Загадки про республику коми

Обновлено: 24.12.2024

1. Что означает слово «КОМИ»?

(Наиболее убедительное объяснение дает лингвист В. И. Лыткин. он отметил, что в родственных коми языку мансийском и хантыйском языках есть слова «хум» - по-хантыйски – человек и «ком» - по мансийски – мужчина. Вероятно, слово «коми» первоначально и имело значение – человек – мужчина – люди).

2. Каковы были первые хозяйственные занятия древних коми? (охота и рыболовство).

3. Кого можно назвать первым исследователем коми народа, его языка и культуры? (Стефан Пермский, изучавший коми язык и составивший письменность древнекоми).

4. Когда в Коми крае появился первый город?

(1780 г. – погост Усть-Сысола был преобразован в город Усть-Сысольск)

5. При какой императрице Усть- Сысольск стал городом (Екатерина Великая основала в начале 1780 года Вологодское наместничество, которое включало в себя девятнадцать уездов, в том числе и Усть-Сысольский. По этой причине село Усть-Сысола превратилось в уездный город Усть-Сысольск.)

6. Этим промыслом коми стали заниматься в конце 16 века, а широкие масштабы оно приобрело в 18 веке. (Оленеводство).

7. Турья на Выми, Ношуль на Лузе, Туглим на Нижней Вычегде, чем примечательны эти населенные пункты. (Это древние торговые центры на территории Коми края).

8. Когда возник первый завод в Коми крае? Кто был его владельцем?

(Сереговский солеваренный завод был организован крупным торговцем из Галича Д. Г. Панкратьевым в 1637 году, на основе приобретенного им тогда соляного промысла).

9. Назовите первых коми поэтов. (Куратов Василий Алексеевич, Петр Клочков, Георгий Лыткин, Петр Распутин, Иван Куратов).

10. Назовите первую коми детскую писательницу. (Суханова Агния Андреевна).

11. Назовите первого коми композитора. (Савин Виктор Алексеевич).

12. Почему одна из частей г. Сыктывкара носит название «Париж»?

(В феврале 1814 года в Усть-Сысольск прибыла большая группа военнопленных французов. Их разместили в казармах на окраине города у реки. После заключения мирного договора между Россией и Францией пленных отпустили на Родину, а местность стали называть Париж).

13. Сколько городов В Республике Коми? Назовите их.

(10 – Сыктывкар, Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта, Емва, Микунь).

14. В каком порядке нужно расположить государственные флаги РК и РФ у входа в здание? (Справа РК, Слева РФ)

2. Отгадайте загадки и подберите русскую версию.

1. Через реку жердь перекинута. (радуга).

2. Сам тонкий, сам длинный, а на траву сядет и не видно его. (дождь).

3. Зимой сундук, летом казарма. (муравейник).

4. Дом жителей полон, а окон нет. (стручок гороха).

5. Посреди темного леса стоит молодец в красной шляпе. (гриб).

6. С длинным хвостом, с черной головой, с белой грудью. (сорока).

7. Без рук, без топора, без ножа построена изба. (птичье гнездо).

8. Черный бык боднет и все прячутся, красный бык боднет и все встают и оживают. (день и ночь).

9. У одной матери 5 сыновей и все одним именем названы. (пальцы).

10. Земля с дырой, небо с дырой, а внутри огонь да вода. (самовар).

11. Сначала хлоп-хлоп, а потом резкий крик. (петух).

12. 75 пальто и все без застежек. (капуста).

13. Изба совсем темная, а в ней живет полно людей. (огурец).

14. Беднягу все время бьют палками, а он быстро бегает. (мяч).

15. Маленький рыжеволосый мужичок всех плакать заставляет. (лук).

Коми декоративно –прикладное творчество.

1. Что составляло интерьер крестьянской избы? (полки,стол, табуретки, лавка, ткацкий станок, печь, полати).

2. Что такое чуман? (Сосуд из бересты в виде 4-х угольной коробки – Берестяной кузов, лукошко, в котором держат мелочи).

3. Что такое пестерь? (Большая плетеная удлиненная конвертообразная сумка (заплечная).

4. Какой предмет деревянной посуды особо ценился в семье и переходил из поколения в поколение? (солонка в форме утки. Утка считалась символом благополучия и продолжением рода).

5. Для чего служил туесок?

6. Какими способами изготавливали посуду? (Плетение –корзинка,коренник; шитье- туес,пестель; выдалбливание- миска, солонка…

7. На каком «станке» в старину рождалась шерстяная нить прежде чем попадала на спицы вязальщицы (прялка и веретено).

8. Что такое валек? (плоский деревянный брусок с рукояткой для катания белья).

9. Какие беды в старину подстерегали охотника, забывшего пояс (охотник рисковал заблудиться в лесу и быть унесенным лесным духом).

4. Назовите элемент коми орнамента.

Прикреплённые файлы:
prezentacija-viktorina_rn9p2.ppt | 5524 Кб
Публикации по теме:

Дидактическая игра по этнокультуре Коми края «Коми керка» (Дом Коми) Дидактическая игра «Коми керка»(Дом коми народа). Цель: Приобщить детей к истории Коми культуры, изучить быт коми избы, активизировать словарь.

Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях?» (для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях» Цель: расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

Развлечение ко Дню республики Коми «В Коми крае мы живем» Развлечение ко дню республики Коми «В Коми крае мы живем». Разработал : воспитатель МБДУ «Детский сад №1» с. Объячево Галева Н. Н. Цель:.

Викторина «Что мы знаем о нашем наследии» Викторина «Что мы знаем о нашем наследии» - Выборы жюри; - Каждая команда представляет свое название и эмблему. Вопросы к участникам:.

Викторина «Люби и знай свой Коми край» для детей 6–7 лет НОД в подготовительной группе «Незабудка» Викторина «Люби и знай свой Коми край». Подготовила воспитатель МБДОУ "Детский сад № 105 г. Сыктывкара".

Викторина «Мы знаем об осени все» Цель: Обобщать представления детей об осени, поднять эмоциональный настрой детей. Задачи: продолжать закреплять представления о времени.

Выступление на педсовете. Экологическая викторина «Что мы знаем о птицах» Выступление на педсовете. Экологическая викторина Тема: «Что мы знаем о птицах» Подготовила и провела воспитатель МКДОУ № 41п. Рябово. Ленинградской.

Экологическая викторина, посвящённая году экологии, в старшей и подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?» Муниципальное Автономное образовательное дошкольное учреждение Детский сад № 3 «Теремок» Благоварский район. село Языково. Республика Башкортостан.

Следующая загадка

Цель: знакомство учащихся с фольклором (загадками) коми народа. Данная работа оформлена в виде страничек. Достаточно эти странички вложить в файлы, скрепить в папке-скоросшиватель, и получится книжка-самоделка. Такой книжкой очень удобно пользоваться. Работа выполнена совместно с учащимися 3-го класса.

ВложениеРазмер
komi_zagadki.rar 130.91 КБ

Следующая загадка

Стоит копна посреди двора, спереди - вилы, сзади – метла.

Пришли мужички без топоров, срубили избу без углов.

Часто умывается, а полотенцем не утирается.

Пятак есть, а ничего не купит.

Без рук, без топоренка построена избенка.

Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет - Заплачет она и умрет.

Бел, да не сахар, нет ног, а идет.

Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная, На Новый год я главная.

Снег на полях, лед на водах,

вьюга гуляет, Когда это бывает?

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу под кустом.

Стройный быстрый, рога ветвисты,

Пасётся весь день,- кто это . . .

На шалаш он похож, только ростом выше,

Если дождь, не беда, не промокнет крыша.

Он стоит за бугром, дверь полы и стены

Сделаны не топором, а из шкур оленьих.

Голос тонок, нос долог, кто его убьёт

Тот кровь свою прольёт.

В лесу лает-лает, домой вернётся,

Под лавкой лежит.

Город этот не простой, он дремучий и густой.

ЗАГАДКИ КОМИ НАРОДА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коми народные пословицы.

Презентация:Коми народные пословицы. В игровой форме дети знакомятся с пословицами.

Загадки Коми народа

2 класс Урок по литературному чтению. Тема « Произведения фольклора. Русские народные загадки»

Знакомство детей с произведением фольклора – загадкой.

Коми народные музыкальные инструменты

Презентацию можно использовать на уроках музыки, во внеклассной работе с целью ознакомления коми народными музыкальными инструментами: духовыми, струнными, ударными.

Встреча «Народное творчество коми края». Мастер класс с народными умельцами.

Конспект внеклассного занятия по краеведению к 90 – летию Коми Пермяцкого округа в малокомплектной школе. История, культура, традиции .

Праздник коми народной игры в летнем лагере

В настоящее время большое внимание уделяется этнокультурному содержанию современного школьного образования, что обусловлено целым рядом причин. В условиях изменившихся социально-экономических и .

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Предварительный просмотр:

Следующая загадка

Цель–Систематизация знаний детей о региональных особенностях Республики Коми, воспитание дошкольников в духе уважения и интереса к Коми национальной культуре, символике, быту.

Задачи:

1. Образовательная - Расширять представления детей о родном крае, об истории, географии, природе Коми края.

2. Развивающая – Развивать мышление, память, усидчивость детей через непосредственное решение заданий викторины.

3. Развивающая - Развивать коммуникативные умения в совместной деятельности;

4. Воспитательная – Воспитывать любовь к родному краю, к малой родине.

Оборудование: мольберты, конверты с заданиями (картинки с изображением гербов, портрет С. А. Гапликова, браслеты для капитанов, карточки с буквами РОДИНА, листы с таблицами, призы, грамоты для детей.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Города Коми Республики», «Традиции и быт коми края», «Животный и растительный мир РК», «Полезные ископаемые РК», разгадывание загадок, заучивание пальчиковых игр «Ягоды», «Грибы», рассматривание альбомов «Города Коми Республики», «Традиции и быт коми народа», «Животный и растительный мир РК», «Полезные ископаемые РК», дид. игра «Собери орнамент», Экскурсия в музей им. Н. Дъяконова «Интерьер коми избы», чтение коми народных сказок

Ход занятия:

Дети делятся на 2 команды – Команда мальчиков и Команда девочек. Выбирается капитан команды.

Дети стоят в кругу.

- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

- Сегодня мы проводим викторину, у нас есть 2 команды - Команда мальчиков и Команда девочек. Сегодня у нас присутствует и жюри – это люди, которые определят, чья команда сегодня будет сильнее, кто из вас будет самым активным. Согласны?

В каждой команде – свой капитан, у него есть отличительный браслет.

Мы сегодня проводим викторину о Коми крае.

- Присаживайтесь на места. (дети садятся)

- Посмотрите, пожалуйста, на мольберт. Здесь спрятано слово, которое мы узнаем, если вы ответите на все вопросы правильно.

1 Задание.

Для начала разминка:

– Как называется столица Республики Коми? (Сыктывкар)

- Как называются жители нашего города? (сыктывкарцы)

- Как назывался наш город в старину? (Усть-Сысольск)

- Как называется район, в котором мы живем и где находится наш детский сад? (Эжва)

- Назовите реки, которые протекаю около нашего города? (Сысола и Вычегда)

- Сколько лет исполнилось нашей Республике в этом году? (95 лет)

- Кто является Главой Республики Коми? (Сергей Анатольевич Гапликов. Глава Республики - это высшее должностное лицо. Он выступает гарантом Конституции Республики Коми, прав и свобод человека и гражданина, представляет Республику во внутренних и международных отношениях)

- Молодцы, ответили на все вопросы правильно.

Открывается 1 буква.

2 задание

- Что является символами Республики Коми? (Герб, флаг, гимн)

У капитанов есть отличительный браслет. Как вы думаете, что он означает? Где мы можем его увидеть? (Ответы детей.)

- Правильно, на нем 3 цвета – синий, зеленый и белый. Где мы можем встретить эти цвета? Правильно, на флаге Республики Коми. Объясните значение цветов на флаге. (Синий цвет флага символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов.

• Зеленая полоса обозначает основное богатство Коми – необъятные таежные массивы.

• Белая полоса воплощает белизну и чистоту снега, простоту и суровую красоту Севера, а также равенство народов, проживающих в республике).

Задание 1 команде –

-Найдите герб города Сыктывкара. Что означает изображение на гербе Сыктывкара? (Главный символ герба - медведь в берлоге. Медведь - талисман, хранитель традиций города, оберегающий ростки новой жизни (цвет золотой); Элемент национального орнамента (Шондiбан) - солнце (цвет золотой); диагональные полосы - слияние двух рек Вычегда и Сысола (в цветах государственного флага. (выбрать из нескольких).

Задание 2 команде -

- Найдите герб Республики Коми. Что означает изображение на гербе РК (Герб представляет собой изображение золотой хищной птицы на красном щите: на груди птицы – лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В композиции «птица-человек-лось» хищная птица является образом власти; лик женщины соответствует образуЗарни Ань (Золотой Бабы, матери мира. Образ лося означает силу, благородство, красоту. Сочетание золотого и красного символизирует в Коми солнце, материнство и рождение).

Открывается 2 буква.

3 задание

- Давайте вспомним названия городов РК. (Воркута, Инта, Усинск, Печора, Сосногорск, Ухта, Троицко-Печорск, Микунь, Емва, Сыктывкар)

Задание 1 команде- на гербе какого города изображен олень? (Воркута, Инта)

Задание 2 команде- на гербе какого города изображен токующий глухарь? (Сосногорск)

Открывается 3 буква.

Физминутка

По родному краю

Дружно мы шагаем. (марш на месте)

Справа от нас – зеленый луг (повороты)

Слева находится – лес (поворот)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок (прыжки)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж, захватывает дух! (махи руками).

4 задание

- Чем богата наша РК? А как называется бескрайний лес, щедро дарящий РК свои богатства? (главное богатство – это лес, тайга, парма)

Задание капитану мальчиков– назовите 8 - 10 названий грибов, растущих в лесах РК (Белый гриб, подберезовик, подосиновик, опенок, волнушка, рыжик, масленок, груздь, лисичка, сыроежка)

Открывается 4 буква

Физминутка «Ягоды», «Грибы»

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.

Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»

(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)

А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!

(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

Ягоды – это крыжовник, (указательным пальцем одной руки

Клюква, черника, брусника, (пересчитывают, сгибая, пальцы на другой

Малина, клубника, шиповник, (руке)

Смородина и земляника.

Запомнил ягоды я наконец. (поднимают плечи, удивляются)

Я – молодец! (большой палец вытягивают вперёд)

Раз, два, три, четыре, пять, (сначала загибаем или разгибаем пальчики

В лес идём мы погулять. (на каждую ягодку)

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём (в конце - ладошки сложить лодочкой,

И братишке отнесём! и "угостить" ягодками)

5 задание

1. Он на севере живёт.

Снежный наст копытом бьёт,

Из-под снега корм добудет.

Снег поест - вот так он пьёт. (Северный олень)

2. Похож внешне он на лисицу,

Охотник, проныра, хитрец,

Не спрятаться зайцу и птице

Поймает их ловкий… (Песец.)

3. Что за дикий, страшный зверь, Никогда ему не верь.

Быстро прыгает, кусает, Каждый точно его знает.

За добычей поспешит.

Знает он в охоте толк, Отвечаем, это. (Волк)

4. Мохнат, косолап

Рычит на весь лес. (Медведь)

5. Бережливый, быстрый, ловкий,

Под землёй хранит в кладовке

Он с орехами сундук.

Если гостем будет друг -

На пеньке под сенью кедра

Угощает друга щедро

- Молодцы, все загадки отгадали. Скажите мне, пожалуйста, живут ли эти животные в наших лесах? А каких диких животных, которые живут в РК, вы еще знаете? (Ответы детей – каждая команда по очереди)

Открывается 5 буква

6 задание

- Какая национальность в Республике Коми является коренной? (коми)

- Назовите основные виды деятельности коми народа в прошлом? Заполните схематически таблицу. (Земледелие, охота, рыболовство, скотоводство, оленеводство, собирательство)

- А в настоящее время занимаются ли люди, которые живут в РК этими же видами деятельности?

Открывается 6 буква.

-Ребята, вы справились со всеми заданиями. Поэтому вы сможете продолжить фразу – Республика Коми – наша …

Дети: РОДИНА.

Шар большой, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома.

Дом на улочке одной,

Этот дом, страна, земля –

«Музыкальная пауза»

Немало песен сложено о нашем крае и городе. Пока жюри подводит итоги, мы с вами послушаем песню о Сыктывкаре, она называется «Столица Коми края».

- Подведение итогов. Награждение лучшего игрока, вручение медалей «Знаток Коми края».

Публикации по теме:

Дидактические игры «Люби и знай свой родной край» Родной край. Милый дом. Что может быть дороже и милее? Мы, взрослые, имея большой жизненный опыт за спиной, это можем понять, принять.

Кружок «Люби и знай свой край родной» Перспективный план кружковой деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в 1-й подготовительной группе «Люби и знай свой край.

КВН «Знай свой край!» для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» КВН «Знай свой край!» для детей подготовительной.

Познавательно-творческий проект «Знай и люби свой край» Познавательно-творческий проект «Знай и люби свой край» Автор: Ванина Лариса Николаевна Воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Оглавление 1. Актуальность проекта 2. План мероприятий в рамках реализации проекта 3. Заключение 4. Список литературы 5. Приложения.

КВН «Знай и люби свой край» Цель: закрепить и уточнить знания детей о станице. Программные задачи Развивающие: 1) стимулировать познавательный интерес детей к изучению.

Викторина для детей и родителей «Люби и знай родной свой край» Викторина для детей и родителей «Люби и знай родной свой край» Предварительная работа: изготовление детьми приглашения для.

Викторина «Люби и знай свой край» средняя группа Викторина «Люби и знай свой край» Цель: систематизировать у детей знания о природе родного края, о правилах поведения в природе, развивать.

Викторина по экологии «Знай и люби свой край» (подготовительная группа) ель: Расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе родного края. Закрепить знания о правилах поведения в природе. Развивать связную.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в полосе элементов орнамента коми народа.

Интегрированный урок (изобразительное искусство + краеведение). Данный урок способствует развитию поликультуного воспитания.

Загадки разных народов

Сравнение авторских и народных загадок.

конспект "Жилище коми народа"

презентация к конспекту Жилище коми народа

Презентация "Легенды и сказания коми народа"

Презентация рекомендована для проведения уроков по народоведению, краеведению.

Тема урока: «Музыка Коми народа» Презентация "Легенды и сказания коми народа"

Презентация рекомендована для проведения уроков по народоведению, краеведению.

Читайте также: