Загадки памяти проект по биологии

Обновлено: 24.12.2024

В процессе работы над проектом мы ознакомились с работой нобелевского Эрика Кандель и его коллег, которые сумели показать, что для формирования самой настоящей памяти — как кратковременной, так и долговременной — достаточно всего трех нейронов, определенным образом соединенных между собой. Оказалось, что процесс запоминания организован довольно просто и сводится к ряду автоматических реакций на уровне отдельных нейронов. Весь процесс можно полностью воспроизвести на простейшей системе из трех изолированных нервных клеток.

Была собрана модель «запоминающего устройства» или «памяти» моллюска, на основании которой можно было наглядно объяснить процессы запоминания, и «на пальцах» разъяснить смысл рекомендаций по улучшению запоминания, и тренировки памяти.

ВложениеРазмер
тайны памяти 2.99 МБ

Подписи к слайдам:

Нобелевский лауреат
Эрик
Кандель

и его коллеги сумели показать, что для формирования самой настоящей памяти — как кратковременной, так и долговременной — достаточно всего трех нейронов, определенным образом соединенных между собой.

Абсолютно универсальных мозгов не бывает.
Любой мозг специализирован, "заточен" под решение определенного — пусть и очень широкого — круга задач.
Он принципиально не способен решать задачи, лежащие за пределами этого круга.

Вывод
Тайны памяти
Научный руководитель
:
Чепарнова
Анастасия
Бароновна

Выполнили:
Шершенкова
Елизавета
Карапетян София
Ход работы
Ознакомление с современными научными данными по вопросам формирования памяти
Построение простейшей модели запоминающего устройства
На примере устройства нервной системы морского зайца, наглядно объяснить процессы формирования памяти
Выяснить, зависят ли наши способности к запоминанию от наследственной предрасположенности
Иногда необходимо, наоборот, как можно скорее выбросить из головы определенную информацию, которую когда-то запоминали. Решение этой проблемы на самом деле очень простое. Вам достаточно будет записать всю эту информацию на листе бумаги, и в этот момент ваш мозг на подсознательном уровне остановится, так как таким действием вы как бы перенесли эту информацию в более надежное место, и теперь мозгу нет необходимости постоянно о ней думать. После этого, если не стараться специально вспоминать об этой информации, она быстро забудется
а) Попробуйте ассоциировать информацию, которую вам нужно запомнить с какой-либо эмоцией. Ведь нам запоминаются надолго только те моменты, с которыми были связаны сильные эмоции.

б) Постарайтесь выделить из всего объема информации только все самое полезное, особенно если речь идет о значительных объемах информации. Не очень важные детали можно опустить.

в) Подбирайте подходящие вам ассоциации или выстраивайте логические цепочки, чтобы было легче вам запомнить определенную информацию. Это могут быть ассоциации абсолютно не соответствующие этой информации, но такие, чтобы именно вам было ее легче запомнить. Из любого вида информации можно, подбирая ассоциации, вырисовать яркую картину в голове. И чем ярче будет эта картина, тем легче будет запомнить вам определенный текст и понять его.
Задачи проекта
Узнать как работает наша память
Узнать какие существуют механизмы запоминания
Узнать может ли среднестатистический человек с одинаковой легкостью усваивать информацию из разных предметных областей
Узнать способы легкого эффективного запоминания
Моделирующий нейрон
Сенсорный нейрон
Моторный нейрон
Сифон
Цель проекта
Выяснить, возможно ли существование абсолютно универсального мозга?
Гипотеза
Человеческий мозг-
универсальное запоминающее устройство
Память изучалась на примере формирования условного рефлекса у гигантского моллюска — морского зайца
Aplysia
.
Память — это проторенные дороги в нейронных сетях.

Следующая загадка

1 слайд Описание слайда:

Исследовательский проект: «Загадки памяти» Работу выполнила выполнила ученица 9 класса МАОУ ООШ с. Красный Яр Тульская Элеонора Руководитель – Воронина Татьяна Павловна учитель биологии и химии биологии и химии МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КРАСНЫЙ ЯР» БАЛАКОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

2 слайд Описание слайда:

Цели и задачи проекта Цель: Изучение загадок и возможностей человеческой памяти ЗАДАЧИ: 1. Расширить свои знания по вопросу изучения памяти, ее характеристик и механизмов. 2. Узнать, как работает наша память, ее виды и ошибки. 3. Собрать интересные факты о феноменальных возможностях человеческой памяти 4. Выявить условия, влияющие на запоминание. 4. Протестировать память учащихся нашей школы. 5. Проанализировать результаты эксперимента. 6. Рассмотреть упражнения для тренировки памяти и рекомендовать наиболее простые приёмы по улучшению и тренировке памяти.

3 слайд Описание слайда:

Память для нас - загадка! Почему, казалось бы пустяковое событие врезается в наш мозг и сохраняется надолго, а другое, бесспорно важное, испаряется из памяти? Почему мы одно помним, другое забываем? Почему задача, которую никак не удается решить, запоминается, а успешно решенная сразу же забывается. За этим почему сразу же следует «как». Память – продукт человеческого мозга

4 слайд Описание слайда:

Человеческая память - удивительное творение природы. Без нее люди не могли бы узнавать друг друга и общаться. По возможности сохранять информацию, классифицировать её, мгновенно ориентироваться в ней, памяти проигрывают даже современные суперкомпьютеры. Память - весьма ненадежное хранилище данных, содержимое которого легко может изменяться под влиянием новой информации. События нашей жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Мы отлично помним то, что нам интересно и важно, чем мы пользуемся в повседневной жизни. Но с удовольствием забываем то, что считаем бесполезным и недостаточно увлекательным. Память – продукт человеческого мозга

5 слайд Описание слайда:

1. Согласно исследованиям левши обладают лучшим запоминанием, чем правши. 2. Взрослый человек будет больше всего помнить о периоде с 15 до 25 лет. Люди в возрасте 19 лет обладают самой лучшей памятью. 3. Доказано, что человек может сконцентрировать свое внимание на интересующем его объекте только на протяжении 20 минут. 4. Память не имеет границ. В истории есть много известных людей, обладающих феноменальной памятью. Человек может запомнить больше 20 тысяч слов. 5. Процесс запоминания начинает происходить еще у неродившегося человека по истечении 20 недель от момента зачатия. 6. Многие думают, что кофеин способствует улучшению памяти, но память напрямую зависит от полноценного отдыха и сна человека. 7. Память зависит от хронотипа человека. Жаворонки лучше воспринимают информацию в утреннее время суток, а совы в вечернее. Интересные факты

6 слайд Описание слайда:

Типы и виды памяти По длительности сохранения информации По способу запоминания информации По участию воли в запоминании По характеру психической деятельности Кратковременная память Механическая память Произвольная память Двигательная память Долговременная память Логическая память Непроизвольная память Эмоциональная память Образная память Смысловая память

7 слайд Описание слайда:

8 слайд Описание слайда:

Ошибки памяти «Галлюцинации памяти» Конфабуляция – это расстройство памяти, при котором У находящегося в ясном сознании человека возникают ложные воспоминания о прошлых событиях или ощущениях. Ложные воспоминания при конфабуляции полностью вымышлены и в большинстве случаев возникают на органической почве, заполняя пробелы в памяти. Дежавю Дежавю — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, подобном месте, однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, относится к прошлому в общем.

9 слайд Описание слайда:

Условия, влияющие на запоминание

10 слайд Описание слайда:

Экспресс-диагностика Вопрос 1: "Довольны ли вы своей памятью?" Вопрос 3: "Знаете ли вы, что можно улучшить свою память с помощью заучивания стихотворений?" Вопрос 2: "Хотели бы вы улучшить свою память?" Вопрос 4: " Что из предложенного вы бы выбрали для улучшения своей памяти?

11 слайд Описание слайда:

Исследование Исследование № 1 20 секунд я смотрела на таблицу из 12 случайных чисел, предложенную экспериментатором, затем я записала те числа, которые запомнила. Ежедневно, в течении месяца, я с помощью специальных упражнений тренировала память, затем провела повторную диагностику. Результаты эксперимента Датапроведения эксперимента Количество воспроизведенных знаков 01.03.2019 Зрительная память - 7 цифр Слуховая память - 6 слов 01.04.2019 Зрительная память - 10 цифр Слуховая память - 8 слов

12 слайд Описание слайда:

Исследование Исследование № 2 Целью исследования было сравнить у кого лучше долговременная память, у мальчиков или у девочек. В эксперименте участвовали 10 учеников 7-ого класса. Заданием было запомнить и написать китайские числа от 1 до 10. Результаты эксперимента Участники исследования 10.04.2019 12.04.2019 Девочки 7,8 знаков 7 знаков Мальчики 9.8 знаков 9 знаков

13 слайд Описание слайда:

Исследование Исследование № 3 А Ь Г Д Ж В С И К А О Д В Е И Ч В эксперименте участвовали ученики 1 и 9 класса. Часть I. В течении 20 секунд участники должны были рассмотреть и запомнить в каком порядке расположены данные картинки и занести их в пустые поля таблицы. Часть II. В течении 50 секунд дети запоминали последовательность расположения этих букв. Результаты эксперимента Участники исследования ЧастьI ЧастьII 1класс 5 картинок 4 буквы 9класс 10 картинок 13 букв

14 слайд Описание слайда:

Как улучшить свою память? Какие способы запоминания наиболее эффективны? Как надо изучать и повторять учебный материал, чтобы он наилучшим образом «уложился» в голове? 1) Главный принцип: отдых нужно чередовать с нагрузкой. Дети младшего возраста могут сконцентрироваться на предмете изучения всего лишь 15-20 минут с последующим 10 минутным перерывом. Дети постарше – на протяжении до 45 минут 2) Важно отдохнуть после школы на протяжении 1-2 часов 3) При выполнении домашнего задания, сначала лучше выполнить письменные задания. Первыми выполняются более лёгкие задания, после – более тяжёлые. 4) Подготовку устных предметов нужно начинать в конце, после небольшого отдыха. Изучаемый материал непременно нужно разбить на 3-4 равные части 5) Выучивание текста нуждается в повторении. После того как текст выучен его нужно повторить вслух 2-3 раза, затем отдохнуть минут 5. Основательно повторить текст нужно перед сном и утром. Советы школьникам

15 слайд Описание слайда:

Римский император Юлий Цезарь помнил имена всех своих 30000 легионеров Знаете ли вы, что… Римский философ Сенека, один раз услышав 2000 отдельных слов, мог повторить их в том же порядке Моцарт мог точно записать сложную музыкальную пьесу, услышанную один раз Подсчитано, что ёмкость индивидуальной памяти обычного человека измеряется огромной величиной 10 в двадцатой степени бит, что соответствует информационному фонду библиотеки имени ЛЕНИНА, насчитывающему 25 миллионов книг, брошюр и статей

16 слайд Описание слайда:

Чтобы память не подводила 1. Больше двигайтесь: танцуйте, плавайте, бегайте, лучше на свежем воздухе. 2. Правильно питайтесь: морепродукты, овощи и фрукты, длинные углеводы, а не конфеты, фастфуды, чипсы. 3. Высыпайтесь: во сне устанавливаются связи в мозге, формируется запоминание. 4. Не начинайте заучивать материал, пока он вам не понятен. Нет смысла «зубрить». Добейтесь, чтобы материал был понятен, и он легко запомнится. 5. Прочитав материал, перескажите его вслух. Чтение без пересказа – пустая трата времени. 6. Мотивируйте себя на запоминание. Сделайте информацию нужной и необходимой для вас, интересной. Будьте всегда позитивными. 7. Используйте мнемотехнику. Ассоциации – спасательные круги человеческой памяти, так что цепляйтесь за них изо всех сил. 8. Хорошая память – это навык, который нуждается в тренировке. Учите стихи, цитаты, иностранные языки. 2-3 специальных игровых упражнения по тренировке памяти во время выполнения повседневных дел развлекут вас, заодно разовьют ваши способности 9. Старайся не получать травм головы. Для этого не участвуй в драках!

17 слайд

Следующая загадка

С глубокой древности человечество интересовал вопрос, что же такое память, и откуда у некоторых людей такие невероятные способности к запоминанию. Почему кому-то для запоминая информации требуется всего 10 минут, а кому-то целый час. И хотя память изучается с незапамятных времен, все же остается много загадок, которые не так просто разгадать.

Гипотеза: Улучшить память можно, тренируя ее с помощью специальных упражнений и соблюдая условия эффективного запоминания.

Как запомнить всё что нужно?

1.В чём уникальность человеческой памяти?

2. Хорошая память признак ума?

1. Каковы возможности нашей памяти?

2. Какие существуют виды человеческой памяти?

3. Как развить память?

Объект исследования – память личности учащихся.

1.2.Цель и задачи проекта

Цель: Изучение загадок и возможностей человеческой памяти.

1. Расширить свои знания по вопросу изучения памяти, ее характеристик и механизмов.

2. Узнать, как работает наша память, ее виды и ошибки.

3. Собрать интересные факты о феноменальных возможностях человеческой памяти.

4. Выявить условия, влияющие на запоминание.

5. Протестировать память учащихся нашей школы.

6. Выяснить, хотят ли сверстники улучшить свою память.

7 . Проанализировать результаты эксперимента.

8. Рассмотреть упражнения для тренировки памяти и рекомендовать наиболее простые приёмы по улучшению и тренировке памяти.

Методы выполнения работы:

1. Теоретический: теоретический анализ литературных источников, книг, интернет – ресурсов.

2. Эмпирический: проведение эксперимента, изучение результатов.

3Анкетирование: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

2.1. Память-продукт человеческого мозга

Память - уникальное свойство нервной системы, присущее высшим живым организмам.

Внутри головного мозга находятся огромное количество нервных окончаний – нейронов, которые соединены между собой так называемыми нейронными связями. Как удалось выявить, количество этих нейронных связей увеличивается в процессе взросления человека, эти связи и есть наша память – способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта, то есть наш накопленный жизненный опыт. Так, у маленького ребёнка нейроны есть, но вот нейронные связи пока практически отсутствуют, они начинают появляться в процессе познания окружающего мира.

В процессе запоминания полученная нами информация передаётся от одной нервной клетки (нейрона) к другой, всё это происходит в коре головного мозга. В результате этих нервных импульсов создаются нейронные связи – пути для последующего извлечения записанной информации, то есть вспоминания.

Кроме того, важнейшей функцией нашего мозга является возможность забывать, этот процесс разгружает нервную систему, давая возможность образоваться «полезным» нейронным связям.

Таким образом, память - это психический процесс запечатления (запоминания), сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Несомненно, человеческая память - удивительное творение природы. Без нее люди не могли бы узнавать друг друга и общаться. По возможности сохранять информацию, классифицировать её, мгновенно ориентироваться в ней, памяти проигрывают даже современные суперкомпьютеры.

Память - весьма ненадежное хранилище данных, содержимое которого легко может изменяться под влиянием новой информации. События нашей жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Мы отлично помним то, что нам интересно и важно, чем мы пользуемся в повседневной жизни. Но с удовольствием забываем то, что считаем бесполезным и недостаточно увлекательным.

2.2. Интересные факты

1. Согласно исследованиям многих ученых левши обладают лучшим запоминанием, чем правши.

2. Также интересные факты связаны с возрастом. Мозг развивается до 25 лет. Взрослый человек будет больше всего помнить о периоде с 15 до 25 лет. Также ученые открыли, что люди в возрасте 19 лет обладают самой лучшей памятью.

3.Доказано, что человек может сконцентрировать свое внимание на интересующем его объекте только на протяжении 20 минут.

4. Память не имеет границ. В истории есть много известных людей, обладающих феноменальной памятью. Человек может запомнить больше 20 тысяч слов.

5. Процесс запоминания начинает происходить еще у неродившегося человека по истечении 20 недель от момента зачатия.

6. Память может нарушаться из-за запахов. В мозге зоны, отвечающие за обоняние и запоминание, находятся рядом. Невнимательность или рассеянность нельзя отнести к плохой памяти.

7. Считается, что чем старше человек становится, тем быстрее ухудшается его память. На самом деле, это ошибочное утверждение. Память может ухудшаться, если ее не тренировать. Так как у людей старшего возраста нет необходимости посещать учебные заведения и что-то учить, они теряют навык к запоминанию. Поэтому очень много жалоб поступает на потерю памяти от людей пожилого возраста.

8. Человек на самом деле ничего не забывает, просто не может вспомнить информацию, которая не важна, или долго не использовалась. Т.е. получается, что человек помнит все, что с ним происходило, но не все может вспомнить.

9. Нельзя говорить о том, что забывчивость – это плохо. Благодаря данному свойству, мозг может освобождаться от ненужной информации для восприятия новой.

10. Витамины группы B, C, E и жирные кислоты, содержащиеся в различных продуктах, способствуют улучшению памяти. В мозге имеются клетки нейроны, которые отвечают за процесс запоминания. Они имеют способность делиться и отмирать. Пища, лишенная полезных минералов, не способствует хорошей работе мозга и запоминанию.

11. Многие думают, что кофеин способствует улучшению памяти. Прежде всего, благодаря данному веществу происходит концентрация внимания на некоторое время. Память напрямую зависит от полноценного отдыха и сна человека.

12. Память зависит от хронотипа человека. Жаворонки лучше воспринимают информацию в утреннее время суток, а совы в вечернее.

13. Ученые выявили, что мозг человека способен запоминать информацию в размере 1 миллиона гигабайт.

1. По длительности сохранения информации, память бывает: кратковременная и долговременная.

1) Кратковременная память - дает возможность сохранить данные примерно на 30–40 секунд с момента их обретения. Этот вид памяти характеризуется максимальным числом символов, образов и объектов, которые индивид способен воссоздать на протяжении одной минуты с момента получения. Когда она заполняется на 10 единиц, происходит замещение, то есть новые данные заменяют старые с бесследным удалением последних.

По данным разных исследований кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет. Затем она до 30 лет сохраняется на одном уровне, а после 30 лет постепенно ухудшается. Но у некоторых пожилых людей она остается на том же уровне, что и в молодости, а иногда и улучшается.

2) Долговременная память - здесь информация хранится длительно, но чтобы человеку ее воспроизвести, необходимо приложить усилие и запустить мыслительный процесс. Именно этой памятью люди пользуются чаще всего.

Долговременная память - самый надежный сейф. Помещенные сюда сведения сохраняются и могут быть воспроизведены даже спустя годы. За целую жизнь из нашего «архива» пропадает лишь 28% того, что мы когда-либо в него занесли; остальное остается с нами навсегда.

2. По способу запоминания информации, память бывает механической и логической.

1) Механическая память - это запоминание учебного материала в той его форме, в которой он воспринимается. Механическая память основана на нервных связях преимущественно первой сигнальной системы. При изучении материала, выраженного в словах, это будут сами слова, запоминаемые в точности так, как мы их видели, слышали. Если это будут физические упражнения, запоминаются сами движения и именно в той их последовательности и форме, в которой мы их зрительно или мышечно-двигательно воспринимали.

2) Логическая память - это запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала. Логическая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается сама суть подлежащего запоминанию материала.

3. По участию воли в запоминании, память бывает непроизвольной и произвольной.

1) Непроизвольная память - это память, при которой информация запоминается сама собой, без специального заучивания (без усилия воли), в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Непроизвольная память хорошо развита у детей, у взрослых она ослабевает.

2) Произвольная память – это память, при которой информация запоминается целенаправленно (благодаря усилию воли), с помощью специальных приемов. Например, ученик, заучивая стихотворение, осмысливает его, устанавливает логические связи, многократно повторяет.

4. По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память бывает: двигательной, эмоциональной, смысловой и образной.

1) Двигательная память - это запоминание и воспроизведение произведенных человеком движений. Спортивные, трудовые навыки усваиваются благодаря

2) Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе. Эмоциональные впечатления фиксируются практически мгновенно. Данный вид памяти наиболее прочный. Это стоит использовать при обучении. Любой материал усвоится лучше, если найти способ насытить его эмоциями, сделать интересным для себя.

3) Смысловая память - это запоминание и сохранение, а затем воспроизведение прочитанных мыслей, стихотворений.

4) Образная память способствует запоминанию и воспроизведению лиц, картин природы, музыкальных мелодий, запахов. Образная память есть у всех людей, но особенно развита она у художников, писателей, актеров, композиторов. Благодаря этому художники могут писать портреты в отсутствие лица, по памяти.

Фактически разные типы памяти взаимосвязаны, и в процессе любой деятельности один и тот же материал запоминается с помощью двух и более типов памяти.

Есть и другие классификации видов памяти. Одну из них предложили Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон и Э.Е. Смит. Они считают, что правомерно выделять только три вида памяти:

1) Эксплицитная память- память, при которой человек сознательно вспоминает прошлое, причем воспоминания переживаются им как происходящие в определенном месте и времени.

2) Имплицитная память - память связанная с ранее приобретенными умениями и навыками. Материал, хранящийся в имплицитной памяти, невозможно вспомнить сознательно.

3) Кратковременная память.

2.4. Рекорды памяти

Память зависит от индивидуальных особенностей личности:

Интересов и склонностей личности;

От отношения личности к той или иной деятельности;

От эмоционального настроя физического состояния;

От волевого усилия и многих других факторов.

Исключительная долговременная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он еще мог цитировать выдержки из нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто сообразителен.

Академик А.Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно. Что иллюстрирует у них великолепную зрительную память.

Феноменальной «фотографической» памятью обладал брат А. С. Пушкина — Лев Сергеевич. Его память сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы поэмы «Евгений Онегин». А. С. Пушкин потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, где собирался отдать ее в печать, а черновик главы был уничтожен. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся. Вскоре он получил в ответ полный текст потерянной главы с точностью до запятой: его брат один раз слышал ее и один раз читал.

С.В. Шерешевский мог повторить без ошибок последовательность из 400 слов через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что у него восприятие было комплексным. Образы — зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные — сливались для него в единое целое. Шерешевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на вкус слово и цвет. «У вас такой желтый и рассыпчатый голос», — говорил он. Синестезия отмечалась у Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, Н. К. Чюрлениса. У всех у них зрение было связано со слухом. Римский-Корсаков считал, что «ма-мажор» — синий, «ми-минор» — сиреневый, «фа-минор» — серовато-зеленый, «ля-мажор» — розовый. У Скрябина звук порождал переживание цвета, света, вкуса и даже прикосновения. У. Диаманди, обладавший уникальными способностями к счету, также считал, что запоминать цифры и оперировать ими помогает их цвет.

2.5. Ошибки памяти

1) «Галлюцинации памяти»

В 1866 году немецкий психиатр Кальбаум описан довольно странное явление, которое он назвал «конфабуляция», что на латыни означает «болтовня». Конфабуляция – это расстройство памяти, при котором у находящегося в ясном сознании человека возникают ложные воспоминания о прошлых событиях или ощущениях. Ложные воспоминания при конфабуляции полностью вымышлены и в большинстве случаев возникают на органической почве, заполняя пробелы в памяти. Кальбаум сравнивал конфабуляции с «галлюцинациями памяти». Это необычное явление было свойственно не только психическим больным, но и вполне здоровым людям, которые этими ложными воспоминаниями заполняли пробелы своей памяти.

Дежавю — психическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, подобном месте, однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, но относится к прошлому в общем.

Когда это происходит, у вас одновременно включаются зоны мозга, отвечающие и за восприятие сенсорных сигналов настоящего, и за долговременную память.

Медики отследили «дисфункциональный электрический импульс» в районе средней височной доли и гиппокампа (зоны, отвечающие за память и узнавание). Именно он и дает «ложный сигнал» о точном воспоминании происходящего.

Поскольку зона памяти в это время гиперактивна и ее сигнал даже немного опережает восприятие, создается чувство «узнавания будущего» на несколько секунд вперед.

В целом, выводы сходятся к следующему: дежавю – это необъяснимая, но довольно безвредная, ошибка памяти. Но все же, почему она возникает? Ответа у ученых нет. Есть также мнение, что феномен дежавю связан с воспоминаниями из снов. Его продвигал Зигмунд Фрейд. По его версии, дежавю возникает как реакция памяти на увиденное во сне. Сон, в свою очередь, имел под собой реальную основу из кусочков вашего раннего реального прошлого. Косвенным подтверждением этого может служить факт, что некоторые очевидцы дежавю описывают свои ощущения, как «одновременное переживание настоящего момента и воспоминания о сне, в котором они проживали этот момент».

Дежа веку — это чувство, что вы видели это событие раньше, но более детально, что вы узнаете запахи и звуки. Часто это сопровождается сильным чувством, будто вы знаете, что произойдет дальше. Те самые знаменитые моменты из фильмов «Пункт назначения», которые переживали главные герои — не что иное, как дежа веку.

Это явление, при котором возникает необъяснимое знание нового места. Например, вы можете знать маршрут в новом городе, несмотря на то, что никогда там не были и знаете, что не могли никак получить эти знания. Дежа визите касается пространства и географии, в то время как дежа веку связано с временными событиями.

Это явление чего-то, что вы уже чувствовали. Это психическое явление, которое редко остается в памяти. Воспоминание обычно возникает при звуке голоса другого человека, озвученных мыслях или чтении. Либо при посещении каких-то памятных для вас мест, вы снова испытываете те чувства, которые наполняли вас раньше именно в этом месте. В отличие от других видов дежавю, при дежа сенти не возникает тень чего-то паранормального или неестественного.

Это состояние, противоположное дежавю, и описывает знакомую ситуацию, которую вы не узнаете. Человек не узнает ситуацию, хотя знает, что был здесь раньше. Вы можете внезапно не узнать другого человека, слово или место, которое знаете. Во время одного исследования ученые попросили 92-х добровольцев написать слово «дверь» 30 раз за 1 минуту. В результате 68 процентов участников испытали симптомы жамевю, то есть они начали сомневаться, что слово «дверь» было реальным. Это возможно указывает на то, что явление жамевю является симптомом усталости мозга.

Это ощущение «на кончике языка», то самое сильное чувство, когда вы никак не можете вспомнить хорошо знакомое вам слово. Часто это состояние может быть навязчивым и даже мучительным. Человек вспоминает одну или несколько характеристик забытого слова, например, первую букву, но чувствуют легкое мучение при поиске самого слова целиком и ощущение облегчения, когда слово возникает в уме.

8) Лестничный ум или остроумие на лестнице.

Это состояние, когда вы находите умное решение или ответ, когда уже слишком поздно. Это может быть ответный выпад на оскорбление, остроумная реплика, которая приходит на ум, когда уже становится бесполезной. Вы будто «находитесь на лестнице, уходя со сцены». В русском языке для обозначения этого состояния используется фраза «задним умом крепок».

Читайте также: