Загадки природы родного края

Обновлено: 24.12.2024

учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;

учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.

Оборудование: плакаты на экологическую тематику; карточки с изображением следов животных и лекарственных растений.

«Ты открой мне, природа, объятья,

Чтоб я слился с красою твоей». И. Бунин

Форма проведения : экологическая игра-конкурс.

Ход мероприятия.

II . Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры. 1 -й ч т е ц .

Я слушал, как поёт тропа лесная,

И всё гадал: о ком она? О чём?

Который век бежит, не зарастая,

Как будто ей столетья нипочём.

В её напеве слышу отголоски

Шагов прошедших некогда людей.

Смотрю на тропку, стоя у березки,

И сердце бьётся чётче и нежней.

И верится, не стало тленом, пылью

Минувшее, поныне живо тут.

Все люди, что по тропке проходили,

Идут по ней, незримые идут.

И мы пройдем, а через годы - внуки,

И каждый сердцем у лесной тропы

Услышит те же песенные звуки

Одной для нас единственной судьбы.

Ведущий. Дорогие знатоки природы! Давайте подумаем над смыслом этого стихотворения.

Природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности. Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

природа нас окружила дивной своей красотой,

природа нам подарила воздух степной и лесной,

берег крутой с быстрой рекой,

чистое небо над головой.

Наша задача – хранить природу, не убивать, не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать.

Всем и всему на Земле есть место. Природа – наш дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь.

Экология, это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” - дом и “ логос” - учение. Экология наука о месте обитания, об окружающей среде.

Только «дом» здесь понимается в более широком смысле слова. Как же вести себя в нашем большом доме – природе, чтобы не нанести вред ни цветочку, ни роднику, чтобы Земля оставалась прекрасной всегда?

- Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.

Начнём нашу игру с разминки. Класс разбивается на три команды.

I .Разминка . Отгадайте загадки. Каждой команде по очереди предлагается отгадать загадку. За каждый правильный ответ даётся жетон.

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.
(Гусь)
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный.
(Дятел)

Боится зверь ветвей моих,
Гнёзд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
(Олень)
В тесной избушке
Ткут холст старушки.
(Пчёлы)
Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов?
(Муравьи)
Летит — воет,
Сядет — землю роет.
(Жук)

Кто может выйти в открытое поле,
Не покидая своего дома?
(Улитка)
В болоте плачет,
А из болота не идёт.
(Кулик)
Не ёлка, а колка.
Не кот, а мыши боятся.
(Ёж)
Летом гуляет,
А зимой отдыхает.
(Медведь)
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная…
(Рысь)
И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы — зелёные…
(Лягушки)
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет — это…
(Крот)
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают,
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся?
(Мухи)

Под корой сосны и ели
Точит сложные тоннели.
Только к дятлу на обед
Попадает…
(Короед)

II I . Конкурсная программа.
Этап 1. Лесная тропа.

Представители от каждой команды выходят к столу ведущего и вытаскивают поочерёдно карточки с изображением следов лесных животных, семенами растений. За каждый правильный ответ команде присваивается жетон.

1). В лесу леснику встретились следы собаки, волка, лося, рыси, белки, зайца, кабана и медведя. Определи, чьи это следы.

2).Нашли семена растений: дуба, клёна, берёзы, ели, кедровой сосны, ольхи и каштана. Определи, чьи это семена.

3). Собери лукошко. Каждой команде даётся по набору муляжей грибов. Нужно отобрать съедобные грибы и назвать их.

Этап 2.Конкурс капитанов.

У какой птицы съедобные гнёзда? (ласточка саланган)

Почему плачут крокодилы? (выведение излишков солей из организма)

Какого цвета шкура у белого медведя? (тёмная)

Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое растение)

Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, жёлчный гриб, ложные опята, сатанинский гриб)

Коралл – это растение или животное? (животное)

Сколько ног у паука? (восемь)

Скат манта по - другому называется… (морской дьявол)

Какая птица, гнездящаяся на наших водоёмах, считается символом верности? (лебедь)

1. В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, бутылки, мусор?

2. Вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с маленькими птицами?

3. Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам, и каким образом?

Этап 3. Водоёмы.

Каких промысловых рыб считают одомашненными? (Осётр, толстолобик, судак, зеркальный карп, карась.)

Определи моллюсков. (Коллекции: беззубка, перловица, прудовик, катушка, жемчужница и т.д..)

Назови как можно больше рыб наших водоемов. (Толстолобик, судак, сазан, линь, краснопёрка, сом, карп, ёрш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга т. д.)

Какое членистоногое путешествует под водой в воздушном колоколе? (Паук-серебрянка.)

Какая рыба чемпион по взметыванию икры? (треска – до 300 млн. икринок)

Из какой рыбы можно делать напильники? (акула – из её кожи делают напильники, которыми можно полировать дерево и мрамор)

Какая польза от лягушки? (лягушка съедает за сутки в среднем 6 вредных беспозвоночных)

Почему лягушка при заглатывании пищи закрывает глаза? (у неё нет зубов, поэтому пищу заглатывает целиком, проталкивая её глазными яблоками)

Этап 4. Экологический. “Редкие и исчезающие животные” Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Их осталось мало.

– Какие вы знаете растения, занесенные в Красную книгу?

– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.

У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось.

Я в к я с у л а с н в ц ц

П д ж ф е ч й р п а н ф ч

Ж м в ы м р х у ж х о р л ь

Г с в е в о п б в а с р о д

М б е к д ь о в е д б к в

К ф п о ы б з р а ы ф п з

В г е м г е л о в р д ж д д

Ц с э я у ф т ц я о э р а ф

Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.

Этап 5 . КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ» А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

Рыба не клюет – она сыта;

пчелы сидят в улье и громко гудят;

ласточки и стрижи летают высоко;

птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;

раскрыты цветы кувшинки;

одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

поздно вечером сильно трещат кузнечики;

крот нагребает высокие холмики;

паук усиленно плетет паутину;

голуби разворковались. ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

Этап 6. Зелёная аптека.

К столу ведущего выходят по одному участнику от каждой команды. Они вытаскивают по очереди карточки с изображением лекарственных растений. Учащиеся называют растение и области его применения в медицине. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон.

Этап 7. «Из книги рекордов Гиннеса»

1. Самое большое животное на Земле (Синий кит: длина = 33 м)

2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на земле. (Акулы)

3. Самый быстрый зверь (Гепард - скорость = 120 км/ч)

4. Самая крупная кошка (Тигр – длина – 3,5 м, т = 300 кг)

5. Самая большая земля (Анаконда длина = 11 м)

6. Самая крупная птица (страус, длина =2,5 м, т = 100 кг, скорость = 50 км/ч)

7. Самая маленькая птица (колибри – величиной со шмеля)

8. Самый лучший прыгун (Кенгуру).

IV. Подведение итогов игры. Жюри подсчитывает результаты игры. Поощрение и награждение участников.

Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не роззоряйтк гнезда!

Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с слюбовью за ними.

Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!

Во всей Вселенной

Во все Вселенной

Что будет делать

Ты, человек! Любя природу, хоть иногда ее жалей!
В уничижительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она твой старый добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна.
И помни истину простую: нас много, а она одна!

Следующая загадка

Составила Юлия Юрьевна Ухорева, воспитатель МКОУ «Яйская общеобразовательная школа – интернат психолого – педагогической поддержки».

Юлия Юрьевнв Ухорева – Загадки природы родного края // Сценарий. – 2018. –

Сценарий составлен для обучающихся 7 класса в форме устного журнала, в нём рассказаны интересные факты о природе Кузбасса, представлены дидактические, занимательные игры и задания.

Данный сценарий предназначен педагогам и воспитателям специальных образовательных школ – интернатов.

Пояснительная записка…4 стр.

Конспект занятия…. 5- 10 стр.

Список литературы…11 стр.

В современных условиях проблема экологического воспитания школьников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, заботиться о своем родном крае, уважать историю возникновения природных достопримечательностей.

Тема: «Загадки природы родного края».

- формирование интереса воспитанников, к прошлому Кузбасса, к его уникальности, загадочности и неповторимости.

- познакомить воспитанников с загадочными природными местами Кузбасса;

- способствовать развитию ВПФ (памяти, внимания, восприятия, мышления) через дидактические игры и задания.

- воспитывать любовь к своему краю, чувство ответственности и гордости за свой край;

- воспитывать умение работать в паре;

Оборудование: журнал, карта Кузбасса, разрезные карточки, дидактические игры, иллюстрации загадочных мест Кузбасса.

Форма проведения: устный журнал.

I. Вступительное слово.

- Скажите мне, а загадки природы Кузбасса и Загадки природы родного края – это одинаковые названия? Правильно и в том и другом случае говорится о нашей Кемеровской области.

- А как вы думаете, что вас ждет в этом путешествии?

-О чем мы с вами сегодня будем разговаривать? Правильно о загадках природы, о том, что может быть в природе интересного, загадочного, о том чего вы не знаете.

-Ребята, Кузбасс по праву считается одним из самых аномальным и загадочным местом на территории России? А на сколько, мы сейчас и узнаем.

II. Основная часть.

- Предлагаю, вам открыть первую страницу нашего журнала. Али, пожалуйста, открой, и прочитай что на ней написано.

Первая страница посвящена Музею – заповеднику «Томская писаница».

- Вы, слышали про такой музей? Томская писаница – музей под открытым небом, находится в Яшкинском районе Кемеровской области.

- А почему -Томская? Потому что расположена на берегу реки Томь. Почему писаница? Потому что главным сокровищем музея являются наскальные рисунки возрастом 4-2 тыс. лет до н. э. Это природный – исторический комплекс, на территории которого есть разные памятники, которые рассказывают об истории и культуре первых обитателей Сибири.

- Ребята, а что же загадочного в этом музее? Это образование наскальных рисунков. Древние люди брали в руки камни и долбили ими другие камни, так появлялись наскальные рисунки. Это очень длительная и кропотливая работа.

- А для чего они – это делали? Так много – много лет тому назад люди записывали события, которые происходили в их жизни. Главным персонажем этих рисунков является – гордый красавец лось. Он был добычей для человека. Древние люди поклонялись этому красивому животному, считая его олицетворением силы, мощи, энергии. Посмотрите мордочки каждого животного четкая и такая живая. Всего насчитывается примерно 280 наскальных рисунков.

- Как, вы, думаете, а вы можете сделать такие наскальные рисунки? Нет, ребята, не можем, потому что если мы будем бить, камнем о камень у нас ничего не получится, а если возьмем дрель или зубило он просто расколется.

Что загадочного и интересного в Томской писанице? Потому что до сих пор всем интересно, как люди делали наскальные рисунки.

А теперь давайте откроем конверт и посмотрим, что там

Задание 1. Вопрос – ответ.

1. Как правильно называют музей – заповедник?

А) Сибирская звонница

Б) Кемеровская писаница

В) Томская писаница

2. В каком районе Кемеровской области находится музей?

А) Яйском районе

Б) Яшкинском районе

В) Ижморском районе

3. Что загадочного и интересного в Томской писанице?

А) Красивая природа

Б) Наскальные рисунки

В) Наскальные Сосульки

4. Что такое Томская писаница?

А) Уникальный музей под открытым небом

Б) Название парка

В) Название деревни

5. Какое животное изображено на наскальном рисунке?

Молодцы, ребята, справились. Ну что идем дальше.

- Саша Н. чему посвящена следующая страница?

Правильно Азасская пещера.

Азасская пещера памятник природы расположена в дремучей тайге Таштагольского района, и представляет собой большой грот общая протяжённость 7 км и шириной 20 – 30 метров. Размеры пещеры поражают. Посмотрите на картинку туристов совсем невидно. Из пещеры вытекает ручей Азасс. Как часто рассказывают охотники, лисы не редко становятся первооткрывателями труднодоступных пещер.

Не так давно Азасская пещера стала известна широкому кругу людей: местные охотники сообщили о замеченных у пещеры человекообразных существах. При приближении людей неведомое чудище скрылось в глубине пещеры, оставив большие следы на песке.

- Как вы думаете, ребята, а кто это мог быть? Правильно, снежный человек или по-другому его называют йети. По утверждению российских и американских учёных, проводивших ДНК – анализ найденных в Кемеровской области волосков, существование снежного человека можно считать доказанным.

- С пещерой связаны и другие аномалии. Охотники давно заметили, что возле пещеры нет никаких насекомых. Ни оводов, ни слепней, ни мошек. Местные жители считают, что это тоже из - за «снежного человека» - его запах отпугивает насекомых и животных. Вот такие чудеса происходят у нас в Кузбассе.

Теперь давайте посмотрим, что в конверте?

Задание 2. Творческое задание.

Предложить воспитанникам группы собрать из разных предложенных вариантов снежного человека.

Ну что ж, ребята, а теперь я предлагаю, вам отдохнуть, но не просто отдохнуть, но и подумать. Перед, вами, на доске развешаны наборы букв, ваша задача из этих букв собрать слова. А в конце мы должны, сказать какое отношение имеют эти слова к нашей теме.

(Предлагаются слова: Родина, Россия, Сибирь, Кузбасс, Кемерово, пгт Яя, наш край).

Молодцы справились, теперь я предлагаю перевернуть страничку, пожалуйста, Лера С. Что же написано здесь? Правильно, «липовый остров».

Ребята, как, вы, понимаете – это выражение?

Правильно, остров – это участок суши, окружённый со всех сторон водой. А липы это деревья, а какие это деревья хвойные или лиственные?

Т. е среди тайги, среди хвойного леса, расположился участок лиственного леса - липы. Поэтому его и назвали липовый остров. Расположен он в Новокузнецком районе.

- А чем же этот остров нам интересен и загадочен, знаете? В тайге в Горной Шории можно встретить совсем необычное для наших сибирских лесов дерево – липу сибирскую, уникальную рощу, сохранившуюся со времен доледникового периода.

- Ребята, а что такое доледниковый период? (Т. е то время когда не наступил ледниковый период).

Липы, которые здесь растут, не имеют аналогов в Сибири. Давным давно в доледниковый период липа росла довольно широко в Сибири. Тогда климат был довольно теплый, но великое оледенение, а затем резкое похолодание и смена климата вытеснили теплолюбивые растения (дуб, бук, клен, ясень, грецкий орех). Прежние деревья исчезли, и только одна липа пережила все невзгоды.

Предполагается, что во время ледникового периода, часть липового леса осталась не тронутой, и когда ледник отступил, образовался «липовый остров», т. е его возраст несколько миллионов лет. Посмотрите на картинку в наш журнал.

- А теперь я предлагаю заглянуть в конверт и узнать что же там.

Задание 3. Подбери слова.

Воспитанникам предлагается набор слов, им надо выбрать только те, которые подходят к «липовому острову».

Слова: доледниковый период, окруженный водой, уникальная роща, полуостров, возраст лип несколько лет, великое оледенение, в тайге Лесной Шории, в Горной Шории, липа московская, липа сибирская, сибирские леса, алтайские леса, возраст несколько миллионов лет.

-Молодцы, ребята справились. Пойдем дальше.

Что написано на следующей странице, Вова, читай? Правильно д. Иткара.

-Вы, слышали о такой деревне? Нет, тогда я вам расскажу, что же в ней загадочного и интересного. Деревня Иткара находится в Яшкинском районе Кемеровской области, через деревню протекает речка Иткара. Деревня была образована в 1648 году, сейчас в ней несколько десятков дворов. Ну, что же в ней такого, что о ней постоянно говорят, пишут и её посещают? В деревне расположены достопримечательности.

И первая из них это Иткаринский четырёх метровый водопад. Воды источника низвергаются с одного из уступов крутого берега реки Томь. Его воды содержат мало солей, поэтому её можно пить без ограничений. Посмотрите ребята, какая красота. На этом берегу есть заросшая травой опушка. Опушка была когда – то, по легенде, местом жительства крестьян, спасающихся от частых набегов кочевников. Они подрубали свои землянки (т. е обрушивали свои дома) и уходили глубоко под землю в толщу, выжидая ухода врагов и тем самым спасая свою жизнь.

Вторая достопримечательность в этой деревне растет черный тополь, его толщина составляет шесть обхватов, за что его называют «сибирским баобабом».

- А, вы, знаете, что за дерево баобаб? Баобаб – это тропическое дерево с очень толстым стволом, которое растет в Африке. Я хочу, чтобы, вы сравнили эти два дерева. Похож наш «сибирский баобаб» с африканским баобабом? Чем? Правильно толстым стволом и высотой. Черный тополь – это южное растение и в данном месте не должен расти. Возраст тополя примерно 150 лет. Время в этой деревне как – будто остоновилось.

Вот такая замечательная деревня со своими природными достопримечательностями. А теперь, давайте, обратимся к последнему конверту.

Задание 4. Найди на карте.

Я вам предлагаю карты и мы на них должны найти и отыскать по тем сведениям, которые я вам буду говорить примерное место деревни Иткара.

- Как, вы думаете, карта какого региона лежит перед вами?

- Давайте найдем, где на карте север?

- А где на карте запад?

- Найдем северо – запад?

- В каком районе находится д. Иткара?

- Ну, а теперь найдем Яшкинский район.

- Давайте рядом поставим точку и напишем д. Иткара.

III. Заключительная часть.

Ну, и закрылась последняя страница нашего журнала. Как назывался наш журнал? Правильно, «Загадки Природы Кузбасса», а можно сказать загадки природы нашего края? Конечно, потому что Кузбасс и есть наш родной край. Удивителен и загадочен мир природы Кузбасса. А кА вы думаете нужно ли нам беречь нашу природу? Вам понравилось наше путешествие? Я хочу сказать, в Кузбассе есть ещё много загадочных мест – это Татульские скалы, скала «Царские ворота, тиссульская принцесса и др. Поэтому наше путешествие мы можем продолжить в следующий раз, если вы, конечно захотите.

Публикации по теме:

Фоторепортаж «По тропам родного края» триотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе лежит развитие нравственных чувств. Очень важно, чтобы воспитатели.

Лэпбук «Природа родного края» ЛЭПБУК «Природа родного края»Цель данного пособия: Формировать интерес и любовь к природе родного края. Закрепить и расширить знания детей.

Образовательная ситуация «Природа родного края» Цель: формирование системы элементарных экологических знаний, направленных на ознакомление детей с природными богатствами Калевалы. Материалы.

Отчет по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей средствами ознакомления природы родного края» Актуальность: На современном этапе происходит обновление содержания дошкольного образования. Приказом Министерства образования и науки РФ.

Проект «Деревья родного края» Проект с детьми от 4 до 5 лет «Деревья родного края» Вид проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Проект «Деревья родного края» МКОУ – Пролетарская СОШ Проект «Деревья – родного края» 2019-2020 учебный год Информационная карта проекта Полное название.

Проект «Дикие животные родного края» В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного.

Проект по экологическому воспитанию «Мир природы родного края» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» Зерноградского района Проект по экологическому воспитанию.

Фотоотчет «Уголок родного края» Нравственное воспитание- один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах так и в школах подробно изучают страну, в.

Следующая загадка

Обобщить представления детей о животном и растительном мире родного края.

Задачи:

- закрепление знаний детей о животных, птицах, растениях родного края;

- развивать познавательный интерес к явлениям окружающей среды;

- воспитывать бережное и уважительное отношение к природе, родному краю.

Оборудование: презентация, фишки-листочки, 2 разрезных картинки (береза, ель, 5 листиков с дерева (береза, рябина, осина, дуб, клен, аудио голоса птиц (кукушка, дятел, ворона, сова, сорока, композиция Светланы Ранды «Чудесный лес».

Предварительная работа:

1. разучивание стихов,

2. раскрашивание осенних листьев для украшения класса,

3. поделки из природного материала,

4. слушание голоса птиц

Ход мероприятия

Педагог:

Почему люблю природу?

Потому что год от года

Она силы мне дает

И смятения берет.

Можно к сосенке прижаться,

Ее силой заряжаться.

У березы красоты

Попросить не бойся ты.

У травинок и цветов

О здоровье просят вновь.

На здоровье и удачу,

Погадать можно в придачу.

Все мы вышли из природы

И в любое время года.

Нам помощница она,

Силой мощною полна. (Анна Акмалова)

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы провести викторину «Знатоки природы родного края».

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы Алтайского края. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира.

Проверить ваши знания нам помогут конкурсы.

- Итак, начинаем игру. За правильные ответы будете получать жетоны. По количеству жетонов определим лучшего знатока родной природы.

- Вы готовы? Тогда начнём!

Сначала проведем разминку. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете хором, назвав одним словом.

Разминка

Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.

Берёза, сосна, дуб, липа – это …деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.

Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.

Клубника, малина, смородина, крыжовник – это ….ягода.

Опята, маслята, рыжики, грузди – это …грибы.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

Конкурс «Вопрос-ответ»

1. Что делает ёж зимой? (спит)

2. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

3. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

4. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

6. Где живет белка? (в дупле)

7. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

8. Как называется дом у муравья? (муравейник)

Молодцы! Ответили правильно.

А сейчас, ребята, … «1,2,3 – картинку собери! (Каждый класс собирает части картинки.)

- Какое изображение получилось у вас на картинках? (Дерево)

- Как оно называется? Где растут деревья? (В городах, селах, лесах)

И мы переходим ко второму конкурсному заданию.

Конкурс «Загадочный лес».

Педагог: - Что такое лес? (Ответы детей:- лес – это родной дом растениям и животным,– это зеленый наряд нашей Земли,- там где лес, всегда чистый воздух и можно отдохнуть от городского шума)

- Какие деревья растут в наших лесах? (сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, береза, осина, черемуха и др.).

А вы знаете, что в целебную силу деревьев люди верили еще с древних времен. Так, если периодически обнимать лесные или городские деревья, то это поможет побороть стресс, уменьшить боль и наполниться хорошей энергетикой. Главное, отыскать правильное, подходящее конкретно вам дерево.

Береза

Это дерево готово принять под свое крыло всех нуждающихся. Береза отдает целительную энергию и ничего не требует взамен, разве что уважения к себе. Обнимать белокурую красавицу можно в любых случаях.

Ей под силу улучшить состояние кожи, поднять настроение и даже снять боль. Активничает береза утром - с 5 до 9 часов.

Тополь

Это дерево избавляет от головной и зубной боли, нервного напряжения, беспокойства. Долго возле него стоять не стоит, иначе он заберет не только вашу плохую энергию, но и хорошую, поэтому достаточно нескольких минут.

Встаньте лицом к дереву. Посмотрите на дерево с улыбкой в течение нескольких секунд. Обнимите его нежно обеими руками. Сделайте глубокий вдох и закройте глаза.

Игра «С какого дерева листочек?»

Листья разложены на столе, дети определяют, с какого дерева листочек.

Физминутка «ПРОГУЛКА В ЛЕСУ» (композиция «Чудесный лес»)

Раз – два – три – четыре – пять – В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).

Может быть, и под листочком сладку ягоду найдем. (присели)

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)

И на каблучках пойдем, через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).

Отдохнули, вот и славно. Поговорим теперь о главном.

Педагог: - Большое разнообразие растительности на Алтае создает хорошие условия для жизни огромного количества животных, а каких назовёте, отгадав загадки.

Конкурс «Загадки про животных»

Травы копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Великан в лесу живёт:

Он – сладкоежка, любит мёд,

Когда испортится погода,

Он спать ложится на пол года. (Медведь)

Вся горит, как золотая!

Ходит в шубке дорогой.

Хвост пушистый и большой,

На увёртки мастерица.

Как зовут её? (Лисица)

На овчарку он похож:

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Словно елка, весь в иголках.

Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь, а зовется это. (Ёж)

С ветки на ветку, быстрый, как мяч,

Скачет, резвится рыжий циркач.

Вот на лету он шишку поймал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)

Чуток, строен и высок,

Гордо голову несет,

От рогов густая тень.

Вот красивый зверь… (Олень)

Есть в реке работники-

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину

Хоть пиши картину. (Бобры)

Трусоват лесной красавец.

Догадались? Это… (Заяц)

- Mолодцы! А сейчас предлагаю поиграть в игру.

Игра «Кого видели, не скажем, кого видели, покажем»

Педагог: - Каждый класс получает листок с названием животного. Без слов, с помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное. Команда - соперник должна угадать, что это за животное.

1. Изобразите ласковую кошку.

2. Изобразите трусливого зайца.

3. Изобразите прыгающую лягушку.

4. Изобразите медведя в лесу.

5. Изобразить хитрую лису.

6. Изобразить оленя жующего литья.

Педагог: - Птицы – это часть живой природы, наши младшие пернатые друзья. И в следующем задании вам предстоит по голосу определить название той или иной птицы.

Конкурс «Узнай по голосу»

(звучат голоса птиц, дети по очереди отгадывают.)

Педагог: Птицы оберегают нас, помогают нам дышать, спасая зелёные насаждения от вредителей. Больше птиц – радостнее жизнь.

- Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края, и теперь настало время подвести итоги. Давайте посмотрим, какой класс набрал больше жетонов.

(вручаются грамоты и сладкие призы)

Педагог: - Природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, и охранять.

Учащийся 1:Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Учащийся 2:На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же вместе

Мы к ней относиться добрей.

Педагог: На этом наша викторина «Знатоки природы родного края» окончена. До новых встреч!

Прикреплённые файлы:
viktorina-znatoki-prirody_05h5n.ppt | 1786,5 Кб
Публикации по теме:

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Конспект занятия «Знатоки родного края» (старшая логопедическая группа) Цели: формировать четкое представление о городе, достопримечательностях города, уточнять и расширять представления детей о родном крае,.

Фотоотчет о викторине «Знатоки Томского края» Экологическое образование в современном мире является приоритетным направлением обучения и воспитания подрастающего поколения. В нашей группе.

Фотоотчёт о презентации проекта подготовительной группы по изучению природы родного края «Моё родное Подмосковье» Этот проект появился от обиды. Моей обиды. Не на кого-то, а ЗА КОГО - ТО, ЗА ЧТО -ТО. Помните знаменитое "За державу обидно!". Так вот.

Уголок родного края Родная природа - это наш сибирский лес, водопады и реки, небольшие поля, горы и просто знакомые полевые цветы. Сразу вспоминаются слова.

Викторина для дошкольников старшей группы «Знатоки природы» Цель: обобщить знания детей об окружающем мире в форме проведения экологической викторины. Задачи: - обобщать знания детей о растительном.

Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края» Цель викторины: Создание социальной ситуации развития в познавательно-речевой деятельности. Закрепление знаний детей о родном поселке, как.

Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы» Цели. Закреплять знания детей о природе, развивать познавательную активность. Обобщить знания детей о растениях, животных, временах года.

Экологическая викторина «Знатоки природы» Образовательная область: познавательное и речевое развитие. Возрастная группа: старшая Тема: «Знатоки природы» Цель: формирование экологической.

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе «Моё родное Подмосковье» Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное.

Следующая загадка

Здравствуйте дети! Сегодня мы проведем викторину «Знатоки природы» и узнаем лучших знатоков окружающего мира. Наш класс будет состоять из 2 команд.

Команда, которая быстрее поднимет руку, и правильно ответит на вопрос - получит 1 балл. А ваши ответы будет оценивать наше жюри.

1 . Сначала вам будут предложены вопросы из растительного мира. И так, начнем.

1. Трава от 99 болезней ( зверобой, подорожник)

2. Самое сладкое дерево наших лесов (дуб, липа , ель)

3. Разноцветные грибы (подберезовики, сыроежки, лисички)

4. Какая ягода бывает черной, красной, белой ( смородина, вишня, малина)

5. Дерево - символ нашей Родины (береза)

6. Название, какого растения говорит, где оно живет? (подорожник)

7. Из какого дерева делают спички (береза, ольха, осина )

8. У каких деревьев осенью листья красные ( клен, береза, рябина )

9. У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают ( лиственница, ель)

Молодцы! Вы справились с заданиями, а сейчас вопросы из животного мира:

1. Кто собирает грибы спиной? (ёж)

2. Кровожадный хищник наших лесов? (волк)

3. Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

4. Животное лесов, похожее на кошку (рысь)

5. Какая птица считается самой умной, и почему? (орел, попугай, ворон )

6. Что является лучшим лакомством для лосей, оленей и косуль (трава, грибы, соль )

7. Какие из этих птиц являются перелетными (воробей, соловей, малиновка )

8. Какие из этих зверей на зиму ложатся в спячку (барсук, еж, медведь)

9. Как называется жилище бобра ( хатка , норка)

Жюри подводит итог.

2. Следующий конкурс – «Аукцион песен». Каждая команда по очереди называет песню, где упоминается название животных, насекомых, птиц, или животные исполняли в мультфильмах. (В траве сидел кузнечик, песенка Крокодила Гены, песня кота Матроскина, песня крошки Енота, колыбельная для Умки и т.д.)

Жюри подводит итог.

3. А теперь литературный конкурс. Я буду называть вам литературных героев сказок, а вы должны назвать название сказок и их авторов.

1. Петушок на шесте (Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

2. Утенок (Андерсен «Гадкий утенок»)

3. 11 лебедей (Андерсен «Дикие лебеди»)

4. Воробей – герой и таракан (Чуковский «Тараканище»)

А какие еще сказки с действующими героями птицами, животными и насекомыми вы помните? («Конек – горбунок», «Дюймовочка», «Вини – Пух», «Курочка – ряба», «Волк и семеро козлят).

Жюри подводит итог.

4. Конкурс иллюстраций. 2 участникам от каждой команды предлагается нарисовать эмблему на тему «Береги природу». Жюри оценивает по пятибалльной системе.

5 . А пока художники работают, вам необходимо разгадать загадки про птиц. Команда, которая быстрее поднимет руку, и правильно ответит на вопрос - получит 1 балл.

1. Не король, а в короне не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает, а время знает (Петух)

2. Крылатый, горластый, красные ласты (Гусь)

3. Мать, отца не знаю, но часто называю,

Детей знать не буду – чужим сбуду (Кукушка)

4. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает (Филин)

5. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (Сорока)

6. Шапочка алая, желеточка нетканая, кафтанчик рябенький (Курица)

7. Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома –

Длинноногий. Длинноносый, длинношеий, безголосый (Аист).

Художники заканчивают работу. Жюри подводит итоги.

6 . И так, наш последний конкурс – Самый внимательный». Я буду называть деревья и кустарники, а вы запоминайте те из них, которые не растут в нашей местности.

Яблоня, груша, малина, ель, береза, ель, саксаул , облепиха, мимоза, вишня, лимон, апельсин , липа, верба, баобаб, мандарин.

А теперь каждая команда называет те деревья и кустарники, которые не растут в нашей местности. 1 команда вам слово. Ответ 2 команды. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.

7. Ребята, молодцы! Мы с вами поделились со своими знаниями. Давайте подумаем, как сохранить нашу природу. Для этого я каждой команде по очереди задаю вопросы. Правильный ответ – 1 балл.

1. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей - искать укромное место.)

2. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле. Не трогать яйца руками. Не брать в руки птенцов.)

1. Как правильно разжечь костер в лесу? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить подальше от огня. Когда костер будет залит водой, необходимо убрать головни, уложить дерн на место и полить хорошенько водой.)

2. Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели шоколады, пили соки и варили суп из консервов. Прежде чем уйти домой, вы. Выберите 2 правильных ответа.

а) Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик.

б) Все бросили в костер.

в) Бумагу сожгли, а железные банки и стеклянные бутылки взяли домой.

г) Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, и ушли.

д) Залили костер водой или засыпали землей.

е) Разбросали недогоревшие головешки по поляне.

Молодцы ребята, вы показала себя отличными знатоками природы. Но природу необходимо не только хорошо знать, но и любить, охранять.

Читайте также: