Загадки по сказке летучий корабль

Обновлено: 22.11.2024

Цели : познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петух и собака»; помочь обучающимся повторить и обобщить знания по данному разделу; продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения; совершенствовать навык чтения целыми словами, навык осознанного чтения; развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности, мышление, память, внимание обучающихся; воспитывать читательский интерес, любовь к народному творчеству.

Оборудование : выставка книг «Русские народные сказки»; схема-карта путешествия; карточки с ребусами; изображения Водяного, Бабы-Яги, Мухомора Мухоморовича, Феи Сказочницы; «волшебные» клубки ниток; карточки с фрагментами сказок; таблица с зашифрованной загадкой; мешочек с «волшебными» предметами из сказок; аудиозапись песен из мультфильма «Летучий корабль».

I. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение:

«Жили-были
Старик и старуха…»
Любишь ли ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Теплая,
Только что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть –
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи.
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты,
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Овсей Дриз

– Какое настроение передает автор в этом стихотворении?
– Как он относится к сказкам?

II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.

– С какими произведениями из раздела «Сказки, загадки, небылицы» мы познакомились на уроках литературного чтения?
– Какие произведения этого раздела вам понравились больше? Почему?
– Сегодня мы проведем последний урок по этой теме. Наш урок будет волшебным, так как мы отправимся в сказочное путешествие. Нас ждут герои сказок и необычные чудеса.

– Молодцы, хорошо справились с этим заданием. А зачем придумывают загадки?
– Для чего придумывают песенки?
– Зачем сочиняют потешки и веселые стихи?
– Чем отличаются небылицы от потешек?
– Чему учат нас сказки?
– Что объединяет все эти произведения?
– А теперь послушайте начало русской народной сказки и вспомните ее название.

Учитель читает фрагмент сказки «Летучий корабль»:

– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был жадный и очень глупый царь. И росла у него дочь, прекрасней которой не было на свете.
Звали ее Забава. И стройна Забава и румяна, а волосы – до самых пят и золотом отливают. Только не было радости в жизни молодой царевны, потому что хотел царь-батюшка выдать ее замуж за жадного и коварного боярина Полкана. День и ночь сидела Забава взаперти у окошка и плакала горькими слезами. Как вдруг свесилась над окошком чья-то чумазая и взлохмаченная голова. А это был Ваня-трубочист. Чистил он в царских теремах печные трубы. Полюбили они друг друга. Обещал Ваня построить летучий корабль и вызволить из неволи Забаву. Но знал Ваня, что нельзя летучий корабль построить простым топором и рубанком. Пошел он волшебный инструмент добывать…
– Как же называется эта сказка?
– Давайте, ребята, поможем Ване построить летучий корабль. Встаньте, возьмите в руки свои «волшебные» клубочки, нагнитесь и покатите…

Учитель берет в руки «волшебный» клубочек, бросает его вперед и идет осторожно по ниточке. Учащиеся повторяют движения за учителем.

– Клубочек покажет нам путь через дремучий лес в страну Сказок.

Учитель открывает на доске схему-карту путешествия.

– Рассмотрите выставку книг, в которых собраны русские народные сказки. Какие сказки вы уже прочитали?

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем гостье: «Заходи!»

III. Работа по теме урока.

– В дремучем лесу нас встречает хозяин – Мухомор Мухоморович. Чтобы пройти через дремучий лес и не заблудиться в нем, он предлагает нам свою помощь. Но только в том случае, если мы правильно выполним его задания.

1. Речевая минутка.

– Прочитайте скороговорку быстро и четко:

Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух.

– О каком животном говорится в этой скороговорке?
– В каких русских народных сказках петух является действующим лицом?
– Сегодня мы познакомимся с другой сказкой о петухе.

2. Подготовка к чтению русской народной сказки «Петух и собака».

– Прочитайте название сказки.
– Кто автор этой сказки?
– Знакома ли она вам?
– Прочитайте ключевые слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

Про-да-дим – продадим
Ис-пу-гал-ся – испугался
Рас-ска-зал – рассказал
За-но-че-ва-ли – заночевали
Раз-ли-ва-ет-ся – разливается
Раз-да-ет-ся – раздается
Рас-хва-ли-ва-ет – расхваливает
По-ла-ко-мить-ся – полакомиться
Об-ра-до-ва-лась – обрадовалась
Про-су-ну-ла – просунула

3. Словарная работа по тексту сказки.

– Объясните значение слов и выражений.

Занялась заря – рассвело.
Масленый праздник – весенний праздник Масленицы.
Припасла – заготовила про запас.
Счастье привалило – появилось неожиданно что-то хорошее.

– Составьте предложение со словом припасла.

4. Чтение русской народной сказки «Петух и собака» вслух по цепочке.

– О чем эта сказка?
– Понравилась вам она? Чем?
– Назовите героев сказки «Петух и собака».

5. Анализ текста и проверка понимания прочитанного.

– Почему петух покинул стариков?
– Кто помог ему уйти со двора в лес?
– Как петух навлек на себя опасность?
– Чем лиса хотела заманить к себе петушка?
– Почему петух испугался? К кому он обратился за помощью? Прочитайте строки произведения, в которых говорится об этом.
– Найдите в тексте и прочитайте, как лиса расхваливает петуха.
– Вот мы и прошли через дремучий лес и подошли к лесному озеру. Кто же здесь живет?

Учитель демонстрирует рисунок, на котором изображен Водяной из сказки «Летучий корабль».

Физкультминутка

– Сидит Водяной в лесном озере один и грустит, потому что нет у него друзей. Давайте с ним споем песенку и станцуем.

Звучит запись песни «Я – Водяной» из мультфильма «Летучий корабль». Учащиеся выполняют движения за учителем.

– Ребята, вы не только развеселили Водяного, но и помогли Ване получить волшебные инструменты. Теперь-то наш герой сможет построить корабль, чтобы спасти Забаву.

IV. Закрепление и обобщение знаний по разделу учебника «Сказки, загадки, небылицы».

– Пока Ваня строит корабль, мы отправимся дальше.

Учитель берет «волшебный» клубочек, бросает его впереди себя и аккуратно идет по ниточке. Учащиеся встают и повторяют движения за учителем.

– Вот мы и пришли к лесной избушке. Кто же здесь живет?
Учитель демонстрирует изображение Бабы Яги.
– Баба Яга знает волшебные слова, которые превратят обычный корабль в летучий. Если мы сейчас верно выполним задание хитрой Бабы Яги, то узнаем эти волшебные слова. Вы готовы?

1. Работа с иллюстрациями учебника.

– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке. Как называется эта сказка?
– Назовите действующих лиц этой сказки.
– Перескажите сказку по картинкам.

2. Отработка навыка чтения.

– Прочитайте скороговорки быстро и четко.
– Обратите внимание на правописание слов скороговорки.
– Какие правила оформления предложения вы знаете?

3. Игра «Вспомни слово из сказки».

Учащиеся подбирают эпитеты из русских народных сказок, учитель записывает слова на доске.

ЛЕС … (дремучий).
ДУБ … (могучий).
МОРЕ … (синее).
СОЛНЦЕ … (красное).
ПОЛЕ … (широкое, чистое).
ТУЧА … (черная).
СОН … (крепкий).
МОЛОДЕЦ … (добрый).
ДЕВИЦА … (красная).

– Была ли указана в задании какая-то конкретная сказка? Почему же, называя то или иное слово, вы были единодушны?
– Какая особенность есть у сказок? По каким причинам вы отличаете ее от других произведений?
– Молодцы! Баба Яга очень обрадовалась, что вы выполнили все её задания быстро и правильно. И за это она нам назовет волшебные слова: «Земля, прощай! В добрый путь!»

Физкультминутка

– Ребята, Баба Яга просит вас спеть с ней ее любимую песенку «Баба Яга» из мультфильма «Летучий корабль» и научить ее танцевать. Давайте ей поможем.

Звучит запись песни, учащиеся танцуют.

V. Викторина «Узнай сказку».

Учитель берет в руки «волшебный» клубок и бросает вперед, аккуратно идет по ниточке. Учащиеся повторяют движения за учителем.

– Вот мы и подошли к воротам сказочного государства. Дорогие ребята, чтобы попасть в страну «Сказки, загадки, небылицы», надо выполнить задания хозяйки этой страны – Феи Сказочницы.

Следующая загадка

Цель: вызвать интерес к познавательному общению, уроку, школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер; создать условия для творчества и всестороннего развития ребят; содействовать повышению самооценки, веры в свои силы; показать, как прекрасен мир математики.

Подготовительная работа: 1.подбор необходимого материала согласно изучаемой программе (все задания составлены самими учащимися)

«…вся наша жизнь – игра!»

Ход мероприятия:

Приветствие

1-й ведущий: Путь познания увлекателен, но не усыпан розами.

2-й ведущий: Мы рады приветствовать тех, кто не боится трудностей!

1-й ведущий: Математика – это ум!

2-й ведущий: Математика – это шутки!

1-й ведущий: Математика – это уверенность!

2-й ведущий: Одним словом – математика – это ушу.

1-й ведущий: Но ушу – это борьба, а значит, сила.

2-й ведущий: Рассуждая логически, математика – это…

Вместе: СИЛА!

1-й ведущий: Идет о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

2-й ведущий: Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

1-й ведущий: Ты нам, математика даешь

Для победы трудностей закалку.

2-й ведущий: Учиться с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку.

1-й ведущий: И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

2-й ведущий: Мы сегодня искренне тебе

Посылаем шквал аплодисментов!

1-й ведущий: А для поднятия настроения послушаем стихотворение

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Не люблю решать задач,

Потому что нет удачи

На проклятые задачи.

Может быть, учебник скверный,

Может быть, таланта нет,

Но нашел я способ верный –

Сразу посмотреть ответ.

Сколько чашек? Сколько ложек?

Можно проще, без затей.

Я сложил часы и кошек,

Перемножил на людей.

Занимайтесь на здоровье,

Если вам не жалко сил!

Ну зачем читать условье:

Раз – умножил, два – сложил.

В общем, не хитра наука,

Если посмотреть ответ,

Только дед моложе внука

Оказался на пять лет.

Выдала семь тонн овса…

Оказались у вагона

Три десятых колеса…

Стал до Марса путь недлинным –

Двести метров от Земли,

Два мальчишки с половиной

С полдевчонкой в школу шли.

Вадик – математик бойкий:

Множит, делит пополам.

Интересно, сколько двоек

Стоит лени килограмм?

2-й ведущий: Известного математика Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников.

- Ах, этот-то? – вспомнил Гильберт. – Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения.

Мы надеемся, что у нас с вами воображения достаточно, чтобы перенестись в сказку.

Основная часть

Сказочник: В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. И была у него дочь красавица. Забавой ее звали. А умница – другой не сыскать! Вот решил царь, что пришла пора дочке замуж выходить. Разослан он приглашения добрым молодцам, и в назначенный срок явились добры молодцы во дворец. Много их собралось, 10 человек.

Никак Забава себе Жениха выбрать не может. И придумала она для них испытание

Забава: Кто построит Летучий корабль да прилетит на нем во дворец, за того я замуж и выйду!

Забава: Вот первое испытание. Подставить вместо * цифру, чтобы получилось верное равенство.

Сказочник: Добрались добры молодцы до леса. А лес тот не простой. Никакому топору не поддаются деревья.

Забава: Чтобы срубить дерево, нужно пройти второе испытание.

По дороге вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать отец мой смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда – то

Петухи и поросята.

И вопрос мой к вам таков:

Сколько было петухов? Оттает: 7 петухов

Сказочник: Дружно работают молодцы, помогают друг другу, решили строить один корабль.

Забава: Каждый молодец работал один день. Сколько же дней затратят молодцы, если их работает 10 человек? Ответ: 1 день

Сказочник: Посмотрите, какой красавец корабль получился.

4. 25∙125-25∙25

Ответ: 1.25; 2. 700; 3. 1; 4. 2500; 5. 3866. СУММА: 7092

Сказочник: Но не зря же молодцев назвали добрыми. Были они ладны, красивы не только телом, но и душой. Вместе все работали, почему же кто-то полетит, а кто-то останется? Решили: та группа, которая поднялась по трапу первая, полетит всем составом. И тут возник перед ними вопрос. Догадайтесь какой? Правильно! Выдержит ли корабль __ человек, если его грузоподъемность 800 кг, а каждый молодец весит 60кг? Ответ: да, все весят___кг

Сели молодцы на корабль и полетели ко дворцу.

Забава: Устала я молодцев ждать. Жду их не больше часа и отменяю все, не нужны мне такие женихи, которые не могут все испытания пройти.

Сказочник: Успеют ли добры молодцы во дворец, если скорость корабля 60 км/ч, а лететь до дворца 50км? Ответ: да, на полет затратят 50 минут

Прилетели молодцы во дворец, успели в назначенный царевной срок.

Забава: Как же мне быть? Решила я задать вам последнюю загадку, самую сложную.12 моих придворных любят читать детективы, 18 – фантастику, 3-с удовольствием читают и то , и другое, а один вообще неграмотный и не умеет читать. Сколько у меня придворных?

Все поздравляют победителя, Забава венчает его «короной». Если никто не справился с заданием, то Сказочник говорит, что не суждено Забаве пока выбрать суженого.

Сказочник: Вот и сказке конец, а каждый из вас – просто молодец!

Заключительная часть

1-й ведущий: Школьные дни - быстры они,

К финишу мчатся, как птицы.

2-й ведущий: Помни всегда, что без труда

В учебе побед не добиться.

1-й ведущий: Помни везде – только в труде

Знанья приходят к тебе.

2-й ведущий: Не позабудь – жизненный путь

Нет, не равнина, а горы.

1-й ведущий: Может сейчас здесь среди нас

Будущих лет Пифагоры!

2-й ведущий: И закончим мы нашу встречу словами Архимеда: «Математика открывает свои тайны тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты»

Следующая загадка

Загадки про сказочных героев одни из пожалуй самых популярных среди детей наравне с загадками про животных.

Ведь загадки про сказочных героев интересны не только как развлечение, детям нравится их разгадывать особенно после прочтения сказки.

В этом разделе размещены не только загадки про героев сказок, но и просто загадки про сказки. Раздел постоянно обновляется!

Следующая загадка

Цель: обобщение знаний детей о сказках.

Задачи:

1. Образовательные: уточнить и обогатить знания детей о видах сказок, названиях и героях сказок; уметь узнавать сказку по отрывку, предмету из сказки, узнавать героя сказки по его фразе.

2. Развивающие: развить познавательную активность детей в процессе расширения знаний о сказках, развивать память, мышление, наблюдательность, речь. Развивать творческое воображение, внимание, фантазию, коммуникативные навыки.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению сказок. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Предварительная работа: чтение детям сказок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций к сказкам. Дидактические игры «Опиши героя», «Чудесный мешочек», «Назови героя сказки», «Чья песенка?», «Я назову, вы продолжите», выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Материалы: эмблемы для трех команд («Звездочка», «Солнышко», «Облачко»); сундучок с предметами (зонтик, роза, хрустальная туфелька, зеркало, монетка, воронка, яблоко, красная шапочка, перо жар-птицы); разрезные картинки для конкурса (Незнайка, Буратино, Чипполино); костюмы для театрализованной деятельности; аудио запись, угощение для детей.

Ход викторины

Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости. Сегодня мы пригласили вас на нашу викторину «В мире много сказок». Ребята у нас настоящие знатоки сказок и вы в этом убедитесь сами. Сейчас мы проведем разные конкурсы и определим самую знающую команду.

Звучит песня «В мире много сказок». В зал входят дети (три команды) и занимают свои места.

Ведущая: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да!

Ведущая: Родители, бабушки и дедушки часто вам читают их? А кто знает, какие бывают сказки (по авторству)

Дети: народные и авторские.

Ведущая: Правильно ребята. А какие сказки могут быть по содержанию? (сказки о животных; волшебные; социально-бытовые).

Ведущая: Чем сказка отличается от рассказа?

Ответы детей: Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть. Рассказ, это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала.

Ведущая: Сегодня мы с вами будем говорить о разных сказках, загадывать загадки, играть и даже покажем небольшие отрывки из сказок.

Вы разделились на три команды, у вас есть капитаны команд и мы начинаем.

Начинается наша викторина с разминки. Сейчас командам по очереди загадают сказочные загадки, нужно их отгадать.

Разминка (по две загадки для каждой команды)

Он на свете всех добрей, Лечит всех больных зверей

Он известен, знаменит, Добрый. (доктор Айболит.)

Не котенок, не сурок, не волчонок, не щенок,

Очень милая мордашка, а зовется. (Чебурашка.)

У отца был мальчик странный, Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына, Шалунишку. (Буратино.)

Она на всех стирала, крупу перебирала

По ночам при свечке, а спала у печки

Хороша как солнышко. Кто же это? (Золушка)

В шляпе синенькой мальчишка

Из одной известной книжки

Хвастунишка и зазнайка, а зовут его? (Незнайка)

Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно Он зовется. (Чиполлино.)

Конкурс «Салат из сказок» (по одной сказке для каждой команды)

(сказки перепутались, надо восстановить события и назвать правильно героев этих сказок)

Конкурс «Рыбалка»

Нужно поймать удочкой рыбку (на магните) и назвать сказочного героя, которому принадлежат эти слова (слова написаны на рыбке, их читает ведущий)

Музыкальная пауза.

Танец под песню «Сказки гуляют по свету»

Конкурс капитанов (сложить разрезную картинку)

Конкурс «Узнайте сказку!» (правильно назвать сказку)

Вымолвил словечко – Покатилась печка

Прямо из деревни К царю да царевне.

И, за что, не знаю, Повезло лентяю. («По щучьему велению»)

А дорога далека, А корзинка нелегка,

Сесть бы на пенек, Съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

Ах ты, Петя - простота, Сплоховал немножко,

Не послушался кота, Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»

Какая сказка, нам секрет открой,

Где говорилось: «Спи, глазок, и спи, другой!» («Крошечка-хаврошечка»)

Смышленость этого мальчишки Спасла его и шесть братишек,

Хоть ростом мал он, да удал. Так кто из вас о нем читал?

(«Мальчик-с-пальчик»)

Отворили дверь козлята, пропали все куда-то («Волк и семеро козлят»)

Физкультурная разминка «Лягушки»

Конкурс «Волшебный сундучок» (какому герою сказки принадлежат предметы)

Зонтик – (Оле Лукойе)

Розы – (Кай и Герда)

Цветик - семицветик (Женя)

Воронка – (Железный дровосек)

Красная шапочка – (Красная Шапочка)

Конкурс «Угадай героя сказки»Девочка добрая в сказке жила

К бабушке по лесу в гости пошла

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков положить не забыла (Красная Шапочка)

Человек очень злой с преогромной бородой

Обижает Буратино, и Пьеро, и Мальвину (Карабас Барабас)

Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка не больше ноготка (Дюймовочка)

Озорной весельчак в окно влетает просто так

К малышу попал он в дом и устроил там погром (Карлсон)

Любит мед, друзей встречает и ворчалки сочиняет (Винни Пух)

Живет в лесной избушке, ей скоро триста лет

И можно к той старушке попасться на обед (Баба Яга)

Конкурс «Песенки из сказок» (какой герой поет и как называется сказка)

1. Элли – «Волшебник Изумрудного города»

2. Поросята – «Три поросенка»

3. Федора – «Федорино горе»

4. Белочка – «Сказка о царе Салтане»

5. Винни-Пух – «Винни-Пух и все-все-все»

6. Коза – «Волк и семеро козлят»

7. Водяной – «Летучий корабль»

8. Крокодил – «Крокодил Гена и его друзья»

9. Лиса Алиса и кот Базилио – «Золотой ключик»

10. Бабки-ёжки – «Летучий корабль»

11. Пьеро – «Золотой ключик или приключения Буратино»

12. Чебурашка – «Крокодил Гена и его друзья»

Конкурс для зрителей

Ведущий: У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а уж вы догадайтесь о каком сказочном герое идет речь.

Для девочек: Елена, Сестрица, Василиса, Крошечка, Марья.

Для мальчиков: Кощей, Мальчик, Братец, Иван, Змей…

Театральный конкурс (члены команды наряжаются в героев сказок и показывают небольшой отрывок из сказки, остальные должны угадать сказку)

1. Команда «Солнышко» (Отрывок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Отрывок из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»)

2. Команда «Звездочка» (Отрывок из сказки «Царевна-лягушка», Отрывок из сказки «Лисичка сестричка и волк»)

3. Команда «Облачко» (Отрывок из сказки «Иван-царевич и серый волк», отрывок из сказки «Маша и медведь»)

Ведущая: Сказки учат нас быть добрыми, отзывчивыми и дружными.

В сказках всегда происходят какие-то чудеса, вот и в нашем волшебном сундучке появилось угощение для всех ребят (шоколадки с картинками из разных сказок)

Ведущая: Артисты, зрители, все были хороши.

Похлопаем друг другу от души!

Ведущая: Сказка учит нас дружить,

Верным быть и честно жить

Пусть живут герои сказок в мире детском озорном

Чаще пусть волшебники к нам заглядывают в дом.

До новых встреч!

Публикации по теме:

«В мире космоса». Развлечение для детей старшего дошкольного возраста Наступил апрель. В апреле имеется замечательный день- День космонавтики. Для того, чтобы поддержать интерес детей к космонавтике в ДОУ проводятся.

Коллаж «В мире много сказок» — коллективная творческая работа и пособие для детей старшего дошкольного возраста Программные задачи: создание условий для закрепления детьми, названий сказок, приобщать детей к художественной литературе, к чтению, развивать.

Конспект НОД «В мире много сказок» Цель: Сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального.

Читайте также: