Частушки зачины и концовки

Обновлено: 13.12.2024

• знакомство с одним из жанров фольклора – частушкой.

• обратить внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества;

• воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;

• научиться исполнять частушки.

• музыкальный инструмент

• музыкальный центр

Ход программы:

Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушкапоявилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Слово же "частушка" употребил для названия этого жанра народного творчества русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский.

Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.

Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармоника (гармошка, гармонь).

Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.

Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом, как русская балалайка для иностранцев. Все удивлялись этому чуду. Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно. Постепенно гармоника широко распространилась в России. Она-то и стала сопровождать исполнение частушек.

В настоящее время частушка - самый распространенный жанр народного творчества.

I. Представление команд.

1 команда: название «Весельчаки»

Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!».

Визитная карточка команды:

Никогда на жизнь не ной,

Будь как мы: пляши и пой!

Веселись, честной народ,

Встречай праздник у ворот!

Чтоб в игре вас обойти,

Мы сплотились вместе.

Мы уверены в себе

На процентов двести!

2 команда: название команды «Озорные ребята»

Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушек ни ногой!»

Визитная карточка команды:

Мы – ребята озорные,

Любим песни петь, плясать.

Если только разойдёмся –

Никому нас не унять!

Нос соперникам утрём

И во всём их обойдём!

А ещё в нагрузку

Ни дадим им спуску!

II.Домашнее задание: исполнить танцевальные припевки, посвящённые «виновнице торжества» - частушке.

- Как нам Васю отучить

От дурной привычки?

Чтоб девчонок перестал

Дёргать за косички!

- А давайте про него

Сочиним частушки.

У него от стыда

- Мы частушечки свои

Всё вам рассказать о нём

- Погодите, вот я вам,

Всем по шее как вот дам!

Только рот откройте,

(обидчик девочек грозит им).

- Полюбуйтесь на него,

Кулаком он машет.

Посмотрите – кА, ведь нам

- На тебя мы уж, Василий

Мы найдём управу,

Чемпиона по дзюдо

Пригласим мы – Славу!

- Мы девчонки боевые,

За себя уж постоим.

Драчуну или задире

Мы отпор всегда дадим!

«Озорные ребята».

Кто как хочет так поёт,

Слов никто не разберёт.

- Громко тянет ноту Лена,

На полтона, чуть повыше,

Ноту выше я её возьму!

- Головой качает Гендель

Нам с портрета на стене:

«Что же, дети, вы творите,

Слушать вас досадно мне!»

- А Чайковский нам с портрета

Даже пальцем погрозил:

«Хорошо, что до потомком

Вот таких я не дожил!»

- Математика и русский,

И вдобавок ко всему

Музыка и пение!

- Мы в частушках рассказали

Вам о том, как тут живём.

Согласитесь, что неплохо

Под гармошечку поём!

- Ой, спасибо гармонисту,

Хорошо играл для нас.

Ему весь наш классный класс!

III. «Что мы знаем о частушке?»

Ответить на три вопроса, приготовлены карточки (время).

1. Частушки - это … (коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием).

2. Под какой инструмент исполнялись частушки? (Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки).

3. Где появились частушки? (Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка).

IV. «Импровизация».

Исполнить домашние заготовки «Задорные частушки». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

- Ставьте ушки на макушки,

Мы поём для вас частушки

Я посеяла горох.

У меня теперь вопрос:

Что же делать, чтобы рос?

- Посадила я капусту

Вдоль забора густо-густо,

Но и тут не повезло –

Сорняком всё заросло!

- ох, беда, беда, беда!

По колено лебеда!

Урожай совсем мой плох.

Виноват во всём горох!

«Озорные ребята».

Исполнить домашние заготовки «Школьные страдания». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

- В нашем классе на окошке

Расцвели цветы в горшочке,

Белый, красный, голубой –

Давай встретимся с тобой!

- Ты за партою сидишь,

На меня и не глядишь.

Каков будет твой ответ:

Может, «да», а может «нет»?

- Безразличный ловлю взгляд

И тому совсем не рад …

На окне цветут цветы,

«Нет!» - ответила мне ты.

V. «Расскажи о себе с помощью частушки».

- Мы в учёбе первые,

Во всём всегда примерные.

Педагоги хвалят нас –

Весь наш дружный 5 класс.

- Возникает вдруг проблема –

Не решаем сгоряча.

Все проблемы разбираем

Только вместе, сообща.

- В нашем классе есть ребята

Как в учёбе, так и в жизни

Они в нашем классе есть,

Они – гордость наша, честь!

- В небольших своих припевках

Рассказали, как живём.

Что допеть мы не успели,

В другой раз уж допоём!

«Озорные ребята».

- Мы частушки пропоём,

В них расскажем обо всём.

Вместе с вами развлечёмся

И немного посмеёмся!

- Мы – спортивные ребята.

Кто нам скажет, что не так?

На футбол мы ходим часто

И болеем за «Спартак».

- У меня есть друг хороший,

Мы с ним не разлей вода.

Он поддержит и поможет,

Если вдруг случись беда.

- Наш учитель – капитан,

Ну, а мы – матросы.

С ним решаем сообща

- Все преграды одолеем,

Мели, рифы обойдём.

Мы с таким вот капитаном

Ни за что не пропадём!

VI. Подведение итогов.

Квятковский А. П. Поэтический словарь.

Золотая коллекция. Русские озорные частушки.

Т. Лагутина. Народные частушки.

Публикации по теме:

Кружок «Сударушка». В нашей группе мы создали мини музей "Русская изба". Там с детьми мы устраиваем посиделки. Один раз в неделю я провожу кружковую работу.

Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Следующая частушка

Я не знаю, чья гармошка,
Только знаю игрока.
Поиграй, хороший парень,
Для меня, для чужака.

Вы сыграйте мне такого
Русского весёлого,
Чтобы листья полетели
С дерева зелёного.

Вы сыграйте мне такого
Скобаря потешного,
Чтобы брюхо не болело
У меня, у грешного.

Заиграй-ка, хромка, громко,
Раззадорься, гармонист.
Девки скинули платочки
И на пляску собрались.

А ты сыграй повеселее,
Да ещё повеселей,
Да ещё повеселее,
Да ещё повеселей.

Следующая частушка

Цели: обобщить знания детей о русском народном творчестве; создать атмосферу праздника; привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Цикл занятий по ознакомлению с народным творчеством и бытом; чтение русских народных сказок; заучивание потешек и песенок; драматизация потешек и сказок.

Действующие лица: Хозяйка, Баба Яга, дети в русских национальных костюмах.

Ход праздника

Хозяйка. Просим в избу, красному гостю - красное место, милости просим. Вот вам хлеб-соль по-старинному обычаю. За хлебом и солью всякая шутка хороша. Где посветлее, там и веселее.

Вот и мое лукошко. Пустое оно, но, надеюсь, к концу нашей встречи наполнится частушками и прибаутками.

Праздник у нас в детском саду начинается, потому что здесь собрались лучшие певуны. Если вы приглядитесь, то сами в этом убедитесь.

Выходите, ребята, петь частушки!

1. Выходи частушки петь,

Будем рядышком сидеть.

Хорошо на улице!

Ох, посмеются курицы.

2. Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась,

надо пляской помогать.

3. Кто сказал "Частушки вроде

В наши дни уже не в моде"?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

4. У частушки есть начало,

У частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем, молодец!

Хозяйка. И правда молодцы! Ребята, а вы знаете, что такое частушка? Верно, частушка - это коротенькая шуточная, плясовая, озорная песенка. В ней можно рассказать о характере человека и даже о каком-то событии.

1-й мальчик. Эй девчонки-хохотушки,

Запоем-ка мы частушки.

2-й мальчик. Девочки беляночки,

Где вы набелилися?

Две девочки. Мы вчера коров доили,

1-й мальчик. Вы послушайте, девчата,

Нескладушку будем петь,

2-й мальчик. На лугу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Девочка. Говорят, я боевая, боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая, ну а я тогда в кого ж?

Хозяйка. Какие молодцы, ребята!

Как у наших у ворот собирается народ,

Собирается народ и ведет свой хоровод.

Хоровод «На горе-то калина»

Стук в дверь, появляется баба Яга.

Б. Яга. Услышала ваши веселые частушки, песни, очень мне понравились. Заслушалась я. И сама много знаю частушек, но никто меня не слышит в лесу. К вам вышла.

Хозяйка. Ну что ж, баба Яга, давай мы тебя послушаем.

Баба Яга поет: Посмотрите на меня-

Что прическа, что походка -

Всем ужасно нравится.

Я диету соблюдаю,

Уже не помню сколько лет:

Мухоморы ем на завтрак

И поганки на обед.

Хозяйка. Молодец, баба Яга! Ты и правда петь мастерица!

Баба Яга. А давайте с вами поиграем.

Игра «Плетень»

Хозяйка. А теперь, Кикимора, послушай наших девочек.

Все. Вы послушайте, мальчишки,

Мы частушки будем петь.

Только, чур, не обижаться,

Из-за шуток не реветь.

1. Попросили мы мальчишек

Показать нам грузовик,

а мальчишки, как мартышки,

Показали нам язык.

2. Саша - парень ничего,

Только он кусается,

Все собаки от него

3. Все, что Петя подобрал,

Он в карман пихает,

Если Петя погулял,

4. Не умеет есть Андрюша,

Словно хрюшка чавкает,

Пришел пес его послушать-

Под окошком тявкает.

Все. Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Хозяйка. Молодцы, девочки! А наши воспитатели знают тоже много частушек.

1. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги,

Под горой стоит корова,

2. Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

баба ехала пешком

В ситцевой карете.

3. Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь кончаем -

Ставим точку с запятой.

Вот и наполнилась моя корзина частушками, а за это я вам подарю песню "Посею лебеду на берегу". А Баба Яга и воспитатели мне помогут.

Песня «Посею лебеду на берегу»

Мы тоже, хозяйка, тебе сюрприз приготовили.

Что же это? Танец? Песенка? Игра?

Выступление оркестра нам начать пора.

Игра на музыкальных инструментах

Ай да ребята, ай да молодцы!

Ай да красавицы!

Славный у нас получился праздник!

Пришла пора прощаться.

Да и угощаться! Получи леденец! Тут и празднику конец!

Публикации по теме:

«Задорная частушка» Видео В нашем детском саду ребятишки посещают разные кружки, которые ведут наши талантливые воспитатели. Я веду фольклорный кружок «Родничок».

Задорная кадриль и лирический вальс Видео Я работаю в ДОУ "Дюймовочка" города Тулы. Наш сад с основным приоритетом - художественно-эстетического направления. Поэтому большое внимание.

Следующая частушка

Частушка — удивительный фольклорный жанр, короткая русская народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая устно.

Частушка - часть народного фольклора. Являясь малым жанром, она несёт в себе столько задора, веселья, юмора. Иногда задиристая, иногда "с перцем", частушка всегда метко бьёт не в бровь, а прямо в глаз. У частушки есть свой ритм, размер, мотив.

Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.

По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.

Есть деревенские и городские, простонародные и интеллигентские, взрослые и детские частушки, а тематика их так обширна, что, пожалуй, отражает всю жизнь человека и общества.

Частушки-хохотушки

В зимний вечер как-то раз,

Гости собрались у нас,

Пропоют свои частушки,

Педагоги - высший класс!

Мы - веселые девчата,

Первым делом известим,

Что на празднике сегодня,

Мы скучать вам не дадим

Уж я так устроена,

Петь, плясать настроена,

Один день не попляшу,

На другой с ума схожу

Ты играй повеселее,

Балалайка, три струны,

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь, плясуны!

Я волнуюсь за фигуру,

Я хочу здоровой стать,

И ложусь пораньше спать

Я без песен пропадаю,

С песней я и там, и тут,

Девяносто песен знаю,

Еще дома целый пруд!

Не отдай меня, мамуля,

На чужую сторону,

Не умею печь блины я,

Печку письмами топила,

Не подбрасывала дров,

Все смотрела, как горела,

Моя первая любовь

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем - молодец!

Публикации по теме:

«Ознакомление детей с историей родного города, посредством театрализованной деятельности». Цель занятия: Знать название родного города, его основные достопримечательности: Петропавловская крепость, Зимний Дворец, Медный Всадник,.

Воспитание гражданина и патриота через ознакомление детей с историей России «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задачи первостепенной важности, и нет необходимости.

Авторские частушки «Я частушки пропою про компанию свою», г. Благовещенск. Видео Исполнение авторской частушки для межрегионального конкурса компании (г. Владивосток)"Я частушки пропою про компанию свою", г. Благовещенск.

Конспект урока объединения «КВН». Особенности сценического юмористического жанра Тема: «Особенности сценического юмористического жанра. Репетиционная деятельность» Цель: Осознать место юмора и шутки в КВНе. Задачи: 1.

Мастер-класс для воспитателей «Знакомство с историей и традициями народных подвижных игр с мячом» Как укрепить здоровье ребенка? как научить интересно играть вместе с другими детьми? Часто родители в поисках решения записывают ребенка.

Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с историей Кубани» В МБДОУ детский сад №15 я веду работу с детьми по формированию у них представления об истории Кубани. Развиваю познавательные способности.

Педагогический проект «Моя Родина — Россия» (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства) Педагогический проект "Моя родина - Россия" (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства) Тип проекта: информационный,.

Презентация «Игры с готовым содержанием и правилами» Презентация "Игры с готовым содержанием и правилами" Игра – ведущая деятельность дошкольников Значение игры для ребенка дошкольного возраста.

Фотоотчет «Просмотр экспозиции картин «Мастера исторического жанра» в доме детского творчества» 11 октября дети старшей группы "Теремок" воспитатель Яровенко Т. В. и "Подготовительной к школе группы "Сказка" воспитатель Пименова Т. Н.

Читайте также: