Загадки триз с ответами
Обновлено: 04.11.2024
Понедельник. У мальчика прозвенел будильник, как обычно, в семь часов утра. Он его выключил и проспал еще час. Потом он встал, собрался, позавтракал и отправился в школу. Сборы и дорога до школы составляют один час. Он приехал вовремя на занятия, которые начинались в восемь часов утра. Как такое может быть?
Эта загадочная ситуация или открытая задача для взрослого человека, может быть, не составляет трудности. А вот для детей первого–второго классов начальной школы она оказалась не такой простой.
– Школа была рядом, и мальчик быстро дошел до нее, – предполагает Марк.
– Он опоздал в школу, – восклицает Саша, недостаточно понимая условия задачи.
– Будильник прозвенел на час раньше, – предполагает Максим и оказывается ближе к правильному ответу.
– В этот день перевели время на час назад! – сообщает свое решение Настя и попадает в точку.
Как лисе поставить прививку?
А вот еще одна задача (ее в реальности решали швейцарские ветеринары), которую предлагаю ребятам второго класса.
«Из диких зверей самая опасная – лисица, потому что переносит бешенство. Из-за этого лисиц до последнего времени безжалостно отстреливали. Наконец изобрели вакцину против бешенства. Достаточно съесть капсулу, чтобы не заболеть, но лисиц не заставишь ходить на прививки. Как решить проблему?»
И снова активная эмоциональная работа детей по решению задачи. Подготовленные ребята нередко сразу предлагают решения, близкие к контрольному (то есть оптимальному варианту либо к решению, которое приняли люди в реальной ситуации).
– Надо поймать зайца, сделать ему прививку и бросить лисе в нору! – предлагает свое фантастическое решение Марк.
– Но ведь лис много, и сколько же зайцев нужно будет поймать? – задаю ему встречный вопрос.
– Надо лис усыпить дротиками, привезти их, закрыть в клетку и поставить прививку, – предлагает решение Федор.
– Это очень сложный процесс. Нам нужно, чтобы лисы сами приняли вакцину, – даю детям свой комментарий и напоминаю правила решения изобретательской задачи.
– Надо соленого зайца лисе подбросить! – наполненный эмоциями, не унимается Марк.
– А где ты столько зайцев возьмешь? Ведь лис же много! – уже дети отвечают Марку.
– Если вы говорите о еде – чем еще питаются лисы? – задаю детям наводящий вопрос.
– Нужно в воду добавить вакцину и поставить ее по всему лесу. Лисы будут пить воду и получат вакцину, – предлагает хорошее решение Рома. Но у меня возникает вопрос:
– А куда ты будешь эту воду наливать? Во что?
– Ну в озеро добавить, в речку, – рассуждает Роман. А вот это решение уже неудачное. Обсуждаем это с детьми.
– Надо превратить вакцину в газ и распылить по лесу. Лисы будут этим воздухом дышать и получат вакцину, – предлагает еще одно интересное, но нереалистичное решение Матвей. Разбираем и его.
– Надо рыбу с вакциной разложить по всему лесу, лисы эту рыбу съедят и примут вакцину, – предлагает сильное решение Настя.
– Отлично! И тогда получится как раз то, что нам нужно: лисы сами съедят вакцину, которая находится в рыбе.
Останавливаемся на этом решении, близком к контрольному ответу. Как же в действительности поступили швейцарские айболиты? В шарики из рыбьей муки и жира закатали капсулы с вакциной и разбросали их на звериных тропах. Обладая тонким обонянием, лисы легко находили шарики и съедали их – вместе с лекарством. В Швейцарии таким способом с одного раза полностью искоренили бешенство среди диких животных.
Обсуждая с детьми контрольный ответ, делаем акцент на том, что для изготовления еды с вакциной не требовалось таких сложных процедур, как отлавливание животных или рыбы. Было найдено простое, дешевое и эффективное решение.
Следующая загадка
Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.
Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.
Конспект итоговой НОД в старшей группе по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.
Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.
Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.
НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.
ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.
Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.
Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.
Как завести собаку, если родители против?
На уроках ТРИЗ мы решаем еще и сказочные задачи – то есть «помогаем» героям литературных произведений преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются. Вот какие проблемы возникают у героев сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (проблемы формулируют дети):
– Сломалась паровая машина.
– Родители не верят, что Карлсон существует.
– Карлсон обманывает Малыша.
Выводим их на самую главную проблему – Малыш хотел завести собаку, но родители были против.
А теперь нужно сделать из проблемы (то, что есть по факту) задачу – то есть то, что мы можем решить:
– Как малышу завести собаку, чтобы родители при этом не ругались? Что можно сделать, чтобы родители сами захотели завести для Малыша собаку?
Вот какие решения предлагают ребята второго класса:
– Построить будку на улице.
– Поставить условие: если вы не выгоните собаку, я буду хорошо учиться.
– Спрятать собаку в доме.
– Увезти собаку к бабушке.
К этой задаче нет контрольного ответа и, как во всех открытых задачах, нет ответа правильного, единственно верного. Есть множество, как в жизни, вариантов решения, и одни из них лучше, другие – хуже. И мы выбираем то решение, которое считаем наиболее удачным, подходящим в данной ситуации. И даже если в сказке есть решение (или контрольный ответ), мы на нем не останавливаемся – мы думаем, как еще мог бы поступить герой в этой ситуации.
После решения трех–четырех таких задач дети выдыхают, как после спортивных соревнований. Им действительно непросто, особенно если задача сложная – ведь нужно разобраться в незнакомой ситуации, понять ее, уточнить с помощью вопросов все, что непонятно – и затем предлагать решения исходя из своего пока еще небольшого жизненного опыта.
Следующая загадка
Тема: Создание образных характеристик объектов через составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ.
Одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи. Образность речи.
Для того, чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет продуктивной при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками и почувствует себя успешным в этой деятельности.
Для достижения этой цели мы используем технологию ТРИЗ:
1. Сравнение
Для того, чтобы составить сравнение нужно:
Слайд (по строчкам)
1. Выбрать объект, в данном случае цыплёнок.
2. Обозначить его признак, берем цвет.
3.Определить значение этого признака:
- Цыпленок по цвету какой? (желтый)
4. Сравнитьданное значение со значением признака в другом объекте:
- Что или кто бывает еще желтым? (солнце, ….)
- У меня солнышко!
- Составляем сравнение по этой модели.
«Цыплёнок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как солнце.»
На первый взгляд фраза, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
Сравнение можно составить с одним и тем же объектом,но по другим признакам: Слайд
«Цыплёнок по звуку пищащий, такой же пищащий по звуку, как дудочка.»
«Цыплёнок по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как одуванчик.»
«Цыплёнок по форме круглый, такой же круглый по форме, как клубок.»
«Цыплёнок по ощущениям (рельефу) мягкий, такой же мягкий по ощущениям, как подушка.»
Обучение детей составлению сравнений начинается с 3х летнего возраста.
Главное научить детей у объекта выделять признак и значения признака.
2. Составление загадок
Еще одним методом для развития образности речи является составление загадок. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В технологии ТРИЗ есть три модели:
Чтобы составить загадкупо первой модели необходимо:
1. Выбрать объект - самовар.
2. Три признака, в данном случае это цвет, действия, форма.
Далее даются образные характеристики по заданным признакам.
- Какой самовар по цвету? - Желтый.
Записываем это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? – Шипит (шипящий)-
(заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой самовар по форме? - Круглый
(заполняется третья строчка левой части таблицы).
Теперь делаем сравнениепо перечисленным значениям признаков и заполняем правые строчки таблицы:
- Самовар желтый (Что или кто бывает таким же) - монета.
- Самовар шипящий (Что или кто бывает таким же) - вулкан.
- Самовар круглый (Что или кто бывает таким же) - арбуз.
После заполнения таблички читаем загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Составляем загадку:
В 1. "Желтый, как монета; шипящий, как вулкан; круглый, но не арбуз".
В 2. "Желтый, но не монета; шипящий, но не вулкан; круглый, как арбуз".
Во второй модели для объекта берем один признак и несколько значений этого признака. Давайте попробуем вместе.
Выбираем: 1. Объект – ежик,
2. Признак – действие.
(Вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что делает так же?
- Пыхтит как паровозик.
- Пыхтит как чайник.
- Собирает как кто или что делает так же?
- Собирает как хозяйка.
- Собирает как жадина.
- Семенит как кто или что делает так же?
- Семенит, как ребенок.
- Семенит, как дедушка.
Далее составим загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Примеры: В 1. "Пыхтит, как паровозик; собирает, как хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
В 2. "Пыхтит, но не чайник; собирает, но не жадина; семенит, как дедушка".
Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Особенностью освоения третьей модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? НО Чем отличается?
Протокол составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".
Загадки, составленные с детьми:
1. «Зеленая, но не лягушка; треугольная, но не морковь; колючая, но не ежик.» - Ель.
2. «Круглый, как магнит; прыгучий, как белка; резиновой, но не сапоги.» - Мяч.
3. «Царапается, как человек; бегает, как машина; лакает молоко, но не собака.» - Кот.
4. «Летает, как самолет; плавает, как листик; щипает, но не краб.» - Гусь.
Прикреплённые файлы:
sozdanie-obraznyh-harakteristik_t5bv6.pptx | 1805,22 Кб |
Картотека игр по технологии «ТРИЗ» Разработана картотека игр по технологии "ТРИЗ" В картотеку входят развиваюшие игры для детей старшего дошкольного возраста. Игра «Фантазия».
Конспект занятия по речевому развитию Составление сказки динамического типа (по технологии ТРИЗ) старшая группа Цель: создание условия для усвоения модели сказок динамического типа. Задачи: - Развивать умения связывать в единую сюжетную линию случайно.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование ТРИЗ технологии при знакомстве с историей родного края» Тема: «Использование ТРИЗ - технологии при знакомстве с историей родного края» Цель: Формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание.
Мастер-класс для педагогов и родителей «Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» Мастер-класс для педагогов и родителей. Тема. Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии» (Дж. Родари) для развития воображения и.
Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.
Мастер-класс «ТРИЗ-технология» 1. Мастер – класс «Загадка как средство развития речи дошкольников» 1.1. Ведущий мастер – класса 1.2. Время проведения 1.3. Цели и задачи.
Конспект НОД с использованием кейс-технологии и технологии ТРИЗ «Помогаем Маше» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области Конспект НОД.
Освоение детьми способов составления сравнений по ТРИЗ С пяти лет дети начинают сравнивать объекты по признакам: по цвету, по рельефу, по весу, по температуре, по размеру, по вкусу. Дети видят,.
Презентация «ТРИЗ технологии в ДОУ» 1 слайд На современном этапе развития образования информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются наиболее перспективными моделями.
Следующая загадка
ТРИЗ- это всегда интересно и увлекательно!
Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов. Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. Загадки не только развивают логику и сообразительность, но и учат замечать сходство и различия там, где их совсем мало.
Ребятам предстояли задачи:
1) Составить загадку с использованием технологии ТРИЗ об объекте «Самолёт».
В начале нужно выделить у этого объекта основные свойства и к каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством. Вот такие «весёлые задачи» получились у ребят.
Есть крылья, но не птица
Есть пропеллер, но не аэроплан
Взлетает, но не бабочка.
Есть хвост, но не животное
Летает, но не жук
Есть окна, но не дом.
Летает, но не пчела
Есть колёса, но не самокат
Есть нос, но не человек.
Железный, но не велосипед
Есть штурвал, но не пароход
Есть крылья, но не орёл
2) Придумать необычный самолёт (каких никто никогда не видел) и рассказать, чем отличается от обычного.
Самолёт «Рыба -клоун»
Он умеет нюхать и находить потеряшки. Плавает в воде. Спасает людей и животных
Самолёт «Радуга».
Это сказочный самолёт и он летает только по радуге. На нём можно попасть в любую сказку.
Самолёт «Пожарный».
Он умеет плавать благодаря подушке. У него есть круг-пила. Ей он пилит деревья и мешающие предметы. Работает на электричестве.
Самолёт «Радужный»
Он радует детей своей расцветкой. В нём дают радужные пироги. Когда идёт дождь, меняет цвет на серебристый.
Самолёт «Полезный»
Этот самолёт летает без бензина, а питается от солнца. Чистит загрязнённый воздух. У него есть рука-хваталка. Она убирает и ломает всё, что мешает на пути.
Все ребята молодцы и очень старались. А из рисунков и рассказов у нас получилась книжка «Самолёты будущего».
Публикации по теме:Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.
Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.
Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.
Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.
Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.
НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.
ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.
Читайте также: