Загадки построенные на отрицательном сравнении примеры
Обновлено: 25.12.2024
Цветным звездопадом на головы
Заполнивших площадь людей,
Искрящимся падает колоколом
Сияние в праздничный день.
Руками волшебные искорки
Поймать ребята хотят,
Но растают они, как призраки,
До земли они не долетят.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Умение отгадывать загадки – путь развития логического мышления и
связной речи дошкольника
Введение
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста
Воплощая в работе с детьми принцип развивающего обучения, важно найти пути не простой передачи ребенку уже готовых знаний, а создание таких ситуаций, методов и приемов, которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания, открывать новое в уже знакомом и получать радость от своей исследовательской деятельности.
Одним из средств всестороннего развития ребенка можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?
Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.
Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. Чуковский К.И. подчеркивал, что именно в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, хорошо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы я начинаю с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок, сказок и т.д. Непременный юмор, образность языка, моральная направленность – особенность этих фольклорных произведений- миниатюр. Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположению слов. А доброжелательный народный юмор – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
С загадкой ребенок встречается еще в раннем детстве. Особенно привлекает детей своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены возьмёшь, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
Логические загадки могут быть построены различными способами. Чаще они строятся на перечислении признаков предметов или явлений.
Крыластый, горластый- красные ласты.
Могут быть указаны последовательные действия предмета.
Скачет зверушка –не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку и комар и мушка.
Такое перечисление создает картину видимости предмета.
Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и, отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить целостный образ.
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, их разгадка – от противоположного.
С ножками, но не хожу, со спинкой, но не лежу, садитесь вы – я не сижу.
Иногда загадка представлена в форме диалога или монолога, но может состоять и из одного вопросительного предложения.
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Часто встречаются загадки с несколькими повествовательными предложениями и одним вопросительным.
Что за зверь: живет всех выше, не рычит, не кусается, ни на кого не бросается?
Загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме. Систематическая же работа с детьми по русским загадкам дает возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.
Принципы отбора загадок для дошкольников.
При отборе загадок для работы с детьми я, прежде всего, определяю доступность их содержания. Важно учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам доступны описательные загадки. Поэтому для младшего возраста я подбираю загадки, основанные на жизненном опыте детей.
( Что за обедом всего нужнее?)
Также для младших дошкольников интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста слишком просты.
(В огороде пусто, если нет )
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками.(Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки.)
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.
Для старших дошкольников я подбираю загадки с возможными несколькими правильными ответами. Такие загадки ценны тем, что в дискуссии развивается доказательная речь. (В брюхе баня, в носу решето, пупок на голове, рука на спине.)
Загадка для старших детей может быть использована и как часть непосредственной образовательной деятельности и в совместной деятельности в режимных моментах.
(Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.)
Такие загадки находят свое продолжение в изобразительной деятельности детей. Я считаю, что в работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают. Главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления. Образовательные области познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация интегрируются при отгадывании загадок.
V. Особенности работы с загадками
Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон. Для этого я организую наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.
И, конечно, помимо фактических знаний детям необходимо знание языка, умение владеть им.
Работая над решением загадок, я выявила основные ошибки детей при их отгадывании:
Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. Младших дошкольников часто привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и внимание пропадает.
Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.
При отгадывании загадки я учу детей:
-выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
-сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
-на основе соотнесенных признаков и выявленных связей делать вывод, т.е. отгадать загадку.
Порядок выполнения мыслительных операций при работе с загадкой поможет соблюдать следующий алгоритм мыслительных действий:
1.установить, в общем виде, что нужно искать;
2.установить, где нужно искать;
3.выявить все оставшиеся признаки;
4.выдвинуть предположение-отгадку;
5.объединить установленные признаки;
6.сделать итоговый вывод.
Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок я учу не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна.
Необходимо повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Я предлагаю ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. ( "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?)
Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, читаю загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой, острозубый, темноглазый, по деревьям любит лазать.
Ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это белка, потому что живет в дупле", я показываю несостоятельность доказательства: "Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы". Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.
Я часто предлагаю разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают отгадку.
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями я учу ребят применять прием перегруппировки признаков. Например, в загадке "Жидко, а не вода, бело, а не снег" спрашиваю: какой это предмет, назовите его качества:( жидкий, белый), а теперь скажите, чем этот предмет не может быть (снегом, водой)
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному.
Для развития у детей навыков описательной речи я спрашиваю: "Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?"
Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
Я часто использую такой приём - загадываю детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой на прогулку. Дети должны доказать, что именно об этих предметах говорится в загадке, которые они принесли.
Конфуций говорил:«Что я слышу – я забываю, что я вижу - я помню, что я делаю - я понимаю ». Учитывая, что мышление дошкольника в основном наглядно-образное и активные действия ребенка на занятии являются неотъемлемой его частью, особое место в работе с детьми играет наглядный материал в разных видах. Это плакаты, фото, предметы ИЗО, игрушки, натуральные материалы и т.д. С их помощью я решаю проблему обогащения ребенка знаниями об окружающей действительности, поднимаю эмоциональный настрой занятия. Например, при проведении беседы с детьми о каком -либо явлении или природе, наглядное пособие делает образ предмета, богаче, красочнее, жизненнее. (Он и мачеха и мать, как цветочек этот звать? Или: В белой шубке стоит дед, если дунешь – шапки нет!)
Возможность потрогать листочек мать-мачехи, сдуть беленькую шапочку одуванчика - обогатит детей незабываемыми впечатлениями, даст знания, которые с легкостью усвоятся.
Я считаю, что увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.
К.Д. Ушинский в книге «Родное слово» отмечает: «Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она доставляет уму ребенка полезное упражнение».
Выводы.
Я считаю, что загадки повышают интерес, привлекают внимание к предмету точной рифмой, веселым настроением, живостью, игровым характером, развивают мысль, напрягают воображение.
Мысленно ребенок представляет, размышляет и доказывает правильность догадки строками загадки, т.е. развивается его речь.
Работа над разгадыванием загадок – средство всестороннего развития как интеллекта, так и речи детей дошкольного возраста.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЗАГАДКОЙ.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей.
Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.
Следующая загадка
– Мы видим, что признаки у всех перечисленных предметов одинаковые, но на самом деле предметы не похожи друг на друга. В этом и есть секрет таких загадок.
Попробуем составить загадку о репке, перечисляя её признаки и отрицая её сходство с другими предметами, у которых есть те же признаки.
Загадка
Круглая, да не мяч,
Жёлтая, да не масло
Сладкая, да не сахар
С хвостиком, да не мышь.
2) Загадка про юлу. Модель: Как _____, но не ______.
На что похожа? | Чем отличается? |
на балерину | неживая |
на зонтик | от дождя не укроет |
на репку | несъедобная |
Загадка
Как балерина, но неживая.
Как зонтик, но от дождя не укроет.
Как репка, но несъедобная.
3) Загадка про берёзу. Модель: ____, а не ______ .
На что похож? | Чем похож? |
на луг | зелёная |
на снег | белый ствол |
на волосы | кудрявая |
Загадка
Зелёная, а не луг.
Ствол белый, а не снег.
Кудрявая, а не волосы.
4) Загадка про глобус. Модель:______, но не ______.
На что похожа? Чем похожа?
на радугу разноцветный
на колесо вращается
Загадка
Круглый, но не мяч.
Разноцветный, но не радуга.
Вращается, но не колесо.
20. Самостоятельное создание загадки по памятке.
Как создать загадку
1.Подумай о том предмете, о котором ты будешь составлять загадку.
2.Сравни предмет с другим предметов, очень похожим на него.
3. Назови основные признаки этого предмета, по которым можно его узнать. Подбери точные прилагательные, характеризующие этот предмет.
4. Подбери рифмующиеся слова.
5. Составь загадку и проверь
Урок 1. Мы по лесу гуляем и загадки сочиняем (2 класс)
Форма урока:Прогулка в лес.
Задачи урока: 1) Закрепление у учащихся знаний о загадке, полученных в первом классе. 2) Ознакомление с приёмами конструирования загадок. 3) Развитие у учащихся способности находить точные сравнения и слова, называющие признаки предметов. 4) Развитие творческих способностей учащихся, обогащение словарного запаса.
Оборудование: Сборники загадок.
Иллюстрации: земляника, заяц, ёжик.
Карточки, плакаты, памятки.
Постановка задачи урока.
– Сегодня у вас необычный урок – прогулка в лес. Гуляя по лесу, мы встретим разных зверей, обитающих в наших лесах; увидим, чем богат наш лес. Мы будем отгадывать загадки и учиться создавать свои загадки.
Анализ и сочинение загадки про землянику.
– Недалеко от леса есть небольшая полянка. Здесь растёт очень вкусная ягода. Если отгадаете загадку, то узнаете, что растёт на лесной полянке.
Стоит Егорка
В красной ермолке.
Кто ни пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.
– Что это? (Земляника).
– Как вы понимаете слово ермолка?
На доске запись: Ермолка – маленькая, мягкая, круглая шапочка, плотно прилегающая к голове.
– Почему решили, что это земляника? (Земляника – маленькое растение с красными ягодками. Никто не может пройти мимо такой вкусной ягоды. Это земляная ягода, растёт близко от земли. Все наклоняются, чтобы сорвать её. В загадке об этом сказано: всяк поклон отдаёт.)
– С чем сравнивается земляника? (С мальчишкой Егором в красной шапочке.)
– Значит, какое слово заменяет в загадке название ягоды? (Имя Егорка заменяет в загадке слово земляника. Здесь о неживом предмете говорится как о живом.)
– Какой признак земляники называется в загадке? (Земляника – красная ягода.)
Есть ли рифма в загадке? Какие слова рифмуются ( Рифмуются концы строк: Егорка – ермолка, пройдёт – отдаёт.)
– Прочитайте другую загадку и сравните с первой.
Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт –
Всяк поклон отдаёт.
– Чем отличаются две загадки и чем они похожи? (Различие в этой загадке в том, что земляника сравнивается с девочкой Алёнкой в красной рубашке. Концовка у загадок одинаковая.)
– Чем сходны загадки и задачи, которые вы решаете на уроке математики? (На уроках математики мы решаем примеры и задачи. А загадка – это тоже задачка, которую нужно решить, отгадать.)
– Сделайте вывод: что же такое загадка? (Загадка – это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его признаков.)
– Оказывается, загадка имеет свои секреты.
На доску вывешивается карточка с записью секретов загадки:
Секреты загадки · Предмет не назван. · Назван другой предмет, похожий на него. · Показаны важные признаки, по которым можно узнать предмет · Рифма. · Краткость. |
– С опорой на секреты расскажите всё о загадке. (Загадка – это краткое, часто стихотворное произведение, в котором скрывается понятие о предмете или явлении, но перечисляются их характерные признаки.)
– С учетом секретов попытайтесь сами сочинить загадки о землянике. Назовите основные признаки этой ягоды.
Земляника (какая? ) красная, душистая, .
Где растёт? На полянке, у пеньков, в траве, …
С чем можно сравнить ягоды? Красные бусинки, красный огонёк, красный глазок, …
– Сочините новую загадку про землянику:
Красная, душистая,
В лесу растёт,
К себе зовёт.
Встреча с зайцем.
В лесу увидели зверька. Отгадайте: кто это? (Заяц)
На доске запись:
Маленький, беленький По лесочку прыг, прыг, По снежочку тык, тык. |
– Прочитайте и подумайте, что здесь записано? (Загадка)
– Почему вы так решили? (Мы не знаем, о ком говорится в этих строчках, но можем догадаться по описанию. Значит, это загадка.)
– Прочитайте первую строчку. Что в ней описывается? ( Маленький – это размер, беленький – это цвет).
– Прочитайте вторую и третью строчки. Что в них описывается?
– Все ли особенности зайца в этой загадке указаны? (На доске вывешивается рисунок зайца.)
– Знаете ли другие загадки про зайца? (Дети называют другие загадки про зайца.)
– Рассмотрите зайку. Назовите главные особенности зайца, его внешнего облика. (Длинные уши, короткий хвост,_длинные задние лапы. Заяц быстро бегает от лисы и волка.)
– Чтобы правильно отгадать загадку, надо правильно описать предмет. Значит, чтобы описать какой-либо предмет, нам необходимо раскрыть его признаки: форму, величину, цвет и т.д. Сегодня мы с вами будем учиться составлять загадки-описания.
Учитель показывает карточку с надписью: КАКОЙ?
- Какие в загадке должны быть слова? (Слова, отвечающие на вопрос какой?) Рассмотрите зайку и назовите главные особенности его внешнего облика. (Длинные уши, короткий хвост, длинные задние лапы.)
На доске появляется надпись: что делает?
– Подберите слова, которые показывает действия зайца. (Заяц быстро бегает от лисы и волка.)
– Составим другую загадку про зайца:
Длинные уши, короткий хвост.
Увидит лисицу и вмиг удерёт.
– Вспомните, какого цвета у зайца шубка летом, а какая шубка зимой. (Зимой заяц белый, а летом серый.)
– Что больше всего любит заяц? (Заяц любит капусту.)
Учащиеся создают новую загадку:
Зимой белый,
Летом серый.
В огород забежит
И капустой захрустит.
Встреча с ёжиком.
1) Анализ загадки.
– А вот и ещё один зверёк под сосной. Он, видимо, очень испугался нас и свернулся в клубок.
Отгадать загадку К.Чуковского.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
– Прочитайте другую загадку и сравните. Что общего и чем два текста отличаются.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
– Прочитайте стихотворение про ёжика и сравните с загадкой.
Ходит ёжик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ёжик.
Как же взять его?
Вывод: В стихотворении назван сам предмет – ёжик. В загадке слово ёжик заменено: 1) словами иголки и булавки; 2) словосочетанием сердитый недотрога.
– Сейчас будем составлять сами загадки. Чтобы научиться создавать текст-загадку, надо знать несколько правил:
1 правило. Надо решить, о чём будет загадка, придумать отгадку. Отгадкой является ёжик.
2 правило. Назвать несколько важных признаков, по которым можно узнать предмет.
2) Беседа о ёжике.
На доске рисунок: Под ёлочкой ёжик.
– Рассмотрите ёжика и постарайтесь увидеть самое главное.
· Какой ёжик по форме, по цвету?
· Какая у него мордочка?
· Чем покрыта его спинка?
· Какие повадки у ёжика?
· Где он живёт?
· Чем питается?
· Что он частенько носит на своей спинке?
3) Выделение отличительных признаков ёжика.
– Давайте выделим самые главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных. (Маленький, серенький, колючий, спинка продолговатая. Вся покрыта иголками. Когда ему грозит опасность, сворачивается, выставляет иголки и становится круглым колючим шаром. Недотрога. Любит мышей, молоко. Питается грибами, яблоками, которые часто носит на спине.)
4) Сравнение ежа с другими предметами.
– В загадках часто используется особый художественный приём – сравнение двух похожих предметов. Нам нужно сравнить ежа с какими-то другими предметами, в загадке употребить это сравнение – слово в переносном значении. Посмотрите на рисунок и скажите, на что похож ёжик? (На игольчатый мешок, игольницу, комочек, колючий клубочек, подушечку с иголками, колючий шарик, шубку с иголками, игольницу, щётку, ёлку, кактус, расчёску, веник, постриженный газон, коротко постриженные волосы на голове, мячик и т.д.)
– Поберите слова, обозначающие действия ежа (Катится, бежит, укатился, шуршит, свернулся, спрятался.)
– Придумает рифмы для загадки про ежа.
Рифма: комочек – клубочек, ёлка – иголка, на ножке – по дорожке.
5) Составление текста загадки.
– Где может находиться ёжик? ( В лесу по деревьями: под сосной и ёлкой.)
Под соснами и ёлками
Сидит комочек с иголками.
– Какие ножки у ёжика? (Маленькие ножки.)
Загадка: Маленькие ножки
Бегут по дорожке,
Несут свои иголки -
Они очень колки.
– Сравните ёжика с колючим клубком и составьте загадку.
В лесу живёт колючий зверёк,
Испугают его – он сразу в клубок.
Обобщение. Итог по уроку.
– Во время прогулки по лесу вы отгадывали много загадок и сочиняли сами. Что же общего во всех загадках? (В загадках при описании предмета (зверей и ягод) использованы слова-прилагательные, сравнения. Присутствует рифма.)
7. Задание для самостоятельного выполнения во внеурочное время:
Составить самостоятельно одну загадку о любом предмете быта (телефон, телевизор, будильник, часы, диван, стол, стул, лапочка, радио, вешалка, зеркало, пылесос, утюг, холодильник), учебной принадлежности
(глобус, дневник, карандаш, ручка, пенал, линейка, ранец) и оформить на альбом листе да выставки.
Следующая загадка
В данном материале, созданном по технологии О.Н.Сомковой, представлены задачи работы, основные методы и приемы, результаты по обучению старших дошкольников умению сочинять загадки с положительным или отрицательным сравнением.
Вложение | Размер |
---|---|
Tvorcheskoe_rasskazyvanie_v_log_gr..doc | 213.5 КБ |
Следующая загадка
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка. Обучение детей отгадыванию и придумыванию загадок | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 40
с «отрицательным» или положительным сравнением
по технологии Сомковой О.Н.
в логопедической группе с детьми с ОНР
Воспитатель Гребнева Т.В.
Основные методы и приемы работы
1. Учить детей видеть и понимать сравнения в загадках и в других готовых литературных формах;
Чтение и рассказывание детям литературных произведений, разучивание стихотворений (например, стихотворения Романа Сефа «На свете все на все похоже»):
1. Вопросы к детям (Какие похожие друг на друга предметы нашел поэт? Например: змея – на ремешок из кожи…)
2. Для того, чтобы вспомнить сравнения из текста и воссоздать образы, предложить набор предметных картинок, на которых изображены предметы, о которых говорится в стихотворении. Вспоминая сравнение, ребенок подтверждает картинками их сходство и находит дополнительные новые сходства (Змея длинная и ремешок длинный и тонкий; змея извивается, и ремешок как бы тоже изогнулся; у змеи есть голова, и у ремешка есть застежка (пряжка), она тоже как голова; у змеи торчит язык, а у ремешка как будто тоже язык – в застежке гвоздь, его надо в дырочку вставлять и т.д.)
3. Далее воспитатель предлагает найти различия в предметах (Например, змея живая и кусается, а ремешок – неживой; змеей брюки не застегнешь – укусит! У ремешка нет глаз, а у змеи есть и т.д.)
4. Далее воспитатель предлагает придумать свое сравнение, не такое как у поэта - на что еще похожа змея? (на веревку, которая валяется, на червяка, на шланг от душа и т.д.)
5. Предложить детям зарисовать придуманные ими или запомнившиеся сравнения к одному из предметов. Для этого предлагались карточки. На левой стороне листа надо было изобразить сам предмет, а правую сторону разделить на столько частей, сколько сравнений придумал, и в каждой части нарисовать похожий предмет.
- Дети научились сравнивать предметы по сходству, но основаниями сравнениями выступают в основном, внешние признаки предметов: цвет, форма, части.
- Дети сочиняют загадки с составленными ранее сравнениями, чтобы освоить способ создания загадки посредством сравнения предметов.
2. Учить самостоятельно создавать образные сравнения, находя сходство между предметами и объектами окружающего мира;
Дети учатся находить основания для сравнения двух предметов в процессе постепенно усложняющихся дидактических игр и упражнений:
1. Найти сходные предметы по готовому основанию для сравнения: Найдите на участке все зеленые предметы. Назовите все предметы, которыми можно копать».
2. Введение дополнительного условия, например: «Назовите те предметы, которые бывают только оранжевыми»
3. Дети сами должны найти основание для сравнения и по ним отыскать сходные предметы. Предложить подобрать к предмету-образцу ряд похожих на него «предметов-братьев» и объяснить свой выбор.
4. Зарисовать придуманные ребенком сравнения. Дети получают лист бумаги, разделенный на 9 равных частей. В центре листа они рисуют предмет-образец, а клетки вокруг заполняют изображениями его «предметов-братьев». После рисования дети объясняют свои рисунки, рассматривают и оценивают работы друг друга. Во время оценивания учитывается количество и точность придуманных сравнений, особенно поощряется самостоятельность и творчество детей.
3. Развивать умение сочинять загадки на основе сравнения предметов
Работа проводится в книжном уголке и в уголке художественно-речевой деятельности:
1. В книжный уголок вносится новая книга с загадками
2. Воспитатель вместе с детьми рассматривает книжку, читает загадки со сравнением.
3. Предложить детям отгадать загадку и обосновать отгадку, найти сравнение в загадке и объяснить его. (С каждой загадкой отмечается более внимательное и осмысленное отношение детей к тексту, совершенствуется умение видеть и понимать образность языка загадок).
4. Коллективное составление загадок: водящий выходит из комнаты. Дети в его отсутствие выбирают предмет, о котором будет придумана загадка, и каждый из них находит свое сравнение к предмету. Водящий возвращается, дети по очереди называют свои сравнения. По ним идет узнавание предмета. Затем дети оценивают, какое сравнение больше всех помогло отгадать предмет, какое было самым трудным и интересным. Автор наиболее точного и образного сравнения становится победителем. Например: сравнения придуманные детьми про настольную лампу: по форме – как гриб; светит как маленькое солнце; со шнуром, как утюг; включают, как телевизор.
5. Придуманные детьми сравнения записываются воспитателем.
6. Записанные сравнения читаются все вмести, и делается вывод, что получилась загадка.
7. Воспитатель подводит детей к обобщению, как получилась загадка: каждый придумал, на что похожа лампа, а вместе получилась загадка.
8. Анализ придуманных сравнений: какое сравнение больше всего помогло отгадать загадку, а какое сравнение сделало загадку трудной?
9. Для закрепления умения детей соединять сравнения в загадку используются заполненные детьми карточки-рисунки. По своим заполненным карточкам из девяти клеток детям предлагается «прочесть» загадку. Сначала это делает воспитатель по карточке ребенка, затем каждый ребенок берет свою карточку и составляет по ней загадку.
Читайте также: