Загадки про капитана врунгеля

Обновлено: 04.11.2024

Цель: расширение читательского кругозора учащихся, развитие их творческих и интеллектуальных способностей через активное участие в игровом процессе.

  • погружение в увлекательный мир путешествий книги А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля»,
  • привитие интереса к приобретению знаний в различных предметных областях,
  • развитие сообразительности, быстроты реакции в принятии решений,
  • развитие навыков совместной деятельности в группе, навыков публичного выступления.

Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по страницам повести А.С.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Надеюсь, что вы с интересом прочитали книгу, может быть, посмотрели известный мультфильм, а сегодня мы снова встречаемся с опытным и изобретательным капитаном Врунгелем, с немного наивным и трудолюбивым старшим помощником Ломом и жуликоватым матросом Фуксом. Но сначала немного об авторе и прототипах повести.

Знакомство с писателем. Презентация. Слайды 2,3

Андрей Сергеевич Некрасов родился в Москве 9 (22) июня 1907 года в семье врача. В молодости сменил он немало профессий: был и чернорабочим, был и техником, плавал матросом и кочегаром на рыболовных траулерах, работал в китобойном тресте на Дальнем Востоке. С двадцати лет печатался, и не удивительно, что с морем и флотом связаны темы его основных произведений. С 1932 года жил в Москве, сотрудничал с Борисом Житковым. В 1935 году вышла его первая книга – сборник рассказов «Морские сапоги».
Во время Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт, служил и в пехоте, и в авиации. После войны много работал в области научно-популярной литературы.

Прототипы героев. Слайд 4,5

У знаменитого капитана Врунгеля был прототип – реальный человек. Когда-то Андрей Некрасов работал на Дальнем Востоке в китобойном тресте, который возглавлял лихой, энергичный человек, наделенный чувством юмора. Звали его Андрей Васильевич Вронский. Он часто рассказывал о том, как, ещё будучи учеником школы для подготовки капитанов, задумал со своим товарищем совершить кругосветное путешествие на двухместной парусной яхте. Уже был составлен план путешествия, но ему так и не удалось состояться. Зато у Вронского появилась блестящая возможность сочинять забавные истории и небылицы.
Прототипом одного из главных героев, старшего помощника Лома, был курсант морской школы Иван Манн. Фамилия этого персонажапо-немецкиозначает «человек» (Mann), апо – французски «человек»— «l’homme» (звучит как русское «Лом»). Для третьего члена экипажа Некрасов позаимствовал имя и внешние данные у своего знакомца из дальневосточной китобойной флотилии – Фукс.

Жизнь книги. Слайды 6,7
Книга была впервые издана в журнале «Пионер» в1937 году, в сокращённом виде (вернее в виде иллюстраций с подписями, то есть фактически в видекомикса), полноценное книжное издание вышло в1939 году.
В 90-е годы «Приключения капитана Врунгеля" издали рекордным тиражом в 2 миллиона экземпляров. Повесть перевели на английский, армянский, болгарский, венгерский, грузинский, туркменский и узбекский, японский и многие другие языки. В Польше капитан Врунгель превратился в капитана Залганова, в Чехии – в капитана Жванилкина, в Германии – в капитана Флюнкериха. Но главное, что он остался смелым, отважным и, конечно, правдивым. Иначе в море плохо. Да и на берегу сложно. Потому что, как говаривал Христофор Бонифатьевич Врунгель: "Нет плохих судов, нет плохих ветров, есть плохие капитаны".
А теперь нас ждут странствия и приключения!
Представление команд и жюри.

  • Рост семь футов, шесть дюймов, голос как у парохода, необыкновенная физическая сила, выносливость. При всём том отличное знание дела, поразительная скромность – словом, всё, что требуется первоклассному моряку.

Старший помощник Лом
1* Но был и недостаток… единственный, но серьёзный. Какой?
Полное незнание иностранных языков

  • Не очень молодой, но и не очень старый; ростом, правда, маловат, но по глазам видно – шустрый, и борода у него, как у морского разбойника. Грамотный, некурящий, одет чисто, знает четыре языка – английский, немецкий, французский и русский. Фамилия несколько странная … прекрасно разбирается в картах.

Фукс
2* В каких картах прекрасно разбирался Фукс и кто он был по профессии?
«Карты – это моя специальность, карты – это мой хлеб, только не морские, а, …игральные карты. Я … карточный шулер по профессии».

  • Ходил в серой толстовке, подпоясанной вышитым пояском, волосы гладко зачесывал с затылка на лоб, носил пенсне на черном шнурке без оправы, чисто брился, был тучным и низкорослым, голос имел сдержанный и приятный, часто улыбался, потирал ручки, нюхал табак…

Христофор Бонифатьевич Врунгель
3* Всем своим видом больше походил на …, чем на капитана дальнего плавания. На кого походил Христофор Бонифатьевич?
На отставного лекаря

  • Унтер – офицер в мокром виде. Внешностью не блещет, однако отряхнулся, прокашлялся и взял под козырёк…

Сержант итальянской армии Джулико Бандитто
4* Какие последствия для команды «Беды» имело спасение Джулико Бандитто?
Судно конфисковали, экипаж отправили на полевые работы

  • Причёска – перманент под каракуль, физиономия прямо до блеска начищена, на ногах соломенные тапочки и ситцевые брюки в полоску.

Хамура Кусаки, адмирал

  • Сидит в ванне этакая туша с веером в руках, фыркает, как бегемот, плескается, сопит.

Губернатор острова Пара

Конкурс 2.Готовимся к путешествию Слайд 23

  1. Такелаж
  2. Палуба
  3. Камбуз
  4. Переборка
  5. Шамовка
  6. Бункер
  7. Зюйдвестка
  8. Кубрик
  9. Боцман
  10. Штурвал

(1 – Г, 2 – И, 3 – В, 4 – Б, 5 – Д, 6 – Е, 7 – А, 8 – К, 9 – З, 10 – Ж)

  • У кого из морских жителей рот на брюхе? Акула
  • Через океан плывёт великан и выпускает воды фонтан. Кит
  • Живёт между камнями голова с четырьмя ногами. Черепаха
  • Если он на дне лежит, судно вдаль не побежит. Якорь
  • В воде она живёт, нет клюва, а клюёт. Рыба
  • Кругом вода, а с питьём беда. Солёное море

Конкурс 3. По следам капитана Врунгеля.Слайды 24-38

1. Страна, организовавшая гонки на яхтах, в которых принял участие капитан Врунгель?

Франция, Германия, Англия

2. Страна, где есть три замечательные вещи: селёдка, сажа и сыр?

Бельгия, Германия, Голландия

3. Город, куда экипаж яхты «Беда» взялся транспортировать табун с селёдками?

Александрия, Петропавловск, Гамбург

4. В какой стране находится город Александрия?

Италия, Египет, Аргентина

5. Город, куда было предписано сдать белок?

Гамбург, Роттердам, Мисурата

6. Город – порт, в котором был нанят третий член экипажа яхты «Беда»?

Портсмут, Кале, Ставангер

7. В какой стране находится порт Кале?

Франция, Англия, Германия

8. Самая знаменитая пустыня Египта?

Каракумы, Гоби, Сахара

9. По какой реке проходило путешествие в Африке?

Амазонка, Нил, Сена

10. Пляж, где собираются купальщики со всего мира?

Копакобана, Уайкики, Варадеро

11. Город, где капитан Врунгель играл в гольф?

Берген, Ставангер, Сидней

12. На каком острове Врунгель слышал, как трубят слоны?

Крит, Цейлон, Мадагаскар

13. Какой мыс обогнула яхта «Беда», убегая от пиратов?

Гвардафуй, Лизард, Креус

14. Какой залив прославился бурями?

Финский, Бискайский, Ботнический

Игра с болельщиками Слайды 39-42

1. Плавает, как рыба,
Сам большая глыба.
На спине его фонтан,
Ну, а дом – весь океан. Кит

2. На мели сидит,
Усами шевелит,
А гулять пойдёт –
Задом наперёд. Рак

3. С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт? Дельфин

4. Зубастая улыбка,
А на спине плавник.
Заметишь эту рыбку –
Спасайся в тот же миг! Акула

5. Для неё волна – качели,
и плывёт она без цели
ниоткуда в никуда,
вся прозрачна, как вода. Медуза

6. Великан стоит в порту, освещая темноту.
И сигналит кораблям: заходите в гости к нам! Маяк

Конкурс 4 Конкурс рассказчиков Слайды 43-45

  • Какие животные были спасены во время пожара экипажем яхты «Беда»? Белки
  • Каких животных дразнили палками Лом и Фукс в Африке? Крокодилов
  • Какое животное в египетской деревне щипало Фукса за мягкие места? Страус
  • Какое животное хотело пообедать вместе с командой во время плавания по Суэцкому каналу? Жираф
  • Какая рыбка является символом океанского простора? Летучая рыба
  • Какому морскому животному Врунгель швырнул в пасть лимон? Акула
  • Какое животное простудилось во льдах Южного полюса? Кашалот
  • Яйца каких животных были закуплены в египетской деревне? Крокодилов
  • Льдина с какими животными подошла к необитаемому острову? Пингвины
  • Кто из обитателей Амазонки хотел полакомиться пассажирами самолёта? Удав
  • В какое морское животное Врунгель стрелял из ружья? В тюленя
  • Какому животному Австралии мяч для гольфа угодил в сумку? Кенгуру
  • Кем оказались животные, приобретённые в Канаде? Коровой и волчонком
  • Каких животных увидел Врунгель в музее Сиднея? Утконоса и собаку динго
  • На чём передвигался экипаж «Беды» в Каире? Врунгель и Лом на верблюдах, Фукс – на осле
  • Какие птицы помогли капитану определить время во время плавания по Атлантическому океану? Петушки из Гринвича
  • Какую фразу говорят, когда желают хорошего плавания? Семь футов под килем
  • Как Врунгель нахзывал встречный курсовой ветер? Вмордувинд
  • В какую игру играл капитан Врунгель в Австралии? Гольф
  • Чем играл Врунгель в гольф вместо клюшек? Бумеранг
  • Чем кормили спасённых белок? Халвой и ананасами
  • Чем, по словам Фукса, следует поливать макаронные плантации? Спиртом
  • Что посеял фукс вместо макарон? Овёс
  • Что Врунгель закинул в пасть удава и тем раздул его? Огнетушитель
  • Какой поступок, «недостойный моряка», был совершён капитаном Врунгелем? В морском мундире гарцевал на коне

Конкурс 6 Конкурс эрудитов Слайды 66-70

1. Почему «свежий лес не рекомендуется употреблять при судостроении»? Объясните, используя текст, приведите свою точку зрения

Текст: «за лето яхта всем бортом пустила корни и приросла».
Сырой лес очень тяжёлый и поэтому тонет в воде, а для судна это неприемлемо.
По мере высыхания в судне, изготовленном из сырого леса, образуются щели, поэтому оно может дать течь.
Сырой лес очень сложно обработать: покрасить, покрыть лаком.

2. Какой метод преподавания избрал капитан Врунгель для обучения Лома английскому языку? Как вам кажется, дал ли этот метод положительные результаты?

Капитан пригласил двух преподавателей: один обучал его с начала, с азбуки, а другой с конца. Через три недели оба преподавателя доучили его до середины. Такой метод вряд ли можно назвать эффективным: срок слишком маленький, не было разговорной практики, Лом стал скоро забывать английскую речь.

3. Как были спасены норвежские рыбаки? Правдоподобна ли эта история? Объясните свой ответ

Капитан и его команда, удерживаясь на гребне высоких волн, проскакивали всем своим судном над палубой терпящей бедствие яхты и втаскивали матросов на свой борт. Лом ловил потерпевших прямо за шиворот, сразу по двое. Проделали они это восемь раз и спасли весь экипаж – шестнадцать человек во главе с капитаном. После спасения команды накатил девятый вал и от судна остались только щепки.
Конечно, эта история неправдоподобна.

4. Какая история капитана Врунгеля может быть иллюстрацией к стихотворным строкам С.Я.Маршака «Однако за время пути собака могла подрасти!»? Поясните свой ответ

В стихотворении Маршака нерадивые работники багажного отделения подменили потерянную маленькую породистую собачку огромным псом, а чтобы оправдаться, выдвинули версию о росте собаки. Капитан Врунгель проявил смекалку, когда нужно было объяснить потерю половины табуна селёдки, которую он взялся перегонять из Роттердама в Александрию. Он сдал селёдку по весу: а за время пути она поправилась и подросла.

Игра с болельщиками. Слайды 71-72

Как сложилась судьба команды шхуны «Беда» после кругосветного путешествия?
Капитан Врунгель преподавал навигацию в мореходном училище.
Старший помощник Лом стал командовать новой яхтой «Беда».
Матрос Фукс поступил на киностудию злодеев играть.

Следующая загадка


Викторину составила Черкашина Ирина Анатольевна
педагог-библиотекарь
филиала МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» - «Малозоркальцевская СОШ» Тобольского района Тюменской области

1. Как звали капитана Врунгеля?
а) Бонифатий Христофорович
б) Христофор Бонифатьевич
в) Христофор Игнатьевич
г) Бонифатий Бонифатьевич

2. Не очень молодой, но и не очень старый; ростом, правда, маловат, но по глазам видно – шустрый, и борода у него, как у морского разбойника. Грамотный, некурящий, одет чисто, знает четыре языка – английский, немецкий, французский и русский. Кто это?
а) старший помощник Лом
б) капитан Врунгель
в) сержант итальянской армии Джулико Бандитто
г) матрос Фукс

3. Какую дисциплину (науку) преподавал капитан Врунгель в мореходном училище?
а) география
б) навигация
в) эхолокация
г) мореплавание

4. Кого капитан Врунгель и его старший помощник Лом спасли от пожара?
а) пингвинов
б) слонов
в) туземцев африканского племени
г) белок

5. По рассказам капитана Врунгеля люди в Египте передвигались по пустыне …
а) в троллейбусах
б) на воздушных шарах
в) на двугорбых верблюдах
г) на одногорбых верблюдах

6. В минуту смертельной опасности капитан Врунгель спас Фукса от акулы с помощью …
а) гарпуна
б) острого кинжала
в) лимонов
г) ананасов

7. Шкура какого животного лежала в квартире капитана Врунгеля на полу вместо ковра?
а) крокодилья
б) медвежья
в) моржовая
г) львиная

8. Как капитан Врунгель назвал свою яхту?
а) «Победа»
б) «Беда»
в) «Каравелла»
г) «Богатырь»

9. Как капитан Врунгель определил время, когда пришел в негодность купленный им специально для путешествия хронометр?
а) с помощью будильника
б) по кукареканью петуха
в) по звездному небу
г) по небесным светилам

10. Чем капитан Врунгель и матрос Фукс заменяют сломанную мачту?
а) огромным удавом, пойманным в море
б) старшим помощником Ломом
в) тростником, вырубленным в джунглях
г) пальмой, посаженной прямо на корабле

Следующая загадка

Загадки про капитана

Бывало, тучи шли угрюмо,
И мачту сильный шторм срывал,
Вода хлестала в щели трюма,
Но папа не бросал штурвал.
А в бурю папа всех спасает,
Спускает за борт шлюпки,
Но сам в беде не покидает
Он корабельной рубки.

Капитан

Море дом родной для дяди,
Он ведет корабль, не катер.
За штурвалом он стоит,
Трубку курит и дымит.
Шторм не страшен и туман,
Он на судне?

Капитан

Все моря он бороздил,
В штиль и в шторм корабль водил.
Человек отважный, смелый
И морское знает дело.
Покорил немало стран
Бравый лоцман …

Следующая загадка

Цель: Создание бодрого и радостного настроения от совместной двигательной и творческой деятельности.

Задачи:

  • укреплять здоровье детей с помощью физических упражнений, подвижных игр и игр на воде.
  • развивать творческие способности детей и их эмоциональную отзывчивость.
  • воспитывать организованность, дисциплинированность и целеустремленность.
  • поздравить детей и взрослых с Днём Российской Армии и Военно-морского Флота.

(дети делятся на две команды)

Под музыку марша мальчики заходят в зал и строятся в две колонны, затем девочки строят две колонны с внешних сторон около мальчиков, в зале их ждёт капитан Врунгель и боцман Лом.

Собрались на праздник с вами,
Чтобы всем нам стать друзьями,
Поиграть, повеселиться и чему-то научиться.
Никто, надеюсь, не опоздал?
И все пришли мы в этот зал.

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята, сегодня праздник - «День защитника Отечества», он посвящён нашей Российской Армии и Военно-Морского Флота. Мы совершим путешествие с капитаном Врунгелем и его помощником Ломом.

В небе ясном, в небе синем
Солнышко горит огнём.
Мы сегодня о России -
Нашей Родине поём.

ПЕСНЯ «НАША РОДИНА – РОССИЯ» (Колокольчик №36, с 1.)

Мальчик:

Мы - моряки лихие,
Нам не страшен грозный шторм.
Волки мы морские,
Подрастем - на флот пойдём.

ВСЕ: УРА! УРА! УРА!

ВРУНГЕЛЬ: Старший помощник Лом, свистать все наверх. (ЛОМ СВИСТИТ) Команда «Отважные», построится по правому борту! Команда «Смелые», построится по левому борту. Военно-морскому флоту и Армии Российской Федерации «УРА!»

ДЕТИ: УРА!

ВРУНГЕЛЬ: Старший помощник Лом, провести с моряками и их подругами разминку.

ЛОМ: Есть!

РАЗМИНКА «ВЕСЁЛАЯ» (или «ТЫ - МОРЯЧКА, Я - МОРЯК» О.Газманов или другая по желанию педагога)

ВРУНГЕЛЬ: Старший помощник Лом, подготовить корабли к плаванью!

ЛОМ: Есть, подготовить корабли к плаванью.

ИГРА «ПОСТРОЙ КОРАБЛЬ» (дети строят из мелких модулей)

ЛОМ: Товарищ капитан, корабли к плаванью готовы!

ВРУНГЕЛЬ: По местам! В поход! Труба зовёт!

(сели у боковых стен около своих кораблей)

ВРУНГЕЛЬ: Старший помощник Лом, почему не плывём?

ЛОМ: Якоря на дне, товарищ капитан.

ВРУНГЕЛЬ: Поднять якоря!

ЛОМ: Есть, поднять якоря!

ИГРА «ПОДНИМИ ЯКОРЬ»

(каждая команда накручивает на палочку шнур с якорем на конце. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание)

ЛОМ: Товарищ, капитан, корабли готовы к походу.

ВРУНГЕЛЬ: Полный вперёд!

ЛОМ: Есть, полный вперёд!

ПЕСНЯ «Я НАРИСУЮ ГОРЫ, А РЯДОМ С НИМИ МОРЕ» сл. и муз В. Моисеева.

ЛОМ: Товарищ капитан, мы проходим экватор!

ВРУНГЕЛЬ: Разрешаю командам искупаться в море, но помните про акул.

(Сначала купается команда «Смелые», а затем «Отважные»)

ИГРА «МОРЯКИ И АКУЛА»

(моряки под музыку плавают, по свистку акула-девочка ловит их)

ВРУНГЕЛЬ: Молодцы, хорошие команды и сильные, и смелые, и быстрые. Итак, полный вперёд. Что такое, Лом, почему стоим?

ЛОМ: Товарищ капитан, туман и ничего не видно!

ВРУНГЕЛЬ: Ну , что ж, тогда спустимся в кают-компанию и посмотрим телевизор. Там наши девочки выступают.

(девочки читают стихи и поют)

И снова 23 февраля,
И снова наступает праздник важный.
Летит в пространстве мирная Земля
И мир её в руках мужчин отважных.

Знает каждый мальчик
На большой планете.
День защитника станы-
Лучший день на свете.

23-го числа Вы, мальчишки, знайте,
Важный праздник, все дела поскорей бросайте.

ПЕСНЯ «ПСЕНКА ДРУЗЕЙ» или («Ты да я, да мы с тобой» или «Цепи якорей» или по желанию педагога)

ВРУНГЕЛЬ: Туман рассеялся. Продолжаем плаванье.

ЛОМ: Никак нет, товарищ капитан! Мы сели на мель и вода прибывает с каждой минутой через пробоину в днище.

ВРУНГЕЛЬ: Включить помпы!

ЛОМ: Никак нет, они не работают!

ВРУНГЕЛЬ: Вычерпать воду вручную!

ЛОМ: Есть, вычерпать вручную!

ИГРА «КТО СКОРЕЕ ВЫЧЕРПАЕТ ЛОЖКОЙ ВОДУ»

(Ложками набирают воду из своей ёмкости и выливают её в ведро. Чья команда выполнит быстрее?)

ЛОМ: Товарищ капитан, борьба за живучесть корабля прошла успешно. Можно плыть дальше.

(руку прикладывают ко лбу и всматривается в даль)

А что это такое? Видите, прямо по курсу какие-то красавицы?

ВРУНГЕЛЬ: Да ты что, Лом, это же мираж, тебе они кажутся!

ЛОМ: Мираж? А какой красивый! Давайте посмотрим!

ТАНЕЦ «ВОСТОЧНЫЙ ТАНЕЦ КРАСАВИЦ»

(девочки с индивидуальным танцем)

ВРУНГЕЛЬ: Старший помощник, что теперь впереди?

ВРУНГЕЛЬ: Отлично! Бросить якорь!

ЛОМ: Товарищ капитан, якорь за что-то зацепился. Нужна помощь.

ВРУНГЕЛЬ: Команды, помочь старшему помощнику Лому. Все в море, за нами!

(Праздник продолжается в бассейне.)

Игры в бассейне:

  1. Игра «Переплыви на другой берег»
  2. Игра «Кто больше найдёт ракушек на дне»
  3. Игра «Караси и пескари»

(сб. Воронова «Учим детей плавать» )

(В конце находят верёвку или канатик и тянут его, на другом конце верёвки привязан сундук, открывают его, а там угощение – шоколадные медальки или монетки)

Читайте также: