» (1840) пишет: «Читали на память отрывок из " Фингала ", ― она была Моина, я Фингал».

И Данилевский ввернул Фингала, видимо, для создания колорита начала века.

Но это еще не все.

В середины XIX века на волне популярности пьесы Озерова кличку Фингал стали давать собакам. Вот, скажем, отрывок из «Крестьянских детей» Некрасова:

Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей.
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей.

У самого Некрасова, заядлого собачника, был пойнтер по кличке Фингал .

О том, что Чехову было известно о такой кличке для собак, следует хотя бы из его письма баронессе Линтваревой: «Вспомните прогулку приятную прогулку в Воронцово, милую собачку Фингала ».

Итак, у нас есть две версии , что имел в виду Чехов в юмореске.

Либо шотландского героя, либо собачью кличку. С учетом издевательской интонации второе куда вероятнее. Князь Фингалов — это что-то вроде «князь Шариков».

Следующий анекдот


Читайте также: