Загадки рукописей мертвого моря история и учение общины кумрана
Обновлено: 22.11.2024
Свитки из пещеры у Мертвого моря опровергают Библию? Это — «археологическая бомба», заложенная под христианскую традицию? Ученые скрывают от народа сенсацию? Интриги и мифы сопровождают всю историю кумранских находок.
В 1947 году в Иудейской пустыне, неподалеку от развалин под названием Кумран было найдено множество древних еврейских манускриптов. Научный мир потрясен — ведь возраст свитков превышет две тысячи лет! Из них надеялись узнать нечто новое о религиозной жизни еврейского народа — как раз незадолго до пришествия Христа. Многие обстоятельства рождения христианства стали бы яснее. Но публикация рукописей шла крайне медленно. Это породило массу слухов и домыслов, в том числе о сенсационных документах, которые якобы скрывает Католическая Церковь.
Игорь Романович Тантлевский - Загадки рукописей Мертвого моря - история и учение общины Кумрана
СПб.: Издательство РХГА, 2012.— 352 с.
Игорь Тантлевский - Загадки рукописей Мертвого моря - история и учение общины Кумрана - Содержание
От автора
ГЛАВА I. Кумранские рукописи. Археология Хирбет-Кумрана
ГЛАВА II. Иудейские ессеи и египетские терапевты
ГЛАВА III. История Кумранской общины
- 1. На заре Кумрана
- 2. Основатель Кумранской общины и Учитель праведности. Пророческая благодать кумранского Учителя
- 3. Отражение начального периода истории Кумранской общины в Апокалипсисе животных (1 Енох, глава 90)
- 4. Книга Даниила 11:14, Завещание Левия 17:2-18:14 и Кумранская община
- 5. Учитель праведности и «запечатанная Книга Торы»
- 6. Первые лидеры Кумранской общины: Антигон из Сохо, Цадок и Боэтус
- 7. Цадокиды, боэтусеи и саддукеи
- 8. Цадокидский «фарисеизм»
- 9. «Киттии» в рукописях Мертвого моря. Князь Израиля и царь киттиев
- 10. Учитель праведности, священник Йехуда и Нечестивые священники в кумранских Комментариях на библейские книги. Мессианско-эсхатологическая хронология кумранитов
- 11. Гибель Учителя праведности. «Гробница Цадока»
- 12. Гражданская война в Иудее в 94/93-88 гг. до н. э. Исторический фон кумранского Комментария на Книгу пророка Наума (4QpNah)
- 13. Ессейско-кумранское движение во второй половине I в. до н. э. — 73/74 г. н. э. Ессеи после разрушения Второго Храма
ГЛАВА IV. Кумранские предестинационные, дуалистические и сотерологические представления
- 1. Предестинация
- 2. Дуализм
- 3. Сотерология. Гороскопы кумранитов
ГЛАВА V. Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины
- 1. Помазанники (Мессии) в Еврейской Библии и апокрифах
- 2. Дуальная концепция Мессий в начальный период деятельности общины
- 3. Кумранский мессианский дуализм при Учителе праведности
- 4. Идея рождения Мессии Израиля в недрах кумранского сообщества
- 5. Кумранский мессианизм и эсхатология по смерти Учителя праведности. Ожидание кумранитами второго пришествия своего Учителя. Кумранское учение о воскресении тел
- 6. Учитель праведности и «Мессия (от) Аарона и (от) Израиля»
ГЛАВА VI. Енох в Кумране
- 1. Енох в древнееврейской традиции
- 2. «Эфиопский» Енох
- 3. Фрагменты Книг Еноха в Кумране
ГЛАВА VII. Календарь Кумранской общины
ГЛАВА VIII. Фигура Мелхиседека в древнееврейских и раннехристианских источниках. Мелхиседек в Кумране
- 1. Мелхиседек в Еврейской Библии
- 2. Мелхиседек в сочинениях Филона Александрийского и Иосифа Флавия
- 3. Мелхиседек во 2 («Славянском») Енохе
Игорь Тантлевский - Загадки рукописей Мертвого моря - история и учение общины Кумрана - От автора
Обнаружение в 1947-1956 гг. в 11 пещерах пустынной местности Вади-Кумран фрагментов более 800 свитков, принадлежавших проживавшей здесь же с последней трети II/начала I в. до н. э. — по 63/73 г. н. э. иудейской религиозной общине, по-видимому, ессейского толка (см. гл. II), по праву считается самым крупным открытием рукописей в Новое время. Кумранская община явила миру первый известный нам из истории опыт актуального мессианизма. Принадлежавшие ей рукописи проливают новый свет на историю иудейских религиозно-политических течений, идеологию и культуру Иудеи эпохи эллинизма и раннеримского периода, позволяют лучше понять генезис ряда основополагающих доктрин первоначального христианства. Неоценимо их значение для изучения библейской текстологии — ведь обнаруженные в Кумране тексты Священного Писания старше древнейших дошедших до нас масоретских манускриптов приблизительно на тысячу лет.
Радикализм религиозных, идеологических и социально-политических воззрений кумранитов обусловили эзотерический характер их произведений (в том числе, очевидно, по соображениям безопасности). Так, намеки на исторические события носят в рукописях Мертвого моря иносказательный, аллегорический характер, почти все из упоминаемых здесь деятелей и все группировки фигурируют под условными обозначениями, кличками, а подчас и шифрами, абсолютные и относительные датировки отсутствуют. Идеологические представления выражаются в свитках, как правило, завуалированно, часто в аллегорической или метафорической форме, скупым, лапидарным языком. Кроме того, большую сложность для исследователей представляет то, что лишь с десяток кумранских произведений дошли до нас в более или менее полном виде (хотя и в них множество лакун); от остальных сохранились только отдельные фрагменты. Поэтому не приходится удивляться, что практически во всех исследованиях по истории Кумранской общины отсутствуют отождествления значительного числа упоминаемых в рукописях сект и лиц, и, таким образом, в целом реконструкция истории конгрегации носит фрагментарный, эпизодический характер, а многие проблемы не получают даже гипотетического разрешения.
Следующая загадка
Кумранская община и ее тексты — одна из важнейших страниц эпохи в истории Палестины, предшествовавшей возникновению христианства и первым его шагам. Именно поэтому данная тематика заслуженно находится в центре внимания не только ученых, принадлежащих к светской или церковной науке, но и общественных деятелей, представителей культуры, средств массовой информации.
Работа И. Р. Тантлевского ценна тем, что она в доступной для широкой аудитории форме анализирует кумранскую тему объективным образом, показывая, насколько острыми и разнообразными были мессианские настроения в Иудее рубежа эр.
Как рождался миф
Как ни странно, основным «виновником» появления кривотолков стал. священник. Это был видный католический ученый-библеист, руководитель археологической экспедиции, отец Ро-лан де Во. Он предположил, что развалины Кумрана — это монастырь, принадлежавший древнеиудейской секте ессеев. В четырех свитках из тех семи. что были найдены первыми и тут же опубликованы, как раз говорилось о строе и жизни этой секты.
Ессеи — религиозная секта, возникшая в Иудее во половине II в. до Р. Х. и просуществовавшая до I в. по Р. Х, Согласно античным авторам (Филону Александрийскому, Плинию Старшему, Иосифу Флавию, св. Ипполиту Римскому), ессеи жили по всей Палестине, о том числе в городах, довольно обособленными общинами, для которых характерны общность имущества, коллективность труда и быта. Осуждали войны, рабство и торговлю, отвергали кровавые жертвоприношения, имели особый обряд ритуальных омовений. Некоторые ессеи вели безбрачный образ жизни.
Термин «секта» был введен Иосифом Флавием в I веке по Р. Х. для описания религиозной жизни тогдашней Палестины и более соответствует современному понятию «религиозное движение». В современном мире секта мыслится как нечто не только отделенное от генерального направления, но и противопоставляющее себя ему (например, «Белое братство» по отношению к Православной или Католической Церкви и т. д.). В Палестине времен Христа не было единого генерального направления, а существовал ряд религиозных движений, не только сопоставимых между собой по числу членов, но и взаимно влиявших друг на друга.
В Кумране были найдены остатки фортификационных сооружений, а неподалеку в пещерах — множество рукописей. Пытаясь определить, что конкретно он раскапывает, аббат Ролан де Во мыслил категориями католического монастыря. Известно, что средневековые католические (впрочем, как и православные) монастыри были не только центрами духовной жизни, но и военными крепостями, и центрами образования, где хранились и переписывались книги. В любой обители центральное место занимали библиотека и скрипторий (комната для переписывания книг). Как показалось руководителю экспедиции, все это он обнаружил среди развалин Кумрана. Кроме того, быт ессейской общины, описанный в опубликованных рукописях, очень напоминал монашеский уклад жизни.
Сама по себе гипотеза отца Ролана де Во вполне допустима. Однако вокруг работы ученых, расшифровывавших рукописи, шли нелепые слухи — того же типа, что и газетные «сенсации» о том, как «на самом деле» родился Христос, или о том, что «наука доказала», будто бы Христос посещал Гималаи. словом, то, что не имеет никакого отношения к настоящей науке.
План строения Хирбет Кумрана к моменту землетрясения 31 г. до н.э.
В первых опубликованных рукописях многократно упоминался некий «Учитель праведности». В итоге возникла схема: монастырь+ессеи+Учитель праведности. Отсюда родились домыслы о неком «ессейском Христе», рассказами о котором, дескать, вдохновились авторы Евангелия, повествуя об Иисусе. Этот миф существовал десятилетия и рухнул только после публикации в 1991 году всех свитков и пересмотра выводов, сделанных археологическими экспедициями 1951 — 1956 годов.
Что прочли
После публикации всего кумранского корпуса манускриптов стал очевиден ответ на вопрос: опровергают ли они евангельскую историю. К великому сожалению любителей сенсаций: нет. Более того, свитки Кумрана полностью ее подтверждают. «Учитель праведности» оказался персонажем, характерным лишь для сектантских свитков, в то время как несектантские рукописи исполнены пророчеств о грядущем Мессии, Которого напряженно ждали и о котором писали иудеи той эпохи. Последние тексты, найденные в Кумране, были созданы незадолго до Рождения Иисуса Христа, поэтому они очень точно отражают настроения той эпохи. Иудейский народ ждал дня рождения Мессии, но об этом мы знали и до Кумрана.
Из 900 текстов, найденных вблизи Кумрана, только 11 были в цельных свитках, а все остальные пришлось восстанавливать из примерно 25 тысяч фрагментарных обрывков, многие из которых по величине не превышали почтовую марку. Работа по восстановлению текстов была закончена только к началу 60-х годов. И лишь в 90-х годах прошлого века стало возможным систематизировать кумранские свитки. Все они датируются III в. до Р. Х. — началом I в. по Р. Х. Особенно интересны небиблейские, несектантские тексты, поскольку позволяют проанализировать религиозные представления иудеев Палестины периода Второго Храма (538 г. до Р. Х. — 70 г. по Р. Х.). Установлено, что большинство свитков (возможно, и все) были написаны за пределами Кумрана.
Однако рукописи Мертвого моря очень ясно свидетельствуют о том, почему, дождавшись Христа, иудеи Его отвергли. Среди свитков Кумрана были найдены рукописи «Мессианский сборник» и «Мессия неба и земли». Это — свод библейских пророчеств и небиблейских текстов, которые показывают, какого именно Мессию ждали иудеи. И здесь, опять же, Кумран не дал ничего нового. Мессия из небиблейских текстов Кумрана — это политический и военный вождь, который чудесным образом победит всех врагов и поработителей Израиля и поставит иудеев во главе народов мира.
Интересно, что среди рукописей присутствует и библейская книга пророка Исайи, которого называют ветхозаветным евангелистом. Как раз у Исайи и содержатся пророчества о том, что Мессия, будучи Богом, станет человеком, бессемянно родившись от девственницы, что Он возьмет на себя грехи мира и добровольно примет смерть за людей. На эти пророчества постоянно ссылаются авторы Евангелия. Но идея страданий Мессии не пользовалась популярностью у иудеев. Ни в одной из кумранских небиблейских рукописей нет описания страдания Спасителя за грехи Своего народа — только описания Его власти, славы и могущества.
Евангельский Христос, Который пришел освободить людей от рабства греху, Который говорил: «Царство Мое не от мира сего», совершенно не соответствовал тому идеалу Мессии, Которого ждали в Иудее на переломе эпох. В этом смысле Кумран не добавляет ничего нового к тому конфликту между Иисусом и религиозными учителями Израиля, о котором говорит Евангелие и который в итоге завершился Голгофой.
Таков итог почти пятидесятилетних исследований рукописей Мертвого моря. Они не опровергли Евангелие и не поколебали христианство. Более того, с точки зрения науки Евангелие получило дополнительный вес, оно еще раз проверено, на этот раз Кумраном. И пусть некоторые люди с эзотерическим романтизмом продолжают еще твердить о сенсационных находках в Кумране, якобы открывающих тайное знание или скрываемую правду, но с точки зрения современной науки все эти утверждения — не более чем отжившие сплетни, возникшие в 60-х годах прошлого века. И в новый век их тянуть не надо.
Следующая загадка
Такова официальная версия обнаружения кумранских свитков. Впрочем, возможно, бедуины специально прочесывали пещеры в поисках кладов. Во всяком случае, когда появилась возможность торговать находками, они не преминули воспользоваться этим. В 1952 году в поисках новых свитков в Иудейскую пустыню отправилась международная научная экспедиция. И здесь между учеными и местными племенами разгорелась самая настоящая археологическая война. Кочевники старались первыми завладеть рукописями, чтобы затем продать их археологам. Часто им сопутствовала удача, и ученым приходилось выкупать свитки. При этом терялась ценнейшая информация – в каких пещерах и каким образом были найдены манускрипты, как они располагались и т.д. Поэтому археологи, в свою очередь, стремились добраться до хранилищ раньше, чем это сделают бедуины.
«Холодная» археологическая война, слава Богу, не переросла в «горячую», но все же принесла свои печальные плоды. Многие легенды относительно кумранских находок связаны именно с тем, что ученые не имели возможности спокойно заниматься своей работой, и первые найденные и опубликованные рукописи, как оказалось впоследствии, не имели прямого отношения к основной части того, что хранилось в пещерах на берегу Мертвого моря. Работа археологов и кропотливый кабинетный труд ученых по расшифровке и переводу рукописей растянулись на четыре десятилетия. А тем временем обожающая сенсации публика обсуждала «кумранские тайны», которые якобы должны были взорвать все наше представление об эпохе Иисуса Христа и опровергнуть Евангелие.
Один из антиевангельских тезисов гласит, что многие вещи, о которых рассказывает Евангелие, придумали христианизированные греки, а в древнеиудейской среде их быть не могло. Фактически греков обвиняли в том, что они либо придумали, либо отредактировали Евангелие. Например, там часто встречается выражение «Сын Божий». Говорили, что это выражение по отношению ко Христу возникло вовсе не в иудейской среде, а в эллинизированных христианских общинах Малой Азии, что это чисто языческий мотив, навеянный греческой мифологией о сверхъестественном рождении разных героев. Между тем в рукописях Кумрана встречается такое выражение, и относится оно именно к грядущему Мессии.
Как рождался миф
Как ни странно, основным «виновником» появления кривотолков стал… священник. Это был видный католический ученый-библеист, руководитель археологической экспедиции, отец Ролан де Во. Он предположил, что развалины Кумрана – это монастырь, принадлежавший древнеиудейской секте ессеев. В четырех свитках из тех семи, что были найдены первыми и тут же опубликованы, как раз говорилось о строе и жизни этой секты.
В Кумране были найдены остатки фортификационных сооружений, а неподалеку в пещерах – множество рукописей. Пытаясь определить, что конкретно он раскапывает, аббат Ролан де Во мыслил категориями католического монастыря. Известно, что средневековые католические (впрочем, как и православные) монастыри были не только центрами духовной жизни, но и военными крепостями, и центрами образования, где хранились и переписывались книги. В любой обители центральное место занимали библиотека и скрипторий (комната для переписывания книг). Как показалось руководителю экспедиции, все это он обнаружил среди развалин Кумрана. Кроме того, быт ессейской общины, описанный в опубликованных рукописях, очень напоминал монашеский уклад жизни.
Сама по себе гипотеза отца Ролана де Во вполне допустима. Однако вокруг работы ученых, расшифровывавших рукописи, шли нелепые слухи – того же типа, что и газетные «сенсации» о том, как «на самом деле» родился Христос, или о том, что «наука доказала», будто бы Христос посещал Гималаи… словом, то, что не имеет никакого отношения к настоящей науке.
В первых опубликованных рукописях многократно упоминался некий «Учитель праведности». В итоге возникла схема: монастырь+ессеи+Учитель праведности. Отсюда родились домыслы о неком «ессейском Христе», рассказами о котором, дескать, вдохновились авторы Евангелия, повествуя об Иисусе. Этот миф существовал десятилетия и рухнул только после публикации в 1991 году всех свитков и пересмотра выводов, сделанных археологическими экспедициями 1951−1956 годов.
Из 900 текстов, найденных вблизи Кумрана, только 11 были в цельных свитках, а все остальные пришлось восстанавливать из примерно 25 тысяч фрагментарных обрывков, многие из которых по величине не превышали почтовую марку. Работа по восстановлению текстов была закончена только к началу 60-х годов. И лишь в 90-х годах прошлого века стало возможным систематизировать кумранские свитки.
Все они датируются III в. до Р.Х. – началом I в. по Р.Х. и написаны на древнееврейском и арамейском языках, небольшое число – на древнегреческом. Только треть их написаны членами различных иудейских сект: ессеев, саддукеев, зелотов и др. Примерно треть составляют библейские свитки, в которых представлены в отрывках все книги Ветхого Завета, за исключением книги Есфирь. Их текст в целом не отличается от стандартного ныне масоретского, но все-таки имеет ряд любопытных разночтений. Около четверти – небиблейские несектантские тексты. Они особенно интересны, поскольку позволяют проанализировать религиозные представления иудеев Палестины периода Второго Храма ( 538 г. до Р.Х. – 70 г. по Р.Х.). Остальные тексты слишком плохо сохранились и их невозможно идентифицировать.
Установлено, что большинство свитков (возможно, и все) были написаны за пределами Кумрана.
Что накопали…
Что же говорит о Кумране современная наука? Во-первых, поставлена под сомнение «монастырская» гипотеза отца Р. де Во. Археологи пришли к выводу, что «монастырь», скорее всего, был хорошо укрепленным загородным поместьем какого-то знатного иудея. Там занимались сельским хозяйством и ремеслами. На территории Кумрана было найдено множество предметов роскоши и денег. Это абсолютно невозможно для поселения ессеев, которые были нищенствующей сектой и чурались всякой связи с миром материальных благ.
Во-вторых, не выдержала критики красивая теория Ролана де Во о кумранском скриптории, где переписывались книги. На развалинах найдена лишь одна чернильница, в то время как экспертиза почерков показала, что тексты написаны более чем пятьюстами разными людьми! Таким количеством переписчиков не мог похвастаться ни один даже самый крупный средневековый монастырь.
Окончательно ессеев «выселили» из Кумрана после публикации всех манускриптов в 1991-92 гг., когда вслед за гипотезой монастырского скриптория рухнул миф о том, что библиотека принадлежит общине ессеев. В Кумране было найдено около 900 текстов. Все они датируются III в. до Р.Х. – началом I в. по Р.Х. Из них «ессейскими» оказалось всего лишь несколько десятков. Говоря современным языком, четыре сектантских свитка, которые были опубликованы первыми и ввели всех в заблуждение, оказались частью «спецхрана» большой библиотеки. В основном же свитки Мертвого моря – это хорошо известные нам библейские тексты, в которых представлены в отрывках почти все книги Ветхого Завета, а также небиблейские несектантские рукописи.
Ессеи – религиозная секта, возникшая в Иудее во 2-й половине II в. до Р.Х. и просуществовавшая до I в. по Р.Х. Согласно античным авторам (Филону Александрийскому, Плинию Старшему, Иосифу Флавию, св. Ипполиту Римскому), ессеи жили по всей Палестине, в том числе – в городах, довольно обособленными общинами, для которых характерны общность имущества, коллективность труда и быта. Осуждали войны, рабство и торговлю, отвергали кровавые жертвоприношения, имели особый обряд ритуальных омовений. Некоторые ессеи вели безбрачный образ жизни.
Ессеев долгое время считали предшественниками христиан. Однако сходство – исключительно внешнее. Их религиозные воззрения и духовная практика имеют мало общего с учением Иисуса Христа.
После публикации всего кумранского корпуса манускриптов стал очевиден ответ на вопрос: опровергают ли они евангельскую историю. К великому сожалению любителей сенсаций: нет. Более того, свитки Кумрана полностью ее подтверждают. «Учитель праведности» оказался персонажем, характерным лишь для сектантских свитков, в то время как несектантские рукописи исполнены пророчеств о грядущем Мессии, Которого напряженно ждали и о котором писали иудеи той эпохи. Последние тексты, найденные в Кумране, были созданы незадолго до Рождения Иисуса Христа, поэтому они очень точно отражают тогдашние настроения той эпохи. Иудейский народ ждал дня рождения Мессии, но об этом мы знали и до Кумрана.
Однако рукописи Мертвого моря очень ясно свидетельствуют о том, почему, дождавшись Христа, иудеи Его отвергли. Среди свитков Кумрана были найдены рукописи «Мессианский сборник» и «Мессия неба и земли». Это – свод библейских пророчеств и небиблейских текстов, которые показывают, какого именно Мессию ждали иудеи. И здесь, опять же, Кумран не дал ничего нового. Мессия из небиблейских текстов Кумрана – это политический и военный вождь, который чудесным образом победит всех врагов и поработителей Израиля и поставит иудеев во главе народов мира.
Интересно, что среди рукописей присутствует и библейская книга пророка Исаии, которого называют ветхозаветным евангелистом. Как раз у Исайи и содержатся пророчества о том, что Мессия, будучи Богом, станет человеком, бессемянно родившись от девственницы, что Он возьмет на себя грехи мира и добровольно примет смерть за людей. На эти пророчества постоянно ссылаются авторы Евангелия. Но идея страданий Мессии не пользовалась популярностью у иудеев. Ни в одной из кумранских небиблейских рукописей нет описания страдания Спасителя за грехи Своего народа – только описания Его власти, славы и могущества.
Евангельский Христос, Который пришел освободить людей от рабства греху, Который говорил: «Царство Мое не от мира сего», совершенно не соответствовал тому идеалу Мессии, Которого ждали в Иудее на переломе эпох. В этом смысле Кумран не добавляет ничего нового к тому конфликту между Иисусом и религиозными учителями Израиля, о котором говорит Евангелие и который в итоге завершился Голгофой…
Таков итог почти пятидесятилетних исследований рукописей Мертвого моря. Они не опровергли Евангелие и не поколебали христианство. Более того, с точки зрения науки Евангелие получило дополнительный вес, оно еще раз проверено, на этот раз Кумраном. И пусть некоторые люди с эзотерическим романтизмом продолжают еще твердить о сенсационных находках в Кумране, якобы открывающих тайное знание или скрываемую правду, но с точки зрения современной науки все эти утверждения – не более чем отжившие сплетни, возникшие в 60-х годах прошлого века. И в новый век их тянуть не надо.
Термин «секта» был введен Иосифом Флавием в I веке по Р.Х. для описания религиозной жизни тогдашней Палестины и более соответствует современному понятию «религиозное движение». В современном мире секта мыслится как нечто не только отделенное от генерального направления, но и противопоставляющее себя ему (например, «Белое братство» по отношению к Православной или Католической Церкви и т. д.). В Палестине времен Христа не было единого генерального направления, а существовал ряд религиозных движений, не только сопоставимых между собой по числу членов, но и взаимно влиявших друг на друга.
Что накопали.
Что же говорит о Кумране современная наука? Во-первых, поставлена под сомнение «монастырская» гипотеза отца Р. де Во. Археологи пришли к выводу, что «монастырь», скорее всего, был хорошо укрепленным загородным поместьем какого-то знатного иудея. Там занимались сельским хозяйством и ремеслами. На территории Кумрана было найдено множество предметов роскоши и денег. Это абсолютно невозможно для поселения ессеев, которые были нищенствующей сектой и чурались всякой связи с миром материальных благ.
Во-вторых, не выдержала критики красивая теория Ролана де Во о кумранском скриптории, где переписывались книги. На развалинах найдена лишь одна чернильница, в то время как экспертиза почерков показала, что тексты написаны более чем пятьюстами разными людьми! Таким количеством переписчиков не мог похвастать ни один даже самый крупный средневековый монастырь.
Сегодня очевидно, что рукописи Кумрана — не результат деятельности монастырских писцов, а библиотека. Точнее даже, библиотечные фонды, скорее всего, вывезенные сюда из Иерусалима незадолго до начала осады города римлянами в 68 году по Р. Х. Их отвезли в разные места Иудеи и там для сохранности уложили в сосуды, чтобы потом вернуться и использовать вновь. Возможно даже, что иудеи эвакуировали библиотеку, которая находилась непосредственно в Иерусалимском Храме, и найденное в Кумране — ее небольшая часть.
Окончательно ессеев «выселили» из Кумрана после публикации всех манускриптов в 1991 — 92 гг., когда вслед за гипотезой монастырского скриптория рухнул миф о том, что библиотека принадлежит общине ессеев. В Кумране было найдено около 900 текстов. Все они датируются III в. до Р. Х. — началом I в. по Р. Х. Из них «ессейскими» оказалось всего лишь несколько десятков. Говоря современным языком, четыре сектантских свитка, которые были опубликованы первыми и ввели всех в заблуждение, оказались частью «спецхрана» большой библиотеки. В основном же свитки Мертвого моря — это хорошо известные нам библейские тексты, в которых представлены в отрывках почти все книги Ветхого Завета, а также небиблейские несектантские рукописи.
Археологическая война
Весной 1947 года двое мальчиков из кочевого племени таамире пасли коз. И совершенно случайно, в поисках сбежавшей козы, обнаружили пещеру. Надеясь найти клад, они залезли внутрь — и были сильно разочарованы. Вместо золота и драгоценных камней там оказались глиняные сосуды с обернутыми в льняную ткань кожаными свитками. Попытка порезать кожу на ремни не удалась — материал был слишком старым и ветхим. Тогда по совету соплеменников они продали кожаные свитки с непонятными надписями иерусалимскому антиквару.
Такова официальная версия обнаружения кумранских свитков. Впрочем, возможно, бедуины специально прочесывали пещеры в поисках кладов. Во всяком случае, когда появилась возможность торговать находками, они не преминули воспользоваться этим. В 1952 году в поисках новых свитков в Иудейскую пустыню отправилась международная научная экспедиция. И здесь между учеными и местными племенами разгорелась самая настоящая археологическая война. Кочевники старались первыми завладеть рукописями, чтобы затем продать их археологам. Часто им сопутствовала удача, и ученым приходилось выкупать свитки. При этом терялась ценнейшая информация — в каких пещерах и каким образом были найдены манускрипты, как они располагались и т. д. Поэтому археологи, в свою очередь, стремились добраться до хранилищ раньше, чем это сделают бедуины.
Общий вид на Кумран
«Холодная» археологическая война, слава Богу, не переросла в «горячую», но все же принесла свои печальные плоды. Многие легенды относительно кумранских находок связаны именно с тем, что ученые не имели возможности спокойно заниматься своей работой, и первые найденные и опубликованные рукописи, как оказалось впоследствии, не имели прямого отношения к основной части того, что хранилось в пещерах на берегу Мертвого моря. Работа археологов и кропотливый кабинетный труд ученых по расшифровке и переводу рукописей растянулись на четыре десятилетия. А тем временем обожающая сенсации публика обсуждала «кумранские тайны», которые якобы должны были взорвать все наше представление об эпохе Иисуса Христа и опровергнуть Евангелие.
Следующая загадка
Ключ к магии Соломона Том 2. Мы начинаем Сбор средств на Издание.
Clavis или Ключ для открытия тайн магии рабби Соломона.
Clavicula Salomonis JER NLI Yah. Var. 18
Переведено с иврита на французский и с французского на английский с дополнениями Эбенезером Сибли.
Готовим к изданию перевод на русский язык Второго тома.
Один из красивейших манускриптов Соломоновой магии, хранящийся в Национальной библиотеке Израиля. Основная часть манускрипта – это известный Клавис (Ключ) Сибли, являющийся переводом «Ключиков рабби Соломона», снабженный планетарными пентаклями, заклинаниями и призываниями духов и ангелов планет, инструкциями по освящению инструментов и т.п. Кроме этого текста в манускрипте собраны различные магические эксперименты, опыты по вызыванию духов, инструкции по вызыванию духов с помощью кристаллов, описание магических колец и др.
Ключ, открывающий тайны магии Соломона — как мы уже отметили, является в основном переводом других манускриптов. Основа этой книги - Ключ к магии рабби Соломона. Сибли перевел этот гримуар на английский и добавил к нему еще с десяток работ: пентакли дней недели, опыты вызывания нескольких духов (Бирто, Агарес, Беалфарос), полная книга магических наук, кристалломантия, геомантия и др.
Ключ к магии рабби Соломона — это одна из версий (или семейств) Ключиков Соломона, которая представляет собой некое переходное звено между Ключиками Абогназара и Колорно. В трактате приводятся молитвы и заклинания духов дней недели, имена которых взяты из Гептамерона де Абано, молитвы освящения, множество планетарных пентаклей. В некотором роде это семейство Ключиков дополняет упущения версии Колорно, в частности по практической работе с пентаклями. В отношении же инструментария мага автор этого труда склонялся к более упрощенной системе, в большей части соответствующей перечню Абогназара.
Манускрипт JER NLI Yah. Var. 18 является копией оригинального текста Сибли. Автор этой копии — Фредерик Хокли, известный английский оккультист. Мы не знаем достоверно, принадлежат ли все части манускрипта к оригинальной работе Сибли, или часть была добавлена Хокли. Вполне возможно, что некоторые части этой книги были присвоины Хокли и изданы отдельно от его имени, как, например, «Полная книга магической (или оккульной) науки». Однако, может быть, что и наоборот, Хокли добавил эт
Содержание работ манускрипта Clavis или Ключ для открытия тайн магии рабби Соломона:
• "Ключики рабби Соломона". Это 68 листов манускрипта (или 84 полных страниц).
• Мистическое кольцо - 3 страницы
• Эксперимент духа Бирто - 5 страниц
• Эксперимент духа Васаго - 4 страницы
• Эксперимент духа Агарес - 4 страницы
• Эксперимент духа Беалфарос - 6 страниц
• Колесо Мудрости с Ключом и полными указаниями для его использования в магических операциях - 9 страниц
• Полная книга магической науки, содержащая метод принуждения духов к зримому явлению, освящение ламенов, пентаклей и печатей, а также символы планетарных ангелов и методы связывания духов - 25 страниц
• Пентакли семи планет - 10 страниц
• "Кристалиомантия" или Искусство призывания духов кристаллами - 17 страниц
• Разнообразные примеры и эксперименты в естественной каббалистической и церемониальной магии (кольцо силы, связывание вора, уничтожение врагов, эксперимент духа Оберион, о пропорциях человеческого тела, имперский талисман, мощнейший талисман для тайной любви) - 42 страницы
• Электрум магикум - 6 страниц
• Семь колец - 7 страниц
• Эксперимент вызывания духа Венеры в кристалл - 4 страницы
• Геомантия - 20 страниц
• Двойной эксперимент мощной магии - 7 страниц
• Магические опыты - 8 страниц
• Магические таблицы - 7 страниц (не окончены)
Все изображения в манускрипте – полно-цветные и красочные. Издавать его, разумеется, следует исключительно в полном цвете. Однако, книга такого объема (268 полно-цветных страницы + текст перевода) получится достаточно дорогой. В самом начале основания проекта Code Grimoire мы заявляли, что хотим сделать гримуары доступными для русскоязычного читателя. При этом, стоимость книг должна быть приемлемой и адекватной. В силу этого, мы приняли решение, разбить этот манускрипт на два тома.
На изображениях эскизы твердой (черная) и супер (белая) обложек издания и несколько страниц манускрипта.
В состав Второго тома войдут:
• «Кристалиомантия» или Искусство призывания духов кристаллами
• Разнообразные примеры и эксперименты в естественной каббалистической и церемониальной магии
• Электрум магикум
• Семь колец
• Эксперимент вызывания духа Венеры в кристалл
• Геомантия
• Двойной эксперимент мощной магии
• Магические опыты
• Магические таблицы
Книга будет издана в твердом шитом переплете с тиснением и ляссе, цветные форзацы с использованием современной печати и полиграфии, около 350 страниц (2ой том), наличие многочисленных полноформатных цветных иллюстраций, комментарии и статья переводчика. Планируемый начальный тираж 250 экз. Дополнительно к тиражу будет сделана цветная суперобложка для подарочного эксклюзивного варианта книги.
Читайте также: