Загадки про пирамиду маслоу
Обновлено: 24.12.2024
Нашёл недавно свой старый текст, в котором писал про пирамиду Маслоу. Иногда мне кажется, что тема это банальная и не стоит её рассасывать, но потом убеждаюсь в том, что актуальность этой темы совсем не потеряна. Поэтому напишу про эту самую пирамиду кратенько-кратенько здесь. Кому-то будет интересная информация, кому-то будет прикольно вспомнить про неё.
Согласно А.Маслоу, человеческие потребности имеют уровни от более простых к более высоким, и стремление к более высоким потребностям, как правило, возможно и возникает только после удовлетворения потребностей более низкого порядка, к примеру, в еде и безопасности.
Пирамида Маслоу. Фото из открытых источников в интернете. Пирамида Маслоу. Фото из открытых источников в интернете.В своей работе «Мотивация и личность», от 1954 года, Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования, состоящую из пяти уровней. Пирамида получилась такая:
Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)
Потребность в безопасности (стабильность, порядок, зависимость, защита, свобода от страха, тревоги и хаоса)
Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, свой круг, референтная группа)
Потребность в уважении и признании (уважаю себя я, уважают меня другие, я известен и нужен. 1: я достигаю, 2: престиж и репутация, статус, слава)
Потребность в самоактуализации (развитие способностей. Человек должен заниматься тем, к чему у него есть склонности и способности)
Позже, в других работах, А. Маслоу иногда добавлял еще два уровня: уровень познавательных способностей и уровень эстетических потребностей.
По мнению А.Маслоу, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей. Другая закономерность, замеченная Маслоу, состоит в том, что, когда удовлетворяются потребности более простые, человек начинает тянуться к потребности более высокого порядка. При этом сам же Маслоу отмечал, что из этого правила нередко случаются исключения: у некоторых людей потребность в самоактуализации может оказаться важнее, чем потребность в любви, также как некоторые люди останавливаются на уровне низших потребностей, не испытывая интереса к потребностям более высоким, даже когда низшие потребности вроде бы удовлетворены. По мнению Маслоу, все такие нарушения нормального развития человека происходят в результате развития невроза либо в ситуации сильно неблагоприятных внешних обстоятельств.
Продолжение темы в следующей публикации на эту тему называется, «В чём смысл пирамиды Маслоу»? Эта публикация доступна по ссылке -
По моему мнению это совсем не идеальная мотивационная модель. Но наличие, а в особенности понимание даже этой пусть и не идеальной модели всё же лучше, чем не иметь никакой модели.
Если Вам заинтересовала публикация и поднятые в ней темы, тем более если она понравилась Вам, ставите лайк, пишите Ваши вопросы, комментарии, делитесь с друзьями! Ваша активность поможет мне понять, в чём Вы заинтересованы, и дать Вам ответы на Ваши вопросы.
С Уважением,
Иван Матрёнин
Психолог. Семейный психолог. Медицинский (клинический) психолог.
Следующая загадка
Отписаться можно в любой момент.
1 апреля исполняется 110 лет со дня рождения всемирно известного американского психолога Абрахама Маслоу . О том, что он был автором «пирамиды потребностей» , знают все, но немногие слышали о том, что он мог бы прославиться как российский, а не американский ученый, если б его родители не эмигрировали в США в начале ХХ в., и тогда его бы звали Абрамом Масловым. Его персона для многих до сих пор остается загадкой, как и тот факт, что никакой пирамиды на самом деле он не рисовал…
Факт 1. Происхождение
Незадолго до рождения Абрахама его родители, спасаясь от еврейских погромов, уехали из южной губернии Российской империи в США. Фамилия его отца – Маслов, но он решил произносить ее на американский манер – Маслоу. Абрахам появился на свет в 1908 г. в еврейском районе Нью-Йорка, но если бы это случилось на несколько лет раньше, он стал бы нашим соотечественником и его звали бы Абрамом Самуиловичем Масловым.
Факт 2. Несчастливое детство
В детские годы Абрахам был предоставлен сам себе и рос очень несчастливым и одиноким ребенком. Характеризуя своего отца, он говорил, что тот больше всего любил «выпивку, драки и общество женщин». А мать была крайне религиозной женщиной, жестоко наказывая сына за непослушание и уделяя больше внимания шести младшим детям. Будущий психолог признавался: « Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток – они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать) …Принимая во внимание условия, в которых прошло мое детство, приходится только удивляться по поводу того, что у меня не развилось какое-либо психическое заболевание. Я был еврейским ребенком в нееврейской среде. Что-то вроде первого чернокожего в учебном заведении для белых детей. Я рос без друзей, один и практически все свободное время проводил в читальных залах посреди книг ». С отцом он позже нашел общий язык, а мать так и не смог простить и даже не пришел на ее похороны.
Факт 3. Брак с двоюродной сестрой
Абрахам никогда не пользовался успехом у женского пола и сильно переживал из-за своей невзрачной внешности: ему казалось, что с таким худощавым телосложением и таким большим носом он выглядит комично и нелепо. Он настолько болезненно относился к собственной внешности, что даже избегал поездок в метро в час пик, чтобы никому не попадаться на глаза. Он пробовал заниматься спортом, но не достиг заметных результатов, и тогда с головой ушел в научную деятельность. Ситуация усугублялась тем, что со школьных лет Маслоу был влюблен в свою двоюродную сестру Берту Гудман, но не решался ей признаться в этом, опасаясь отказа и осуждения. Но его любовь оказалась взаимной, и это круто изменило его жизнь. Он женился на Берте, а вскоре получил степень доктора психологии в Висконсинском университете. Ученый признавался: « По большому счету, жизнь началась для меня лишь только тогда, когда я переехал в Висконсин и начал семейную жизнь ».
Факт 4. Пирамида, которой не было
Во всем мире американского психолога знают в первую очередь как автора «пирамиды потребностей», в которой он представляет иерархическую систему мотивов поведения человека. Эта пирамида неоднократно становилась причиной ожесточенных споров психологов, маркетологов и менеджеров – мол, в реальных условиях пирамида не работает, и каждая из этих потребностей не может быть удовлетворена в полной мере, чтобы можно было переходить к следующей. На самом деле все эти споры безосновательны – все дело в том, что никакой пирамиды Маслоу не рисовал. Он действительно занимался изучением иерархии потребностей человека, но пирамида впервые появилась в 1970-х гг. в работах его последователей и популяризаторов как сильно упрощенное и схематичное изображение результатов исследований знаменитого психолога. С помощью этой схемы действительно проще объяснить теорию мотивации Маслоу, однако она не сводится к пирамиде.
Факт 5. Пирамида, которая «не работает»
Именно из-за схематичного изображения теории мотивации Маслоу в виде пирамиды и возникают казусы в трактовках. Чаще всего звучат возражения по поводу того, что неудовлетворенность физиологических потребностей мешает возникновению потребностей высшего уровня – мол, поэт может писать стихи, оставаясь голодным, альпинист стремится к вершине, пренебрегая собственной безопасностью и т. д. Однако ученый имеет в виду потребности, доведенные до крайней степени: « На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный… Человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды ».
Кроме того, эта иерархия не столь строга и последовательна, как это представлено в пирамиде. Маслоу пишет: « Когда мы говорим об иерархии …, может сложиться впечатление, что речь идет о некой жестко фиксированной структуре потребностей. Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. . Говоря об иерархии потребностей, мы утверждаем лишь, что человек, у которого не удовлетворены две потребности, предпочтет сначала удовлетворить более базовую, а, следовательно, и более насущную потребность. Но это ни в коем случае не означает, что поведение этого человека будет определяться именно этой потребностью. Считаю нужным еще раз подчеркнуть, что потребности и желания человека – не единственные детерминанты его поведения ». В своих поздних работах психолог существенно модифицировал свою теорию мотивации личности, фактически отказавшись от многоступенчатой иерархии потребностей.
Следующая загадка
Изменения шаблонов/файлов этой версии ожидают проверки. Стабильная версия была проверена 7 июля 2020. Перейти к: навигация, поиск
Этот Выбегалло заявлял, что все беды, эта, от неудовольствия проистекают, и ежели, значить, дать человеку все — хлебца, значить, отрубей пареных, то и будет не человек, а ангел.
Человек не может жить только для того, чтобы есть, пить и иметь пристанище. Как только его насущные потребности будут удовлетворены, в нём пробудятся ещё с большею силою те потребности, которые мы могли бы назвать художественными.
Расширенная 7-ступенчатая версия
Пирамида Маслова, она же Пирамида Маслоу, — некогда обычная иллюстрация из учебника, ставшая дебилкой для офисного планктона, которая якобы объясняет составляющие гармонично развитой личности. Придумана через пять лет после принятия ислама аффтором-иудеем.
Следующая загадка
"Встретились на фуршете новый и старый русские (НР и СР). НР ест все подряд, а СР ходит между столиками, иногда только то одно то другое пробует. НР удивляется:
- Ты что не ешь? Халява же!
- Не хочу.
- Как это?
- Ну я когда хочу есть - ем, а когда не хочу есть - не ем.
- Ну ты прям ЖИВОТНОЕ!"
Когда впервые узнал об этой забавной теории, то воспринял ее легко и некритично, как факт. Уж очень складно все выглядело, а с точки зрения русского языка, еще и забавно (Хлебоу-Маслоу-Икроу:). Но потом начали образовываться вопросы и неясности. К примеру, в тех случаях, когда люди по каким-то причинам воспитывались в звериных сообществах, то ни о какой такой "пирамиде Маслоу" там и речи не шло. Насколько я понимаю, интересы таких "маугли" навсегда ограничивались первым-вторым этажами. Точно так же, как и у зверей - сформировавших их "культурную" среду. Т.е. следует понимать, что Маслоу описал не свойства человеческой психики, а чисто культурные приоритеты и их проявления у современного социализированного в обществе человека. Т.е. фактически это свойства не человека, а члена общества. Причем, весьма вероятно, проявления этих свойств различаются не только и не столько в зависимости от каких-то индивидуальных особенностей людей, а в первую очередь именно из-за их культурных отличий. К примеру, у негров на "велфэре" никакого ренессанса не наблюдается, несмотря на массу свободного времени, скорее наоборот, вместо зажигательных танцев и джаза (характерных для периода их жестокой эксплуатации) - тупой бодибилдинг, повальная наркомания и дебильный рэп. Примерно такие же низменные проявления характерны и для многих других национальных культур. Причем, именно для их национальных культур, а не для представителей этих национальностей. Оказавшись в другой культурной среде, решительно оторвавшись от родоплеменных корней и отказавшись от своей "благородной" национальной дикости, они становятся, в культурном плане, практически неотличимы от окружающих. Бывает и наоборот, когда в результате чрезмерной "толерантности" высококультурного общества к представителям примитивных культур или же его сознательного "опускания" силами собственных элит (современная Европа - живой пример), оно само начинает стремительно дичать и деградировать. В процессе культурного роста общества - растет и пирамида потребностей его членов, а при регрессе - рушится, как Вавилонская башня.
Вероятно, главная "ошибка" Маслоу состоит в том, что он смешал вместе, как объективные биологические потребности человека, так и его субъективные желания, обусловленные влиянием общества, семейным воспитанием и культурным наследием. Причем, реализация этих потребностей возможна только в рамках конкретного общества, их сформировавшего. При отрыве от высокоразвитого общества, от культурных традиций, практически неизбежно начинаются стремительные процессы примитивизации личности. Происходит спуск по склонам пирамиды Маслоу, к самому ее основанию, "возвращение к корням". Это явление хорошо заметно на примере деградации современных элит, "культурная" жизнь которых является яркой иллюстрацией этого явления. В отрыве от породившего их советского общества они фактически озверели. Безграничный гедонизм (фуагра, пармезан, хамон, дорогие игрушки, дешевые понты, всевозможные сексуальные извращения и т.д.) и параноидальное стремление к безопасности - это живые свидетельства их обитания на самых нижних ступеньках пирамиды потребностей. Именно тогда, когда они должны были бы устремиться к ее вершине. Причем, создается впечатление, что большая часть наших "элитариев" если и не находится уже на самой нижних ступеньках пирамиды, то быстро соскальзывает к ее основанию. Постепенно уподобляясь знаменитому "кадавру неудовлетворенному желудочно" Стругацких, стремясь "свернуть пространство и остановить время". Существование некоторых рудиментов и атавизмов высокой культуры пока обеспечивается лишь статусным потреблением, когда наши "кадавры" вынуждены спать на балете и давиться марочной кислятиной, лишь потому, что это престижно и дорого-богато. Парадокс такой ситуации, когда на вершине социальной пирамиды оказались обитатели культурного днища (или уже там опустились до такого состояния, в процессе), приводит к тому, что все самые активные члены общества пытаются деградировать вслед за ними. Искренне считая такое поведение единственно правильным и едва ли не эталонным для нормального человека. Хотя, культурное ядро общества, прекрасно осознает гибельность такого курса, пытается организовать сопротивление. Беда в том, что многие еще не поняли принципиальную закономерность и неизбежность деградации буржуазного общества, вообще и до конца, и пока искренне верят, что эту проблему можно решить не выходя за рамки капиталистической парадигмы. Наивно надеясь избежать предстоящей революции и гражданской войны.
Кстати, из пирамиды Маслоу следует простой и очевидный вывод, чтобы решить демографическую проблему в масштабе всего человечества (планете Земля трудно будет обеспечить достойный уровень жизни более 100 миллиардов человек, а космическая экспансия дело непростое), надо население Земли, или поставить на грань выживания, чтобы людям было не до размножения, или поднять уровень развития народных масс до вершин пирамиды, тогда размножение перестанет быть для людей значимой целью, уйдет на периферию смыслов и будет легко регулироваться ненасильственными морально-этическими способами (средствами культуры и искусства, к примеру) или же их гражданской сознательностью. Хотя, на самом деле, выбора здесь нет, потому что первый вариант приведет к почти мгновенному (по историческим понятиям) уничтожению всей нашей цивилизации.
Содержание
Пирамида, говоришь?
Чета Масловых свалила в СШП из ебеней под Киевом в самом начале XX века, чем избавила себя и будущего ребенка от ужосов Первой мировой войны, украинской государственности, гражданской войны, голодомора, сталинских репрессий, немецкой оккупации, Холокоста и борьбы с космополитизмом. Папа будущего светила, ломая устоявшиеся стереотипы про ЕРЖ, работал руками — делал бочки. Мамаша оказалось несколько ебанутой и пиздила отпрыска просто так, пока папаша ездил на блядки к клиентам.
Когда маленькому Абраше исполнилось девять лет, семья сменила еврейское гетто в Бруклине на какое-то другое гетто, и его стали пиздить не только мамаша, но и сверстники, за то что еврей. Абрам в отместку стал ботанить школьную программу, что вкупе со скопленными непосильным трудом папы деньгами позволило ему поступить в юридический колледж. Казалось бы, сбылась мечта идиота, но наш герой, следуя по стопам папы, поломал шаблоны и вылетел с первого курса.
Хотя Маслов постоянно задвигал про потребности и их иерархию, слова пирамида, а тем более её изображения, в его работах не было. Самое раннее отрытое изображение идей Маслова в виде пирамиды датируется 1975 годом. Через пять лет после его кончины, в каких-то немецких учебниках.
Базисом нашего существа, а следовательно и нашего счастья служит животная сторона нашей природы. Поэтому для благоденствия существеннее всего здоровье, а после него средства к жизни, т. е. доход, могущий избавить нас от забот. Честь, блеск, чин, слава, какую бы ценность мы им ни приписывали, не могут ни соперничать с этими подлинными благами, ни заменять их, в случае надобности мы не задумываясь пожертвовали бы ими ради подлинных благ.
Жрат, жрат, жрат!
Сразу после возникновения теория иерархии потребностей подверглась набегу троллей. Ладно, бихевиоризм многого не объясняет, но это-то что объясняет? Почему кто-то в Бухенвальде, в условиях «нет жрат и небезопасно», строит на пизженых под страхом смерти лампах и батарейках приёмник для записей сводок Совинформбюро, а кто-то их сдаёт за банку сгущёнки? Пирамида не объясняет. Почему кому-то надо много бабла, потому что он красивый такой; а кому-то и честно заслуженного миллиона баксов не надо, лишь бы не мешали собирать грибы. Пирамида не объясняет. Маслов слабо отбрехивался на тему «потребности включаются с возрастом», и вершина, самоактуализация, становится актуальной годам к 50, а достигают её только 5%. Так и тут лажа — так, очевидно базовыми потребностями младенца являются жрат и безопасность, для большинства ещё привязанность/любовь мамаши. Все они у Маслова разместились на разных уровнях. А вот полового влечения (самый нижний уровень) у младенцев нет. Fail как он есть.
Это, конечно, если не учитывать ещё одну теорию Маслова: человек, базовые потребности которого должным образом удовлетворялись с раннего возраста, привыкает концентрироваться на потребностях более высокого уровня — и эта фиксация не исчезает даже в том случае, если удовлетворению базовых потребностей ВНЕЗАПНО придёт пиздец. А вот эту теорию уже опровергнуть потруднее, ибо британские учёные подтверждают, что и среди чинуш наиболее вороваты обычно те, кто долго шёл к успеху из тяжёлого детства.
Забавный гэг случился у Стругацких в ПНВС: псевдоучёный Выбегалло строит опыты (бихевиоризм) над потребностями (Маслов) и дико фейлит со своими кадаврами. «Человек, полностью неудовлетворённый» у него получился хилый и сразу с жалостливым стоном издох; «человек, неудовлетворённый желудочно» бесконтрольно обжирается и лопается, попутно заляпав всех вокруг; от художеств же «человека, полностью удовлетворённого», который магическим образом удовлетворяет свои материальные потребности [1] мир вообще чудом не свернулся в трубочку. 1965 год. Идеи Маслова, доведённые до абсурда.
Кроме Маслоу такие пирамиды разного состава рисовали и до, и после него. Общая идея лежит в визуализации структуры потребностей для тупой студентоты, что облегчит запоминание и понимание. Вопрос приоритетности, первичности, подавления тех или иных потребностей, и тэдэ, и тэпэ, гораздо шире данной схемы и собственно ею не рассматривается. Особую любовь 95% в этой стране она получила потому, что была использована в одном из самых первых переводных учебников по социологии Нейла Смелзера, да так полюбилась продвинутому быдлу, что ее стали пихать куда ни попадя и придавать ей невъебенно глубокий смысл.
Читайте также: