Загадки татарстана о земле
Обновлено: 25.12.2024
В новом сезоне встречаем две новые увлекательные экскурсионные программы по республике. Где туристам поведают легенду о «несгораемой царевне», а где они смогут посетить настоящий Музей хлеба, узнаем сегодня.
- 26 мая 2014 10:00
- •
- На правах рекламы
Никто не станет отрицать, что Татарстан — одно из интереснейших направлений для культурно-познавательного отдыха в любое время года, оно обладает уникальным наследием, которое коренным жителям удалось сохранить на протяжении многих сотен лет. Так множество культурных и исторических достопримечательностей и яркие впечатления всегда ждут путешественников в этой республике, а в новом сезоне еще и две новые увлекательные экскурсионные программы по историческим местам. Где туристам поведают легенду о «несгораемой царевне», а где они смогут посетить настоящий Музей хлеба, узнаем сегодня.
Следующая загадка
Ночной режимНовинки
Популярное
Вы здесь:  Татарские загадкиТатарские загадки
Россия – многонациональная страна, и у каждого народа своя культура – самобытная, уникальная, достойная того, чтобы ее лелеяли и берегли для потомков. В этом учителям помогут татарские загадки, в которых нашел отражение местный фольклор. Тем более они такие интересные, что ребята с удовольствием погрузятся в процесс поиска отгадок. В нашем сборнике найдутся головоломки о небесных телах, явлениях природы, богатейшей флоре и фауне, агрегатных состояниях воды – вот вам готовый учебный материал к любому уроку, будь то география, физика или биология.
Для того чтобы подключиться к занимательной игре могли все дети нашей необъятной страны, мы специально выложили татарские народные загадки на русском языке и с ответами. Только не спешите подглядывать – будет непросто, придется пошевелить мозгами, разбираясь в хитроумных метафорах, но тем интереснее!
Тысяча тысяч минаретов, сто тысяч цветков на одном листке.
Узнать ответ Звезды и лунаЛюбят меня детишки,
Мне говорят: «Спи, малышка!»,
Часто со мною играют,
Ласкают и с рук не спускают,
Но, когда подрастают,
Обо мне они забывают.
У дедушки моего одно платье есть — сложить нельзя;
середина его полна червонцами — сосчитать нельзя.
Лохматый медвежонок
На крыше дома скачет.
А как же он зовётся?
И что всё это значит?
На наш двор одно дерево свалилось — ни ветвей у него, ни веток;
одна птица пришла, его съела — ни языка у нее, ни клюва.
Много зубов у них, но не кусают.
Как называются, кто угадает?
Не взвесишь его весами,
Не купишь его на базаре.
Где без домов все города,
Моря, озёра – без воды?
Скажи, приятель, нам тогда,
Если отгадку знаешь ты!
Длинные, длинные дервиши на наш двор пришли,
столько танцевали, что в кашу превратились.
Как горностай, бела,
Словно соболь, черна,
Нос твёрже льда,
Остроглаза и лукава.
Как девчонка, вертлява.
Не лампа, а сияет,
Не печка – согревает.
Зимой – камнем лежит,
Весной – прочь бежит.
Хвост у неё – в горах,
А в море – голова.
Кто сможет угадать,
Лет проживёт до ста.
На тридцатый день глупеет, на четырнадцатый умнеет.
Узнать ответ ЛунаТело одно, тысяча голов.
Что это такое, кто сказать готов?
Шелестит она листвою,
Даже если ветра нет.
Что за дерево такое?
Дайте мне, друзья ответ?
Души нет, а живёт.
Что это? Кто назовёт?
Рук нет, а глину носит –
И себе домик строит.
У дерева на вершине –
Плетёная корзина.
С бородой рождается –
Никто не удивляется.
Не плотник, не печник,
Не столяр, не кузнец,
А первый в ауле
Трудяга-молодец.
Есть у людей
Трое друзей:
Один кормит,
Другой поит,
Третий охраняет.
Как они зовутся?
Кто угадает?
Траву она ест,
А масло даёт.
Как её звать?
Кто ответ найдёт?
У кого рога длиннее хвоста,
Есть борода, но мало ума?
Не волк, а серый,
Не заяц, а ушастый,
Не конь, а с копытами.
Не плуг, а носом землю копает.
Как, друзья, её называют?
С человеком дружбу ведёт
И дом стережёт.
В шубе на печи сидит,
А по ночам не спит.
Голова с гребешком,
Хвост изогнут серпом.
Крылья и ноги имеет,
А плавать не умеет.
В воду заходит,
А сухим выходит.
Что за домик? Вот-те на!
Комнат пять, а дверь – одна.
Вспыхнет, помигает –
И назад убегает.
Многослойною бывает,
Нам в учёбе помогает.
У дядюшки в саду домики на виду.
Носят его дочки сласти дни и ночки.
Под воду ныряет –
И не намокает.
Полон дом внутри гостей,
Но без окон, без дверей.
Заблестит и полыхзнёт –
Словно языком слизнёт!
Много их во тьме ночной,
Днём – не видно ни одной.
Жужжит, не умолкает,
По цветам летает
Крошка-девчонка
В полосатой юбчонке.
Дед мой с лошади слез, платье его отстегнулось и упало.
Узнать ответ Орех в зеленой скорлупеРыжая, с густым хвостом,
Лес дремучий – её дом,
К нам в аул как прибегает –
Кур и уточек таскает.
Тело есть, но без души,
В шапке – но без головы.
Пышный, круглый он, ребята,
В каждом доме ему рады.
Он хорош на вкус и цвет.
Всем по нраву тыщи лет.
Хаджи едут в Мекку, стараются ехать ночью;
внутри одного яйца от сорока до пятидесяти цыплят везут.
Трое — наши враги, трое — райские сады,
трое собирают и приносят, трое уничтожают.
Нет у белого дворца
Ни дверей, ни крыльца.
Не оса, не шмель, не пёс,
но кусаюсь я до слёз.
Отвечайте на вопрос:
Кто ңе я такой?
Из одного зерна –
Сотни зёрен, вот-те на!
Хвостом – в земле,
Головой – на плетне.
Рыжая борода, сам длинный, высокий;
кто не отгадает — пусть будет шакалом.
белый чугунок сидит,
Сотней платьев шелестит.
Есть у меня ножны, не имеющие шва, а внутри ножен есть у меня мохнатое,
а внутри мохнатого есть у меня сладкое.
Под землёй нашли на грядке
Слитки золота ребятки.
Блестит-блестит и, облизывая, глотает.
Узнать ответ ПламяРано поутру приходит,
А по вечерам уходит.
Ночью братик его ясный
Светит с неба нам, прекрасный.
Круг ла, как шар, красна, как кровь, вкусна, как мед.
Узнать ответ ВишняХоть топчут все подряд меня,
Но становлюсь всё лучше я.
Что за молоток в саду
Барабанит на виду?
Удивлется народ:
Как же он не устаёт?
Дан богом шар, не имеющий ни ног, ни рук;
украшен серебряными нитями и вышит шелками.
Выходит из одного рта –
Доходит до ушей полста!
Я иду по этой дороге, черный глаз мой на дворе ее.
Между птицами какая это птица,
которая молока давала бы птенцу своему?
Сам красный, сахарный,
Халат зелёный, бархатный.
Что это: на кровь походит, а крови нет;
все тело наполнено кровью, а души нет;
матери и отца нет, а детям нет числа?
Изучаем хлебное земледелие вместе с Музеем хлеба
В новом туристическом сезоне город Болгар предлагает гостям посетить Музей хлеба — единственный в Татарстане музей истории земледелия и производства хлеба с древности и до нынешнего времени, с демонстрацией этнографических особенностей быта и хозяйствования казанских татар.
Музей расположен на въезде в город и занимает достаточно большую площадь. Рядом с ним находятся комплекс «Белая мечеть», фестивально-событийный комплекс и летний палаточный лагерь. Музей хлеба — это уникальное место, где каждый посетитель может познакомиться с процессом производства хлеба, окунуться в историю. Здесь также можно просто приятно провести время и насладиться спокойной атмосферой, чистым воздухом и красивыми природными пейзажами.
При входе на территорию музея сразу бросается в глаза пекарня. Там туристы смогут купить хлеб, приготовленный в настоящей печи, и попить чай с вкусными блинчиками и пирожками. Насладиться вкусным обедом притомившиеся путешественники смогут в ресторане «Чингисхан», где подают разнообразные блюда национальной кухни.
Большой интерес у гостей вызывают интерактивные музейные объекты: кузница, ветряная и водяная мельницы, усадьба мельника с надворными постройками и домашними животными. В экспозиции внутри ветряной мельницы, построенной в живую величину, туристы знакомятся с процессом помола зерна. Кузница — завершающий объект показа, где все желающие узнают о технологиях изготовления различных орудий труда, необходимых для обработки почвы.
Прямо здесь на опытном поле растут зерновые культуры, посетители смогут понаблюдать за их развитием и ростом, увидеть их различия. А если потратят чуть больше времени, смогут даже принять участие в выпечке хлеба и самостоятельно замесить тесто.
Не менее интересен «Дом мельника», где реконструирован интерьер татарского дома, созданного на основе подлинных фотографий интерьеров татарских домов с использованием образцов предметов быта, одежды, орудий труда, относящихся к концу XIX — началу XX века. В сенях этого дома посетителей встречает чудо техники: изображение женщины в национальном костюме транслируется на вырезанный по контуру фигуры плоский экран. В первый момент может даже показаться, что это голограмма. Удивляет и экскурсовод, который владеет искусством импровизации и может говорить на трех языках: русском, татарском и английском.
Воссозданные интерьеры амбара и бани, также расположенных в усадьбе мельника, дополняют картину повседневной жизни татарской деревни. Здесь можно окунуться в сельскую самобытность: покататься на лошадях, покормить уточек. Для детей дошкольного возраста оборудован специальный зал со сказочными персонажами, где можно поиграть в интерактивные и настольные игры, посмотреть мультфильмы.
Еще больше информации о Татарстане вы сможете получить, посетив страницу проекта «Татарстан. Избранное».
Следующая загадка
В чём кроется тайна загадки? Есть ли сходства и различия между русскими и татарскими народными загадками?
Актуальность
Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление о загадке и её видах. В современном мире загадка жива, поэтому тема исследовательской работы актуальна.
Практическая значимость исследования.
Исследование позволяет расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес к предмету, формировать умения отбирать нужную информацию, систематизировать её, научиться составлять загадки и быстро их отгадывать,сравнивать и анализировать загадки разных по культуре двух народов.
Объект : устное народное творчество
Предмет исследования : русские и татарские загадки
Цели : изучение происхождения русских и татарских загадок, их видов и ценности этого жанра устного народного творчества,выявить в ходе исследовательской деятельности схожесть и различия загадок двух народов.
Образовательные – создание условий для объективной необходимости изучения нового материала; способствования овладению знаний по теме «Загадки»
Развивающие – развитие речи, мышления, познавательных умений; овладение методами научного исследования, анализа и синтеза, самообразовательной активности.
Воспитательные – формирование добросовестного отношения к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, способствование воспитания дисциплинированности, эстетического восприятия мира, любви к родному краю.
Основные задачи исследования:
1) раскрыть историю загадок в изучаемых нами языках;
2) установить, что представляют собой рассматриваемые нами загадки ;
3) выявить имеющиеся сходства и различия в формах и значениях данных загадок в изучаемых нами языках;
4)формировать умение самостоятельно состаялять русские и татарские загадки;
5)оформить собранный материал,подготовить публичную презентацию собственного проекта в классе;
Основные методы исследования :
- Сопоставительно - типологический, позволяющий выявить сходные, частично-сходные и различные черты;
- Изучение методической литературы по вопросам, связанным с проведением сопоставительного исследования;
- Изучение научно-популярной, страноведческой, методической литературы по теме исследования;
- Конспектирование необходимых фактов;
- Подборка материала из интернета.
I Подготовительный
1 Определение круга вопросов исследовательской деятельности.
2 Определение круга обязанностей по сбору информации.
II Поисково-исследовательский
1 Работа по подбору русских и татарских загадок и распределение по темам.
2 Подбор иллюстративного материала.
3 Посещение школьного краеведческого музея.
4 Изучение литературы.
III Технологический
1 Систематизация материала и создание презентации.
2 Оформление альбома.
IV Представление результатов работы
1Обобщение результатов работы.
2 Демонстрация проекта на внеклассном мероприятии.
1.Что такое загадка? Исторические корни загадкок наших предков.
2.Происхождение и появление первых загадок у русских и татарских народов
3.Классификация загадок в зависимости от указанных признаков предмета или явления
1) Загадки, в которых дается описание предмета или явления
путем перечисления различных его признаков
2) Загадки, где описание предполагает краткую характеристику
предмета или явления
3) Загадка с отрицательным сравнением
4) Загадки, в описании которых использованы метафоры.
5) Загадки, в которых представлено описание не самого предмета
(явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего
(шарады, метаграммы, анаграммы,логогрифы,загадки, в которых при перестановке ударения получается новое слово.)
создавал наш народ это глубокое,
пышное, неисчерпаемо богатое, умное,
поэтическое и трудовое орудие своей
социальной жизни, своей мысли,
своих чувств, своих надежд, своего гнева,
самого великого будущего»
«Халык зур ул, көчле ул,дәртле ул,моңлы ул,әдип ул,шагыйрь ул».
Загадки – древний жанр народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым. В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Загадки особенно популярны среди детей.На уроках русского языка мы часто отгадываем русские загадки и нам стало интересно изучить и сравнить русские и татарские загадки.
Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, ,воображение наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда ты разгадываешь загадку. А когда она появилась? Кто её придумывал? Почему загадки такие разные? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в нашей исследовательской работе .В чём кроется тайна загадки? Есть ли сходства и различия между русскими и татарскими народными загадками? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в нашей исследовательской работе
I . Что такое загадка? Исторические корни русских и татарских загадок.
Что же такое загадки? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать.Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка» . В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.На татарском языке - «табышмак» -тап,уйла,что значит «найди» или «угадай».
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник .Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Детей приурочивали к тому, что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок. К.П. Герд так описал вечера загадок в селах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».
Исторические материалы о происхождении татарских загадок не сохранились.Известно, что загадку называли «йомак» то есть «йомык-закрытый»,сейчас называют «табышмак»- т.е. «табыш-помоги найти». Изначально загадки были связаны с магией, в языческие времена шаманы делали свои предсказывания в форме загадок, они верили в магию слова.
Ике аккош узыша,
Берсен-берсе узыша,
Җитә алмый.(Ай һәм кояш)
Со временем образовались царства, государства, и загадки уже употреблялись в речи простых людей. В древние времена в татарских сёлах устраивали вечерние посиделки «Аулак өй”.Здес ь пели песни,устраивали игры,отгадывали загадки,рукодельничали. Загадки отражали быт и мысли людей, показывали то, как люди воспринимают мир.
Гөл гөл эчендә,
Гөл пыяла эчендә,
Күк тә тугел, җир дә тугел,
Дөнья аның эчендә. (Көзге)
Загадки обычно применялись в творчестве народных поэтов-импровизаторов (чичэн, акын), которые устраивали перед публикой состязания в загадках (эйтеш). У загадок-айтышев и вопросительная часть, и ответ обязательно должны иметь стихотворную форму:
Дөньяда иң әче дә иң төче ни?(Тел)
Широко известен Н. Исанбет как ученый, исследователь татарского фольклора. Им собрано большой сборник татарских загадок.в 1941 году выпускается книга «Татарские народные загадки»,где было помещено 1468 загадок. Он очень долго собирал эти загадки. Книга состоит из 7 разделов: загадки про природу, загадки про человека и его быте,загадки про жизнь, про образование , оружия, головоломки, загадки-вопросы,загадки-сказки,древние загадки, религиозные загадки. В2002 году на основе этого сборника была выпущена книга «Татарские народные загадки» под редакцией Г.Валиди.
II . Происхождение и появление первых загадок в жизни людей.
Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Здесь ее необходимость обуславливалась, помимо других причин, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа может влиять на его судьбу. Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далёкого прошлого. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь. Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских и татарских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов. Загадка - это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадки были средством испытания мудрости, а теперь - народная забава.
Загадки можно разделить на народные и авторские. Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в необычном свете казалось бы обычные предметы. Авторские загадки создавались и создаются по сей день,.Великие русские писатели и поэты: Корней Чуковский, Михаил Шварц, Сергей Михалков и великие татарские писатели и поэты:Г.Тукай,А.Алиш,М.Җәлил,Ш.Галиев,Р.Миңнуллин работали над загадками.
III . Типы загадок в зависимости от указанных признаков предмета или явления
Все русские и татарские загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления.
1). Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например :
Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).
Яшел чикмәнен кигән,түтәлдән безгә килгән.Үзе шардай,эче кандай,тәме балдай.(карбыз)
Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).
2). Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ)
На шесте дворец,во дворце певец.(Скворечник и скворец).
К олга башында йорты-эчендә тора җырчы.(Сыерчык һәм аның оясы)
Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.
3). В загадку включено отрицательное сравнение.
Не зверь, не птица, а нос, как синица. (Комар)
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
Кош түгел-оча,җәнлек түгел-кычкыра,аннан барсы да курка.
Кош түгел-оча,ат түгел-уйный.(җил)
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.
4). Загадки, в описании которых использованы метафоры.
Рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер)
Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. (Перчатка)
Биш чолан,биш чоланда -биш олан.(Пирчәт)
Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.
5). Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.
Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово;
Мой первый слог – предлог, и во втором мы проживем все лето(За-дача),
Беренче иҗегем-су,икенчесе зур шәһәр(су-кала)
Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;
С «Ч» - над морем я летаю, С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка)
Алдан к белән укысаң-түтәлдә үсәм,т белән укысаң -өстәлдә булам.(кабак-табак)
- Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос);
Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)
Күл буенда шаулармын
Ш белән мине язсаң
Ат муенында булырмын
Т белән алыштырсаң.
Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза);
Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха)
С белән –хөкем итү урыны,
Ч белән-күл исеме.(Суд-Чуд)
Загадки, в которых при перестановке ударения получается новое слово.
Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)
«Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.
На дворе в кадушке заквакали подружки, Потом прыг из ушата…Кто же это? (Лягушата)
Йоклаусыз йөри ул,туктаусыз йөри ул.Арыдым дип тормас-. ул тик тормас.(сәгать)
«Загадки – шутки»
Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы)
В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
Нинди алмашлык эш коралын белдерә?
Фонетические загадки
Гусли или балалайка? Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше?
(В отгадке ударный слог третий)
Чигәдә бар,кашта юк,
Чирәмдә бар,ташта юк.(ч авазы)
При работе над проектом мы овладевали методами научного исследования, научились анализировать и делать выводы, расширяли кругозор, учились работать в группе, оформлять результаты своей работы, повышали познавательный интерес к таким предметам как русский язык и литература.В ходе работы над проектом учащимися собран богатый материал.Красочно и вариативно оформлены книжки-самоделки,книжки-раскладушки,страницы сборника русских и татарских загадок.Тематика,содержание ,форма собранных загадок разнообразна.Результат совместной деятельности положительный.Публичная презентация проекта состоялась в форме внеклассного мероприятия,проведённого совместно с учащимися начальных классов.
Далее мы будем готовиться к проведению исследовательской работ: «Выявление сходства и различия между пословицами и поговорками татарского и русского народа».
1. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. Л.:Просвещение, 1987. –125 с.
2. Волина В.В. Загадки от А до Я. – С. Пб: Дидактика Плюс, 1997. –С.5
3.Герд К.П. К изучению загадок.–Тр.науч. о-во по изучению Вотского края. – М.: Феникс, , .
4. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки.// Начальная школа. – 2003. - №4. – С.33
5. Запорожец И.В. Сочини загадку. // Начальная школа. – 2003. - №5. – С.38
6.Каюм Насыри “ Поверья и обряды казанских татар»изд.Магариф 1993г.г.Казань.
«Татар халык иҗаты”-сборник загадок,изд.Магариф.1998г.г.Казан ь
10.Шахиахметович М.Х. Афористические ж анры.(на татарском языке).Изд.Мәгариф.2002г.
Завораживающая экскурсия по местам истории Волжской Булгарии
Отправной точкой обзора туристических объектов для путешественников станет «Памятный знак» — огромное восьмигранное здание с круглым медным куполом и мусульманским полумесяцем на вершине, стилизованное под древнебулгарскую архитектуру.
В цокольном этаже здания разместился музейно-выставочный комплекс, где проводятся выставки и конференции. Экспозиция выставки сочетает в себе древние материалы и современные мультимедийные технологии, центральное место занимает мозаичное панно, работу над которым исполнил художник Фарид Валиуллин. На нем изображена встреча с посланниками халифа.
На этом же объекте гости смогут увидеть самый большой в мире печатный Коран, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, вес которого достигает 800 килограммов.
В новом сезоне туристов ждет новинка — экскурсия на электромобилях. Комфортабельные машинки вместимостью в 10 человек прокатят путешественников по всей территории Болгарского городища. Как отмечают сотрудники музея, такая экскурсия становится все более популярной, особенно для тех туристов, у которых мало времени.
И вот первый остановочный пункт Соборная мечеть — одно из главных сооружений города.
Во время ежегодных летних мероприятий, связанных с годовщиной принятия ислама в Волжской Булгарии, остров Соборной мечети становится главной площадкой праздника. В рамках экскурсии гости посещают Восточный и Северный мавзолеи, внутри которых собраны памятники малой архитектуры — намогильные плиты, найденные на территории Болгарского городища. Здесь особый интерес возник к «Ханской усыпальнице». На территории древнего города сохранились руины четырех усыпальниц XVI века. Средняя из них носит название «Ханская усыпальница».
Также электромобили доставят туристов к зданиям Черной палаты и Белой палаты. Черная палата — это памятник XIV века. Исследователи называют ее усыпальницей, мечетью и медресе, судной палатой. С Черной палатой связано несколько легенд, наиболее красочная из них — о «несгораемой царевне».
Далее на элетромобилях участники экскурсии доберутся до Музея болгарской цивилизации. Музей болгарской цивилизации (музей археологии), находится на берегу реки Волги в новом здании речного вокзала, занимает третий и четвертый этажи. Здесь посетители познакомятся с богатой историей и культурой Волжской Булгарии со времени возникновения государства в X веке и до его заката в начале XV века. В залах музея размещен подлинный археологический материал, полученный при археологических исследованиях городища.
В этом туристическом сезоне музей предлагает посетителям увлекательную интерактивную игру, которая разбавит теоретические рассказы об истории древних болгар. В ходе игры каждый гость получает брошюру с вопросами, на которые нужно найти ответы. Для облегчения задания к каждому вопросу есть подсказка, которую нужно найти самим посетителям. Здесь туристам представится возможность проверить свою внимательность и знания об истории древних болгар.
Затем экскурсия продолжится в «Доме лекаря» — музее восточной медицины. В нем представлены сохранившиеся до наших дней медицинские сочинения и обнаруженные в ходе археологических исследований предметы материальной культуры, которые, так же как и живые традиции народной медицины, являются ценнейшими источниками для изучения особенностей распространения естественнонаучных знаний в Волжской Болгарии и освещения истории развития медицинской науки у татарского народа. Вдоволь насладившись прогулками на открытом воздухе, гости посетят сувенирную лавку, где мастера работают над изготовлением украшений, сувениров, гончарных изделий. Ценность этих лавок в том, что все сувениры — это ручная работа и посетители сами могут попробовать себя в качестве гончара или ювелира.
В этом году Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник приготовил для своих туристов множество новых увлекательных и интересных прогулок, праздников и развлечений. Приехав сюда один раз, вы захотите вернуться!
Следующая загадка
- воспитывать у учащихся чувство ответственности, товарищества, здоровой конкуренции.
Девиз: «У образования горькие корни, но сладкие плоды». (Аристотель)
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Ведущий: Наша планета полна загадок. Есть такие, которые вы можете разгадать уже сейчас. Сегодняшняя игра посвящается загадкам природы. У нас четыре команды-участницы интеллектуальной игры. Игра пройдет в несколько туров.
I тур. « Представление команд».
II тур. «Кто быстрее?» (по 1 баллу)
1. Какие горы делят Европу и Азию? (Уральские)
2.Что ест зимой жаба? (Ничего, зимой жаба впадает в спячку)
3.Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, вновь появились простейшие. Как это объяснить? (при неблагоприятных условиях простейшие образуют цисту)
4.Оно имеет славу самого жаркого и соленого. Что это за море? ( Мертвое)
5.Самый сухой материк? (Австралия)
6.Это растение, достопримечательность государства Намибия, и часто изображается на его марках. Что это за растение? (вельвичия)
7.Самый крупный водопад в мире? (Анхиль, 1054м)
8.Какое животное изображается на гербе Австралии? (кенгуру)
9.Страна – родина хлопководства. (Индия)
10.В его названии есть слово «корона» и «победи». Что это за растение? (виктория)
11.Что получают из сока дерева гевеи в Южной Америке? (каучук)
12.В первые годы жизни раки линяют часто, по достижении пятилетнего возраста 1 раз в год, а потом перестают линять. Чем это можно объяснить? (плотный хитиновый покров сдерживает рост рака)
13.Как ящерица может спастись от преследователей? (она сбрасывает хвост)
14.Защитный экран Земли. (Озоновый слой)
15 . Самое распространенное вещество на Земле. (Вода)
16. Самое толстое дерево в мире. (Баобаб; до 50 м в окружности)
17. Кора березы . (Береста)
18. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами. (Биосфера)
19 . Дубовый лес. (Дубрава)
20. Причина потепления климата Земли. (Парниковый эффект)
III тур игры. «Ответь на вопрос» (2 балла)
На слайде №1 : изображение «морской капусты».
Вопрос : Что такое морская капуста? Является ли она родственницей растений из семейства крестоцветных? (нет, это водоросль ламинария, относится к отделу бурых водорослей)
На слайде №2: изображение электрического угря и ската.
Вопрос: Зачем рыбам электрический разряд? (для нападения, защиты от врагов)
На слайде №3: изображение волков.
Вопрос: Верно ли утверждение «Волка ноги кормят?» ( Верно.Волк ловит свою добычу загоном)
На слайде №4 : изображение дятла.
Вопрос: Что это за птица и как ее называют? ( дятел, санитар леса, враг деревьев)
На слайде №5: в воде изображение угря европейского.
Вопрос: Это уникальное животное рождается в пределах уникального водоема у берегов Северной Америки. До мест своего постоянного обитания, пресных водоемов Европы, детенышам помогает уникальное течение. Для размножения это животное возвращается к месту своего рождения, за 8000 км. О каком уникальном животном идет речь? В каком уникальном водоеме оно рождается? Какое уникальное течение помогает детенышам добраться до Европы?(европейский угорь, Саргассово море, Гольфстрим)
На слайде №6: изображены горы – Арарат.
Вопрос: Эти горы изображены на гербе одной страны, а принадлежат другой? (дайте разъяснение)
IV тур .«Кроссворд»
Смотри приложение 1.
V тур .«Интеллектуальный»
«вопросы-загадки» (кто быстрее; 1 балл)
1.Его не купишь ни за какие деньги? (здоровье)
2.Белая смерть нашего века. ( наркотики)
3.Зеркало души. (глаза)
4.Тренировка организма холодом.( закаливание)
5.Деревья – природная столовая для птиц? (черемуха, рябина, береза)
6.Волк и рысь – родственники? (да, отряд хищники)
7.Ближайший родственник зайца-белека? ( заяц - русак)
8. Дельфины и летучие мыши хорошо ориентируются в пространстве. Какое физическое явление лежит в основе этой способности? ( эхолокация)
9.Грифы питаются падалью. Нужно ли их охранять? Почему? (да, они санитары)
10.Участок земли в пустыне, где есть вода и растительность. (оазис)
11.Кого в пустыне называют «крокодил пустыни»? (варан)
12.Дерево- символ Японии. (вишня)
13.Самое глубокое озеро на Земле? ( о. Байкал)
14.Источник, выбрасывающий горячую воду? ( гейзер)
VI тур .«Шкатулки знаний»
Командам раздаются карточки с заданиями( за каждый правильный ответ – 1 балл)
Карточка для команды №1:
1.Что такое «тасманийский дьявол»? Расскажите о нем.
(Это существо обитает а Австралии; сумчатое, всеядное; оказывает яростное сопротивление при защите; бродит по берегам водоемов, в основном питается падалью, его еще называют санитаром тасманийских угодий)
2.Какая лягушка самая ядовитая? Что вы о ней знаете?
( колумбийская древесная лягушка илилистопад)
3.Мне не трудно измениться, с «С» - я рыба, с «Ф» - я птица .
(сазан – фазан)
4. Буквы в словах перепутались. Поставьте их на место.
К а н а д а о н ( анаконда)
Карточка для команды №2:
1.Однажды в холодный осенний день из Юго-восточной Азии в российский зооцентр прибыл живой груз – 24 удава. Принимавший животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что он их загипнотизировал, так как змеи вели себя спокойно. А как вы объясните поведение удавов?
(Температура тела змей непостоянна и зависит от определенной среды.В теплую погоду они активны, а в прохладную малоподвижны.Этим объясняется спокойное поведение удавов)
2.Кто из летающих хищных птиц самый тяжелый? Что вы о них знаете?
(Это кондор, обитает в Андах Южная Америка, весит до 13 кг; размах крыльев 2,8 м питается в основном падалью)
3.Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое – в музее,
Найдется без труда.
(картина)
4. Буквы в словах перепутались. Поставьте их на место.
Б е й в о д о ( воробей)
Карточка для команды №3:
1.Какие насекомые едят рыб?
(Самые прожорливые личинки стрекоз – нимфы.Нападают на головастиков и мелких рыб)
2.У этого животного могучее телосложение. Тем не менее он быстрый и ловкий. Рост его около 2 м, масса – до тонны. Он занесен в Красную книгу РФ. Живут группами. Что вы знаете об этих животных?
(Это зубры, травоядные копытные)
3.Я с буквой «в» - угрюмая ночная птица, а с буквой «д» - в воде сумею раствориться.
(сова – сода)
4. Буквы в словах перепутались. Поставьте их на место.
Е х а н о м е л ( хамелеон)
Карточка для команды №4:
1.У какой птицы на крыльях когти? Где они обитают?
(гуацины, в Австралии)
2.Сергей Есенин говорил: «Никогда я не был на Босфоре…»
Какое государство находится на Босфоре? Что такое Босфор?»
(Турция, пролив)
3. Соснами первый от ветра шумит,
Хвои смолистой в нем запах стоит.
Вертится быстро от тока второй,
Сверлит дантист им вам зубик больной
4. Буквы в словах перепутались. Поставьте их на место.
Р е к а к а н а й ( канарейка)
VII тур «Музыкальный».
1.Медведи (из к/ф «Кавказская пленница»)
3.Черный кот.
4.Во поле березка стояла.
6.Жили у бабуси два веселых гуся.
7.Белые розы.
8.Песня мамонтенка.
9.Пропала собака.
10.Танец маленьких лебедей.
Вопросы для зрителей.
1.Кричат ли бабочки? (бабочка «мертвая голова» издает звуки)
2.Какой паук строит дом под водой из воздуха? (паук-серебрянка)
3.Самые высокие горы? ( Гималаи)
4.Жители Новой Гвинеи. (папуасы)
5.Что страшнее для птиц: голод или холод? (голод)
6.Какие птицы могут передвигаться по суше, скользя на брюхе? (пингвины)
7.Самая крупная ядовитая змея? (кобра)
8.Самый крупный цветок? (РаффлумАрноеоди)
9.Самое маленькое растение из покрытосемянных? (ряска)
10.Какие рыбки способны плавать в вертикальном положении? ( морские коньки)
Читайте также: