Загадки о зимних сказках для дошкольников
Обновлено: 24.12.2024
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание зимних сказок, обогащать и активизировать словарь детей, расширять кругозор .
Учить быть слаженной командой, уметь договариваться между собой, действовать согласованно и соблюдать правила викторины.
Развивать интерес и любовь к сказкам; развивать речь детей в процессе выполнения задания, умение употреблять в речи распространенные предложения; развивать воображение, память, внимание;
- Воспитывать у детей любовь и интерес к сказкам и сказочным героям.
Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.
Предварительная работа : разучивание стихотворений про зиму, чтение зимних сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица»,
рассматривание иллюстраций; изготовление книжек малышек, раскрашивание раскрасок по сказкам, лепка сказочных героев, рисование по прочитанным сказкам, аппликация "Мой любимый герой сказки", драматизация сказок, разучивание пословиц, поговорок, дидактическая игра «Угадай из какой сказки предмет», просмотр мультфильмов.
Необходимый материал : иллюстрации к зимним сказкам, книги зимних сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица», «Рукавичка», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка, два набора для аппликации снегурочки, два ватмана, две доски, сказочные герои, пазлы по сказкам.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Сказочница: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в занимательное и интересное путешествие по зимним сказкам. А вы знаете зимние сказки? Вот это мы сейчас и проверим.
-Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
При честном при всем народе
Едет печка по дороге.
Кто на печке той сидит,
Что нам сказка говорит?
И в какой же это сказке
Печка едет, как салазки? (По щучьему велению)
Снег валил, клубились тучи,
Гнулись сосны до земли.
Злые люди в лес дремучий
Замерзать оставили . (Морозко)
Шла морозная зима.
Шла морозная зима.
В проруби у озера
Серый хвост лиса-кума
Волку отморозила. (Лиса и волк)
Я – королева из страны,
Где нет ни лета, ни весны,
Где круглый год метель метет,
Где всюду только снег и лед.
Безмолвие, покой люблю,
Шум и веселье не терплю. (Снежная королева)
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
В какой же это сказке (Заюшкина избушка)
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи.
Ест большие калачи!
Чай сам наливается.
А сказка называется (По щучьему велению)
-На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой.
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой.
На первую ступеньку
Встал парень молодой. (Двенадцать месяцев)
-Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
После зимней стужи. (С. Маршак «12 месяцев»)
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
-Заюшкин- домик (избушка)
-Снежная – принцесса (королева)
-15- месяцев (12- месяцев)
-По щучьему – разговору (веленью)
-3 - мороза (2 мороза)
-Девочка - метелица (госпожа)
-Белка - и волк (лиса)
-«По заячьему велению» «По щучьему велению»
-Зимовье – зайцев (Зимовье – зверей)
Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит « Угадать сказку по отрывку».
Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке? Под ногами у нее — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на деревьях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листочки. («Двенадцать месяцев».)
Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее. («Снежная королева».)
Идут ведра по деревне, народ дивится, а он идет сзади, посмеивается… («По щучьему велению».)
Вот они вылепили носик, сделали две ямочки для глаз, и только старик прочертил ротик, как из него вдруг повеяло теплым воздухом. («Снегурочка».)
Проглотил волк рыбку и стал пуще прежнего Лису просить, чтобы она научила его, как ему самому такой рыбы наловить. («Лисичка-сестричка и волк».)
Смотрит: перед ней сидит старик седой-седой на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой — от волос иней сыплется; духом дохнет — валит пар густой. («Мороз Иванович».)
Однажды запачкала девушка кровью веретено, наклонилась к воде, собираясь его обмыть, а веретено у нее из рук выскользнуло и упало в колодец. («Госпожа Метелица».)
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе детей у них не было. (Снегурочка).
В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.( 12 месяцев)
И стала она день ото дня все печальнее, все молчаливее. От солнца прячется. Все бы ей тень, да холодок, а еще лучше- дождичек.(Снегурочка).
Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… ничем старухе не угодишь все не так, все худо. (Морозко).
А как свечерело, набрали они хворосту, разожгли костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. (Снегурочка)
Вези, вези ее, старик,- говорит мужу, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. (Морозко).
Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (12 месяцев).
Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев. А у волшебного костра сидят братья-месяцы. (12 месяцев).
Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит Физкультминутка « Заюшкина избушка».
В лубяной избушке
Жил заяц на опушке.
А в ледяной избушке-
Лисица на горушке.
Избушка на горушке
(показать руками крышу)
К зайцу на опушку.
(бег с повиливанием «хвостом»)
Из лубяной избушки
(кулачок об кулачок)
Да сама жить стала
В избушке на опушке
(хлопки в ладоши)
И ни волк (руками показали «пасть»)
И ни медведь (показать).
Не смогли помочь.
Прогнал лису прочь
Так остался петушок
У заюшки в избушке.
В лубяной избушке,
Избушке на опушке.
(показать руками крышу)
Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит « Кто много читает, тот точно отгадает».
Что делала Рукодельница, когда у нее замерзали руки?
а) Надевала варежки;
б) терла их снегом;
Что было под периной у Мороза Ивановича?
а) Жемчуга да каменья самоцветные;
б) травка зеленая;
в) снег, который зимой на землю людям падает.
Чем играл Кай во дворце Снежной королевы?
Куда девалась Снегурочка?
а) Лютый зверь умчал ее в дремучий лес;
б) хищная птица унесла к синему морю;
в) прыгнула через огонь и растаяла.
Что делал мужик, которого не смог заморозить Мороз Синий Нос?
б) разводил костер;
Какой из месяцев подарил девочке подснежники в сказке «Двенадцать месяцев»?
Молодцы и с этим заданием справились
Отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит «Угадать, кто говорил…» и показать героя .
-Чего испугалась, красавица-девица? Оставайся у меня, и если всю работу в доме хорошо справлять станешь, то и тебе хорошо будет. Смотри только, постель мне хорошенько стели да перину мою взбивай постарательнее, так, чтобы перья во все стороны летели: когда от нее перья летят, тогда на белом свете снег идет. (госпожа Метелица).
-“Битый небитого везёт” (Лисичка-сестричка и серый волк)
- По щучьему велению, по моему хотению… Емеля. «По щучьему веленью»
- Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная… Морозко
— Я очень стосковалась по дому. Как мне у вас ни хорошо, а все-таки не могу я здесь больше оставаться. Мне очень хочется родных увидеть.
( падчерица из Госпожи Метелицы) .
-Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала . ( Заяц из Заюшкиной избушки).
- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно .(Звери из Рукавички).
- Если бы Снежная Королева появилась у них, то он посадил бы ее на горячую печь. Она и растаяла бы . (Кай из Снежной королевы).
- Кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет ! (Пиражок из
- Они ругают друг друга, что не просили собольих (Мачеха с дочерью из Двенадцати месяцев).
- Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу ! (Бык из Зимовья зверей).
Молодцы и с этим заданием вы справились. Отправляться на следующую станцию. На этой станции нам предстоит помочь старикам . Была, говорят, у них снежная девочка. Подул сильный ветер, и разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать? (Слепить, собрать из частей).
Творческий конкурс «Собери из частей Снегурочку»
Сказочница: Ой, ребята, мы с вами даже не заметили, как закончилась наша викторина по зимним сказкам. Мы с Вами хорошо поиграли и вспомнили много зимних сказок. Любите сказки и рассказывайте их друг другу. А у меня для вас сюрприз (вручение пазлов по сказкам ). Занимайте скорее места, мы отправляется с вами на, следующую станцию – «Детский сад».
Следующая загадка
Предварительно дети делятся на две команды, придумывают названия.
Ребята! Почти всю зиму мы читали с вами сказки, делали работы по ним, смотрели мультфильмы. Мы узнали много нового. А что же такое «сказка»? (Ответы детей). Итак, сказка – это литературное произведение, в котором всегда происходит волшебство. А для чего люди читают сказки? (Ответы детей). Помните, А. С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка всегда нас чему-то учит.
А сейчас мы с вами начинаем викторину по любимым сказкам.
Задание № 1 «Отгадай загадку».
Начнем с разминки. Отгадываем загадки про героев сказок. За каждую разгаданную загадку – 1 балл.
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
В стужу в лес ее отправили
И замерзать там оставили.
Но Мороз ее не погубил,
За доброту и старание ее он наградил.
Ответ: падчерица из сказки «Морозко».
Красивая эта волшебница,но злая.
Есть страна у нее ледяная.
Колдовством мальчика в плен она захватила.
Но верная дружба зло победила.
Ответ: Снежная королева
Войско солдатиков в бой он ведёт:
"Эй, моё войско! Вперёд, смелей!
Будет повержен король мышей!"
Но девочка смелая
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
Топнет раз-одна драгоценность,
А начнет бить копытцем по земле
– целая гора драгоценных камней появится.
Ответ: Серебряное копытце
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальчика невзначай -
Холодным, недобрым стал …
Задание № 2 «Отгадай сказку».
Мы сейчас будем читать начало сказок. Вы слушаете и говорите, какую мы вам сказку начали читать. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок. Те братья работают, а дурачок целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. («По щучьему велению»).
2. Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя.
Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей — не знают ли кого.
3. Была у одной вдовы дочь, была у нее еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и все ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.
Каждое утро должна была падчерица садиться у колодца и прясть пряжу.
Однажды сидела она так, пряла и запачкала кровью веретено. Наклонилась девушка к колодцу, чтобы обмыть веретено, и вдруг выскользнуло у нее веретено из рук и упало в колодец. («Госпожа Метелица»).
4. Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.
Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — всегда умница.
Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету. Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо. («Морозко»).
5. Жил-был крестьянин Иван, и была у него жена Марья. Жили Иван да Марья в любви и согласии, вот только детей у них не было. Так они и состарились в одиночестве. Сильно они о своей беде сокрушались и только глядя на чужих детей утешались. А делать нечего! Так уж, видно, им суждено было. («Снегурочка»).
6. В большом дремучем лесу, далеко на севере Финляндии, росли рядом две огромные сосны. Они были такие старые, такие старые, что никто, даже седой мох, не мог припомнить, были ли они когда-нибудь молодыми, тонкими сосенками. Отовсюду были видны их тёмные вершины, высоко поднимавшиеся над чащей леса. («Зимняя сказка»).
7. Двадцать четвертого декабря детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали. В спальне, прижавшись друг к другу, сидели в уголке Фриц и Мари. Уже совсем стемнело, и им было очень страшно, потому что в комнату не внесли лампы, как это и полагалось в сочельник. («Щелкунчик и мышиный король»).
8. Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. («Двенадцать месяцев»).
9. Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; попросту говоря, дьявол. Как-то раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. («Снежная королева»).
10. Когда-то давным-давно наша планета была бесцветной. И жили-были на свете четыре сестры: Зима, Весна, Лето и Осень. Старшая сестра Зима была самой мудрой и рассудительной. Весна – веселая непоседа. Сестра Лето была прекрасна и умна, а Осень тиха и грустна. («Почему снег белый»).
Задание № 3 «Расшифруй название сказки».
(На столы выложить картинки. Для первой команды – «Серебряное копытце», «Двенадцать месяцев», «Емеля», «Щелкунчик и мышиный король», «Зимняя сказка».
Для второй команды – «Морозко», «Снежная королева», «Снегурочка», «Почему снег белый», «Госпожа Метелица»).
Сейчас перед вами на столах мы разложили рисунки. С помощью этих рисунков мы зашифровали названия сказок, которые мы только что с вами вспомнили. Подумайте все вместе и расшифруйте рисунки. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.
Задание № 4 «Лучшие знатоки сказок».
(Презентация по заданию).
Вопросы по презентации:
1. Русская народная сказка «По щучьему велению».
- С помощью чего Емеля поймал щуку? (варианты: удочкой, ведром, половником, рукой).
- На чем Емеля поехал во дворец? (варианты: на машине, на санях, пошел пешком, на печи).
2. Русская народная сказка «Морозко».
- Чем Морозко укутал падчерицу? (варианты: снегом, шубой, платком, ватой).
- Что делала старухина дочь в лесу под высокой елью? (варианты: зубами от
холода стучала, ворон считала, крепко спала, делала зарядку).
3. Русская народная сказка «Снегурочка».
- Куда позвали подружки Снегурочку? (варианты: в кинотеатр, к себе домой, в лес, в кафе).
- Во что превратилась Снегурочка? (варианты: в облако, в лужу, в привидение, в одуванчик).
4. Словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев».
- За какими цветами девочка пошла в лес зимой? (варианты: за тюльпанами, за подснежниками, за ромашками, за ландышами).
- Какой месяц помог девочке набрать цветов? (варианты: февраль, март, апрель,
5. П. П. Бажов «Серебряное копытце».
- Как звали девочку-сиротку, которую взял к себе Кокованя? (варианты: Малаша, Дуняша, Мурёнка, Дарёнка).
- Что выбивал козлик своим копытцем? (варианты: драгоценные камни, серебряные монеты, уголь, золото).
6. Братья Гримм «Госпожа Метелица».
- Что делала Метелица для того, чтобы на улице пошел снег? (варианты: она варила
кашу; она сердилась; она смеялась; она взбивала свою перину).
- Где находился дом Метелицы? (варианты: в лесу, в колодце, в Москве, в пещере).
7. Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король».
- Сколько голов было у мышиного короля? (варианты: одна, ни одной, семь, три).
- Что сделала Мари, чтобы победить мышиного короля? (варианты: поставила мышеловку, принесла кота, угостила мышиного короля сыром, бросила в него
8. Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
- Кого вместе с Гердой отпустила Маленькая разбойница? (варианты: голубей, северного оленя, лису, Кая).
- Кто провел Герду во дворец принца и принцессы? (варианты: ворон, Снежная королева, кошка, мышка).
9. С. Топелиус «Зимняя сказка».
- Какие имена были у двух старых сосен? (варианты: Подопригору и Зацепиоблако,
Поймайтучу и Проткнинебо, Подопринебо и Зацепитучу, Подопритучу и
- За какое доброе дело тучи наградили детей? (варианты: они полили деревья; они
отпустили зверей из силков; они помогли отцу срубить деревья; они убрали
10. А. Лукьянова «Почему снег белый».
- Какая из четырех сестер была самой умной? (варианты: Осень, Зима, Весна, Лето).
- Почему у Зимы закончились краски? (варианты: она их пролила; она их забыла;
она отдала свои краски сестрам; у нее их не было).
Задание № 5 «Выложи слово» (эстафета).
(Буквы, 2 обруча, образец слова). Команды строятся колоннами за линией старта.
Этот конкурс на быстроту и на внимательность. Каждый игрок добегает до обруча, выбирает нужную букву, бежит с ней до обозначенного места, кладет и возвращается обратно. Следующий игрок может бежать только после передачи эстафеты. Победит команда, которая быстрее и правильно выложит нужное слово. Это слово написано перед вами («вечность»). Победители получат 1 балл.
Задание № 6 «Помогите найти сказку».
(Для первой команды - «Морозко», «Снежная королева», «Снегурочка», «Зимняя сказка». Для второй команды - «Серебряное копытце», «Двенадцать месяцев», «Емеля», «Щелкунчик и мышиный король»).
Перед вами на столах разложены карточки, на которых написаны названия сказок. На других карточках нарисованы герои сказок. Помогите им попасть в свою сказку. Под каждым названием выложите картинки героев этой сказки.
Задание № 7 «Сказки бывают разные».
(Карточки с обозначением авторской и народной сказок, карточки с названиями сказок).
На занятии мы с вами говорили, что у сказок бывают разные авторы. Какие бывают сказки? (Авторские и народные).
Вам на стол положили две карточки. Одна из них обозначает авторскую сказку, а другая – народную. Подумайте и разложите названия сказок на два столбика: под карточкой с одним смайликом – авторские, под карточкой, где много смайликов, - народные.
Подведение итогов. 1 балл присуждается за каждый правильный ответ. В этом задании можно заработать дополнительные баллы, если ребята смогут назвать авторов сказок.
Задание № 8. «Расскажите сказку по-новому».
А сейчас команды превратятся в авторов сказок. Давайте вспомним, чем заканчивается сказка «Снегурочка». У сказки печальный конец. А вы сейчас придумайте необычный, счастливый конец для этой сказки. Чья сказка закончится интереснее, та команда и получит балл.
Публикации по теме:Сказки к проекту «Сказки стеклянного городка» Главная сказка, или с чего все начиналось. Давным-давно, а именно два века тому назад, приехал заводчик Сергей Мальцов на охоту в Мещерские.
Фотоотчет к проекту «Малые зимние Олимпийские игры» Фото отчет к проекту «Малые зимние Олимпийские игры»Детская зимняя Олимпиада На высоком на пригорке Нынче весело Егорке, Он на санках мчит,.
Итоговая интегрированная НОД в подготовительной группе «Ключи от Форта Боярд» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 274 комбинированного вида Калининского района Городского округа.
Итоговая комплексная непосредственная образовательная деятельность «В гостях у сказки» в младшей группе Тема: «В гостях у сказки» Цель: Закрепить знания детей о домашних и диких животных и их месте обитания; Закрепить.
Итоговая викторина о воде Итоговая викторина «Что я знаю о воде» средне-старшая подгруппа) Делимся на две команды: «Капельки», «Дождик» За правильный ответ даю воздушные.
Итоговая НОД в подготовительной группе для детей с нарушением речи Приветствие: - Ребята, у нас на занятии сегодня много гостей, поздоровайтесь с ними, улыбнитесь всем. Вот и подошёл к концу наш учебный.
Литературная викторина для детей старшей и подготовительной групп «В гостях у сказки» Цель: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок. Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать.
Литературная викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Цель: Обобщить знания детей о сказках; активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать.
Стенд «Ах, как весело зимой!» создавался к проекту «Зимние забавы» с участием родителей Физическое воспитание ребенка является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни. В дошкольном учреждении здоровье.
Викторина в подготовительной группе «Сказки эти просто прелесть» Программное содержание: закрепить знание детей о литературных произведениях, прочитанных за год. Материал: Книги со сказками, загадки по.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки про сказки
Этот материал будет интересен и полезен при подготовке к урокам чтения, а так же при проведении внеклассных мероприятий (КВН по сказкам, викторин, конкурсов, тематических игр и пр.
Презентация " В гостях у сказки" ( загадки по русским народным сказкам)Загадки по русским народным сказкам можно разбить на три раздела: первый "Узнай сказку по загадке" слайды 3 - 12, второй "Узнай сказочный предмет или персонажа" слайды 13 - 17, третий - "Загадки- обма.
" В гости к сказке" - презентация к внеклассному мероприятию на тему "Загадки к русским сказкам".
С помощью презентации ученики вспомнят русские сказки и их названия.
Загадки в сказках
Презентация "Загадки в сказках".
Загадки про сказкуДети в игровой форме разгадывают сказки.
Физика в пословицах, поговорка, загадках и сказках.
Внеклассное мероприятие на предметной неделе физики и математики для 7-8 классов.
Проверочная работа по литературному чтению по теме " Загадки , пословицы, сказки"Данная разработка позволит проверить изученные знания по теме " Загадки ,пословицы,сказки".
Следующая загадка
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, игровая.
Цель: выявить знания детей об авторских и народных сказках.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о народных сказках и сказках детских писателей на зимнюю тему.
2. Развивать умение узнавать сказки и их героев, развивать творческое воображение, речь, ассоциативную память, мышление и слуховое внимание.
3. Воспитывать дружелюбие, честность, справедливость. Воспитывать любовь к устному народному творчеству и к авторским сказкам. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в соревновательных играх развивающего характера.
Материал: иллюстрации к сказкам, книги, предметы (ведерко, корзинка, шапка, волчий хвост, роза, горшок, печь, рукавица, видеоматериалы, маски животных, декорации, фишки.
Предварительная работа:
1. Чтение и слушание в аудиозаписи народных сказок «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Девочка – снегурочка», «По щучьему велению», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Морозко», «Два Мороза» и авторских сказок В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
2. Беседы по их содержанию.
3. Совместные и самостоятельные игры с настольным театром.
4. Просмотр мультфильма «Мороз Иванович», «Снежная королева».
Работа с родителями: родителям рекомендуется побеседовать с детьми по содержанию сказок Г. Х. Андерсена «Снежная королева», В. Одоевского «Мороз Иванович».
Ход викторины.
- Ребята, мы много читали сказок. А вот хорошо ли вы их помните? Сегодня мы это выясним. Приглашаю вас принять участие в литературной викторине под названием «По дорогам зимних сказок».
При этом надо соблюдать определенные правила викторины:
1. Ведущий задает вопрос каждой команде по очереди.
2. Если игроки этой команды не дают ответа, то право отвечать передается команде соперника.
3. За правильный ответ дается фишка.
4. В конце викторины выявляется команда-победитель, набравшая большее количество фишек.
Все участники разбиваются на 2 команды:
команда девочек – «Марьюшки» и команда мальчиков «Иванушки».
Задание № 1 «Назови сказку».
- Внимание на экран. Я показываю иллюстрации к сказкам о зиме, а вам надо правильно назвать сказку (командам предлагаются иллюстрации к сказкам: «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Девочка – снегурочка», «По щучьему велению», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Морозко», «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева»).
Задание № 2 «Загадки».
- Вы должны прослушать загадку до конца и дать ответ.
1. В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»)
2. В какой сказке домашние животные жили в лесу? («Зимовье зверей»)
3. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)
4. Кого в сказках величают - батюшка? (медведь)
5. Какой подарок старик хотел сделать старухи из лисьей шкуры? (воротник)
6. Кто из Морозов моложе: Мороз – Синий нос или Мороз – Багровый нос? (Мороз – Синий нос).
7. Что увидела Рукодельница под периной у Мороза Ивановича? (зеленую траву)
8. Какое слово должен был выложить Кай в замке Снежной Королевы? (вечность)
Задание № 3 «Чей предмет?».
- Ребята, в сказках все время происходят какие-то чудеса. Сегодня я в нашем садике нашла сундучок. Чей он, я не знаю? Давайте с вами откроем и посмотрим, что в нем лежит. (открывает) Смотрите, какой-то конверт. (читает)
«Здравствуйте ребята. Я нашел в лесу какие-то предметы, а вот кому они принадлежат, не знаю. Помогите вернуть вещи хозяевам. Морозко»
Поможем? (Да)
(Дети по очереди вытаскивают из сундучка предмет и называют чей это предмет или из какой сказки).
Задание № 4 «Собери сказку».
- Каждой команде я даю конверт, в нем лежит разрезанная картинка к сюжету сказки. Вам необходимо собрать ее и определить название сказки.
Задание № 5 «Найди ошибку».
- Вспомните и дайте правильное название сказки.
1. «Зимовье друзей».
3. Девочка – снежинка».
4. «Заюшкин теремок».
5. «Лисичка-синичка и серый бок».
6. «Песочная королева».
7. «Двенадцать дней».
8. «Мороз Петрович».
10. «По щучьему хотению».
Задание № 6 «Третий лишний?».
- Угадайте, что или кто здесь лишний? И почему?
1. Месяцы, подснежники, репка.
2. Снегурочка, журавль, костер.
3. Лиса, ведро, колодец.
4. Волк, Иванушка, рыба.
5. Трава, мужик, барин.
6. Избушка, синичка, заяц.
7. Перина, рукодельница, прорубь.
8. Щука, прорубь, малина.
Задание № 7 «Угадай, кто сказал»
- Герой какой сказки говорил следующие фразы:
1. «Ловись, рыбка, больша и велика». («Лисичка-сестричка и серый волк»)
2. «Хочу, чтобы ведра сами домой пошли и вода бы не расплескалась». («По щучьему велению»).
3. «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная». («Заюшкина избушка»).
4. «Я не боюсь злых чар! Пусть она только прилетит, я посажу ее прямо на печь и она растает». («Снежная Королева»).
5. «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» («Морозко»)
6. «Беги за мужичком, а я побегу за барином. Как сойдемся под вечер, узнаем, кому была легка работа, кому тяжела» («Два Мороза»).
Задание № 8 «Найди пару».
- Вам надо правильно составить пару.
* Снежная Королева – ледяной дворец.
* Заяц – лубяная избушка.
Русская народная игра «Бабушка Маланья» (см. приложение).
Задание № 9 «Покажи сказку».
Инсценировка украинской народной сказки «Рукавичка».
Задание № 10 «Кроссворд».
- У меня в руках письмо, а от кого оно вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. В клетки нужно вписать по буквам отгадку.
Загадки к кроссворду:
1. Самое хитрое животное в русских народных сказках. (лиса)
2. Она в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась. (Ленивица)
3. Хочу - на печке прокачусь,
Хочу - со щукой обнимусь. (Емеля)
4. Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (лягушка)
5. Ходит по двору будильник
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор. (петух)
6. Кто наградил старикову дочку и наказал старухину дочку? (Морозко)
7. Она – царица всех цветов,
Но погибает от мороза
И вот ответ уже готов.
Вы догадались? Это… (роза)
8. Сказочный вид транспорта с трубой. (печь)
9. Четыре копытца,
Пестры все бока,
Похож на корову,
Но нет молока. (бык)
10. Имя мальчика, которого искала Герда. (Кай)
- А теперь прочитайте слово (слева – направо, которое «спрятано» в закрашенных клетках. (Снегурочка) Молодцы, с заданием вы справились.
А сейчас волнительный момент, мы узнаем победителя этой викторины.
Награждение (в «письме от Снегурочки» лежат медали за участие в викторине).
- Наша викторина подошла к концу, спасибо вам за активное участие. Вы нас очень порадовали тем, что так хорошо знаете сказки. И в конце еще один сюрприз – мультфильм «Снегурочка».
Русская народная игра «Бабушка Маланья».
У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей. (останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые» глаза, «большой» нос и уши, показывают усы и пр.).
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой.
С такой бородой,
Целый день сидели, (присаживаются на корточки)
Делали вот так (повторяют за ведущим движения)
Движения могут быть самые разнообразные: можно попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Публикации по теме:Проект «По дорогам сказок» Проект Типология: Ребенок и художественная литература. Вид: Краткосрочный (1месяц, фронтальный. Тема: По дорогам сказок. Проблема: В настоящее.
«Путешествие в страну сказок». Литературная викторина для детей подготовительной группы Описание работы: Данная интеллектуальная игра - викторина предназначена для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Путешествие.
Конспект НОД по ОБЖ «По дорогам сказок» (подготовительная группа) Цель: воспитать навыки безопасного поведения у детей дошкольного возраста, научить правильному поведению при возникновении опасных для жизни.
Литературная викторина «По дорогам сказок» для детей старшего дошкольного возраста Литературная викторина «По дорогам сказок» для детей старшего дошкольного возраста Цель: закрепить знания детей о прочитанных в учебном.
НОД в подготовительной группе «По дорогам сказок» НОД в подготовительной группе «По дорогам сказок» Цель: Закрепить с детьми полученные знания посредством игр развивающей направленности.
Тематическая неделя «По дорогам сказок» с детьми старшего дошкольного возраста Тематическая неделя «По дорогам сказок»» с детьми старшего дошкольного возраста Цели: обогащать и расширять знания детей о русских народных.
Творческий проект «По дорогам добрых сказок» Творческий проект ГБОУ "Школа 950"г. Москвы Воспитатели: Авторы проекта Дети, родители, педагоги старшей группы ГБОУ «Школы 950» г. Москвы.
Следующая загадка
Загадки о зимних сказках
Я знаю, вы любите игры,Песни, загадки и пляски.Но нет ничего интереснееЧем наши ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ!
Сказка зимняя – Белая, белая.Эту сказку Метелица сделала.Намела она снега пушистого И земля сталаСветлою, чистою.Ветер зимнюю сказку аукает,И, как внучку, снежинку баюкает.Сказка зимняя – Белая, белая.Эту сказку Метелица сделала.
Сейчас начнется наш парад,К нам выйдут целым строемТе, с кем всегда ты встрече рад, -Твои любимые герои…Вот шелестят уже страницыИ кто-то к нам уже стучится.
Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка.
При честном при всем народеЕдет печка по дороге.Кто на печке той сидит,Что нам сказка говорит?И в какой же это сказкеПечка едет, как салазки?
Читайте также: