Загадки об инструментах на уроке технологии
Обновлено: 22.11.2024
Что такое загадка? Загадка характеризуется как “замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего”[1].
Загадка – вид устного народного поэтического творчества. Она дает условное изображение предметов или явлений окружающей человека действительности, чаще всего в иносказательной форме. Только почувствовав и поняв эту поэтическую условность, можно отгадать загадку, уловить в необыкновенном, иногда даже фантастическом художественном образе реальный жизненный смысл. Загадка с отгадкой – это своеобразный диалог, в котором один из участников проявляет умение образно воспринимать, изображать и описывать мир, а другой – наблюдательность, сообразительность, воображение и логическое мышление.
Загадка учит воспринимать мир многогранно и образно, формирует умение самостоятельно делать выводы, развивает способность к анализу, обобщению. Отгадывание загадок развивает самостоятельность, быстроту реакции, находчивость, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию, отгадывание загадок способствует развитию речи детей, обогащает их словарный запас, развивает его мыслительные способности, расширяет представления о мире.
Главным условием успешной работы является предварительное знакомство учащихся с признаками и свойствами материалов, инструментов, явлений и предметов, о которых пойдет речь в загадках. Нужны знания об окружающем мире, полученные во время наблюдений, занятий, игр, которые делают детей образованнее, подготавливают их к пониманию логической основы и содержания загадок и облегчают отгадывание.
Применение на уроках загадок дает возможность школьникам почувствовать прелесть народного искусства слова и приобщиться к вековой народной мудрости. Занимательная форма загадки делает обучение интересным, вызывает интерес к изготавливаемой на занятии поделке или к используемым на уроке материалам и инструментам.
Младшим школьникам можно предложить самим придумать загадки. Составление загадки, как и ее разгадывание, требуют пристального наблюдения над объектами действительности, выявления у них характерного, типичного оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к рассуждению и доказательству, к четкой логике.
Я отобрала для статьи загадки из всевозможных источников: из книг, журналов, интернета и систематизировала материал, все загадки сгруппированы по темам отгадок.
Следующая загадка
Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы,
и больше со мной никогда не встречались бы.
Потому что, скажу вам не хвастая,
Я стальная и злая,
И как щука — зубастая! (Пила)
Если согнут пополам —
Непригоден он к делам,
А лишь только распрямится,
Для работы пригодится. (Складной нож)
У конька у горбунка
Деревянные бока.
У него из-под копыт
Стружка белая бежит.
Деревянная речка,
Деревянный катерок,
А над катером вьется
Деревянный дымок. (Рубанок)
Маленький барашек
Объелся кудряшек. (Рубанок)
У конька у горбунка
Деревянные бока.
Как зажмешь его в руке —
Заскользит он по доске …(Рубанок)
По доске шершавой вдруг
Он пройдется как утюг.
И тогда наверняка
Гладкой станет та доска. (Фуганок)
Сам худ, голова с пуд. (Молоток)
Самый бойкий я рабочий в мастерской.
Колочу я, что есть мочи — День-деньской. (Молоток)
Как завижу лежебоку, что валяется без проку,
Я прижму его к доске, да как стукну по башке,
В доску спрячется бедняжка,
Чуть видна его фуражка. (Гвоздь и молоток)
Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь пробьет. (Гвоздь и молоток)
Бьют Ермилку по затылку,
Ну а он не плачет,
Только носик прячет. (Гвоздь)
Без головы, а в шляпе
Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь)
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук,
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук да стук. (Гвоздь)
Я любопытный инструмент:
узнаю все в один момент:
Везде сую свой нос витой,
Проткну дыру в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне! (Сверло)
Кирпич, железо, доски-ель
Она просверлит без проблем (Дрель).
Жужжит, а не пчела, не муха.
Звук громкий — но не шмель.
Повесить чтоб картину —
Возьми скорее …(Дрель)
Она с винтом
Пустилась в пляс, —
А он, кружась,
В доске увяз. (Шуруп и отвертка)
Сожмем мы гвоздь клешней своей:
Р-раз, — и никаких гвоздей!
Цепкий рак на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит. (Клещи)
Мы в работе помогаем: Держим, тянем, зажимаем… (Клещи)
Цепкий рот на тех сердит, Кто зазря в доске сидит. (Клещи)
Инструмент кусается. Как он называется? (Кусачки)
Гостя примут от души:
как обнимут — не дыши. (Тиски)
У них тяжелый труд —
Все время что-то жмут. (Тиски)
Этот каменный круг —
Инструментам лучший друг:
Взвихрит искры над собою,
Острым сделает тупое. (Точило)
Крутится, вертится
Каменный круг.
Сыплются, светятся
Искры вокруг. Будет топор
Снова остёр. (Точило)
Без его шершавых щёк
Нож бы резать хлеб не мог. (Точило)
Я — молодец,
Я так хорош,
Лучше меня ты не найдешь!
Так сдружу я деревяшки:
Планки, рейки, колобашки,
Что водой не разольешь! (Столярный клей)
Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются. (Ножницы)
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились —
Остановились. (Весы)
Коль сожмешь ее сильней, —
Больше будет силы в ней. (Пружина)
На зеркальном на катке,
На единственном коньке
Он проехался разок,
И распался весь каток. (Стеклорез)
Зубы имеют,
А зубной боли не знают. (Грабли)
Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться —
Только пыль вокруг клубится. (Метла)
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе… (Лопатой)
Первая ходит,
Вторая бродит,
Третья носится. (Стрелки часов)
Кланяется, кланяется,
Придет домой — растянется. (Топор)
Замечательный дружище,
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете —
Каждый день с ним на работе. (Топор)
Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клены,
И березы бьют поклоны. (Топор)
Что за слово, угадай,
Части в нем — загадки:
Первая—нота,
Вторая-игра.
Целое встретится у столяра. (Долото)
Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (Шило)
Носик мой, как у иголки,
Всё дырявлю носом колким.
И сапожник без меня
Не забьёт в сапог гвоздя. (Шило)
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
И одежда станет чище. (Платяная щётка)
Кто меня назвать не сможет?
Я на ежика похожа.
Я от пыли и от пятен
Охраняю ваше платье. (Платяная щётка)
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
— Боимся мы щекотки
Сапожной строгой… (Щетки)
Целый день плясунья наша
Рада по полу плясать,
Где попляшет,
Где помашет,
Ни соринки не сыскать. (Щетка половая)
Мы — для пильщика подставка,
Мы — для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь
Нам другое ударение —
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами. (Козлы)
В каждом хозяйстве
Есть штука такая –
Лёгкая лестница переносная.
Стоя на ней,
Можно стены белить
Или же лампочку
В люстру вкрутить. (Стремянка)
Ленту мерную скрутили
И в футлярчик поместили.
Измерять длину по меткам
Помогает нам … (Рулетка)
Змеёй в коробочке свернётся,
А надо – метром обернётся,
Измерить точно всё поможет,
Да и рост твой скажет тоже. (Рулетка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРЕОГРАФИЯ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». программа по учебному предмету ФОРТЕПИАНО
Аннотация на программу по учебному предмету:дополнительный инструмент – фортепиано по видам инструментов: струнные инструменты; духовые и ударные инструменты; народные инструменты; Х.
Музыкальные загадки о инструментах. Материал можно использовать на уроках музыки в начальных классах с использованием ИКТ.
Музыкальные загадки об инструментах В стране инструментов живёт великан,Хранящий все звуки вселенной . (орган).У какого инструмента есть и струны, и педаль?Несомненно, это славный наш .
Загадки и кроссворды про столярные инструменты.
Игра для 5-6 классов.
Загадки о музыкальных инструментах ( 1 класс) Загадки. Логические загадки с подвохомЗагадки. Логические загадки с подвохом.
Загадки про инструменты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Столярный инструмент.
Реферат "Столярный инструмент".
Загадки и кроссворды про столярные инструменты.
Игра для 5-6 классов.
Презентация "Столярные инструменты"
Методическое пособие к уроку столярного дела.Презентация "Столярные инструменты".
Памятка по безопасной работе ручным столярным инструментом.Представлены основные правила безопасности при работе ручным столярным инструментом.
Изготовление клина для крепления ножа столярного инструментаИзготовление клина для крепления ножа строгального инструмента.
История возникновения ручного столярного инструмента
история возникновения ручного столярного инструмента-реферат.
Презентация "Столярный инструмент" для использования на уроках технологии 5 класс.
Следующая загадка
Доску грызла и кусала, На пол крошек набросала, Но не съела ни куска, — Знать, невкусная доска.
Если бы сосны да ели Бегать и прыгать умели, Они от меня без оглядки умчались бы, и больше со мной никогда не встречались бы. Потому что, скажу вам не хвастая, Я стальная и злая, И как щука - зубастая!
Зубов много, А ничего не ест.
Принялась она за дело: Завизжала и запела, Ела, ела, дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.
На зеркальном на катке, На единственном коньке, Он проехался разок — И распался весь каток.
МОЛОТОК И ГВОЗДИ
Бьют Ермилку по затылку, Ну а он не плачет, Только носик прячет. ***
Деревянная шея, Железный клюв, Стучит: "Тук,тук,тук!" ***
Сам худ, голова с пуд.
Я - работник деловой, Ухожу в работу с головой. Мне, молодцу, Шляпка - очень к лицу!
Толстый тонкого побьет, Тонкий что-нибудь пробьет. Самый бойкий я рабочий В мастерской. Колочу я, что есть мочи - День-деньской.
Я у людей всегда в ходу, Хоть мой характер крут. Где надо стукнуть — я приду, - Ведь мой ударный труд.
Как завижу лежебоку, что валяется без проку, Я прижму его к доске, да как стукну по башке, В доску спрячется бедняжка, чуть видна его фуражка.
У них тяжелый труд — Все время что-то жмут.
Этот каменный круг — Инструментам лучший друг: Взвихрит искры над собою, Острым сделает тупое.
Что за слово, угадай, Части в нем — загадки: Первая—нота, Вторая-игра. Целое встретится у столяра.
У конька у горбунка Деревянные бока. У него из-под копыт Стружка белая бежит.
Деревянная речка, Деревянный катерок, А над катером вьется Деревянный дымок.
Я любопытный инструмент: узнаю все в один момент: Везде сую свой нос витой, Проткну дыру в стене, Чтобы узнать, а что на той, Обратной стороне!
ШУРУП И ОТВЕРТКА
Она с винтом Пустилась в пляс, - А он, кружась, В доске у вяз!
Сожмем мы гвоздь клешней своей: Р-раз, - и никаких гвоздей! Цепкий рак на тех сердит, Кто зазря в доске сидит.
Я - молодец, Ятак хорош, Лучше меня ты не найдешь! Так сдружу я Деревяшки: Планки, рейки, колобашки, Что водой не разольешь!
Я, мой друг, Хоть и железный, Но зато такой любезный,
Если попадется Неровная доска, — Вмиг подровняю ей бока. 100 поклонов отдам я ей, Сразу станет доска ровней.
Замечательный дружище, Деревянная ручища Да железный обушок, Закаленный гребешок. Он у плотника в почете - Каждый день с ним на работе.
Кланяется, кланяется, Придет домой - растянется.
Следующая загадка
По гвоздям рабочим днём
Он стучит железным лбом,
Безо всякой устали,
Гвозди это чувствуют!
Сотни лет тем инструментом
Люди всюду роют землю.
Ищут клады с ней, руду,
Золото и ерунду.
Для окопа всем солдатам
Тоже выдают ..
Наточили острый нос,
Колотили острый нос.
Поработал острый нос —
Увезли зелёный воз.
Сам худ, голова с пуд.
Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит: «Тук, тук, тук!»
Чтоб занозы не втыкать
Доску нужно обстругать.
Инструмент тот всем знаком
Гладят им, как утюгом.
Для большой доски фуганок,
А для маленькой …
Инструмент тот маленький,
Но такой удаленький.
Без него кирпичный дом
Никогда не возведём.
Каменщику он дружок,
С ручкой лёгкий …
Что коснувшись древесины,
Клёна, тополя, осины
Своей зубастой пастью
Разделит ствол на части?
Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.
Кланяется, кланяется,
Придёт домой — растянется.
Я любопытный инструмент:
узнаю все в один момент:
Везде сую свой нос витой,
Проткну дыру в стене,
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне!
Она с винтом Пустилась в пляс, —
А он, кружась, В доске увяз!
Что за слово, угадай,
Части в нем — загадки:
Первая—нота,
Вторая-игра.
Целое встретится у столяра.
У них тяжелый труд —
Все время что-то жмут.
Этот каменный круг —
Инструментам лучший друг:
Взвихрит искры над собою,
Острым сделает тупое.
Где упрётся хвостом,
Станет дырка потом.
Цепкий рот на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит.
Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь пробьет.
На зеркальном на катке,
На единственном коньке,
Он проехался разок —
И распался весь каток.
Как жэ ловко, Как жэ вёртко, Крутит винтики .
Зуб на зуб не попадает, Зубья дерево кромсают. Был брусок, а стало два. Как зовут меня?
Коль сожмешь ее сильней, - Больше будет силы в ней.
Круглая но не таблетка, Все измеряет .
По краям две буквы U Болт и гайку откручу.
Два брата-акробата — Ручки — кольцом, ножки — острые.
Сам худ, голова с пуд.
Тот тяжёлый инструмент Гвоздь вобьёт в один момент. В каждом доме нужен он, Без него не строят дом. В стену гвоздь и в потолок Забивает …
Самый бойкий я рабочий В мастерской. Колочу я, что есть мочи - День-деньской.
Я дощечки распилил И скворечник смастерил. Очень сильно помогла. По хозяйству мне.
Два брата-акробата - Ручки - кольцом, ножки - острые.
Кланяется, кланяется, Придет домой - растянется.
Все пробует на зуб: И сосну, и клен, и дуб.
Смотрите: мы раскрыли пасть, В неё бумагу можно класть. Бумага в нашей пасти Разделится на части.
Встану рано поутру И соседа разбужу. Не тромбон и не свирель Это зажужжала…
Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.
Чтобы доску отпилить Нужно вам её купить. Сто зубов её ужасных Пилят дерево, как масло. Даже ножку у стола Перепилит вам ….
Мы на стройках слышим звук: "Тук, тук, тук, тук, тук, тук, тук!" Забиваем гвозди в стену. Больно стукнет по колену. Из досок собьёт лоток. Трудолюбец …
Голова тяжелее тела, Так и надо для дела. Работаю я головой - Знакомлю гвоздь со стеной. Была б голова легковесной, Работа была б бесполезной.
Если согнут пополам - Непригоден он к делам, А лишь только распрямится, Для работы пригодится.
У конька у горбунка Деревянные бока. У него из-под копыт Стружка белая бежит. Деревянная речка, Деревянный катерок, А над катером вьется Деревянный дымок.
Я - молодец, Я так хорош, Лучше меня ты не найдешь! Так сдружу я деревяшки: Планки, рейки, колобашки, Что водой не разольешь!
Доску грызла и кусала, На пол крошек набросала, Но не съела ни куска, - Знать, невкусная доска.
Замечательный дружище, Деревянная ручища Да железный обушок, Закаленный гребешок. Он у плотника в почете - Каждый день с ним на работе.
Парикмахер ходит в поле, Для работы здесь раздолье: Вжикнет раз, вжикнет два - Полегла кругом трава. Подбежит "зубастый" брат, Ворошит за рядом ряд. Пересушит, в свой черед В конопушки уберет. Подбегут круты рога - Соберут копны в стога.
Сделаны из железа, Умеют стричь и резать. Когда они встречаются, Части разделяются.
Я, мой друг, Хоть и железный, Но зато такой любезный, Если попадется Неровная доска, - Вмиг подровняю ей бока. 100 поклонов отдам я ей, Сразу станет доска ровней.
Она с винтом пустилась в пляс, - А он, кружась, в доске увяз!
Толстый тонкого побьет, Тонкий что-нибудь пробьет.
Читайте также: