Загадки про доброту для детей с ответами
Обновлено: 04.11.2024
"Дружба” есть? Вы будете здороваться, как здороваются на Востоке. Говорить "Салам алейкум” и складывать вот так руки. Понятно? Давайте попробуем.
"Весельчаки” есть? Вы будете здороваться, как это делают девушки в Германии: говорит "О-ля-ля” и махать правой рукой. Понятно? Давайте попробуем.
"Веселые ребята” есть? Вы будете здороваться по-английски: говорит "Хелоу” и поднимать над головой собранные в замок руки. Понятно? Давайте попробуем.
А теперь, по моей команде, когда я скажу: "Здравствуйте” вы все вмести должны со мной поздороваться так, как я вас только что научила. Понятно? Здравствуйте.
Ведущая. Сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, воспитанность - ведь они неразделимы. А для этого мы отправимся в волшебное путешествие. Вот мы и отправимся в необычную страну - Страну Добра. Эта страна открыта только для тех, кто умеет правильно себя вести, знает и вовремя говорит нужное "волшебное”, то есть вежливое, слово. А отправимся мы туда на волшебном поезде. А вот и он. В путешествии нас будут ждать разные приключения, а иногда и испытания. Вы готовы? Тогда в путь!
Звучит песня "Голубой вагон”.
Ведущая. В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица - доброе слово и кошке приятно. Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Ребята, попробуйте вспомнить пословицы и поговорки о доброте, воспитанности, вежливости.
Игра "назови пословицу”.
Ведущая. А есть еще и такие пословицы и поговорки:
1. Доброе слово
и кошке приятно.
2. Не одежда красит человека,
а его добрые дела.
3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
4. Не хвались серебром,
а хвались добром.
5. Кто добро творит.,
того Бог отблагодарит.
6. В ком добра нет.,
в том и правды мало.
7. Не ищи красоты -
ищи доброты.
Ведущая. Вы вспомнили много пословиц и поговорок.
Я думаю, вы согласитесь со мной - если к человеку относиться с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. Давайте вспомним песенку, в которой говорится о том, что улыбкой согревается сердце, и становится весело на душе.
Все дети в зале поют песню "Улыбка ”.
Ведущая. В обиходе вежливого и воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем "волшебными”. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Сейчас мы проведем небольшое соревнование, проверим: какие волшебные слова вы знаете. Для этого я прошу подняться на сцену по одному представителю от каждой команды.
. Дети выходят на сцену.
Ведущая. Ребята, сейчас вы по порядку будете называть по одному волшебному слову. Повторяться нельзя. Кто не сможет вспомнить слово - выбывает. Победит тот, кто назовет последнее волшебное слово. Задание понятно? Начали.
Идет игра "Волшебные слова”.
Ведущая. Молодцы, ребята. А сейчас, мы проверим, знаете ли вы, когда и какое "волшебное” слово нужно говорить.
Я буду читать вам рассказ, а вы, все вместе должны вставить правильное "волшебное” слово. Задание понятно? Тогда начинаем. Будьте внимательны.
Мальчик Вова ехал в автобусе, он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал: "Садитесь. ” (Пожалуйста) . Женщина поблагодарила Вову. Она сказала: ". ” (Спасибо) . Вдруг автобус затормозил, все пассажиры наклонились вперед, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал: ". ” (Извините, пожалуйста) .
Игра: «Доскажи волшебное слово»
Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться . (“Доброеутро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: . (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: . (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго . (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим: . (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: . (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)
Ведущая: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
Ведущая. Наше путешествие продолжается. Вам нужно отгадать мои веселые загадки. Эти загадки особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на нее надо всем хором сказать: "Это я, это я, это все мои друзья!” Давайте, попробуем. Но трудность в том, что эти слова нужно говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом - надо промолчать.
Кто из вас, проснувшись бодро,
"С добрым утром!” скажет твердо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в автобусе тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго "спасибо”?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Ведущая. Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Стать вежливым нелегко, но это очень важно и в дальнейшем пригодится. Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять. Но только в том случае, если я перед заданием скажу слово "Пожалуйста”. Если этого слова не будет - задание вы не выполняете. Все понятно. Давайте попробуем. Будьте очень внимательны. "Пожалуйста” встаньте. Будьте добры, поднимите правую руку. "Пожалуйста” поднимите левую руку. Будьте любезны сядьте. И т.д.
Игра "Пожалуйста”.
Ведущая. Наше путешествие подходит к концу. Я буду задавать вопросы, а вы все вместе, хором, - отвечать - вежливо или невежливо.
Игра "Вежливо — невежливо”.
· Поздороваться при встречи?
· Толкнуть и не извиниться?
· Помочь поднять упавшую вещь?
· Не снять шапку, когда заходишь в школу?
· Говорить "Спасибо” за подарок?
· Поздороваться при встрече?
· Перебивать во время разговора?
· Обозвать обидным словом соседа?
· Извиниться за вынужденное опоздание?
· Уйти и не попрощаться?
· Не уступить место старшим в автобусе?
· Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
Ведущая. Вот и подошло к концу наше путешествие.
Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаемся мы сейчас,
Добрый путь вам! В добрый час!
Следующая загадка
Цель: Воспитывать у детей альтруистичность (от латинского alter - другой) личностной черты, проявляющейся в совершении детьми поступков, направленных на помощь другому человеку и не связанных сознательно с их собственными интересами, а обусловленные удовлетворением интересом другого человека.
Задачи: Закрепить знания детей о понятии «добро», «доброта». Уметь объяснить смысл пословиц и поговорок.
Выразительно читать стихотворения, понимая их содержание.
Развивать соревновательный настрой, желание делать добрые дела постоянно и не только в соревновании, но и в других ситуациях встречающиеся в жизни детей.
Актуальность: Тема добра актуальна во все времена.
Звучит музыка. Песня « Дорогою добра»
Доброта, доброта… Как её не хватает
В наш такой сумасшедший и горестный век.
Очень часто о чувстве таком забывает
Иступлённый агонией зла человек.
Доброты слишком мало, чтоб видеть стремление
К совершенству, гармонии и красоте.
А душа так желает вдохнуть исцеление
Хоть на шаг, но приблизиться к светлой мечте.
И её хоть бы краешком сердца коснуться
И, хотя бы на миг, но увидеть тот свет,
Исходящий от этого вечного чувства,
Что утрачено нами спустя столько лет…
Но оно ведь живёт, пусть не с нами, но рядом.
Без него так тоскуют остывшие взгляды,
Без него не дождаться тепла и любви.
Это чувство, которое нас окрыляет,
Наполняет блаженством, своей чистотой.
Доброта, доброта… Как тебя не хватает
В сумасшедший наш век, обделённый тобой.
Учитель - Что такое добро? ( Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама. )
-А какого человека можно назвать добрым? ( Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей и помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. )
- В толковом словаре С. И. Ожегова так определяется значение слова "доброта". (Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
Учитель: Первый конкурс « РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ О ДОБРЕ И ДОБРОТЕ»
- А теперь я предлагаю проверить, внимательны ли вы, и знаете ли волшебные слова, ведь добро невозможно без волшебных и ласковых слов.
2. Конкурс «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
- Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
3. Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)
4. Если друг попал в беду (помоги ему)
5. Решай споры словами, (а не кулаками)
6. Если словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить: ( Спасибо!)
7. Если больше есть не в силах, скажем маме мы: (Спасибо!)
8. Если солнышко садиться, по деревьям золотиться. Говорим тогда при встрече всем знакомым: ( Добрый вечер!)
9. Мальчик, вежливый и развитый говорит встречаясь: ( Здравствуйте!)
3. Конкурс « Кто вспомнит и скажет больше и быстрее добрых, ласковых, волшебных слов». ( Можно записывать)
4. Конкурс «Продолжи пословицу или поговорку.»
нок. Чья команда быстрее. У каждой команды по 5 пословиц или поговорок.
1. Спеши делать … добро.
2. Добрые дела …красят человека.
3. Без добрых дел … нет доброго имени.
4. Жизнь дана на … добрые дела.
5. Злой не верит, что есть … добрые люди.
6. Добро век … не забудется.
8. Доброе слово дом построит, ….злое слово дом разрушит
9. От добра – добра … не ищут.
10. Доброе сердце лучше …богатства.
11 При солнышке тепло, … при матушке добро.
12. Худо тому, кто …добра не делает никому.
Необходимо назвать человеческие качества, которые определяют доброту, и дать им объяснение.
- Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру)
- Доброжелательный (желающий добра другому)
- Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый)
- Добросовестный (честно выполняет свои обязанности)
А теперь я предлагаю вам викторину «По дорогам сказок»
. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
Самая злая старуха во многих сказках. (Баба Яга)
– Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
-Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку.
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он
спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику.
(Женя из Цветика-семицветика Катаева)
Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
Работу знала и золу, но побывала на балу, обиды были от сестриц, но ей, не им достался принц.
Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
Чтоб друга верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, в снежной буре замерзать, через льды перебираться, с королевою сражаться (Герда)
Какой мультипликационный герой призывал всех жить дружно? (-Да это наш сегодняшний герой Кот Леопольд)
-А чему учат сказки? Почему говорят «Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?
Сказки несут добро. В сказках добро всегда побеждает зло.
Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”
Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла.
В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – топаете ногами.
Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, Баба – Яга, Золушка, Кикимора болотная, Мальвина, доктор Айболит, папа Карло, Герда, Страшила, Кот в сапогах, Кащей Бессмертный, Дюймовочка, Крокодил Гена, Бастинда, Чебурашка, Кот Леопольд, Емеля, Иван-дурак, богатыри русские.
Мы попали в сад Добра. Пройдёмся по этому саду и представим, что мы -деревья, растущие в саду. Я буду называть дела, которые совершают ребята. Если вы одобряете поведение детей, то поднимаете руки вверх. Дерево радуется, шелестит листочками. Если вам не нравится поведение ребят, то опускаете руки вниз. Дерево огорчается, веточки плачут.
- поздороваться при встрече
- уступить место в автобусе пожилому человеку
-жаловаться на всех подряд
- перебивать взрослых, которые разговаривают
- приготовить маме подарок на 8 Марта
- помочь полить летом грядку на огороде
- сорить в классе и в других общественных местах
- помочь товарищу решить задачу
- стукнуть, пнуть одноклассника
- выкрикивать на уроках
- злиться на друзей
- говорить плохие слова
- накормить и приласкать котёнка
Учитель: Давайте разберём ситуативные задачи.
В жизни приходится сталкиваться с разными сложными ситуациями. Поступить правильно, совершить доброе дело порой оказывается не так-то просто. Как бы вы поступили в предложенных ситуациях?
Один из ваших одноклассников смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите?
- будете защищать товарища кулаками
- будете тоже смеяться над другом
Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
- будете кричать и попытаетесь отобрать ручку
- объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы по-
- не скажите ничего
Учитель - Общее решение можно найти в том случае, если стороны, между которыми произошли разногласия, готовы выслушать друг друга и прийти к согласию.
Учитель: Вот и закончилась наша викторина.
Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрые слова
С вами были бы всегда.
Ребенок: Ведь ЛИШЬ ДОБРОМ победить можно Зло,
Для этого В ДУШИ впустите Добро!
Излечит оно организм, исцелит
И ПУСТЬ ваша душа не болит!
Исполнение песни «Если с другом вышел в путь».
Коллективная работа . Аппликация «Пожелание друзьям» ( Дети вырезают сердечки, пишут пожелания и прикрепляют на доску)
Следующая загадка
Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
1.Развивать уверенность в себе и своих возможностях. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
2.Развивать память, внимание через заучивание стихов, пословиц и поговорок, песен; логическое мышление.
3.Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Оборудование: презентация, заготовки заданий, запись мелодии Б.Савельева «Если добрый ты», костюмы для инсценировок.
Ход занятия .
Звучит музыка. Песня « Песня кота Леопольда » Поём все вместе
Воспитатель: - Что такое добро? ( Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, ласковое слово…)
ДОБРО - бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется с счастьем, радостью, любовью.
-А какого человека можно назвать добрым? ( Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей и помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми. )
- В толковом словаре С. И. Ожегова так определяется значение слова "доброта". (Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.)
Воспитанница:
Доброта, доброта. Как её не хватает
В наш такой сумасшедший и горестный век.
Очень часто о чувстве таком забывает
Иступлённый агонией зла человек.
Доброты слишком мало, чтоб видеть стремление
К совершенству, гармонии и красоте.
А душа так желает вдохнуть исцеление –
Хоть на шаг, но приблизиться к светлой мечте.
И её хоть бы краешком сердца коснуться
И, хотя бы на миг, но увидеть тот свет,
Исходящий от этого вечного чувства,
Что утрачено нами спустя столько лет…
Но оно ведь живёт, пусть не с нами, но рядом.
Без него так тоскуют остывшие взгляды,
Без него не дождаться тепла и любви.
Это чувство, которое нас окрыляет,
Наполняет блаженством, своей чистотой.
Доброта, доброта… Как тебя не хватает
В сумасшедший наш век, обделённый тобой.
Говорить о добре мы будем во время викторины.
В викторине участвуют 2 команды: «Апельсин» и «Радуга».
А оценивать работу команд будет жюри. Конкурсы жюри будет судить по 3-х бальной системе.
Сейчас вам, ребята, необходимо представить свои команды.
Название отряда: Апельсин
Девиз отряда: Мы все дольки апельсина. Мы дружны и неделимы.
Название отряда: Радуга
Девиз отряда: Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда
Много сказок, рассказов о добре существует, а мы будем соревноваться в знании стихов о добре.
1 конкурс «РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ О ДОБРЕ И ДОБРОТЕ»
По очереди участник команды рассказывает стихотворение, которое ему известно, если происходит задержка, я считаю до трех и передаю ход другой команде.
1. реб Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
И радость помоги найти кому-то.
2. реб: Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
3. реб: Не проходите мимо горя чужого
Рядом оно, или где-то в глуши…
Людям так хочется доброго слова,
Доброго взгляда и доброй души.
4. реб: : Кто любит собак или прочих животных
И щенков беззаботных.
Кто может любить козла и осла -
Тот людям вовеки
5. реб: В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.
6. реб: Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого - то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому - то, кому - то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
7. реб: Нет ничего на свете
Она звездой нам светит
С небесной высоты.
Она нас манит нежно,
Ласкает нас мечтой.
Мы все живем с надеждой
На встречу с добротой.
8. реб: Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро! Солнце и птицы!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
- А теперь я предлагаю проверить, внимательны ли вы, и знаете ли волшебные слова, ведь добро невозможно без волшебных и ласковых слов.
2. Конкурс «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
- Я начну, а вы кончайте не выкрикивайте , а по одному мне отвечайте.
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
3. Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)
4. Если друг попал в беду (помоги ему)
5. Решай споры словами, (а не кулаками)
6. Если словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить: ( Спасибо!)
7. Если больше есть не в силах, скажем маме мы: (Спасибо!)
8. Если солнышко садиться, по деревьям золотиться. Говорим тогда при встрече всем знакомым: ( Добрый вечер!)
9. Мальчик, вежливый и развитый говорит встречаясь: ( Здравствуйте!)
10.Всем вам с большой любовью: (Желаю крепкого здоровья).
Пока участники команд готовятся к следующему конкурсу. Жюри посчитают и огласят баллы команд.
А сейчас предлагаю вашему вниманию весёлый шуточный конкурс
3. Конкурс «НАКОРМИ МАЛЫША»
В конкурсе участвуют по 3ученика от каждой команды. Один исполняет роль маленького капризного ребёнка, а двое других - роль мамы и папы, которые должны накормить своего «капризного» малыша, при этом, не ругая, а уговаривая его. - Оцените, чьи родители лучше, ласковее умеют уговорить своего малыша.
После того, как мы немного пошутили у нас конкурс
4. Конкурс «КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДОБРОТУ»
Вам ребята необходимо прочитать качества человека определяющие доброту, и записать напротив слова его пояснения в карточке, которая лежит перед вами, затем команды по очереди прочитают свои пояснения каждого слова.
Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру, относящийся душевно и приветливо к людям)
Доброжелательный (желающий добра другому , готов содействовать благополучию других, проявляющий дружеское расположение)
Добронравный (обладает хорошим нравом, хорошим поведением , порядочностью)
Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый)
Добросовестный (честно выполняет свои обязанности)
Добропорядочный (приличный ,достойный одобрение порядочный)
Пока наши команды заняты работой, я предлагаю отгадывать загадки про героев русских народных сказок . Я читаю, вы до конца дослушаете, поднимаете руку, и кто первый поднимает, мне отвечает.
Спас собаку и кота,
Пригрел змейку у себя
Добрый малый, вдовий сын.
Имя вспомнили. (Мартын.)
Вся семья ее пасла,
Но блеяла, что голодна,
Эта лживая коза
По прозванью… (Дереза.)
Три желанья исполняет,
На четвертом уплывает.
Эта рыбка не простая,
Она волшебная и… (Золотая.)
Жизнь его была не сахар —
Семерых убил он махом.
Догадались, кто такой?
Это он — храбрец… (Портной.)
В поле домишко. Нашли в нем приют
Жители леса, и дружно живут
Заяц, норушка, лисица и волк.
Только медведь развалил… (Теремок.)
Эта девочка боится солнца и тепла.
Почему? Была из снега сделана она. (Снегурочка.)
Полосатый колпачок, и букварь под мышкой.
Очень полюбил театр озорной мальчишка. (Буратино.)
Стрелу на болоте поймала и ждет,
Когда же Иван за нею придет. (Царевна-лягушка.)
Был сон девицы тревожен и плох:
Мешал ей все время в постели горох. (Принцесса на горошине.)
В названии сказки их имена,
Герои эти — брат и сестра.
Не послушал брат сестрицу,
Из лужицы испил водицы. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)
Он командует печи:
«Ну-ка во дворец ты мчи!»
Кто сидит верхом на ней?
Имя назови скорей. (Емеля.)
Девочка спешила к бабушке своей.
Ах, какая шапочка красивая на ней!
Дайте быстро нам ответ,
Какой у шапочки был цвет? (Красный.)
Он румяный и душистый,
Круглый, мягкий, золотистый.
Но попался, дурачок,
Он лисе на язычок. (Колобок.)
Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти? (Гуси-лебеди.)
Жила на свете сирота,
Хаврошечкой звалась она.
С работой управлялась ловко,
Ведь помогала ей коровка.
За ней следили три сестры.
Назовите, кто они? (Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка.)
Под столом собачка лает,
Судьбу дочкам предрекает:
«Старикову дочь в злате-серебре везут,
А старухину дочь замуж не берут!»
Кто ответит без подсказки,
Как название той сказки? («Морозко».)
Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей
Этих сказочных зверей. (Три медведя.)
Наши команды закончили пояснение слов, давайте их послушаем, а жюри оценит, чья команда правильно пояснила. Начнем с той команды, у которой меньше баллов.
Наше жюри оглашает количество набранных баллов у команд.
Наши ребята очень артистичные, поэтому следующий наш конкурс это 5. конкурс «Инсценировка». Каждая команда представит свою сценку о добре.
Мудрец и ученик
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец.
«Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому – хорошие люди?» - спросил мудреца ученик.
Мудрец ответил: «Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать».
Ветер и солнце.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Наш следующий конкурс
6. Конкурс «Сложи ПОСЛОВИЦУ ИЛИ ПОГОВОРКУ»
Участники команд складывают по 5 пословиц или поговорок из двух половинок. Чья команда быстрее, правильно сложит и приклеит на чистый лист , отнесёт жюри на стол та и победит. Будьте внимательны!
Добрые дела красят человека.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Без добрых дел нет доброго имени.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Пока участники команд складывают наши пословицы, мы в зале вернёмся к загадкам, но здесь надо будет сказать не только героя, но правильное название сказки . Меня внимательно слушаем и отвечаем ,не выкрикиваем, поднимаем руку.
1. Она очень любит свою бабушку, которая живет за лесом. Заботясь о ней, часто носит ей пирожки. (Красная Шапочка).
2. Он в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья он одолел людоеда. (Кот в сапогах).
3. Чтобы спасти любимого отца, она отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька, сказка Аленький цветочек).
4. Несмотря на свой рост в дюйм, она спасла ласточку. (Дюймовочка).
5. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло, приключение Буратино).
6. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит).
7. Розы были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда, сказка Снежная королева.)
8 Она много лет хранила ключик, а отдала его только Буратино. (Черепаха Тартила, приключение Буратино).
9. Этот герой помог Иван – царевичу добыть молодильные яблочки. (Серый волк, сказка молодильные яблочки.)
10. Героиня сказки исполняла любую прихоть сварливой бабки. (Золотая рыбка, сказка о рыбаке и рыбке.)
А теперь давайте с вами проверим, правильно ли мы сложили пословицы и поговорки,
а наше жюри нам покажет ваши пословицы и поговорки. Огласит баллы за эти два конкурса и общие баллы команд.
А сейчас мы переходим к следующему конкурсу «Добрый герой».
Вам придется вспомнить добрых героев из изученных произведений за 8 класс.
Какие произведения вы изучили? Участники команд по очереди называют произведение и доброго героя этого произведения.
Волшебное кольцо: Мартынка, кот Васька, собака Жужжа, змея царева дочь
Добрыня Никитичи змей горыныч: Добрыня Никитич, матушка Добрыни
Сказка о попе и работнике Балде: Балда
8. конкурс «Ситуация!».
Учитель: Давайте разберём ситуативные задачи.
Один из ваших одноклассников смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите?
1) будете плакать
2) будете защищать товарища
3) будете тоже смеяться над другом
4) будите обзывать обидчика
Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
1) будете кричать и попытаетесь отобрать ручку
2) пожалуетесь учителю
3) отлупите одноклассника ;
4) объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы по-
1) будете плакать
2) пожалуетесь учителю
3) не скажите ничего
4) попробую спокойно разобраться, зачем он это сделал
Учитель - Общее решение можно найти в том случае, если стороны, между которыми произошли разногласия, готовы выслушать друг друга и прийти к согласию.
Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки и я предлагаю вам основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.
(правила на слайде):
Не бойся предлагать помощь другим, помогай людям, попавшим в беду, слабым, больным;
Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать;
Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим;
Будь терпим к другим, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
Пока жюри подводят итоги конкурса.
Ребята возьмите друг друга за руки и закончим нашу викторину песней “Дорогою добра”. Мы с ребятами хотим пригласить желающих с нами исполнить эту песню, кто знает, подпевайте, а кто подзабыл, подглядывайте.
Следующая загадка
На лице цветёт –
От радости растёт.
Читайте также: