Загадки презентация 3 класс
Обновлено: 22.11.2024
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Следующая загадка
Основная мысль урока:
можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет.
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (5 МИН)
Ученики поочередно показывают классу рисунки, предлагая отгадать, на что они похожи. При отгадывании оценивается не только правильность, но и оригинальность ответа.
2. ИГРА «ОТГАДАЙКА» (5-7 МИН)
Ученик-отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан (желательно за минимально количество ассоциаций).
По желанию учителя можно поиграть в более сложную игру «Ассоциации». Правила аналогичны предыдущей игре, но загадывается не предмет, а кто-нибудь из учеников класса. Отгадчик задает вопросы типа: «Если этот человек был деревом, то каким? Если бы он стал транспортом, то что бы это было?» (животным, порой года, едой, мебелью, домом, одеждой, сказочным героем и др.).
3. СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК (7-10 МИН)
— научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок.
На доске — таблица, которая заполняется по ходу сочинения загадки:
Выбрать объект (записывается на верхней строчке).
- Заполнить левую часть таблицы, ответы на вопрос: на что похож объект?
Например: На забор, на пилу, на траву.
- Заполнить правую часть таблицы: чем отличается?
- Чем расческа отличается от забора? — Через забор можно перелезть.
- Чем расческа отличается от пилы? — Пилой можно пилить.
- Чем расческа отличается от травы? — Трава растет.
- Вставить слова-связки «как…», «…но не…».
- Прочитать готовую загадку.
Например : Что это? Как забор, но не перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растет.
Образец заполненной таблицы
но не перелезть
Примечание - Выбор объекта, подбор аналогий и отличий осуществляют сами дети, учитель организует работу соответственно алгоритму.
В конце работы учитель подчеркивает, что, пользуясь таблицей можно придумать множество различных загадок, но чтобы они были интересные, надо подбирать оригинальные, необычные сравнения.
4. РАБОТА В ГРУППАХ ПО СОЧИНЕНИЮ ЗАГАДОК (10-12 МИН)
Каждая группа получает заранее начерченную таблицу и объект для загадки.
Подведение итогов.
- Представитель каждой группы зачитывает загадку, класс должен ее отгадать. При этом желательно оценивать работу группы как с точки зрения правильности выполнения, так и со стороны оригинальности и «интересности» предложенных сравнений.
Примеры объектов для загадок
- Пуговица, кнопка, лампочка, гитара, варежка, кольцо, щетка, шляпа и т. д.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2-3 МИН)
Пользуясь алгоритмом, придумать загадку про любой предмет, который есть дома.
6. АНАЛИЗ ПРИМЕНИМОСТИ АЛГОРИТМА (5-7 МИН)
— А вот моя загадка: «Как солнце, но не светит; как глобус, но не на подставке; как клубок, но без ниток». Можете ли вы точно ответить, что это такое: арбуз или мячик?
— А как надо составить загадку, чтобы было понятно, что речь идет именно о мячике (об арбузе)?
— Итак, можно «отстроится» от неправильного ответа. Например, если загадан мячик, то, чтобы не спутали с арбузом, нужно добавить: «Как арбуз, но не съедобный». (Аналогично, если загадан арбуз, то добавляется «Как мячик, но не поиграешь…».)
— Какие еще есть варианты решения проблемы?
— Совершенно верно, можно в загадку вставить дополнительные признаки, характерные для этого предмета и отличающие его от других такой же формы. Например, если загадан мячик, добавляем слова «материал как у галош, по назначению как шахматы». (Аналогично для арбуза: «цвет снаружи как у зебры, внутри как у помидора; косточки как у тыквы и т. д.».)
— Есть ли еще предложения?
Желательно обсудить, какой вариант лучше и почему (второй, потому что в первом случае нужно исключать очень много объектов, похожих по форме, что загромождает загадку).
Можно придумать отличительные признаки для загадок про стакан и ведро, пенал и спичечный коробок, слона и мамонта.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3-4 МИН)
Учитель может загадать, на что похожи буквы, из которых надо составить слово — итог урока.
Например : - «Два бублика, одни очки, усы, перекладина и раскрытый клюв — какое это слово?» (Звонок.)
- «Три кольца, плюс на боку, расческа и флажок
— какое это слово?» (Хорошо.)
Следующая загадка
Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся с помощью самостоятельного создания загадок про овощи и фрукты.
Учебные задачи :
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
-способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения;
-способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- способствовать развитию положительных нравственных качеств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости;
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
-формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, в паре, уметь слушать других;
- способствовать проявлению индивидуальных творческих способностей в процессе придумывания загадок.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- обобщить знания детей о видах загадок
-продолжить формирование у учащихся навыков совершенствования дикции;
-закреплять знания учащихся о средствах художественной выразительности;
- способствовать развитию образного мышления
- способствовать развитию творческих способностей учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zagadki.pptx | 2.99 МБ |
zagadki.doc | 20 КБ |
zagadki.docx | 11.59 КБ |
zadanie_v_gruppe.docx | 432.61 КБ |
kartochka-vidy.docx | 11.46 КБ |
refleksiya.docx | 97 КБ |
slova-lotereya.docx | 10 КБ |
fiz.minutka.docx | 11.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Следующая загадка
1 слайд Описание слайда:
Литературное чтение 3 класс
2 слайд Описание слайда:
Четвёртый лишний Сказка, былина, легенда, пословица. Колыбельная, небылица, частушка, хороводная. Пословица, поговорка, закличка, скороговорка. Загадка, песня, веснянка, пестушка. Каким обобщающим словом можно назвать все эти жанры литературы? ФОЛЬКЛОР «Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего». А.М.Горький. Согласны ли вы с мнением русского писателя?
3 слайд Описание слайда:
Загадка Умному отгадать – Что семечки пощёлкать, А другому отгадать – Что поле вспахать! загадка Как появились загадки? Как создаются загадки? Какие бывают загадки? Что такое загадка? Цель урока: упражняться в умении разгадывать загадки Древо познания
4 слайд Описание слайда:
Как появились загадки? Задание: прочитайте текст, найдите ответ на поставленный вопрос 1. 2. Стр.5 Проверь себя! 1. Солнце 2. Солнце, месяц, звёзды 3. Человек 4. Петушиным 5. Без корки 6. Колодец 7. Огурец
5 слайд Описание слайда:
У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью. У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие: да что растёт без коренья? (Камень); да что цветёт без цветка? (Папоротник); да что бежит без повода? (Вода). В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода — охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать свою физическую силу, ловкость, мужество — убить огромного хищника, выдержать боль. А ум, знания, сообразительность он должен был проявить в отгадывании загадок. У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды рассказывают нам о том, как не отгадавшие загадок расплачивались жизнью. У славян тоже существовали поверья о том, что русалки губят людей, не отгадавших их загадок. А загадки у них были такие: да что растёт без коренья? (Камень); да что цветёт без цветка? (Папоротник); да что бежит без повода? (Вода). В русских народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда. Подруги невесты загадывали жениху и дружке жениха трудные загадки и не пускали их в избу к невесте до тех пор, пока не получали правильного ответа. Ну а в русских народных сказках, вы и сами это уже хорошо знаете, царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать все её загадки. распечатать
6 слайд Описание слайда:
Какие бывают загадки? Тематические Загадки в стихах Загадки - вопросы Загадки-рифмовки Загадки-обманки загадки Стр.6 Загадки – описания свойств, признаков предмета Загадки – противопоставления Загадки – сравнения Загадки – описания действий предмета Стр.5, з.4-5 Стр.3 Задание: подобрать примеры загадок на каждую группу Народные и авторские
7 слайд Описание слайда:
Золотист один бочок, Красноват другой бочок. Посередине, в сердцевине- Притаился червячок. Растет в траве Алёнка В красной рубашонке. Кто не пройдет. Всяк поклон отдает. Что гроздью вырастает? Из чего изюм бывает? Кафтан на мне зеленый, А сердце, как кумач. На вкус, как сахар сладок, На вид-похож на мяч? Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостом, а не мышь. Золотист один бочок, Красноват другой бочок. Посередине, в сердцевине- Притаился червячок. Растет в траве Алёнка В красной рубашонке. Кто не пройдет. Всяк поклон отдает. Что гроздью вырастает? Из чего изюм бывает? Кафтан на мне зеленый, А сердце, как кумач. На вкус, как сахар сладок, На вид-похож на мяч? Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостом, а не мышь. Золотист один бочок, Красноват другой бочок. Посередине, в сердцевине- Притаился червячок. Растет в траве Алёнка В красной рубашонке. Кто не пройдет. Всяк поклон отдает. Что гроздью вырастает? Из чего изюм бывает? Кафтан на мне зеленый, А сердце, как кумач. На вкус, как сахар сладок, На вид-похож на мяч? Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостом, а не мышь. распечатать
8 слайд Описание слайда:
3. Определю предметы со сходными признаками. Как создаются загадки? Стр.6, з.6 Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. 1. Выберу предмет. 2. Запишу его признаки. 4. Составлю загадку. Загадка – противопоставление Загадка – описание свойств, признаков, действий предмета. 1. Выберу предмет. 2. Запишу его признаки (действия). 3. Составлю загадку. Ствол белеет, Шапочка зеленеет. Стоит в белой одёжке, Свесив серёжки. Задание: придумайте и запишите загадку.
9 слайд Описание слайда:
Как появились загадки? Как создаются загадки? Какие бывают загадки? Что такое загадка? Древо познания краткое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать. Загадка Слово «загадка» образовано от слова «гадать», которое означает «думать», «размышлять».
10 слайд Описание слайда:
Сегодня на уроке Домашнее задание Задание: выполнить подборку 4-5 загадок по одному из признаков классификации, оформить на листе формата А-4 Узнали, как появились загадки. загадка Упражнялись в умении разгадывать загадки: узнали, какие бывают загадки; составляли загадки.
Подписи к слайдам:
«Догадайся сам, загадай своим друзьям» Автор: учитель-логопед Валова Анна Сергеевна МОУ СОШ №4 «Центр образования» г. Тутаев
Задачи : Способствовать формированию позитивной самооценки, самоуважения; - способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -способствовать развитию положительных нравственных качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; -формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее р еализации; -формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, в паре, уметь слушать других; -способствовать проявлению индивидуальных творческих способностей в процессе придумывания загадок. Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся с помощью самостоятельного создания загадок про овощи и фрукты
РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ
Загадка- изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании; нечто необъяснимое, непонятное
Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь. Р Е П А
Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный А РБ У З
Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели Л У К
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая М О РК О В Ь
Росли четыре берёзы, На каждой берёзе - по четыре больших ветки, На каждой большой ветке - По четыре маленьких ветки, На каждой маленькой ветке - По четыре яблока. Сколько всего яблок? Ни одного: на берёзах яблоки не растут
Загадки- описание свойств, признаков, действий предмета Загадки- противопоставления Загадки- вопросы Загадки- сравнения ВИДЫ ЗАГАДОК
Задание на карточках: отгадать загадку, определить ее вид
ФИЗМИНУТКА+ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «САДОВОД» Мы вчера в саду гуляли, Мы смородину сажали. Яблони белили мы Известью, белилами. Починили мы забор, Завели мы разговор — Ты скажи, Садовник наш, Что ты нам В награду дашь? — Дам в награду Слив лиловых, Груш медовых, Персиков тяжелых, Самых крупных Спелых яблок, Вишен Целый килограмм. Вот что вам В награду дам! Дети идут по кругу, взявшись за руки. Изображают, как копают яму и сажают в нее куст. Движение правой рукой вверх-вниз. Имитируют удары молотком. Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок. Ведут диалог. На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших
Лотерея загадок «Создаем загадки, рисуем отгадки»
Просмотр презентации «Творчество учеников 3 «А» класса
Занятие полезно, все понятно - Лишь кое-что чуть-чуть не ясно - Еще придется потрудиться – Да, трудно все-таки учиться - ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Читайте также: