Загадки успенского собора московского кремля
Обновлено: 24.12.2024
Следующая загадка
Говорят, что у каждого города, основанного в древности или в средневековье, есть свое тайное имя. По легенде, его могли знать лишь несколько человек. В тайном имени города был заложен его ДНК. Узнав «пароль» города, враг без труда мог завладеть им.
Согласно древней градостроительной традиции, в начале рождалось тайное имя города, затем находилось соответствующее место, «сердце града», которое символизировало Древо мира. Причем не обязательно, что пуп города должен находиться в «геометрическом» центре будущего города. У города почти как у Кощея: «…смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».
Интересно, что древние и средневековые градостроители всегда оставляли подсказки. Любовь к ребусам отличала многие профессиональные гильдии. Одни масоны чего стоят. До профанации геральдики в эпоху Просвещения роль этих ребусов выполняли гербы городов. Но это в Европе. В России до XVII века вообще не было традиции зашифровывать суть города, его тайное имя, в гербе либо другом каком-то символе. Например, Георгий Победоносец перекочевал на герб Москвы с печатей великий московских князей, а еще раньше - с печатей Тверского княжества. Отношения к городу это никакого не имела.
На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве эту функцию на протяжении веков выполнял Успенский собор. В свою очередь, согласно византийской традиции, храм должен был быть построен на мощах святого. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Именно мощи и являли собой «сердце города». Имя святого, по-видимому, и было тем самым «тайным именем». Иными словами, если бы «закладным камнем» Москвы был собор Василия Блаженного, то, и «тайное имя» города было бы «Васильев» или «Васильев-град».
Однако мы не знаем, чьи мощи лежат в основании Успенского собора. Нет ни одного упоминания об этом в летописях. Вероятно, имя святого держалось в тайне.
В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор. Интересно, что храм был построен по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Не совсем ясно почему? Георгиевский собор вряд ли можно назвать шедевром древнерусского зодчества. Значит, было еще что-то?
Храм-образец в Юрьеве-Польском был построен в 1234 году князем Святославом Всеволодовичем на месте на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Видимо, этому месту уделялось какое-то повышенное внимание. А строительство такого же храма в Москве, возможно, должна была подчеркнуть какую-то преемственность.
Успенский собор в Москве простоял менее 150 лет, а потом Иван III вдруг решил его перестроить. Формальная причина – ветхость сооружения. Хотя полторы сотни лет для каменного храма не Бог весть какой срок. Храм разобрали, а на его месте в 1472 году началось строительство нового собора. Однако 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение. Недостроенный собор получил серьезный урон, и Иван принимает решение разобрать остатки и начать строить новый храм. Для строительства приглашаются зодчие из Пскова, но те, по загадочным причинам, категорически отказываются от строительства.
Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софьи Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!
С точки зрения тогдашней традиции – еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.
Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.
Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.
Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью второй жены Иоанн III, византийки Софьи Палеолог. Об это немного подробнее.
Софья и«латинская вера»
Как известно, в жены Ивану III греческую принцессу активно продвигал римский папа Павел II. В 1465 году ее отец, Фома Палеолог, перевез ее с другими своими детьми в Рим. Семья поселилась при дворе папы Сикста IV.
Через несколько дней после их прибытия Фома умер, приняв перед смертью католичество. История не оставила нам сведений о том, что Софья перешла в «латинскую веру», однако вряд ли Палеологи могли оставаться православными, живя при дворе папы Римского. Другими словами, Иван III, скорее всего, посватался католичке. Причем, о том, что Софья перешла перед свадьбой в Православие, не сообщает ни одна летопись. Венчание происходило в ноябре 1472 года. По идее, оно должно было происходить в Успенском соборе. Однако незадолго до этого храм был разобран до фундамента, чтобы начать новое строительство. Это выглядит очень странно, поскольку примерно за год до этого было известно о грядущей свадьбе. Удивительно и то, что венчание произошло в специально построенной возле Успенского собора деревянной церкви, которую снесли сразу же после обряда. Почему не был выбран другой кремлевский собор, остается тайной.
Что же произошло?
Давайте вернемся все же к отказу псковских зодчих восстанавливать, разрушенный Успенский собор. Одна из московских летописей говорит, что псковичи якобы не взялись за работу по причине ее сложности. Однако слабо верится, что русские архитекторы могли отказать Ивану III, человеку довольно резкому, по такому поводу. Причина категорического отказа должна была быть очень весомой. Вероятно, это было связано с какой-то ересью. Ересью, которую мог перенести только католик – Фьораванти. Что же это могло быть?
Успенский собор, построенный итальянским зодчим, не имеет каких-то «крамольных» отклонений от Русской традиции зодчества. Единственное, что могло вызвать категорический отказ – это святые мощи.
Возможно, «закладной» реликвией могли стать мощи неправославного святого. Как известно, Софья привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но, вероятно, не обо всех реликвиях мы знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак.
Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города. Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Великого княжества Московского.
Следующая загадка
Согласно древней градостроительной традиции, в начале рождалось тайное имя города, затем находилось соответствующее место, «сердце града», которое символизировало Древо мира. Причем не обязательно, что пуп города должен находиться в «геометрическом» центре будущего города. У города почти как у Кощея: «…смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».
Интересно, что древние и средневековые градостроители всегда оставляли подсказки. Любовь к ребусам отличала многие профессиональные гильдии. Одни масоны чего стоят. До профанации геральдики в эпоху Просвещения роль этих ребусов выполняли гербы городов. Но это в Европе. В России до XVII века вообще не было традиции зашифровывать суть города, его тайное имя, в гербе либо другом каком-то символе. Например, Георгий Победоносец перекочевал на герб Москвы с печатей великий московских князей, а еще раньше - с печатей Тверского княжества. Отношения к городу это никакого не имела.
На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве эту функцию на протяжении веков выполнял Успенский собор. В свою очередь, согласно византийской традиции, храм должен был быть построен на мощах святого. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Именно мощи и являли собой «сердце города». Имя святого, по-видимому, и было тем самым «тайным именем». Иными словами, если бы «закладным камнем» Москвы был собор Василия Блаженного, то, и «тайное имя» города было бы «Васильев» или «Васильев-град».
Однако мы не знаем, чьи мощи лежат в основании Успенского собора. Нет ни одного упоминания об этом в летописях. Вероятно, имя святого держалось в тайне.
В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор. Интересно, что храм был построен по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Не совсем ясно почему? Георгиевский собор вряд ли можно назвать шедевром древнерусского зодчества. Значит, было еще что-то?
Храм-образец в Юрьеве-Польском был построен в 1234 году князем Святославом Всеволодовичем на месте на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Видимо, этому месту уделялось какое-то повышенное внимание. А строительство такого же храма в Москве, возможно, должна была подчеркнуть какую-то преемственность.
Успенский собор в Москве простоял менее 150 лет, а потом Иван III вдруг решил его перестроить. Формальная причина – ветхость сооружения. Хотя полторы сотни лет для каменного храма не Бог весть какой срок. Храм разобрали, а на его месте в 1472 году началось строительство нового собора. Однако 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение. Недостроенный собор получил серьезный урон, и Иван принимает решение разобрать остатки и начать строить новый храм. Для строительства приглашаются зодчие из Пскова, но те, по загадочным причинам, категорически отказываются от строительства.
Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софьи Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!
С точки зрения тогдашней традиции – еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.
Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.
Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.
Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью второй жены Иоанн III, византийки Софьи Палеолог. Об это немного подробнее.
Софья и«латинская вера»
Как известно, в жены Ивану III греческую принцессу активно продвигал римский папа Павел II. В 1465 году ее отец, Фома Палеолог, перевез ее с другими своими детьми в Рим. Семья поселилась при дворе папы Сикста IV.
Через несколько дней после их прибытия Фома умер, приняв перед смертью католичество. История не оставила нам сведений о том, что Софья перешла в «латинскую веру», однако вряд ли Палеологи могли оставаться православными, живя при дворе папы Римского. Другими словами, Иван III, скорее всего, посватался католичке. Причем, о том, что Софья перешла перед свадьбой в Православие, не сообщает ни одна летопись. Венчание происходило в ноябре 1472 года. По идее, оно должно было происходить в Успенском соборе. Однако незадолго до этого храм был разобран до фундамента, чтобы начать новое строительство. Это выглядит очень странно, поскольку примерно за год до этого было известно о грядущей свадьбе. Удивительно и то, что венчание произошло в специально построенной возле Успенского собора деревянной церкви, которую снесли сразу же после обряда. Почему не был выбран другой кремлевский собор, остается тайной.
Что же произошло?
Давайте вернемся все же к отказу псковских зодчих восстанавливать, разрушенный Успенский собор. Одна из московских летописей говорит, что псковичи якобы не взялись за работу по причине ее сложности. Однако слабо верится, что русские архитекторы могли отказать Ивану III, человеку довольно резкому, по такому поводу. Причина категорического отказа должна была быть очень весомой. Вероятно, это было связано с какой-то ересью. Ересью, которую мог перенести только католик – Фьораванти. Что же это могло быть?
Успенский собор, построенный итальянским зодчим, не имеет каких-то «крамольных» отклонений от Русской традиции зодчества. Единственное, что могло вызвать категорический отказ – это святые мощи.
Возможно, «закладной» реликвией могли стать мощи неправославного святого. Как известно, Софья привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но, вероятно, не обо всех реликвиях мы знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак.
Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города. Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Великого княжества Московского.
Следующая загадка
Большие картинки под катом
Для начала некоторые размышления мистера Кадыкчанского (с небольшими сокращениями для удобства читателя):
Вот так сегодня выглядит Успенский собор московского кремля. Согласно официальной версии, первый храм на этом месте был построен в конце XII века, и он был, конечно же, деревянным. Ну-ну. Предположим, это правда. Тогда совершенно нормальным кажется решение князя Даниила Александровича построить на этом месте собор из камня.
Но тогда, совершенно непонятно зачем Иван Калита всего через 25 лет заново перестроил этот храм.
А затем, случилось совершенно невообразимое. Иван III (Великий), дважды перестраивал собор на одном и том же месте. Первый храм был разрушен в результате московского землетрясения 20 мая 1474года, а на строительство второго, Иван позвал зодчих из Пскова. Мужики приехали, посмотрели на место, и категорически отказались что-либо тут строить. Вопрос: - Почему? Не боялись гнева президента? И денег им не хотелось? Но факт остаётся фактом. Русские не захотели восстанавливать Успенский собор.
И тут происходит вещь мистическая. Для строительства православного (по версии историков) храма, были наняты католики Фрязины (сейчас их называют итальянцами)! Объяснить это можно только предательством, ведь жену Ивану Великому, "подогнал" сам папа Павел II. И была она, по версии академиков, гречанкой.
Обратите внимание на кресты:
А как это сооружение выглядело раньше?
Смотрим дополнение в конце поста
Ассоциация с антеннами, похоже, вовсе не случайна, и об этом уже слишком много написано, потому и повторяться нет никакого желания. Явно в "настройках" что-то подправили, и сегодня Успенский либо "не работает", либо работает не так как "работал" ранее. Это маленькое открытие только добавило мне уверенности в том, что Успенский собор московсого кремля не совсем то, что мы думаем. Слишком много связано с ним загадок.
Однако здравые человеки не безосновательно утверждают, что Софья Палеолог была вовсе не Софией, а Зоей. По сути, Зоя Палеолог, это значит Первая леди , знающая древнее слово, Бога Слова т.е. обладательница древних знаний. При том - иудейка, потому, что сведений о принятии ей и её отцом Фомой католичества - не существует. Как не существует и сведений о том, что Софья Палеолог приняла православную веру.
Осознав, этот факт, легко придти к выводу о том, что вся эта история с "греческой женой" - тщательно спланированная, мистификация.
Это, наверняка, не все загадки, связанные с Успенским собором, и тот факт, что он долгое время был главным сооружением России - неоспорим. Когда Раиса Васильевна Бастракова, моя школьная учительница истории, рассказывала о коронации последнего русского царя Николая Второго, и жуткой трагедии на Ходынском поле, у меня возник вопрос, ответа на который нет по сей день.
Вот он, этот вопрос: - "Какого лешего все Романовы, вместо того, чтобы радовать лишними выходными столичных жителей, ездили на коронацию в глухую провинцию, в Москву"?
Разве можно предположить современных перезидентов, ездящих на инаугурацию в Томск или Магадан? Нелогично, верно? Тогда почему все коронации всех русских царей проходили не в Петербурге, что логично, а именно в Успенском соборе Кремля? Что такого в этом соборе?
Не расскажут нам и о том, как появился на свет святой великомученик Николай. Есть несколько святых Николаев, самый известный - Санта Клаус, но великомученика нет в Житиях святых, тем не менее, икона такого святого есть.
Икона написана богомазом Лазарем в мае 1798 года. Это не подделка. Проводилось несколько экспертиз, каждая дала заключение о возрасте иконы примерно одинаковое - конец 18 века. Да и смысл подделывать-то, если всё об этой иконе известно. Парадокс в том, что за семьдесят лет до рождения Николая Второго, Лазарь написал точный его портрет:
Возможно, если расшифровать сцены из "жития", изображённые на полях иконы, мы узнаем ещё много нового. Мне идентифицировать, к сожалению, не удалось ни одну из картинок. Вторая справа в нижнем ряду очень похожа на расстрел. Другого объяснения не вижу. Тогда всё сходится, и картина пророческая.
Вот это и есть первый "привет". А второй будет лаконичным, но ещё более загадочным, потому, что касается всех нас непосредственно.
14 мая 1896 года в Успенском соборе короновался последний "русский" царь Николай второй.
На церемонии у него в руках был посох, который сохранился по сей день.
На нижней части рукояти посоха выгравирована надпись: - "14 мая 1896 7.01.2015-25":
Первая часть понятна, это дата коронации, а вот вторая. Седьмое января 2015г. минуло только что. Что случилось в этот день? Ну, кроме Рождества, разумеется?
Те ли это события, о которых начертано на посохе? Маловероятно. Скорее всего, самое важное, как обычно "осталось на полях", причём в тетради неизвестного нам персонажа. Но судя по этой надписи, седьмого января 2015 года мы вступили в череду событий, которая не завершится ещё десять лет.
Отрывок сеанса:
В: Какую тайну хранит Успенский собор ?
О: Я нахожусь в подземелье Успенского собора там зарыт артефакт, который напоминает трезубец, но не точно трезубец в нашем представлении, а верхушки его округлые, похожие на купола церкви. похоже на то, что этот предмет золотой
В: Что это за предмет? Какая его цель или смысл ?
О: Этот предмет держит силу или власть Романовых
В: Что означают даты на посохе ?
О: Дата означает приход аспекта души Романовых снова к власти 2015-25 - это десять лет, в которые аспект Николая должен проявить себя миру.
Интересный пример матричного программирования, не так ли?
Шумиха с датами на посохе была раздута в СМИ и соцсетях уже после 7 января 2015. Является ли сам посох оригинальным (пророческим) или сей магический атрибут был состряпан в недавнем прошлом с целью привязки к подобному вышеуказанной иконе пророчеству, не имеет особого значения. Сам факт накачивания вниманием пролетариата определенной ветки реальности на лицо. Особенно учитывая, что пролетариат не понимает огромного влияния своих мыслей на её формирование, а само качество внимания не имеет никакого значения, главное - количество. Где внимание, там и энергия; где энергия, туда и течет реальность.
Какого такого Романова нам пытаются навязать как данность?
Не того ли, который уже "проявил себя миру" в известной роли?
Можно воспринимать все это как очередную теорию заговора и просто отмахнуться, как это делают миллионы соотечественников, верящих только в официальные версии. А можно начать видеть скрытые смыслы в каждом маленьком знаке, так бережно выкладываемом на всеобщее обозрение рулевыми матрицы. Только без паранойи, конечно, достаточно стать отстраненным наблюдателем матричных игр, понимающим происходящее, но не участвующим в них, не кормящим их своим вниманием. В манифесте я уже писал, как можно забрать внимание из подобных эгрегоров, желающие да используют по назначению.
Все взаимосвязано. Ничто не случается просто так. Каждый скандал и каждая сенсация раздуваются по тем или иным многослойным причинам. Любые "совпадения" – это неосознанные нами закономерности. И чем больше мы эти закономерности осознаем, тем труднее нами управлять. Задумайтесь над этим на досуге.
Дополнение из комментариев:
Автор картины на которой изображен Успенский собор с "антеннами" – Henry Charles Brewer (1866–1950), а вот фотография этого же собора, сделанная Роджером Фентоном (1819–1869) в 1852 году, т.е. задолго до создания картины, отсюда напрашивается вывод, что "антенны" это плод фантазии автора картины - художественный вымысел.
благодарю, интересно )
а в чем разница между представленными на фото крестами (первый/ второй план), никто не задумывался? ведь антеннки-то кардинально разные.
кроме того, напомню вот такую весчь:
это не фотошоп и намек на антенны достаточно далек, скорее солнце/ кристалл с лучами, но ведь такие шарики сегодня тоже не часто встретишь, согласитесь.
есть и такие товарищи, хотя их, конечно же, можно точно отнести к фальсификациям:
Москва 19 век.
посему вывод: любое доказательство можно состряпать/ опровергнуть при достаточном желании, но это не отменяет того факта, что храмы и церкви используются как электростанции и по сей день
В Успенском соборе Кремля нашли забытые древние фрески
4K 4 мин. .Масштабная реставрация Успенского собора не обошлась без сенсаций: найдены уникальные фрагменты росписей конца XV — начала XVI века. Что еще скрывает главный храм Московского Кремля, на месте выяснили корреспонденты «Огонька».
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экранИтальянский архитектор Аристотель Фиораванти, которого в далеком XV веке привлекли к возведению собора, сделал храм единым открытым пространством
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Художник-реставратор Анна Валуева у одной из композиций
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Последняя реставрация собора проходила еще в 1970-х-годах, в преддверии Олимпиады-80, так что тянуть дальше было нельзя
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
На этом снимке хорошо видны нижние части фресок, обнаруженные в Похвальском приделе
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Фрески собора уникальны не только авторами, но и периодом, когда они были созданы: росписей XV века в России осталось крайне мало
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, которого в далеком XV веке привлекли к возведению собора, сделал храм единым открытым пространством
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Художник-реставратор Анна Валуева у одной из композиций
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Последняя реставрация собора проходила еще в 1970-х-годах, в преддверии Олимпиады-80, так что тянуть дальше было нельзя
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
На этом снимке хорошо видны нижние части фресок, обнаруженные в Похвальском приделе
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Фрески собора уникальны не только авторами, но и периодом, когда они были созданы: росписей XV века в России осталось крайне мало
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Текст: Кирилл Журенков. Фото: Дмитрий Лебедев
В четверг в Кремле выходной: туристов нет, возле Царь-пушки и Царь-колокола никто не толпится, и лишь на Соборной площади репетирует президентский полк. А вот в Успенском соборе кипят реставрационные работы: сам храм, где венчали на царство и короновали русских царей от Ивана Грозного до Николая II, на время работ закрывать не стали — перекрыт лишь тот участок, где идет реставрация, сейчас это северная часть основного пространства. Есть еще ограничения, связанные с тем, что Кремль — режимный объект (например, не всегда можно выйти на крышу здания), но и тут реставраторы подстроились: обычно планируют несколько работ параллельно.
Сама реставрация началась в 2017 году и должна продлиться до 2023-го, то есть целых шесть лет. Это и понятно: речь о главном храме России с уникальной для того времени архитектурой — важна каждая мелочь. Напомним, что Успенский собор построен в XV веке: его начинали возводить московские мастера Кривцов и Мышкин на месте старого храма, однако недостроенное здание обрушилось после «труса» (землетрясения). Тогда к работам привлекли итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, считавшегося выдающимся инженером своего времени: Фиораванти умел прокладывать каналы, выпрямлять кривизну колоколен и даже передвигать здания с места на место, что и сегодня считается непростым делом. Так вот итальянец сделал храм единым открытым пространством, применил при строительстве одновременно и белый камень, и кирпич нового формата, использовал железные связи для укрепления стен (своего железа, добываемого из глубоких руд, на Руси не было, пришлось использовать шведское).
Известно: последняя реставрация собора проходила давно — еще в 1970-х-годах, в преддверии Олимпиады-80, так что тянуть с ней дальше было нельзя.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экранЧетверг в Кремле выходной, но здесь, в соборе, вовсю идут реставрационные работы
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Уникальные фрагменты росписей были найдены в приделе Похвалы Богоматери (на фото: в Похвальском приделе — хранитель собора Алексей Барков)
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Четверг в Кремле выходной, но здесь, в соборе, вовсю идут реставрационные работы
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Уникальные фрагменты росписей были найдены в приделе Похвалы Богоматери (на фото: в Похвальском приделе — хранитель собора Алексей Барков)
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Самочувствие памятника к нашему времени оказалось, прямо скажем, неважным: к примеру, собор страдал от протечек и конденсата, собиравшегося на сводах сверху, под основной кровлей, а выяснение причин этого вылилось в настоящий архитектурный детектив. Оказалось, истоки проблемы — в просчетах реставрации советского периода. Тогда, к Олимпиаде, поменяли покрытие Соборной площади: брусчатку, уложенную на песке, заменили на плитку на цементной подушке, которая вплотную подходила к собору. Влага, не находя выхода, стала проникать через фундамент в белокаменные стены собора (а Боровицкий холм — довольно мокрое место). К тому же с конца XVII века своды собора были закрыты дополнительной — промежуточной — кровлей, которая задерживала влагу внутри.
— Конденсат проникал через своды и стекал в собор, приходилось ставить ведра там, где были протечки,— рассказывает хранитель собора Алексей Барков.— Сейчас мы сняли промежуточную кровлю, положили теплоизоляционный материал, и уже год никаких протечек нет.
Что касается Соборной площади, то бетон по периметру собора собираются поменять на «дышащую» отмостку. Это к вопросу о мелочах.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экранНа время работ перекрыт лишь тот участок собора, где они проводятся, сейчас это северная часть основного пространства — она закрыта лесами
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Реставраторы аккуратно снимают со старинных фресок наслоения грязи, пыли и так называемые набелы
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
На время работ перекрыт лишь тот участок собора, где они проводятся, сейчас это северная часть основного пространства — она закрыта лесами
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Реставраторы аккуратно снимают со старинных фресок наслоения грязи, пыли и так называемые набелы
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Однако речь, конечно, не только и не столько про вещи технические — в поле зрения реставраторов попали и знаменитые росписи храма. К их созданию в далекие 1480-е годы мог быть причастен Дионисий (считающийся одним из главных иконописцев Древней Руси, наряду с Андреем Рублевым) вместе с соратниками — попом Тимофеем, Ярцем и Коней. Фрески уникальны не только авторами, но и периодом, когда они были созданы: росписей XV века в России осталось крайне мало — обычно называют Ферапонтов монастырь вблизи города Кириллова Вологодской области да, собственно, Успенский собор. И это на всю страну. Остальное, как подчеркивают эксперты,— крохи.
— Фресками в Успенском соборе не занимались около 40 лет. Они сильно запылились и закоптились, что-то разъела влага. Поэтому было очевидно: если ставить леса для реставрации сводов, надо заняться и росписями,— поясняет Алексей Барков. И реставраторы оказались вознаграждены — их ждало важное открытие.
Это открытие произошло в приделе Похвалы Богоматери: там были обнаружены нижние фрагменты росписей конца XV века (речь о композициях «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи»). Тут надо пояснить: первоначальные росписи, выполненные в 1480-е и 1513–1514 годы было решено обновить в 1642-м по приказу царя Михаила Федоровича. Так вот старые фрески были сняты на «переводы», сбиты и воссозданы по ним на новой штукатурке. Что касается нижних частей фресок в приделе Похвалы Богоматери (или Похвальском приделе), то они были просто замазаны и позднее частично закрыты плитами нового пола. И вот — вновь открылись людям спустя столько веков.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экранВ XX веке в соборе несколько раз проводились масштабные реставрационные работы, тогда многим шедеврам был возвращен их первоначальный облик
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Нынешняя реставрация началась в 2017 году и должна продлиться до 2023-го, то есть целых шесть лет
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
В XX веке в соборе несколько раз проводились масштабные реставрационные работы, тогда многим шедеврам был возвращен их первоначальный облик
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Нынешняя реставрация началась в 2017 году и должна продлиться до 2023-го, то есть целых шесть лет
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Анна Валуева, художник-реставратор 1-й категории, демонстрирует, как идет работа: осторожно, в буквальном смысле ватными палочками, обработанными специальным раствором, с фресок снимаются наслоения грязи, пыли и так называемые набелы. Если где-то отстает штукатурка — выполняются специальные инъекции.
— Копоть очень вредна для живописи, так как мелкодисперсна. И если пыль просто ложится, то копоть зачастую въедается,— поясняет реставратор всю сложность проводимых работ.
А теперь о самом сенсационном. Многие СМИ уже написали, что автор фресок — сам Дионисий. Однако эксперты осторожничают: мол, творческий почерк этого иконописца, конечно, хорошо известен и, скорее всего, их писал не он, а кто-то из его круга. Что, впрочем, нисколько не умаляет значения открытия.
Можно ли будет на них посмотреть? Эксперты раздумывают о музеефикации росписей. Сначала их хотели закрыть стеклом, но сейчас склоняются к другому варианту — оставить открытыми, просто огородив.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экранПрикоснуться к прошлому здесь, в соборе, можно в самом прямом смысле
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
История храма насчитывает не одно столетие: первая каменная церковь была заложена на этом месте еще в 1326 году
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
Прикоснуться к прошлому здесь, в соборе, можно в самом прямом смысле
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
История храма насчитывает не одно столетие: первая каменная церковь была заложена на этом месте еще в 1326 году
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лебедев
А пока собор продолжает удивлять специалистов: недавно они нашли за частью икон, снятых с иконостаса… еще росписи — на западной грани северо-восточного столба оказались фигуры ангелов и праведника. И похоже, объясняет Алексей Барков, расписанной была вся стена, выходившая в основное пространство.
Но и это далеко не все тайны.
— Секретов много,— говорит Барков.— Один из главных, пожалуй, это то, каким был собор Ивана Калиты (существовавший до собора, построенного Фиораванти.— «О» ). Есть шанс расширить эти сведения за счет новых археологических исследований.
Среди загадок, о которых обычно упоминают в связи с Успенским собором,— и местонахождение утраченной могилы московского князя Юрия Даниловича. По прикидкам специалистов, она должна быть в алтаре Дмитровского придела. Однако в XIX веке, когда в собор провели отопление в виде кирпичных коробов, весь культурный слой там был перемешан. Сохранилась ли могила? Ответ на этот вопрос, похоже, придется искать во время следующих реставраций.
Читайте также: