Притча художника дагестанца который жил в париже

Обновлено: 09.10.2024

В Нью-Йорке, в Метрополитен музее, хранятся мраморные слепки рук двух выдающихся творцов России, внесших значительный вклад в мировую культуру. Первый слепок принадлежит композитору Сергею Рахманинову. Второй — художнику Халилбеку Мусаясулу, аварцу, уроженцу села Чох Гунибского района Республики Дагестан.

В далеком 1992 году на первом Конгрессе соотечественников в Махачкале известный дагестанский поэт и писатель Расул Гамзатов сказал:

«У нас в Дагестане был еще один Шамиль. Это Шамиль искусства, гениальный художник из селения Чох — Халилбек Мусаясул, чей прах покоится за океаном, под Нью-Йорком. И в Германии, и во Франции, и в Италии, и в Иране, и в Турции, и в Америке его дагестанские картины получили всеобщее признание и восхищение его современников. Но у нас десятилетиями не только картинами, его талантом, его любовью и даже его именем не то чтобы восторгались, даже дорога к нему была закрыта».

Однажды встретившись с Мусаясулом в одной из своих многочисленных зарубежных поездок, писатель назвал художника «блудным сыном Дагестана» и неслучайно: личность Мусаясула, как и любого выдающегося человека, действительно вызывала противоречивые чувства у его современников. Творчество и судьба художника не могли оставить равнодушными тех, кто с ним сталкивался. Живя за границей, он спасал соотечественников из концлагерей во время войны и был лично знаком с Адольфом Гитлером и Лени Рифеншталь. Он общался с Сергеем Есениным, Алексеем Толстым и Максимом Горьким и «свыше 20 лет на чужбине жил воспоминаниями». Шах Ирана Мухаммед Риза Пехлеви даровал ему титул и почетный герб дворянина, а Её Высочество Принцесса Египетская Милекки была всем сердцем влюблена в художника.

Аварка из с. Чох, 1939 Аварка из с. Чох, 1939

О творчестве аварского живописца писал и известный немецкий художественный критик доктор Шмельц:

«Мусаясул был единственным из тех, чьи яркие, тонко передающие настроение картины дышат почти без изъянов атмосферой его Родины. Из суровых скал проросли темноглазые женщины, подобные тропическим цветам: нежные и изящные, прекрасные и преданные, хрупкие, будто вот-вот переломятся в руках; привыкшие к борьбе, известные своей храбростью мужчины, которые не расставались с оружием во время мирных полевых работ».
«Вечеринка» «Вечеринка»

Будучи оторванным от Родины, Мусаясул всегда возвращался к ней в своих работах, прославляя красоту дагестанской природы и яркий характер народа. Его узнаваемый творческий метод, который можно назвать романтическим символизмом, был построен на воспоминаниях о родном Дагестане, где остались его детство и юность с их чистотой и возвышенными чувствами.

«Мученик» «Мученик»

Для западного зрителя Дагестан всегда был загадкой и великой тайной. В произведениях художника его Родина предстает идеализированной, романтически-условной и прекрасной, где мужчины — идеал доблести, чести и отваги, а женщины — воплощение чистоты, кротости и преданности.

«Горянка» «Горянка»

Творческий дар раскрылся в Халилбеке довольно рано: уже в 13 лет он точно знал, что станет художником и не выпускал из рук карандашей и красок. Учась в религиозной школе, а потом в Темир-Хан-Шуринском и Грозненском реальных училищах, он нередко испытывал трудности с творческим самовыражением по причине запрета изображения живых существ. Но недовольство окружающих не волновало художника, он продолжал творить.

Чохинки Чохинки

После потери отца Халилбек остался на попечении старших братьев. Понимая, что мальчику необходимо учиться, в 1912 году его отправили в Тифлис, где он поступил в Тифлисское училище изящных искусств — филиал Петербургской академии художеств. Обучение он продолжил в Мюнхенской Королевской академии живописи, где его наставником стал известный художник-баталист Франц Рубо. Вернувшись на Родину, Мусаясул на протяжении 4 лет занимался художественной и просветительской деятельностью в Дагестане. В эти годы он впитывал в себя окружающую и стремительно меняющуюся жизнь дагестанцев, накапливал образы, детали народного быта. Поэтому произведения того периода реалистичны и этнографичны («Старик из Казикумуха», «Курд» , «Чохинка», «Ешар Бек из с. Чолахсу», «Портрет молодого человека», «Портрет девочки» , «Портрет горянки», «Портрет пожилой женщины»). В 1921 году Халилбек с большим трудом через Азербайджан, Грузию и Турцию добрался до Мюнхена, чтобы продолжить прерванную учебу в Королевской академии художеств. После окончания академии он просил разрешения остаться в Германии на двухгодичную стажировку, но получил отказ от Правительства СССР и с тех пор попал в немилость власти. В годы жизни в Европе Халилбек много путешествовал и писал. Особенно его привлекали страны, хотя бы отдаленно напоминавшие родной Дагестан: Испания, Италия, Швейцария. За рубежом его популярность росла, его произведения выставляли в музеях и галереях Парижа, Мадрида, Мюнхена. Тогда же Мусаясул вошел в круг выдающихся прогрессивных художников: Пикассо, Модильяни, Матисс, Рерих и др.

Похожая притча

Все проекты

Для бизнеса

Проекты

Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe

добавлена 15 января в 18:25

Видео ОТПРАВЬТЕ В раздел ВИДЕО,, ПОЖАЛУЙСТА 🤲,, ТЕМЫ С РОЛИКАМИ УДАЛЯЮТ

Класс 3

добавлена 5 сентября 2020 в 22:50

Ассаламу Алейкум,, Как прошёл ваш день? Будьте счастливы все добрые люди🤔

Класс 2

добавлена 17 августа 2019 в 14:17

Класс 26

добавлена 28 мая 2019 в 15:36

Ассаламуалейкум все суда ! ! !

Класс 23

добавлена 25 марта 2019 в 12:01

Спешим сообщить вам , что мы завтра собираемся идти в детский дом забота в городе Махачкала по адресу , ул. Солдатская 3 и ещё купить продуктовые пакеты и раздать малоимущим семьям. Напомню , что в нашей и в других группах был открыт сбор средств , для помощи больным детям. К сожалению сбор затянулся и всё получилось не так быстро , как мы хотели , но всё же , мы это сделали ! Выражаем всем , кто участвовал , огромную бл

Класс 425

добавлена сегодня в 00:34

Класс 2

добавлена вчера в 20:16

Казахстан будет поставлять QazVac в Афганистан и другие мусульманские страны — Токаев На заводе в Жамбылской области планируется ежегодно производить от 30 до 60 миллионов доз биофармацевтических препаратов. АЛМАТЫ, 4 окт — Sputnik. Рабочая поездка Касым-Жомарта Токаева в Жамбылскую область началась с ознакомления с деятельностью биофармацевтического завода по производству вакцин QazVac при Научно-исследовательском институте проблем биологической безопасности. Завод расположен в поселке Гвардейс

Класс 0

добавлена вчера в 20:08

Класс 8

добавлена вчера в 17:06

Класс 10

добавлена вчера в 16:53

Класс 2

добавлена вчера в 11:15

Класс 12

добавлена вчера в 11:15

ВСЕМ ДОБРОГО ДНЯ, НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ. ОТЗОВИТЕСЬ ПОЖАЛУЙСТА, КТО ИЗ СЕЛА АРГУДАН.

Класс 5

добавлена вчера в 08:39

У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье. Л. Н. Толстой

Класс 4

добавлена вчера в 07:01

Ассалам Алейкум всем.Итак сделаем итог,какой самый легкий язык,из языков которые победили в голосовании,как самый лёгкий язык.Из абхазо-адыгских языков,победил адыгский.Из тюрских языков,победил турецкий.Из иранских языков,победил осетинский.Из дагестанских языков,победил аварский.Из нахских языков,победил чеченский.Из семитских языков,победил иврит.Из родственных,греко-армянских языков,победил армянский.Из грузино-цыганских языков,победил грузинский.Согласитесь,победу одержали самые сложные язы

Самый лёгкий язык это.

3 участника

Результаты после участия

Адыгский

Армянский

Аварский

Иврит

Осетинский

Класс 0

добавлена вчера в 05:01

4 октября. Понедельник. Доброе утро! Пусть новая неделя принесёт. Удачу и счастье. Теплого осеннего дня. Берегите себя!

Класс 12

загрузка

Всё 72 556

Обсуждаемые

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

+ 1 минута

за просмотры фотографий!

25 авг

В группе 166 035 участников

Однажды в Париже я встретил художника-дагестанца. Вскоре после революции он уехал в Италию учиться, женился на итальянке и не вернулся домой. Привыкший к законам гор, дагестанец трудно приживался на своей новой родине. Он колесил по земле, останавливался в блестящих столицах чужедальних стран, но, куда бы он ни поехал, везде с ним была его тоска. Мне захотелось посмотреть на эту тоску, воплощенную в краски, я попросил, чтобы художник показал мне свои картины. Одна картина так и называется: "Тоска по родине". На картине изображена итальянка (та самая итальянка) в старинном аварском наряде. Она у горного родника, с серебряным кувшином чеканки прославленных гоцатлинских мастеров. Печально нахохлился на склоне горы каменный аварский аул, еще печальнее нахохлились над аулом горы. Вершины гор окутал туман. — Туман — это слезы гор, — сказал художник. — Когда склоны окутывает туман, по морщинам скал начинают стекать светлые капли. Туман — это я. На другой картине я увидел птицу, сидящую на кусте колючего терновника. А куст растет среди голых камней. Птица поет, а из окна сакли на нее глядит печальная горянка. Видя, что я заинтересовался картиной, художник пояснил: — Это по мотивам древней аварской легенды. — Какой легенды? — Птицу поймали и посадили в клетку. Оказавшись в плену, птица день и ночь твердила: родина, родина, родина, родина, родина… Точь-в-точь, как все эти годы твержу я… Хозяин птицы подумал: "Что же у нее за родина, где она? Наверное, это какая-нибудь прекрасная цветущая страна, где райские деревья и райские птицы. Дай-ка выпущу я птицу на волю и погляжу, куда она полетит. Она мне покажет дорогу в ту необыкновенную страну". Он открыл клетку, и птица выпорхнула. Она отлетела на десять шагов и опустилась на куст терновника, растущий среди голых камней. В ветвях этого куста было ее гнездо… На свою родину я тоже смотрю из окна своей клетки, — закончил художник. — Почему же вы не хотите возвратиться? — Поздно. В свое время увез я с родной земли свое молодое жаркое сердце, могу ли я возвратить ей одни старые кости. Приехав из Парижа домой, я разыскал родственников художника. К моему удивлению, оказалась еще жива его мать. С грустью слушали родные, собравшись в сакле, мой рассказ об их сыне, покинувшем родину, променявшем ее на чужие земли. Но как будто они прощали его. Они были рады, что он все-таки жив. Вдруг мать спросила: — Вы разговаривали по-аварски? — Нет. Мы говорили через переводчика. Я по-русски, а твой сын по-французски. Мать закрыла лицо черной фатой, как закрывают, когда услышат, что сын умер. По крыше сакли стучал дождь. Мы сидели в Аварии. На другом конце земли, в Париже, тоже, может быть, слушал дождь блудный сын Дагестана. После долгого молчания мать сказала: — Ты ошибся, Расул, мой сын давно умер. Это был не мой сын. Мой сын не мог забыть языка, которому его научила я, аварская мать.

25 авг

это не сказка.Был у нас в селе Магомед (мунагьал чурияв).Поехал он в г.Санкт-Петерербург навещать брата .Доехал ,нашел дом ,.Постучал в дверь ,открыла молодая шикарная женщина ,но брата дома не оказалось .Женщина сказала \,что он на работе .Налила ему чай ,накормила .На кухне радио пела песню *Родина * Эту песню в этот день почему то заказывали несколько раз .Магомед разозлился и сам себе сказал .У тебя есть Родина ,а у меня её нет что ли ? Собрался и не увидев брата приехал обратно .Когда спросили его ,почему не увидев брата приехал ? Он сказал ,соскучился о Родине .

Похожая притча

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.

Его умение увидеть Красоту — удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же — и не замечали, что это — прекрасно!… До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видели и он, и они, — в совершенную картину!

Художник был великим Мастером Красоты. Он прикасался взглядом души к тому, что видел, — и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда — происходило чудо: не заметная прежде Красота — становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась своей тонкости и нежности, своего хрупкого стана — и всегда опускала в смущении глаза…

(Фото из интернета, автор мне не известен) (Фото из интернета, автор мне не известен)

«Столь некрасива, худа… — а ты её рисовать задумал!…» — художнику говорили люди.

Но художник не слушал тех, кто так говорили, — и рисовал. И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть-чуть смущённых глаз — вдруг ожили на полотне, прекрасный облик создав.

И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я… Тáк хороша картина!…»

«Я — только зеркало! — с улыбкою художник отвечал. — Тебе я красоту души твою всего лишь показал!

Теперь — живи, её от мира не тая!

Ты — как душа — подобна красоте зари! И нежностью твоей любви — ты всё, что видишь, озари!»

И женщину он старую увидел — и портрет её стал рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?

(К огромному сожалению автора не знаю) (К огромному сожалению автора не знаю)

А художник — он каждую морщинку на руках её — как летопись писал. И были в летописях тех слова о жизни долгой и не простой, о доброте и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз — в них свет струился — к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что ныне вдалеке… Их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.

И на портрете том — любовь, и мудрость, и покой — вещали людям о жизни доброй, о душе большой! И — в восхищеньи — замирало множество людей перед картиной той! И видели они суть жизни, что прожита не зря. И обнимала их любовь души прекрасной — как нежная вечерняя заря…

Художник так всё то отобразил — что в почтеньи перед старой женщиной склонились люди…

Потом художник танцора рисовал. И в миге том, что он изображал, слились и танец, и танцор. И взмах руки, и музыка, и взор — теперь звучат на полотне! И тот, кто смотрит, — может пережить душой эмоции вдвойне: как тот, кто созерцает полотно, или как тот, кто — в танце — Богу гимн Любви поёт!

И рисовал художник капельку росы на тоненькой травинке.

Всего лишь… капелька воды на солнышке блестит. Но эта капля будто говорит: «Я — капелька в безбрежности Любви! И отразилась солнца красота — во мне! И словно в зеркальце моей любви — теперь сияют мир и красота Земли!»

Похожая притча

Если я в первой строке своей статьи скажу, что Поль Гоген был великим художником, то непременно найдется десяток людей, кто напишет, что он не сделал ничего выдающегося и его живопись похожа на детские рисунки. Поэтому я сразу напишу в чем было его ключевое новаторство. О менее значительных находках поговорим в ходе статьи.

Итак, Гоген был высокомерным и наглым человеком и многое себе позволял. Как в жизни, так и в живописи. Пока парижская публика перемывала кости импрессионистам за их "впечатлительство" и незаконченность картин, Гоген пошел еще дальше. Он пустил на холст буйные и неконтролируемые, как он сам, цвета, которые могли занимать на картине большие площади. Классическая школа стремилась максимально приблизить картину к реальности, а Гоген писал красных собак. На стремление передать объем и форму Гоген отвечал уплощением и упрощением образов.

А, ты ревнуешь? 1901 год А, ты ревнуешь? 1901 год

Позже, стиль в котором он работал назовут Синтетизм. Основной его идеей было то, что художник не должен писать исключительно объективно, он должен синтезировать свои наблюдения с эмоциями и эстетическими представлениями. Если коротко, то цвет, форма, расположение в пространстве предметов зависит не столько от объективного, сколько от эмоционального отношения к этому художника.

Можно сказать, что Гоген был одним из тех художников про которого можно было сказать, что он пишет это потому что нормально не умеет. В какой-то степени это было правдой, у него действительно не было классического художественного образования. Вообще его становление художником было крайне неожиданным.

Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом, 1888 год. Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом, 1888 год.

Поль родился в Париже, но до 7 лет жил в Перу. В полном достатке и довольствии проходило его детство в доме родственника по материнской линии, миллиардера и важного человека. Но судьба сложилась так, что семья была вынуждена вернуться во Францию и сразу по возвращению буквально увязла в нищете.

В 1865 году он нанимается на торговое судно и следующие 6 лет бороздит морские просторы, участвует в портовых драках и попадает в различные передряги. Во Францию его заставляет вернуться смерть матери.

Его опекун подыскивает ему место на бирже, где он успешно работает до 1882 года, когда в стране начинается биржевой кризис. До потери работы Гоген занимался рисованием в качестве хобби, но потеря работы становится для него знаком и он с головой бросается в творчество.

Кафе в Арле, 1888 год Кафе в Арле, 1888 год

Надо сказать, что на тот момент у художника уже была жена и 5 детей, которых нужно содержать. Живопись не приносила достаточно дохода и ему приходилось перебиваться низкооплачиваемой работой. В итоге в 1885 году это брак распадается.

А в 1889 году, распродав свои картины на 10 тыс.франков Гоген решает уехать на Таити. Именно по работам написанным в этом райском уголке мы и знаем творчество Поля Гогена .

Женщина, держащая плод, 1893 год Женщина, держащая плод, 1893 год

Среди любителей искусства и некоторых искусствоведов даже ходят шуточные классификации типа: Видишь балерин-это Дега, видишь таитянок-это Гоген, видишь размытый пейзаж- Моне и т.д.(как-нибудь напишу от этом).

Свою жизнь на Таити художник представлял очень радужно: смуглые молчаливые красавицы в набедренных повязках, хижины с крышами из пальмовых листьев, изобилие экзотических фруктов, которые избавляют от необходимости покупать еду. Разочарование настигло его еще в порту, где он увидел кирпичные дома, лавки, кабаки и таитянцев в европейской одежде. За несколько десятилетий колонисты значительно повлияли на жизненный уклад туземцев.

Женщина с цветком, 1891 год Женщина с цветком, 1891 год

Единственное, что не разочаровало Гогена-так это доступность любви. Он нуждался в женщинах, и здесь он нашел их. Они не были развязны, просто для их культуры полигамия и большое количество связей было обычным делом. Они не видели в этом ничего табуированного потому что считали, что человек создан для любви. Для моряков это было раздолье, они одаривали местных девушек тканями или какими-то украшениями, иногда алкоголем и таитянки быстро поняли, что можно совмещать приятное с полезным.

За простой первобытной туземной жизнью художник отправился вглубь острова, и там нашел ее. Гоген начинает много и вдохновенно писать.

В это время он создает свои самые знаменитые работы, которые станут и самыми дорогими. Полотно "Когда свадьба?" в 2015 году было продано за 210 млн.долларов.

Когда свадьба?1892 год Когда свадьба?1892 год

В 1893 году он решает вернуться во Францию . Он всегда считал себя гениальным живописцем, ну а теперь тем более. Он собирает лучшие картины и отправляется в Париж, ожидая признания и триумфа.

На родине его ждало одно разочарование. Его работы были жестоко раскритикованы, названы надругательством над искусством и зрителями. Бывшая жена не пожелала с ним разговаривать, а младшие дети вообще не узнали в нем отца. Друзей у него тоже не было, благодаря его скверному характеру. К тому же врачи диагностировали у него запущенную стадию сифилиса.

Гогену ничего не оставалось, как вернуться обратно на остров.

Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? 1898 год Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? 1898 год

Работа "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?" создана в тот период. Является, пожалуй, самой философской из его картин. Читается она справа налево от младенца в правом углу к скорчившейся в муках старухе, на пороге смерти. В ней Гоген задает вопросы, которые каждый из нас задавал себе хотя бы единожды. При этом она остается очень личной, до конца назначение всех элементов и смысл был известен только самому художнику. Золото их тел

Прожив несколько лет на острове в нищете и болезни он даже пытался отравиться, но принял слишком большую дозу мышьяка, что вызвало рвоту и не дало художнику довести дело до конца.

После этих странных событий его жизнь немного наладилась-состояние временно улучшилось, работы начали продаваться. Он переезжает на Маркизские острова, строит "Дом удовольствий" и начинает писать с новой силой.

Жена короля, 1896 год Жена короля, 1896 год

Домом удовольствий он назвал свое жилище, в котором постоянно собирались, напивались и придавались утехам огромное количество людей, включая самого Гогена и его жену. Получая деньги от продажи картин он тратил их на алкоголь и европейскую еду, которой питался и угощал друзей и соседей. Деньги быстро заканчивались и он снова начинал голодать.

О том, как умер Поль Гоген ходит много слухов. Одни считают, что причиной был сифилис, другие-сердечный приступ, некоторые говорят, что на прикроватной тумбочки в день смерти стоял пустой флакон опиума. Достоверных данных на это счет нет.

Сбор плодов (О, Таити, чудесный край!), 1899 год Сбор плодов (О, Таити, чудесный край!), 1899 год

Жизнь художника нельзя назвать счастливой, но то, что она была насыщенной не вызывает никакого сомнения.

В Пушкинском музее в Москве представлено большое собрание его работ (около 15), которые можно посмотреть в живую. Я лично не могу сказать, что его творчество мне близко, но рассматривать картины было довольно интересно. Особенно меня привлекли картины Жена короля, Сбор плодов и А, ты ревнуешь? (они иллюстрируют эту статью)

Спасибо, что дочитали мою статью до конца.

Я стараюсь писать для Вас легко и интересно, поэтому если вам понравилась статья поставьте 👍👍 и напишите в комментариях Нравится ли вам Гоген? Какая картина привлекла больше всего?

Ну а если Вам интересно искусство и вы хотите узнать много интересного о художниках, выставках и событиях культурного мира- подписывайтесь на мой канал (нажать чтобы подписаться)

Читайте также: