Загадки природы для детей в библиотеке

Обновлено: 04.11.2024

Ежегодно в последние дни марта в нашей стране проводится Неделя детской и юношеской книги. Библиотеки Тобольского района для своих читателей подготовили насыщенную программу, тема которой экология и природа.

С 27 марта по 2 апреля в библиотеках района проводилось множество интересных и разнообразных мероприятий для детей всех возрастов.

img_20170330_114617

Библиотекарем проведён обзор книг о птицах, животных, насекомых, растениях. В ходе встречи прозвучали стихи русских поэтов А.Фета, Ф. Тютчева, А.Пушкина, С.Есенина о красоте и величии русской природы. В конце праздника все были награждены сладкими подарками и призами. Год экологии продолжается, и у нас впереди ещё много интересных встреч с природой, с творчеством замечательных писателей – натуралистов.

Е. П. Зевакина, библиотекарь Байкаловского филиала

Природа – это дом, в котором день за днём

Растут цветы и звери, кругом смеются дети.

И этот дом, и смех – один, один на всех,

Другого дома нет на целом свете….

Г.П.Трушникова, библиотекарь Абалакского филиала

Г.П.Андреенкова, библиотекарь Булашовского филиала

В Год экологии Ушаровским сельским филиалом разработан цикл мероприятий под общим названием «Экологическая мельница». Мероприятия, прошедшее в рамках Недели детской и юношеской книги, относится именно к этому циклу.

Экологическая игра-путешествие «Я с книгой открываю мир природы» началась с обзора выставки «Планета-дом, в котором мы с тобой живём».

Затем появились всеми любимые герои сказок и мультфильмов Маша и Медведь. Под песенку «Чьи это следы петляют около лесных дорог», они научили ребят узнавать следы животных. Выдумщик-медведь включил записи голосов зверей и птиц. Дети с энтузиазмом и азартом угадывали, кому принадлежит тот или иной голос.

В.Н. Пуминова, библиотекарь Ушаровского филиала

Л.В. Ростовщикова, библиотекарь Овсянниковского филиала

На литературно-сказочном путешествии «Тропою сказок» ребята познакомились с Волшебной книгой, Незнайкой, Винни-Пухом, Красной шапочкой, которые вместе с гостями оправились в путешествие в Сказочную страну. На протяжении всего мероприятия ребята отгадывали загадки, принимали участия в викторинах, играх и получали удовольствие от праздника. Завершилось путешествие мультфильмом и награждением лучших знатоков природы призами, ими оказались: Саботинова Юля, Новоселова Ксения, Горчакова Палина, Ивахно Егор, Петрова Анна. Неделя Детской и юношеской книги – это большой праздник всех. После него у книг становится больше верных друзей. И можно сказать, что «Книжкина неделя» длится весь год, потому что весь год мы неразлучны с книгой.

Е. В. Осипкина, библиотекарь Сетовского филиала

С.Ш.Агафурова, библиотекарь Надцынского филиала

С. П. Ермакова, библиотекарь Ермаковского филиала

Г. М. Маркова, библиотекарь Кутарбитского филиала

А.А.Халилова, библиотекарь Тоболтуринского филиала

В Карачинской библиотеке прошла экологическая викторина «Сказочная экология» в рамках открытия Недели детской и юношеской книги. В гости к детям и взрослым приходила Кикимора лесная со своим помощником Лешим. Участники были разделены на 2 команды, которым предстояло пройти 5 туров и поискать экологию в народных и авторских сказках. По завершению викторины дети показали экологическую сказку «По родным тропинкам», о бережном отношении к лесу, природе. И потом всех Кикимора лесная угостила чаем. Все дети и взрослые остались довольны, каждый получил позитивный заряд эмоции.

Н.П.Чувашева, библиотекарь Карачинского филиала

В Ворогушинском сельском филиале прошла конкурсно развлекательная программа «Сохраним нашу планету».

Следующая загадка


Могут быть полезны для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов при проведении уроков, развлечений, конкурсных программ и других мероприятий.
Кроме этого адресуются и родителям для развития смекалки у своих детей.
***
В голубой станице -
Девица круглолица.
Ночью ей не спится -
В зеркало глядится. (ЛУНА)
***
Громко стучит,
Звонко кричит,
А что говорит,
Никому не понять,
И мудрецам не узнать. (ГРОМ)
***
Летит — молчит,
Лежит — молчит,
Когда умрет, тогда ревет. (СНЕГ)
***
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица. (ВЕТЕР)

Прошла Маланья -
Зажглося пламя,
Прошел Пахом -
Затрясся дом. (МОЛНИЯ и ГРОМ)
***
Над рекой остановился
Шар воздушный, золотой.
А потом за лесом скрылся,
Покачавшись над водой. (СОЛНЦЕ)
***
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (МОРОЗ)
***
В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует — бежим по воде. (ВОЛНЫ)
***
Зима на крыши серые
Бросает семена —
Растит морковки белые
Под крышами она. (СОСУЛЬКИ)
***
Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут по дорожке! (ГРАД)
***
Её не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза — угольки,
Руки — сучки.
Холодная, большая,
Кто она такая? (СНЕЖНАЯ БАБА)
***
Голубой шатёр
Весь мир накрыл. (НЕБО)
***
Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
Он раскинут над тобой
Он раскинут надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. (НЕБО)
***
Без рук, без ног,
Только с рогами.
А ходит под небесами. (МЕСЯЦ)
***
Подрастал, подрастал,
Был рогатым — круглым стал.
Только круг, чудо-круг,
Стал опять рогатым вдруг. (МЕСЯЦ)
***
За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый.
А когда пропел петух —
Скрылись овцы и пастух. (МЕСЯЦ и ЗВЁЗДЫ)
***
Не огонь, а греет.
Не лампа, а светит.
Как мячик, круглое.
Как тыква, желтое. (СОЛНЦЕ)
***
Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла,
И сады, и огороды
Всей округе полила. (ГРОЗА)
***
Он и летом, и зимой -
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему идти-
Он всё будет впереди. (ГОРИЗОНТ)
***
Нахмурится, насупится,
В слезы ударится —
Ничего не останется. (ТУЧА)
***
Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (ТУЧА)
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги. (БОЛОТО)
***
Он срывает все без рук:
Шляпу, крышу, старый сук.
Гонит в небе тучи,
Снег сметает с кручи. (ВЕТЕР)
***
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой! (ВОЗДУХ)
***
Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (ТУЧА)
***
За пнём —
Бугорок,
А в нём —
Городок. (МУРАВЕЙНИК)
***
Дорогое ожерелье
Засверкало на деревьях,
Белое, искристое,
Морозное, ветвистое. (ИНЕЙ)
***
Он холодный, проливной,
По пятам бежит за мной.
Убегаю — только хуже,
Потому что всюду — лужи! (ДОЖДЬ)
***
Бежит, бежит – не выбежит,
Течёт, течёт – не вытечет. (РЕКА)

Через речку переходит,
А с места не сходит. (МОСТ)
***
Протянулся поясок
Через поле и лесок,
Да не взять его руками,
Не смотать его в клубок. (ТРОПИНКА)
***
Был тугим он кулачком,
А разжался — стал цветком. (БУТОН)
***
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
свесив сережки. (БЕРЁЗА)
***
Не шмель,
Не пчела,
А жалит. (КРАПИВА)
***
На берёзе
6 больших шишек
И 3 маленьких.
Сколько всего шишек? (НИ ОДНОЙ)
***
По чему в лес ходят? (ПО ЗЕМЛЕ)

Следующая загадка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: открыть учащимся удивительно богатый и загадочный мир природы; воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать экологическую культуру детей, привлечь внимание учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

1. Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес к окружающему нас миру.

2. Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в микро коллективе.

3. Воспитание заботливого отношения к природе.

Тип занятия: игра

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, жетоны, видеоклип «Живет повсюду красота»

Ход урока.

Психологический настрой.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Темой нашего сегодняшнего внеклассного мероприятия является «Загадки природы». Мы с вами узнаем очень многого и интересного о мире природы. Эпиграфом к уроку являются слова английского натуралиста, писателя Джеральда Даррелла

«Рай существует здесь, на Земле,

но люди его потеряют,

если не оставят места

для жизни животных, растений.»

Беседа: если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Все космонавты говорят о главном своем впечатлении - «Земля маленькая!» Полеты показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем — нашей планетой, на которой есть, возможно, уникальное для Вселенной чудо, под названием - жизнь!

Жизнь на Земле подобна тонкой кожуре на большом яблоке. Все живое — деревья, травы, лишайники, грибы, звери, птицы, рыбы и люди образуют «кожуру» жизни. Все проявления жизни на Земле представляют собой пестрый ковер. Равновесие — один из основных законов природы.

Есть множество примеров тому, как элементарная экологическая неграмотность человека приводила к печальным результатам.

Например, в начале XX века в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени Карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем их численность стала резко снижаться. И если бы люди не спохватились вовремя, олени исчезли бы совсем.

А вот другой пример

Не так давно жители некоторых регионов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы проникали в дома — жалили людей. Оказалось, что виноваты люди, истребившие лис. Лисы разрушали гнезда ос, находящиеся на земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что стали досаждать людям.

За миллионы лет все виды живой природы удивительно приспособились друг к другу.

Эти простые примеры говорят о том, что люди не должны «поправлять» природу по своему усмотрению.

Человек и животный мир очень тесно связаны друг с другом, многим из них люди воздвигли памятники. Памятники «братьям нашим меньшим» есть во многих странах. Самый необычный – насекомому. В 1838г. один австралийский фермер привез кактус и посадил его. Кактус начал распространяться с невероятной быстротой и губил все другие посевы. Фермеры пришли в отчаяние. Но выход был найден: из Южной Америки был привезен кактусовый вредитель, по виду похожий на гусеницу шелкопряда. В течении десяти лет гусеницы уничтожили огромное количество кактусов. И вот тогда спасителю был воздвигнут памятник.

В столице Кении Найроби есть выполненная в натуральную величину статуя слона по кличке Ахмед, дожившего до 75 лет.

В японском городе Осака из камня изваяна собачья упряжка: она помогла людям во время одной из экспедиций в Антарктиде

Известны два памятника, воздвигнутых в честь…лягушки: в Парижском университете Сорбоне и в Токио

В Италии есть памятники ослу, в Париже – голубям, в американском городе Солт-Лейк-Сити – чайкам, в Выборге – памятник лосю.

В Швейцарских Альпах, где девять месяцев длиться зима, почти каждый день выпадает снег, свирепствует холод, лавины не щадят ни людей, ни животных. Сорок одного человека спас сенбернар по кличке Барри. Этой собаке поставлен памятник в Париже.

Ребята, мы узнали много нового и интересного о мире животных. А теперь давайте проверим, что вы знаете об этом мире. А помогут в этом - конкурсы. Сегодня в нашем конкурсе участвуют 3 команды: Знайки, Почемучки, Дети Земли. А оценивать наши команды будет многоуважаемое жюри в составе: Огай Е.А., Лявинсковой О.В.

Конкурсы

1й конкурс «Разминка» (каждой команде задается по несколько вопросов по очереди, на раздумье 5 сек. Если команда не отвечает, вопрос переходит команде соперника) За каждый правильный ответ – 1 балл

1. Что делает еж зимой? (спит)

2. С прилетом каких птиц начинается весна? (грачей)

3. Какая птица живет на болоте? (цапля)

1. Какой цветок считается самым благородным? (роза)

2. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)

3. Какая из птиц считается символом мира? (голубь)

1. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)

2. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)

3. У какой птицы плохая репутация, ее считают воровкой? (Сорока)

Конкурс 2 «Экологический»

Многие растения и животные занесены в Красную книгу.

– Какие вы знаете растения и животные, занесенные в Красную книгу?

– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные. “Редкие и исчезающие животные”

Каждой группе даются листочки с буквами. Зачеркните 2 одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получились.

Я в к я с у л а с н в ц ц

П д ж ф е ч й р п а н ф ч

Ж м в ы а н х у ж в ы л х

Г с в е в о п б в а с р о д

в б ы к д ь о р ь д о к а б

з б п е ю з р к ю у п т

В г л м г е л о в р д ж д

Ц с э я у ф т ц я о э р а ф

Б п а и ы з с о с п а ы н

Ответы: кулан, джейран, манул, гепард, выдра, беркут, морж, сутора, бизон.

Проверка на доске, картинки с животными и их названия.

А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.

Релаксация (под музыку звуков природы).

Сядьте, держа спину ровно. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Остановитесь на минутку и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку и наклонитесь, и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинить зла ни одному живому существу. Сохраните в себе это чувство тишины и покоя. Откройте глаза и улыбнитесь.

Мы продолжаем наш конкурс. Конкурс 3: «Жалоба»

Я: Ребята, к нам поступили жалобы от животных. Вы должны познакомиться с этими жалобами и сказать от какого животного она поступила.

Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и определить, о ком идёт речь, и какую пользу приносит оно.

Жалоба 1. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

Ответ: В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей, целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу, – и они исчезнут.

Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим, висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.

Основная польза от летучих мышей уничтожение ими по ночам вредных насекомых. За ночь зверек съедает такое их количество, что составляет более половины массы его собственного тела.

Жалоба 3. Мы хотим защитить себя от тех, кто нас часто ловит. Это в основном вы, дети! Вы ловите нас, отрываете крылышки. А когда нас трогают за крылья, то мы становимся беспомощными, потому что не можем больше летать. Мы очень красивые, нежные и хрупкие, как цветы. Без нас летняя полянка не будет такой пестрой и веселой. Ребята, не обижайте нас!

(Бабочки) Бабочки не только украшают наши поля и луга, но и приносят человеку пользу. Например, бабочки тутового шелкопряда дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.

Дается время. После этого представитель команды (ученик-помощник) читает жалобу и дает правильный ответ. За правильный ответ – 1 балл.

Я: Вам, наверное, известно, что иногда в характере человека и животного есть что – то общее. Следующий конкурс ( конкурс) « Характер наш и братьев наших меньших» (Закончи фразу)

Командам раздаются карточки с заданием.

1. Коварная, как. (змея).

2. Трусливый, как. (заяц).

3. Злой, как. (собака).

4. Голодный, как. (волк).

5. Упрямый, как. (осел).

6. Бестолковый, как. (баран).

Карточки с готовыми ответами передаются жюри для оценивания.

За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл

Рефлексия

Конкурс «Плакаты» Команды создают плакат. Каждой команде выдается лозунг, его необходимо отобразить на плакате.

1 команда: Не рвите цветов, не разрушайте птичьи гнезда и муравейники.

2 команда: Не шумите в лесу – это волнение для обитателей наших лесов!

3 команда: Будьте осторожны с кострами! Помните – лес наше богатство!

Подведение итогов. Подсчет баллов. На пьедестал вывешиваются эмблемы команд. Вручаются дипломы победителям. Аплодисменты победителям. Фейрвек

Ты, человек! Любя природу, хоть иногда ее жалей!
В уничижительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она твой старый добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна.
И помни истину простую: нас много, а она одна!

Просмотр видеоролика «Живет по всюду красота».

Следующая загадка





Курс повышения квалификации
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО и профессионального стандарта
Высшая школа делового администрирования


08.10

Курс повышения квалификации
Проектная деятельность в детском саду как средство реализации ФГОС ДО
Высшая школа делового администрирования


09.10

Курс повышения квалификации
Театрализованная деятельность как средство развития творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОО
Высшая школа делового администрирования


08.10

Курс повышения квалификации
Методы и приемы снижения уровня агрессивности у детей дошкольного возраста
Высшая школа делового администрирования


Курс профессиональной переподготовки
Методика и содержание деятельности в сфере физической культуры. Физическая культура в ДОО в условиях реализации ФГОС
Образовательный центр «Каменный город»

Читайте также: