Загадки песенки потешки небылицы 1 класс школа россии презентация
Обновлено: 04.11.2024
Урок литературного чтения по программе "Школа России" в 1 классе. В процессе урока дети изучают русское народное творчество. Работают в парах, группах. Используется презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_zagadki_pesenki_poteshki.ppt | 918 КБ |
chtenie_1_kl.doc | 33.5 КБ |
kartochki.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Следующая загадка
Презентация ученика 1-го класса по теме «Загадки,песенки,потешки,небылицы» в рамках домашнего задания по литератуному чтению, УМК Школа России.
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_ponomaryov.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации по окружающему миру к разделу "Здоровье и безопасность". 2 класс.Презентации к разделу.
Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока, он предназначен для раз.
Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение.
Данный материал целесообразно демонстрировать в начале урока,он предназначен для разминки перед чтением произведений. Речевые разминки способствуют формированию навыка беглого, осознанного.
Предлагаемую презентацию можно использоать при введении лексики раздела 12 учебника Forward под ред. М.В. Вербицкой (3 класс).
Тема: "Числа от 1 до 10 и число 0".
Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ.
Следующая загадка
Прибежали, прибежали (Бег на месте) Ежики, ежики (Прыжки) Наточили, наточили (Хлопки в ладоши) Ножики, ножики (Прыжки) Прискакали, прискакали (Побежали на месте) Зайчики, зайчики. (Хлопки в ладоши) Ну-ка вместе, Ну-ка дружно: «Девочки! Мальчики!»
Прочтите первую пару загадок.
О чём эти загадки?
С какими предметами сравнивается луна?
На какие признаки луны указывают эти предметы?
Какое сравнение вам нравится больше? Почему?
Прочтите вторую пару загадок.
О чём эти загадки?
Как вы узнали, как догадались?
Какие действия предмета описываются в загадках?
С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке? Что же такое загадка?
Загадка - это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде.
Загадки - излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки
построены в виде вопросов.
Прочтите третью пару загадок .
Как вы догадались?
Какие действия предмета описываются в этих загадках?
Прочтите четвёртую пару загадок.
О ком эти загадки?
О каких особенностях ёжика говорится?
Сравните эти загадки.
В какой загадке слова рифмуются?
Прочтите последние три загадки.
В каких загадках описываются признаки котёнка?
В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?
Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.
Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Упражнение надо выполнять чётко и быстро. Отвечайте быстро кто это или что это.
Звонкий, быстрый, весёлый - .
Вкусный, алый, сочный - .
Жёлтые, красные, осенние - .
Холодный, белый, пушистый - .
Старый, кирпичный, четырёхэтажный - .
Красное, спелое , сладкое - .
Чистое, голубое, горное - .
Белый, пушистый, лесной - .
Пугливая, беленькая, маленькая - .
Белоствольная, высокая, стройная - .
Бурый, косолапый, неуклюжий - .
Жёлтые, красные, зелёные - .
Старательный, послушный, вежливый - .
Зелёный, продолговатый, сочный - .
Аккуратная, послушная, весёлая - .
Ветвистая, зелёная, колючая - .
Новая, интересная, библиотечная - .
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место ти.
Загадка - замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?
Отгадай загадки.
Рогатый, а не бодается.
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый Кружевной и синий-синий.
Прочтите самостоятельно народную песенку «Идёт матушка Весна».
Как в песенке названа весна? Почему?
Как еще можно было назвать весну?
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:
от-во-рил отворил
при-гла-шай приглашай
Отворяй-ка ворота - открывай ворота.
Солнце в терем приглашай - открывай окна.
Белый снег сошел - снег растаял.
Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?
С какой интонацией надо читать эту песенку?
Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.
Рассмотрите иллюстрации на странице 44 к народным песенкам.
Какой рисунок не относится к песенке «Идёт матушка Весна»?
Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С радостью, радостью, С великою милостью: Уроди лен высокий, Рожь, овес хороший.
Прочтите самостоятельно вторую песенку - «Иди, весна».
Объясните значения слов и выражений:
Принеси ржаной колосок - просьба дать богатый урожай.
Снопок - связка стеблей с колосьями.
Сравните эту песенку с предыдущей.
Чем они похожи и чем отличаются?
Какая из двух песенок похожа на закличку?
Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым!
Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком.
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе (2010/2011г.) по программе «Школа России»
Учитель начальных классов Лобусова Н.Ю.
Тема урока : Загадки, песенки, потешки.
- Познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками.
- Учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл.
- Показать напевность русских песен.
- Учить читать выразительно небольшие произведения.
- Прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества.
Оборудование : персональный компьютер, интерактивная доска, запись русской народной песни, карточки с загадками для групповой работы.
I .Организационный момент.
Слайд 2 –Вставьте, пользуясь ключом, гласные буквы в название раздела, который мы с вами изучаем.
- Что у вас получилось?
- С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились?
Слайд 3 – Как назвать одной фразой?
II .Работа по теме урока.
- Знакомство с новым жанром устного народного творчества – загадками.
- О ком говорится в первом четверостишии?
-Как описывает её автор?
О ком говорится во втором четверостишии?
- Как вы догадались?
- Как выдумаете, если первое- это стихотворение, то как можно назвать второе?
С 5, 6 слайдами работа проводится аналогично.
- Работа с учебником и в парах, в группах.
- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника.
Дети читают загадки.
Слайд 7. – С кем сравнивается луна в первой загадке? (С красавицей).
- Как она описана? (Белолица, круглолица).
- Что за красавица по небу катается? (Луна).
-В какие зеркала она глядится? (В речки, озёра, пруды…)
- С чем сравнивается луна во второй загадке? ( С тарелкой).
- Почему? (Она круглая, как тарелка).
- Что за тарелка, которая может плыть по небу? (Луна).
- Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить луну? ( С лампой, с мячиком, с воздушным шаром…)
- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про луну .
- О каких проявлениях леса говорится в первой загадке?( даёт тень, спасает от зноя, радует, дарит орехи, грибы…..)
- А какие действия приписываются лесу во второй загадке? (Одет в шубу, «снимает шубу»).
- С чем ещё можно сравнить лес? (дом для птиц, животных, растений……)
- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про лес .
Работа с остальными загадками ведется аналогично.
Работа в группах по карточкам. Побеждает та группа, которая не только отгадала загадки, но объяснила по каким признакам она догадалась, о чем говорится в загадке.
- Знакомство с жанром «песенки».
Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.
- Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.
Чтение песенки «Идет матушка-Весна» учителем.
- Как названа весна в песне? (Матушкой).
- Как вы думаете почему её так назвали?
- О каких весенних месяцах говорится в песне?
- Какие признаки каждого весеннего месяца вы можете заметить?
- С какой интонацией нужно читать эту песенку?
Прочитайте песенку, передавая голосом радость.
Прочитайте самостоятельно следующую песенку «Иди, весна».
Сравните её с предыдущей.
- Что содержится в этой песне? (Просьба).
- Прочитайте песенку выразительно.
4. Знакомство с жанром «потешки».
- Одной из разновидностей народных песен являются потешки.
Слайд 11 Чтение потешек хорошо читающими детьми.
- Как вы думаете почему их так назвали?
- Прочитайте самостоятельно негромко вслух обе потешки. Распределите, где чьи слова.
Прочитайте потешки по ролям со своим соседом по парте.
- С какими жанрами устного народного творчества вы познакомились? Какой жанр понравился вам больше всего? Почему? Чему вы учились на уроке?
Подписи к слайдам:
« Загадки,песенки,потешки,небылицы .» Составил Пономарёв Кирилл,ученик 1 «А» класса,школы №176 г.Санкт -Петербург.
Загадки бывают разные.
Прочитай и сравни: 1.Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл. 2.Вот иголки и булавки Выползают из под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёж) К
Как сочинить загадку самому? 1.Выбери предмет. 2.Обрати внимание на особенности.(какой он? Что делает? На кого похож?
Например песенки- заклички (это песенки-обращения к природе, птицам, к Богу.)
Песенку можно спеть и сыграть на инструменте.
Потешки составлены в виде разговора(диалога) хозяйки и кошечки. Эта потешка читается ласково,протяжно .
А эта потешка читается весело,ритмично,задорно !
Бывают такие небылицы :
Что же здесь не так?
Небылицы всегда очень веселые и смешные.
Ребята,а вам,что больше всего понравилось?
Подписи к слайдам:
Загадки, песенки, потешки. ГОУ СОШ №21 г.Санкт-Петербург Лобусова Н.Ю.
4стн23 н1р2дн23 тв2рч3ств2 Ключ: 1-а, 2-о, 3-е, 4-ч Устное народное творчество
Как назвать одной фразой?
Прочитай и сравни: Вот собачка жучка Хвостик закорючкой, Шёрстка пёстрая, Зубки острые. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвостик колечком. ?
Прочитай и сравни: Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Русская красавица Стоит на поляне, В зеленом кофточке, В белом сарафане. ?
Прочитай и сравни: Наша речка вьется и сверкает, Как блестящий синий поясок. В ней водичка пёстрая такая, А на дне рассыпчатый песок. Под осоку на песок Уронили поясок. И лежит, да не поднять, И бежит, да не поймать. ?
Вывод: Загадки – жанр устного народного творчества. Учат рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Чтобы отгадать загадку надо подумать, сравнить, вспомнить описание предмета.
Песенки «Идёт матушка весна». март май апрель
Потешки Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай! Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Тише, мыши, уходите, Кота Ваську не будите. Как проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод. Вот проснулся Васька-кот - Разогнал весь хоровод!
Закрепление -С какими жанрами устного народного творчества познакомились? -Какой жанр понравился больше всего?
Следующая загадка
Цели урока: Познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками. Учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл. Показать напевность русских песен. Учить читать выразительно небольшие произведения. Прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества.
Читайте также: