Жанры фольклора басня загадка прибаутка

Обновлено: 04.11.2024

Примечания

  1. 12Детские потешки и прибаутки. Ладушки. Пальчиковые игры. Детский фольклор — русские стихи потешки для детей. Пестушки, потешки
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. статью.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • Жанры фольклора
  • Русские обряды

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Малые жанры фольклора" в других словарях:

Мелетинский, Елеазар Моисеевич — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Елеазар Мо … Википедия

Елеазар Моисеевич Мелетинский — (22 октября 1918, Харьков 16 декабря 2005, Москва) российский учёный филолог, историк культуры, доктор филологических наук, профессор. Основатель исследовательской школы теоретической фольклористики. Содержание 1 Биография 2 Сочинения … Википедия

Следующая загадка

Материал живописи- краски, материал музыки- звуки, материал художественной литературы- слово, язык.

Художественная литература начиналась с устного народного творчества, или фольклора.

Жанры фольклора.

Загадка - вещи и явления изображаются иносказательно, через сравнение с похожими явлениями: «Белое поле, черное семя; кто его сеет, тот разумеет.» ( книга)

Пословица- сжатое изречение с поучительным смыслом: «Что посеешь, то и пожнешь.»

Поговорка - образное выражение, которое определяет какое- либо жизненное явление, но не составляет полной пословицы: «Семь пятниц на неделе.»

Пестушка- (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ручки фатюнюшки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Заклички — один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Заклички представляют собой обращение к явлениям природы, к животным, птицам.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Считалка - стишок, с помощью которого устанавливают очередность в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Раз, два три, четыре,

Пять, шесть, семь, восемь,

Жили мошки на квартире,

Паука мы спросим:

К ним повадился сам- друг,

«Ты, обжора, не ходи.»

Крестовик- большой паук.

Ну - ка, Мишенька , води!

Скороговорка - складное выражение с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения: «Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.» Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Путаница , (нелепица, перевертыш, нескладуха) - стишок или складное выражение, в котором нарочно допущены искажения действительности:

Стучит, гремит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке,

По кривой дорожке.

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию.

Сорока-ворона (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона
Деткам отдала. (загибают пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил
— Зачем воду не носил!

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Частушка - рифмованный куплет из двух, четырех или шести строк для исполнения перед слушателями:

Я частушку на частушку,

Как на ниточку вяжу.

Ты досказывай, подружка,

Если я не доскажу.

Народная песня - песня, созданная народом:

Уж вы, сени, мои сени,

Сени новые мои,

Сени новые, кленовые,

Сказка - волшебный, фантастический, авантюрный или бытовой рассказ, в котором много вымысла и есть элементы чудесного.

Какие бывают сказки?

1.Сказки о животных: «Лиса, заяц и петух», «Колобок».

2.Волшебные: «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Семь Симеонов».

3.Бытовые: «Мудрые ответы», «Солдатская загадка».

4.Докучные: «Жил- был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказочку сначала?»

Былина- героическая песня- сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси: «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Легенда - народный рассказ о чудесных событиях, который воспринимается как достоверный: легенда об атамане Кудеяре из

поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Отличие пословиц от поговорок

Весь опыт народной мысли заключен в небольших пословицах и поговорках. Эти жанры создавались задолго до появления письменности, поэтому многие поколения оттачивали и совершенствовали эти краткие изречения.

Сами люди отмечали ценность этих жанров: «Пословица – всем делам помощница», «Пословица – правду всем говорит». Знаменитый русский филолог В.И. Даль выпустил сборник «Пословицы и поговорки русского народа». В нем содержалось более 30 000 пословиц и поговорок. Все примеры разбиты по определенным тематикам. В словаре насчитывается примерно 180 разрядов. Это не все произведения этих жанров. В русской речи их существует намного больше. Ежегодно пытливый ум создает новые изречения.

Сам народ видит отличие пословицы от поговорки в том, что поговорка – это прекрасный цветок, который служит украшением речи. А вот пословица – это спелая ягодка (цельное законченное суждение). Зачастую эти два жанра достаточно тяжело отличить друг от друга. Поэтому нужно хорошо знать их черты пословиц и поговорок, чтобы уметь разграничивать их.

Отличительные признаки пословиц и поговорок

Пословица

Поговорка

1. Законченное высказывание.

1. Незавершенное высказывание.

2. Имеет нравоучительный смысл.

2. Красивое высказывание без нравоучительного смысла.

3. Может употребляться самостоятельно.

3. Отдельно от высказывания не используется.

4. Чаще всего,содержит две части.

4. Состоит из одной части.

Зная эти отличительные черты пословиц и поговорок, достаточно легко можно отличить пословицу от поговорки. Перечисленные жанры различаются друг от друга и их нельзя перемешивать.

Различия пословицы от поговорок на конкретных примерах

По отличительным признакам можно различить пословицу и поговорку. Например, необходимо определить к какому жанру относится выражение «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Найдем в нем все признаки одного из жанров:

  1. Это завершенное высказывание, так как не нуждается в продолжении;
  2. В нем имеется поучение (возьмешься за два дела сразу – ни одного толком не выполнишь);
  3. Может употребляться отдельно от текста;
  4. Имеет две части, разграниченные пунктуационным знаком «тире».

Все это доказывает, что, приведенное выше высказывание является пословицей.

То же самое попробуем сделать с высказыванием «Кот наплакал». Найдем в нем все признаки:

  1. Высказывание не завершено, так как нельзя понять, какой итог у этого изречения;
  2. Высказывание обозначает: «чего-то очень мало». Это выражение образно, но не имеет нравоучения;
  3. Отдельно от высказывания употребляться не может;
  4. Отсутствует вторая часть.

Все эти признаки указывают на то, что высказывание «Кот наплакал» является поговоркой.

Но не всегда можно так просто отличить пословицу от поговорки. Некоторые пословицы произошли от поговорок и наоборот, поэтому при определении жанра в этих случаях необходимо быть предельно внимательным.

К примеру, высказывания «Чужими руками жар загребать» и «Легко чужими руками жар загребать» принадлежат к разным жанрам. Чтобы это понять, необходимо сравнить эти выражения.

Чужими руками жар загребать

Легко чужими руками жар

Значение: добиваться цели
чужими усилиями

Значение: Легко добиться цели
чужими усилиями

Есть только факт,
но нет нравоучительного вывода

Есть нравоучительный вывод

Отдельно от высказывания
употребляться не может

Может быть самостоятельным высказыванием

Состоит из одной части

Состоит из одной части

Поговорка

Пословица

Даже тот факт, что оба высказывания состоят из одной части, не влияет на жанровую принадлежность. Пословицы могут состоять из одной части, но это бывает довольно редко.

Два выражения очень похожи друг на друга, однако во втором изречение есть наречие «легко». Именно оно придает высказыванию законченность и нравоучительный смысл. Это значит, что первое выражение является поговоркой, а второе – пословицей.

Считалка

Основная статья: Считалка

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Загадка

Основная статья: Загадка

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.

Общая история

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Следующая загадка

Цель: Познакомить детей с понятием «фольклор». Закрепить знание о русских народных сказках, умение различать на слух присказку, зачин, концовку. Учить отличать загадку, пословицу, считалочку, скоро-говорку, потешку, песенку как составные части фольклора. Развивать внимание, воображение речь.

Ход занятия:

На доске демонстрационные картинки: собака, кит, арбуз, зонт, кот, игла.

- Здесь зашифровано слово, если вы его прочитаете, то узнаете, о чём мы будем беседовать на занятии (сказки) .

- О чём мы будем беседовать? (о сказках) .

- Верно, о русских народных сказках.

- Кто автор этих сказок? (народ)

- Верно, русский народ, так как есть и французские, английские, армянские, китайские сказки и сказки других народов.

- Какие вы знаете русские народные сказки? Назовите их.

- А кто написал загадки, пословицы, прибаутки, потешки, русские народные песенки?

- Верно, тоже русский народ.

- Хотите узнать, как все это народное творчество называют одним словом? Это слово – фольклор.

Фольклор – это народная мудрость.

Закрепите понятие с детьми. А теперь определите среди фольклора загадку, пословицу, поговорку и т. д.

1. Учись доброму, худое на ум не прейдет. (Пословица)

А какие пословицы вы знаете?

2. Раз. два, три, четыре, пять, будем в пятерки играть.

Звезды, месяц, луг, цветы – поводи пойди-ка ты. (Считалки)

А какие считалки вы знаете?

3. Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Загадка)

А какие загадки вы знаете?

4. Люли, люли, люленьки – летят сизы гуленьки.

Летят гули вон-вон, несут Маше сон-сон.

Стали гули ворковать, стала Маша засыпать. (Песенка)

А какие песенки вы знаете?

5. Трах, трах, тарарах,

Едут мышки на ежах.

- Подожди колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж.

Очень колешься ты ёж. (Прибаутка)

А какие прибаутки вы знаете?

6. Сшила Саша Саньке шапку! (скороговорка)

А какие скороговорки вы знаете?

Игра: «Кто придумает конец, тот и будет молодец! ».

Очень вкусный пирог!

Я хотел устроить бал и гостей к себе … (позвал)

Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый … (пирог)

Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не … (идут)

Я ждал пока хватило сил, потом кусочек … (откусил)

Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту … (съел)

Когда же гости подошли, то даже крошек не нашли.

Почему сказки, фольклор, сложенные народом живут до сих пор?

Игра: «Кто лучше».

Показать картинку – иллюстрацию из сказки, предложить узнать сказку и составить свое продолжение по картинке.

Задание в тетради:

Придумать свою сказку и нарисовать главных героев.

Задание:

Определить на слух присказку, зачин, концовку.

1. Жили-были (зачин) .

2. В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были (присказка) .

3. Стали они жить-поживать и добра наживать (конец) .

4. За тридевять земель, в тридесятом царстве (присказка) .

5. Я там был, мед-пиво пил (конец).

6. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец (конец) .

Занятие № 2.

Цель: Продолжать учить детей составлять модель сказки, опре-делять начало, середину, конец. Помочь детям понять смысл сказки «Лиса и журавль», заострить внимание на пословице «как аукнется, так и откликнется». Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуж-дать, пересказывать близко к тексту.

Ход занятия:

Вывешиваю на доске схему сказки. -

Что это такое? Кто помнит?

Что означает синий квадрат? - (начало)

Что означает красный круг? (середина)

Что означает зеленый треугольник? (конец)

Все сказки складываются по одной схеме. Вы принесли рисунки с любимой русской народной сказкой? Рассматриваем рисунки по очереди и отгадываем сказки вместе с детьми. Попытаемся разложить рисунки на начало, середину и конец сказок.

Что было в начале? Что было в середине? Что было в конце?

Какими словами заканчивается сказка? Как вы их понимаете?

Верно ли поступил журавль? Почему?

Кто расскажет, что было в начале сказки? (показываю на модель -) .

Рассказывают 2-3 ребенка.

А что было в середине сказки? (модель) .

Что было в конце сказки? (модель) .

А теперь мы попробуем прочитать сказку по частям:

1 ряд – первая часть, начало. Рисунки начала сказки -

2 ряд – Середина сказки. Рисунки середины сказки

3 ряд – Конец сказки. Рисунки окончания сказки

Затем по рисункам под схемой составляем сказку «Лиса и журавль».

Занятие № 3.

Цель: Упражнять детей в умении на слух различать и определять начало, середину, конец сказки. Учить думать, рассуждать, правильно отвечать на вопросы, выбирать героев только русских народных сказок, не путать их с героями из других сказок. Развивать воображение в результате придумывания своего конца к сказке «Лиса и журавль», не повторяясь за сверстниками, придумывать свой, отличный от других.

Ход занятия:

На воздушных шарах, в плетеной корзине прилетают игрушки – герои русских народных сказок с запиской-письмом. Там задания детям.

а) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).

б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса, кто же это? (Лиса)

в) У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода – кора? (Заяц)

Гречка в печке, валенки на завалинке. (правильно)

Валенки в печке, на завалинке – гречка. (неправильно)

Гречка в валенке, завалинка в печке. (неправильно)

Голоден, как (волк). Здоров, как (бык) .

Хитра, как (лиса). Упрямый, как (осёл).

Труслив, как (заяц). Болтливый, как (сорока) .

Нем, как (рыба). Колючий, как (ёж).

Грязный, как (поросенок).

Читаю сказку «Лиса и кувшин». предлагаю найти начало, середину и конец сказки. Читаю середину, дети поднимают -, затем конец -, за-тем начало - -.

Какая лиса в сказке по характеру? (хитрая, нечестная, плутовка, глупая). Давайте изменим лису и придумаем сказке свой конец, где лиса из глупой, нечестной, хитрой превратилась в честную, добрую и т. д. Выслушиваю 4-5 детей. За лучший рассказ лисичка угощает детей орешками. А персонажи благодарят детей за выполнение всех заданий и угощают всех лисичкиными орешками, прощаются и улетают в другой детский сад.

Занятие № 4.

Цель: Вспомнить и закрепить «фольклор». Упражнять детей на слух определять и называть русские народные сказки; в умении само-стоятельно моделировать сказку «Лиса и тетерев», характеризовать персонажи, используя в речи разнообразные прилагательные.

Ход занятия:

Приход персонажа – черепашки-ниндзи (с барабаном, заводным) с целью – знают ли дети русские народные сказки. Тут же он их спраши-вает: «Что такое фольклор»? И предлагает детям викторину по сказкам; детям читают отрывки из сказок «Репка», «Маша и медведь», «Снегурочка», «Лиса, заяц и петух», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшинки». Если дети отгадывают, то черепашка стучит в барабан, вы-ражая восторг и одобрение.

Затем предлагается детям сравнить слова: дом, жилище, терем, постройка, теремок. Одинаковы ли они по смыслу? Какие из них являются общими для все? какие больше всего соответствуют сказочному сюже-ту? Какое подходит для меня?

Черепашка выражает восторг стуча в барабан.

Обращаюсь к персонажу и предлагаю посмотреть, как дети состав-ляют модель сказки «Лиса и тетерев».

Читаю сказку целиком, потом вразброс. Дети оперируют моделями.

Кто из героев оказался умнее? Попробуйте рассказать о тетереве. Какой он? (хитрый, умный, спокойный, находчивый, догадливый, сообра-зительный) .

В конце занятия черепаха-нинзя вручает медали лучшим детям.

Занятие № 5.

Цель: Вспомнить и закрепить понятие «фольклор». Упражнять детей на слух определять и называть русские народные сказки; в умении самостоятельно моделировать сказку «Лиса и тетерев», характеризовать персонажей, используя в речи разнообразные прилагательные.

«Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает». Это крылатое выражение. Что оно значит? Поясните. Если дети затрудняются, необ-ходимо объяснить самой.

Показать портрет А. С. Пушкина. Зачитываю отрывки из стихов о природе – о зиме. «Зимнее утро», «Евгений Онегин»:

… Вот ветер тучи нагоняя …

… Идет волшебница зима …

Послушать грамзапись П. И. Чайковского «Январь», «Декабрь». Какая мелодия подходит к стихам? Докажите. У вас у каждого своя точка зрения, и мы будем учиться её доказывать. Если мы подобрали музыку к стихам Пушкина, то какие это стихи? (Красивые, напевные, задушевные, мелодичные …) .

Почему стихи А. С. Пушкина помнят до сих пор, ведь прошло уже 158 лет?

Прочитать стихотворение «Зимнее утро»:

… Под голубыми небесами,

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Дети закрывают глаза и представляют, затем рисуют карандашами представленную картину стихотворения.

Отличительные особенности малых фольклорных жанров

Разные произведения малых фольклорных жанров имеют сходства по объему и назначению. Но, несмотря на это, они имеют ряд отличительных особенностей. Их нужно понимать, и тогда можно будет без труда отличить друг от друга произведения разных фольклорных жанров.

Загадки

Одним из любимых жанров ребятишек всех возрастов являются загадки. Они формируют у подрастающего поколения умения:

  • логически мыслить;
  • давать ответ на поставленный вопрос;
  • собирать по набору отличительных свойств цельный образ.

Загадки – это разновидность УНТ (устного народного творчества): поэтическое, замысловатое изображение определенного явления, предмета, человеческого качества, придуманное для выяснения сообразительности человека. В отличие от остальных малых жанров каждой загадки имеется 2 обязательные части: основная часть (вопрос) и отгадка (ответ). Они связаны логически между собой. Именно в таком жанре народного творчества привычный мир изображен в новом, необычном виде.

Примеры загадок:

Воет, а не зверь.

Есть виды загадок-вопросов, которые строятся на переносе одного или нескольких качеств предмета.

Загадка (I часть): Что шумит без ветра?

Считалочки

Считалочки – это небольшие стихотворные тексты со строго-определенным ритмом [6] и рифмой [7] , необходимые для распределения ролей в игре.

Раньше считалочки использовали, когда взрослые люди не могли договориться, кто будет выполнять тяжелую работу. Чуть позже их переняли дети и начали с помощью считалок выбирать водящего в своих веселых играх.

Отличительные черты считалочек:

  • строгий ритм;
  • точные рифмы;
  • не так важно смысловое наполнение произведения, как его результативность («А голею будешь ты», «тебе водить», «выходи из круга вон»);
  • шуточный текст.

Детские считалочки – отличное поле для творчества! Ведь дети сами могут придумать новую считалку и использовать ее в своих играх.

Примеры этого малого фольклорного жанра:

Ёжик нес на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе — водить опять!

Пример считалочки, абсолютно лишенной конкретного смысла:

Скороговорки

Скороговорки – небольшой текст правильной формы, построенный на усложненном сочетании труднопроизносимых слов. Эти произведения используются для тренировки красивого правильного произношения. Обычно, скороговорки необходимо произнести в ускоренном темпе, но при том нужно четко выговорить все слова.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!

Пословицы

Пословица (определение в литературе) – это небольшое законченное предложение, содержащее поучительное наставление. В пословицах есть строгий ритм, который помогает их запомнить и использовать в собственной речи.

Такие краткие изречения не записывали – их устно передавали друг другу. За несколько веков пословицы обрели лаконичную форму. Обычно, пословицы содержат две части:

  1. Описание предмета или явления.
  2. Выразительная оценка.

Примеры (какие бывают пословицы):

Завтра, завтра, не сегодня! – так лентяи говорят;

Учение свет, а не учение тьма.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда!

Поговорки

Поговорка (определение в литературе) – емкое поэтическое изречение, отражающее определенное жизненное явление. Поговорка – это незаконченное предложение, которое служит для украшения живой речи, а не для наставлений и поучений.

Обычно, поговорки входят в устную речь из других произведений:

  • пословицы;
  • басни;
  • сказки;
  • песни;
  • литературное произведение большого объема.

В этом случае поговорка только намекает на исходное произведение и добавляет красоту речи.

«(Остаться) у разбитого корыта».

«Когда рак на горе свиснет».

Летопись - произведение древнерусской литературы, которое излагает русскую историю по годам. Одна из самых известных летописей- «Повесть временных лет».

Жития - жизнеописания святых, героев, стойких борцов за веру, отважных победителей чудовищ и злых сил, мудрецов: «Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского».

Песня - небольшое стихотворное произведение, предназначенное для исполнения с музыкальным сопровождением.

Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, сатирического характера, высмеивающий человеческие недостатки. Персонажами басни чаще всего являются животные, растения, вещи: «Стрекоза и муравей».

Рассказ - небольшое по объему прозаическое произведение, в котором изображается одно или несколько событий из жизни человека.

Пьеса - литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Стихотворение - небольшое произведение, написанное стихами; оно отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроения и мысли героя.

Основа стихов- это ритм . Ритмом называется повторяемость похожих явлений через определенные промежутки времени.

Стихом называется также одна строка в стихотворном произведении.

Рифма - это созвучия концов стихотворных строк. Рифмы могут располагаться:

рядом- Царь с царицею прости лся ,

В путь - дорогу снаряди лся

перекрестно- У лукоморья дуб зел еный;

Златая цепь на дубе т ом ;

И днем и ночью кот уч еный

Все ходит по цепи круг ом…

опояской- И я там был, и мед я п ил ;

У моря видел дуб зел еный;

Под ним сидел, и кот уч еный

Свои мне сказки говор ил

Группа стихотворных строк, объединенных единой системой рифмовки, называется строфой . Чаще всего употребляются строфы- двустишия и строфы - четырехстишия:

Скороговорка

Основная статья: Скороговорка

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Значение пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки – это необыкновенное сокровище, которое передается людям из поколения в поколение. Но чтобы перенять богатейший опыт прошлого и следовать этим советам, необходимо понимать значение мудрых высказываний.

Есть изречения, смысл которых может с легкостью понять современный человек. К примеру, каждый поймет значение:

  • Пословица «И волки сыты, и овцы целы» - все остались довольны, никто не пострадал.
  • Пословица «Родина – мать, умей за нее постоять» - каждый должен защитить свою страну, когда она будет в опасности.
  • В поговорке «Язык без костей» говориться о человеке, умеющий красиво и много говорить.

Однако, большинство пословиц и поговорок содержат устаревшие слова. Поэтому без толковых словарей трудно понять смысл этих выражений.

К примеру, чтобы понять распространенную поговорку «бить баклуши». Для начала необходимо понять историю происхождения слова баклуши. Баклуши – небольшая чурка для создания изделий из дерева. Обычно, эту простую работу выполняли дети, но если за баклуши садился взрослый человек, то его называли лентяем. Значит поговорка «бить баклуши» означает «бездельничать».

Малые формы народного фольклора–бесценный опыт прошлого поколения, который заключен в коротких высказываниях. Некоторые изречения понятны каждому, а другие без специальных справочников расшифровать не удастся. Но когда человек научится толковать эти выражения и использовать их в своей жизни, то он станет немного мудрее.

Словарь

1. Колыбельные песни – мелодичная песня, исполняемая во время укладывания ребенка спать.

2. Прибаутки – рифмованное остроумное, забавное, шутливое изречение, используемое для украшения речи.

3. Потешки – детское стихотворение, которое сопровождает действия маленького ребенка или занятия с ним.

4. Частушки – яркое шутливое двустишие или четверостишие, которое исполняется на определенный напев.

Определение малых жанров и их значение в судьбе народа

Малые фольклорные жанры – это разнообразные жанры УНТ, отличающиеся небольшим объемом повествования. Некоторые исследователи относят их только к жанрам детского фольклора. Однако частушки, считалочки, пословицы, пестушки и поговорки использовали в своей речи не только дети, но и взрослые.

Почему же малые жанры так значимы для воспитания подрастающего поколения? В чем их ценность? Какая мудрость заключена в пестушках, поговорках, пословицах, скороговорках и других?

Значение малых фольклорных жанров в судьбе народа и в литературе:

  1. Небольшие фольклорные произведения помогают взрослым установить эмоциональный контакт с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;
  2. С первых лет жизни ребенок усваивает понятия добра и зла;
  3. Такие произведения фольклора оказывают благотворное влияние на маленьких детей: малыши усваивают ритм, изучают новые слова и звуки, пытаются повторить прибаутки (у них формируется речь);
  4. Дети достаточно быстро запоминают текст фольклорных произведений и пытаются повторить их, а это способствует развитию памяти;
  5. Произведения малых фольклорных жанров помогают малышам постепенно изучить окружающий мир;
  6. В произведениях малых фольклорных жанров заключена бесценная мудрость народа.

Произведения малых жанров русского фольклора важно знать и современным людям. Тогда они смогут украсить свою речь яркими выражениями, быстро и точно донести до собеседника свою мысль, с пользой позаниматься с детьми.

Следующая загадка

Испокон веков мамы поют маленьким детям колыбельные песни [1] , развлекают своих малышей прибаутками [2] , потешками [3] , частушками [4] . Старшее поколение передают свою мудрость с помощью пословиц и поговорок. Все это названия различных разновидностей малых фольклорных жанров. Они отличаются от русской народной календарно-обрядовой поэзии и необрядовых песен отсутствием принадлежности к определенному празднику и сжатым объемом произведения. Однако это не уменьшает значимости малых фольклорных жанров [5] для устного народного творчества.

Ссылки

Прибаутка

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Основная статья: Колыбельная песня

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу [1] .

Примеры

«Сорока»

Вариант 1
Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил? [1]

Вариант 2 (фигурирует в мультфильме «Песенка мышонка»):
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у.
Шуууу. (Домой) Полетели!
На головку сели! ("Ладушки" запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели.

Содержание

См. также

Заклички

Основные статьи: Заклички весенние, Заклички про дождь

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Пословицы

Основная статья: Пословица

Дорога ложка к обеду.
Волка бояться в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь рыбу из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друзья познаются в беде.
Знал бы, где упадёшь, — соломки бы подстелил.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Пчела мала, но и та работает.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

  • целовальные. Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Читайте также: