Загадки с чк чн

Обновлено: 25.12.2024

В этот гладкий коробок
Спрятан маленький дубок.

В золотой клубочек
Спрятался дубочек.

В тесной избушке
Ткут холсты старушки.

В темнице сидят девицы,
Вяжут узор: ни ниток, ни узлов.

Зубастая пила
В лес густой пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.

Ею пользуемся часто,
Хоть она, как волк, зубаста.
Ей не хочется кусать,
Ей бы зубки почесать.

Целых двадцать пять зубков
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.

По десятку на шесточки
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: тук да тук.

Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мягкой пастой дружит,
Нам усердно служит.

Деревяшка с бородой
Чистит платье нам с тобой.

Я на ежика похожа,
А еще на свинку:
У меня на спинке
Колкая щетинка.

Костяная спинка —
На брюшке щетинка.

Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоды сорвешь —
Всю руку обдерешь.

На ветке конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке
Породы ежовой.

Носят брюки-коротышки
И большие, и детишки.

В корне слова без ударения

Летают тарелки,
А кто из вас знает,
Кто эти тарелки
Летать заставляет?

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.

Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак.

В суффиксе

Не солнце, не огонь, а светит.

В лавке пятак,
Не вынешь никак.

Частый, зубастый,
Вцепился в чуб вихрастый.

Одноногий Ивашка,
Расписная рубашка,
Петь, плясать мастак,
А стоять — никак.

Был я на копане, был я на топане,
Был на пожаре, был на базаре,
Молод был — сколько душ кормил,
Сколько лет терпел,
Ничего сам не ел,
А как пал, так и пропал.

На печи петух поет,
Спать Акульке не дает.

Маленький мужичок
Девятью кушаками подпоясан.

Белые поросятки
Прилегли на грядке.

Плод был все лето
Зеленого цвета,
А осенней порой
Стал с белой кожурой.

Голова на ножке,
В голове горошки.

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу.

СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНЫХ ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ

Что это у Галочки:
Ниточка на палочке?
Палочка в руке,
Ниточка в реке.

На одном конце — чудак,
На другом конце — червяк.

Схожу я в чащину,
Ссеку я лесину,
Привяжу волосину,
На кончик крюк,
На крюк — червяк,
На середку — знак.

Одно имеют имя,
Один имеют цвет,
Но эта носит шляпку,
А та, представьте, нет.

Привела я солнце
За свое оконце,
К потолку повесила,
Стало в доме весело.

Это солнышко над нами
Мы зажечь умеем сами.

А ну-ка, ребята, кто угадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.

Что за чудо в доме нашем?
Ест дрова и кормит кашей.

Варит, жарит и печет,
И за это ей почет.

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой
И в рыжей шубке летом.

Спереди шильце, сзади вильце,
Сверху синенько суконце,
С исподу белое полотенце.

Кто приклеил майским днем
Рукавичку под окном,
Поселил в нее жильцов —
Непоседливых птенцов?

Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает.

В ярком платье модница,
Погулять охотница,
От цветка к цветку порхает,
Утомится — отдыхает.

Шевельнулись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

Отыскала мама дочку
В распустившемся цветочке.

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.

Живут два друга,
Глядят в два круга.

Сидит Пахом на коне верхом,
Книги читает, а грамоты не знает.

Сидит Пахом на коне верхом,
Сам неграмотный, а читать помогает.

Сам верхом, а ноги за ушами.

А кто, ответь мне на вопрос,
Верхом взбирается на нос?

Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу.

Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена —
Не на поле, не на грядке,
На листах в твоей тетрадке.

В каждой книжке и тетрадке
Можно встретить эти грядки.

Знак этот маленький встречается,
Где предложение кончается.

Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас —
Закончила рассказ.

Это что тут за зверек
Ходит вдоль и поперек?
В краске выпачканный нос,
Деревянный длинный хвост.

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью.

Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.

На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.

Эти маленькие бочки
Распечатает весна,
А пока в них спят листочки
И растут во время сна.

В маленьком амбаре
Лежит сто пожаров.

В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки —
Раздают всем огоньки.

Дремлют в домике девчонки,
У них красные шапчонки.Ъ
Ты девчонок тех не тронь,
Не то выскочит огонь.

Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара.

На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном.

На сковородку — ручейком,
Со сковородки — солнышком.

Вся макушка в дырках мелких —
Горечь горькая в тарелках.

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него не горячи.

Золотое решето
Черных домиков полно,
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов.

Мету, мету — не вымету,
Несу, несу — не вынесу,
Пора придет — сам уйдет.

Золотой мост
На сотню верст.

Кто входит в окно,
Не ломая его?

Матушка Софья
День и ночь сохнет,
Утро настанет —
Прочь отстанет.

(Печная заслонка)

По какому пути
Ни проехать, ни пройти?

Ясной ночью на улицу выйдешь —
Над собою дорогу увидишь.

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелек.

Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший…

От своей я норки старой
Далеко не ухожу.
Ног имею я две пары,
Но на двух всегда хожу.

Следующая загадка

Данная презентация содержит загадки со словами-отгадками, содержащими следующие орфограмы: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

ВложениеРазмер
orfogr._v_zagadkahsochetaniya_zhi-shi_cha-shcha_chu-shchuchk-chn.pptx 1.74 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ОРФОГРАММЫ В ЗАГАДКАХ

СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ Растёт красивый кустик. Дотронешься – укусит.

Сами крошки, Боятся кошки. Под полом живут, Туда всё несут. Летит орлица По синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала.

Идут, идут, А всё тут, да тут. Ползун ползёт, Иголочки везёт. Из горячего колодца Через нос водица льётся.

Ночь. Но если захочу – Щёлкну раз – И день включу. Пять амбарчиков – одни ворота. Горит столб, а дыма нет.

С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки. Белые … Если дождик – мы не тужим Бойко шлёпаем по лужам. Станет солнышко сиять – Нам под вешалкой стоять.

Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он… Чёрненько, Горяченько , а все любят. Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает.

Стоит Антошка на деревянной ножке, Руки из палки, в руках мочалки. На четыре ноги надевали сапоги. Перед тем, как надевать, Стали обувь надувать. Два берёзовых коня По снегам несут меня.

СОЧЕТАНИЯ ЧК-ЧН Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сиделка на носу

Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. Стальной конёк По белому полю бегает. За собой черные следы Оставляет.

На десятерых братьев Двух шуб хватает. Рос шар бел, ветер дунул – улетел. Спят мирно дочки В фанерном домочке . У сонь, у тихонь В головах – огонь!

Что это у Ванечки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в воде. Золотое решето Чёрных домиков полно. Сколько чёрных домков, Столько беленьких жильцов.

В лесу вырезана, Гладко вытесана. Поёт – заливается Как называется? Я маковой крупинкой Упала на тропинку, Остановила вас – Закончила рассказ!

Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. Стоит толстуха – Деревянное брюхо, Железный поясок.

Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. На ветках плотные комочки, В них дремлют Клейкие листочки.

Следующая загадка

Цели : развивать навыки написания слов с сочетаниями ЧК, ЧН; закреплять знания детей о правописании слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; умение детей изменять слова, добавлять нужные сочетания; воспитывать уважение к друг другу; самопроверку; развивать речь, внимание, память, грамотное и аккуратное письмо.

Ёлочка и белочка,

Строчный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка.

Где ЧК, а где ЧН.

В сочетаниях никак

Нам не нужен мягкий знак.

- О каком правиле идёт речь?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с сочетаниями ЧК, ЧН, которые пишутся без мягкого знака.

-А пока мы вспомним то, что изучили на прошлом уроке.

Открываем тетради, подписываем число, классная работа.

О какой букве идёт речь?

Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

Открываем учебники на странице 60, упражнение 111.

Какие орфограммы в словах? (жи, чк)

Письмо прописной и строчной буквы Т,т.

Списать предложения, диктуя по слогам.

3. Работа по теме урока.

- Я буду диктовать слова, а вы должны записать только свои слова:

1 ряд - слова с сочетаниями ЖИ, ШИ.

2 ряд - слова с сочетаниями ЧА, ЩА.

3 ряд - слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ.

Щука, лыжи, машина, задача, чудо, тишина, чашка, щавель, чугун.

(Проверить, подчеркнуть сочетания, рассказать правило.)

Работа по учебнику, стр.59-60

Прочитать, отгадать загадку, назвать все звуки в загадке (очки [ ачки])

Что вы можете сказать о звуке [ч]?

Как пишется сочетания ЧК, ЧН?

(Чтение и заучивание правила)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят

Как они сядут тоже покажем-

Руки мы сложим назад.

5. Закрепление изученного.

(упр107) - с комментированием

Прочитать. Образовать от данных слов слова с сочетаниями ЧК. Записать их, подчеркнуть сочетания.

ИГРА "Большие - маленькие"

Я буду называть слова, которые обозначают большие предметы, а вы должны образовать слова, которые обозначают маленькие предметы.

ОБРАЗЕЦ: Лодка - лодочка.

туча - . река - . грибы - .

рука - . дочь - . цветы - .

ночь - . печь - . коза - .

носки - . дача - . лисица - .

ИГРА "Найди ошибки"

Жизнь, задачя, чюдо, щука, речька, тишына, пружина, ночьной, кувшынка, свечя, чащя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем.

Урок русского языка в 3-м классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской – ставит целью учить определять тип орфограмм, р.

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».

Тема: «Обобщение знаний о правописании корневых орфограмм, требующих подбора однокоренных слов для проверки орфограммы в корне».Цель:- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подв.

Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.rar

Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.

Урок русского языка во 2 классе по системе Эльконина-Давыдова "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"."

Дети учатся проверятьорфограммы слабых позиций всеми известными способами, сами ставят цель урока, на протяжении всего урока работают с листом самоконтроля.

Урок русского языка по теме: "Повторение. Орфограмма. Классификация орфограмм", 2 класс. Школа 2100

Разработка включает в себя технологическую карту урока и презентацию.

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова» Графическое обозначение орфограммы. Выведение алгоритма проверки.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной д.

Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"

Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах.

Следующая загадка

Сегодня мы завершаем изучение темы «Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН». На уроке вы покажете свои знания, умение работать в группах.

А какие правила работы на уроке вы знаете? (ответы детей)

Какие правила работы в группе вы знаете? (ответы детей)

Помните – важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.

Вы разделены на группы по 4 человека. У каждой группы на столе набор кружков:

- отлично, верный ответ

В зависимости от правильности и быстроты выполнения задания группа будет оценивать свою работу соответствующим кружком.

В конце урока будут подведены итоги соревнования.

Начнем урок с чистописания. Но, сначала, ………. расскажет нам правила правильного письма.

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу. (дети прописывают)

Внимательно посмотрите на свои работы.

Какая буква чаще других встречалась в сегодняшнем чистописании?

Какой звук она обозначает?

Дайте характеристику звуку.

Какая орфограмма встретилась в словах?

Какое правило мы знаем?

Подчеркните орфограмму в словах.

  1. Работа над темой урока

Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Какая орфограмма встретилась в словах?

Ноч?ка, поч?ка, доч?ка, ноч?ной, печ?ной, улич?ный, мощ?ный, хищ?ный.

Назовите правило. А почему ЧК,ЧН пишем без Ь?

Составьте предложение с любым из этих слов.

Подчеркните главные слова.

Давайте прочитаем стихотворение на это правило.

Точный, скучный и мучной,

Мощный, хищный и речной,

Кочки, бочки, точки.

Дочки и сыночки.

Есть в словах ЧК, ЧН

И встречается ЩН.

Знаем точно: в тех словах

Места нет для смельчака.

Это сразу ясно нам!

  1. Работа в тетрадях

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

Задание: Спиши сочетания слов, изменяя их по образцу.

Образец: желток из яйца – яи чн ый желток

Игрушка для елки –

Станция для лодок –

Бюро для справок –

4 группа : получает карточки. Задание: вставь пропущенную орфограмму. Спиши. Подчеркни.

Ласто___а, кисто___а, рукави___а, бо___а, ру___а, электри___а, лампо___а, стро___а.

Я буду называть слово, вы меняете слово так, чтобы в нем было сочетание ЧК, ЧН. Показываете этот предмет мне.

Туча, рука, утка, щука, птица, птенец, собака, белка.

  1. Продолжение работы над темой урока

1 группа: получает листочки. Задание: исправь ошибки, допущенные в тексте.

Бабочьки бывают Ночьные и Дневные. Дневные бабочьки – яркие, красочьные. На коньчиках их усиков крошечьные. Шарики ночьные Бабочьки выглядят проще. Их крылышки покрыты Ворсиночками.

2,3,4 группы: пишут распределительный диктант. Я буду читать загадки, а вы записываете отгадки. 2гр. – мн.ч., 3гр. – ед.ч., 4 гр.- мн.ч.

Над цветком цветок тот пляшет,

Вееркаи крыльев машет.

Так прекрасен он, хорош,

Но на клумбе не найдешь. (бабочка)

Стали буквы резче, ярче,

Стали четкими совсем.

Если зрение подводит

Надевай и нет проблем. (очки)

В воду любит окунаться,

В краски любит одеваться,

А потом в альбом мой скок!-

И раскрасила цветок. (кисточка)

В деревянном домике

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки. (спички)

В них дремлют клейкие листочки. (почки)

Наклонилась над рекой

Уговор у них такой:

Обменяет ей река

Окунька на червяка.(удочка)

В пузырь нырнет,

В пузырек под потолок,

Ночью в комнате денек. (лампочка)

В каждой книжке

Эти грядки. (строчки)

Подчеркните изучаемую орфограмму. Проверяем. Оцените работу своей группы

  1. Работа над правильным произношением слов

Очень часто слова КОНЕЧНО, НАРОЧНО, СКУЧНО люди произносят так, как пишут. Запишем слова в тетрадь и запомним их написание.

Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил

И уж вовсе не нарочно

На ковер кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь – то я послушный!

  1. Самостоятельная работа
  1. Напиши 5 слов с сочетанием ЧК
  1. Измени слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или НЧ
  1. Вставь в слова сочетания ЧК, ЧН.

Зино___а, но___а, крыле___о, уто___а, ре___ой, ули___ый, по___а, ласто___а.

  1. Составь из слов предложение

Собачка, до, щенок, маленькая, старости.

  1. Напиши ласково имена девочек
  1. Подведение итогов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.

Рабочая тетрадь в двух частях.

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс.

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при.

Методическая разработка педагога ДО Романовской А.Л. по теме: "Разработка сценария интегрированного занятия "Ярмарка" (художественное слово, театр, музыка и ДПИ) для детей первого года обучения (7-8 лет) в объединении ДПИ "Радуга""

данное методическое пособие рассказывает о том как разработать сценарий интегрированного занятия по ДПИ с использованием синтеза искусств.

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись.

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе.

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково.

Читайте также: