Загадки по профилактике стоматологических заболеваний
Обновлено: 24.12.2024
JavaScript is disabled for your browser. Some features of this site may not work without it.
Хафизов, Раис Габбасович ; Хафизова, Фаниля Асгатовна ; Житко, Айгуль Корбановна ; Азизова, Дина Анваровна
Дата: 2016
Аннотации:
Следующая загадка
Книга содержит 1400 загадок для детей. Книга направлена на пропаганду и агитапцию авторской программы «Дентилюкс» для улучшения сосостояния полости рта, рациональной индивидуальной (групповой, коллективной) гигиены полости рта, обучения чисте зубов детей, подростков и здоровому образу жизни подрастающего поколения. Считается, что основные заболевания полости рта управляемы и во многих случаях могут быть предупреждены.
Оглавление
- Введение
- 1. Загадки про глотку
- 2. Загадки про гортань
- 3. Загадки про губы
- 4. Загадки про губы и зубы
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 1400 загадок для детей. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Составитель — Григорий Флейшер
Составитель Григорий Флейшер
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Данная монография включает сборник загадок для детей про зубы, зубную щётку и другие органы полости рта. Сборник направлен на пропаганду и агитацию авторской методики «Дентилюкс» для улучшения состояния полости рта, рациональной индивидуальной (групповой и коллективной) гигиены полости рта, обучения чистки зубов детей и подростков и здоровому образу жизни подрастающего поколения.
Цель проекта «Дентилюкс. Здоровые зубы — залог здоровья нации»:
— дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья;
— выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.
Считается, что основные заболевания полости рта (кариес зубов и воспалительные заболевания пародонта) управляемы и во многих случаях могут быть предупреждены. Однако эти заболевания относятся к числу наиболее распространённых болезней детского населения нашей страны. Известно также, что здоровье детей во многом зависит от участия родителей в воспитании рациональных гигиенических навыков. В связи с тем, что информированность населения с течением времени может изменяться, правомерно предположить, что может измениться как уровень санитарной культуры, так и степень ответственности родителей в отношении обучения рациональной чистки зубов и проведения профилактики основных стоматологических заболеваний у детей. Существенную помощь во внедрении первичной стоматологической профилактики у детей могут сыграть их родители.
Слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Загадки для развития детей очень нужны. Они развивают образное, логическое мышление. Загадки — это очень веселое и интересное времяпровождение родителей со своими детками.
Загадки про зубы для детей к нам пришли из народного фольклора. Представляя самые обычные предметы в неожиданном свете (морковка — девица с косой, радуга — разноцветное коромысло), загадки помогают развивать логическое мышление, находить Ответы на нестандартные вопросы.
Важно, что думая над Ответами, ребёнок начинает смотреть на вещи по-другому, сопоставляет факты, учится делать выводы. Загадки тренируют память, особенно если имеют стихотворную форму.
Для самых маленьких деток (до 2-х лет) подойдут несложные задачки — показывая картинки с животными, спрашивать, как они говорят. Чем старше ребёнок становится, тем сложнее и задания. Постепенно вы придёте к загадкам-четверостишьям, детки начинают их понимать приблизительно с 3—4 лет.
Очень весело загадывать малышам загадки-обманки. Те, которые по рифме предполагают один Ответ, а на самом деле правильный вариант совсем другой. Вот к примеру: «Кукарекает спросонок милый, добрый…» Так и хочется ответить «поросёнок», что скорей всего и сделает малыш. Забавное совместное времяпровождение не только пойдёт на пользу развитию малыша, но и сблизит вас ещё больше.
Чем старше ребёнок, тем больше предметов он знает и больше ассоциаций возникает. Школьник поймёт загадки-метафоры, которые позволят сравнить несколько состояний одного предмета. Можно задавать логические вопросы, которые в шутливой форме преподносят серьёзные задачки.
Учитывая наглядный характер мышления детей 6—10 лет, информационный блок сопровождается демонстрацией плакатов, макетов, презентаций.
Первым шагом в проведении стоматологического просвещения считается знакомство. Зачастую дети встречают «людей в белых халатах» настороженно и удивленно. Основная задача на этом этапе — пробудить интерес у слушателей, для чего используются плюшевые зубы, яркие плакаты, загадки о зубах и «кариозных монстрах». Детям рассказывают о строении и видах зубов, что такое кариес, зачем ходить к стоматологу, что надо делать для того, чтобы зубы были крепкими и здоровыми и т. п. Проводят обучение гигиене полости рта с использованием моделей, плакатов, с последующей контролируемой чисткой зубов. Все дети должны быть обеспечены зубными щетками и пастами соответственно возрасту.
Главной целью второго этапа считается закрепление приобретенного опыта у детей. Для этого проводится повторное анкетирование детей, определение гигиенического индекса. Повторно проводится урок гигиены с индивидуальной контролируемой чисткой зубов, который на этот раз включает элемент контроля, желательно в игровой форме, в виде конкурсов.
Третий этап проводится через 6 мес. Снова определяется гигиенический индекс, проводится анкетирование детей, контролируемая чистка зубов. Уроки гигиены проводятся для контроля усвоенных знаний, в виде викторины с интересными вопросами на тему профилактики стоматологических заболеваний, составленными совместно с психолого-педагогическим коллективом.
Для школьников 5—9 классов сохраняется основная схема проведения санитарного просвещения, гигиенического воспитания и обучения, однако инструментом работы становится интерактивные способы взаимодействия — диалоги, конкурсы, викторины. Проведение конкурсов особенно важно, так как подростки ориентированы воспринимать мнение своих сверстников как авторитетное, и элементы конкурса способствуют лучшему восприятию информации. Школьников обучают основным приемам ухода за полостью рта (чистка зубов, использование флосс и др.); дают рекомендации по подбору средств гигиены, питанию, применению фторидов, знакомят с достижениями современной стоматологии. Занятия проводятся с применением муляжей, наглядных пособий.
В работе со школьниками 10—11 классов используют преимущественно научные данные, направляют стоматологическое просвещение, санитарно-гигиеническое воспитание не только на сохранение здоровья учеников, но и на просвещение молодежи как будущих родителей.
Не говорите сразу ребёнку правильный вариант. Дайте подумать над Ответами. Конечно, малыш не всегда сможет правильно разгадать вопрос, но торопить его не стоит и преждевременно подавать готовый Ответ не нужно. Пусть малыш анализирует все известные ему факты и приходит к выводу сам.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её.
Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Загадки развивают в ребёнке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придаёт образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребёнка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают её отличным приёмом дидактического воздействия на детей.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
— воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
— стимуляция умственной активности;
— развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
— расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
— развитие сенсорной сферы.
Загадки для детей — это стишки или прозаические выражения, описывающие предмет, не называя его самого. Чаще всего основное внимание в детских загадках уделяется какому-нибудь уникальному свойству предмета или его сходству с другим предметом.
Для наших далёких предков загадки являлись своеобразным средством испытания мудрости и смекалки сказочных героев. Чуть ли не в каждой сказке задавались вопросы, на которые главным героям нужно было ответить, чтобы получить волшебный подарок.
В последнее время в детских садах очень активно используются загадки для детей с Ответами в качестве, как развлекательного метода обучения детей, так и во время их досуга. Таким способом очень легко закрепить у малышей навыки распознавания важных особенностей разнообразных предметов и явлений, а также постепенно развить и обогатить их словарный запас.
Маленькие дети удивительно быстро схватывают информацию, поэтому их обучение с помощью загадок для детей с Ответами является актуальным и очень эффективным методом. Однако ни в коем случае нельзя наседать на ребёнка с множеством загадок подряд, поскольку непоседы, соскучившись уже на втором вашем предложении, пустятся в игры, а спокойные и послушные дети просто будут делать вид, что слушают.
Загадки для детей рассчитаны на широкий круг читателей — стоматологи, зубные врачи, гигиенисты стоматологические, медицинские сестры, учителя, воспитатели, нянечки, родители, бабушки, а также взрослые, педагоги дошкольного и начального школьного образования для подготовки к утренникам, викторинам и другим мероприятиям.
Следующая загадка
Основная цель - формирование знаний учащихся о строении зубов и ознакомление с мероприятиями по профилактике различных стоматологических заболеваний. К разработке прилагается презентация. Материал может быть также использован на уроках окружающего мира.
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка и презентация "Профилактика стоматологических заболеваний" | 832.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Михайличенко Л. А.
Тема: Профилактика стоматологических заболеваний. Берегите зубы!
Цель: формирование знаний учащихся о строении зубов; ознакомление с мероприятиями по профилактике стоматологических заболеваний.
1) содействовать формированию знаний учащихся о правилах ухода за зубами; положительного отношения к собственному здоровью;
2)содействовать развитию детского кругозора; познавательной активности; творческих способностей учащихся в ходе пропаганды здорового образа жизни;
3)содействовать воспитанию положительного отношения к собственному здоровью; воспитывать доброжелательное отношение к докторам ;умение общаться; быть искренними и честными;
Методы: наглядный, словесный, проблемный, практический
Оборудование: презентация на компьютере, индивидуальные карточки с тестовыми заданиями, зубная щетка и зубная паста
1. Организационное начало урока.
2. Психологический настрой.
Если только рассмеяться,
То начнутся чудеса-
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса
Ну-ка взрослые и дети
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей.
3. Постановка темы и целей урока.
Тридцать два веселых друга
Уцепившись друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки (зубы) (слайд 1)
4. Формирование знаний и умений учащихся.
Вступительное слово учителя:
- Зубы имеют большое значение для человека. Без них невозможно нормальное пищеварение. Ими человек размельчает пищу, они способствуют произношению звуков и украшают наше лицо, являясь неотъемлемой часть нашей улыбки. А какую улыбку можно назвать самой красивой?
- А как вы думаете зуб живой орган или нет? (слайд 2)
Игра «Мозговой штурм»: (слайды 3 - )
С. 3,4 - Сколько зубов у взрослого человека? (32)
С. 5 - Сколько раз у человека за его жизнь прорезаются зубы? (2 раза: молочные, коренные)
С. 6 - Из чего состоит зуб? (из коронковой и коренной части)
С.7,8 - Что вредно для зубов? (плохая гигиена полости рта, сладости, газ. напитки..)
С.9- Как называется врач, лечащий зубы? (стоматолог)
С.10- Что такое кариес? (в точном переводе-гниение; процесс разрушения твёрдых тканей зуба)
С.11,12 – В чём заключается гигиена зубов?
С. 13 - Как называется врач, который делает кривые зубы прямыми? (ортодонт /брЕкеты)
Следующая загадка
Занятие содержит информацию о современном состоянии здоровьесбережения в начальной школе. Адресовано учителям начальных классов в целях формирования у обучающихся основы здорового образа жизни. Материалы занятия могут быть использованы на уроках ОБЖ и окружающего мира, а так же и внеклассного мероприятия для начальной школы. Упражнения и задания занятия способствуют формированию у детей знаний и здоровых привычек, которые помогут им сохранить зубы здоровыми и красивыми.
Тема: Зубы. Профилактика зубных заболеваний.
Цель: формировать у ученика основы здорового образа жизни и добиваться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
– формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
– учить обучающихся делать осознанный выбор поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
– учить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.
Организационный момент.
– Отгадайте загадку, и вы догадаетесь, о чём мы будем говорить на уроке.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.
– Какая тема нашего урока? А задачи?
Объявление темы, задач урока.
– Верно, тема нашего урока “Зубы. Профилактика зубных заболеваний”. Задачи урока – научиться ухаживать за зубами и сохранять зубы с ранних лет на всю жизнь.
Сосчитайте свои зубы, не трогая руками, только языком.
Запишите на листах под №1.
Практическая работа №1.
Сверху – ______________ , снизу – ______________.
Сложи их и получишь: ___________ .
– Сколько у вас получилось? У всех по – разному.
- У взрослого человека – 32 зуба, 16 – в верхней челюсти и столько же в нижней.
- А все ли зубы одинаковые? (нет)
- Совершенно верно.
Практическая работа № 2
- Прочитайте. Для чего человеку разные зубы?
Ты, наверное, уже догадался, что 32 братца– это зубы. Сейчас у тебя меньше зубов, и они называются молочными. Пройдёт немного времени и их сменят более крепкие коренные зубы.
А когда вырастешь, у тебя будет 32 зуба. Конечно, если ты будешь о них заботиться!
– Зубы отличаются друг от друга. Одни, острые, служат для того, чтобы резать пищу, – это резцы. Другие, заострённые, нужны, чтобы разрывать кусочки еды, – это клыки, а третьи, толстенькие крепыши, помогают пережёвывать пищу и называются коренными зубами.
– Что делают резцы? Клыки? Коренные зубы?
– Во рту три сорта зубов. Спереди красуются 8 острых резцов. За ними 4 крепких клыка. Эти зубы помогают отгрызть кусок чего-нибудь твёрдого или вязкого. А позади 8 малых и 12 больших коренных зубов. Их задача – перетирать пищу.
Рассказ учителя с опорой на схему строения зуба.
Зубы самые твёрдые части организма. Слой белой эмали, которыми они покрыты, не уступает твёрдости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивали бильярдные шары, которые не раскалывались даже от самых сильных ударов. Под слоем эмали лежит менее твёрдый , но тоже очень прочный слой дентина. Вот его-то и высверливает врач– стоматолог острым бором, когда в эмали появляется дырочка и её надо закрыть пломбой. Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней проложены кровеносные сосуды, питающие зубы так же, как все остальные части тела, и нервы. Благодаря нервам зуб чувствует тепло, холод и боль.
Раз в жизни человек меняет все свои зубы. Вы, наверное, помните, как ни с того, ни с сего молочные зубы начали выпадать один за другим, а на тех же местах стали прорезаться из дёсен новые, уже постоянные зубы.
Только 4 последних коренных зуба у вас не выросли. Эти “зубы мудрости” появятся лишь тогда, когда вы станете взрослыми. Каждый из ваших зубов надо охранять и беречь!
– Потеря зуба – плохо? Почему?
Но как ни тверды зубы, они очень боятся микробов. После каждой еды в узеньких щёлочках между зубами остаются крошки. А в воде, которую вы пьёте, в пище, которую вы едите, даже в воздухе, которым вы дышите , всегда полно опасных микробов. Оказавшись вместе с крошками в “уютных щёлочках” между зубами, они чувствуют себя удобно и сытно. У некоторых из вас уже сейчас зубы начинают чернеть, шататься и болеть. Кто же главный враг зубам?
Отгадав кроссворд, мы узнаем главное стоматологическое заболевание.
– Что вы знаете о кариесе?
– Все эти продукты очень вредны зубам. Сладкие продукты не только оказывают пагубное влияние на зубы, но и способствуют размножению микробов в прилипших к зубам остатках пищи. А микробы вырабатывают кислоту, которая разрушает эмаль и образуется полость (дырка). По латыни karies – гниение. Он начинается с небольшого пятнышка на зубе. Затем на месте пятнышка появляется углубление, которое постепенно расширяется. В зубе образуется углубление, которое постепенно расширяется. В зубе образуется дупло – кариозная полость. Если человек вовремя не обратился к врачу, зуб разрушится.
Кариес не только разрушает зубы, способствуя расстройству пищеварения : микробы, гнездящиеся в гнилых зубах, могут вызвать тяжёлые инфекционные процессы; поразить сердце, почки, суставы. Избавиться от микробов можно только с помощью зубной щётки и пасты.
Рассказ учителя с демонстрацией.
– Зубы необходимо чистить 2 раза. Особенно необходимо чистить зубы перед сном. Ночью, когда организм отдыхает, деятельность слюнных желез становится менее активной, – и бактерии, находящиеся во рту, ведут своё разрушительное действие. Утренняя чистка зубов освежает полость рта и усиливает кровообращение.
– Зубная щётка должна быть с искусственной щетиной, т.к. в них меньше заводятся микробы, не очень твёрдой и не очень мягкой с немного выпуклой поверхностью. Направление щётки при чистке – сверху вниз, вдоль щелей между зубами, где обычно скапливаются остатки пищи, а также снизу вверх, справа налево, с наружной и внутренней стороны. Почистив зубы, необходимо нанести на край десны тонкий слой зубной пасты и указательным пальцем, слегка нажимая, массировать вертикальными, горизонтальными и спиралеобразными движениями в течение 3-5 минут. Во многих пастах содержится фтор, благоприятно действующий на зубы и предотвращающий кариес.
– Посмотрите на состав вашей пасты (дети принесли с собой). У кого в составе есть фтор? Что рекомендуют изготовители паст?
– Какие ещё правила сохранения зубов здоровыми вы знаете?
– Зубы надо показывать врачу 2 раза в год, не ожидая пока они заболят. Лучше перетерпеть небольшую неприятность от бормашины, чем потерять хотя бы один зуб. Ведь новый на этом месте не вырастет.
– Соблюдение элементарных правил поможет вам надолго сохранить улыбку красивой, а еду приятной.
Как ты ухаживаешь за зубами?
Внимательно прочитай каждое из перечисленных правил по уходу за зубами (в скобках сказано, почему их надо соблюдать). Если выполняешь то или иное правило,– напротив поставь “+”, если нет – “-”.
Как ты ухаживаешь за зубами.
-
Чистить зубы 2раза в день – после завтрака и ужина (уничтожаются микробы во рту).
- Чистить зубы не менее 3 минут (обеспечивается снятие зубного налёта)
- Для чистки зубов использовать пасты, содержащие фтор (укрепляется эмаль)
- Чистить зубы щёткой с искусственной щетиной (в такой щётке меньше заводится микробов)
- После чистки зубов делать массаж дёсен (улучшается питание зубов)
- Использовать после еды зубочистки, зубную нить (удаляются остатки пищи)
- Полоскать рот после любой еды и после сна (понижается кислотность во рту)
- Хорошо пережёвывать сырые овощи и фрукты (очищаются и тренируются зубы)
- Меньше есть сахара, конфет, печенья (реже образуется кариес)
- Не есть одновременно горячее. Холодное (сохраняется эмаль)
- Показывать зубы стоматологу 2 раза в год (чтобы предупредить и вовремя вылечить кариес)
- Укреплять общее состояние здоровья (укрепляются и зубы)
– Сопоставь количество “+” и “-” и реши, что тебе надо делать, чтобы сохранить свои зубы здоровыми на долгие годы.
Читайте также: