Загадки с чередованием гласных

Обновлено: 30.06.2024

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

- формировать умение видеть чередования гласных е // и в словах;

- развивать орфографическую зоркость;

1.Организационный момент.

Приветствие. Мотивация к учебной деятельности.

2. Проверка домашнего задания. (упр. 923)

3.Изучение нового материала.

А)Повторение ранее изученного (фронтальный опрос).

На доске написаны слова, вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.

2.Р..стительность 6. Р..сточек
3.Изл..жение 7. К..сательная
4.Прик..сновение 8. Выр…щивать

Что объединят данные слова? Какая орфограмма? Сформулируйте правила.

Б) Целеполагание. Определение темы и целей урока.

Обучающиеся записывают под диктовку учителя текст.

Учитель выводит текст на доску для самопроверки.

- Поставьте себе оценку за работу.

- Написание каких слов вызвало у вас затруднения? Почему?
- А к какой группе вы отнесёте слова собирать – соберёшь? Почему? Один это корень или разные?

(Формулируют тему урока и цель в виде вопроса: когда мы будем писать Е , а когда И).

- Как думаете, какова тема урока? - Правописание корней с чередованием гласных е // и в корне.

- Какова главная цель урока? - Понять, какие чередования гласных происходят в словах.

- Какова задача урока? - Научиться видеть чередования гласных е // и в словах).

В) Чтобы научиться правильно писать слова с чередованием Е-И, выполним задание на карточках.

На карточках (задание №1) записаны пары слов:

Замереть – замирать Соберу – собирать Стереть – стирать

Отдерёт – отдирать Отпереть – отпирать Застелить – застилать

- Прочитайте пары слов, выделите корни.

- Сравните эти корни.

- Какой можно сделать вывод? (формулировка правила).

Г) Посмотрим сценку. «Суффикс-консультант» (*Из книги В. Волиной «Веселая грамматика»).

1-й ученик: Поручили Незнайке написать плакат. Начал он было писать, да задумался: как правильно – собирайте или соберайте ? Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.

Незнайка. 2-й ученик (по телефону): Скажите, пожалуйста, как надо писать: собирайте или соберайте?

3-й ученик: В таких корнях, где чередуются И и Е , все зависит от меня, Суффикса. Если после корня во мне стоит буква А, то я допускаю в корень только И; если стоит другая буква, пишите Е. Повторяйте за мной и учите это правило:

Если после корня – А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!

Стихотворение высвечивается на экран. Хоровое проговаривание.

Д) Закрепление изученного. Тренировочные упражнения.

- Игра «Хлопок» (учитель называет слова с чередующимися гласными: Е-один хлопок, И-два хлопка):

набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать.

Прочитайте предложения, найдите слова с чередующейся гласной и объясните написание слов.

1)А по двору метелица ковром шёлковым ст…лется… 2)На густых иголках бл…стки горят. 3)Бл…стает речка, льдом одета…4)На многие тысячи километров расст…лаются просторы нашей Родины. 5) За всё б..рётся, да не всё удаётся. 6) Золотой молоток и железные ворота отп..рает. 7) Малая искра города подж..гает, а сама прежде всех пом..рает. 8) Не все то золото, что бл..стит.

- Р абота с учебником.

Упр.928 (прочитать задание к упражнению, вспомнить, что такое видовые пары, выполнить упражнение на доске и в тетради).

Самостоятельная работа (упр.929), взаимопроверка.

4. Итоги урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- От чего зависит выбор гласных Е или И в корнях с чередованием?

- Где можно применить новые знания?


Приём «Незаконченное предложение» (карточка).
На доске записаны предложения, вставить подходящие по смыслу слова:
Урок мне……понравился.
Я сегодня на уроке узнал, что…..
Я ….доволен своей работой на уроке.

За работу на уроке я поставил себе оценку …

4. Домашнее задание.

1) Распределите слова в два столбика: а)с гласной е; б)с гласной и.

Уб…рать комнату, заст…лить газетами, выт…рем насухо, уб…рём вместе, заст…лая аккуратно, тщательно выт…рать, уп…реться в стену, долго уп…раться, заб…рёт с собой, бл…стать чистотой, бл…стеть на солнце, зам…рать от восторга.

а) Используя записанные словосочетания, напишите сочинение – миниатюру «Как я помог(ла) маме».

Материал для творческих работ

Творческая работа № 1 по теме «Корни с чередованием ЛАГ-ЛОЖ»

Перед тобой материал для небольшого сочинения: «На уроке» или «В походе». Внимание! Все слова перемешались. Попробуй разобраться, выбери нужные и напиши сочинение на одну из тем. Будет отлично, если добавишь слова с корнем РАСТ-РАЩ-РОС.

Предпол…гать изменения в маршруте, пол…жительная характеристика, распол…гающая улыбка, изменить пол…жение, написать изл…жение, увеличить сл…гаемое, высказать предпол…жение, найти прил…гательное, произвести сл…жение, распол…жение лагеря, пол..гаться на себя, предл..жить помощь, прохладно под пол…гом ветвей, склоняешь прил..гательное, пол..жение безвыходное, предл…гать пути решения, изл..гать точку зрения; неясно изл..жить; знать признаки прил..гательных; неизвестные сл..гаемые ; распол..житься неподалеку; распол..гаться у дома, прил..гать усилия, сл..жить вещи, отл..жить поездку, безотл..гательное дело, зал..жить фундамент, прил..жить к ране, трудное пол..жение.

Творческая работа № 2 по теме «Корни с чередованием»

Составьте небольшой текст «В лесу» или «В походе», используя предложенный материал.

Распол_гаться непод_лёку, под пол_гом ветвей, непрох_димые зар_сли, бл_стеть на со_нце, зар_сли р_машками, ум_рать от страха, соб_рать гр_бы, разл_жить еду, зам_реть от восторга, бл_стающий мир, заж_гаются звёзды , дог_рает з_ря, на утренней зорьке, бл_снул луч, ра(с,сс)т_лить на тр_ве, д_лёкие з_рницы, бл_стающие р_синки, сн_мать к_пюш_н, сж_мать в руках, нат_реться кремом от загара, выт_рать полотенцем, удастся ли отст_рать футболку, р_стут во множестве, смелый Р_стислав, прин_маться за дело, костёр дог_рел, сн_мать фильм, хорошее местопол_жение, ра(с,сс)т_лается туман ………

Творческая работа №3 по теме «Корни с чередованием»

Напишите небольшой рассказ, используя как можно больше слов, в которых есть корни с чередованием (раст-рос, лаг-лож, зар-зор, гар-гор, корни с чередованием Е-И). Может быть, это будет рассказ о художнике? Или о несчастном промокшем туристе?

Непром…каемое пальто; плащ с капюш…ном, ш…в на рук…ве, вым…кнуть под дождем; разж…гать к…стёр, пол…жить др…ва, соб…рать цветы, з…ря разг…рается, обм…кнуть кисть в краску; нам. чить рукава; подр…внять волосы, ср…внить два вида, р…внение на середину, вым…кшая рожь, м…кать сухарь в чай, сапоги пром…кают, ср…внить р…стения, дог…рающая з…ря, пост…лить на тр…ву.

Тексты детей

Ночлег в лесу

Однажды мы с семьёй решили устроить н…члег в лесу. Папа разл…жил вещи, уст…новил п…латку и подг…товил место для к…стра. Наш маленький лагерь распол…гался напод…лёку от реки. Вечером мы с…дели под пол…гом ветвей. Рядом были непрох…димые зар…сли кр…пивы. В л…су разд…вались т….инственные ш…рохи. Мы зам…рали от страха. Папа ш…потом успокаивал нас. Ноч… прошла сп…койно.
Утром мы пошли соб…рать грибы. Вдруг бл…снула молния и начался дождь. Мы вым…кли до нитки! Приб…жали к п..латке и стали выт…раться полотенцем.
Как кр…сиво вокруг! Повсюду бл…стят капли р…сы, г…рят звёздоч…ками на листьях и р…сточках. Мы не пож…лели, что выбрались в лес. 91 сл.

Текст составлен …. Анной

Смелый Ростислав

Рано утром Р…стислав пош…л в похо… . Он распол…жился на краю оврага под пол…гом в…твей огромной ели. Вокруг были непрох…димые зар…сли. На п…ляне р…сли неизвес…ные Р…стиславу р…стения. Скоро наступил вечер. Наш герой стал разж…гать к…стёр: сл…жил сухие ветки и подж…г. Потом он с…дел и слушал лесные ш…рохи. Его кл…нило ко сну.
Вдруг раздался ужас…ный рёв. Ростислав подск…чил на месте! Он чуть не ум…р от страха. Др…жащей рукой взял огромную палку и полез в овраг… Там никого не ок…залось! Кто же это был? Р..стислав сг…рал от любопытства.
Может быть, ему всё приснил. сь? 90 слов

Текст составлен ……….. Владимиром

Важные уроки

Однажды учительница ру…кого языка дала нам пр…верочную р…боту по скл…нению прил…гательных. А ещ… нас ждало изл…жение. Трудно! Мы решили предл…жить друг другу помощ… По классу пол…тели записки. Учительница сказала: «Нужно пол…гаться только на себя!»

Текст составлен ……………… Марией

За артефактом!

Как-то раз я предл…жил друз…ям отправит…ся в поход. Все согл…сились. Каждый предл…гал свой маршрут, но я пол…жился на свою интуиц… и повёл всех в непрох…димые зар…сли. Там в давние времена распол. гался лагерь кочевников.
Пора было нач…нать раскопки. Мы долго трудились и сильно заг…рели на солнце. К…лючие р…стения расцарапали нам руки. И вот нахо..ка: ст…ринный шлем! Ура! Мы были счас…ливы.
З…ря уже дог…рала, когда мы в…рнулись домой. 68 слов

Текст составлен ………………….. Фёдором

Как мы сн…мали фильм

Однажды мы п…шли в поход и р…шили снять на пам…ть короткий фильм. Вот мы распол. гаемся возле реч…ки и нач…наем готовит…ся. Смелый Р…стислав над..вает куртку с к…пюш…ном и идёт к непр…ходимым зар…слям кр…пивы. Девочки б…рут крем от к…маров и нат…рают руки. Потом накладывают бл…стящий грим и прин…маются кр…чать дикими голосами, как будто отр…вились яд…витыми р…стениями. Вдруг все зам…рли, потому что из кр…пивы выб…рается Р…стислав, весь в ож…гах от р…стков кр…пивы.
Вот какой фильм у нас получился! Просто триллер! 81 сл

Текст составлен ……………………………… Екатериной

Как Р…стислав за мёдом ходил

Р…стислав был большим любит…лем сладкого. Он с…ел в доме все к…нфеты и стал соб…раться в лес, за мёдом. Он пол…жил в рю…зак бано..чку для мёда и ложку, чтобы сразу п…пробовать. Вот Р…стислав входит в лес, заб…рается на высокую ель и пытает…ся пр…никнуть в гн…здо диких пч…л.
Тут же нач…нается что…то ужасное! Пч…лы выл…тают из гн…зда и нап…дают на мальчика. Бедный Р…стислав мгновенно сл…зает с дер…ва и бежит домой. Неудач…ный п….ход! 76 слов

Потерялись!

Вчера мы п…шли в п…ход. Перед нами ра(с,сс)т…лалась кр…сивая р…внина. Вокруг цв…ли неизвес…ные р…стения, пели птиц… . Сер…це зам…рало от восторга!
Вдруг нач…лась гр…за. Все поб…жали куда гл…за глядят и … пот…рялись. Где распол…гается наш лагерь? Пришлось пол…гаться на компас. Ок…залось, что никто не…умеет им пользоват…ся. Пол…жение безвыходное. Все стали предл…гать пути р…шения. Р…стислав взял ответственность на себя и вывел нас к лагерю. Ура! 64 слова

Текст составлен ……………………… Глебом

В походе

Всё лето мы с подругой пл…нировали поход с н….чёвкой в лесу. И вот мы с Катей на л…сной опушке. Лучики со…нца заг…рались в капельках р…сы. Мы распол…жились под пол…гом ветвей высокой ели. Катя разл…жила вещи, а я соб…ралась разж…гать к…стёр. Приг…товленная еда была необыкновенно вкус…ной. После завтрака мы выт…рли руки полотенцем и стали уб…рать за собой. Ведь в лесу должно быть чисто!
В поисках грибов и ягод мы заб…рались в овраги, где р…сли неизвес…ные нам р…стения. Мы не раз обж…гались о кр…пиву и очень устали. Разл. жили спальные мешки под первым же дер…вом и стали разг…варивать обо всём на свете. Ночь прошла спокойно. Ни ш…роха, ни ш…пота.
Солнце только нач…нало св…тить, и на утренней з…ре мы отравились в обратный путь. Такие походы запом…наются надолго! 125 слов

Следующая загадка

Орфографический практикум по теме «Корни с чередованием ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР»

От чего зависит правописание корней 2 группы? ___________________________

В каком корне без ударения А? _______________Например ___________________

В каком корне без ударения О? ________________Например __________________

1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Дог…рающая з…ря, заг…релый пловец, оз…рённый светом, сг…ревшая спич…ка,
обг…реть на со…нце, д…лёкие з…рницы, оз…рить лучом, подг…релая каша, внезапное оз…рение, сг…реть дотла, приг…ревшие блины.

2. Вспомним строки великого Пушкина.

Г. рит восток зарею новой.
Сг. рел граф Нулин от стыда.
Но близок день, лампада дог. рает.
Но в нас г. рит еще желанье.
Вечерняя заря в пучине дог…рала.

3. Задание из ЕГЭ (11 кл). Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием.

1) в…дяной, р…са (на траве), выр…сти, сл…мать __________________________________

2) бер…говой, г…ристый, в…кзал, сг…реть. ______________________________________

3) т…инственный, оп…здание, осв…щать (ф…нарём), оз…рённый. ____________________

4. Вставьте буквы, подчеркните «четвёртое лишнее».

З…ря, з…ряд, з…рница, оз…рённые.

Г…ристый, приг…реть, обг…рели, г…рение.

Проверочная работа по теме «Корни с чередованием I группы (раст-ращ-рос, лаг-лож)»

В словах I группы правописание зависит от ______________________________________________

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

1. Базовый уровень

Вставьте пропущенные буквы, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.

1) Изл…гать содержание; хорошо изл…жить; знать признаки прил…гательных; написать изл…жение; сл…гаемые числа; распол…житься на ночлег; распол…гать свободным временем, под пол…гом листвы.

2) Роскошные р…стения; гул нар…стает; зáр…сли кустов; молодой р…сток; зар…сло травой; выр…сли цветы; расчётливый р…стовщик, зелёные водор…сли; ср…щение костей; город Р…стов, строительная отр…сль, подр…стают на глазах, пальто на выр…ст.

3) Предпол…жения не осуществились; тропа зар…стает; р…стительное масло; возл…гать обязанности; изменить пол…жение; сл…гать стихи; лепестки р…стений; ж…луди прор….сли; сберечь р…стения; просека зар…сла; отр…стить волосы; прол…жить лыжню; нал…жить шов; предл…гать помощь.

2. Усложнённый уровень. (Повторяем синтаксис: подчеркните грамматические основы предложений, составьте схемы)

Без удобрений не будет р…стений.

Л…жился на поля туман.

Душу и сердце в работу вл…жи, каждой минутой труда дорожи.

Изл…жите содержание параграфа учебника.

В доме еще не л…жились.

Мы предл…жили провести слёт туристов на берегу реки.

Рис р…стёт на болотистых местах.

Я добрался до пихтовой зар…сли и распол…жился на крохотной полянке.

Берег моря покрылся водор…слями.

Эти места удивляют богатой р…стительностью.

3. Усложнённый уровень

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце.

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки.

Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)

4. Усложнённый уровень

Найдите «четвёртое лишнее»:

водор…сли, выр…с, р…са (на траве), зар…сли

изл…жение, предл…жить, сл…жение, насл…ждаться

5. Усложнённый уровень.

Составьте предложение со словом «р…стовщик» по схеме: сущсущ

Следующая загадка

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, сигнальные карточки.

1. Организационный момент

Слово учителя.

– Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных. И начнем работу спроверки домашнего задания.
– Дома вы выполняли задание по тексту. Что нужно было сделать с ним? (Выразительно прочитать текст, выписать слова с безударными гласными, разделив их на разные группы, объяснить условия выбора орфограммы).

Выразительное чтение учеником:

У дома росла рябина. Её ветви касались нашего окна, и я мог наблюдать за деревом влюбое время года. Весной чудесное растение зацветало так пышно, что цветы покрывали его как белое облако, опустившееся на землю. Летом дерево было осыпано созревающими ягодами. Их можно было собирать поздней осенью, после того, как ударят первые морозы.
А зимой… О! Зимой было самое интересное, потому что в это время года прилетали красногрудые снегири и располагались на рябине. (Н.Носов).

Вопросы учителя:

– Можно ли данный фрагмент назвать текстом? (Да)
– Докажите это. (Все предложения написаны на одну тему и связаны между собой по смыслу и грамматически)
– Определитетему текста. (Рассказ о рябине).
– Какова основная мысль текста? (Красота рябины в разное время года)
– Озаглавьте текст. (Рябина)
– Определите стиль и тип речи. (Художественный, повествование)
– Назовите средства художественной выразительности. (Эпитет – чудесное растение; сравнение – цветы, как белое облако; олицетворение – ударят морозы).
– Прочитав текст, почувствовали ли вы настроение автора?
– Каково оно? Какое предложение подсказывает это?
– Сколько групп слов у вас получилось? (Три)
1) Какие? (Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)
2) Назовите слова первой группы (Деревом, созревающими, зимой). Какое правило вы применяли?
3) Какие слова вошли во вторую группу? (Облаком, интересное, рябина). Как мы объясняем их написание ?
Слова третьей группы? (Росла, растение, располагались, собирать). Как мы объясним правописание этих слов?

Слово учителя. Итак, вспоминаем правила правописания корней с чередующимися гласными. Тема урока так и звучит «В мире чередующихся гласных».

Теоретическая часть

  • Ворона хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. (К.Паустовский).
  • Петя стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щеки. (К.Паустовский).
  • Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. (А.Пушкин).
  • В полях блистает май веселый. (К.Батюшков).
  • В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы. (К.Паустовский).
  • Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде. (Ф. Тютчев).
  • Разнеслась вдруг в том царстве – государстве дурная весть: собирается Чудо-Юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить. (Сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»).
  • Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол неба соприкасается с краем земли. (Л. Лагин).
  • Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. (Л. Лагин).

Лингвистическая сказка (рассказывает подготовленный ученик)

«Братья – близнецы КАС и КОС»

У королевы Орфографии братья-близнецы -КАС–КОС- жили в мире и согласии. Но вот однажды их мирная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах косарь и косичка спокойствию братьев и решили разрушить его. «Мы твои истинные братья, – шептали они корню -КОС- Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Бери нас в свою семью, а корень -КАС- гони подальше». Засомневался корень -КОС-. И брата ему жалко гнать (сколько лет вместе), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!)
– Как быть корню -КОС-? Помогите ему. Можем ли мы назвать слова косарь и косичка однокоренными к словам с чередованием корней -КОС–КАС-? Почему?
– Такие корни называются омонимичными. (Одинаково звучат, но имеют разное значение).

Слово учителя. А теперь вспомним корни, которыми командует ударение? (-ГАР—ГОР-, -ЗАР—ЗОР-, -КЛАН—КЛОН-, -ТВАР—ТВОР-, -ПЛАВ—ПЛОВ-)

Алгоритм решения этой лингвистической задачи:

1) Определяю, в какой позиции гласный звук.
2) В сильной позиции(под ударением) пишу, как слышу.
3) В слабой позиции (без ударения) пишу -ГОР-, -КЛОН-, -ТВОР-, но -ЗАР-, -ПЛАВ-.

  • Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле мошек. (К.Паустовский).
  • Заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли. (К.Паустовский).
  • Северные белые ночи – это непрерывная вечерняя заря, или, пожалуй, соединение двух зорь, вечерней и утренней. (К.Паустовский).
  • Мама наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. (В. Драгунский).
  • Плот наклонился, и Элли закричала от страха.(А. Волков).
  • Воля и труд человека дивные дива творят. (Н. Некрасов).
  • Погиб и кормщик и пловец. (А. Пушкин).
  • Что без рук стучит, без огня горит? (Гром и молния).

Слово учителя. Есть корни, в которых согласные командуют гласными и заставляют их тоже чередоваться. Это корни -РАСТ—РАЩ—РОС-, -СКАК—СКОЧ-, -ЛАГ –ЛОЖ-. Исключения: РОСТОВЩИК в РОСТВЕ жил, РОСТИСЛАВОМ звали. Он РОСТОК себе купил прямо на базаре.+ ОТРАСЛЬ, скачок.

«Справочное бюро» – работа с этимологическим словарем.

Задание: найти в словаре статью об образовании слова «ростовщик».

  • Растем от года к году мы. (В. Маяковский).
  • Озеро чуть не на версту заросло камышами. (М.Пришвин).
  • Не беречь поросли – не видать дерева. (Пословица).
  • Казбич толкнул лошадь, и она дала скачок в сторону. (М Лермонтов).
  • Выстрела не получилось, зато кошка поскакала на сцену. (В. Драгунский).
  • На каких поля трава не растет? (На полях шляпы).
  • Растет кустик мимо себя не пустит?(Шиповник).
  • В ягодах брусники на зелёной кочке вырос гриб-грибочек в красненьком платочке.(Трутнева).
  • Мы увидели город, расположенный у самого подножия гор. (К. Домбровский).
  • Хоттабыч коснулся, по восточному обычаю, лба и груди. (Л. Лагин).
  • Ранняя зимняя ночь укрыла селение темным пологом. (В. Ажаев).
  • Сцены кино снимаются по отдельности и только потом располагаются режиссером в нужной последовательности. (К. Домбровский).
  • Положил каравай на золотое блюдо и понес к царю. (Сказка «Царевна-Лягушка»).

Кто такие ЛАГ и ЛОЖ ?

Лингвистическая сказка (рассказывает подготовленный ученик)

Жили-были -ЛАГ- и -ЛОЖ-…
Кто такие? Как поймешь?
Королевич Елисей
За ответом поскорей
Поскакал в далекий путь
Разузнать хоть что-нибудь.
У кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:
– Свет наш солнышко, скажи
И вопрос-то разреши:
Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Кто такие? Как поймешь?
Красно солнце отвечало:
– Про такое не слыхало.
Ты у месяца спроси.
Доброго тебе пути!
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он с мольбой за ним погнался:
– Месяц, мой дружок, скажи
И вопрос мой разреши:
Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Кто такие? Как поймешь?
Отвечает месяц ясный:
– Ты задал вопрос опасный.
И боюсь я ошибиться –
Лучше к ветру обратиться!
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
– Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Аль откажешь мне в ответе?
– Что такое? – взвыл тут ветер.
– Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Кто такие? Как поймешь?
И признался сильный ветер:
– Знаю я про все на свете,
Только корни -ЛАГ- и -ЛОЖ-
Не известны мне. Пойдешь
Ты к Грамматике. Она
Корни ведает одна.
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал…
А рыдать-то ни к чему.
Мы ведь знаем, почему
Корень -ЛАГ- и корень -ЛОЖ-
Друг на дружку не похож.
И ответим мы все дружно:
– Правило на это нужно
Выучить. И будет толк.
Перед Г мы пишем А,
Перед Ж мы пишем О.
Все! И больше ничего!

Слово учителя. Есть пары корней, в которых чередованием О-А командует смысл слова. Это -РОВН—РАВН- и -МОК—МАК-.
Рассмотрим первую пару. Предметы вокруг нас могут быть ровными, а могут быть равными. Как по-вашему, это одно и то же или нет? Ровным мы называем все прямое и гладкое. Если надо сделать что-то прямым или гладким, мы говорим: подровнять, сровнять, выровнять.
Предметы могут быть в чем-то одинаковыми. Например, по весу, по форме и т. д. Тогда мы говорим: «Они равны по весу». О тех, у кого одинаковые права, говорим: «Они равноправны».
– О чем же нужно помнить, чтобы не ошибиться в написании этих корней?
–Слова, обозначающие все ровное, мы пишем с корнем -РОВН-. Слова, обозначающие что-то одинаковое, мы пишем с корнем -РАВН-.

  • Железный Дровосек и Страшила погнали плот через реку, за которой начиналась чудесная равнина. (А.Волков).
  • Держать равнение в рядах, сравнить два числа, подровнять кусты сирени, увеличить уровень производства, заровнять канаву, великолепная равнина.

Слово учителя. А теперь обратимся к корням -МАК—МОК-. Расскажите правило, которому подчиняется написание этих корней. Оба они употребляются тогда, когда говорится, что кто-то или что-то становится мокрым. Корень -МАК- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость. Корень -МОК- пишется в словах со значением «пропускать жидкость».
– Ваши примеры. (Ученики читают предложения и словосочетания).

Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было. (Н.Гончаров). Промокательная бумага, макать хлеб в молоко, обмакнуть кисть в краску, непромокаемый плащ, вымокнуть под дождем, новая промокашка.

Практическая часть. Закрепление знаний

Объяснительный диктант

Под диктовку учениками на доске записываются слова и словосочетания, устно кратко поясняются Каждый работает в тетради, к доске ученики выходят по цепочке .

Игра «Корректор

Задание. Запишите текст в тетрадь, исправив ошибки, найдите слово(а) с чередующейся гласной в корне.

Вершины огромных страевых сосен еще алеют нежным отблеском догаравшей зари. Роздалась в предрассветной мгле лисная песенка. Вазникла и полилась тихо, полная ропкой радости и светлой висенней грусти.

Творческое задание

В данных предложениях выделенные глаголы замените другими глаголами (синонимами), сходными по значению с чередующимися гласными в корне (с любыми).

Наступил вечер. Туристыустроились на отдых у реки. Быстроподнялись расположились на берегу палатки. Последние лучи солнцатрогали касались вершин деревьев. По оврагамрасходился туман. Путники сталиискать сучья для костра.

Тест. (Слова записываем в тетрадь).

  • Прискакал 3. выровнять
  • подложу 4. опоздание
  • растение
  • обмакнуть
  • пригорел
  • касается
  • Проберусь 3. заря
  • наклонился 4. Уравнение
  • р.сли, подг.рела, обж.гать
  • уд.вительный, з.ревать, обм.кнуть
  • подск.чил, бл.стательный, д.лина
  • з.рница, к.сается, сл.гаемое
  • отп.реть, зам.реть, пом.риться
  • Р.стов, выр.щенный, тв.рение

Игра «Третий лишний»

1. Прорастать, угасать, избиратель.
2. Роскошный, заблестел, озарять.
3. Полагается, соединение, простираться.

Назови одним словом, объясняя написание слова

1. Прибавлять одно число к другому. (Слагать)
2. Предварительное суждение, догадка. (Предположение)
3. Название одного из чисел при сложении. (Слагаемое)
4. Увеличиваться в росте. (Расти)
5. Специалист по выращиванию растений. (Растениевод)
6. Количество лет кому- либо. (Возраст)
7. Густо разросшиеся кустарники, деревья. (Заросли)

Итоги урока. Беседа

– Назовите гласные, которые могут чередоваться.
– Перечислите условия написания чередующихся гласных в корне.
– Какие трудности могут подстерегать вас при написании безударных гласных, проверяемых ударением?

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: Составить связный текст, используя слова с чередующимися гласными в корне.

Рефлексия: Выберите условные знаки, которые соответствуют вашей работе на уроке

! У меня все получилось. Я все усвоил.
? У меня есть вопрос.
– Мне надо еще раз все повторить.

Слово учителя. Таким образом, нужно очень хорошо знать все корни с чередующимися гласными. Если корень не узнаешь, то и не догадаешься, что надо применять какое-либо правило. Все как в обычной жизни: знакомого человека узнал – поздоровался, а мимо незнакомого пройдешь и не обратишь на него внимания.

Проверочная работа по теме «Чередование А – О в корнях РАСТ-РАЩ-РОС»

1. Напишите правило или нарисуйте схему

2. Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограмму.

Р…сти, р…сти, яблонька,

Цвети, цвети, яблонька,

Р…сла, р…сла яблонька,

И наелась яблочек детвора.

Почему в предложениях так много запятых?

3. Запишите данные слова в два столбика:

выр…сли, р…стительный, выр…щенный, водор…сли, зар…сли, разр…статься, прор…сти, р…стение, пор…сль, выр…с, р…стовщик, отр…сль.

4. Вспомните и запишите все слова-исключения.

5. Догадайтесь, какие слова нужно вставить в русские пословицы.

  • Дети ……………… не по дням, а по часам.
  • На плохой почве трава не …………………. .
  • Не беречь ………………… – не видать и цветочка.

6. Отгадайте загадку.

Что зимою вниз головою на крышах р…стет?
(Можете нарисовать ответ!)

Усложнённый уровень.

1. Прочитайте. Разберите выделенные слова по составу. (Будьте внимательны!)

В каком слове есть орфограмма «РАСТ-РОС»?

- Зачем выр…стаю? –
Снегурка спросила меня.
- Я знаю, что скоро растаю,
Растаю, по камням звеня…

Следующая загадка

Цель: формировать орфографические умения обучающихся; закрепить ЗУН, связанные с определением вида орфограммы в корне слова; повторить и закрепить умения применять правило, обеспечивающее безошибочный выбор чередующейся гласной в корнях слов -кас- -кос- , -лаг- -лож-, -зар -зор-, -гар- -гор-

- образовательные:

повторить и углубить знания о данной орфограмме;

отработать практические навыки выбора правильной гласной в корнях с чередованием;

узнавать орфограммы и применять соответствующие правила;

уметь определять виды (группы) чередующихся гласных в корне слова;

- развивающие:

развивать логическое мышление, память, внимание, аналитические способности, монологическую речь;

развивать орфографическую зоркость;

умение работать в группе.

-воспитательные:

формировать внимательное отношение и интерес к слову, к русскому языку в целом.

Оборудование: кроссворд, изображение страны "Орфография", презентация, сюжетные картинки, текст, тесты, карточки трех цветов(красные, зеленые, желтые), карточки с домашним заданием

Вид урока: урок-путешествие.

Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.

1. Организация начала урока.

1.1. Приветствие:

Прозвенел сейчас звонок,

На друг друга посмотрите

И смелее улыбнитесь.

И гостям все улыбнитесь!

- Ребята, любите ли вы путешествовать?

- А в каких странах вы бывали ?

- А так как мы ни в какой стране не бывали, сегодня на уроке отправимся в путешествие в волшебную страну, название которой вы узнаете, когда разгадаете следующий кроссворд:

1.3.Разгадывание кроссворда

1. Письменный пересказ чего-либо. (изложение)

2. Сочетание слов, выражающее законченную мысль. (предложение)

3. Математическое действие, посредством которого из двух или нескольких чисел получают новое.(сложение)

4. Смуглый цвет кожи, проявляющийся при воздействии солнечных лучей.(загар)

5. Часть речи, которая обозначает признак предмета.(прилагательное)

6. Число, которое складывается с другим при выполнении математического действият (слагаемое)

7. Вспышка света на горизонте при отдаленной грозе.(зарница)

8. Световая окраска горизонта перед восходом и заходом солнца (заря)

ключевое слово (ОРФОГРАФИЯ)

- Ребята, так в какую страну мы с вами сегодня отравимся в путешествие?(орфографию)

- А что это за страна? Кто в ней живет?(орфограммы)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? цель?

(На доске – изображение сказочной страны)

- Так вот, в стране Орфография есть город Кореньград – ее столица. Сегодня в ней нас ожидают в гости дедушка Корень и его друзья – Орфограммы. Конечно, в течение одного урока мы не успеем побывать в гостях у всех орфограмм. Мы с вами навестим только те, с которыми познакомились в разделе « Словообразование ».

- Назовите их. («Буквы О-А в корне – кос - - -кас- --лаг---лож

«Буквы О-А в корне – гор - - - гар- -зар—зор)

- Ребята, представляете, стражи города – Ударения и Суффиксы не хотят впускать нас к себе.

Войти никак нельзя туда,

Коль не приложишь ты труда.

Там корни у ворот стоят,

Сомкнулись тесно-тесно в ряд.

А путь откроют лишь тому,

Кто знает толк в правописании.

- Ребята, давайте расскажем стражникам правила правописания корней – гор - -гар-, зор-зар- -кас- - -кос-и –лаг-лож-. (Рассказывают правила)

- Молодцы, теорию вы знаете хорошо. Путь в Орфографическое государство открыт. Так как мы путешествуем по волшебной стране, нас ждёт много интересных встреч. Вот одна из таких .

-Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради и запишите число, классная работа.

3. Работа по теме урока. ( слайд презентации )

3.1. Распределительный диктант

- Распределите слова в два столбика в зависимости от способа проверки корневой гласной. Объясните свой выбор.

Прик. сновение, заг. рать, пол. жение, прил. гательное, подг. реть, заг. р, з. ря, к. сательная, з. рька

Прик О сновение Заг О рать

пол О жение подг О реть

прил А г а тельное заг А р

к А с а тельная з А ря

з О рька

- По какому принципу вы распределяли слова?

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените работу вашего товарища (ответы выводятся на слайд презентации)

3.2. Игра «Четвертое лишнее» (слайд презентации)

- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните четвёртое «лишнее» в каждой строке. Объясните свой выбор.

1. Уг..рел , загАр , сл..жить, к..снулся.

2. Изл..гать , подг.Ореть , к..сательная, з..ря.

3. З..рька, пол..жение, з.А.рянка ,прик..снулся.

- Почему эти слова являются лишними?

3.3. Введение нового знания: Словарная работа:

- Ребята, а знаете ли вы, что обозначает слово ЗАРЯНКА? ( ответы детей)

- А хотите узнать?

3.3.1. Рассказ учителя о значении слова ЗАРЯНКА (птичка). (слайды презентации)

Зарянка - маленькая птица, которую еще называют малиновкой или реполовом, встречается буквально повсюду в Европе, кроме самого крайнего севера. Красногрудые зарянки из России и Скандинавии перелетают на зиму в более теплые края, но одними из первых возвращаются домой с весенним теплом.Небольшие изящные серые зарянки обоих полов обладают ярко-оранжевой грудкой , по которой птицу легко отличить от других. Интересно, что их птенцы появляются на свет с коричнево-бурым окрасом, а оранжевые перья на грудке вырастают только к 3-х месячному возрасту.

Старинная британская притча повествуется о том, как серая з арянка пыталась освободить Иисуса от тернового венца , который впивался в его голову. Так грудь зарянки покраснела от его крови.

Зарянки очень красиво поют. Питаются насекомыми и червяками, часто караулят садоводов, занятых перекапыванием или рыхлением почвы. С середины 19-го века зарянка является неизменным символом Рождества в Великобритании.

3.3.2. Введение нового слова в активный запас учащихся.

- Составьте предложения со словом ЗАРЯНКА. (варианты детей)

3.3.3. Синтаксический разбор предложения

- Запишем получившееся предложение. Выполним его синтаксический разбор. ( Один ученик у доски)

3.4. Работа с сюжетными картинками ( выводятся на слайд презентации)

- Рассмотрите рисунки. Определите, какими словами с чередующимися в корнях гласными можно воспользоваться для их описания. Составьте с ними предложения и запишите их в тетрадь, графически выделяя изученные орфограммы.

У повара подгорел пирог. Повар достал протвинь и увидел, что сгорел пирог. Ребята загорали на пляже. У всех мальчиков темный загар. Только один из них не загорел.

3.5. Физминутка

Вы устали – отдохнем.

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили,

Всем улыбку подарили.

Мы учиться все готовы

И за парты сядем снова.

3.6. Работа с текстом:( в группах)

- Ребята, а сейчас мы будем работать в группах: 1-я группа- Данила, Кирилл и Алина . 2-я группа: Диана, Алина , Темур.

- У вас на столах лежит текст. Прочитайте его внимательно.

- Подумайте, о чем в нем говорится? ( о походе за ягодами и грибами)

- Как бы вы озаглавили этот текст? (Хорошая прогулка, Удачная прогулка, . )

-К какому типу речи относится этот текст? (повествование)

- Какому стилю принадлежит? ( художественному)

На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжелые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожной травы выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
Поднимается солнце, и его лучи освещают далекие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце.
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть — видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберезовики.
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день мое лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене.

Задание для 1 группы: Выписать слова с чередующимися гласными в корне, правописание которых зависит от ударения.

(разгорается, заря , загорели)

Задание для 2 группы: Выписать слова с чередующимися гласными в корне, правописание которых зависит от буквы, следующей за корнем.

(касаются, предполагал , предположения)

3.7. Выполнение теста

- Ребята, так как эта орфограмма находит свое отражение в заданиях типа А 5 при подготовке к ГИА в 9 классе, я вам предлагаю выполнить следующий тест

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) воспламенившись 3) молоко

2) положение 4) беспокойный

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) выгребет 3) заря

2) раздавался 4) шорох

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) отбивался 3) задача

2) влетало 4) прикосновение

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) загар 3) завизжали

2) разбился 4) беспокойный

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) появился 3) побежал

2) увернулся 4) возлагать

Ответы : 1. 2

4. Подведение итогов урока.

- Ребята, наше путешествие по стране Орфография подошло к концу.

4.1. Рефлексия.

- Скажите, все ли у вас сегодня получилось на уроке? Что получилось? Свой ответ начните со слов: СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я.

- Испытывали ли вы какие-нибудь трудности? Какие?

- У вас на столах лежат цветные карточки : красная - все получилось, зеленая - еще нужно поработать над этим материалом, желтая - испытываю много трудностей. Прикрепите их на доску на плакате Страна Орфография в форме дорожки, ведущей к новым открытиям и знаниям по этому разделу.

4.2. Выставление отметок.

5. Домашнее задание. ( дифференцированное)

5.1. Карточки (для среднего уровня):

Карточка 1. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание.

1. Без огня г..рит, без крыл летит, без ног б..жит. 2. На кусте выр..с, по рукам пок..тился, на зубах очутился.

Карточка 2. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание.

1. Х..л..дное имя, х..л..дный и дом.

На х..л..де жгучем г..рит огоньком. 2. Зах..чу, так покл..нюсь, а пол..нюсь, так повалюсь.

Карточка 3. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание.

1. Что без огня г..рит?

2. По з..ре з..рянской к..тился шар вертлянский: никому его ни обойти, ни объехать.

5.2. Творческое задание:( для сильных учащихся)

Написать сочинение-миниатюру «Пожар в лесу»: 5-7 предложений (использовать слова с орфограммой - гар - — - гор)

Орфографический практикум «Корни с чередованием Е-И»

1. Распределите слова в 2 группы: заб…рать, зам…реть, соб…рёшь, сд…рать, соб…рание, отп…рает, отд…рёшь, отм…рать, ст…раешь, отт…реть, пост…лить, зап…реть, расст…лать, выж…гание, бл…стательный, выч…сть, отч…тать, выч…тание, бл…стящий, соч…тание, бл…снуть, уд…рёт.

2. Запишите несколько (4-5) слов с корнями СТЕЛ-СТИЛ. Не забудьте об удвоенных согласных! Разберите все слова по составу.
………………………………………………………………………………………

3. В чём особенность слов блес…нуть, блес…нувший?

4. Дополните каждую пару глаголом несовершенного вида.

Читайте также: