Загадки о языке и речи

Обновлено: 22.11.2024

Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.

За стеной костяной, соловейко, спой.

Остёр, как бритва.
Сладок, как мёд.
И друга отыщет,
И врага обретёт.

Стоит корова
В своём стойле —
Ей бы в стойле посидеть,
А она на волю рвётся!

Толстый матрац
На кровати лежит,
А кровать — в доме,
Кто на матрац приляжет —
Тому он кости перемоет.

Русский, польский и английский,
Итальянский и бельгийский —
Разговорные друзья.
Так о чем же это я?

Красная лисица
Из своей норки
Не выходит.

Красный зверь
За белой стеной,
Что о стену не бьётся —
Зверю в пасть льётся.

(Ответ: Язык И Зубы)

Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.

(Ответ: Язык, Глаза И Уши)

Белый тулупчик
Сшит без единого рубчика.

В маленькой квашенке два теста.

Избушка нова —
Жильца нет,
Жилет появится —
Изба развалится.

У меня нет костей и нет ног,
Но если меня положить тепло,
Я скоро начну ходить. Кто я?

Белая бочка,
А в ней — ни сучочка.

Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь —
в птицу Может превратиться.

Пробил я стенку — увидел серебро;
Пробил серебро — увидел золото.

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что—то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.

Следующая загадка


В славянскую группу,

Следующая загадка

Дети

Вёрткий, красный без костей
Для передачи новостей!
(Язык)

Он может говорить стихи,
Молоть тирады чепухи,
Способен петь часами
Под носом и усами!
(Язык)

В Древнем Риме ели это
В виде вкусного паштета,
У соловья частица та
Вырывалась изо рта!
И богачи за обе щёки
Глотали тот паштет жестокий!
(Язык)

***

На островах Альбиона
В колокольных перезвонах
Мы слышим что за речи
Совсем по-человечьи,
На звук слова приятны,
Но очень непонятны!
(Язык англичан)

Он есть родной и очень странный
Непонятный иностранный!
(Язык)

Что изучает переводчик,
Который знает очень точно,
Что сказать иностранцу
Китайцу или испанцу?
(Язык)

По словарю, без словаря
В чём практикуемся не зря,
И что мы изучаем,
К примеру, из Китая?
(Язык)

Ритм работы нашей школы
Каждый год всегда весёлый!
Не просто выйти в грамотеи
Что я учу, в трудах потея?
(Язык)

«Горшки обжигают не боги»,
Что изучает филология?
(Язык)

Знает каждый грамотей,
Его разделяют на десять частей,
Здесь и глаголы, и предлоги…
Он у нас известен многим!
(Язык)

Вслух произносятся шикарно,
Без ударения звуки, ударные!
Что учит правильно и просто,
Говорить детей и взрослых?
(Язык)

Читаем книги мы не зря,
Начиная с букваря,
И знать мы что мечтаем,
Учебники листая?
(Язык)

***

Он должен быть всегда культурным –
Разговорным и литературным,
Без «мусорной вульгарной брани»,
Чтоб оскорблением «не ранить»!
(Язык)

В каждой речи только слово
Для общения основа!
А все слова «в одной упряжке»
Назвать сейчас для вас не тяжко?
(Язык)

Ни для кого не есть секрет,
Его мы учим с малых лет,
А как запомнил сотни слов,
Что ты использовать готов?
(Язык)

Есть для письма, для разговоров,
Научный есть для жарких споров,
А есть особый, для поэтов…
Подскажите мне, что это?
(Язык)

Что собирают наши словари,
Как блески утренней зари,
Всего народа дивный клад,
Который знать бы каждый рад?
(Язык)

В нём слова как будто листья,
Порой стареют очень быстро,
Но, как обычно, неизменно,
Им новые спешат на смену!
(Язык)

В уши нам летит с экрана,
В текстах песен постоянно,
Этот важный инструмент
Нужен нам в любой момент,
Мы, «по жизненному циклу»,
Его использовать привыкли!
(Язык)

Уже из-под пера, так говорили в прошлом, вышло у меня более 20 тысяч загадок. Всегда при мне блокнотик и ручка. Часто бывает - "загадочная" мысль догоняет в обычной прогулке по свежему воздуху. Останавливаюсь, схожу на обочину тротуара и записываю. Со стороны это, наверное, странно выглядит, но сюжеты загадок и сказок как прилетают мгновенно, так и убегают прочь ещё быстрее, нужно зафиксировать, не лениться! Вот так и собрался огромный багаж "детективно-шутливых" вопросов. Я учитель русского языка и литературы, и как не мне знать, что любят дети из книжных жанров! А новая загадка, сказка или стих каждый день, это для меня как целебный глоточек воздуха! Не могу жить иначе!

Следующая загадка


Мы преставимся всегда
Лишь к началу слова.
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи – очень много нас:
У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.
И еще другие есть,
Всех нас трудно перечесть.
И запомните, друзья,
В языке без нас нельзя!

Ответ

[свернуть]


В словах «отдал», «вошел», «подставка»
Перед корнем пишется…

Ответ

[свернуть]


Если корень выделяем,
Суффикс мы определяем
И приставку мы найдем,
Окончание обведем.
Наши действия — не вздор,
По составу то…

Ответ

[свернуть]


Знак простой – крючок и точка,
Я пишу его на строчке.
Если что-то вдруг спрошу,
То в конце и напишу.

Ответ

[свернуть]


Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда…

Ответ

[свернуть]


Какая погода!
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой —…

Ответ

[свернуть]


Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю…

Ответ

[свернуть]


В текст слова чужие вставим,
И в кавычки их поставим.
Вы же знаете, ребята,
Что в кавычках, то …

Ответ

[свернуть]


Часть текста в учебнике нам не в новинку:
То, может, абзац, может быть, половинка.
Такой вот из текста любого «обрывок»
Мы все называем понятно — …

Ответ

[свернуть]


Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —…

Ответ

[свернуть]


Все, что существует,
Оно обозначает.
На вопросы «Кто?» и «Что?»
Четко отвечает.
Всегда оно имеет
И число, и род,
Чтоб не обижался
На него народ.
Падежей различных –
Сразу целых шесть
На любые случаи
У него уж есть.

Ответ

[свернуть]


Художницу эту
Знает весь свет.
Раскрасит талантливо
Всякий предмет.
Ответит всегда
На вопросы такие:
«Какая?», «Какой?»,
«Какое?», «Какие?»

Ответ

[свернуть]


Он предметы оживляет,
И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит.
Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться сам умеет.
Дети долго ходят в школы,
Чтобы выучить…

Ответ

[свернуть]


Пух каков? Всегда пушист.
И красив кленовый лист.
А зима-то, какова?
Очень снежна, холодна.
Каково мое оконце?
Широко! В нем видно солнце.
Совы – серы и темны.
Мышкам ночью не видны.
Все похожие слова –
Форма прилагательных.
Нам каков и какова –
Скажут обязательно.

Ответ

[свернуть]

.
Быстро предметы оно сосчитает.
Строгий порядок при счете их знает.
На два вопроса ответит вам только:
Это вопросы который? и сколько?
Цифры частенько ответ заменяют.
Люди его очень часто склоняют.
Часто при этом они ошибаются.
Как он зовется? Кто догадается?

Ответ

[свернуть]


Признаки действий оно означает.
Всем любопытным оно отвечает,
«Где?» и «Когда?», «Почему?», «Отчего?»
«Как?» и «Куда же?», «Зачем?», «Для чего?»
Род не имеет, не хочет склоняться,
Очень не любит оно изменяться.
Степень сравнения может иметь.
Как его имя? Скорее ответь.

Ответ

[свернуть]


Мы зашли в лесную чащу.
Бродит там медведь рычащий.
Там – протоптанные тропки.
Еж испуганный и робкий.
Там – ползущий муравей
И поющий соловей.
В строках этих, я замечу,
Есть особая часть речи.

Ответ

[свернуть]


Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки…

Ответ

[свернуть]


Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они…

Ответ

[свернуть]


«Иван Родил Девчонку,
Велел Тащить Пеленку».
По первым буквам прочитай,
Все шесть братишек называй.
Их имена скорей скажи.
Конечно, это…

Ответ

[свернуть]


Если действие прошло,
То «прошедшее» оно.
Если действие сейчас,
«Настоящее» у нас.
Ну а если вдруг настанет,
«Будущим» оно вмиг станет.

Ответ

[свернуть]


Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется…

Ответ

[свернуть]


С вопросом предложения
Я обозвал «спросительные».
Я позабыл в волнении
Название…

Ответ

[свернуть]


Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется…

Ответ

[свернуть]


Применяем мы все это
Вместо имени предмета.
И в количестве предметов
Применяем также это.
Нам оно на все укажет,
Только вот, имен не скажет.
Очень часто это применяется.
Очень сильно это изменяется.
Без него, как ни вертись,
В речи нам не обойтись.

Ответ

[свернуть]


На дороге кот сидит.
За дорогой столб стоит.
По тропинке побегу
До дороги добегу,
Там подземный переход.
От дороги кот идет.
У дороги – поворот.
Над дорогой – облака.
Шел к дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем с мамой на попутке.
Мы в дороге будем сутки.
Нам с дорогой повезло.
В дождь ее не развезло.
Нам в рассказе о дороге
Очень помогли …

Ответ

[свернуть]


Ты части речи те — союз,
Предлог, частицу, — помни.
Ты, школьник, намотай на ус,
Названье их запомни.
Зовутся не волшебные,
А проще. Так:…

Ответ

[свернуть]


По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет.

Ответ

Твердый и мягкий знаки

[свернуть]


Всему название дано,
И зверю, и предмету.
Вокруг вещей – полным-полно,
И безымянных – нету.
И все, что может видеть глаз,
За нами, перед нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено…

Ответ

[свернуть]


Зовут его крылатым словом,
Его значение всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем…

Читайте также: