Загадки про оренбургский край

Обновлено: 05.11.2024

Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре и традициям народов Оренбуржья.

• обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России (русских, татар, башкир, казах, украинцев);

• формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;

• расширять представления о родном крае;

• учить находить отличительные особенности людей разных национальностей;

• учить анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.

Развивающие:

• развивать умение внимательно слушать;

• развивать познавательныеуниверсальные учебные действия детей: выделять существенные признаки национальных костюмов;

• развивать интерес к истории родного края, литературному наследию;

• развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности.

• воспитывать любовь к большой и малой Родине;

• воспитывать уважительное, доброжелательное отношение детей к людям разных народов, национальностей;

• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

• формировать у детей толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям и обычаям.

Расширять и активизировать словарный запас: национальность, традиция, многонациональный край.

Создание среды для организации и проведения ОД: карта Оренбургской области,презентация: «Культурный комплекс «Национальная деревня» - модель», «Оренбург – малая родина»;клип на песню «У моей России…», дети, одетые в национальные костюмы (русский, татарский, башкирский, казахский, украинский, атрибуты к п/играм.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская.

Конструирование.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. Анализ обследование, выводы.

Беседа о малой Родине.

Презентация «Оренбург – малая родина»

Клип на песню «У моей России…»

ЧХЛ: стихотворение О. Александрова «Лучшее богатство»

Презентация «Культурный комплекс «Национальная деревня»

Беседа про «Русское подворье»

Русская народная песня «Во кузнице»

Беседа про «Башкирское подворье»

Башкирская народная игра «Продаем горшки»

Беседа про «Казахское подворье»

ЧХЛ: «Родина моя - Казахстан!» В. Запуниди

Беседа про «Татарское подворье»

Рассказ ребенка про татарскую кухню.

Татарская народная игра «Тюбетейка»

Беседа про «Украинское подворье»

Д/и «Найди украинские национальные блюда»

Пословицы и поговорки разных народов.

Д/и «Угадай национальность»

ЧХЛ: «Народы России» В. Степанов

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов ОД.

Следующая загадка

активизировать мышление, воображение, любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Предварительная работа: познавательные беседы, рисунки, 2 команды, стихотворения наизусть, домашнее задание (красочный плакат, посвященный бережному отношению к родному городу)

Материал: презентация, медали, конверты с заданием «Рестовраторы»

Зал оформлен детскими рисунками на тему «Край родной – земля Оренбургская. В конкурсе участвуют две команды, которые поочередно отвечают на вопросы (за правильный вопрос - флажок).

Конкурс оценивает жюри. Организационный момент - звучит песня «С чего начинается Родина?» (музыка В. Баспера, слова М. Матусовского).

Гимн юных краеведов.

В: Наш город Оренбург таит много тайн и загадок. Сегодня мы постараемся их разгадать. Кто лучше знает город, тот и победит!

Представление команд, презентация домашнего задания.

Подведение итогов: слово жюри.

1. Кто и когда основал наш город?

2. Опишите герб города Оренбурга.

3. Какие реки текут по оренбургской земле?

4. Какие улицы, названные в честь героев, вы знаете?

5. На какой улице ты живешь? Почему она так называется?

6. Когда была Крестьянская война в Оренбургской области, кто был предводителем крестьян?

Музыкальная пауза – упражнение с веточками под музыку Д. Кабалевского «Наш край»

Подведение итогов: слово жюри.

1. Какие музеи есть в городе Оренбург?

2. Назовите знаменитых людей Оренбурга.

3. Назовите предприятия нашего города.

4. Как вы можете помочь городу стать еще красивее?

5. Какой советский космонавт закончил летное училище в Оренбурге?

6. Какой из театров в городе старейший? (Драматический театр имени А. М. Горького)

Музыкальная пауза: народная игра «Золотые ворота»

Подведение итогов: слово жюри.

2 тур (Смотреть слайд шоу)

Назовите, глядя на экран, знакомые места города. Расскажите о них.

Конкурс (за столом) «Рестовраторы»

1. О каком приехавшем в Оренбургписателе казаки доносили: «…собой не велик, волос чёрный, кудрявый, лицом смуглый и подбивал под «пугачёвщину»,и дарил золотом: должно быть, антихрист, потому что вместо ногтей на пальцах когти». (А. С. Пушкин)

2. Кто из писателей об Оренбургеоставил следующие строки: «Здравствуй, трижды зачатая, единожды рожденная твердыня, русский город! Век тебе стоять покровом и оплотом и ширить могучие крылья свои» (Владимир Иванович Даль)

3. Что является главным символом Оренбурга? (Пуховый платок)

4. Расскажите о богатствах города Оренбург.

5. Как называется область, в которой мы живём? (Оренбургская)

6. Какой город является областным центром? (Оренбург)

4 тур Выразительное чтение наизусть. Кто лучше прочитает стихотворение (1-но стихотворение от команды)

В: Дети, сегодня вы увидели, что все хорошо знают свой город, значит любите его. Оренбург – наша малая Родина, где мы родились, живем, наш дом –это часть большой России.

Музыкальная пауза: дети исполняют песню «Лучший город на земле!» (Если глобус покрутить, многое заметишь)

Подведение итогов конкурса: все дети любознательные, хорошо знают город, его прошлое и настоящее, победила ДРУЖБА.

Награждение участников конкурса памятными медалями «Знаток города»

1. Десятков Г. М. Легенды старого Оренбурга. – Калуга, 1994.

2. Дорофеев В. В. Над Уралом-рекой. – Оренбург, 1988.

3. Дорофеев В. В. Оренбург: планировочная структура города-крепости. – Оренбург, 2001.

4. Райский П. Д. Путеводитель по городу Оренбургу. – Оренбург, 2000.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила безопасного поведения на дороге?»

Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила безопасного поведения на дороге?» Цель дидактической игры: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил безопасного поведения на улице,.

Фестиваль педагогов-знатоков "Фестиваль педагогов - знатоков" Воспитатель Макеева И. А. Задачи : 1. Проверить компетентность в вопросах о здоровом образе жизни. 2. Воспитывать.

Фотоотчет «Знаешь ли ты свой город?»

Фотоотчет «Знаешь ли ты свой город?» По традиции в гости к воспитанникам МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "18 "Теремок" пришли сотрудники краеведческого музея с интерактивным.

Игра-викторина «Знаешь ли ты правила дорожного движения» в сопровождении презентации Систематизация представлений о правилах дорожного движения, о значимости правильного безопасного поведения, о своих возможностях в охране.

Сценарий развлечения «Конкурс знатоков безопасного движения» Конкурс знатоков безопасного движения. Цели урока: - проверить наличие навыков дорожной безопасности и степень усвоения теоретического.

Конспект занятия по моему краю «Моя малая Родина — Оренбург» Конспект занятия по моему краю Тема: «Моя малая Родина - Оренбург». Цель: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Задачи:.

Сценарий игры «Знаешь ли ты?» для подростков с 5 по 9 классы В1. Добрый день дорогие ребята! В 2. Здравствуйте! В1. Сегодняпоследний день первой недели нашей площадки. И вы уже сформировались, как отряды.

Сценарий праздника «Мой любимый Оренбург» для детей 4–6 лет МДОБУ «Детский сад комбинированного вида № 20» г. Оренбург музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Чекотило Лидия Павловна.

Ознакомление с растительным и животным миром. Викторина «Знаешь ли ты лес?» Задачи: 1. Уточнять представления о лесе, как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кустарники, травы, грибы) и животные.

Викторина «Знаешь ли ты свой город? Алексин» Участники: дети старшей и подготовительной группы. Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о нашем городе, и узнаем:.

Ход развлечения:

Ведущий: Здравствуйте ребята! Приветствую команды «Непоседы» и команду «Солнечные лучики». Наша игра посвящена городу в котором мы живём. Как вы думаете, какому? Правильно, этот город – Оренбург. Для каждого из нас Оренбург – наша малая Родина. Мы любим его, радуемся его процветанию, гордимся выдающимися земляками. Радуют глаз живописные пейзажи нашей области, широко разнообразие животного и растительного мира нашего края.Послушайте какое стихотворение про наш город написал ученик 6 класса Андрей Шнякин:

Люблю тебя, мой край родной,

Твои широкие просторы.

Здесь неба синь, хлеб золотой,

И степь, и реки, и озёра…

Люблю тебя, мой край родной,

Твои пруды без волн высоких.

Зимою, летом и весной

Я вижу гладь их волн глубоких.

Люблю тебя, мой край родной,

За всё твоёбогатство:

За газ, за нефть, за хлеб ржаной,

За дружбу и за братство.

Люблю тебя, мой край родной,

За твой простор, за твой покой,

За всё самое лучшее!

Сегодня я хочу узнать, как хорошо вы знаете свой город, его историю, природу, достопримечательности. Но сначала я скажу вам правила нашей викторины. Эти правила нарушать нельзя, за нарушение с команды снимается очко.

1. Команды ведут себя тихо, нельзя отвечать за команду, которой задан вопрос.

2. Команды выполняют задания поочередно, если иное не предусмотрено в правилах конкретного конкурса.

3. Отвечает ребенок, который изъявил желание, или выбранный взрослым внутри команды.

4. За нарушение дисциплины членами команды жюри имеет право снимать 1 балл.

Все готовы? Тогда начнем игру.

Ведущий: Первый тур называется «Городской». Как вы думаете о чём мы будем беседовать в этом туре? Верно, о нашем любимом Оренбурге. Узнаем, как хорошо вы знаете здания и памятники нашего города.

Первый конкурс – «Узнай достопримечательность». Вам будут предложены фотографии достопримечательностей нашего города. Команды отвечают по очереди, если одна команда не может ответить вопрос переходит к другой команде. Внимание на экран.

(показ слайдов с изображением Белого моста, планетария, парка «Тополя», сарматского оленя, сада «Фрунзе», канатной дороги, золотого ангела мира, памятника первой учительнице.)

Второй конкурс – «Кто назовет больше улиц города». Команды по очереди называют названия улиц города. Разыгрывается 1 балл.

Улицы: Советская, Горького, Пушкинская, Чкалова, Гагарина, Володарского, Кобозева, Шафеева, Комсомольская, Пролетарская, Жукова, Ленинская, 9 января, пер. Матросский, Орджоникидзе, Краснознамённая, 8 марта, Терешкова,.

Третий конкурс – «Собери герб».

Ведущий: У каждого города есть свой символ это герб. Посмотрите на экран – это герб нашего города. C октября 1773 года по март 1774 года Оренбург был осажден армией Емельяна Пугачева. За то, что горожане удержали город и не сдали его восставшим, императрица Екатерина II пожаловала городу крест Андрея Первозванного – высшего ордена российской империи, который был изображен на гербе города. Также в знак особых заслуг горожан в гербе был помещен двуглавый императорский орел.

Золото – символ богатства, стабильности, уважения, интеллекта.

Голубой цвет – символ чести, благородства, духовности, возвышенных устремлений; цвет бескрайнего неба и водных просторов.

Красный цвет – символ мужества, силы, труда, красоты.

Черный цвет – символ скромности, мудрости, вечности бытия.

Командам предлагается собрать из частей герб города.

Жюри подводит итоги первого тура.

Второй тур. «Птичий»

Ведущий: Второй тур нашей викторины называется «Птичий». Узнаем, как хорошо вы знаете птиц нашего края.

Первый конкурс – «Отгадай птицу».

Ведущий: внимание на экран. Команды угадывают птиц по очереди. (показ слайдов с фотографиями птиц)

Второй конкурс – «Узнай птицу по голосу». (на магнитофоне воспроизводятся голоса птиц в записи – кукушка, чибис, дрофа, тетерев, сорокопут, сова-сплюшка, пискулька, пеликан.)

Третий конкурс – «Полет птиц». На полу лежат обручи жёлтого и красного цвета.

Ведущий: Птиц вы угадали верно! А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Выйдите из-за столов, задвиньте стулья чтобы они вам не мешали. Предлагаю вам сейчас превратиться в птиц – у команды «Непоседы» жёлтые гнёздышки, у команды «Солнечные лучики» красные гнёздышки. Пока играет музыка – вы летаете, как только музыка останавливается птицы разлетаются по гнёздам – каждая команда в своем. Побеждает команда, участники которой первыми вернутся на место. Игра повторяется два раза.

Третий тур. «Звериный»

Ведущий: Узнаем, как хорошо вы знаете животных нашего края. В первом конкурсе я буду описывать внешний облик и повадки животного, а вы должны отгадать о каком звере идёт речь.

Первый конкурс – «Узнай по описанию»

1. Представитель семейства оленевых. Это животное называют сохатым за роскошные рога, формой напоминающие соху. У животного весьма слабое зрение, зато отличное обоняние и слух. Из-за удлинённых передних ног это животное может пить только зайдя глубоко в воду или встав на колени. Самцы ежегодно сбрасывают рога. Самки такого украшения лишены. Живут в лесах и рощах, зарослях на берегах водоёмов. Очень боязливы и живут скрытно. Питаются травянистой, кустарниковой и древесной растительностью. Отлично бегают и плавают. (Лось)

2. Это животное - персонаж многих сказок. Его нередко можно увидеть на цирковых представлениях. У него крупная голова, маленькие круглые ушки, небольшие глазки, на лапах когти. Обитает обычно возле речек в лесах. Питается растительной пищей, весной становится хищником. Спит всю зиму в берлоге. (Медведь)

3. Это животное – один из самых грациозных и опасных хищников семейства кошачьих. Изящное животное обладает роскошным мехом, кисточками на ушах, коротким хвостом и смертоносными когтями. Быстро и бесшумно двигается. Логово устраивает под корнями упавших деревьев, хорошо лазает по деревьям. Этот хищник занесён в красную книгу. (Рысь)

4. Это животное селится на лесных речках и озёрах. Очень важно для них наличие древесно-кустарниковой растительности, составляющей их рацион. Превосходно плавает и ныряет. На суше неуклюжи. Живут поодиночке и семьями. Нору роют в берегу рек, вход в нору располагается под водой. Норку называют хаткой. Очень чистоплотны. Строят плотины, валят деревья подгрызая их у основания в виде песочных часов. (Бобёр)

5. Это всем известное животное, но его мало кто видел. Питается насекомыми. Это слепое животное, глаза атрофировались в процессе привыкание к подземному образу жизни. Ушные раковины тоже атрофированы. Основным элементом ориентирования служит нюх. Разгребать землю им помогают мощные лапы-лопатки с большими когтями. У животного великолепный мех. (Крот)

6. Это очень гибкое и ловкое животное. Имеет обтекаемую форму тела. Уши не видны из меха, имеют клапаны, которые закрывают слуховые проходы во время погружения в воду. У животного короткие лапы с перепонками. Туловище покрыто гладким мехом, который не промокает в воде и сохраняет температуру тела. Питается водными и наземными животными Преимущественно ночное животное. (Выдра)

7. Некрупный грызун семейства беличьих. Живёт в степи, очень осторожны. К зиме меняют мех. Имеют привычку прятать пищу в защёчные мешки. Зимой впадают в спячку. Растительноядные, делают запасы пищи из семян травянистых растений и злаков. Живут в глубоких норках. (Суслик)

Второй конкурс - «Покажи животное»

Ведущий: В следующем конкурсе такое задание сейчас команда которую я назову подойдёт ко мне. Мы загадаем животное и покажем его а команда которая останется сидеть должна угадать это животное. Начинают «Непоседы».

Пока жюри подводит итоги третьего тура и подсчитывает общий результат. Можно поиграть в игру «Полёт птиц»

Молодцы! Слово предоставляется жюри.

На память о сегодняшней игре мы вручаем каждому участнику медаль.

Спасибо за участие в нашем мероприятии. Надеемся, что встреча была интересной и полезной. Наш город Оренбург дорог каждому из нас. Пусть любовь к нему не угасает в ваших сердцах и в сердцах ваших детей.

Всего вам доброго! До новых встреч!

Публикации по теме:

Познавательная викторина для родителей. Тема: «Что мы знаем о Самарской губернии» Тема: «Что мы знаем о Самарской губернии» Цели: раскрытие творческого потенциала родителей; мотивирование родителей на активное участие.

Познавательная викторина по обобщению и закреплению представлений детей об Арктике «Там, где всегда снега» Цель: интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: обобщение и закрепление представлений детей.

Викторина «Знатоки мультфильмов» Эту презентацию можно использовать в качестве развлечения для детей дошкольного возраста. 1 слайд. Название презентации: Викторина "Знатоки.

Спортивно-познавательная викторина «В здоровом теле-здоровый дух» Спортивно-познавательная викторина «В здоровом теле – здоровый дух» - Добрый вечер, дорогие друзья! Мы собрались для того, чтобы поближе.

Викторина для детей подготовительной группы «Знатоки дорожного движения» Викторина для детей "Знатоки дорожного движения"подготовительная группа. Задачи: 1. Закреплять знание детьми сигналов и назначение светофора.

Викторина для детей старшей группы «Знатоки природы» Дети выходят в зал под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Воспитатель читает стихотворение С. Есенина: Заколдован невидимкой,.

Викторина «Знатоки диких и домашних животных» для детей старшего возраста Викторина «Знатоки диких и домашних животных» для детей старшего возраста. Цель: закреплять знания о животных (диких, домашних); учить разгадывать.

Викторина «Знатоки леса» для детей старшей группы. Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности) в старшей группе Методическая информация Тема НОД, форма НОД Тема «Знатоки.

Викторина: «Знатоки правил дорожного движения!» Совместная деятельность педагога, родителей и детей Цель: Закрепить знание правил дорожного движения в совместной деятельности детей и родителей (законных представителей) Задачи: 1. Закрепить.

Ход занятия:

1. Вводная часть

Стук в дверь, в группу заходит ребенок.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Абиг, я приехал к вам из далекой Африки! Африка – самый жаркий континент. У нас очень много солнца и горячего песка. Очень прошу вас, расскажите мне про свою родину, про свой город, я ничего про нее не знаю.

- Ребята, расскажем нашему гостю Абигу о нашей любимой и красивой Родине (Ответы детей)

2. Основная часть

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья? (Родина)

В:- Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.

– У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это – его малая Родина.

– Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.

– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.

– Как называется наша большая Родина? (Россия.)

– Посмотрите на карту (слайд 2). Россия – самая большая страна на свете (воспитатель на карте показывает Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде.

– Вот она, какая Россия, широкая и великая! А сейчас посмотрим клип на песню «У моей России…».

- А мы с вами в каком городе живем (Ответы детей)

- Оренбург - наша малая Родина (слайд 3). Это центр области, самый главный и самый развитый город Оренбуржья. Кто из вас знает, сколько лет исполнилось Оренбургу? (273 года)

- Возглавляет наш город Юрий Николаевич Мищеряков (слайд 4). А кто является губернатором нашей области? (Юрий Александрович Берг).

-Наш город известен во всем мире. В нашей области выращивают пшеницу богатую белками (слайд5,6, добывают нефть и газ (слайд7).

- Оренбургские мастерицы вяжут знаменитые пуховые платки (слайд 8)

-Наш край очень богат, но самое главное богатство - это люди. Они умеют трудиться и отдыхать. Оренбург многонациональный город и здесь живут люди разных национальностей.

Послушайте стих. (читает ребенок)

«Лучшее богатство»

По-разному люди в стране нашей жили,

Но верой и правдой Отчизне служили.

Дороже любого другого богатства

Ценились всегда у нас скромность и братство.

Есть слово такое хорошее – «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном.

- Назовите, какие вы знаете национальности?

(Русские, татары, казахи, украинцы, башкиры белорусы, грузины, армяне). В настоящее время на территории Оренбургской области проживает более ста национальностей.

- В нашем городе много разных достопримечательностей. Одной из них является культурный комплекс «Национальная деревня», где вы можете увидеть своеобразный музей – ставший символом дружбы и единения народов Оренбургского края. Представителям каждой национальности, проживающих в Оренбургском крае отведено подворье, где они имели возможность построить музеи, строения и рестораны в своем национальном стиле.

Посмотрите на экран что это? (слайд 2,3)

(«Русское подворье»)

- Какие характерные элементы вы видите?

Центральное здание построено в виде терема, крыша покрыта деревянной черепицей, есть резная лестница, столбы, балкон. Обратите внимания на окнах наличники, терем украшен различными резными элементами. В облике русского подворья прослеживаются традиции русского зодчества, когда дом, церковь строили без единого гвоздя.

- Что же касается внутреннего убранства музея (слайд 5, то оно выдержано в стиле традиционной русской избы XVIII-XIX вв. : отдельное помещение отведено под воссоздание элементов пуховязального промысла и экспозицию знаменитых оренбургских паутинок.

- Ребята на территории подворья есть мельница, колодец и баня (слайд 2,3).

- Это русский национальный женский костюм.

Из чего он состоит? (слайд 6 (Сарафан).

- Да правильно сарафан длинный с поясом, рубаха с длинным рукавом. Сарафан украшен различными элементами и вышит золотыми нитями, головной убор называется кокошник, украшен драгоценными камнями, обязательно бусы и серьги.

- Вам понравился костюм?

- Русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и умели веселиться. Пели русские народные песни.

Алиса предлагает спеть русскую народную песню «Во кузнице»

- Наше путешествие продолжается. Это «Башкирское подворье». Что вы видите? (слайд 7)

Традиционное жилище Башкир - войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом (слайд 8)

Основным её убранством были разноцветные войлоки, а у более зажиточных башкир – ковры. Посуду в большинстве своём изготовляли путём долбления из дерева (чаши, миски, ложки, ковши, была и посуда со вставным дном (кадки разных размеров, делали кожаные сосуды для кумыса (слайд9).

- Исконным промыслом башкир является пчеловодство, это и нашло своё отражение в архитектуре построек башкирского подворья, которые выполнены в форме сот. Также на территории подворья установлены ульи, воспроизведён традиционный способ добычи мёда, поскольку его называют «золотом» Башкортостана (слайд 10).

- Это национальный башкирский костюм (слайд 11)

У нас сегодня Иришка нарядилась в национальный башкирский костюм, и она поиграет с нами в

башкирскую народную игру «Продаем горшки».

- Казахское подворье (слайд 12, 13) - великолепное сочетание прошлого и настоящего. Несколько юрт различного назначения расположились на фоне современного здания в восточном стиле. В одной из них находится музей казахской культуры и быта, в другой - летнее кафе, в третьей - современные коммуникации. Перед юртами лежит верблюд (слайд 12) – символ кочевой жизни казахского народа. Особое внимание посетителей привлекают традиционные казахские качели (слайд 15).

- Музей насчитывает десятки экспонатов (слайд 14). В нём представлены образцы национальной одежды, оружие, музыкальные инструменты, предметы обихода. Некоторые из них были привезены из Казахстана, а некоторые бережно хранились в частных коллекциях и были переданы в дар музею.

А что же это за страна – Казахстан, сейчас нам расскажет Снежана.

ЧХЛ: «Родина моя - Казахстан!» В. Запуниди

Родина моя - Казахстан!

Там лазурное небо и снежные горы,

Бескрайних полей золотые просторы.

Закаты как в сказке и звездные ночи,

Рассветы ясны как красавицы очи.

Там вольные ветры и быстрые реки,

Яркое солнце, широкие степи.

Манящие тайной святые озера,

И лоз виноградных витые узоры.

Там свято хранятся традиции предков,

И люди плохие встречаются редко.

Там радость так радость! Беда не беда.

Гостям в каждом доме рады всегда.

Там разные нации в мире живут,

Там вечные ценности - знания и труд.

Самая лучшая ты на земле

Родина матушка - слава тебе!

- Посмотрите на Снежане казахский национальный костюм. Он состоит из легкого платья с оборками, жилетка расшита и украшена мехом. На голове шапочка, которая называется «Такия». Как называется шапочка?

- Украшена такия перьями совы – это оберег, защита.

- Борик – шапка с меховым околышем снаружи, шили из ярких тканей и обязательно украшали.

- Это «Татарское подворье».На территории татарского подворья разместились:

- историко-этнографический музей - типовой татарский дом конца XIX- начала XX веков (он напоминает дома купцов-татар, проживавших в селе Татарская Каргала в XVIII-XIX веках). Обстановка и убранство татарского дома имело ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, а также загружать лишней мебелью, поэтому появились искусно вышитые занавески и пологи. Наиболее ценные из вышитых работ годами хранились на дне сундуков, доставались по случаю больших праздников. Особенно красочным дом становился во время свадебных торжеств - все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной.

- В нашей группе тоже есть татарин (выходит под татарскую музыку Ильнар, в татарском нац. костюме)

- Сейчас Ильнар расскажет историю о татарских традиционных блюдах.

Ильнар: - Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста, которые подавались к чаю. Чак-чак, характерен лишь для татарской национальной кухни. Чак-чак является особо почетным угощением на свадьбах, торжественных приемах.

Чайный стол - душа семьи,- говорят татары. Пьют чай крепким, горячим, нередко разбавляя молоком, сливками. Без чая, по существу не обходится ни один прием пищи. Чай с печеными изделиями порой заменяет завтрак, обед или ужин. Во время приема гостей, суп - лапша на мясном бульоне до сих пор остается обязательным блюдом. В народе считают, что украшением застолья и сейчас остается хорошая беседа.

-Молодец, Ильнар, познавательную историю нам рассказал.

- Посмотрим татарский национальный костюм (слайд19).

- Татары носили верхнюю одежду, которая имела приталенный силуэт и распахивалась книзу. Этот вид одежды назывался камзол, и надевался на рубаху. Камзолы носили как мужчины, так и женщины, разница была лишь в украшении женской модели тесьмой или мехом, а шился камзол в основном из бархата. Головной убор у женщин называется «Калфак», а у мужщин головной убор называется «Тюбетейка». И есть татарская народная

игра «Тюбетейка». Сыграем?

Татарская народная игра «Тюбетейка». Игра проводится под татарскую национальную музыку.

- Молодцы вам понравилась игра?

Продолжим наше путешествие. Посмотрите внимательно на экран. Это «Украинское подворье»

- Как называется украинский дом? (Хата)

В: Хата покрыта соломой, беленная, есть плетень, колодец, аист – символ мира.

Как называется это подворье?

- Вот как выглядит украинский национальный костюм (слайд 22).

- У всех народов есть свои национальные блюда. Поиграем в игру «Найди украинские национальные блюда» (На столе разложены карточки с национальными блюдами, дети выбирают украинские блюда).

В «Национальной деревне» имеются еще 5 подворий. (слайд 23). В них мы побываем в следующий раз. Видите как много народов проживают на территории Оренбургской области, и у каждого из них своя культура, традиции, свое устное народное творчество. Давайте вспомним пословицы, народов нашего края.

Приходит без дела - мешает работе, приходит с делом - увеличивает заботу.

Один раз не сумеешь, во второй научишься.

Батыр без ран не бывает.

Сильный победит одного, знающий - тысячу.

Не умеющий плясать музыки не любит.

Украинские пословицы и поговорки

Не говори «гоп», пока не перепрыгнул.

Язык до Киева доведёт.

Казахские пословицы и поговорки

Нет земли лучше родины своей.

Если острый серп, будешь богат зерном,

Мордовские пословицы и поговорки

Бог тогда поможет, когда на руках мозоли появятся.

Чувашские пословицы и поговорки

Без совета стариков дело не пойдет.

Русские пословицы и поговорки

Щи да каша, пища наша.

Маленький, да удаленький.

Делу время – потехе час.

Сделал дело – гуляй смело.

3. Заключительная часть.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в Д/и «Угадай национальность» (слайды).

- Молодцы ребята, на сегодняшнем занятии вы узнали много нового о своем родном крае,о национальностях, которые у нас проживают.

ЧХЛ: «Народы России» В. Степанов (слайды)

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

- Дети, как Вы считаете, мы смогли познакомить нашего гостя из Африки о нашей Родиной (Ответы детей)

- Абиг, тебе понравилось у нас в гостях?

- Мне очень понравилось. Я очень много интересного узнал о вашем крае, расскажу своим друзьям о России, о городе Оренбурге, ее природных богатствах и людях, которые здесь живут. Спасибо вам большое за интересное занятие, и приглашаю вас к себе в гости на наш материк!

Спасибо Вам, Вы молодцы!

Конспект занятия по познавательному развитию «Многонациональное Оренбуржье». Подготовительная группа


Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию «Моя семья, мое богатство» (подготовительная группа) Цель проекта:Воспитывать любовь и уважение к семье,как к людям,которые живут вместе,любят друг друга и заботятся о родных и близких. Задачи:Дать.

Конспект НОД по познавательному развитию «Извержение вулкана» (подготовительная группа) Интегрированная совместная деятельность с детьми (познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие) Тема: «Извержение вулкана».

Конспект НОД по познавательному развитию «Ларец дедушки Пингвиниуса Антарктидиуса» (подготовительная к школе группа) Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа. Тема НОД: ларец дедушки Пингвиниуса Антарктидиуса Цель: развитие конструктивных.

Конспект НОД по познавательному развитию с применением методики Эдверда де Боно «Шесть шляп мышления» подготовительная группа

Конспект НОД по познавательному развитию с применением методики Эдверда де Боно «Шесть шляп мышления» подготовительная группа Г. Красноуральск МБДОУ Детский сад №26. Воспитатель: Иконникова Татьяна Жановна. Тема: знакомство с разными способами мышления. Цель: развитие.

Конспект ННОД по познавательному развитию «Весна» (подготовительная группа) Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Весна. Март. Бумажный кораблик». Приоритетная.

Конспект НОД по познавательному развитию «Целое и части» (подготовительная группа) КОНСПЕКТ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. Подготовительная группа. «ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ». Цель: • Учить детей делить целое на 2 и 4 равные части. Дать.

Конспект занятия по познавательному развитию «Предметный мир. Обувь» (подготовительная группа) Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Предметный мир – обувь» (подготовительная группа). Цели: 1. Расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.

НОД по познавательному развитию «Цветок солнца» (подготовительная группа) Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно -образовательная Возрастная группа: подготовительная.

Конспект ООД по познавательному развитию «Богатство недр Учалинского края» (подготовительная группа) Конспект ООД по познавательному развитию «Богатство недр Учалинского края» в подготовительной группе Воспитатель: Г. З. Калимуллина Цель:.

Следующая загадка

познавательное развлечение для детей старшей группы.

ЦЕЛЬ: применение на практике полученных знаний о родном крае.

Образовательные: Обобщить, закрепить и расширить знания о родном городе, его достопримечательностях.

Развивающие: Развивать связную речь детей, память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы и рассказы своих сверстников, чувство любви и гордости за родной город.

Предварительная работа: Рассматривание фотографий альбома «Мой город», «Животные Оренбуржья», «Птицы Оренбуржья». Беседы о Родине, крае. Прослушивание голосов птиц в записи.

Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура, аудиозаписи голосов птиц, слайды с изображениями птиц, животных, достопримечательностей Оренбурга, два экземпляра пазлов с изображением герба города Оренбурга, красные и жёлтые обручи по количеству человек в команде, листы и ручки для членов жюри, карточки с названиями животных, табло, эмблемы для команд, медали.

1. Выступление ведущего,объяснение правил.

Iтур: «Городской»

1) конкурс «Угадай достопримечательность»

2) конкурс «Кто назовёт больше улиц города»,

3) конкурс «Собери герб».

1) конкурс «Отгадай птицу»,

2) конкурс «Узнай по голосу»,

3) конкурс «Полёт птиц».

IIIтур: «Звериный»

1) конкурс «Узнай по описанию»,

2) конкурс «Покажи животное».

5. Заключительное слово ведущего.

Следующая загадка

Электронный каталог Электронная библиотека Продление книг Виртуальная справка Электронная доставка документов






Словарный состав оренбургских говоров отличается богатством и большим разнообразием. С целью привлечения внимания к окружающей языковой среде, обеспечения живой связи с национальной памятью, сохранённой в слове, предлагаем ознакомиться с толкованиями неизвестных или забытых диалектизмов Оренбуржья. Основой данного ресурса служит материал «Оренбургского областного словаря. 5698 слов и словосочетаний» известного соль-илечанина, Бориса Александровича Моисеева.

Закрепить свои знания можно, пройдя предлагаемый тест «Диалекты Оренбуржья». Вы прикоснётесь к уходящему лексическому богатству народного языка, к части русской диалектологии, шире их узнаете. В тесте присутствуют диалектизмы Абдулинского, Бугурусланского, Илекского, Курманаевского, Оренбургского, Соль-Илецкого, Шарлыкского и других районов области.

Арба-Телега – созвездие Большой Медведицы

Валёга – упавшее дерево

Вежливец – дружка на свадьбе

Голёнка – невеста без приданого

Гоп – жареный картофель с мукой

Жгут – головной убор замужней женщины

Жербеёк – ломтик хлеба

Закрестить – забить окна и двери досками

Земляной рак – медведка

Зимник – арбуз с толстой кожурой

Злыдница – злая женщина

Исподки – тёплые рукавицы

Нырок – выбоина на дороге

Ординка – заброшенный рудник








МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ







© 2021 ГБУК Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н.К. Крупской

Читайте также: