Фольклор курского края частушки
Обновлено: 02.12.2024
пробу ди ть в юных ду шах любовь к родн ому краю и народ ному т ворчеству .
Ход урока :
Начало презен тации
Звуковое сопр овождение:
Курская земля – ро ссийская глу бинка с ее кра сотой и вели чием, с ее
бедностью и беда ми. Она раск инулась на степных просто рах между
Белгородом и Орл ом и являетс я неотъемл емой, корневой и центрально й ее
частью, поэтому ни одно историческ ое событие не обошло с тороной этот
край, которы й является нашей мал ой родино й. Революция и гражданская
война, послереволю ционные п реобразо вания и сталинские репрессии,
Великая Отечестве нная и п ослевоенное восста новление на родного хозяй ства,
полеты в космо с и перестройка - все это оставило глу бокие следы на Ку рской
земле.
Они отмечены не тол ько памятниками и запечатлены в тв орчестве
писателей. Они еще обнару жены нами и в часту шках, которые, едва
появившись на свет, стали жив о отвечать на мельчайшие с оциальные
изменения, пр оисходящие ка к в нашем соловь ином крае, та к и в стране.
Ведущий:
Трудно сказать , когда вперв ые зазву чали эти короткие припевки. Не
могут помнить э того наши ро дители. Не смогл и определен но ответить на
этот вопрос наши бабушки и деду шки. И даже пра бабушки, котор ых так мал о
осталось, затру дняются опре делить врем я рождения эт их песенны х
миниатюр. И т огда мы решили от ыскать в самих ч астушках призна к времени,
шаги истории.
Ведущая:
Мы собрали их огромное кол ичество. Одни п рост ы и п онятны, как
мамина песня, д ругие заставляют за думаться, но вс е вместе он и
многоцветны, ка к радуга, глубоки, как бездонный кол одец.
В каждой часту шке своя драматургия, с вой рассказ.
Ведущий:
О чем же поетс я в них?
Ведущая:
Кажется, обо всем на свете.
Учитель музык и:
Мы хотим в э той работе рас сказать о тех, в которых отрази лась наша
история: какое - л ибо историчес кое лицо или событие или у поминается тот
или иной пре дмет, у же вышедший из у потребления, ставш ий в како й - то
степени ист орией. Но немал о и таких часту шек, которые з атрагивают только
частную жизнь чел овека.
Учитель лите ратуры:
Но ведь жизнь от дельного чел овека – это тоже история. В ней мы
чувству ем дыхание времени, ег о движе ние. И в ку рских часту шках
выявляется хара ктер русског о человека, его ду ша. И из характеров разных
людей складываетс я и ру сский национ альный характер, ибо отражают эти
народные песе нки жизнелюб ие и оптим изм русского чел овека, его хр абрость
и мужество, иск рометный юмо р и бесш абашность. В ни х все: отчая ние и
разгул нашей ду ши, и любовь, и ненависть , и злость. И все на свете!
Ведущий :
Где только не з вучали эти шести - чет ырехстроч ные и даже
двустрочные частушки: на хлебных т оках и строитель ных площад ках, в
клубах и на пр ивале после б оев, на игрища х и гулянках, на свадьбах, и
посиделках.
Учитель лите ратуры:
Исполнялись они обычно в б ыстром тем пе. В них также прису тствуют
элементы театрализ ации — жесты, интонация, м имика, пото му что все
произведения ис полняются вживу ю.
Учитель музык и:
Частушки до си х пор поют под аккомп анемент гарм они или балала йки,
или под баян, ка к мы бу дем петь сегодня .
Учитель литерату ры:
Нередко неотъ емлемой их частью явля ется танец. И б ольше всего
частушек лю бовных, но част о этот попу лярный жанр русского нар одного
словесно - му зыкального творч ества имеет об щественное с одержание. И
иногда одно т олько слово ч астушки развора чивает перед нами целый
исторический пе риод, этап, с обытие.
Ведущая:
В наиболее ран них часту шках упомина ются лапти (плете ная обувь из
лыка или берест ы, охватывающая т олько сту пни ног). Этот вид крестья нской
обуви использов ался при близительно д о середины 19 века, но и в наши дни
нет - нет, да и прозву чат частушки, в котор ых одна из прим ет времени –
лапти . ( На очередн ом слайде де монстрируются лапти.)
Девочка и мальчи к в русско м сарафане и рубашке задорн о
исполняют час тушки.
Ох, лапти мои,
Четыре оборки.
Хочу дома заночую,
Хочу у Егорки.
Ох, лапти мои,
Что мне делать с вами?
Как захочете плясать,
Выходите сами.
Ой, бей, Матвей,
Не жалей лаптей.
А мы были на базаре:
Лапти новы продавали.
Лапти мои,
Да лапти мои,
Они не дорого даны:
За копейку ку плены.
Лапти мои,
Лапотушечки,
Скородили, и пахали,
И на улицу попали.
Мы плясали, завлекали -
Так теперь уж не поют.
Лапотки теперь сгорели,
А страховку не дают.
Учитель лите ратуры:
Кто, какой челов ек у виделся вам за этими п рипевками?
(Дети отвечают)
Да, именно тако й, бесшабашны й и веселый, сво бодный и о зорной. Ему
нечего терять! По слушаешь такие частушки и почувству ешь вдруг
удивительну ю и добрую силу, которая помо гает выстоять слабы м и обрест и
уверенность раст ерявшимся.
- А еще о чем п оется в ку рских припевках?
Ведущая:
Колодец издавн а был символ ом села. Ведь именн о у деревен ского
колодца раньше с обирал ись карагоды, с ообщались друг другу местные
берегли его, регу лярно чистил и, обсаживал и деревьями, обл агораживали
подходы. Считал ось неприл ичным выйти к коло дцу в домашней одежде,
поэтому женщи ны, идя по во ду, прихор ашивались и п ринаряжались. В от
почему так часто в наших припевках у поминается к олодец. ( На слайде
демонстрируются колодцы)
Две девочки испол няют частушки.
Один парень - паренек
Мне проходу не дает:
Пойду по воду к колодцу,
И он с ведрами идет
Из колодца вода льется,
Вода синеватая.
Муж напьется, подерется -
Жена виноватая.
Выйду, выйду я к колодцу
В гл убину загля
Не ждала я, милый мой,
От тебя обману.
У меня миленок был,
Горячо меня любил:
Он с водою коромысла
Мне до дома доносил.
Ведущий:
Ни одна хата, ни о дин дом на селе не об ходился и без ру сской печки.
Она занимала до брую часть де ревенской избы и имела свой инте рьер за счет
печурок, у ступов и высту пов и прочей выразительн ости. Зимой о на
обогревала жил ище и использ овалась для приг отовления п ищи. Да и летом в
ней варили, пе кли и жарили. П ища в печи п о - особ ому ду ховитая и всегда
горячая. Но осо бенно вкусен хле б, испеченный в русской печке. ( На слайде
– печки русские)
Ведущий:
Зимними хол одами стар ые люди и мал ышня коротали в ремя на печ и,
которую можно было нато пить и сухим навозом, и др овами, и то рфом, и
даже соломой. Печь – у добное место отды ха при старчес кой ломоте в ко стях
или просто для п рогревани я тела. А сколько там с казок рассказа но, сколько
песен спето! Пот ому - то наши ку рские припевки не обошли печку ру сскую
своим вниман ием.
Ведущая:
Служила печь и дл я су шки одежды, обуви, фру ктов.
Всякую живность : поросят, тел ят, ягнят, зимой, занося в х ату ,
потихоньку стукали голов ой о печь и п риговаривали : «Расти здор овый и
большой, как пе чь». О в сяком новом начинан ии говорили : «танцу й от
печки».
За свою рас пространенн ость и у добность ру сские п ечки оживаю т в
сказках, с ними св язаны рас сказы и был и. И зву чат, звучат часту шки…
Мальчики и девочки исполняю т частушки
Миленький мой дедушка,
Ты отведай хлебушка
В печке на поду пекла,
Тебе за пазу хой несла.
Ходи, хата, ходи, печь,
Ходи, потолочина.
Веселись, моя стару ха,
Пока не колочена.
Дед на печке сидит,
Пенсию считает:
- Эх, туды - т твою мать,
Нулей не хватает.
А мой мил постыл,
На печи застыл,
Шубою оделся
И то не согрелся
Ходи, хата, ходи, печь, Ходи, потолочина.
Председатель водку пьет -
Жито не молочено.
Как у нас в печурке теплой
Трели выводил сверчок.
А у бабки, у Матрены,
Опять новый старичок.
Ходи, печь, ходи, груба,
Ходи, бабка без зуба!
Ой, чи - чи - чи,
Заблудилась на печи.
По печи полозила,
Ноги отморозила.
Меня мама родила,
А в печурке грела.
Распашоночку надела -
Танцевать велела
Кабы знала, что не при
На гуляночку дружок, -
Я залезла бы на печку ,
Пролежала б вечерок.
В е д у щ а я :
С о л о в е й д ав н о и п о п р а в у с ч и т а е т с я ж и в ы м с и м в о л о м К у рс к о г о к р а я. С а м ы е
л у чш и е п е в ц ы - к у р с к и е с о л о в ь и , п е с н и к о т о р ы х ку р я н е с у д о в о л ь с т в и е м с л у ш а ю т
п о в е с н е . К у р с к и е с о л о в ь и с н е з а п а м я т н ы х в р е м е н бы л и и з в е с т н ы д а л е к о з а
п р е д е л а м и н а ш е г о к р а я . К р а е в е д у Н . Ч е р к а с ов у у д а л о с ь н а й т и в « П а м я т н о й к н и ж к е
К у р с к о й г у б е р н и и з а 1 8 6 0 г о д » л ю б оп ы т н у ю и н ф о рм а ц и ю : « К у р с к и е с о л о в ь и
с л а в я т с я п о в с е й Р о с с и и . В не к о т о р ы х м е с т а х г у б е р н и и о н и и м е ю т ос о б е н н о
п р и в л е к а т е л ь н ый н а п е в , и э т и - т о п е в ц ы , к о т о р ым и т а к о ча р о в а т е л ь н о о г л а ш а ю т с я
р о с к о ш н ы е с а д ы К у р с к а , в е с ь м а до р о г о ц е н я т с я з н а т о ка м и и л ю б и т ел я м и » . Э т о й
п т и ц е , з а с т а в л я ю щ е й ч е л о в е к а и п л а к а т ь в у м и л е н и и , и в о с т о р г а т ь ся , и л и к о в а т ь
п о с в я щ е н о м н о ж е с т в о к у рс к и х ч а с т у ш е к. ( Н а с л а й д е – с о л о в ь и )
Следующая частушка
В Туле жёсткая водица
Умягчает молодицу,
Укрепляет молодца
От рожденья до конца.
У Демидова Никиты
В бронзе мускулы отлиты.
Так из тульского купца
Скульптор сделал кузнеца.
Пушки Площади Победы
На Москву нацелены -
Знать стреляли в Туле деды
По кому не велено.
В Туле на гранитных плитах
Столько войск не позабыто,
Что могла бы эта рать
Шар земной оборонять.
Там, где речка Тулица,
не кудахчет курица,
греет яйца тихо,
опасаясь лиха.
По неведомой причине
в Туле кремль стоит в низине.
Он единственный такой,
прямотой своей крутой.
От своих-чужих скрывают
в Туле много разных тайн,
но особо охраняют,
что такое Зав;тай.
В Туле жил Левша косой
с окаянною рукой.
С нею, мать её ети,
англичан смог превзойти.
Их железная блоха
была в танце неплоха,
но диковинней она,
когда Левшой подкована.
Не езжайте в Тулу парами
со своими самоварами.
В Туле Вам у самовара
подберут любую пару.
Самый пряный тульский пряник-
Он подарок и забавник.
Помогает обженить
И детишек народить.
Тульские механики выпекали пряники.
Спорилась работа как из пулемёта.
Несупружеская пара
Дула чай из самовара.
Как чайку напилися
Сразу обженилися.
Оборонный заказ
В Туле делать в самый раз,
Потому как туляки
В этом деле мастаки.
На крыльце и лестнице
Трещат бабы-сплетницы.
В Туле принято судить
С кем, кому, куда ходить!
У Рогожни с Серебровкой
В Туле общий друг – Ликёрка,
А не кладбище цитат,
Что Толстого сторожат.
Меж Заречьем и Чулково
В Туле парк потребен новый
Вместо Вяземской дороги.
И окрестностей убогих.
На стене висит ружье, на столе – берданка.
В Туле круто стережёт всяк свою делянку.
Ой, товарочки мои,
До чего мы дожили:
Всё, что раньше берегли,
На это хер положили.
Пошли Маня с Ванею на голосование.
Сперва разделись догола,
потом сования была.
Про огромное значение
Ленин выдал изречение.
В Туле вновь не наши люди
не рулят, а рукоблудят.
Сто лет назад про Тульское значение
Товарищ Ленин выдал изречение,
Что мол значенье для Республики огромно,
Что Тулу сдать Деникину позорно,
Но в руководстве там не наши люди.
Пора менять, тогда и дело будет.
Ехали ухабами
Мужики да с бабами.
В Туле среди мягких баб
Не травмирует ухаб.
В Туле я нарву полыни, увяжу ее в снопы.
Чтоб любиться не мешали тараканы и клопы.
Эх, ты доля моя, тульская глубинка,
Как полынь, трын-трава, горькая судьбинка.
На Осиновой горе
полынь-трава качается,
А на Мыльной горе
в Туле жизнь кончается.
Трын-травой милёночка пощекочу легонечко,
Не блазнили чтоб его девицы да бабёночки.
Угощу я молодца своим чайком из чабреца,
Чтобы стал он половчее да пригожее с лица.
Следующая частушка
Курским яблоком закусим,
Кислою антоновкой,
Мы на свадебке у Дуси,
Красоты Антоновой.
Запускали в глаз Вадиму
Яблоко мы курское.
Ничего не выходило:
Попадали в усики.
Опускали в погреба мы
Зимнюю антоновку,
Чтоб компоты похлебали,
Сваренные ловко мы.
Собирали символ Курска,
Яблоко-антоновку.
Вот на дереве уж пусто,
А ведёрки полные.
Во дворе бабули в Курске
Выросла антоновка.
Кислым яблоком запустим
Мы в окошко Вовкино.
Вот антоновки зелёной
Подрастает деревце.
Говоришь, в меня влюблённый,
Только мне не верится.
Свидетельство о публикации №121090502109 Рецензии
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая частушка
Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Фольклор. Частушки, песни и сказки, записанные в Курской области». Книга была издана в 1939 году. Язык книги: «Русский (дореформенная орфография)».
Выражаем благодарность библиотеке «Курская областная научная библиотека имени Н.Н.Асеева» за предоставленный материал.
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы так же можете поделиться напрямую в социальных сетяхВы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Читайте также: