Загадки о ксении петербургской
Обновлено: 24.12.2024
Цель: ознакомление детей с понятием «Святые заступники» на примере Ильи Муромского и Ксении Петербургской.
Воспитание интереса к истории нашей Родины, уважение к людям высокой нравственности.
Воспитывать уважительное, милосердное, внимательное отношение к людям, способность к сопереживанию, радовать близких, быть ответственным, добрым, приходить на помощь на примере Ильи Муромского и Ксении Петербургской.
Обогащение словаря: канонизировали, инок, святые заступники, юродивая, подаяние, чеботок.
Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность.
Материал и оборудование: ноутбук, экран, проектор для презентации, платочки(4, сапожок, листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши.
Предварительная работа: чтение былин, просмотр мультфильмов «Илья Муромец. Пролог», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», рассматривание, беседа по картине Васнецова «богатыри», разучивание игры «сапожок», рассматривание иллюстраций с изображением снаряжения древних русских воинов.
Дети сидят на стульчиках, полукругом.
- Сегодня у нас необычная встреча…Мы с вами отправимся в путешествие. Закройте глаза и послушайте.
Звучит музыка «Древняя Русь» (слайд №1)
Открывайте глаза, что вы видите?
Предположительные ответы детей: изображение древнего города, деревянные строения, башни, войско богатырей…
Да, мы очутились в древней Руси 12 века, во времена царствования Владимира Маномаха. Главным городом, как мы сейчас говорим, столицей, в те времена был Киев. Москва еще только зарождается, столицей она станет много позже в 16 веке. Согласно преданиям жил в те времена замечательный человек. А кто это был вы догадаетесь сами.
Вот вам загадка. (Слайд№2)Посмотрите внимательно на картинки.
-Правильно, речь идет об Илье Муромце. (слад№3)
Едет Илья муромец во поле-
сила чёрная содрогается.
знает — ведает сила чёрная…---
смерти нет в бою Илюшеньке.
Я предлагаю детально рассмотреть каждую картинку из загадки- ребуса.
- Посмотрите на эту картинку. (Слад №4) Что на ней изображено?
Крестьяне работают в поле, они пашут землю, мужчина идет за плугом, женщина ведет лошадь под уздцы, другая наклонилась к земле. Как мы можем связать это изображение с Ильей Муромцем?
(Илья Муромец родился в крестьянской семье.)
Правильно, Родился Илья в селе Карачарово под городом Муромом, что во Владимирской области, именно поэтому его называют Муромцем. Отец и мать его были простыми крестьянами, работали в поле не покладая рук.
Посмотрим на следующую загадку (Слайд№5)
-Мы видим русскую печь. Какое отношение печь имеет к жизни Ильи Муромца? (Он долго болел, тридцать лет и три года пролежал на печи. -И это правильно. Сын родился с физическими отклонениями и совершенно не мог двигать руками и ногами, а мог только сидеть на печи. До 33 лет богатырь был немощным, однако, его характер стал от этого невероятно сильным, твердым и спокойным. Но не век сидел на печи Илья, что с ним произошло дальше?
Как повествуют былины, однажды, в дом явились калики перехожие — чудесные странники, посланники Божии. По их слову встал Илья Муромец на ноги после тридцатилетнего сидения.И говорят Илии калики: «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана».
(примерные ответы: Илья исцелился, ему помогли странники, старцы, дали напиться целебной воды, и дали ему наказ защищать землю русскую от врагов.)
Посмотрите на следующее изображение. (Слайд №7)Что это?
-Меч- кладенец! Ну конечно, как же богатырь без снаряжения.
Велели ему калики перехожие идти в Киев- град. По пути Илья натыкается на огромный камень,на котором написано: "Илей, Илей, камень сопри с места неподвижного, Там есть конь богатырский тебе, Со всеми-то доспехами да богатырскими. Там есть-то шуба соболиная, Там есть-то плеточка шелковая, Там есть-то палица булатная" .Все это действительно там оказалось. А что за богатырь изображен справа? Святогор. Что вы можете о нем рассказать (слайд №8)
(Святогор стал другом Ильи, хоть и поначалу они повздорили и решили силушкой померятся, но никто победу не одержал. Когда Святогор умер, он передал половину силы Илье, и тот стал еще более могучим, теперь уж никто не мог с ним совладать.
Следующая загадка (слад №9)
Верный друг богатыря Ильи, знаменитый конь Бурушка. Богатырь его очень любил, и называл его не иначе как «Друг мой верный, сердечный», и никогда с ним не расставался.
Ну а теперь давайте немного отдохнем.
дружно встали 1 ,2,3,-мы теперь богатыри.
мы ладонь к глазам поставим, ноги крепкие расставим.
поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.
и налево надо тоже посмотреть из-под ладошек.
и на право, и ещё через левое плечо.
буквой" Л" расставим ноги, точно в танце руки в боки, наклонились влево, вправо- получается на славу.
И так продолжим наш обзор. (Слайд №10)
Что за человек сидит на дереве? (Соловей -Разбойник. Илья Муромец по дороге из Чернигова услышал от местных жителей, что не проехать теперь по дороге, сидит там разбойник, свистом своим людей убивает, и нет с ним сладу никакого. Но Илья Муромец его победил.
(Слайд №11) Здесь мы видим обычное снаряжение богатырей того времени. Расскажите, что изображено? (меч, щит, кольчуга, шлем, топорик, еще у Ильи была палица.)А справа сапог. Какая история, связанная с сапогом вам известна?
Однажды, негаданно в ночное время, напали на селение враги. Все спали. Стали звать на помощь Илью, он схватил первое попавшееся под руку, им оказался сапог, или чеботок, так называли обувь в те времена, и раскидал напавших. Видя, как богатырь без оружия, одним чеботком орудует, испугались враги и бежали. А Илью с тех пор в шутку прозвали «Чеботок».
Ну-ка давайте, поиграем. Вот есть у меня чеботок (Проводится игра «сапожок»
Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Скок, скок, сапожок,
Выходи-ка на лужок,
То прыжком, то бочком,
Топай, топай каблучком.
Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.
Вот такой он был Илья Муромец сильномогучий богатырь, очень добрый, справедливый и бескорыстный. Не даром до сих пор мы все так любим и помним его и все его подвиги. Снято много фильмов, мультфильмов, построены памятники, нарисованы картины (слайд №13)о великом богатыре.
Ребята, а вы знаете, что Илья Муромец реальный человек.
Он причислен к лику святых и почитается как Святой заступник России (Слайд №14)
Здесь изображен Святой преподобный Илия Муромец, печерский, в Ближних пещерах. По преданию в последнем бою Илью ранили и он предчувствуя близкую кончину, ушел в монастырь и стал иноком. Он проводил дни в уединении и молитвах.
Вот иконы с изображением святого. (Слайд №15)
Так и закончил он свою ратную жизнь, и в возрасте около 45-ти лет отошел он в мир иной, в Царство Небесное. В 1643 году он был причислен к лику святых, и с тех пор 1 января Русская церковь отмечает его память. (Слайд №16). Основное занятие Ильи Муромца на протяжении всей жизни - ратное дело, однако Илья - единственный из русских богатырей родился в крестьянской семье. Он совмещает в себе образ простого русского крестьянина, величайшего воина и защитника, мифологического героя и Святого!
А теперь, перенесемся в другие времена…Закрывайте глаза. Звучит музыка (Слайд №17)
А сейчас мы с вами очутились в Петербурге 18 века.
Жила в те времена Ксения Григорьевна, по мужу Петрова. Вот ее единственный прижизненный портрет. (Слайд №18)
Дворянка по происхождению, образованная, обеспеченная и счастливая в браке женщина. (Слайд №19)
(Слайд №20) Но случилось горе. Умер любимый муж. Это стало большим ударом для Ксении. Все в ней перевернулось, жизнь потеряла смысл. Жить как прежде она уже не могла.
(Слайд 21)Ксения отреклась от прежней жизни, решив посвятить свою жизнь служению Богу. Она отдала свое имущество квартирантке и навсегда ушла из дома, переодевшись в мужскую одежду.
(Слайд 22)Так бродила женщина по улицам Петербурга, одежда юродивой вскоре обветшала, обувка износилась. Бездомную женщину в лохмотьях, с распухшими и обмороженными ногами, поначалу не жаловали. Дети издевались над нищенкой в мужской одежде, бросали камнями и смеялись. В ответ Ксения Петербургская кротко улыбалась и осеняла мучителей крестным знамением.
(Слайд №23) В это время на городском Смоленском кладбище началось возведение православного храма из камня. Строителям приходилось нелегко, когда стены церкви выросли. По лесам заносили кирпичи наверх, а затем делали кладку. Вскоре строители обнаружили,что им кто-то помогает: по утрам на лесах был сложен кем-то поднятый на гору кирпич.Неизвестным помощником оказалась юродивая: об этом строители узнали, сделав засаду ночью.
(Слайд №24)Храм Ксении Петербургской.
(Слайд №25) Жители города заметили, что юродивая не просит милостыню, да и не у всех подающих берет, выбирая добрых и искренних. С теми, у кого «безумная Ксения» берет копейку (иных денег не брала, случается что-то доброе. Больные дети, которых женщина гладила по голове, через день-два поправлялись. А если Ксения соглашалась войти в чей-то дом, то в нем поселялись мир и благополучие, бойко шла торговля или иные дела.
(Слайд №26) она непрестанно молилась, уходя ночью за черту города. В поле, по ее словам, легче общаться с Богом и чувствуется его присутствие.
(Слайд №27) К прозорливой обращались с тревожащими вопросами, и она давала совет. Часто он оказывался иносказательным, и если удавалось «расшифровать» сказанное Ксенией Петербургской, разгадавшего ждало счастье.
(Слайд №28) Есть святые, которые оставили нам чудные слова и поучения, есть святые мученики, пострадавшие за веру, есть святые богословы, есть великие составители молитв и богослужений, есть отшельники, проводившие всю жизнь в пустыне. Не такой святой была блаженная Ксения. Она была простой, смиренной женщиной и помогала людям в их самых простых нуждах.
(Слайд №29)Вот они, Святые заступники земли русской. Их много. Сегодня мы узнали Об Илье Муромском и Ксении Петербургской. Илья- сильный воин, из крестьянской семьи и Ксения, слабая, маленькая женщина, юродивая. Что же их объединяет? Прежде всего доброта, вера в людей, безграничная вера в Бога, служение во имя его. Ведь Бог это и есть любовь. И жили они по совести, слушали сердце, потому и почитают их до сих пор.
Закончить нашу встречу я хочу стихотворением.
В твоей душе полянка есть с цветами!
Цветы в душе растить мы можем сами,
Но Божья благодать нужна для них,
Как солнце нужно для цветов земных.
Есть у цветов прекрасные названья-
Любовь, смиренье, кротость, состраданье,
Прощение, смиренье, доброта….
Жизнь на полянке праведна, чиста.
Цветы в твоей душе благоухают,
И между ними Ангелы гуляют.
Им хорошо тут как в раю родном…
Мы светлый рай любовью создаем-
Любовью к Богу и любовью к людям.
Цветов в твоей душе пусть много будет!
(Автор Шорохова Татьяна).
Этими прекрасными словами я хочу закончить нашу сегодняшнюю встречу. Здесь приготовлена бумага, краски, фломастеры, вы ребята можете нарисовать свои впечатления от сегодняшнего рассказа.
(По желанию дети рисуют).
Публикации по теме:Конспект ООД «Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки — матрешки» Приобщение к истокам русской народной культуры Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Знакомство.
Конспект занятия «Основы антитеррористической безопасности» на примере героев русских народных сказок Конспект «Основы антитеррористической безопасности». Группа №3 «Капелька» Подготовила и провела Воспитатель Шишмарева И. В. Цель: Довести.
Конспект открытого мероприятия «Давным-давно на Руси» Открытое мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы Цель: приобщение детей к истокам народной.
Конспект психологического занятия по работе с позитивными чувствами на примере радости с детьми младшего школьного возраста Конспект психологического занятие по работе с позитивными чувствами на примере радости с детьми младшего школьного возраста. (Автор: педагог-психолог.
Конспект занятия в подготовительной группе «Святые заступники Руси» Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Святые заступники Руси»Подготовил воспитатель МБДОУ детский сад №104 «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» Цель:.
Проект по знакомству дошкольников с историей села Борисоглеб «Святые Борис и Глеб в нашей жизни» МОУ начальная школа – детский сад № 16 «Солнышко». Выполнила: воспитатель, Ступина Валентина Анатольевна. Проект «Святые Борис и Глеб в.
Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. (Автор: педагог-психолог.
Сценарий праздника «День семьи, любви и верности. Святые Петр и Февронья» для детей среднего дошкольного возраста Цель: проведения праздника День семьи, любви и верности. Задачи: - уточнить и обобщить знания детей о православном празднике семьи и влюбленных;.
Конспект урока по основам православной культуры «Святые воины Святой Руси» МОУ «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа№2» Пронский район Рязанская область Святые воины- Святой Руси..
Следующая загадка
— Будешь в Петербурге, обязательно постарайся заехать на Смоленское кладбище к блаженной Ксеньюшке!
— А как там найти?
— А там все знают!
Кому не случалось слышать такой диалог или даже участвовать в нем — сначала с вопрошающей, а потом и с советующей стороны? То же и о поездках в Москву можно было бы сказать, только в этом случае речь будет идти не о блаженной Ксении, а о блаженной Матроне, и не о Смоленском кладбище, а о Покровском монастыре. Не раз мне приходилось даже сталкиваться с недоумением-огорчением своих собратьев-пастырей по этому поводу:
— Да как же так! Все знают блаженную Матрону, блаженную Ксению, а скажешь кому, что неплохо бы в Лавру заехать Троицкую или Александро-Невскую (если о Питере разговор), так переспрашивают: а где это? Преподобного Сергия не знают, об Александре Невском кино и то не смотрели, кто такие святители Тихон, Филарет и Макарий Московские, не говоря уже о Петре и Алексии, не ведают, зато в Покровском и на Смоленском им как медом намазали!
Я и сам какое-то время разделял это праведное негодование, но сейчас, хоть оно и правда праведное, не негодую уже. Тут ведь как посмотреть… Перекос определенный в церковном сознании очевиден: ни истории своей, ни великих русских святых народ в массе не знает, а блаженную Матрону и блаженную Ксению знает, и еще как! Только знание это во многом… практическое, утилитарное: помогают они, вот и идет молва об этом, передаются рассказы из уст в уста, выстраиваются очереди к крошечной часовенке в Питере и к раке с мощами в недавно восстановленном московском монастыре. Это с одной стороны.
А с другой — кто-то из почитателей блаженных Ксении и Матроны со временем и о других святых все же узнает, и о Боге узнает, и в храм ходить начинает. Словно мостик они какой-то — между миром, о Господе и о вере забывшим, и Церковью. Причем в мостик они не по смерти превратились, нет, и при жизни такими же были. Все к ним шли — и праведные, и грешные, и добродетельные, и порочные, и состоятельные, и нищие в рубищах. И никого не отвергали они, никем не гнушались, а просто помогали — молитвой и мудрым, прозорливым словом. Но чаще молитвой все же, как детям неразумным, которым объяснить не объяснишь ничего, только по головке погладишь, напоишь-накормишь, да и отпустишь восвояси. Разве что скажешь: «Будь осторожней, живи внимательней. Не греши!». Может, кто и расслышит…
Были они простыми, доступными, не за оградой монастырской скрывались, не в палатах каменных обитали, а так — свои среди своих: одна в простом сельском доме или где придется жила, другая вовсе — бесприютная странница. Вот и были они потому на виду и на слуху, да и в сердце у народа. Были и остаются. И слава Богу, что так. Потому что доверие и любовь к святому, пусть даже и «корыстная» поначалу, это все равно ниточки, которые связывают человека земного, плотяного, с Небом, не дают ему здесь, на земле, для Неба и жизни небесной пропасть окончательно.
Только… Только забываем мы часто, что любить святых — это значит не просто молиться им, испытывать по отношению к ним благоговение, выражать благодарность «своими словами» или пожертвованием к почитаемой иконе. Любить святых значит подражать им — так, как это возможно и посильно для нас. Они от нас этого ждут, как апостол Павел, увещевавший своих «корреспондентов»: Подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). И не просто увещевавший, умолявший: «Умоляю вас!».
И понятно, почему так. Каких бы благ ни сподобились мы по молитвам святых, от скольких бы болезней ни избавились, каких бы напастей ни избежали, все это нимало не поможет нам, когда пройдет время болезней, напастей, когда блага земные потеряют свою значимость, когда наступит для нас вечность. Только одно будет важно: стали ли мы хоть немного похожими на святых (а вместе с тем и на Христа), породнились ли с ними (а вместе — и со Христом)?
А я вот сейчас, думая о приближающемся дне памяти блаженной Ксении, вспомнил обстоятельства подвижнической, меру понимания человеческого превосходящей ее жизни и нашел в них среди множества других уроков для нас один особенно, как мне кажется, важный — такой важный, что захотелось им поделиться.
Какими мы видим святых? Обычно — такими, какими стали они благодаря благодати Божией и благодаря подвигам своим, сердце человеческое для благодати отверзающим. А крайне необходимо ведь понять: с чего для них этот путь к святости начинался? То есть постараться всмотреться в жизнь, в образ святого в то время, когда он еще не был святым, когда он был «такой же, как мы». Это помогает увидеть момент перехода из одного «состояния» в другое, что, безусловно, небесполезно для нас, так часто и горько сетующих на то, что «святые святыми и родились». Да нет, рождаемся мы все во грехе и грешниками…
Как совершенно явственно свидетельствует житие блаженной, для нее переходным моментом стала неожиданная смерть мужа, придворного певчего Андрея Петрова. Именно после этого резко изменилась вся ее жизнь, точнее — она сама изменила ее. Надела в день похорон мужнину одежду, объявила, что на самом деле не он умер, а его супруга, Ксения Григорьевна, Андрей же Федорович жив и здравствует. Все, кто знал молодую вдову, были убеждены: она повредилась рассудком, не вынеся пережитого потрясения. Потрясение же в значительной степени было вызвано не только кончиной супруга, но и тем, что к смерти он не успел приготовиться так, как это подобает христианину.
И те, кто счел Ксению умалишенной, вскоре же получили массу оснований для того, чтобы в этом мнении утвердиться. Сначала она принялась раздавать совместное с покойным мужем имущество, потом отказалась от дома и осталась жить на улице. Впрочем, когда начальство бывшего придворного певчего, имевшего при жизни звание полковника, люди влиятельные, побеседовали с ней по просьбе обеспокоенных родных, то никаких признаков помешательства не обнаружили: мысли и суждения ее были совершенно трезвыми и разумными.
Но для окружающих блаженная все равно оставалась безумной — и из-за одеяния своего, и из-за образа жизни, и из-за речей тех чудных, которые вела она порой. Оставалась — пока сквозь это безумие не начала явным образом проглядывать святость: в силе молитвы, в неожиданной помощи Божией после встречи со «странницей», в мудрости и прозорливости тех же «безумных» речей.
Не знаю, так ли понимали причины произошедшей с блаженной Ксенией перемены ее современники, но лично я убежден, что причина эта прежде всего одна: любовь. Любовь супружеская и вместе с тем христианская — в высшем ее смысле, в идеальном ее виде. Боль, страх за мужа — ведь он отошел в мир иной неготовым — побудили ее подъять на себя этот поразительный подвиг, подвиг юродства ради Христа. Чем она могла помочь тому, кого любила, когда его не стало? Могла молиться, творить милостыню, совершать иные добрые дела. Но все это ее любящему сердцу показалось слишком малым, недостаточным, и она, спасая мужа… стала святой. Чудное, может быть, на первый взгляд, объяснение, однако нет в нем ничего чудного, а лишь совершенное исполнение заповеди Христовой о любви и подтверждение слов Его о том, что требует она подчас положения души за любимого и это — подлинная ее, любви, вершина.
Что мы отвечаем на него, когда радует он наш слух и утешает сердце? То же, наверное, что я выше уже упомянул. Говорим о необходимости молитвы об усопшем, о подаваемой за него милостыне, о творимых в память его добрых делах. И это правильно: поступая так, человек, переживший расставание с тем, кто был ему дорог, обретает покой, если, конечно, все это он делает не формально, а с верой и от сердца. Но мне кажется, что один очень нужный совет мы забываем. Если хочешь помочь ушедшему от нас и ожидающему сейчас суда Божия родному человеку своему, то постарайся стать святым. Бог примет и молитвы, и милостыню, и добрые дела твои. Но еще дороже и важнее будет для Господа жертва твоего сердца, когда любви ради — и человеческой, и Божией, потому что тут они будут одно,— начнешь ты отказываться от того, что тебя от Него отделяет, стоит между вами, как стена. От злой воли, от нечистоты сердечной, от корыстности, гордости, самолюбия своего, от всего, словом, что несвятым тебя делает…
Может, кому-то этот совет покажется наивным или даже недобросовестным, далеким от «действительного реализма жизни». Но надо обратить внимание на значимый нюанс: не «стать святым», а только постараться. Это старание и есть самое главное. Пример блаженной Ксении, конечно, исключительный. И тем не менее пример.
Я упомянул выше о множестве людей, приходящих в храм впервые именно после понесенной утраты. Но могу сказать и о том, что знаю много людей, которые после такой утраты остались в Церкви, живут христианской жизнью. Чаще всего об их уже покойных близких мне известно что-то лишь по их же рассказам. Молюсь о них по мере возможности, но что я могу ведать о посмертной участи их? Правда, появилось у меня со временем одно убеждение — частное, не претендующее на абсолютную верность, но кажущееся тем не менее важным. Мне думается, что добрая христианская жизнь тех, кого ко Христу привела скорбь об отшедшем, служит чаще всего свидетельством милости Божией к нему. Субъективно, наверное. И вместе с тем не могу в это не верить. Мы же не просто верим — из опыта знаем, что наша молитва куда большую имеет силу, когда всей жизнью подтверждена и подкреплена. А здесь не так разве? Да и других доводов, не менее «рациональных», можно достаточно назвать.
Только, кажется мне, Ксения Григорьевна Петрова их не искала и не рассматривала особенно. Она просто делала то, к чему ее побуждало верующее и любящее сердце. И не ошиблась.
Следующая загадка
Все, что трогает Ваши души и помогает жить, когда хорошее или плохое настроение, в радости или грусти. Молитвы, проповеди, духовные наставления, стихи, проза, музыка, фильмы. Можно делиться, обсуждать и поддерживать друг друга даже на расстоянии.
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12).
О Ксении блаженной.
Блаженная Ксения и хиппи.
Однажды передо мной встала проблема: как показать современным взрослым детям подвиг юродства. Конкретно, речь шла о Блаженной Ксении Петербургской. Ну как объяснить: зачем она раздала всё имущество, почему вела жизнь нищенки, зачем ходила раздетая, босая, голодная? Почему это духовный подвиг, а не безумие, и как она всем этим послужила Господу? За что её, собственно, прославляют? За пророчества, за молитвы, за помощь бедным? – Так это, наверное, можно было делать и не таким экстравагантным способом!
Задумавшись, какие можно найти аналоги юродства в современной жизни, я, естественно, сразу подумал о протестных молодёжных субкультурах. В первую очередь, о таких широко известных движениях, как хиппи и панки. Но, по размышлении, понял, что эти современные нам явления лишь поверхностно сопрягаются с феноменом юродства. Несомненно, в этих молодёжных движениях выразился протест против мира сего, против культа потребления, против бездумного самодовольного конформизма. Но отправной точкой этого протеста было самоутверждение, пусть даже и преследующее благородные цели. Точкой опоры протестующих молодых людей была их собственная личность, понимаемая как высшая ценность. И даже самоотверженность их, иногда проявлявшаяся в конфликте с обществом, служила только утверждению этой личной самодостаточности и самоценности.
Совсем иначе обстоит дело с блаженными Христа ради. Важнейшая черта подлинного юродства – это полное самоотвержение от своей личной жизни, от прошлого, от столь дорогих и милых человеческому сердцу чувств и привязанностей. Забыть себя, Бога ради! – Вот главный принцип юродства. Но, надо понять, что принцип этот осуществляется не для утверждения и даже не для спасения себя, не как поставленная себе личная цель, нет – он осуществляется как полное предание себя в Волю Всевышнего, как окончательное отрешение от своей воли. И если отрешение это искреннее и полное, то Бог берёт такого человека в Свой удел, делает его Своим орудием. Человек этот уже не сомневается, как ему поступать, Дух Святый ведёт его. Подлинный юродивый становится чувствительнейшим органом Божественного Тела, можно сказать, что он становится Болью, вопиющей против гибельных законов мира сего. Вот каким я представляю себе крест юродивого служения…
Как приходят к такому служению? Биографически – все по-разному. Но приходит к нему только тот, «кто возлюбил много». Так стала юродивой святая блаженная Ксения. Да простит мне блаженная Ксеньюшка, покровительница моей церкви и надёжная наша заступница, если я попытаюсь построить психологическую версию её преображения. – Это сейчас она «святая» и «блаженная», а тогда, в самом начале своего подвига, она была молодая, счастливая женщина, горячо любившая своего мужа. И, вдруг, муж этот умер… Внезапно, даже без покаяния! Смерть эта тяжко потрясла молодую Ксению Петрову. Она не вмещалась в её сознание, переворачивала весь её мир! Как мог умереть без покаяния такой прекрасный, такой добрый, самый дорогой её человек?! Ведь он не сделал в своей жизни главного, не реализовал ещё свою прекрасную душу! – Это она должна была умереть вместо него, она, недостойная своего счастья!
Возможно, она убежала из своего дома в отчаянии, долго бродила по улицам, как безумная… Беспрестанно взывала она к Господу: Господи! Господи! – Неужели это Твой Суд?! Неужели ничего нельзя изменить?! Ведь это я должна была умереть! Сделай так, чтобы я умерла, а Андрей был жив! Господи, спаси нас, по великой Твоей Милости! – Может быть, она прибежала в Матфеевскую церковь, прихожанами которой они с мужем были, долго и отчаянно молилась. Может быть, даже потеряла сознание в какой-то момент, но зато получила безмолвный ответ от Господа: МОЛИТВА ТВОЯ УСЛЫШАНА… ТЫ ТЕПЕРЬ АНДРЕЙ ПЕТРОВ! ВСТАНЬ И ДЕЙСТВУЙ ПО ВДОХНОВЕНИЮ СВЯТАГО ДУХА!
И вот, она встала и пошла домой. Дом родной показался ей пустым, чужим и ненужным. Жить в нём она больше не могла. Но она знала, что делать… Оделась в костюм мужа, сказала близким, что она Андрей Петров. Все свои деньги послала в церковь, велела молиться за упокой души бедной Ксении. Дом свой отдала нищей приживалке Параскеве Антоновой. И пошла в город, искать Божьей Воли …
Она ходила по знакомым улицам, и они казались ей незнакомыми. Они были совсем другие, чем в прежней жизни, когда она проходила или проезжала по ним с мужем. И люди были совсем другие, хотя некоторые лица и были знакомы. Люди сокрушённо качали головами, некоторые смеялись, указывали на неё пальцем. Мальчишки гнались за ней и швыряли в неё грязью. Родные пытались удержать её, скорбели о ней. Даже подали петицию начальнику полковника Андрея Петрова, чтобы остановил её и отправил на лечение. Начальник вызвал её на беседу с комиссией. Комиссия установила, что Ксения Петрова в полном уме и трезвой памяти, а если творит непонятное, так то, наверное, по Воле Божией. И отпустила Ксению на улицу, где продолжилось её поругание и посмеяние… Но она любила их всех, она знала, что её ведёт Господь, у которого она вымолила душу Андрея Петрова!
Так она стала городской юродивой, а потом, через годы и десятилетия – блаженной матушкой Ксенией. Ведь скиталась она по улицам родного города 45 лет. Люди постепенно привыкли к ней, стали жалеть и уважать. Потому что её поступки и слова только на первый взгляд казались безумными и бессмысленными. Те, кто не был духовно слеп, увидели, что в её бездомной жизни есть и смысл и направление. Она молилась непрестанно в церкви и на улице, она молилась за всех, кому нужна была помощь. И её молитвы к Богу помогали. Одни исцелялись, другие находили по её подсказке своё счастье, третьих она предупреждала об опасности…
Блаженная Ксения совершила бесчисленное множество чудес и подвигов, из которых дошли до нас лишь немногие. Потому что она стремилась делать их тайно. Так, люди совершенно случайно узнали, что она носила по ночам кирпичи для строителей Смоленской церкви. В другой раз, начальство поручило городовому выяснить загадку – где ночует Ксения? И тот проследил, оказалось, она все ночи проводит на молитве, в поле за городом – в любую погоду, во все времена года! Огромное количество рассказов ходило в народе о её помощи и пророчествах. Самые достоверные из них приведены в её житии.
Людей поражало, как она терпит мороз и сырость, зной и стужу, дождь и ветер, обиды и голод. Одетая в жалкие лохмотья, с красными потрескавшимися руками и ногами, питавшаяся коркой, она терпела невзгоды радостно, со смирением. Щедрое подаяние жалостливых горожан она тут же раздавала голодным и нищим. А сама сохраняла свой подвиг и молилась непрестанно. Так и стала Ксения блаженная городской легендой, заступницей города Петербурга. И хоронить её к Смоленской церкви, которую она помогала строить, пришло полгорода. А со временем, молва о её помощи и заступничестве не только не угасла, но ещё и расширилась. Её могилка стала местом паломничества православного люда со всей России. И всем блаженная Ксения помогала…
Вот какой Крест Любви пронесла по жизни святая блаженная Ксения. Тяжёл крест юродивого, ведь боль Самого Христа, распятого в этом мире, заключена в нём… Что мы знаем о страданиях Господа, мы пребывающие в самообмане, в слепом благодушии? А знают эти страдания юродивые и блаженные, они чувствуют их, как свои! И проносят Крест Христов, для нас невидимый, через нашу суетную никчемную жизнь. – Вот какова цена их прозрений, пророчеств, чудесных исцелений! Вот в чём смысл их подвига!
А что же хиппи и панки? – Ну, они, мягко говоря, не дотягивают до этого уровня…
Читайте также: