Загадки пословицы поговорки основная мысль
Обновлено: 04.11.2024
Приобщать детей к устному народному творчеству; способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: презентация к уроку, толковый словарь, карточки с записанными пословицами
Ход урока.
Орг. момент. Хочу начать наш урок словами:
На урок пришли учиться
Не лениться, а трудиться?
Как вы понимаете их смысл!
Поставьте себе цель. Как вы будете работать на уроке?
2. Постановка темы урока.
Прочтите записанные на доске слова: Песни, сказки, пословицы, загадки, былины, потешки, скороговорки и скажите, что их объединяет?
К какому жанру можно их отнести?
С чем мы уже познакомились?
А что ещё не изучали?
- Можете вы предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (пословицы, устное народное творчество)
- Сформулируйте тему и цель урока.
3. Актуализация и систематизация изученного материала
- Наш урок посвящён «жемчужинам» русского языка: пословицам и поговоркам, которые делают нашу речь яркой и выразительной. На Руси говорили: Без пословицы речь не молвится. - А вы знаете пословицы? Назовите?
- К какому разделу литературного чтения мы отнесём пословицы и поговорки?
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
- Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?
- Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
- Все эти произведения называются фольклором
- Что такое “фольклор”? Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).
- Как вы понимаете эти три ключевых слова:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.
Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. Отправляемся в путешествие в мир пословиц и поговорок.
- Что же такое пословица? Спросить детей (обратимся к словарю)
Пословица – это краткое выражение с поучительным смыслом («Любишь кататься – люби и саночки возить»).
меткость и точность мысли;
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Узнай пословицу по рисунку – работа в группах
(Яблоко от яблони недалеко падает)
(Любишь кататься – люби и саночки возить)
(Семеро одного не ждут)
- Что же такое поговорка?
Поговорка – это обычно часть пословицы, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по смыслу. Например: “За двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу. «Семь пятниц на неделе», «Поживём - увидим».
В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки.
Пословицы и поговорки о дружбе
Друга на деньги не купишь.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Пословицы и поговорки о труде
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Пословицы об учении
Ученье свет, а неученье тьма.
Повторенье - мать ученья.
Пословицы и поговорки о Родине
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Жить - Родине служить.
ФИЗМИНУТКА Делу время – потехе час, - говорит русская пословица
- В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» - огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки? Вы слышали пословицу?
Нет земли краше, чем Родина наша.
- Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!
Игра «Пословица мы тебя знаем».
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
Собери пословицу (в парах). Ум хорошо, а два лучше.
Труд человека кормит а товарища выручай.
Не спеши языком лень портит.
Сам пропадай от того и наберёшься.
Глаза боятся торопись делом.
С кем поведёшься а руки делают.
– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.
Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
- Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)
Но кроме пословиц и поговорок, есть ещё и увлекательные загадки, которые так же относятся к устному народному творчеству.
Что такое загадка?
Отгадайте мои загадки
А какие загадки подготовили вы?
5. Рефлексия: - Вот подходит к концу наш урок.
Тихо все на месте сядем и закроем глазки.
Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.
- Что такое пословицы и поговорки?
- О чём бывают пословицы и поговорки?
- Чему учат нас эти мудрые изречения?
Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните, как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда.
- Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».
Следующая загадка
Активно бытуют в детской средезагадки. Загадки - одна из самых древних и самых поэтичных фольклорных форм, связанная с. одушевлением людьми явлений природы и предметов быта в древности. Этимология этого слова — в древнерусском глаголе «гадати» — думать, размышлять. Размышления требует процесс отгадывания - расшифровка образного, иносказательного описания какого-то явления, которое дает загадка: «Маленькое, кругленькое, а за хвост не поднять». (Клубок.)
Здесь в основу загадки положены три признака знакомого всем предмета. Отгадывающий должен мысленно их соединить, сопоставить, зрительно представить описываемый предмет — клубок ниток.
Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка - вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. “Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает” - замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств. Так, печь уподоблена девице, а дым - длинной девичьей косе: “Стоит девица в избе, а коса - на дворе”.
Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Оказывается, что у замка действительно есть общее с собакой: оба они не пустят в дом, могут быть одного цвета - черными, но вот то, что собака не лает и не кусает, относится только к замку.
Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Составление загадок, как и их разгадывание — полезное упражнение для развития образного мышления.
Загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искусства. Высокая поэзия открывается в самых прозаических вещах и предметах. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:
Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес.
На дворе горой, а в избе - водой.
Над матушкиной избушкой висит хлеба краюшка: собаки лают, достать не могут.
Красное коромысло над рекой повисло.
Два брюшка, четыре ушка.
Висит груша, нельзя скушать.
У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе.
Маленький-удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл.
Множество загадок иронических, шутливых: “Стоит Федосья, растрепаны волосья” (стог).
Народные загадки как опоэтизированная игра в вопросы и ответы занимательны для детей всех возрастов. Для дошкольников целесообразно отбирать наиболее простые и элементарные: “Зубасты, а не кусаются” (грабли), “Два брюшка, четыре ушка” (подушка), “Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька” (кошка), “Зимой и летом одним цветом” (ель, сосна) и др.
Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками.
Пословицы и поговорки
Пословица — короткое образное изречение применительно к различным явлениям жизни, которое живет в разговорной речи, украшает, уплотняет ее смысл: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».
Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда".
Известный собиратель фольклора и составитель сборника «Пословицы русского народа» В.И.Даль называл пословицу «коротенькой притчей». В русской пословице он видел «цвет народного ума, самобытной стати», «житейскую народную мудрость». О народности пословицы он выразился так: «Кто ее сочинил, неведомо никому; но все ее знают и все ей покоряются». Пословицы удивляют глубиной и четкостью мысли, выраженной предельно кратко и просто:
«Друзья познаются в беде».
Как правило, пословичные суждения имеют и прямой, буквальный смысл, и переносный, образный одновременно:
«Что посеешь, то и пожнешь», «Тише едешь, дальше будешь».
К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку, во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания. В “Родном слове” помещено несколько сотен пословиц. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается прежде всего смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: “Не поклонясь до земли, и грибка не поднимешь”, “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”, “Береги нос в большой мороз”.
Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию. “И грибка не поднять, если не нагнешься”: общая мысль, стоящая за этим суждением, может быть понята им как выражение необходимости труда при любом занятии, любом деле. Более общий переносный смысл пословиц, их многозначность открывается ребенку не сразу, а по мере обретения жизненного опыта. Каждую пословицу можно привести во множестве случаев: «В гостях хорошо, а дома лучше», «С кем поведешься, от того и наберешься».
Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: “Нет друга - ищи, а нашел - береги”; “Не спеши языком, торопись делом”; “Кончил дело - гуляй смело”; “При солнышке - тепло, при матери - добро”. В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.
Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся откуда они взялись. Такие фразы как "Семь пятниц на неделе" или "Положить зубы на полку", это и есть поговорки.
Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Обычно их ставят рядом, но между ними есть явные отличия. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет нам неудобство своим постоянным присутствием, другое - сказать, что он надоел как горькая редька; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое - что он свалился как снег на голову.
Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.
Следующая загадка
Тема. Загадки. Пословицы и поговорки.
Цель:
Оборудование: слайдовые презентации.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала с опорой на выполненное домашнее задание.
1.Составление таблицы по статьям учебника, прочитанным дома.
Устное народное творчество
От английских слов folk – народ, lore – мудрость.
Фольклором называют искусство народа.
Пестушки, потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, сказки, песни. (Слайдовая презентация).
Загадки
Загадки – свод знаний и понятий народа о мире и о себе в своеобразной, «зашифрованной» форме.
Что выражается в загадках?
Стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.
При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки?
Сравнение. «Голубой шатёр весь мир накрыл».
Противопоставление (антитеза). «Из живого - мёртвое, из мёртвого живое». (Яйцо).
Отрицание. «Не вода, а жидкое, не снег, а белое». (Молоко).
Загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-шутки и загадки с числами.
Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому её нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.
В Древней Греции и у германских племён существовали состязания между мужчинами по разгадыванию загадок и задач.
Ритуальные истоки загадок сохраняются в запретах, касающихся времени и условий загадывания загадок. Загадки принято было загадывать зимой, в праздничные дни, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу. Однако строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, ибо это якобы грозило ему болезнями и хромотой.
Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их.
3. Отгадывание загадок, определение их тем.
Тема загадок
Примеры
Тонок, долог, в траве не видать (волос).
Пять чуланов, одна дверь (перчатка).
Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).
Одну меня не едят, а без меня мало едят (соль).
Кто родился с усами? (Котёнок).
Алый сапог в земле горит (свёкла).
Щука хвостом махнула, лес погнула (вихрь).
Красна девушка по небу ходит (солнце).
Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).
-Загадки каких видов не прозвучали? Приведите примеры.
5. Обращение к домашнему заданию.
- Какие пословицы и поговорки вы записали? Объясните их значение.
- Как вы думаете, чем пословицы отличаются от поговорок?
6. Знакомство с определениями пословиц и поговорок, с. 25 учебника. (Слайдовая презентация «Пословицы и поговорки»)
7. Слово учителя.
Пословицы и поговорки – жанры фольклора.
Пословица – народное изречение, которое отражает духовный облик народа, его мудрость и жизненный опыт, его стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, формировали духовный и нравственный облик народа. Это своего рода заповеди.
Пословицы в народном быту служат руководящими принципами деятельности, на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения и обличения других.
Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чём шла речь в произведении.
Например, «Нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит» (из сказки «Журавль и цапля»), «Битый небитого везёт» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).
III. Закрепление изученного.
1.Виды пословиц и поговорок.
- Определите вид пословиц, т.е. их тему.
Вид пословиц
Примеры
Пословицы, отразившие исторические события
Не вовремя гость хуже татарина.
Пословицы, отразившие представления народа о крестьянском труде
Мужик умирать собирайся, а земельку паши.
Пословицы, отразившие христианские верования
Бог не в силе, а в правде.
Пословицы, отразившие семейный быт.
Хозяин в дому, как хан в Крыму.
Пословицы, отразившие старинное судопроизводство
Не бойся суда – бойся судьи.
Пословицы о богатстве и бедности
В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется.
Пословицы, отразившие представления народа о нравственности
Засыпь правду золотом, а она всплывёт.
Пословицы, отразившие качества характера людей
Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.
2.Слово учителя о В.И.Дале и его сборнике «Пословицы русского народа».
Владимир Иванович Даль был морским офицером, прилежным студентом университета, отважным воином и талантливым хирургом, добросовестным государственным чиновником, популярным писателем и учёным.
Литературное наследие В.И.Даля включает 145 повестей, 62 короткие истории, статьи и очерки. Гоголь отмечал: «Всё у него правда, каждая его строка меня учит, продвигая ближе к познанию русского быта и народной жизни».
Трудом всей его жизни является «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий более 200 000 слов о жилищах, хозяйстве, утвари, религии, обычаях.
Работа над сборником «Пословицы русского народа» велась В.И.Далем почти пятьдесят лет! Это уникальный по объёму и разнообразию материал – более 36 000 пословиц, поговорок, скороговорок, пустобаек, примет, загадок.
3.Работа со статьёй учебника «Для вас, любознательные!», с. 27-28, часть 1.
Следующая загадка
Урок-КВН посвящен устному народному творчеству, в частности пословицам, поговоркам и загадкам. Мной опробирован. Учащиеся остались очень довольны.
Цветова Наталия Сергеевна 08.02.2018Содержимое разработки
Урок - КВН по теме: «Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки»
Цели: Продолжить знакомство учащихся с произведениями народного творчества; показать мудрость и ценность русских пословиц. Дать понятие о пословицах и поговорках, загадках как малых фольклорных жанрах; активизировать и закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; показать прямой и переносный смысл пословиц.
Необходимо: песочные часы, колокольчик, конверты с заданиями, музыкальное сопровождение, карандаши и бумага.
Предварительно участники команд готовят названия для своих команд и эмблемы.
Время, отведенное на каждое задание, ограничено.
На доске написано: «Пословицу сказал — дорогу указал» (и/или) другие варианты:
«Поговорка — цветочек, пословица — ягодка»
«Пословица – всем углам помощница»
1) Конкурс на знание пословиц. Каждая команда поочередно называет по одной пословице (1 пословица – 1 балл)
2) Конкурс «Найди лишнюю». Определите тему пословиц. Подумайте, все ли пословицы соответствуют этой теме. (За правильный ответ – 2 балла)
1) Про лентяя:
1. Люди пашут, а он руками машет.
2. На чужой каравай рта не разевай, но пораньше вставай да сам добывай.
3. День гуляет, два больной, а на третий выходной.
4. Словами и туда и сюда, а делом никуда.
5. Как волка ни корми, все в лес глядит.
2) Про ум, учение:
1. Корень учения горек, да плод сладок.
2. Правда в воде не тонет, в огне не горит.
3. Человек неученый, что топор неточеный.
4. Не зная броду, не суйся в воду.
5. По одежде встречают, по уму провожают.
3) Про дружбу 1
1. Нет друга — ищи, нашёл — береги.
2. Старый друг лучше новых двух.
3. Не в службу, а в дружбу.
4. Кто за Родину горой, тот и герой.
5. Не мил и свет, коли друга нет.
4) Про дружбу 2
1. На вкус и цвет товарищей нет.
2. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
3. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
4. Друг он мой, а ум у него свой.
5. Без друга в жизни туго.
5) Труд, работа, дело 1
1. Далеко ушел, а добра не нашел.
2. При большой поспешности в работе будут погрешности.
3. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
4. Сделал дело, гуляй смело.
5. Терпение и труд всё перетрут.
6) Труд, работа, дело 2
1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2. Человек без друга, что земля без воды.
3. Без учебы и труда не придет на стол еда.
4. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
5. У ленивого Егорки на всё отговорки.
3) Конкурс «Собери пословицу». (Верно составленная пословица приносит команде 1 балл)
Достоинству нас не научит тот, кто недостойно сам себя ведет.
Кто учится с молоду, не знает на старости голоду.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Народная дружба и братство — дороже всякого богатства.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Кто возьмет без спросу, тот будет без носу.
4) Злой волшебник заколдовал пословицы. Попробуйте их расколдовать.
Конкурс - игра «Пословицы-перевёртыши»:
Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре. (Расколдованная пословица приносит команде 2 балла)
1. На честном человеке ботинки мокнут.
(На воре шапка горит)
2. Радость ушла – заколоти дверь.
(Пришла беда – отворяй ворота)
3. Трусость деревни избегает.
(Смелость города берёт)
4. Чужие штаны дальше от ног.
(Своя рубашка ближе к телу)
5. На свой хлеб закрой глаз.
(На чужой каравай, рта не разевай)
6. Товарищ спасается. А тебя бросает.
(Сам погибай, а товарища выручай)
7. Держи много денег, и ни с кем не дружи.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха.
(Сделал дело, гуляй смело)
9. Утка корове подружка.
(Гусь свинье не товарищ)
10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать,
что-то сделать.
(Семь раз отмерь, один раз отрежь)
5) Конкурс загадок. Вашему вниманию будут предложены 6 загадок (по количеству команд). (Каждая разгаданная загадка может принести команде 1 балл)
Почему человек назад оглядывается? (Потому что у него нет на затылке глаз)
На базаре не найдешь, на весах не взвесишь. (Знания)
Ни зверь, ни птица, а нос, как спица,
Летит - кричит, сядет - молчит.
Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар)
Что в горшок кидают перед тем, как варить в нем еду? (Взгляд: смотрят, чистый ли горшок)
По чему птицы летают? (По небу)
Может ли пингвин назвать себя птицей? (Нет, он разговаривать не умеет)
6) Конкурс «Сочинялки». На перевернутых листах написаны поговорки. Команды выбирают себе по одной и придумывают небольшой рассказ с поговоркой. (Максимально 3 балла)
шито-крыто (остаётся в тайне)
спустя рукава (кое-как, небрежно)
подложить свинью (напакостить)
медвежья услуга (помощь, обращающаяся во вред)
остаться с носом (быть обманутым)
когда рак на горе свистнет (никогда)
Возможны другие варианты:
остаться у разбитого корыта
чужими руками жар загребать
в ступе воду толочь
и нашим и вашим
чудеса в решете
как собака на сене
7) Конкурс «Объяснялки». (Цена вопроса 1 балл). Объясните переносный смысл пословиц:
Я про сапоги, а он про пироги — отсутствие взаимопонимания.
Шила в мешке не утаишь — тайное всегда становится явным.
Что посеешь, то и пожнешь — как сделаешь работу, таков будет и результат.
Лес рубят — щепки летят — при работе над большим и важным делом почти всегда бывают потери, ошибки, просчёты.
Купил кота в мешке — приобрести что-либо за глаза, ничего не зная о достоинствах или недостатках покупки.
Из пушки по воробьям не стреляют — глупое, пустое занятие, да еще и весьма при этом затратное.
Все конкурсы позади, урок-КВН подходит к концу, и пока жюри подводит итоги, послушаем наших друзей. Они приготовили для вас музыкальный номер.
Частушки про школу.
Мы девчушки-хохотушки,
Мы веселые всегда:
Вам споем сейчас частушки,
Да про школьные дела.
Наш учитель в тишине
Объясняет тему…
А соседка шепчет мне:
Вот бы перемену!
Мне учитель на доске
Написал задание,
Ну, а я сижу в тоске,
На лице страдание.
Я в тетрадь слова писала,
Удареньем проверяла.
Ударяла, ударяла
Так, что парту разломала!
Я к уроку не готов
И сижу тихонечко,
В голове полно мозгов,
А в тетради двоечка.
В нашем классе никогда
Не бывает жарко,
Вентилятор заменяет
Нам вертушка Ларка!
Я бежал на перемену,
Организм свой разминать,
Приложился лбом об стену,
Что учил – забыл опять!
Подведение итогов.
Ребята! Надеюсь, сегодня вы запомнили много интересных пословиц и поговорок, почерпнули для себя много нового, соприкоснулись с народной мудростью, с красотой русского слова. Вы со мной согласны? Вам понравился урок? Молодцы! Всем большое спасибо.
Читайте также: