Загадки про ломоносова с ответами для детей

Обновлено: 04.10.2024

Кому из русских поэтов принадлежат следующие стихотворные строчки, посвященные Ломоносову:

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельсий мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик. (Некрасов)

Продолжите известное стихотворение Ломоносова:

Открылась бездна звёзд полна; Звёздам числа нет, бездне . (ДНА)

Какое высшее учебное заведение носит имя Ломоносова? ( Именем Ломоносова назван Московский государственный университет (МГУ) )

Какого русского царя Ломоносов считал идеальным правителем государства? (Идеальным правителем государства Ломоносов считал Петра I )

Кто из писателей сказал о Ломоносове: «Он сам был первым нашим университетом»? (Пушкин)

В каком году умер Ломоносов? (Ломоносов умер в апреле 1765 года)

Где похоронен Ломоносов ? (Ломоносов похоронен на Лазаревском кладбище Александро – Невской Лавры) (Некрополь XVIII века)

Где установлен памятник Ломоносову работы Н.В.Томского? (Памятник Ломоносову работы Н. В. Томского установлен в Москве перед МГУ)

Где установлен памятник Ломоносову работы П.П.Забелло? (Памятник Ломоносову работы П. П. Забелло установлен в Петербурге возле Академии наук)

В знаменитой оде «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны. » есть строчка «И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. ». Кто такой Невтон? ( Невтон – это Ньютон – английский физик, математик, астроном)

Где находится город, названный именем Ломоносова ? ( город Ломоносов находится в России – муниципальное образование в составе Петродворцовского района, город федерального значения Санкт- Петербурга, административный центр)

, до 1948 года г Ораниенбаум (нем)

Писал ли Ломоносов басни? (нет , Ломоносов не писал басни)

На берегу какого моря стоит Архангельск? (г. Архангельск расположен на берегу Белого моря)

Что изучал Ломоносов с помощью сконструированной им «громовой машины»? (с помощью сконструированной им «громовой машины, Ломоносов изучал электричество)

Ломоносов разработал теорию «трёх штилей»: высокий стиль, средний и низкий. В каком из трёх стилей он предлагал писать басни? (басни Ломоносов предлагал писать в низком стиле)

Ломоносов доказал наличие атмосферы на Сатурне или на Венере? ( В 1761 году Ломоносов, наблюдая прохождение планеты по диску Солнца, обнуружил уВенеры атмосферу. начиная с XVII века астрономы не раз пытались «разглядеть» Венеру, однако из-за плотного облачного покрова , Венера в видимом диапазоне длин волн, представляется однородной. Ломоносов не доказал наличие атмосферы на Сатурне).

В 1753 году Ломоносов с профессором Рихманом проводил опыты по изучению атмосферног электричества. Профессор Рихман погиб. Как это случилось? (Профессор Рихман во время опыта был убит молнией)

Следующая загадка


Викторина по творчеству М.В.Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов – наш великий соотечественник, один из первых «двигателей» нашего просвещения; учёный, учитель, поэт.

Викторина по творчеству М.В.Ломоносова содержит 12 вопросов. На все вопросы даны ответы.

1. Какие басни принадлежат перу М.В.Ломоносова?

«Послушайте, прошу, что старому случилось», «Жениться хорошо, да много и досады» +

«Волк, ставший пастухом», «Два барана», Старик и двое молодых»

«Бедняк и фортуна», «Кувалда и пчёлы», «Трудолюбивый волк»

2. Является ли М.В.Ломоносов автором трагедий?

Да +
Нет

(Трагедии Ломоносова: «Тамира и Селим» 1750 г., «Демофонт» 1752 г.)

3. Любимый литературный жанр М.В.Ломоносова?

Элегия
Ода +
Баллада

4. Эти стихи были сочинены М.В.Ломоносовым в дороге.
«Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарён!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою».

В какую местность ехал поэт?
В Гатчину
В Павловск
В Петергоф +

5. К какому жанру литературного произведения относится «Разговор с Анакреоном» (между 1756 и 1761 гг.)?

Ответ: эстетический манифест — стихотворный диалог-диспут

6. Какие оды принадлежат перу М.В.Ломоносова?

«Ода на день рождения Елисаветы Петровны» +

«Ода Екатерине Алексеевне на восшествие на Всероссийский престол» +

7. К какому жанру литературного произведения относится «Письмо о пользе стекла» (1752)?

Ответ: эстетический манифест — дидактическое послание

8. Какие оды, принадлежавшие перу М.В.Ломоносова, появились одними из первых?

Ответ: «Оды Фенелона», «Ода на взятие Хотина»

9. Кто автор строк?
«Его избрал Господь от малых,
Ему открылся в блеске льдов,
В сиянье звезд и в зорях алых,
В раскатах волн, в шуму лесов.
И, повелев оставить сети,
Повел его из града в град,
Чтоб Русь познал от темной клети
До светлых княжеских палат».

А. Майков +
В. Жемчужников
В. Курочкин

10. Какая влиятельна особа произнесла следующие слова «Берегите себя, Михаил Васильевич; помните, что вы нужны для России»?

Граф Шувалов
Императрица Екатерина Великая +
Г.Р.Державин

11. Из какого произведения строки?
«Ах, куда с добром деваться?
Все уборы не вместятся:
Для их многого числа
Борода не доросла».

«Гимн волосам»
«Гимн бороде» +
«Про волосы и бороду»

12. Кто автор строк?
«Поэт, ученый и философ,
И друг народа целый век—
Таков был славный Ломоносов,
Великий русский человек!»

А.Григорьев
М.Розенгейм +
Я.Полонский

Составитель викторины: Ирис Ревю

Рубрика: Викторины Метки: викторины с ответами, Ломоносов, творчество Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Следующая загадка


Рассказ о М.В.Ломоносове детям

Есть люди, которые славили и славят Россию. К таковым относится М.В.Ломоносов. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.

М.В.Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года. Его малая родина – деревня Мишанинская Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области).

Семья Ломоносовых была зажиточнее прочих семей. Дом Ломоносовых был виден издалека. Речка Курополка протекала совсем рядом.

Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич, был заправским рыбаком. Его характер закалило море. Он был человеком суровым, мужественным. С весны до осени Василий Дорофеевич со своими братьями ходил на судах в Белое море, ловил рыбу и промышлял морского зверя. Белое море, или как его еще называли, Студеное, слабаков не терпело.

Мать, Елена Ивановна, происходила из семьи дьякона. Она была доброй и ласковой женщиной. Настоящей красавицей. У нее была тяжелая золотистая коса. Внешним обликом Михаил был похож на мать. Он был «круглолик, кареглаз, кровь с молоком». Елена Ивановна с нежностью и теплотой относилась к единственному сыну. К сожалению, Михаил, или как его называли в детстве Михайло, лишился матери очень рано, когда ему было только девять лет.

Мальчишка он был смышленый, до всего ему было дело. Русский север навсегда оставил неизгладимое впечатление в его душе. Ему было все интересно. Михайло был очень любознательным и задавал отцу много вопросов, на которые Василий Дорофеевич не всегда знал ответы.

На десятом году жизни Михаил начал помогать отцу в работе. Вместе они подолгу находились в море, рыбачили, охотились. Пришлось пройти через всякое: бури и полное безветрие, когда безжизненно обвисают паруса и тихое море качает судно на одном месте. Тогда приходилось браться за весла. Отец говорил сыну: «Смелый, да умелый нигде не пропадет».

Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной Дмитровской церкви С.Н.Сабельников. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик. Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги. Но эти книги не отвечали на вопросы – почему появляется северное сияние, отчего бывают приливы и отливы?

С течением времени жизнь Михаила в отцовском доме становилась невыносимой. Мачеха придирчиво и сурово относилась к мальчику. Особенно ей не нравилось его пристрастие к книгам.

Михаил принимает решение покинуть родной дом. В конце 1730 года Ломоносов решается идти в Москву вместе с рыбным обозом.

В уже достаточно взрослом возрасте (девятнадцати лет) Михаил сел за парту в Навигацкой школе, в Москве. Но вскоре его планы поменялись. Он начинает учебу в «Спасских школах», то есть в Славяно-греко-латинской академии. Детям крестьян в академии учиться не полагалось, поэтому Михаилу пришлось выдать себя за дворянского сына. Учеба проходила в нелегкой обстановке, «школьники, да малые ребята» не раз поднимали на смех великовозрастного ученика. Но главной проблемой был недостаток средств. Стипендия была несколько копеек в день. На эти деньги нужно было покупать еду, одежду, приобретать перья и бумагу. Выплата стипендии осуществлялась нерегулярно. Стремление к овладению знаниям – вот что помогло преодолеть пытливому юноше все страдания, трудности и лишения, которые выпали на его долю.

Огромное впечатление на Ломоносова произвел двухэтажный дом с высоким подклетом и необычной вывеской: «Библиотека». Вот где было царство книг! Книги грудами лежали на столах, теснились на полках, на высоких подставках.

Какие же предметы изучали ученики в то время? Помимо латыни, главной считалась логика, затем шли математика, история, география, церковнославянский язык, нотное пение.

В академии Ломоносов научился многому. Он получил хорошие знания в области естественных наук, познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, освоил латынь и греческий язык.

В 1735 году Ломоносов в составе группы учеников из двенадцати человек был направлен в Петербург, где был зачислен в студенты университета при Академии наук. В последующие годы Ломоносов продолжил обучение в странах Европы.

Он учился на совесть и многого в своей жизни добился. М.В.Ломоносов стал учёным с мировым именем.

Химия, физика, астрономия, филология, история, география, геология, металлургия, стекловедение – чем только не занимался М.В.Ломоносов, и везде он оставил свой уникальный, неповторимый след.

За что мы ценим М.В.Ломоносова?

Он славил новизну открытия, непобедимую волю человека, врывающегося в темные дебри неизвестности, шагающего наперекор стихии.

Он стремился познать непознанное, открыть движущие силы материи, чтобы управлять ими. М.В.Ломоносов говорил: «Обучайтесь прилежно. Постарайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова. Прилагайте крайнее старание к познанию естественных вещей».

Ломоносов знал, что многие его труды, особенно те, которые удалось предать печатному тиснению, не потонут в безмолвной пучине времен.

Ему всегда было дело до России. Он трудился не ради собственной славы, он работал на благо народа. Слава – это дым, переживут века лишь добрые дела. Ломоносов душою болел за государство Российское. Он считал, что обширнее и обильнее его нет государства на земле. Улучшение благосостояния народа он считал наиважнейшим делом. Доброе, разумное и бесстрашное слово Ломоносова слушалось не только простыми людьми, но и сиятельными особами.

Рубрика: Ломоносов Метки: детям, Ломоносов Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Слушаем басни Ломоносова

Послушайте, прошу, что старому случилось,
Когда ему гулять за благо рассудилось.
Он ехал на осле, а следом парень шёл;
И только лишь с горы они спустились в дол,
Прохожий осудил тотчас его на встрече:
«Ах, как ты малому даёшь бресть толь далече?»
Старик сошёл с осла и сына посадил,
И только лишь за ним десяток раз ступил,
То люди начали указывать перстами:
«Такими вот весь свет наполнен дураками:
Не можно ль на осле им ехать обоим?»
Старик к ребёнку сел и едет вместе с ним.
Однако, чуть минул местечка половину,
Весь рынок закричал: «Что мучишь так скотину?»
Тогда старик осла домой поворотил
И, скуки не стерпя, себе проговорил:
«Как стану я смотреть на все людские речи,
То будет и осла взвалить к себе на плечи».
***

Жениться хорошо, да много и досады.
Я слова не скажу про женские наряды:
Кто мил, на том всегда приятен и убор;
Хоть правда, что при том и кошелёк неспор.
Всего несноснее противные советы,
Упрямые слова и спорные ответы.
Пример нам показал недавно мужичок,
Которого жену в воде постигнул рок.
Он, к берегу пришед, увидел там соседа:
Не усмотрел ли он, спросил, утопшей следа.
Сосед советовал вниз берегом идти:
Что быстрина туда должна её снести.
Но он ответствовал: «Я, братец, признаваюсь,
Что век она жила со мною вопреки;
То истинно теперь о том не сомневаюсь,
Что, потонув, она плыла против реки».

Рубрика: Басни Метки: басня, Ломоносов, слушать Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Следующая загадка


Басни Ломоносова написаны в чисто народном духе. Их слог понятен. Живая выразительность языка является одним из главных достоинств этих сочинений. Этим они привлекают читателя. Именно поэтому спустя не одно столетие, мы читаем и перечитываем произведения родоначальника русской словесности. Среди многочисленных трудов великого Ломоносова, принесших ему мировую славу, нашлось место и скромной басне.

Читайте также: