Загадки о природных зонах мира

Обновлено: 24.04.2024

Автор: Абрамова Татьяна Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №70"
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КВН "Путешествие по природным зонам России"
Раздел: начальное образование

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ

1 КОНКУРС - РАЗМИНКА

- Проведем небольшую разминку. Я буду загадывать загадки каждой команде по очере-

ди. Если команда не сможет ответить, то право отгадать загадку переходит другой ко-

манде. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

- О какой природной зоне эта загадка?

Здесь только желтые пески,

Здесь солнце полыхает,

Здесь от жары и от тоски

Все сразу засыхает.

А в небе нет ни облаков,

Ни самой малой тучки.

Вот потому среди песков

Растут одни колючки. (Пустыня)

Может полем она стать,

Если землю распахать.

Пока ж на ней ковыль растет

Да по весне сорняк цветет. (Степь)

Весь год там купайся и загорай,

Нет жарче на свете, чем этот край. (Тропики)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем! (Лес)

Здесь березы – по колени.

Щиплют мох стада оленьи.

Их пасет с семьей каюр,

Чум у них из дымных шкур. (Тундра)

Мы найдём на глобусе

Два различных полюса!

А у Севера найдём

Природную зону, покрытую льдом! (Арктические пустыни)

2 конкурс ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИРОДНУЮ ЗОНУ.

3 конкурс ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ

1.Бегает среди камней

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост – но ах!

Удрала, а хвост в руках! (Ящерица – степь)

2. Мха копытами касаясь,

Ходит северный красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Северный олень – тундра)

3. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок – степь)

4. Горбатый корабль по пустыне плывет,

Сухую колючку лениво жует. (Верблюд – пустыня)

5. Меньше тигра, но немножко

Больше крупной ружей кошки.

На суку она обычно

Притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись

В том лесу, где бродит … (Рысь – лесная зона)

На конце – головка. (Змея – степь)

4 конкурс « Звери спрятались.»

В тексте найти названия животных.

Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: « Мухомор

Рысью побежал охранник. Ребята за ним, но на пути заслон. Послышалось

- Принести грабли! – скомандовал охранник.

Принесли самые новые.

- Велика банка, - почему-то сказал охранник. И добавил: - Зоопарк закрыт.

Так и не увидели ни одного зверя. А жаль.

Их здесь вон сколько! Целых девять, и все на виду. Найдите их ребята!

принесЛИ САмые = ЛИСА.

Ну а остальных вы теперь без труда сами найдете.

5 КОНКУРС - УЗНАЙТЕ РАСТЕНИЕ ПО ОПИСАНИЮ

- Животных вы знаете хорошо. Теперь проверим, как вы знаете рас-

тения. Вы должны определить, как называется растение и в какой

природной зоне оно произрастает.

1) Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и

резные листья, а плодами лакомятся кабаны, белки, мыши. (Дуб)

3) Это таежное хвойное дерево имеет ценную древесину, в отличие

от своих сородичей полностью сбрасывает листву на зиму. (Лист-

4) Высокое растение, достигает 35 метров в высоту, долгожитель –

живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зуб-

чиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан)

5) Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на ми-

ниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.

6) Корни этого растения проникают на 20-метровую глубину и отту-

да добывают воду. Поэтому даже в сильный зной оно остается

ярко-зеленое. (Верблюжья колючка)

6 КОНКУРС «Что где растёт»

Саксаул растёт в

Персик растёт в

« Третий лишний»:

Определить лишнее слово и объяснить, назвав природную зону.

Кукуруза, сахарная свекла, хлопчатник. ( Степь.)

Оленевод, строитель каналов, охотник. ( тундра.)

Гага, тупик, иволга. ( Крайний Север.)

Апельсин, черемуха, абрикос. ( Черноморское побережье Кавказа.)

Тушканчик, бобр, антилопа – джейран. ( Пустыня.)

8 конкурс НАЙДИ ОШИБКИ

Команды получают карточки с рассказом охотника.

Необходимо найти и объяснить ошибки.

« Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тиграми, изнемогая от

жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, об-

жигая ноги о раскаленные камни, охотники едва добрели до большой реки.

Здесь они утолили жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду.

Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового

леса. Стали думать: « Что же делать дальше?» Наконец сообразили: по-

строили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем бли-

Ошибки: тигры в пустыне не живут; за три дня верблюды не могут пасть

от недостатка воды; саксаул не дает тени; бревен из стволов саксаула сде-

Следующая загадка

Пособие «Дерево знаний», карта природных зон, глобус, тексты загадок, микрофон, набор карточек с обозначениями условиями жизни, квадраты разных цветов (белого, темно-зеленого, оранжевого, желтого, салатового, картинки с изображения растений и животных, обитающий в различных природных зонах. Схемы подсказки (алгоритм формулирование вопросов, правила сотрудничества).

-использование в образовательной деятельности пособия «Дерево знаний», «Хоровод», «Интервью»

-изучение материала о природных зонах: джунгли, тайга, север, саванна, пустыня

-чтение художественной литературы о животных и растениях, обитающих в различных природных зонах

-дидактические игры: «Природные зоны Земли», диаграмма природных зон, пазлы природных зон

-просмотр презентаций, видеороликов о различных природных зонах

1, 2, 3, 4, 5 - не будем отвлекаться.

1, 2, 3, 4, 5 - будем заниматься.

Ребята, если бы всех художников мира попросили нарисовать портрет земли, то у них получились бы разные портреты. А почему, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Где-то бушует вьюга,

Где-то метет метель,

Где-то погода длится

Долгий полярный день.

Где-то жара и пекло-

Солнца лучи горячи,

Так нагревают землю,

Будто в жаркой печи.

Где-то сосны и ели

Растут, касаясь небес,

Где-то пальмы, лианы,

Густой тропический лес.

Про что эта загадка?

Ответы детей: О природных зонах.

Педагог: Эта загадка про природные зоны земли. Посмотрите на карту. Какая разноцветная у нас земля. Разными цветами обозначены природные зоны. Видите, какое многообразие природных зон на нашей планете. А отчего зависит многообразие природных зон?

Ответы детей: От солнца.

Педагог: Чем ближе природная зона к экватору – тем больше там солнца, чем ближе к полюсам, тем меньше там солнца.

А теперь дружно отправимся на прогулку.

Динамическая разминка с движениями

Я по природным зонам иду

Замечаю на ходу.

Как из моря буйных трав.

Шею вытянул жираф.

Справа львица пробежала,

Слева зебра проскакала,

А большой огромный слон

Нам ребята шлет поклон.

Мы немножечко размялись

По Саванне прогулялись.

Интерактивная технология «Дерево знаний»

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей

Мотивационный Ребята, к нам прилетел Карлсон. Он собирается путешествовать по миру и хочет побольше узнать о разных природных зонах. А рассказать о природных зонах нам поможет Дерево знаний. Включаются в деятельность, предложенную педагогом.

Организационный Договоритесь, с кем вы будете работать в паре, вспомните правила сотрудничества. Договариваются, кто с кем будет работать в паре, и вспоминают правила сотрудничества.

Деятельностный Выберете с какой природной зоной вы будете работать и подберите к ней с Дерева знаний соответствующие картинки, (особенности климата, животных, растения) .

Выполнив задание, договоритесь, кто будет отвечать.

Каждая пара выбирает природную зону и подбирает соответствующие картинки. Договариваются, кто из пары будет отвечать.

Итоговый Молодцы, вы дружно справились с заданием, и все картинки в парах подобраны правильно. Оценивают свои знания и знания своих товарищей. И делают вывод. Карлосн благодарит детей.

Упражнение «Отвечай быстро».

Интерактивная технология «Хоровод»

Педагог: Встаньте в хоровод и ответьте на мои вопросы. Каждый правильный ответ должен начинаться со звука С.

1) Эта хищная птица, охотится по ночам, а днем спит. (Сова)

2) Самое крупное сухопутное животное на земле. (Слон)

3) Эта природная зона находится на островах, покрытых льдом. Растительный мир очень скуден. У животных очень теплый мех и толстый слой подкожного жира. (Север)

4) Высока она, стройна

На стволе блестит смола.

Корона кружевная. (Сосна)

5) Это животное называют жемчужиной сибирской тайги. Меха этого животного издавна считались одними из лучших. (Соболь)

6) Самая большая пустыня на земле. Семь миллионов квадратных километров. (Сахара)

7) Особенностью этой природной зоны являются травянистые равнины, на которых встречаются небольшие группы деревьев. Здесь встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных. Все животные хорошо бегают. (Саванна)

8) Укус этого самого известного родственника пауков, для человека может стать роковым. (Скорпион)

Интерактивная технология «Интервью»

Педагог: Мы сегодня много интересного узнали и делали. А вот чтобы узнать, что вам больше всего понравилось и запомнилось, я предлагаю игру «Журналисты». Кто хочет быть журналистом и взять интервью?

Ребенок-журналист задает вопросы:

- Что вам понравилось?

- Что вы услышали?

- Что нового вы узнали?

-Что нового вы увидели?

- Что не понравилось?

Педагог: Ребята, мне Карлсон признался, что вы удивили его своими знаниями. Вы ему рассказали о тайге, джунглях, саванне, пустыне, севере, об особенностях климата, растительного и животного мира, о том, как животные, растения приспособились к различным климатическим условиям. Отгадали все загадки, при этом работали дружно и не забывали о правилах сотрудничества.

Публикации по теме:

Австралия Мы с дочкой сделали презентацию "Австралия", на урок географии. Эта презентация рассказывает о частях света, государстве Австралия, о животном.

Занятие по экологии для детей подготовительной группы (6–7 лет) «Природные зоны» Конкурсные материалы старшего воспитателя МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №5 «Улыбка» Сергеевой Н. Д. Тема: «Природные зоны».

Следующая загадка

Подготовила и провела воспитатель I кв. категории Бабикова Г. А.

Тип занятия: актуализация ранее полученных знаний.

Вид занятия: занятие-викторина.

Цель: формирование целостного представления о природных зонах. Обобщение и закрепление представлений детей об обитателях природных зон: Арктика, Жаркие страны, Смешанный лес.

Методические приемы: беседа, игра.

Предварительная работа: Рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций по теме, беседа, дидактические игры.

Образовательные: обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных; закреплять ранее полученные знания. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Развивающие: развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы. Развивать фонематический слух

Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, формировать навык работы в команде. Воспитывать любовь к природе.

Средства: презентация «Путешествие по природным зонам», для показа, разрезные картинки (Арктика, буквы, предметы для сборки макетов природных зон (Арктика, смешанный лес, изображения животных Африки и Антарктиды, жарких стран, смешанного леса, клей, салфетки, музыка для входа. Конверты для вкладывания заданий, эмблемы, табло для начисления баллов.

Следующая загадка

v Способствовать развитию любознательности, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

v Закрепить знания о разных природных зонах.

v Совершенствовать ролевой диалог, участвовать в подгрупповом взаимодействии, планировать и преобразовывать природные зоны в соответствии с заданием

v Формировать умения договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

vРазвивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.

v Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению распевок разного характера.

Макет природных зон. Пустыня – Саванна; Арктика и Антарктида ; Лес и Тайга ; Домашние животные.

Макет «Природные зоны и их обитатели»

При знакомстве с игрой детям предлагаются как загадки о природных зонах, отгадывая которые они находят на макете и называют природную зону, так и животные и растения данных зон, иллюстрации с изображениями природных зон.

Методические рекомендации при проведении экологической игры

«Путешествие по природным зонам»:

v Используйте игру, как закрепление уже полученных ранее знаний. Игра – это не самостоятельный, а вспомогательный метод обучения.

v Содержание игры не должно противоречить знаниям, полученным в процессе обучения другим предметам.

v Используйте игру систематически, желательно, чтобы каждая следующая ступень игры являлась логическим продолжением предыдущей.

v Перед игрой четко продумайте правила и критерии оценок.

v Подберите соответствующий наглядно-иллюстративный материал, который вы будете использовать в данный момент игры.

v Если кто-то из детей не хочет участвовать в игре, не принуждайте, пусть наблюдает, возможно, позже ребенок сам включится в игру.

v Старайтесь не затягивать игру по времени, ведь детям быстро надоедает один вид деятельности.

v Обязательно после игры обсудите её результаты, пусть дети обменяются мнениями, сделают выводы.




Публикации по теме:

Снежный городок «Природные достопримечательности Урала»

Снежный городок «Природные достопримечательности Урала» Ежегодно в нашем детском саду проводится конкурс "Снежный городок". Тема этого года "Детский туризм" Мы решили в рамках этого конкурса познакомить.

Коллективная работа детей старшей группы по созданию макета «Природные зоны Крыма» из бросового материала и бумаги

Коллективная работа детей старшей группы по созданию макета «Природные зоны Крыма» из бросового материала и бумаги Цель: изготовить из картонных коробок, цветной бумаги, картона и предметных картинок макет, отражающий особенности природных зон Крыма.

Конспект урока «Природные зоны России. Зона арктических пустынь» в 4 классе Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Цель: создания условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь,.

Мастер-класс по изготовлению макета «Природные зоны Кабардино–Балкарии»

Мастер-класс по изготовлению макета «Природные зоны Кабардино–Балкарии» Хочу познакомить, вас с изготовлением макета природных зон. Он знакомит детей с природой родного края. Он изготовлен из коробок из под.

Мастер-класс «Морские обитатели» (макет с подсветкой)

Мастер-класс «Морские обитатели» (макет с подсветкой) На идею создания макета меня натолкнула симпатичная коробочка из-под машины. Внук с удовольствием стал играть машиной, а я, как и многие.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры по экологии для детей «Природные зоны России»

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры по экологии для детей «Природные зоны России» Дети дошкольного возраста начинают знакомиться с окружающим миром: со всеми законами природы, с разнообразием животных и растений. И большая.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Ход викторины:

- Дети под музыку входят в зал, берут из коробочки эмблемы и делятся на команды. (на экране слайд №1)

- Воспитатель: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Я рада, что мы снова вместе и не стоим на одном месте. Нам с вами некогда скучать, ну что пора игру начать. Но прежде чем начать игру я вам про правила скажу.Итак:

1. Чтоб команда победила, работать дружно, сообща и не ссориться сгоряча;

2. Вместе хором на вопросы не отвечать, не кричать, только по одному отвечать;

3. Друг друга слушать, не перебивать, уметь подождать, а потом дополнять;

4. За игрой следит жюри, ох и строгие они, если команда правильно отвечает, ей баллы начисляют, если плохо себя ведет, баллы отчисляют, а за неправильный ответ баллов нет.

Представление команд «Снежинка» и «Солнышко»

Воспитатель: Ребята, что такое природная зона? Какие природные зоны вы знаете?

Ответы детей: Часть земли с определенным климатом, растениями и животными; Пустыня, тропики, Арктика, Антарктида, смешанный лес, тундра, …

Воспитатель: Молодцы! А наша викторина начинается, в Путешествие по природным зонам отправляемся.

1.ЗАДАНИЕ: Перед вами две природных зоны Африка и Антарктида сейчас вам, придется заселить эти природные зоны животными, Команда снежинка будет заселять Антарктиду, а команда солнышко будет заселять Африку. Будьте внимательны, у вас в конвертах находятся животные, которые живут в других природных зонах, их надо оставить на столе и сказать, почему они лишние.

Дети под музыку наклеивают животных на мольберты с природными зонами.

Объясняют, каких животных они не наклеили, обосновывают ответ.

Воспитатель: Молодцы с заданием справились, двигаемся дальше.

2. Задание. Прятки.

Воспитатель: -А теперь животные решили с вами поиграть в прятки сейчас на экране будут появляться спрятанные животные, а вы должны отгадать кто же изображен на экране. (Слайды с замаскированными животными)

Воспитатель: Третий конкурс мозговой, нужно думать головой, кто загадки отгадает тот и баллы получает.

Вот лошадки, все в полосках,

Может быть, они в матросках

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (Зебры)

В зоопарке я найду

Зверя этого в пруду.

Если выйдет он на сушу,

Станет очень неуклюжим. (Бегемот)

Вылупился из скорлупки,

У него большие зубки,

Нравом он не очень мил,

Любит погружаться в Нил. (Крокодил)

Перед вами - царь зверей,

Шелковиста и красива. (Лев)

Панцирь - это не рубашка,

Это домик, в нем не страшно.

И хозяйка смотрит гордо -

Мне спокойно в доме твердом! (Черепаха)

Вот живой подъемный кран,

Обитатель жарких стран.

Со стволов многоэтажных

Рвет и листья, и банан. (Жираф)

Моется, как в душе.

Этот житель жарких стран

Всех крупней на суше. (Слон)

Прибыла из жарких стран,

Там жила среди лиан

И, за хвост на них повиснув,

Уплетала я банан. (Обезьяна)

Воспитатель: А теперь давайте немного подвигаемся наши животные

проголодались и просили их покормить. Для этого, вам нужно быстро собрать

для них фрукты. Каждому участнику команды, брать только по одному фрукту,

положить его в корзину, победит та команда, которая соберёт фрукты быстрее.

Воспитатель: -Хорошо, молодцы, все животные остались сытыми и довольными.

-А теперь настало время подумать головой и ответить на мои вопросы:Вопрос первой команде: Какие особенности животных помогают им выжить в жарком климате?

Ответы детей - могут долго обходиться без воды, у них нет шерсти, тонкий кожный покров и т. д.

Воспитатель: Вопрос второй команде Смогли бы эти животные жить на севере?

Ответы детей нет

Ответы детей на севере холодно, а у этих животных нет теплого меха, им нечего будет есть.

5. Молодцы, а теперь внимание на экран игра кто лишний и почему?

6. Собери слово Африка и Север.

7. Блиц опрос для капитанов команд каждому капитану будут задаваться вопросы отвечать надо быстро, не задумываясь ответ должен быть ДА или НЕТ за каждый правильный ответ 1 балл

1. Лев хищное животное? (ДА)

2. Белый медведь живёт в Африке?

3. В жарких странах почти каждый день идет снег? (НЕТ)

4. Жирафы, слоны и бегемоты живут в жарких странах? (ДА)

5. Верблюд может долго находиться без воды? (ДА)

6. В Арктике живет бурый медведь? (НЕТ)

7. Дом волка - это дупло? (НЕТ)

8. Белый медведь ест малину? (НЕТ)

9. Животные севера надежно защищены от стужи? (ДА)

10. Тигр большая кошка? (ДА)

11. Крокодил живет в воде? (ДА)

12. Обезьяны питаются бананами? (ДА)

Вы отлично справились с заданием

8. Домашнее задание Мини-рассказ о животном.

Молодцы, а сейчас послушаем членов жюри, они скажут, сколько баллов набрала каждая команда.

Ой, какие молодцы,

Все трудились от души,

А теперь черед настал,

Наградить всех кто играл!

Прикреплённые файлы:
puteshestvie-po-prirodnym-zonam_m950r.pptx | 5045,05 Кб
Публикации по теме:

Фото отчёт занятия по окружающему миру с элементами эксперементирования на тему: «Путешествие на Северный полюс»

Фото отчёт занятия по окружающему миру с элементами эксперементирования на тему: «Путешествие на Северный полюс» Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости страницы! За окнами уже весна, но мне хотелось бы вспомнить уходящую зиму, ведь она принесла.

Интегрированное занятие по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему «Осень» Целевые ориентиры: Обобщить и систематизировать знания детей о сезонном явлении. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о характерных.

Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие Лунтика в Хвалынский заповедник» Цель: познакомить детей с Хвалынским заповедникам; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей.

Конспект по окружающему миру на тему: «Овощи» для второй младшей группы

Конспект по окружающему миру на тему: «Овощи» для второй младшей группы Тема: «Овощи». Цели: - закрепить знания детей об овощах, уточнить их название, цвет, форму, учить различать по внешнему виду; - расширять.

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Советская Россия. СССР. Российская Федерация». Учитель: Жабуева С. А. Окружающий мир Раздел: Наша Родина: от Руси до России Тема урока: Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Тип.

Конспект урока по окружающему миру на тему «Звездное небо» 2 класс Цель: формировать представление о карте звёздного неба; развивать умение давать характеристику звёздам; уточнить знания о созвездии Кассиопея,.

Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие к истокам Москва-реки»

Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие к истокам Москва-реки» Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие к истокам Москва - реки» Подготовительная группа Подготовила воспитатель Акимова М. В.

НОД по окружающему миру «Лес наш друг» НОД по окружающему миру «Лес наш друг» Цель: расширение знаний у детей о нашем зелёном друге – лесе. Задачи: закреплять у детей нормы.

НОД-путешествие с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие по природным зонам» Задачи: Развивающие: • Развивать у детей географические представления о земном шаре через знакомство с глобусом и картой. Образовательные:.

Занятие в старшей группе по окружающему миру «Путешествие в осенний лес»

Занятие в старшей группе по окружающему миру «Путешествие в осенний лес» «Путешествие в осенний лес. Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о правилах поведения в лесу. Задачи: Закрепить правила поведения.

Читайте также: