Загадки русского языка 6 класс внеурочная деятельность
Обновлено: 22.11.2024
с Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
на основе методического пособия Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык», М., Издательство РОСТ, 2013.
Назначение программы
Программа является учебно-методическим пособием по внеурочной деятельности для учителей общеобразовательной школы.
Актуальность программы .
Урок не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, что необходимо для активной практики овладения русским языком. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений общения, совместной работы в творческой и исследовательской деятельности. На практико-ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения.
Еще одной из причин составления данной программы является возможность удержать интерес к предмету «Русский язык» у обучающихся, мотивированных к изучению русского языка, с целью стимулирования развития способностей школьников, реализации интеллектуальных и творческих способностей.
Программа "Загадки русского языка" имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общекультурное». Она позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Создание деятельностной ситуации для мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку
Формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц;
Формирование навыков анализа результатов деятельности.
развитие интереса к русскому языку;
углубление знаний, умений, навыков по основным разделам русского языка;
формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
общеязыковое развитие учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
совершенствование коммуникативной культуры школьников.
Воспитывающие:
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
приобщать школьников к исследовательской работе;
учить организации коллективной и личной деятельности.
5. Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа рассчитана в 6 классе − 1 час в неделю, всего 34 часа.
6. Ценностные ориентиры содержания программы
Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание школьников;
становление основ национальной идентичности;
воспитание любви к Родине, к родному языку;
формирование коммуникативной компетенции
7. Формы и методы работы
Формы занятий
Виды деятельности педагога и детей:
практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, научно-практические конференции, литературно – музыкальная гостиная);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию реферата и защита его).
исследовательский (поисковые и научные исследования)
проблемный ( постановка и решение проблемных вопросов);
8. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
9. Содержание программы
1. Ярмарка идей.
Тема 1. С днем знаний. Что я умею, что могу?
Углубление и расширение теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка.
Тема 2. Через тернии к звездам..
Углубление и расширение теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка. Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы.
Тема 3. Эврика! Ох уж эти небылицы.
Исследование художественного текста, работа с этимологическим словарем.. Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши.
Тема 4. Эврика! Игротека.
Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок.
2. Секреты письменной речи.
Тема 5. Про -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов
Правило написания -ТСЯ и — ТЬСЯ у глаголов. Глагол и существительное на -ЦА. Неопределенная форма глагола и форма 3-го лица ед. числа.
Тема 6. Разделительные Ъ и Ь знаки
Употребление разделительных Ъ и Ь в словах. Морфемный разбор слова. Синонимы.
Тема 7. Их следует запомнить
Словарные слова. Ребусы, кроссворды
Тема 8. Они такие классные, удвоенные согласные
Правописание слов с удвоенными согласными. Морфемный состав слова. Ребусы. Словообразование. Однокоренные слова.
Тема 9, 10. Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»
Решение логических задач, шарад, ребусов.
3. Секреты устной речи.
Тема 11. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова?
Фонетика и графика. Отличие буквы от звука. Буквы, не обозначающие звука. Роль мягкого знака в слове. Согласные и гласные звуки. Звуки речи и значение слова. Слог и перенос.
Тема 12. Звуки не буквы! Согласные звуки
Согласные звуки. Парность по твердости и мягкости, глухости и звонкости. Обозначение мягкости звука. Согласные звуки, не имеющие пары. Сонорные согласные. Слабая и сильная позиция звука. Непроизносимые согласные. Фонетика и орфография.
Тема 13. Звуки не буквы! Гласные звуки
Гласные звуки, гласные буквы. Ударение. Слабая и сильная позиция гласного звука (ударные/безударные звуки). Фонетика и орфография.
Тема 14. Двойная роль букв е, ё, ю, я
Буквы е, ё, ю, я. Звуки. Разделительные Ъ и Ь — сигнал звука [j ’ ].Транскрипция.
Тема 15. Звучащая строка
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Аллитерация и ассонанс как выразительное средство языка. Транскрипция.
4. «Слово о словах»
Тема 16. Имена вещей. Поиграем со словами
Лексическое значение слова. Лингвистические словари русского языка. Этимологический словарь.
Тема 17. Эти многоликие слова.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Отличие многозначных слов от омонимов. Игры со словами
Тема 18. В царстве смыслов много дорог. Афоризмы. Анаграммы и метаграммы
Многозначность( полисемия) и омонимия. Анаграммы. Метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами.
Тема 19. Игротека
Афоризмы. Пословицы. Анаграммы. Метаграммы.
Тема 20. Из глубины веков , или какого роду племени…
Происхождение лексики современного русского языка. Старославянизмы. Заимствованные слова. Диалектная и специальная лексика.
Тема 21. Ума палата, или о фразеологии.
Фразеология, фразеологизм. История происхождения фразеологизмов и традиции их использования. Толкование фразеологизмов.
Тема 22. Фразеологизмы. Мудрено сотворено.
Фразеологизмы — термины (земное притяжение, вершина угла, инстинкт самосохранения и т.д.) Толкование фразеологизмов. Многозначность фразеологизмов. Фразеологизмы- омонимы, фразеологизмы- синонимы, фразеологизмы- антонимы.
5. Коварные орфограммы.
Тема 23. Зри в корень! Коварные Е-И в корнях с чередованием
Правописание Е-И в корнях с чередованием. Однокоренные слова. Этимология слов. Кроссворды, шарады
Тема 24. Зри в корень! Буквы О-Ё после шипящих.
Правописание О- Ё в корне слова после шипящей.
Тема 25. Что мы пишем после Ц
Правописание И и Ы после Ц.
Тема 26. Игротека
Правописание И и Ы после Ц. Правописание О- Ё в корне слова после шипящей. Словарные слова. Шарады. Игры со словами.
Тема 27. В гости к Марии и Дарье (падежные окончания существительных)
Склонение имен существительных. Отдельные группы имен существительных, не относящихся ни к одному из трех типов склонения. Падежные окончания имен существительных. Игры со словами.
Тема 28. Поспешишь - людей насмешишь (Личные окончания глаголов)
Спряжение глаголов. Безударные личные окончания глаголов. Кроссворды, игры со словами.
6. Словесное кружево.
Тема 29. Для чего используют звуковые повторы в речи. Звукопись как выразительное средство языка.
Звуковая выразительность речи. Звуковой повтор как стилистическое средство поэтического языка. Аллитерация и ассонанс.
Тема 30. «Каждое слово необъятно, как поэт». Изобразительно-выразительные средства языка.
Выразительные средства русского языка. Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение
Тема 31. Творческая мастерская.
Анализ языковых средств художественного текста. Создание собственных текстов.
Тема 32. Игротека.
Фразеологизмы. Выразительные средства языка. Игры со словами. Шарады, кроссворды.
Тема 33-34. Итоговые занятия за год.
Викторина «Чему мы научились?». Наши успехи и неудачи.
10. Требованиях к планируемым результатам изучения программы
1. В результате изучения курса русского языка обучающиеся должны знать/понимать :
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово,
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
основные нормы русского литературного языка ;
правила русской орфографии;
нормы употребления в речи языковых единиц;
различать ударные и безударные слоги;
не смешивать звуки и буквы;
разбирать слова фонетически;
опознавать звукопись как выразительное средство поэтического языка;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
толковать лексическое значение слов, фразеологизмов, уметь подбирать к ним синонимы и антонимы;
опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как выразительное средство языка;
выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова;
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
развития интеллектуальных и творческих способностей личности
развития речевой культуры, сознательного отношения к родному языку;
увеличения словарного запаса, расширения круга грамматических средств;
удовлетворения потребности в общении.
11. Планируемые результаты освоения программы
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся.
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа;
понимание роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
извлекать информацию из разных источников, свободно пользоваться словарями различных типов справочной литературой;
отбирать и систематизировать материал на определенную тему, уметь вести самостоятельный поиск информации;
уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных речевых средств;
Коммуникативные:
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владеть разными видами монолога и диалога;
свободно участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
уметь находить речевые и грамматические ошибки и недочеты, исправлять их, редактировать собственные тексты;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Познавательные :
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
Результаты образования складываются из предметных результатов, которые могут быть проверены с помощью измерительных процедур или экспертных оценок; образовательных результатов и внеучебных достижений.
12. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
«Загадки русского языка»
Учитель: Кичанова В.Л.
Количество часов в год – 34 в неделю: - 1
В царстве смыслов много дорог.
Афоризмы. Анаграммы и метаграммы.
Из глубины веков, или какого роду племени…
Ума палата, или о фразеологии.
Фразеологизмы. Мудрено сотворено.
Коварные орфограммы ( 6 часов)
Зри в корень! Коварные Е-И в корнях с чередованием.
Зри в корень! Буквы О-Ё после шипящих.
Что мы пишем после Ц.
В гости к Марии и Дарье (падежные окончания существительных).
Поспешишь - людей насмешишь (Личные окончания глаголов).
Словесное кружево
Для чего используют звуковые повторы в речи. Звукопись как выразительное средство языка.
«Каждое слово необъятно, как поэт». Изобразительно-выразительные средства языка.
Итоговое занятие за год . Викторина «Чему мы научились?»
Итоговое занятие за год. Наши успехи и неудачи.
14. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Примерные программы внеурочной деятельности\ Под ред. А.В. Горского. М.: Просвещение, 2010.
2. Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова» 5-6 классы/ Сост. Т.Н. Трунцева._ М.: ВАКО, 2014.
3. Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие, 5 класс. - М.: Издательство РОСТ, 2013.
4. А.Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое. - М.: Дрофа, 2005.
Следующая загадка
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. В отличие от уроков на внеурочных занятиях обучающиеся получают углубленные знания по русскому языку по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_russkogo_yazyka._rabochaya_programma.doc | 122.5 КБ |
Следующая загадка
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_proramma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
« Сивинская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружок «Тайны русского языка»
Направление программы: общеинтеллектуальное
Возраст школьников: 12 лет (6 класс)
Потехина Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Сивинская ООШ» Краснослободского района РМ
Программа курса «Тайны русского языка» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках Ф едерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Данная программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике. Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет систематическая работа и на уроке, и во внеурочное время.
Программа курса «Тайны русского языка» разработана как дополнение к учебнику «Русский язык. 6 класс» (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., - Москва.: Просвещение, 2014)
Необходимость создания данной программы обусловлена проблемой орфографической грамотности учащихся, недостаточностью времени на уроке для практического овладения русским языком.
Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; актуализирует потребности учащихся в реализации своего творческого потенциала.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
1.Образовательные: повторить с учащимися основной теоретический материал по орфографии, фонетике, морфемике за курс русского языка 5 класса; систематизировать и обобщить полученные знания; совершенствовать орфографические, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся; познакомить с историей письменности и правилами русского правописания приставок и корней.
2.Развивающие: развивать языковые компетенции учащихся (орфографические нормы), обеспечивающие свободное владение русским литературным языком; развивать потребность в речевом самосовершенствовании; прививать любовь к чтению;
3. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, его истории.
Общая характеристика курса
Курс «Тайны русского языка» направлен на формирование орфографической грамотности учащихся, развитие орфографической зоркости. Он связан с программой по русскому языку, расширяет и систематизирует теоретические сведения по орфографии, фонетике, морфемике за 5-6 классы.
Программа курса позволит учащимся углубить знания по данному предмету, закрепить практические умения и навыки, поможет подготовиться к успешному написанию контрольных работ, олимпиадам, ГИА по русскому языку.
Основное внимание в программе курса уделяется правописанию корней и приставок, предупреждению орфографических ошибок, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Программа курса основана на историческом подходе к слову, его истокам.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Занятия курса построены на чередовании теоретических заданий с практическими. Учащиеся проводят исследования, эксперименты, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой и словарями, составлять планы, самоинструкции к правилам, делать выводы.
С целью активного овладения русским языком, пробуждения интереса к занятиям большое место отводится занимательности, игровым формам обучения.
Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
Формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Формы работы: с очетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы :
- создание проблемной ситуации;
-работа со словарями, презентациями, символами, схемами, рисунками,
ребусами, тестами онлайн;
- различные виды грамматического разбора;
- составление планов, самоинструкций к правилам;
- создание мини- проектов;
- работа с обучающей программой- тренажером по русскому языку «Фраза»
-работа с раздаточным материалом (предложения и отрывки из произведений русской и зарубежной литературы).
Педагогические технологии и средства обучения:
Технология дифференцированного обучения
Тип программы: образовательная.
Направление программы: общеинтеллектуальное.
Сроки реализации программы: 1 год
Место курса в учебном плане: на курс «Тайны русского языка» отводится 34 часа (по 1 занятию в неделю). Занятия курса организованы по принципу добровольности, с применением безотметочной системы оценивания.
Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности учащихся 6 класса, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста.
Её можно использовать и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка.
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; интерес к изучению языка, его истории; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ответственность за произнесённое и написанное слово; умение работать в паре, коллективе.
Предметные: знание правил правописания приставок и корней; нахождение в словах из у ченных орфограмм, у мение обосновывать их выбор; нахождение и исправление орфографических ошибок; составление самоинструкций к орфографическим правилам; умение пользоваться ими.
2. Содержание программы курса «Тайны русского языка»
1.1.Тайны русского языка.
Знакомство с целями и задачами курса
Дорога в письменность (2 часа)
2.1. Как обходились без письма
Возникновения письма. А начинали все медведи. Значение выражений «медвежий угол и медвежья услуга». Понятно без слов (символы - сигналы).
3.2. Древние письмена
Виды древних писем. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. «Священные знаки». Мини-проект «Дорога в письменность»
Кто-кто в алфавите живет? (3 часа)
4.1. Как возникла наша письменность?
Застывшие звуки. Виды письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица.
5.2. Меня зовут Фонема .
Звуки-смыслоразличители (фонемы); фонемы и буквы; поиграем с фонемами.
6.3. Для всех ли фонем есть буквы?
Рождение звуков, звонкие и глухие «двойняшки», самонаблюдение, воображение, звонкие и глухие «одиночки», твердые и мягкие фонемы, буква-подсказчица (ъ), буква- помощница (ь), таинственная фонема (йот), буквы- «актеры»(е,ё,ю,я), алфавит; работа по отрывкам из стихотворений И.Бунина, Б.Заходера «Моя вообразилия», В. Левина, Р.Муха, Аксельрода «На бульваре», Р.Киплинг, М.Ломоносова, рассказу А. Чехова «Каштанка»; по пословицам о науке, знаниях, книгах и грамотности
В путь за «главным» правилом (5 часов)
7.1. «Ошибкоопасные места».
«Зеркальные» ( например, грабли ) и «незеркальные» слова (например, ду б ) , работа по отрывку из сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц», понятие «орфографическая зоркость».
8.2. Тайна фонемы.
Чередование звуков. Ключ к тайне фонемы (определение позиции). Кто разгадал фонему? (ученый- лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ)
9.3. Опасные согласные
Звуки – «волшебники» (р,л,м,н- сонорные звуки), звуки живут по закону, «ошибкоопасные места» в словах, работа по отрывкам из произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Фефер
10.4. На сцене гласные
Роль ударений в словах.
11.5. Выходим на главное правило
Главное правило – фонемное, проверочная работа по карточкам
«Фонемные» и «нефонемные» правила (4 часа)
12.1. «Фонемы повелевают буквами». Когда Ь знак пишется, а когда не пишется?
Мягкий знак в словах, орфографические правила, в которых «командуют» фонемы, работа по отрывкам из произведений А. Пушкина, М.Цветаевой, решение проблемных игровых ситуации .
13.2. Ваши старые знакомые.
Твердые и мягкие согласные, разгадывание ребусов, составление шуточных двустиший,
14.3. Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!
Непроизносимые согласные в корне слова. Тренировка необходима. Работа по программе - тренажер «Фраза».
15.4. «Нефонемное» правило
Написание букв ы- ,и- после ц .Тест онлайн.
Как «оседлать» правило? (3 часа)
16.1. Волшебное средство - «самоинструкция»
Самоинструкции к правилу, пользование ими на письме.
17.2.- 18.3. Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам
Практическая работа «Составление самоинструкций к разным правилам», проверочная работа по составлению самоинструкции к правилу
Память и грамотность(2 часа)
19.1. Виды памяти.
Виды памяти. Упражнения по развитию зрительной памяти.
20.2. Поговорим о плане.
Практическое занятие «Составление плана», работа по отрывку из сказки А. Милна о Вини - Пухе, анализ шуточного плана Кролика по похищению Крошки Ру, проверочная работа по составлению плана.
Из чего строятся слова? (2 часа)
21.1.Строительная работа морфем.
Роль суффиксов, приставок, окончаний в словах, игра «Приставки «смыслиночки»»;
22.2.Где же хранятся слова?
Копилки слов - словари. Как найти слово в словаре?
Приставки-труженицы (7 часов)
23.1. Поговорим обо всех приставках сразу.
Много ли на свете приставок? Группы приставок. Законы приставок.
24.2.Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).
Приставки вы- ,су-, у-, па-, пра-, об- (обо) и др.. Секреты безошибочного письма .Игры с приставками. «Ошибкоопасные» согласные в приставках первой группы (пред-, под-, над-, в- ,об-, от-, с-). Коварная приставка с-.
25.3.Нарушители главного правила (приставки второй группы)
Все наоборот (приставки без- (бес-),роз- (рос-),из- (ис-) и др. Алгоритм написания приставок. Не «съешьте» второе с- (слова рассказ, рассвет и др.) Игры и упражнения с приставками. Работа по программе - тренажер «Фраза».
26.4.Самые трудные (приставки третьей группы)
Вот они: пре- и при-. Почему трудные? Игры с приставками.
27.5. Что может означать приставка пре- ?
Значения приставки пре-. Тренировочные упражнения. Работа по программе - тренажер «Фраза».
28.6.Что может означать приставка при -?
Значения приставки при-. Тренировочные упражнения. Работа по программе - тренажер «Фраза».
29.7. Гласные в приставках пре- и при- (закрепление изученного).
Тренировочные упражнения по написанию приставок пре- и при-. Алгоритм написания приставок пре- и при-, тест онлайн.
Смотри в корень! (5 часов)
Правильные и неправильные корни. Секреты родственных слов. Сколько бывает родственных слов?
31.2.Кто командует корнями?
Полногласные и неполногласные согласные. Орфограмма с девчачьим именем (суффикс ира-). Суффикс а- продолжает командовать. Командует ударение. Заря и зарница. Командуют согласные звуки. Командует смысл. Тренировочные упражнения. Приведем наши знания в порядок! Алгоритм написания корней с чередующимися гласными и согласными.
32.3.Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»
Способы добычи проверочных слов. Игра «Словесный мяч». Проверить удается не все. Не все требует проверки. Откуда «вылетают» проверочные слова? Слова, «убежавшие» от первоначальных значений, проверочная работа по карточкам
Старые знакомцы ( корни фон-, микро-, авто-, аква-, теле-). Когда без словаря не обойтись? «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А. Потихи. Шарады.
- Обобщение изученного.
3.Тематическое планирование курса «Тайны русского языка», 6 класс (34 часа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Анастасьевская средняя общеобразовательная школа»
Протокол № _____от «__»___________20___г.
«Рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета»
Протокол № _____от «__»___________20___г.
Директор МБОУ «Анастасьевская СОШ»
Приказ № ___ от «__»_______________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кулеш Светланы Анисимовны,
высшей квалификационной категории
по внеурочной деятельности
«Загадки русского языка»
2015-2016 учебный год
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в общеобразовательной школе невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Загадки русского языка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу “Загадки русского языка”.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения русского языка школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса пробуждает у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Содержание и методы обучения курса “Загадки русского языка” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. В отличие от уроков на внеурочных занятиях обучающиеся получают углубленные знания по русскому языку по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Актуальность: Современное образование переносит акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку в рамках внеурочной деятельности.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
II. Цель и задачи курса
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах :
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Система контроля : курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, обучающиеся готовят свои проекты и публично защищают, учатся общаться между собой, организовывать друг друга, нести ответственность за принятое решение.
V. Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-5 классов.
VI. Планируемые результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать ;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы .
VII. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- Правила правописания слов с изученными орфограммами.
- Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
- Главные члены предложения.
- Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
- Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
- Разбирать предложения по членам предложения.
- Обозначать на письме интонацию перечисления.
- Разбирать слова по составу.
- Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
- Писать правильно слова с удвоенными согласными.
- Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
- Определять число, время глаголов.
- Писать НЕ с глаголами.
- Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
VIII. Содержание программы
1 год обучения (34ч)
Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)
Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи
Тема 1.3. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
Тема 1.4. Конкурс Говорунов
В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч)
Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2.4. Этимология слов. Работа со словарями
Тема 2.5. Сказочные превращения.
Тема 2.6. Презентация творческих работ
Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы.
Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч)
Тема 3.1. Зачем нужно знать алфавит
Тема 3.2. В чём секрет правописания морфем
Тема 3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания
Тема 3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема 3.5. Бенефис знаний. Конкурс «На одну букву»
Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (6 ч)
Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка
Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
Тема 4.5. Презентация творческих работ.
Тема 4.6. Викторина 2Крылатые выражения»
Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6 ч)
Тема 5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Тема 5.2. В чём секрет глагола и его форм.
Тема 5.3. Как отличать грамматические омонимы.
Тема 5.4. Какими бывают предложения.
Тема 5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Речевой этикет.(3 ч)
Тема 6.1 Правила речевого этикета.
Тема 6.2 Формулы речевого этикета.
Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Обобщающее занятие . (1 ч)
Тема 7.1 Аукцион знаний.
Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Читайте также: