Брейгель пейзаж с притчей о сеятеле
Обновлено: 08.11.2024
«Слепые» – один из тех редких шедевров Питера Брейгеля (наряду с «Нищими»), где количество персонажей сравнительно невелико. Замысел картины, возможно, восходит к евангельской притче о фарисеях «Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).
Как и везде в своих работах, особое внимание мастер уделяет пейзажу. В картине «Слепые» Питера Брейгеля Старшего это уютные окрестности его излюбленной местности в южных Нидерландах – Брабанта. Погода кажется слегка туманной, но крыши домов уже осветило поднимающееся солнце. Острый шпиль церкви уходит в небо. Все исполнено умиротворения и спокойствия. И это – намеренный и резкий контраст к беспокойной процессии слепцов.
Слепые и калеки часто просили милостыню по деревням и проселочным дорогам. Для Брейгеля они были неотъемлемой частью пейзажа. Он пишет своих слепцов без тени сентиментального сочувствия, но с медицинской точностью, которая позволяет исследователям дифференцировать диагнозы. При помощи офтальмологов было установлено, что третий слева поражён лейкомой роговицы (в просторечье – бельмом). У идущего перед ним наблюдается полная (по-видимому, врождённая) слепота. А вот у слепца внизу, который вот-вот упадёт, глаза выбиты – в драке или в качестве наказания за воровство.
Слепые пересекают косогор. Они движутся слева направо по нисходящей диагонали. Каждый из них в одной руке держит свой посох, а другой опирается на плечо идущего перед ним. Внезапно тот, кто шёл первым, теряет равновесие и валится в канаву. Несложно догадаться, что падение других неминуемо, все остальные сейчас же последуют за ним, подобно костяшкам домино. Всё это написано Брейгелем с крайней драматической выразительностью. Мы словно видим слепых в замедленной съемке.
Похожая притча
Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .
Речной пейзаж с притчей о сеятелеРечной пейзаж с притчей о сеятеле - это картина, написанная Питером Брейгелем Старшим в 1557 году. Она хранится в Художественном музее Тимкен в Сан-Диего .
Описание
Композиция напоминает о падении Икара , реки, окончившейся большим устьем, разделяющим картину надвое.
Таблица в левой части иллюстрирует притчу о сеятеле, рассказанную в некоторых Евангелиях , согласно которой семена, брошенные сеятелем, бесплодны или, наоборот, дают большое количество плодов в зависимости от того, где они посеяны. В правой части садится группа персонажей: это апостолы, которым поручено проповедовать Евангелия.
Похожая притча
Оригинал находится в Музее искусств Тимкен, в Сан-Диего.
Один из известнейших нидерландских художников Северного Возрождения – Питер Брейгель родился около 1525-30 годов в городе Бреда. Удивительнее всего, что при всей своей популярности художник Питер Брейгель остается в истории искусства личностью загадочной и неоднозначной. Портретов жены и детей он не рисовал, писем или личных записей не оставил, друзей практически не заводил (исключением являются два-три человека близкие ему по духу), на портретах, написанных другими художниками, Питер Брейгель выглядит абсолютно неодинаково…
Есть ли у картины «Слепые» Питера Брейгеля Старшего тайный смысл
Художник жил в эпоху кровопролитных споров о существе истинной веры между протестантами и католиками. Нидерландские протестанты громили церковные скульптуры и жгли иконы. Они руководствовались словами Жана Кальвина «Грешно давать Богу видимую форму; создание идолов означает полный разрыв с истинным Богом ». А правители Нидерландов – испанские католики – вешали и резали протестантов. Обе стороны были жестоки и слепы. И обе обвиняли в гибельной слепоте других.
Возможно, картина Питера Брейгеля Старшего «Слепые» – это притча о губительных заблуждениях, о слепоте, которая ведёт к падению и гибели не только самого слепца, но и тех, с кем он связан. Но мы не можем сказать с однозначной точностью, чью сторону в религиозных распрях принимает Брейгель: «Слепые» остаются многозначительным иносказанием.
Сейчас картина Питера Брейгеля Старшего «Слепые» представлена в Неаполе (городе, где Брейгель прожил год или два и написал маринистический пейзаж «Вид Неаполя»), в Национальном музее Каподимонте.
Похожая притча
Перед нами открывается просторный вид с холма. По холму можно спуститься в деревню. Дорога ведет к деревенской церкви, острый шпиль которой виднеется из-за деревьев.
На берегу реки раскинулся город. Его высокие башни вторят очертаниям скал. Небо, светлое слева, становится тревожным, грозовым над горами. Какую страну показал художник?
В южных Нидерландах, где жил Брейгель, есть холмы, но нет таких высоких гор.
Брейгель собрал здесь то, что кажется ему самым прекрасным на земле: маленькие домики родной нидерландской деревни, полноводную реку, каких немало встретил он на пути в Италию, величественные Альпы, впечатление от которых, полученное во время поездки в Италию, Брейгель сохранит на всю жизнь.
И не случайно Брейгель изобразил на первом плане сеятеля, а внизу, у дороги, зеленые всходы полей. Брейгель напоминает здесь старую притчу о том, как взошедшие семена щедро вознаграждают сеятеля за его труд.
Эта мысль, что главным предназначением человека является труд, что только своим трудом человек может добиться единения с природой, пройдет через все творчество Брейгеля.
Читайте также: