Как вы понимаете выражение расказачивание казачества
Обновлено: 02.10.2024
В современном обществе на улицах городов и сел можно встретить людей в форме, называющих себя казаками. Для обывателя казак ассоциируется с конным воином времен российской империи, с шашкой на поясе и с нагайкой в руке. Кроме этого казаки – носители особой традиции и культуры, воинской славы и защитники Православия. Казаки всегда были для окружающих представителями необычного народа или сословия. Что же происходит в общественном сознании сейчас, когда люди видят казаков на улицах, мероприятиях и в других условиях?
В наше время казаки носят различную форму одежды, напоминающую не только форму офицеров царской армии, а также и сотрудников современной полиции. Отличие казаков от других представителей воинских структур и силовых ведомств часто выражается в наличии лампасов на брюках. Конечно, бывает и когда женщины-казачки нашивают лампасы на юбки, что приводит в недоумение не только казаков. Такая непонятная ситуация приводит к тому, что казаков стали называть «ряжеными» в силу разнообразия и непонятности формы одежды людей, называющих себя казаками. Можно повсеместно увидеть, как многие «казаки» надевают форму «кто во что горазд», главное, чтобы было красиво и «круто».
К сожалению, такое можно увидеть и в реестровом казачестве, для которого были установлены правила ношения формы приказом Президента РФ. Восстановление казачества после 90-х годов XX-столетия привело к тому, что в ряды казачества пошли и те, кто решил себя «облагородить» с помощью формы, красуясь на страницах социальных сетей и общественных мероприятиях. Забывая при этом, что форма для казака – это особое состояние души, которое имеет свой исторический и традиционный смысл. К сожалению, в наше время многие так и не понимают значения формы, а точнее «справы», культивируя больше ношение не казачьей формы, а декораций из фильмов про казаков разных времен и народов. На страницах Интернета можно увидеть великое множество казаков (пишу без кавычек, чтобы не обидеть) украшающих себя не только регалиями, но и различными нетрадиционными видами одежды. Так всё-таки, что же такое форма одежды казака?
Само слово «казачья форма» не используется в традиционном понимании. Ближе всего к духу и традициям казачества подходит понятие «справа». Исторически и традиционно в понимании казаков «справа» – это особый набор вещей для службы казака. Этим вещам казак придавал ритуальный смысл, наделяя их мистическими свойствами. «Справа» – не просто военная одежда, шашка, кинжал, папаха, а особый национальный казацкий костюм, который соединил в себе традиции и обычаи, символизируя бытовой, хозяйственный, семейный и нравственный уклад казацкой жизни.
Казачья «справа» – это мир воина, имеющий свою сакральную составляющую. Казак ценил одежду за особый духовный смысл, которым были наполнены все элементы казачьей «справы». Одежда в веровании казаков – это вторая кожа, что влияло на особое отношение к ней. Казаки не носили «чужую» одежду, а если и приходилось надевать ее в каких-либо ситуациях, то обязательно проводили над ней очистительный обряд.
Считалось, что надев чужую одежду, казак надевал на себя «чуждый покров», входя в «волю» бывшего хозяина, тем самым теряя свою. Даже когда атаман награждал казака, то дарил не одежду, а материал для «справы». Большой гордостью и ценностью для казака была «справа», сшитая женой или матерью. «Справа», сделанная любимыми и дорогими людьми, была «с душой» и играла роль оберега. Духовная и молитвенная сила жены и матери присутствовала в «справе», защищала казака и помогала ему в жизни.
Но мало иметь хорошую «справу», казак и сам должен быть «исправен».
Таким образом подчеркивалось важное значение казачьей одежды и сакральное отношение к ней. Надевая «справу», казак тем самым должен быть чист телом, физически крепок, верен словом и делом, иметь ясность души и мировоззрения. Внутренний мир казака должен был соответствовать тому, что выражалось в одежде. Казак должен быть всегда готов к бою, иметь хорошего и здорового коня. На «исправном» казаке «справа» была как вторая натура, подчеркивая настоящего воина! Казак всегда держал себя в форме, помня о том, что в любую минуту он мог встать на защиту веры, народа и Отечества. Посягательство на «справу» казака считалось грубым нарушением традиций и преданий казачества, в частности казачьего народа. Проводя реформы, даже Петр I не рискнул изменять казачью традиционную одежду, а вот в наше время новоявленные казаки рискнули. Наблюдая за «красочными» и «наряженными» казаками, приходишь в недоумение от того, на что способен человек, не имеющий знаний о значении и смысле «казачьей справы».
В наших современных условиях большая часть казаков, входящих в государственный реестр казачьих обществ и принадлежащих к войску, ходят в казачьей форме установленного Президентом РФ образца. Как было написано выше, форма для казака имеет определенное значение и смысл. Ценность казачьей формы заключается в том, что она является символом казачьего звания и принадлежности к казакам. Каждый казак является представителем и носителем казачьей культуры и традиций, а не просто носителем казачьей формы. Именно форменная одежда была ярким выражением принадлежности к казачеству и была обязательна к ношению. Если не было возможности или необходимости носить полную казачью форму, то надевали головной убор, папаху или кубанку, что демонстрировало окружающим о принадлежности к казачеству. Это было предметом гордости!
Говоря о современном казачестве, особенно реестровом, хочется напомнить казакам о том, что мы – казаки и нам нужно всегда об этом помнить! К сожалению, многие из нас надевают форму только по надобности круга, мероприятия или награждения. В повседневной жизни «стыдно» надеть кубанку?
Надо нам, казакам XXI века, помнить, что говорили казаки на рубеже прошлого века: «Никогда мундир не заменю пиджаком». Из воспоминаний участников Гражданской войны мы читаем о скорби белоказаков о том, что с них сняли казачью форму и одели в обычную солдатскую. Эту скорбь они выразили словами: «Этот костюм полностью переменил наш казачий облик, вызывая у нас и смех, и тоску, и думушку горькую, печальную – что же будет дальше с нами?». Не имея возможности носить казачью форму, казаки чувствовали не только потерю своего статуса, но и выпадали из общества, становились «иными». Если казак работал по найму, то должен был снимать форму, когда работа была не совместима с достоинством казачьего сословия.
Кроме этого, казачья форма являлась свидетельством официального статуса казака перед лицом государства, утверждая его сословное самосознание. Мундир, как часть казачьей справы, был признаком близости казаков к особе монарха. К примеру, во время посещения императорской семьей Екатеринодара в 1888 году, наследник престола цесаревич Николай был одет в черкеску С.Е.И.В. конвоя, о чем свидетельствуют видео и фото тех времен.
Кроме статуса в обществе и свидетельства принадлежности к казачьему роду и сословию, казачья форма была предметом гордости! Бережное и душевное отношение к «справе» прививалось с малых лет, параллельно с воспитанием будущего казака. Казачий мундир был напоминанием о славе предков, казачьем долге и личной ответственности перед своим родом.
Со временем форма становилась способом выражения общности со всем казачеством и любви к своему званию, которое было с честью принимаемо и носимо. Форма подчеркивала воинскую доблесть казаков.
«Форма обмундирования, преследуя удобства для ношения ея, вместе с тем должна быть, возможно красивее и изящнее, а также быть и в преемственной связи с нашим историческим прошлым, когда наши отцы и деды в борьбе с врагами добывали славу…» – вот так размышляли доблестные казачьи офицеры в начале XX века.
В заключение хочется напомнить казакам, что, надевая форму, мы берем на себя обязательство не только как казаки определенного войска, но и как представители казачьего народа, сословия или этнической общности. Ответственность перед предками-казаками несёт каждый из нас, и вид ношения «казачьей справы» является нашим образом души и внутреннего мира, где говорит голос казачьего рода. И пусть каждый из нас этот голос услышит!
Читайте также: