Загадки забайкальского края детские

Обновлено: 22.11.2024

Впервые попав Забайкалье (тогдашнюю Читинскую область) я в первые месяцы иногда терялся, не понимая смысла разговора. Особенность Забайкалья в том, что значительная часть населения его метисы. Смесь эвенков, бурятов и русских. Плюс много потомков ссыльных поляков. Смотришь на мужика- лицо чисто азиатское, а фамилия Каминский, или Зелинский. Ко всему прочему многие из них являются потомками казаков. Этакий мини плавильный котел. Соответственно, и речь их изобилует местными выражениями и словечками, не понятными приезжим из других регионов.

В первый день по прибытию в геологическую партию слышу (о себе):

- Новый специалист прибыл!

- Откуда, из Иркутска?

Странно, думаю я, а здесь тогда что? Другая страна?

Одно из местных выражений: "Ну да ты че, моя!." Слово "моя" здесь не означает, что ты чей-то, причем употребляется по отношению и к женщинам и мужчинам. Видимо , означает какую-то доверительность к человеку, что ли.

А еще выражение: " Намедни по тягуну с братаном хлыняли". Перевод:" Позавчера ехали с двоюродным братом на телеге по длинному пологому подъему". Слово "братан" у забайкальцев означает "двоюродный брат" и лишено всякого криминального оттенка. " Мы с Петрухой братанчики".

Выражение "Долее того". Тут вообще можно трактовать по-разному. Например: "Подожди, я сейчас", или "Не спеши". В общем, кому как понравится.

Еще словечко: "Очендуклеть", употребляется в Сретенском, Нерчинском, Чернышевском, Газимуро Заводском и Алек.Заводском районах. Примерно тоже самое, что "офонареть". "Ты чё, очендуклел, чо ли!? , мол, "Что, у тебя крыша поехала?".

Слово "адали", долго не мог понять, что же это. Оказывается - как будто. Вместо слова "ведь" в Забайкалье говорят "ить", вместо "есть" (кушать) - говорят "ись".

"Бара" (ударение на втором слоге) . Означает "плохо", "нехорошо" . " Паря девушка бара!" - обращение к девушке, что она что-то нехорошее сделала, или делает . "Делат", как говорят забайкальцы.

"Зверь" - так местные охотники называют изюбря, не медведя, не сохатого , не волка, а именно изюбря - благородного оленя. "Инджиган" - косуля - однолеток.

Слово "чаща" в Забайкалье произносят с ударением на втором слоге, а вместо "щ" употребляют сдвоенное "ш": "чашша", " в чашше".

Заросли кустарника в тайге: "чепура", "чепурыжник", "чапыжник".

"Бухулёр" - похлебка из баранины. "Куцан" - бараний самец .

Забайкальцы часто опускают гласные в словах.Например: "Кака" (ударение на втором слоге), - "какая". "Така" - такая.

Вот така , паря история с этими разговорами. Сразу и не разберешь .

Следующая загадка

Цель: Знакомство с символикой, природными особенностями и культурой Забайкальского края.

1) расширить знания детей об истории Забайкальского края;

2) воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю;

3) развивать память, внимание, творческие способности;

Оформление и оборудование: выставка рисунков «Моя малая Родина!», плакаты с изображением флага и герба, мультимедиа проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

Возраст детей: 7-11 лет

Место проведения: актовый зал

Время проведения: 40-50 минут

Форма: патриотический вечер

Что значит Родина? Не знаю.

Наверно, это мать моя.

Наверно, это треск кузнечика.

Наверно, песенка ручья.

А может, это счастье полное.

Что здесь живу, Что здесь друзья,

Мой дом и школа, моя улица!

Без них я словно и не я.

Что значит Родина? Я знаю!

Любовь к тому, что окружает!

- У каждого человека до конца дней сохраняется любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь, - к родному краю.

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной - мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное.

А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Воспитанник читает стихотворение:

Сосны, ели, тишина – это Родина моя.

Запах хлеба и полей – запах Родины моей.

У нее глаза, как птицы,

реки – брови и ресницы.

У нее в косе поля, цветом ярче янтаря.

Губы – алые цветы, очень редкой красоты.

Сердцу милые края – это Родина моя.

- Широки и необозримы просторы нашей великой и прекрасной Родины – России. Неотделимой частицей нашей страны является наш родной Забайкальский край.

Забайкалье — это за Байкалом,

Это там, где сопки и тайга.

Это там, где снег по перевалам,

Где зимой беснуется пурга.

Забайкалье — резкие морозы,

В иней, снег укутана земля.

В шубах снежных сосны и березы,

Под покровом снега спят поля.

Здесь весна багулом красит сопки,

В синем небе дымкой облака,

А в тайге чуть видимые тропки

Приведут к хрустальным родникам.

Богатырской мерой все здесь взято —

Ширь полей, долин, озер,

И степей холмистых, необъятных,

Чистых рек, великолепных гор.

Здесь нельзя в природу не влюбиться,

Нет прекрасней и суровей края,

Раз увидишь - долго будет сниться

Забайкалья красота земная.

- Забайкальский край - это изумляющая, необычайно красивая природа. Забайкалье - неповторимый край удивительных контрастов и неожиданностей.

Есть здесь и скалистые горы, и мощные хребты, по склонам заросшие великолепной сибирской тайгой, и бескрайние ковыльные степи. Величие природы особенно ощутимо среди этих бесконечных просторов и безбрежного моря тайги, раскинувшихся под вечно голубым небом. Недаром, Антон Павлович Чехов, проезжая через Забайкалье,в своих путевых заметках написал:

«. в Забайкалье я находил все,что хотел: днем скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь - уж Полтавская губерния - и так всю тысячу верст. Забайкалье великолепно».

О красотах Кодара, Удокана, Чарской долины показывают фильмы. Сюда стремятся попасть туристы и альпинисты. Их привлекают еще непройденные, безымянные пики горных вершин, вызывающие восхищение порогами и водопадами горные реки.

Удивительное место есть на Севере края. Горы. Тайга. Вечная мерзлота. И. островок пустыни. Барханы из желтого песка.

Они неумолимо движутся по Чарской долине, подминая под себя лес. Есть в ней и настоящие оазисы с озерами с прозрачной водой, берега которых заросли деревьями.

А теперь перенесемся на юг Забайкалья.

Здесь в межгорных просторных долинах раскинулись безбрежные, на сколько хватает глаз, степи, поросшие ковылем.

Этот край называют Даурией. Холмистые дали, бессточные котловины, низины рек и солончаковые озера.

Здесь, на юге, в Даурских степях раскинулся международный Даурский заповедник.

В нем обитает множество птиц, занесенных в Красную книгу.

А знаменитая реликтовая чайка встречается только здесь.

В зарослях камыша живет дикий кот манул, которого невозможно приручить, и даже в зоопарках он не приживается.

По степям бродят грациозные антилопы дзерены, которых становится все меньше и меньше из-за жестокости людей. Это охраняемые животные.

На Чикойском нагорье находится Сохондинский биосферный заповедник. Это один из практически нетронутых человеком участок сибирской тайги.

Здесь берут начало реки: Ингода, Онон, Чикой.

- Символом Забайкалья считается изумительное растение, рододендрон даурский, которое мы называем багульник.

Воспитанник или мама:

В этих веточках скромных

В Забайкалье суровом

Их природа взрастила.

И на вид грубоваты,

И на ощупь колючи,

Только знай, никогда ты

Не отыщешь их лучше.

Вьюга их закалила.

В запечатанных почках,

Словно девушки милые

Спят цветы и листочки.

Ты в январскую стужу

Занесешь их в квартиру,

Вдруг откроются миру.

- Много раз увозили багул в теплые края. Но не растет он на чужой земле, погибает. Так и человек. Сурова наша земля, но родная. И горе тому, кто ее забудет. Сердце такого человека никогда не познает радости.

Песня в исполнении….

Где-то на сопках багульник цветёт

Слова И. Морозова

Музыка В. Шаинского

Где-то на сопках багульник цветет,

Кедры вонзаются в небо.

Кажется, будто давно меня ждет

Край, где ни разу я не был.

Возле палатки закружится дым,

Вспыхнет костер над рекою.

Вот бы прожить мне всю жизнь молодым,

Чтоб не хотелось покоя.

Знаю, что будут, наверно, не раз

Грозы, мороз и тревога.

Трудное счастье - находка для нас,

К подвигам - наша дорога.

Где-то багульник на сопках цветет,

Кедры вонзаются в небо.

Кажется, будто давно меня ждет

Край, где ни разу я не был.

- A сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадки о животных и растениях Забайкалья:

1)У забора я гуляла босиком и ошпарилась зелёным кипятком. (Крапива).

2) Красна, сочна, душиста. Растёт низко, к земле близко. (Земляника).

3) Солнце жжет мою макушку, хочет сделать погремушку. (Мак). Растет он не на суше и голова из плюша. (Камыш).

4) Стоят в поле сестрички, жёлтый глазок – белые реснички. (Ромашка).

Даже человеку, выросшему в Забайкалье, трудно увидеть глазами все достопримечательности нашего края, ведь край наш огромен!

И рассказать обо всем невозможно - тема эта необъятная!

Но надо стараться сохранить то замечательное в природе, что мы имеем, чтобы никогда не увядала привлекательность нашего удивительного Забайкалья.

Ведь чаще всего именно человек является виновником гибели природы, не осознавая того, что мы живы, пока жива природа.

Богата и духовная культура народов нашего края. У Забайкальцев есть свой говор, который сохраняется в сказках, легендах. Сохранился он и в нашей речи. Сейчас мы попробуем вместе с вами вспомнить некоторые слова.

Я буду называть слово и несколько его значений, ваша задача выбрать правильный ответ.

1) дикий чеснок; 2) река; 3) мангол.

1) пирожок с творогом или вареньем; 2) младший ребёнок в семье; 3) верблюд.

1)сорная трава; 2) подснежник; 3) коренной забайкалец.

1) чайные выварки; 2) сорная трава; 3) узкая долина среди гор;

1) суп; 2) сухой навоз; 3) шаль.

1)животное; 2) коренной забайкалец; 3) мелкий кустарник.

- Молодцы, ребята! А какие народы проживают на территории нашего края (татары, монголы, эвенки, буряты, русские казаки, семейские, русские).

- 360 лет назад отряд казаков – первопроходцев Петра Бекетова основал в окрестностях современной Читы, где- то у села Сивяково, небольшой острог – квадратное зимовьё с избами по углам. Именно отсюда пошло освоение Забайкалья.

- А когда образовался Забайкальский край? (1 марта 2008 года).

- Назовите столицу нашего края? (город Чита).

- У каждого края есть свой герб и флаг.

О гербе Забайкальского края расскажет….

Герб Забайкальского края выполнен на геральдическом щите. В золотом поле летящий одноглавый червленый орёл с серебряными лапами и клювом, держащий в когтях лук тетивою вниз и стрелу с серебряным оперением и наконечником. Направление полета орла справа налево. В нижней трети щита на почетном месте размещен геральдический щит герба города Читы, обрамленный алой Александровской лентой.

Флаг Забайкальского края представляет собой прямоугольное полотнище, разделённое вилообразно на три части.

- Как вы думаете, что означают цвета нашего флага?

Цвета флага повторяют основные цвета герба Забайкальского края, символизируя собой природные особенности края:

жёлтый — бескрайнюю степь;

зелёный — тайгу, богатый животный мир;

красный — энергосодержащие недра.

На символику цветов флага распространяется также геральдическое значение цветов:

Желтый – символ богатства и справедливости;

Зеленый – символ надежды, радости и изобилия;

Красный – символ мужества и неустрашимости.

- Шли мы к своей символике долгим путем, познавая историю Забайкалья, российскую геральдическую науку, а заодно и самих себя. И пусть каждый, кто обратит взор на геральдический знак отчего края, увидит, какую обширную и прекрасную землю оставили нам в наследство наши предки – первые сибирские землепроходцы – и поймет, как нужно сберегать ее для тех, кто станет жить здесь в будущем. Мир символов оберегает каждое государство, передает своим соплеменникам из поколения в поколение традиции.

- Звучит гимн города Читы,прошу всех встать:

На месте первого свиданья

Читы с прохладной Ингодой

Казачьи вольные предания

Воспели город наш родной:

В долины рек, к прозрачной сини

Сошел он с Черского хребта…

Храни величие России

И процветай в веках, Чита!

Зимовье предки основали

И слободу сменил острог,

По Транссибирской магистрали

Шел путь России на восток.

Геройский дух превозносили,

Придав гербу рельеф щита…

Храни величие России

И процветай в веках, Чита!

На благо Родины деяния

Вершит талантливый народ…

Твори, столица Забайкалья,

Сибири гордость и оплот!

К победам новым сквозь стихии

Ведет нас смелая мечта:

Храни величие России

И процветай в веках, Чита!

- Я думаю, ребята, что сегодняшний вечер заставит вас о многом задуматься и пусть где- то в глубине души загорится искорка любви к родному краю, гордости за свой народ, за историю нашей Родины, за Россию…

1. Страна моя - гордая, славная

В веках её имя звенит

Но малая Родина – главное,

И этого не изменить.

2. Ты в городе дальнем окажешься,

Там вроде бы радостней жизнь,

Но милая малая Родина

Негромко шепнёт «Покажись!»

3. Зайди на знакомую улочку,

Весною моей подыши,

Воробушкам тёплую булочку

У старых ворот покроши!

4. Прошепчет светло и пронзительно

И против неё не пойдёшь

Ведь голос её удивительный

На матушкин голос похож.

- Всем большое спасибо за помощь и участие в нашем мероприятии. Мы хотим вручить вам грамоты и буклеты на память.

Прикреплённые файлы:
krai-rodnoi-zabaikale-moyo_bsiqe.pptx | 13385,62 Кб
Публикации по теме:

«Край родной — Чувашский край». Развлечение для старших дошкольников ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотические чувства; любовь к родному краю; вызвать чувство восхищения и гордости. ЗАДАЧИ: - Формировать у ребенка.

Сценарий итогового мероприятия «Край ста ключей — мой край родной» Подготовила и провела: учитель-логопед СП «Детский сад «Берёзка» ГБОУ СОШ с. Б. Микушкино Исаклинского р-на Самарской области Игнатьева.

Сценарий мероприятия «Дагестан — мой край родной» «Дагестан — мой край родной» Цель: формирование интереса к истории родного края. Задачи: • Познакомить детей с обычаями и традициями дагестанцев.

Сценарий районного фестиваля «Мой край родной!» Сценарий районного фестиваля «Мой край родной!» Воронежская область, г. Богучар В фойе звучат песни о Родине, расположены выставки народного.

Сценарий праздника «Мой край родной, Мордовия моя!» Цель: способствовать формированию у детей чувства национальной гордости, уважения к культуре своего народа. Задачи: воспитывать почтение,.

Сценарий развлечения «Люблю тебя, мой край родной» Сценарий развлечения «Люблю тебя мой край родной" Цель :Приобщение детей к национальной культуре народов Республике Башкортостан, воспитание.

Сценарий вечера поэзии «Земли родной очарованье» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №8. г. Нижний Ломов. Сценарий вечера поэзии "Земли родной очарованье".

Цикл занятий «Край любимый, край родной» для детей старшего дошкольного возраста ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ «КРАЙ ЛЮБИМЫЙ, КРАЙ РОДНОЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Степанчук Татьяна Викторовна, воспитатель Каждый регион,.

Следующая загадка

1. Обобщение представлений о растениях, активизировать словарь.

2. Обобщение представлений о растениях, занесенных в Красную книгу Забайкальского края.

3. Формирование представлений о растениях, занесенных в Красную книгу, которые еще не прошли дети

4. Развивать умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

5. Воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к родной природе.

6. Воспитывать умение работать в команде, соблюдать правила игры.

Целевая группа - дети подготовительной к школе группе

Квест - герои:

Лесовичок — добрый хранитель леса

Леший — забияка, злой герой

Кикимора — веселушка, любит поиграть, повеселиться

Медведица — строгая мама — учительница

Баба – яга, любительница составлять кроссворды

Лесная нимфа – добрый дух леса

Сюжет и продвижение по нему

В гости к детям приходит Лесовичок (в руках Красная книга Забайкальского края). Лесовичок пришел рассказать детям о растениях, занесенных в Красную книгу, которые они не успели еще пройти.

Лесовичок открывает книгу, а там нет страниц (Книга

одна корочка). Трясёт книгу и спрашивает ребят, а

куда могли подеваться все страницы?

Звучит голос Лешего из занавеса.

Оказывается, Леший - забияка, страницы все украл и

по лесу раскидал, чтоб люди не могли отличить

обычный цветок от редкого. Сорвут люди все редкие

растения, и больше не будут ходить, мешать Лешему

спать. А то ходят, подсчитывают редкие растения, все

в свою Красную книгу записывают, раздражают

Лесовичок: - Ну как же, Леший, мы будем без Красной

книги, как мы будем оберегать природу, леса нашего края?

Леший: - Ничего не знаю! Хотите, ищите сами свои

Лесовичок: - А, где нам их искать?

Леший: - Чтоб страницы Вам собрать, надо по карте их отыскать.

Лесовичок: - А где нам взять карту?

Леший: - Чтоб карту отыскать, загадку надо отгадать

На лесной опушке,

Шишки на макушке,

Зелены и колки. (Ёлка)

Дети ищут карты под елками.

Дети разбирают карты по эмблемам (картинка звезды – команда Звездочки, картинка Знайка – команда Знайки)

Леший: - На ваших картах есть правила – обозначения. Если вы их нарушите, карта исчезнет, и вы никогда не найдете страницы.

Лесовичок: - Ребята, какие правила – обозначения есть на ваших картах? Интересно, что они обозначают? (предложения детей)

Дети отправляются в путешествие по карте.

Задания для команды «Звездочки»

1. Остановка группа «Знайки»

Детей встречает Кикимора.

Кикимора: - Кто ко мне пожаловал, кто меня потревожил?

- Вы кто, зачем пожаловали? (дети рассказывают проблему).

Кикимора: - Есть у меня такие страницы. Но что бы получить их, вам надо меня повеселить.

Дети делятся на две команды.

Задание для первой команды – дидактическая игра «Что нельзя делать, гуляя в лесу». Материал: мольберт, карточки с изображением действий.

Задание для второй команды – дидактическая игра «Отпечаток растения».

Кикимора: - Ладно, отдам вам за первое задание страницу с Дубом монгольским (показывает фотографию и зачитывает краткое описание)

Второе задание – дидактическая игра «Цепочка - что из чего растет».

Кикимора: - Сейчас мы посмотрим, какие вы быстрые и умные. Вам необходимо построить цепочку развития растений (сосны и цветка). Чья команда быстрее та и получит страницу.

Дети получают страницу с Абрикосам сибирском.

Кикимора: - Скажите, как вы будите делить страницу среди двух команд? (вывод детей что они одна команда)

Кикимора прощается с детьми, дети продолжают путь по карте в логопедический кабинет.

Остановка логопедический кабинет

Детей встречает Медведица

Медведица: - Зачем забрели в мой лес? (Ответы детей)

- Эти страницы мне самой нужны, моих медвежат учить! Если хотите их заполучить, придется вам помочь научить моих медвежат правильно составлять рассказ о деревьях, а то они у меня такие глупые.

Дети делятся на группы

Задание «Составь описание по мнемотаблице»

Детям нужно оставить рассказ по мнемотаблице деревья: сосна, черемуха, береза.

Дети получают страницу с Ивой Гордеевой. Медведица показывает фотографию и зачитывает краткое описание.

Медведица прощается с детьми, и они продолжают путь в физкультурный зал, где встречаются с командой «Знайки».

Задания для группы «Знайки»

Остановка группа «Звездочки»

Детей встречает Баба - яга.

Баба - яга: - Фу, русским духом пахнет! Кто это ко

мне пожаловал? Зачем пришли? (ответы детей)

- Нашла я такие страницы у себя в огороде. Но, я вам

их так просто не отдам. Вы должны отгадать мой кроссворд (приложение). Если вы не сможете слово мне назвать, вам придется еще больше заданий выполнять (подобрать «заплатку» к картинам Забайкальских художников).

Дети разгадывают кроссворд, Баба - яга отдает страницу с Рябиной сибирской. Читает краткое описание и показывает фотографию.

Баба - яга прощается с детьми, и они продолжают путь

Остановка ИЗО - студия

Детей встречает Лесная нимфа.

Лесная нимфа: - Здравствуйте! Меня зовут Лесная нимфа, я дух леса. А вы, кто? Зачем вы пришли ко мне

в лес. Ответы детей.

Лесная нимфа: - Помогу я вам, а вы мне поможете

выполнить задания моей сестры. Она сказала, что не

возьмет меня на праздник Леса, если я не выполню ее задания. А, праздник будет проходить 21 марта – «Международный день леса». Поможете мне?

Задания на мультимедиа.

«Четвертый лишний» (кустарники, хвойные и лиственные растения, съедобные и несъедобные грибы)

Лесная нимфа отдает страницу с Елью сибирской голубой. Читает краткое описание и показывает фотографию. Прощается с детьми, и они продолжают путь в физкультурный зал.

В физкультурном зале встречает детей Лесовичок.

Лесовичок: - Ребята, вам удалось найти страницы

Красной книги? А кто вам встретился в пути?

Звучит музыка в зал вбегает Леший.

Леший: - Ребятишки, проказники девчонки и мальчишки! Отыскали страницы? – Ха, а последняя страница у меня, без нее ваша Красная книга не соберется!

Лесовичок: -Леший, отдай нам, пожалуйста, страницу. Ведь без Красной книги, пропадут редкие растения, и ты сам их больше никогда не увидишь!

Леший: - Ладно, отдам вам страницу, а вы поиграете со мной?

В физкультурный зал возвращаются все герои квеста и с ними проводятся экологические эстафеты: «Очисти лес от мусора», «Кто быстрее посадит дерево», «Собери грибы», «Потуши пожар в лесу».

Леший: - Спасибо ребята, давно мне не было так весело. Вот вам последняя страница Красной книги и мои подарки (яблоки).

Лесовичок собирает Красную книгу и дарит ее детям. Лесные жители прощаются с детьми.

Педагог вместе с детьми подводит итог. Все располагаются на ковре, дети передовая Красную книгу по кругу, рассказывают о каких новых растениях они узнали, что им было тяжело выполнить.

Публикации по теме:

Игра-квест по по мотивам книги Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Однажды просматривая сайт МААМ. ру я наткнулась на замечательный сценарий игры Натальи Поповой. И я решила предложить своим ребятам совершить.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием лэпбука «Путешествие по страницам Красной Книги» Конспекты занятий с использованием лэпбуков меня попросил разработать методист нашего дошкольного учреждения. Честно говоря, публиковать.

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе «По страницам Красной книги» Для дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные.

Мастер класс по созданию пособия «Красной книги Кузбасса» В конце года был объявлен областной конкурс "Моя Кемеровская область" Мы представили на конкурс "Красную книгу Кузбасса". Прежде чем приступить.

По страницам Красной книги Краснодарского края. Растения По страницам Красной книги Краснодарского края - растения. В Краснодарском крае есть своя «Красная книга». В этой книге проанализировано.

По страницам «Жалобной книги природы». Жалоба муравьишки С большим любопытством дети относятся к насекомых. Одни ребята наблюдают за ними издали, а другие просто не дают им покоя. Особенно достается.

По страницам «Жалобной книги природы». Жалоба от пчелки Наблюдая за поведением детей на прогулке, мы заметили, что они "неравнодушно" относятся к цветам. Не задумываясь срывают их, а немного.

Экологическая квест-игра «Экологический цветик-разноцветик» для детей старшего дошкольного возраста Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Экологический цветик-разноцветик»Цель: Создать условия для формирования.

Экологическая квест-игра «Знатоки природы» Для среднего дошкольного возраста. Подготовили: воспитатели средней группы Тарасенко О. П., Ярошенко О. П. МБДОУ№6 «Улыбка» г. Пролетарск,.

Следующая загадка

Цель: расширение, обобщение, систематизация представлений о Забайкальском крае.

Задачи: Формировать познавательный интерес детей к малой родине, желание активно изучать ее символику, растительный и животный мир. Развивать связную речь, грамматический строй речи, мышление, слуховое внимание, память, творческое воображение, смекалку. Воспитывать умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь; любовь и бережное отношение к родному краю.

Предварительная работа : Беседы с детьми о Забайкалье, о п.Жирекен, о символике, растениях и животных родного края; дидактические игры «Что лишнее», «Дары природы», «Лото»; рассматривание иллюстраций из серии «Живая природа», «В мире растений», «В мире животных»;

Оборудование: презентация слайдов, разрезные картинки, картинки для выполнения заданий, проектор, экран, фишки, магнитофон, дерево с загадками.

Ход: Приветствуем сегодня всех. Мы рады встрече с вами.

И не случайно в этот зал сегодня всех позвали.

Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости, соревнования и взаимопомощи, которую мы назвали «Знатоки Забайкальского края»

И сейчас участники продемонстрируют все эти способности.

Поприветствуем наших детей. (входят под музыку дети, делятся на команды)

Представление команд.

Команда «Тополёк»

Девиз: «Тополёк, тополёк, любви к детям островок.

Ребятня с утра спешат,

В свой любимый детский сад»

Команда «Одуванчик»

Девиз: «Наша группа Одуванчик, наши детки-семена.

И тепло нам и уютно, вечно здесь царит весна.

Подрастем, подует ветер, разлетимся не заметим.

Ждут нас разные пути, надо нам скорей расти»

Весело и с пользой игру нам провести, а в этом нам поможет прекрасное жюри.

В состав жюри входят…….

Правила игры: Я буду задавать вопросы, за каждый правильный ответ вы будете получать балл. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа переходит другой команде. В конце нашей игры мы подсчитаем количество балов у каждой команды и выявим ту команду, которая лучше всего знает свой край.

Итак, все правила и условия игры понятны? Тогда объявляю начало игры.

- Шар большой, на нём страна, город в ней, а в нём дома.

Дом на улочке одной, неприметный, небольшой.

Этот дом, страна, земля – это Родина моя!

– Дети, что такое Родина? (Место, где мы родились; наш поселок, наша страна)

– Как называется наша страна? (Россия)

Конкурс 1. А игру мы начнём с небольшой разминки, которую мы назвали

Каждой команде буду заданы вопросы, вы должны правильно на них ответить.

1.Как называется Край в котором мы живем. (Забайкальский край)

2 Как называется столица нашего края? (Чита)

3 Как называется наш поселок? (Жирекен)

4. Как называется наш детский сад? (Полянка)

5. Какие символы Забайкальского края вы знаете? (флаг, герб)

6. Как называются первые весенние цветы Забайкалья? (подснежники или сон-трава)

7. Какие цвета на российском флаге? (белый, синий, красный)

8. Какие цвета на забайкальском флаге? (желтый, зеленый, красный)

9. Как называют жителей России? (россияне)

10. Как называют жителей Забайкальского края? (забайкальцы)

Конкурс 2 «Собери символ»: составить флаг из отдельных частей. Каждая команда должна рассказать о значении цвета. За правильный ответ – фишка.

Флаг России для первой команды: Значение цветов флага России: белый цвет - означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Флаг Забайкальского края для второй команды: жёлтый — символ богатства и справедливости; зелёный — символ надежды, радости изобилия; красный — символ мужества и неустрашимости.

Пока команды выполняют задание, я предлагаю поиграть зрителям.

Игра «Назови правильно» с аудиторией (дети)

— новогоднее дерево (ёль)

— время года, когда просыпается природа (весна)

— какое растение может нас обжечь? (крапива)

— кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

__ цветы - символ Забайкалья(багульник)

— первые весенние цветы (подснежник, сон-трава, прострел, первоцвет)-ургуй (бурятское название)

Конкурс 3 «Чудо — дерево»

Загадки написаны на листьях, которые нужно снять с дерева.

— красивый, но несъедобный гриб (мухомор)

— цветок с желтой серединкой и белыми лепестками (ромашка)

— рыжие грибы со звериным названием (лисички)

— цветок с белыми парашютами (одуванчик)

— какими ягодами зимой питаются птицы (рябина, боярышник, шиповник, черемуха)

— цветок со звенящим названием (колокольчик)

— какие ягоды любит медведь? (малина)

— родственница ёлки (сосна)

— кого раз году наряжают? (ёлка)

__ Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый…(Волк)

Конкурс 4 «Знатоки родной природы» или «Кто быстрее соберет картинку и назовет животных, которые живут в Забайкалье» (разрезные картинки)

Пока дети выполняют задание, можно включить муз.паузу( USB )для зрителей или Физкультминутка

«В поле я гуляю, ноги поднимаю, (ходьба на месте с высоко поднятыми ногами)

Наклонюсь к цветам поближе, (наклон)

Красоту их всю увижу. (покачать головой)

Нежный, чудный аромат, (несколько вдохов носом)

Ощутить я тоже рад. Рвать не буду я цветы, (поворот головы вправо-влево)

Много будет красоты!» (развести руки в стороны)

Конкурс 5 «Что лишнее?» (картинки) (слайды)

нужно назвать лишнее слово и объяснить почему

-- пальма , черемуха, шиповник, багульник, сосна.

-- ирис, лилия , роза, ромашка, подснежник.

-- малина, брусника, голубика, смородина, виноград , земляника.

-- медведь, белка, заяц, волк, лось , верблюд.

-- воробей, ворона, дятел, попугай , снегирь.

-- карась, щука. окунь, сом, морской ёж.

А пока работают жюри (подсчет баллов), мы свами поиграем.

Игра «Хорошо – плохо»: дети комментируют движениями (хорошо - встать на ноги и раскинуть руки в стороны, плохо - сесть и сжаться в комочек, обхватив себя руками.)

слова: посадка деревьев, лесные пожары, создание Красной книги, уничтожение редких растений, выброс мусора в окружающую среду, охрана животных, уничтожение насекомых, разведение редких видов растений, охота на редких животных, уборка мусора в лесу, кормление птиц, разведение костров.

Ведущий: Даже человеку, выросшему в Забайкалье, трудно увидеть глазами все достопримечательности нашего края, ведь край наш огромен! И рассказать обо всем невозможно - тема эта необъятная! Но надо стараться сохранить то замечательное, что мы имеем, чтобы никогда не увядала привлекательность нашего удивительного Забайкалья.

Итог викторины: подсчет фишек у каждой команды, награждение победителей, поздравление, вручение всем участникам дипломов.

Читайте также: