Загадки по тематическим группам

Обновлено: 24.12.2024

Тема: Загадки – малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Цели: познакомить учащихся с русским народным творчеством – загадками, отрабатывать навыки чтения, развивать речь учащихся, логическое мышление, умение группировать слова и явления.

Развитие умения аргументировать свою точку зрения; о бучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Развитие творческих способностей.

Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки, распределять загадки по тематическим группам.

Оборудование: карточки (кроссворды), мультимедийная установка, презентация.

Формирование УУД,

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

Познавательные УУД

1. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Следующая загадка

В данном материале, для облегчения работы воспитателей, представлены загадки по следующим лексическим темам: фрукты, овощи, ягоды, цветы, деревья, дикие животные, домашние животные, птицы, домашние птицы, посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, инструменты, профессии, транспорт.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Быстро и объективно проверять знания учащихся. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков. Наладить дисциплину на своих уроках. Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Картотека загадок по лексическим темам»

Картотека загадок по лексическим темам.

Помощь педагогу.

Дети очень любят загадки, всегда внимательно их слушают, активно принимают участие в поиске ответа. Такая малая форма устного фольклора, как загадки, развивает любознательность, реакцию, внимание, речь, память, чувство музыкального и поэтического ритма, креативность мышления и даже чувство юмора.

Существует несколько видов загадок.

1) Обычные загадки:

— знакомят детей с окружающим их миром, расширяют кругозор ребят, тренируют находчивость и сообразительность, наблюдательность и память. В загадках раскрываются признаки предметов или явлений, сходство их с другими.

2) Загадки-шутки:

— это особая разновидность загадок. Они основаны обычно на том, что внимание отгадывающего намеренно отвлекается от существа вопроса построением, формулировкой загадки, заставляют мысль работать в ином, неверном направлении. В загадках-шутках вся суть в "ловушке" или в игре слов, слитном их произношении, перемещении логического ударения и т. п.

3) Загадки и отгадки хором:

— это загадки, в которых ответ произносится хором, всеми присутствующими. Они написаны в стихах, и слово, являющееся ответом на загадку, отнесено на конец последней строчки. Его легко отгадать не только по смыслу задачи, но и по рифме. Загадки с коллективным ответом особенно любят малыши. Им доставляет большое удовольствие сообща отгадывать и дружно, хором выкрикивать ответ.

Педагогам и родителям, не стоит забывать, загадка — это не только игра, но также способ воспитания, обучения, развития детей, упражнение на размышление, на умение доказывать. Многие психологи считают, что загадки полезно не только отгадывать, но и придумывать, составлять самостоятельно.

Роль загадок для развития детей огромна, загадывайте их почаще!

Ниже представлены загадки по следующим лексическим темам: фрукты, овощи, ягоды, цветы, деревья, дикие животные, домашние животные, птицы, домашние птицы, посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, инструменты, профессии, транспорт, школа, школьные принадлежности.

Следующая загадка

Загадки- малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Цель

Создание условий для формирования представлений о загадках как малом жанре устного народного творчества.

Задачи.

Познакомить учащихся с русским народным творчеством – загадками; способствовать развитию умения классифицировать загадки по их видам, умения обобщать, сравнивать.

Развитие умения аргументировать свою точку зрения; обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Развитие творческих способностей.

Планируемые образовательные результаты

(предметные)

Умение отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка правильного, осознанного и выразительного чтения.

Развивать речь и мышление, умения отвечать на вопросы.

Личностные результаты

Способствовать воспитанию интереса к устному народному творчеству, любознательности, воспитанию умения сотрудничать, работать в малых группах.

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Умение оценивать достигнутые результаты; высказывать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Основные понятия

Межпредметные связи

Русский язык-Окружающий мир.

Оборудование урока

Учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В., ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работы. Словесный, наглядный, беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Быстро и объективно проверять знания учащихся. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков. Наладить дисциплину на своих уроках. Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока для 2 класса по литературному чтению на тему : "Загадки- малые жанры устного народного творчества."»

Студентка: Гаркуша Дарья, группа ПНК41

Технологическая карта.

Загадки- малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

Создание условий для формирования представлений о загадках как малом жанре устного народного творчества.

Познакомить учащихся с русским народным творчеством – загадками; способствовать развитию умения классифицировать загадки по их видам, умения обобщать, сравнивать.

Развитие умения аргументировать свою точку зрения; обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Развитие творческих способностей.

Планируемые образовательные результаты

Умение отгадывать и сочинять загадки; анализировать и сравнивать, объединять их по темам; формирование навыка правильного, осознанного и выразительного чтения.

Развивать речь и мышление, умения отвечать на вопросы.

Личностные результаты

Способствовать воспитанию интереса к устному народному творчеству, любознательности, воспитанию умения сотрудничать, работать в малых группах.

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Умение оценивать достигнутые результаты; высказывать собственное мнение и аргументировать его, участвовать в обсуждении проблемных вопросов.

Основные понятия

Межпредметные связи

Русский язык-Окружающий мир.

Оборудование урока

Учебник «Литературное чтение», 2 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В., ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работы. Словесный, наглядный, беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Сценарий урока.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие и проверка готовности рабочего места

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Дарья Владимировна. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Громко прозвенел звонок-

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Ни минутки не теряем.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник «Литературное чтение», дневник и пенал.

Актуализация и пробное действие

-Ребята, прочитайте на доске слова. Каким одним словом их можно объединить? (перед вами висят жанры устного народного творчества).

-Верно! Ребята, как вы думаете, какого жанра здесь не хватает? Верно.

-А кто мне объяснит, что же такое загадка?

- Загадка- это замысловатое описание предмета или явления, составленное, чтобы испытать сообразительность и находчивость человека.

-А какие загадки вы знаете?

-Кто-нибудь уже догадался, что мы будем делать сегодня на уроке?

Верно. Сегодня мы будем работать с загадками, различать их и распределять по тематическим группам.

-Читают. (русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки и небылицы.)

-Я считаю, что загадка- это когда предмет не называют, а рассказывают о нем, описывают его признаки так, чтобы можно было догадаться о ком или о чем идет речь.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о загадках

Выявление места и причин затруднения

Беседа. Рассказ учителя.

-Как вы думаете, похожа ли загадка на задачу? Почему?

- Правильно. Ведь чтобы дать правильный ответ загадки, нужно вспомнить: где мы «это» видели, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера.

- Я думаю, что загадка похожа на задачу. Для того, чтобы разгадать загадку мы ставим вопросы «что?» «откуда?» «из чего сделано?»

Построение выхода из затруднения

- Как вы считаете, как давно появились загадки?

- Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Много столетий назад, еще в 1016 году (почти 1000 лет назад) загадки служили важным средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим, а также использовались в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Так, Ярослав Мудрый перед битвой отправил своему стороннику Святополку человека для того, чтобы узнать от него о силах противника. Свое задание Ярослав сформулировал в виде загадки. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.

-Итак, можем ли мы считать загадку малым жанром УНТ? Почему?

-Всё верно! Молодцы!

-Я считаю, что мы можем считать загадку малым жанром УНТ, так как это устное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи

Беседа. Работа по учебнику

-Давайте откроем учебник на с.25, прочитаем и отгадаем загадки.

-Кто хочет прочитать первую загадку? И что же это? Как вы догадались, что это именно о петухе идет речь?

-Читаем следующую загадку. Что это? Как вы это поняли?

-Следующая загадка. Кто знает отгадку?

-Верно. Читаем дальше. О чём идет речь в загадке?

-И последняя загадка. Что это?

-Как вы думаете, на какие тематические группы можно разделить эти загадки?

-Давайте узнаем какие бывают темы загадок.

-Это петух, так как даётся описание петуха.

-Я думаю, что это лук. Ведь когда его чистишь идут слезы

-Речь идёт о морковке. Так как морковь находится в земле, а ее зеленый хвостик снаружи

-А это ёжик, ведь именно он ходит всю жизнь в иголках

-Я думаю, что загадку про петуха и ежа можно отнести к теме «животные»

Работа в группах

Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово.

Следующая загадка

У него есть острые иголки- Защитят его надолго. (Еж).

Пушистая и рыжая На дереве живет.

Сильными зубками Орешки все грызёт.

(Белочка). Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый, серый и косой, Кто же это такой? (Заяц).

Кто же осенью холодной

Ходит очень голодный?

Из куста зубами щёлк,

Это зубастый, серый… (Волк)

Всех кур пересчитала

и с собой унесла. (Лисица)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга.

(олень) Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход!

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной – …

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждёт добычу.

Не робей, но берегись,

В том лесу, где бродит …

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

"Здорово, дрозд, приятель!"

И ставит подпись:.

Тема «Профессии»

Кто пасет овец и коз,

Там, где луг травой зарос.

(Пастух) Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота —

Всех отвозить по утрам на работу.

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

В прошлый раз был педагогом,

Должен знать он очень много,

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз — и помним вас.

Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать?

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Все завтраки, обеды?

С огнём бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

Мама — золотые руки — Шьет рубашки, платья, брюки,

Папа, я, сестренка Света — Все с иголочки одеты!

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

Он от всех родных вдали

Водит в море корабли.

Повидал немало стран

Наш отважный. (капитан)

Кто движеньем управляет?

Кто машины пропускает?

На широкой мостовой

Машет жезлом. (постовой)

Папа у меня - герой!

Ходит в форме, с кобурой!

Посреди ночного мрака

Где-то кража или драка?

Сразу по "02" звоните,

Папу моего зовите!

Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нем.

У этой волшебницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый. (Парикмахер)

Мы поднимемся по трапу

И в салоне встретим папу.

Он готов войти в кабину,

В небеса поднять махину.

Ведь уже десятый год

Папа водит самолет.

Стук летит из-под колес,

Мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист,

Не пилот, а. (машинист)

Тонкой палочкой взмахнет —

Хор на сцене запоет.

Не волшебник, не жонглер.

Кто же это? (Дирижер)

Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь - справа, ткани - слева,

Чашки - на витрине.

Мама словно королева

В нашем магазине!

Мы землю глубоко копаем,

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли.

Его машина вся в броне,

Как будто черепаха.

Ведь на войне как на войне,

Здесь не должно быть страха!

Ствол орудийный впереди:

Опасно! Враг, не подходи!

(Танкист) Он защищает поле ржи,

И рощу, и дубраву.

А долг военного такой:

Хранить покой и твой, и мой.

Крепкий прочный парашют

За спиной его раскрылся,

И за несколько минут

Он на землю опустился.

Он пройдет и лес, и брод,

Но противника найдет.

(Десантник) Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете,

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу.

В этой форме темно-синей

Защищает он страну,

И в огромной субмарине

Опускается ко дну.

Был в портах десятка стран.

Тема «Сказки»

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся (Чиполлино).

Всех он любит неизменно,

Кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил).

Уймись, уймись, колдунья злая,

Себя надеждами не тешь-ка,

В лесу семь гномов повстречала –

Спасётся наша… (Белоснежка).

В окно влетает просто так.

К Малышу попал он в дом

И устроил там погром. (Карлсон)

Враг людей и враг зверей.

Злой разбойник (Бармалей).

Чтоб взлететь над землёй,

Ступа ей нужна с метлой. (Баба Яга)

У отца был мальчик странный,

И любил папаша сына –

Она легко, как по канату,

Пройдёт по тоненькой верёвочке.

Она жила в цветке когда-то.

Ну, а зовут её… (Дюймовочка).

И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор… (Айболит).

Внучка к бабушке пошла,

Пирожки ей понесла.

По тропиночке идёт,

Звонко песенку поёт.

Вдруг навстречу серый волк,

Что в тропинках знает толк.

Скачет лошадь непростая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

По прозванью… (Горбунок).

Любит мёд, друзей встречает

И ворчалки сочиняет.

А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!

Забавный медвежонок… (Винни-Пух).

Той девчонки нет прекрасней,

Той девчонки нет умней.

И Пьеро, её вздыхатель,

Целый день поёт о ней. (Мальвина)

Испекла бабуля деду _

Дед остался без обеда:

В лес мальчишка убежал.

На носок лисе попал. (Колобок)

В Простоквашино живёт,

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точный я не знаю,

Но фамилия морская. (Кот Матроскин)

Да, ребята, в этой книжке

Малыши живут, малышки.

И живёт один чудак,

Всё он делает не так.

Неумейкой он слывёт.

Кто его нам назовёт? (Незнайка)

Заревели бабка с дедом:

- Как теперь нам быть с обедом?

Мышка по столу бежала

И яичко вдруг упало.

Дед весной её сажал,

Да все лето поливал.

Выросла на славу, крепкая,

(Репка) Кто-то в доме побывал,

Стульчик маленький сломал,

И уснул там сладко.

На поляне дом стоял,

Кто-то в домик забежал.

Поселилась там норушка,

Косой заинька с лягушкой,

Поселилась там лиса,

Серый волк - вот чудеса.

(Теремок) Маша по лесу гуляла,

К мишке в домик забрела,

Вместе с мишенькой жила.

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт.

Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком.

Бычок — смоляной бочок

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят

А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведём.

В нем богатая хозяйка

Но пришла беда нежданно

Этот дом сгорел дотла! Кошкин дом

Ах, ты Петя простота, Сплоховал немножко: Не послушался кота, Выглянул в окошко.

(Петушок – золотой гребешок.)

Уплетая калачи, Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне И женился на царевне.

(По щучьему велению)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти Маленькие дети?

Семеро козлят Нет ни речки, ни пруда —

Где воды напиться.

Очень вкусная вода В ямке от копытца.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Рыбка не простая Чешуёй сверкает, Плавает, ныряет, Желанья исполняет.

Сказка о рыбаке и рыбке Носик круглый пятачком —

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки

Публикации по теме:

Картотека физминуток по лексическим темам старшей группы Наш детский сад. 1.«Детский сад» Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово) Буду в садике играть (показ жеста.

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам и упражнений с использованием шарика Су-Джок Коваленко С. В. воспитатель, Хизуненко К. О. учитель-логопед, МБДОУ №41, г. Усть-Лабинск. Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена. Весёлый.

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам. Осень Часть 1 Осень. Осенние признаки. Пальчиковая игра. Осень, осень Осень, осень, трем ладошки друг о друга Приходи! зажимаем кулаки по очереди.

Картотека пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам. Часть 2 Часть 2Зима. Пальчиковая игра. СНЕЖОК Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Картотека пальчиковых.

Читайте также: