Загадки о народах урала

Обновлено: 05.10.2024

Вид НОД: ознакомление с предметным и социальным миром.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Форма проведения: игра-путешествие

Форма организации деятельности детей: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Цель:развитие у детей познавательного интереса через ознакомление их национальными костюмами, традициями и обычаями народов Урала

- Дети проявляют интерес к историческому прошлому, миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

- Проявляют самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно исследовательской деятельности;

- Имеют представления о национальных костюмах народов Урала (русские, татары, башкиры).

- Проявляют интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

- Имеют представления об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиции, обычаи, праздники) представителей разных национальностей жителей родного края - Урала.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Воспитывать интерес к народам, проживающим на Урале.

Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от их расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка.

Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиции, обычаи, праздники) представителей разных национальностей жителей родного края - Урала.

Формировать представления о национальных костюмах народов Урала (русские, татары, башкиры).

Познакомить детей с культурой и традициями народов Урала (русские, татары, башкиры).

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы:

Никита – воспитывать волевые качества личности.

Слава – воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками.

Саша – воспитывать умение внимательно слушать

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ПРИКАЗ Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. N 1155.

2.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.

3. Толстикова О. В., Савельева О. В. «Мы живем на Урале»

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

•построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

•содействие и сотрудничество детей и взрослых.

•поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

•формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

•возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

•формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;

•создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;

•воспитание через взаимодействие;

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности,принцип систематичности и последовательности.

Средства:Наглядные – картинки с изображением костюмов, альбом. Мультимедийные (презентация)

Этапы деятельности, методы, деятельность педагога, деятельность детей, планируемый

1. Мотивация на совместную деятельность.

сформировать положительную мотивацию к познавательно-исследовательской деятельности.

Беседа, художественное слово

Холодное небо, прозрачные дали

Громады застывшие скал.

Этому краю недаром дали

Гордое имя – Урал.

Урал – это значит земля Золотая.

Урал – это рек полноводный простор.

Это леса, что как волчьи стаи,

Кольцом окружили подножия гор.

Светом заводов искрятся дали,

Гремят поезда между глыбами скал.

Этому краю недаром дали

Славное имя – Урал.

Воспитатель показывает картинку с изображением воздушного шара.

Ребята, в процессе путешествия мы будем фотографировать народы Урала. а потом создадим альбом.

Деятельность детей на этапе: Дети вступают в диалог с воспитателем, делятся впечатлениями

Дети настроились на познавательную деятельность, проявили интерес.

2 Основной этап

2.1В гостях у русского народа

- Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

-Проявлять познавательную инициативу в разных видах деятельности. Формировать представления о национальных костюмах народов Урала.

Методы: Частично-поисковый, беседа

- Ребята, занимайте свои места на воздушном шаре.

Закройте глаза. Мы с вами летим. Мы пролетаем на Уралом. Посмотрите какие красивые леса, какие большие и длинные реки на Урале. Красивая природа, высокие горы. Первая наша остановка, это село, где живут русские.

Воспитатель показывает презентацию.

- А вот и они. Посмотрите на этот костюм. Его носили РУССКИЕ.

Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Люди носили кафтаны. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. По нему можно узнать из какой местности владелица. До замужества девушки носили венки, ленточки, повязки. Прическа была - коса или распущенные волосы. Замужние женщины носили кокошники. Кокошники –формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.

Мужчины издавна носили клетчатую рубаху с прямыми и скошенными рукавами, с застежками и разрезом на левой стороне груди, невысоким стоячим воротником, а также полосатые штаны – порты. Рубахи подпоясывали узким поясом – тельником.

Мужской и женской обувью служили лапти с круглым носком.

Русский народ любили праздники. Все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалайки, гармошки - водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, по- особому готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

Русский народный праздник – РОЖДЕСТВО. Этот праздник отмечался каждый год в одни и те же числа. Рождество Христово – это празднование рождения Иисуса Христа. С 7 января по 19 января. Эти дни называли - Святки

Этот праздник был одним из самых известных и любимых. Пожалуй, нет другого праздника, который бы отличался таким обилием обычаев, обрядов, примет. Две недели православный народ ходили по домам, славили Христа, колядовали, пели песни, загадывали загадки, угощались, играли в игры.

- Ребята, хотите поиграть в русскую народную игру? Тогда послушайте правила игры.

Игра называется «3 движения». Я – ведущая буду показывать вам 3 движения. Вы их повторяете и запоминаете. 1 движение - поднять руки вверх. 2- присесть, 3- хлопок над головой. Когда я называю вам номер, вы выполняете это движение.

- Молодцы ребята, весело поиграли.

Деятельность детей на этапе: Высказывают предположения; слушают воспитателя

Дети слушают рассказ воспитателя. Дети играют в игру.

Планируемый результат:Дети проявляют детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

Проявляют познавательную инициативу в разных видах деятельности. Формировать представления о национальных костюмах народов Урала.

2.2В гостях у башкир

- Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

Мы отправляемся дальше. Летим на нашем шаре.

Воспитатель включает музыкальное сопровождение

- Посмотрите, ребята, на пути у нас деревня, а живут в ней

Башкиры известны, как замечательные земледельцы, опытные животноводы. Издавна они пасли стада лошадей и баранов на привольных пастбищах.

С давних пор башкиры занимаются и пчеловодством. Душист и ароматен башкирский мед.

Давайте посмотрим на их костюмы:

Ткани украшались красными узорами по белому фону. Женщины носили рубахи и штаны. Грудной разрез рубахи выделяли пришитыми полосками яркой ткани. В будние дни женщины носили передники. Шили их из разноцветных тканей. В украшениях женского костюма выделялся нагрудник из разноцветных кусочках ткани. Мужские рубахи имели черно-красную расцветку. Поверх рубах и штанов мужчины и женщины носили камзолы – кофты. Женские камзолы были безрукавными или с коротким рукавом. А мужские имели длинный рукав. Также носили кафтаны и шубы. Замужние женщины носили в виде головных уборов покрывала или шапки. Под головной платок одевали налобную повязку.

Мужчины надевали шляпы, шапки с мехом и тюбетейку, украшенную из золотых и серебряных нитей. Из обуви носили лапти и галоши.

Башкирский народ очень гостеприимный. Они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их своими национальными блюдами,такими как: бак беляш, кэкры, чак-чак. Мы сегодня приглашаем всех своих гостей к праздничному столу.

Вот мы и познакомились с башкирами, отправляемся дальше

Планируемый результат:Дети проявляют детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

2.3 В гостях у татар

- Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

Воспитатель включает музыкальное сопровождение

- Вот виднеется следующая деревня, а живут в ней

Посмотрите на костюмы татар. Мужчины предпочитали темно-зеленые, черные и темно-красные кафтаны. Камзолы (мужская одежда до колен)были из дорогих шелковых и шерстяных тканей. Женщины носили маленькие шапочки. Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди, женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились с мелкими яркими узорами. Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой. Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек).

- Ребята, хотели бы вы поиграть в татарскую игру?

Цель игры: развитие внимательности, ловкости.

Дети садятся в один ряд, на против них садится водящий, ему завязывают глаза.

- Ребята, кто хочет быть водящим? Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то он быстро пытается поймать игрока – заляпать его. Если водящий не успел поймать игрока, выбирается другой водящий. Кто больше угадал игроков тот и победил.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться.

Мы снова летим на воздушном шаре и подлетаем к детскому саду.

Вот мы и вернулись.

Планируемый результат:Дети проявляют детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

3. Создание альбома.

- Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно

исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка.

- воспитывать у детей умение работать в группе;

Ребята, вы запомнили, как выглядит национальная одежда народов Урала? Я предлагаю вам создать альбом «Народы Урала». И поместить туда картинки и ваши рисунки. Посмотрите на картинки и попробуйте определить, какой это народ.

Дети определяют по картинками какой костюм, какому народу принадлежит.

Ребята, теперь давайте расклеим наши картинки в наш альбом.

Дети совместно с воспитателем вклеивают картинки в альбом.

Планируемый результат: Проявляют самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно- исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка. Умеют работать в группе.

Задача:инициировать рефлексию детей по поводу своего психо-эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с педагогом и сверстниками.

Ребят а, какой нас получился красивый альбом!

Какие народы, проживающие на Урале есть в нашем альбоме?

Вам понравилось создавать альбом?

- Ребята, где мы сегодня были?

Вам понравилось путешествие?

Какое у вас настроение?

Деятельность детей на этапе: выражают собственные

чувства к проделанной работе;

- планируют самостоятельную (совместную) деятельность;

Планируемый результат: Дети оценивают результат своей деятельности;

Задача: ориентировать детей на самостоятельную деятельность в семье и режимных моментах.

Ребята, вы хотели бы дополнить наш альбом своими рисунками? Я раздам вам шаблоны костюмов и дам образцы, а вы попробуйте раскрасить костюмы по образцу. Затем мы вклеим их в наш альбом. Ребята, постарайтесь как можно точнее раскрасить костюмы, чтобы они были похожи на настоящие. Внимательно смотрите на образцы.

Публикации по теме:

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Зима» Образовательные области: приоритетная: познание (формирование целостной картины мира: ознакомление с природой) в интеграции: коммуникация,.

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Игры с песком» Конструкт непосредственно образовательной деятельности Тема «Игры с песком». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Конструкт непосредственно образовательной деятельности для детей шестого года жизни «Символы России: гимн, флаг, герб» Цель: 1) познакомить с главными символами России (гимн, флаг, герб) 2) расширять представление детей о государственной символике российского.

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности «Вот ежик, ни головы, ни ножек» Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Вот ежик, ни головы, ни ножек» Группа: первая младшая группа № 8 Воспитатель:.

Конструкт образовательной деятельности в подготовительной группе «Механические футболисты» Конструкт образовательной деятельности. Тема (проект): Механические футболисты; Возрастная группа: подготовительная ко школе группа; Форма.

Конструкт образовательной деятельности в подготовительной группе «Сказочный домик» Конструкт образовательной деятельности. Тема (проект): Сказочный домик; Возрастная группа: подготовительная ко школе группа; Форма организации:.

Конструкт организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Кошка Мурка и котята» Возраст 3–4 г. Тема: «Кошка Мурка и котята» Возрастная группа: вторая младшая группа 3-4 года. Форма совместной деятельности: интегрированное занятие Форма.

Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности с детьми Тема: «Путешествие колобка» Конструкт организации непрерывной образовательной деятельности с детьми Тема: «Путешествие колобка» Возрастная группа: вторая младшая группа.

Конструкт организации образовательной деятельности с детьми «Транспорт» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСТРУКТ организации образовательной деятельности с детьми Выполнила: Рожнева Н. А., Воспитатель, МБДОУ «Детский.

Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с ЗПР «Безопасность детей на улицах города» Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.

Следующая загадка

Беседа «Национальная одежда ханты и манси» Цель: - Учить узнавать и называть одежду коренных народов севера ханты и манси. - Дать понятие об орнаменте, которым украшалась одежда.

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси»

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Конспект интерактивной прогулки по Ханты-Мансийску «Я живу в Югре» для детей подготовительной группы КОНСПЕКТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ №12 ИНТЕРАКТИВНАЯ Прогулка – викторина «Я живу в Югре» Цель: Способствовать патриотическому воспитанию.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект занятия-беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты» Конспект рассказа-беседы «Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты». Цели:• познакомить детей с жизнью народов севера; • воспитывать у.

Игры народов Южного Урала

Игры народов Южного Урала Младшие группы Пальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим.

Мастер-класс для родителей и детей «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей»

Мастер-класс для родителей и детей «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей» Мастер – класс для родителей и детей на тему: «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей». Шарипа Темирбаева Дети с родителями.

Праздник «Дружа народов» Участники: старшая группа, подготовительная к школе группа МБДОУ «Детский сад «Солнышко», воспитатели, родители. Аннотация: В преддверии.

Презентация «Интерактивная прогулка по достопримечательностям города Ханты-Мансийска» Муниципальное образование Ханты – Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Ханты-Мансийск муниципальное бюджетное дошкольное.

Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители»

Рассказ для детей старшей группы (5–6 лет) с изготовлением коллажа «Ханты и манси — таежные жители» Программное содержание: Познакомить детей с укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Дать понятие о хантыйской.

Следующая загадка


На территории южного Урала проживает много разных народов и все они по-своему интересны.


С 9 по 13 века башкиры заняли территорию Приуралья и горную часть Южного Урала.

До 13 века башкиры находились под влиянием волжско-камской Булгарии, были покорены татаро - монголами и присоединены к Золотой Орде. В 14 веке приняли ислам.

После завоевания Казани войсками Ивана Грозного, башкиры приняли Российское подданство. За народом было закреплено право владеть землей на вотчинных началах, жить по своим обычаям и религии, но за это они обязаны были вносить налог (ясак) медом, пушниной и нести военную службу. Башкиры очень ценили свою независимость. А местная администрация часто нарушала условия их присоединения: захватывались башкирские земли, увеличивался налог, вносились дополнительные повинности, поэтому башкиры неоднократно поднимали восстания и участвовали в войне под предводительством Емельяна Пугачева. Его сподвижник Салават Юлаев является национальным героем башкирского народа.

Башкиры очень долго вели кочевой образ жизни, к оседлости перешли только в 17 веке. Кроме традиционного скотоводства они активно осваивали земледелие и пасечное пчеловодство.

Для башкир характерно подчеркнутое почитание родителей, свекра, свекрови, - вообще старших. У них существует культ предков.

Традиционным органом самоуправления у башкир является народное собрание, и все важные вопросы решает совет старейшин (курултай).

Самый популярный у башкир праздник сабантуй (праздник плуга) он проводится накануне весенних полевых работ. При этом забивают баранов и приглашаются гости из соседних селений. Готовится плов и национальное башкирское блюдо бишбармак.

Сейчас башкирское население проживает практически во всех районах области, но большинство в Аргаяшском и Кунашакском районах. Башкиры занимают 4 место после русских, татар, украинцев по количеству населения в России.


Этнически близко к башкирам стоят татары.

Интересно, что значительная часть башкирского населения Урала говорит по-татарски и считает его своим родным языком. Среди историков существует мнение, что татар, как отдельного народа не существует, слово татарин является собирательным для целого рода народов монгольского и тюрского происхождения, говорящих на татарском языке и исповедующих Коран.

Среди их предков были гунны, булгары, кипчаки, ногайцы и другие народы. На формирование современных татар оказали определенное влияние финно-угоры и славяне.

Заселение татарами Челябинской области началось с 16 века, после взятия в 1552 году Иваном Грозным Казанской крепости и распада казанского ханства.

По татарским преданиям многие в те времена покидали свои дома и уходили в Сибирь, за уральские горы за лучшей долей. На Урале можно было получить землю. Прибывшие с волжских берегов татары селились возле ямщицких станций. Занимались продажей верблюдов, лошадей, овец. Часть мужского населения несла службу в Оренбургских казачьих войсках.

В начале 19 века из казанской губернии начали переселяться мелкие ремесленники: кожевенники, сапожники, пимокаты, портные, вышивальщицы.

Татары народ трезвый, трудолюбивый, способный на тяжелые работы. Они занимались и земледелием, и извозом, и скотоводством, но все-таки любимым их ремеслом была торговля.

Традиционное занятие татар торговля, особенно мелочная штучная, была ими практически монополизирована. С 18 века татары занимали ведущее место в торговле с центральной и средней Азией. Центром торговли стал город Троицк. Водившие караваны татарские купцы оседали в нем. С середины 19 века Троицк стал центром тюркской и мусульманской культуры.

Осваивался ими и Челябинск. В нем селились в основном на улице Азиатской (ныне улица Елькина), это были купцы, мещане, бывшие государственные крестьяне.

В 19-20 веках в Челябинске действовали крупные торговые заведения татарских купцов, торговавшие в основном мануфактурой, фруктами, мехами. Наиболее богатыми по оформлению и ассортименту товаров считались магазины братьев Якушевых, купцов Ахметова, Валеева. Здания некоторых магазинов сохранились до настоящего времени. В 1899 году купцом Мухамед-Закировым на улице Азиатской была построена мечеть.

Татарские деревни никогда не были крепостными. И это отразилось на национальном характере. Мурзы (помещики) жили не за счет крепостных.

Татары отмечают все мусульманские праздники Ураза байрам, курбан-байрам.

Их традиционное праздничное блюдо - плов.

Татары большие любители чая. Чай с печеными изделиями (кабартма, оладьи, чак-чак) порой заменяют им завтрак. Пьют его крепким, горячим, часто разбавляя молоком. Чай у татар является одним из атрибутов гостеприимства. Его пьют из маленьких чашек, чтобы не остывал или наливают понемногу. Часто подливая чай, хозяйка оказывает гостям особое уважение.


Есть на Урале еще одна народность с тюркскими корнями - это нагайбаки.

Нагайбаки - это крещеные татары. Они потомки казанских татар.

После взятия Казани Иваном Грозным часть татар насильно крестили в православную веру и переселили на запад Башкирии. Нагайбаков наделили землей, присвоили звание уральских казаков, освободили от налогов, и они стали служить царю. Позже на этих землях была основана Нагайбакская крепость. Первым ее воеводой был Василий Суворов - отец знаменитого полководца Александра Суворова.

Позднее в Верхнеуральском уезде стали создавать новые станицы и переселять туда нагайбаков. Этим станицам и крепостям давали названия тех мест и городов, где воевали нагайбакские казаки: Лейпциг, Кассель, Фершампенуаз, Остроленка, Париж. Не все знают, что помимо европейских названий, эти станицы имеют сугубо нагайбакские имена Килей (Кассель), Сарашлы (Остроленка), а Париж раньше называли Балыклы.

Этот народ одарен, гостеприимен, трудолюбив и обаятелен.

Говорят нагайбаки на диалекте татарского языка, они православные христиане.

В советское время нагайбаков при переписи записывали как русских или татар, а в 1993 году национальность нагайбаков была официально признана.


Вместе с татарами прямыми наследниками культуры Волжской Булгарии являются чуваши.

На территории Урала они появились вместе с русскими и татарами в середине 18 века.

К поселениям, где жили чуваши можно отнести поселок Чувашский пруд в Ашинском районе, село Канашево на станции Чернявская, в Златоусте есть речка Чувашка, Чувашские степи.

Присоединение чувашей к русскому государству в середине 16 века повлияло на их культуру. От русских они переняли устройство жилищ, одежду, орудия труда, православие, но часть чувашей приняли ислам и смешались с татарами. В сельской местности чувашей было мало, в основном они работали на заготовках леса и добыче руды.

Чуваши очень честные, спокойные, вежливые, трудолюбивые и гостеприимные люди. В деревнях у них, как правило, добротные дома и с другими народами они живут в мире.

Чуваши очень быстро ассимилировались с русскими, и, как правило, чуваш во втором поколении называет себя русским.


До второй половины 16 века на Урале не было русского населения.

Русские появились с завоевания казанского ханства.

Заселение шло также сверху. По распоряжению царского правительства с постройкой военных крепостей в крае образовалось русское военное служилое сословие: воеводы, чиновники, стрельцы. За свою службу они получали в надел башкирские земли и селили на них крестьян. Русские помещики также приобретали башкирские земли и переселяли своих крестьян из центральных губерний.

Первые поселенцы из русских здесь были черносошные крестьяне и посадские люди из разных уездов, работники соляных промыслов Строгановской вотчины, и выходцы, из других мест, искавшие спасения от феодальной эксплуатации.

Сначала они селились при устье реки Исети, затем Миасса и Течи.

Уральский край привлекал русских потому, что крестьяне селились здесь на положении свободных. Они должны были нести лишь ряд повинностей в пользу государства, например, платить десятину.

Первым русским поселением является монастырское Теченское поселение (1667г.). Вслед начинают образовываться крестьянские слободы. В 1670 году в нижнем течении реки Миасс строится Усть-Миасская слобода. Затем в 1676 году слободчик Василий Качуков заводит средне-Миасскую или Окуневскую слободу. В 1682 году Ивашка Синицин основал Белоярскую слободу (Русская Теча), Василий Соколов в 1684 году у слияния речки Чумляк и Миасса основал Чумлякскую слободу, в 1687 году Кирилл Сутурмин завел Новопесчанскую слобду на озере песчаном.

Русские селились и жили рядом бок о бок с тюркским населением.

Хозяйство и культура русских на Урале формировалась на основе принесенных с прежней родины традиций, но с местными особенностями. Это земледелие, сбор ягод и грибов, охота, рыболовство.

Основные продукты русской кухни это зерновые, бобовые и овощи. Хлеб черный, различные каши, репа пареная, капуста квашенная. Картофель, завезенный в 18 веке, стал для русских вторым хлебом. Повседневным блюдом было коровье молоко, простокваша, затируха из заваренной кипятком муки и тюря на основе хлеба и кваса. Мясо ели по праздникам, конину в пищу не употребляли.

На Урале и в Сибири популярны пельмени, заимствованные у коми пермяков пель-нянь, что в переводе означает хлебное ухо.

Широко празднуется масленица с традиционными русскими блинами.

Русские составляют большинство уральского населения, их уникум заключается в том, что они способны ассимилировать любой народ.

В 19 веке на Урале стали разрабатывать богатейшие, лежащие на поверхности железные и медные руды и строить металлургические заводы. Для строительства заводов и отладки технологий на Урал приглашались иностранные специалисты, в основном немцы. Часть из них, не возвратились на родину, а осели здесь. Они компактно селились в небольшие поселения, больше всего таких поселков осталось в Златоусте.

Также на Урале постепенно оседали выходцы из Белоруссии, Украины, Польши. Они прибывали сюда как ссыльные военнопленные. Но ссылка не означала заключение в тюрьму, им выделялась земля, они становились крестьянами или записывались на службу. В 19-20 веках многие добровольно стали избирать Урал местом жительства. Так, например, под Челябинском появилось несколько польских хуторов - один из них Шагол название получил от польской фамилии Счигел (по - польски Щегол). Много поляков работало на строительстве и эксплуатации железной дороги инженерами, техниками, машинистами.


Следующая загадка

Какие есть интересные названия на Урале:

Тупица

В Пермском крае есть село Таз русский и деревня Таз татарский, д. Бардабашка, д.Тупица

В Челябинской области д.Большой Куяш, д.Голодранкино (под Магнитогорском)

В Челябинской области протекает река Уй. Недалеко от Южноуральска около моста стоял как полагается указатель. Естественно граждане приписывали вначале слова одну, понятно какую, букву. Подняли указатель повыше. Все равно приписывают. Тогда заменили старую табличку на новую - "РЕКА". Кроме того есть у нас и река Ай.

А вот в Пермском крае имеется река Кокаиновые горы

В Оренбургской области река Блява и населенный пункт Блявтамак

Как некоторые населенные пункты переиначивают в народе:

В Увельском районе Челябинской области была раньше д.Красный Маяк, недалеко от нее есть пещера одна из самых больших в области, которой дали такое же название как у деревни, о чем напоминала табличка рядом с входом. Но какой-то спелеолог-шутник приписал и получилось "Красный Маньяк". Так это название и закрепилось за пещерой.

Екатеринбург - Ельцинбург или Е-бург, Екат, Катер, прижилось в конце концов Екб по аналогии с СПб

Челябинск - Челяба, Чикаго (в начале ХХ века), Танкоград, Город Ч

Пермь - Перьм (так произносить удобнее)

Уфа - Три шурупа потому что пишется ӨФӨ - на башкирском языке, Уха, и еще Город трех таблеток

Город трех шурупов

Многие уральцы наверное слышали такую поговорку "Деньги есть - Уфа гуляем, денег нет Чишмэ сидим". Чишма в переводе "родник" - это с десяток деревень с таким названием в Башкирии, а также в Челябинской области и в Татарстане.Но оказывается в поговорке имеются в виду вовсе не город и деревня. "Уфа" - это ресторан в Уфе. И народ любил погулять там когда деньги водились. Выбор был невелик. В советские времена ресторанов в столице республики было раз два и обчелся. А "Чишмэ" - это дешевая забегаловка за углом.

Великолепне языковое художество! Перл, записанный в 1961 году от 83-летнего Ф. Верещагина в Шалинском районе:

  • «Преславное чудо, небо украшено звездами, земля - цветами,
  • Петербург - господами, Москва — церквами, Дон - казаками,
  • Казань - татарами, Вятка - слепнями, Оренбург - башкирами,
  • Красноуфимск - черемисами, Екатеринбург - торгашами,
  • Верх-Исетский - мастерами, Шарташ - варнаками,
  • Шадринск - пихтовыми голенищами, Верх-Нейвинск - обушниками,
  • Шура - немытыми кулаками, Таволги - шубниками, Висим - кокуручниками,
  • Грязной завод - творожниками, Нижний Тагил - хохлами,
  • Верхний Тагил - кошелями, Воробьи - зобами, Утка - новыми лаптями,
  • Пермяки - грязными местами, Сылва - дубасами, Шайтанка - хвастунами,
  • Мартьянова - зипунами, Волегова - токунами, Илимка - колдунами,
  • Тепляки - соломой, Кедровка - пареньками, Симонята - ерунами,
  • Лом - тремя зобами, Кын - бражниками, Пермь - сигами,
  • а мы, братья, здесь - добрыми делами».

В старой части Златоуста улочки карабкаются и петляют по горным склонам . Интересно, что на Южном Урале коренных златоустовцев, чьи предки приехали сюда пару столетий назад, называют кузюками . Откуда взялось это смешное слово? Возможно это аббревиатура от "коренной златоустовский крепостной" или от "казенный уральский завод". Ведь в 1811 году златоустовские заводы были переданы в казну с чего и началась история оружейной фабрики. Современные кузюки продолжают славу своих предков. Златоустовская оружейная фабрика и сейчас производит холодное украшенное оружие: шашки, кортики, ножи. а также гравюру на стали разной тематики и множество сувенирной продукции: вазы, шкатулки, часы и т.д.

Баты - прозвище жителей Нижнего Тагила так как они все время добавляли "бат" сокращенно от "бает" (говорит)

Читайте также: