Загадки песенки потешки небылицы 1 класс школа россии конспект
Обновлено: 22.11.2024
Урок литературного чтения по программе "Школа России" в 1 классе. В процессе урока дети изучают русское народное творчество. Работают в парах, группах. Используется презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_zagadki_pesenki_poteshki.ppt | 918 КБ |
chtenie_1_kl.doc | 33.5 КБ |
kartochki.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе (2010/2011г.) по программе «Школа России»
Учитель начальных классов Лобусова Н.Ю.
Тема урока : Загадки, песенки, потешки.
- Познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками.
- Учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл.
- Показать напевность русских песен.
- Учить читать выразительно небольшие произведения.
- Прививать интерес и любовь к произведениям народного творчества.
Оборудование : персональный компьютер, интерактивная доска, запись русской народной песни, карточки с загадками для групповой работы.
I .Организационный момент.
Слайд 2 –Вставьте, пользуясь ключом, гласные буквы в название раздела, который мы с вами изучаем.
- Что у вас получилось?
- С каким жанром устного народного творчества мы уже познакомились?
Слайд 3 – Как назвать одной фразой?
II .Работа по теме урока.
- Знакомство с новым жанром устного народного творчества – загадками.
- О ком говорится в первом четверостишии?
-Как описывает её автор?
О ком говорится во втором четверостишии?
- Как вы догадались?
- Как выдумаете, если первое- это стихотворение, то как можно назвать второе?
С 5, 6 слайдами работа проводится аналогично.
- Работа с учебником и в парах, в группах.
- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника.
Дети читают загадки.
Слайд 7. – С кем сравнивается луна в первой загадке? (С красавицей).
- Как она описана? (Белолица, круглолица).
- Что за красавица по небу катается? (Луна).
-В какие зеркала она глядится? (В речки, озёра, пруды…)
- С чем сравнивается луна во второй загадке? ( С тарелкой).
- Почему? (Она круглая, как тарелка).
- Что за тарелка, которая может плыть по небу? (Луна).
- Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить луну? ( С лампой, с мячиком, с воздушным шаром…)
- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про луну .
- О каких проявлениях леса говорится в первой загадке?( даёт тень, спасает от зноя, радует, дарит орехи, грибы…..)
- А какие действия приписываются лесу во второй загадке? (Одет в шубу, «снимает шубу»).
- С чем ещё можно сравнить лес? (дом для птиц, животных, растений……)
- Попробуйте вместе с соседом по парте придумать свою загадку про лес .
Работа с остальными загадками ведется аналогично.
Работа в группах по карточкам. Побеждает та группа, которая не только отгадала загадки, но объяснила по каким признакам она догадалась, о чем говорится в загадке.
- Знакомство с жанром «песенки».
Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.
- Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.
Чтение песенки «Идет матушка-Весна» учителем.
- Как названа весна в песне? (Матушкой).
- Как вы думаете почему её так назвали?
- О каких весенних месяцах говорится в песне?
- Какие признаки каждого весеннего месяца вы можете заметить?
- С какой интонацией нужно читать эту песенку?
Прочитайте песенку, передавая голосом радость.
Прочитайте самостоятельно следующую песенку «Иди, весна».
Сравните её с предыдущей.
- Что содержится в этой песне? (Просьба).
- Прочитайте песенку выразительно.
4. Знакомство с жанром «потешки».
- Одной из разновидностей народных песен являются потешки.
Слайд 11 Чтение потешек хорошо читающими детьми.
- Как вы думаете почему их так назвали?
- Прочитайте самостоятельно негромко вслух обе потешки. Распределите, где чьи слова.
Прочитайте потешки по ролям со своим соседом по парте.
- С какими жанрами устного народного творчества вы познакомились? Какой жанр понравился вам больше всего? Почему? Чему вы учились на уроке?
Подписи к слайдам:
Загадки, песенки, потешки. ГОУ СОШ №21 г.Санкт-Петербург Лобусова Н.Ю.
4стн23 н1р2дн23 тв2рч3ств2 Ключ: 1-а, 2-о, 3-е, 4-ч Устное народное творчество
Как назвать одной фразой?
Прочитай и сравни: Вот собачка жучка Хвостик закорючкой, Шёрстка пёстрая, Зубки острые. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвостик колечком. ?
Прочитай и сравни: Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Русская красавица Стоит на поляне, В зеленом кофточке, В белом сарафане. ?
Прочитай и сравни: Наша речка вьется и сверкает, Как блестящий синий поясок. В ней водичка пёстрая такая, А на дне рассыпчатый песок. Под осоку на песок Уронили поясок. И лежит, да не поднять, И бежит, да не поймать. ?
Вывод: Загадки – жанр устного народного творчества. Учат рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Чтобы отгадать загадку надо подумать, сравнить, вспомнить описание предмета.
Песенки «Идёт матушка весна». март май апрель
Потешки Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай! Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Тише, мыши, уходите, Кота Ваську не будите. Как проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод. Вот проснулся Васька-кот - Разогнал весь хоровод!
Закрепление -С какими жанрами устного народного творчества познакомились? -Какой жанр понравился больше всего?
Следующая загадка
Цель: познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками, небылицами.
1. Познавательная: познакомить детей с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками, небылицами. Учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл.
2. Развивающая: развивать у детей речевую активность, творческие способности учащихся ;
3. Воспитательная: прививать интерес к произведениям фольклора, в оспитывать положительное отношения к знаниям, к процессу учения, формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности, приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Планируемые предметные результаты: научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные: ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться работать по предложенному учителем плану;
Коммуникативные : вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения;
Планируемые личностные результаты: формирование мотивации к обучению, целенаправленной познавательной деятельности
Следующая загадка
Цель урока: познакомить учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками, небылицами; учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь объяснять их смысл; показать напевность русских песен.
Планируемый результат:
Предметный: сформировать понятие о жанрах устного народного творчества.
Метапредметные:
Познавательные: умение придумывать загадки, объяснять их смысл; формирование навыка выразительного чтения.
Регулятивные: освоение способов работы с учебником.
Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям народного творчества.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в группах, распределять роли в инсценировках.
Оборудование: рисунки из сказок на доске, карточки с заданиями, музыкальная запись русской народной песни, аудиозапись потешки, ПК.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1 этап мотивационный
Прозвенел уж звонок,
Только чуть повнимательней будьте!
Не смотреть в потолок
Не зевать в кулачок
Прочитать хорошо не забудьте!
Научились вы читать
Важнее нет науки,
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки!
-Что такое устное народное творчество?
Художественные произведения, созданные народом и передающиеся устно (не записывая).
2. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию
-Сегодня мы продолжаем знакомиться с разными жанрами устного народного творчества. Один из них вы уже сможете назвать сами, выполнив некоторые задания.
- Что мы изучали на прошлом уроке?
- Что такое сказка? (табличка на доску)
- Кто пишет сказки?
- С какими сказками мы познакомились?
- Вспомним сказку «Рукавичка»,
восстановим последовательность событий этой сказки.
- Какой жанр литературного творчества мы повторили?
(Дети разыгрывают несколько сцен из сказки).
3. Целеполагание и самостоятельное открытие нового знания
- Кто напомнит, как называется раздел, с которым мы работаем? (на доске таблички со словами: сказки, загадки, песенки, потешки, небылицы…)
- Посмотрите на таблички и скажите, о чем мы будем говорить на этом уроке?
- Сегодня мы будем учиться различать жанры устного народного творчества.
- Загадки- один из увлекательных и интересных жанров устного народного творчества. Загадки заставляют нас рассуждать, сопоставлять, сравнивать предметы и явления, их признаки и проявления, чтобы обнаружить сходство, догадаться, о чем говорится в загадке. В русском народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: и о животных, и о явлениях природы, и о растениях, и об инструментах, и о школе, и о многом-многом другом.
- Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника на стр. 42-43
Следующая загадка
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народного творчества: загадках, песнях, потешках, небылицах; формирование умений: отгадывать загадки и составлять свои; видеть жанровые особенности устного народного творчества; осознанно и выразительно читать.
Планируемые результаты
- знать особенности устного народного творчества; жанровые особенности загадок, потешек, песенок, небылиц;
- уметь отгадывать загадки на основе опорных слов; сравнивать произведения фольклорных жанров, отличать их.
Личностные: понимать ценность произведений устного народного творчества, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения, развивать самостоятельность и самоконтроль.
Тип урока: открытия нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Литературное чтение: 1кл.: Учебник: В 2 ч. Ч.1 /Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.- 3 изд.- М.: Просвещение, 2012.-Ч.1.; презентация; раздаточный материал.
Читайте также: