Загадки на ивана купала для детей с ответами

Обновлено: 07.07.2024

Вед: Здравствуйте ребята! А кто может сказать, какой народный праздник отмечают на Руси в июле, 7 числа?
Ивана Купала, это старорусский праздник, который все любили за веселье, озорство.
Раньше, в этот день люди одевали на головы венки и себе и домашним животным, чтобы никто не болел, и чтобы никого не сглазили. Венками украшали дома, двери, окна, стены, а девушки и парни обменивались венками, в знак дружбы и любви. В доме раскладывали крапиву, чтобы отпугнуть нечисть. Вечером же зажигали большой костер, через который прыгали самые смелые и отважные. Венки же бросали в реку, поминая те самым умерших.
Сегодня мы с вами поиграем, поозорничаем. И вот уговор – никто ни на кого не обижается! Договорились?! (Да) И еще, за каждый ответ – жетончик, который необходимо сохранить до конца праздника. А зачем, узнаете в конце нашей встречи!
Для разминки начнем с загадок:

Загадки о растениях

Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть всегда её готовы. (трава)

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный (василек) .

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звона нет (колокольчик) .

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок — и нет цветка (одуванчик).

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли (колокольчик) .

На зелёном шнурочке

Белые звоночки (ландыш) .

Путник часто ранит ногу

Вот и лекарь у дороги (подорожник).

Пробивался сквозь снежок,

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок! (подснежник) .

Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож (тюльпан) .

Ребята, а может кто-то из вас знает загадки о лете, дожде, воде?

Наш праздник будет посвящен воде и всему, что с ней связано, потому что название праздника нас к этому обязывает – купала от купаться. В этот день все должны окунуться в реке, озере, море, или же просто облиться водой.
По поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т.д.)
Сегодня мы выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину зала. А вы ребята решайте, у кого коса длиннее. Можно распустить косы. Чтобы было виднее.

Звучит «Песня Водяного»

Дети:Водяной) (ходит по залу, знакомится— брызгается из распылителя)
Вед: Здравствуйте господин Водяной, спасибо Вам, что соизволили в этом году прийти на праздник.
Водяной: Да, в прошлом году я приболел, мошек объелся. Лежал во мху, охал, да пузо поглаживал. А я гляжу, у вас тут праздник никак? А это что за красавицы, поди-ты, русалочки?! А ну-ка, погляжу.
Вед: Вот ты нам и помоги, определи у кого длиннее волос.
Вод: Хорошо, где тут мои ножницы?!
Вед: Что ты, что ты, девочки старались, растили, а ты за ножницы хватаешься. Ты бы лучше приз какой дал.
Вод: А! Так я это мигом, сбегаю на болото, лягушечку принесу или пиявочку.
Вед: Да не нужны нам лягушки, нам подарочек какой, той у кого волос длиннее!
Вод: Да шучу я, шучу. Вот припас на случай. Ладно, поделюсь. (достает приз) Только вы пройдитесь, волосом похвалитесь, а может, кто и станцует?!

Звучит спокойная музыка.

Вод: А какой праздник нынче, знаете? Тогда почему не играете?

Капля, речка, океан
Игра сопровождается динамичным музыкальным фоном.
Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок — это капелька.
Ведущий дает команду: "Объединиться по двое". Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: "Объединиться по трое". Игроки двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Ведущий: "По четыре человека, по три, по два, по пять ". "Все в общий круг", — командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.
Водяной: Вот вы какие молодцы, считать умеете. А названия каких— нибудь рыбок знаете ? (ответы детей) Тогда давайте поиграем в игру.

Ловля рыбок
Участники становятся в хоровод, берясь за руки, и поднимают руки вверх. Несколько других детей будут рыбками. «Рыбки» бегают произвольно, то забегая внутрь круга-невода, то выбегая из него пока звучит какая-то музыка или бубен ведущего. Как только музыка прекращается, хоровод должен дружно опустить сцепленные руки вниз и поймать «рыбок». Пойманные «рыбки» становятся в общий круг, игра продолжается, пока не будут пойманы все «рыбки». Затем можно поменяться местами. Водяной: Очень мне нравится, как вы играете! А танцевать вы можете? А я – нет! Научите?
Ведущая: А мы тебе покажем «Танец Океана»

Танец Океана
Все дети разбиваются на три команды. (В первой команде должно быть больше всего людей, во второй – чуть меньше и в третьей – не больше трех-пяти человек). Затем ставится музыка и всем трем командам задается одно и то же задание –придумать Танец Океана.
После подготовки круги показывают каждый свой танец, а затем — собираются один в другой, чтобы получился общий Океан из трех вложенных кругов. Каждая группа одновременно танцует свою часть. Водица раздает детям ленточки из жатой бумаги синего, белого и голубого цветов, вырезанные из картона рыбки – для украшения танца.

Водяной: Ах, порадовали старика. А давайте теперь поиграем!

Венок
Количество игроков: любо.
Игроки договариваются, кто каким будет цветком, и рассаживаются по местам. Ведущий начинает "плести" венок, называя какой — либо цветок. Названный "цветок" берет за руку ведущего и в свою очередь называет следующий цветок. Дети бегают цепочкой, "собирая цветы".
Когда венок сплетен, все становятся в круг и водят хоровод, проговаривая стихи.
На поляне мы гуляли,
Во вьюнок цветы вплетали
От жары мы все устали
И цветы в венке увяли.
После слов ведущего "цветы увяли" дети разбегаются по местам. Тот, кто остался без места, продолжает игру, начинает "плести" новый венок. Для хоровода можно использовать стихи. Повторить по желанию детей.


Водная эстафета
Для игры приглашаются 12 человек, им раздаются кусочки картона, из которых они должны составить два слова. Игроки в команды выбираются по цвету мозаики.
1. Прыжки на одной ноге со стаканом в руке. Стакан следует наполнить водой, а в ходе соревнования следить, чтобы вода не расплескалась.
Оставшуюся воду после 1-й эстафеты сливают в банку. По окончании эстафет— у кого более полная банка, тот и победитель.
2. «Из пустого в порожний» — Соревнование по бегу на скорость, в котором у каждого из бегущих в руках два стакана, один с водой, другой – пустой. На дистанции бегуны переливают воду из полного сосуда в пустой. Остаток в банку .
Сравнивается количество воды в банках – победителям – УРА! И жетоны.

Вед: В старину все на праздник Ивана Купала прыгали через костер, Мы жечь костер не будем. А вот попрыгать с опаской попробуем. Через костер, который не горит, но жжет. Ну кто смелый, да умелый?!

«Крапивушка» — дети прыгают через крапивный костер.
В конце подвести итог жетонов – раздать призы тем, у кого наибольшее количество.
По погоде – обливаемся или идем на разлив.

Загадки для детей

1. Оно за весною к нам в гости идет,
С собою приносит немало забот,
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски (Лето)
2. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (дождь)
3. Золотое яблочко по небу катается, с утра всем улыбается (солнце)
4. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, ищем, ищем, не найдем. (роса)
5. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
И сады, и огороды, все округи полила. (гроза)
6. Что в доме не видно, а ощущается (тепло и холод)
7. Поднялись в небо ворота, всему миру красота (радуга)

Ход мероприятия

Дети собираются на физкультурной площадке детского сада. (Звучит музыка.)

Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые! Гости званые и желанные! Смотрю, вы уже все собрались. Ведь праздник сегодня не простой. Праздник волшебный, цветной. В честь батюшки нашего главного Ивана Купала славного! Сегодня праздник огня, воды и матушки Земли!

1.Ребенок: На Ивана, на Купалу Смеха, радости немало.

С песней водит хороводы, Под берёзками народ,

И на землю, и на воды Солнце щедро свет свой льёт.

2.Ребенок: Праздник света, праздник света! Золотая горка лета!

В этот праздник снова молод, И силён славянский бог.

И девичий волос долог, И цветёт в ночи цветок.

Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник, или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. А еще с этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад. Каждый год, немало храбрецов отправляются, найти это чудо. Вот и мы сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка, а возможно и клада. Вы готовы к этому? (ответ детей).

Тогда наша команда превращается в группу искателей приключений. У нас с вами есть схема нашего маршрута.

Чтобы узнать, где растет цветок нам нужно пройти маршрут по участку детского сада и выполнить задания, которые спрятаны на полянках указанного маршрута. Выполнив задание, нужно действовать дальше согласно схеме маршрута, который приведет нас к волшебному цветку. При выполнении заданий внимательно слушайте друг друга, договаривайтесь о дальнейших действиях.

Дети выбирают капитана команды.

(Воспитатель предлагает детям встать в круг и произнести слова клятвы)

Клянемся дружными мы быть

И слезы горькие не лить.

С улыбкой трудности встречать.

Все смело преодолевать.

1. Полянка «Березовая»

Воспитатель: На празднике этом украшением служит береза. В этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе. Да вот и она, стоит и ждет, когда мы ее нарядим, стихи для нее прочитаем, песенку споем. Ребята, в хоровод вставайте, песню запевайте! Хоровод «Во поле береза стояла». А теперь пришло время наряжать березку и загадывать желания. (Воспитатель просит загадать желания и завязать ленточки на веточках березы)

2. Полянка «Водяная»

Воспитатель: В день Ивана Купала все традиции связаны с водой. Самый знакомый всем обряд, дошедший до наших дней - обливание водой прохожих. Давайте и мы с вами с водицей прохладной поиграем.

Проводятся спортивные эстафеты с водой в командах, кто быстрее.

1. «Водоносы» - переносят воду в стаканчиках из одного ведра в другое.

2. «Коромысло» - ведро на палочке донести до ориентира и обратно.

Воспитатель: Ну, вот и позабавились! Наигрались! В славный праздник, в летний зной, окроплю я всех водой. (Окропляет детей водой)

3. Полянка «Здоровья»

Воспитатель: Многочисленные обычаи и предания Ивана - Купалы, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают как наиболее целебные.

Давайте ребята мы с вами соберем лекарственные растения на нашей полянке.

(Дети собирают подорожник, одуванчик, крапиву, мяту, тысячелистник и рассказывают для чего их можно применить).

Воспитатель: Молодцы. Двигаемся дальше

4. Полянка «Забытые игры»»

Воспитатель: А еще ребята, праздник Иван-Купала называют праздником огней. И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца и, перепрыгивая через купальские костры, по народному поверью, люди становятся здоровыми и набираются новых сил. На праздничных гуляньях девушки и парни прыгали через костёр, проверяя свою смелость и ловкость. А готовы ли вы перепрыгнуть огонь?

1. Игра «Перепрыгни костёр»

(Дети по очереди перепрыгивают импровизированный костёр.)

2.Игра: «Бабки – Ежкина метелка».

(В большом кругу дети передают метелку, с окончанием музыки ребенок у которого оказалась метелка скачет на ней по кругу)

3. Игра «Заря – Зарница»

(Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.)

Заря-Заряница, Красная девица,

По полю ходила, Ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

На последние слова Заря-водящий кладет платок на сцепленные руки двух рядом стоящих детей. Они расцепляют руки и поворачиваются спиной друг к другу.Участники хором командуют: Раз, два, не воронь -беги как огонь…Дети бегут в разные стороны хоровода, кто первый возьмет ленту тот и победил.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.

Воспитатель: Поиграли мы весело. Вспомнили народные игры. И снова в путь.

5. Полянка «Волшебная»

Воспитатель: А вот и цветок, мы до него дошли и посмотрите. О чудо! Он расцвел! А значит, мы будем здоровы, счастливы и обязательно найдем клад. А вот и он! (выкапывает чугунок, а в нем угощение для детей). Это конфеты непростые, кто их съест – тот станет здоровым и счастливым.

- Угощайтесь! Не стесняйтесь! Сил, здоровья набирайтесь.

1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Ивана Купала через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

2. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

3. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Внедрение квеста в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Сделанная подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты квеста, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.

Публикации по теме:

Видео и сценарий фольклорного праздника «Ивана Купала» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Видео и сценарий фольклорного праздника «Ивана Купала» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: Воспитательные:.

Квест-игра «Безопасное лето»

Квест-игра «Безопасное лето» Квест - игра "Безопасное Лето" В детском саду мы провели квест-игру "Безопасное Лето". Главная задача игры - напомнить детям о правилах.

Квест-игра «Да здравствует футбол» Квест - это больше чем игра! Это возможность весело провести время с друзьями, а также на миг стать следопытом, королём логики или мастером.

Квест-игра «Георгиевская ленточка»

Квест-игра «Георгиевская ленточка» Дошкольники проходят различные испытания. За пройденное испытание дети получают букву. Пройдя все испытания – из полученных букв надо составить.

Квест-игра «Как мы искали человечков»

Квест-игра «Как мы искали человечков» Квест – игра «Как мы искали человечков» для детей старшего дошкольного возраста. Цель:с помощью совместных игр создать детям атмосферу радости.

Квест-игра «Мой детский сад» Задачи: Учить ориентироваться в помещениях ДОУ. Продолжать знакомить с профессиями сотрудников детского сада, их работой. Закреплять имена-отчества.

Квест-игра по литературе для 5–6 классов «Классный квест!» Маленьких Надежда Леонидовна, педагог-организатор Литературная квест – игра «КЛАССный квест!» для 5-6 классов В игре принимают участие.

Квест-игра со Снеговиком

Квест-игра со Снеговиком Цель: создать благоприятную, эмоциональную атмосферу, повысить интерес к физической культуре, продолжать знакомить с зимними забавами. Задачи:.

Квест-игра «В гости к Матрешке»

Квест-игра «В гости к Матрешке» Квест-игра "В гости к Матрешке". Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра для ребенка является наиболее привлекательной,.

Педагогическая технология «Квест-игра»

Педагогическая технология «Квест-игра» Педагогическая технология «Квест - игра», как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста..

Следующая загадка

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально- коммуникативное развитие.

Познавательное развитие: познакомить детей с праздником Ивана Купалы, с обычаями, традициями, обрядами русского народа.

Речевое развитие: учить детей отгадывать загадки, отчётливо произносить слова текста песен, народных игр.

Физическое развитие: обогащать двигательный опыт детей, развивать физические качества детей.

Художественно- эстетическое развитие: побуждать детей к инсценированию содержания русских - народных песен, развивать танцевальное творчество.

Социально- коммуникативное развитие: приобщать детей к истокам русской народной культуры через развитие эмоциональной сферы путём включения их в народные праздники, воспитывать любовь к обычаям и традициям русского народа.

Предшествующая работа: плетение венков с родителями накануне празднования, разучивание русской - народной песни «Из – под дуба, из – под вяза», разучивание танцевальных движений с музыкальным руководителем, подготовка костюмов для инсценирования русской – народной песни «Ой, вставала я ранёшенько».

Праздник проводится на берегу водоёма, дети одеты в народные костюмы, на головах девочек венки.

Сценарий праздника.

Ведущая одетая в русский сарафан: «Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут тётушка Арина, пригласила я вас сюда неслучайно. Сегодня, 7 июля, отмечается главный летний праздник, называется он днём Ивана Купалы.

На Иванов день проводятся различные обряды, связанные с водой. Именно с этого дня в старину можно было начинать купания в прудах, озёрах, реках, так как считалось, что в ночь с 6 на 7 июля вода обретала целебную силу. В этот день народ ходил к родникам умыться для здоровья, попить ключевой воды.

После утреннего молебна в церкви празднование продолжалось на улицах. Леса вокруг селений и берега водоёмов наполнялись весёлым шумом».

Выходят девочки с платочками в руке, исполняется русская – народная песня «Из-под дуба, из-под вяза».

Тётушка Арина продолжает: «У праздника есть и другое название – Иван –травник. Люди верили, что травы, собранные в ночь перед празднованием, обладают целебной силой. Вот и собирали девушки различные растения, приносили к разведённому костру и раскладывали вокруг него. Полежат у костра травки и могут стать лекарством.

Отгадайте, дети, загадки про травки полевые. (Ведущая загадывает)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает,

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё –беда:

Она их главная еда. (Трава)

Сама холодная, а людей обжигает. (Крапива)

Он и мачеха, и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха)

В белой шапке стоит дед,

Если дунешь – шапки нет! (Одуванчик)

Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо (василёк).

На плоту - красавица,

Солнцу улыбается. (Кувшинка).

Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки).

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик).

Путник часто ранит ногу

Вот и лекарь у дороги. (Подорожник).

Ведущая продолжает свой рассказ: «Некоторые девушки мечтали найти траву счастья – Иван-да-Марья. В старину рассказывали, что как-то встретились парень и девушка, Иван и Мария, полюбили друг друга и поженились. Да вскоре узнали, что они брат и сестра родные, но разлученные в детстве.От горя превратились они в траву с цветами разного цвета на одном стебле : Иван – синий, Марья – розовый.

С Иванова дня начинался сенокос, крестьяне заготавливали сено для домашних животных, старались накосить как можно больше ещёдо восхода солнца и говорили: «Пройди до солнышка два покоса, ходить не будешь босо».

Инсценировка русской - народной песни «Ой, вставала я ранёшенько».

Ведущая: «Девушки накануне празднования плели венки из разных трав и цветов, вплетали полынь и крапиву, чтобы сберечь себя от «нечистой силы», которая особенно любила «пошалить» в ночь на Ивана Купалы. Потом пускали венки по воде, считалось, что, девушка, чей венок уплывёт дальше других, раньше всех выйдет замуж. Давайте, девочки, и мы пустим свои венки по воде и понаблюдаем, чей уплывёт дальше всех. (Девочки бросают венки в реку).

Вечером в этот день люди устраивали шуточные состязания: перетягивали канат, бегали в мешках, скакали на одной ноге и обязательно проводились игры с водой. Сейчас мы проведём эстафеты с водой».

(Ведущая предлагает построиться в две команды).

1. Эстафета «Достань камень из таза с водой». Бег до таза (7-8 метров, достать рукой один камень из воды, вернуться назад и положить камень в ведро).

2. Эстафета «Бег с ведром, наполненным водой».(Добежать с наполненным ведром до ориентира, обежать его и вернуться на место. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету и сохранившая большее количество воды).

3. Эстафета «Перенеси воду в стакане». (Стаканом перенести воду от линии старта до ведёрка, вылить воду и вернуться назад, передать стакан следующему игроку).

Ведущая: «Костёр в этот день тоже считался целебным и люди, как только пламя немного опадало, через него начинали перепрыгивать. Давайте тоже попрыгаем. Через настоящий костёр прыгать опасно, поэтому мы устроим необычный костёр на нашей поляне (используем красные флажки, воткнув палочки в пнсок).

(Прыжки через «костёр»).

Ведущая: «Ну, а теперь становитесь в круг скорее, поиграем в любимую русским народом игру «Горелки».

Ребёнок- водящий с платочком в руке идёт внутри круга,остальные дети идут взявшись за руки со словами: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Динь – дон, динь – дон!

Убегай скорее вон!

Водящий останавливается,поднимает платочек и после слов: «Раз, два, три, беги!» опускает платочек между парой детей, которые бегут в разные стороны вокруг стоящих в кругу детей.

Кто из детей первым коснётся платочка водящего, становится в круг, опоздавший становится водящим, то есть «горит», как говорили в старину.

Ведущая: «Самым главным растением в этот день считался волшебный цветок – папоротник, который якобы расцветал в ночь Ивана Купалы. По народному поверью,цветок папоротника обладает способностью творить чудеса: с его помощью можно стать богатым и счастливым. Но на самом деле цветок папоротника искать не стоит – это всего лишь легенда, это растение никогда не цветёт. Говорили, что в ночь на Ивана Купалу нельзя спать,так как вся нечистая сила: ведьмы, лешие, водяные, русалки становились особенно сильными в колдовских чарах и могли утащить в своё царство. Поэтому люди собирались группами, отправлялись на берег водоёма, разжигали костры, возле которых затевали игры, с одной из них мы познакомимся, называется игра «Ручейки и озёра». (Игроки стоят в пяти- семи колоннах с одинаковым количеством игроков в разных частях площадки – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг).

Ведущая продолжает: «С Ивановым днём связано много примет и поговорок, в них отражается весёлый и почитаемый в народе праздник».

Дядя Иван пришёл к людям и к нам.

После Ивана не надо жупана.

С Ивановой ночи появляются светляки.

На Ивана ночь звёздная – много грибов будет.

«Вот и подошёл к концу наш весёлый праздник.

С днём Купалы поздравляю,

Только лучшее желаю:

О друзьях не забывайте.

И купайтесь неустанно –

В море, в речке, даже в ванной!

Чтобы смыть болезни, беды

И испытывать победы!»

Ведущая – тётушка Арина, раздаёт детям праздничное угощение.

Следующая загадка

Данный материал направлен на знакомство детей старшего дошкольного возраста с народной культурой и традициями русского народа и адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, который поможет расширить и углубить знания детей в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в середине лета «Ивана Купала». Ивана Купала один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Ивана Купала» силами воспитателя и ребят.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные игры и малые формы фольклора с использованием современных игровых технологий.

1. Расширять у детей представления о традициях обрядовых праздниках русского народа.

2. Развивать эмоциональную выразительность речи через малые формы фольклора.

3. Закрепить у детей знания о русских народных хороводных играх.

4. Формировать потребность в изучении обычаев русского народа.

5. Формировать умение договариваться. Действовать в соответствии с прилагаемыми алгоритмами, видеть закономерности, совершенствовать умение ориентироваться во времени и пространстве, формировать самостоятельность и инициативность.

6. Пробуждать интерес у детей к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, интерес к русским народным праздникам, традициям.

7. Воспитывать бережное отношение к предметам русского народного быта.

8. Формировать чувство национального достоинства.

1. Просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала.

2. Просмотр мультфильма «Цветок папоротника»

3. Изготовление венков из цветов.

4. Беседы о традициях русского народа, просмотр иллюстраций.

6. Чтение русских народных сказок.

7.Знакомство с малыми формами народного фольклора: потешки, песенки, игры.

Дети подготовительная группа в возрасте 6-7 лет.

Стратегия и механизмы реализации. Квест представляет собой игровой процесс, длительностью 40 минут включающий в себя 5 этапов. В каждом этапе участники получают и выполняют задания, которые переводят их в следующий этап. В итоге участники получают углубленные знания в области культурного наследия нашей страны.

Следующая загадка

Цель: Познакомить детей с праздником Ивана Купала, традициями и обрядами русского народа.

Задачи : Прививать любовь к Родине, воспитывать в детях желание сохранять и обогащать наследие своей страны.

На площадке детей встречает Красная девица

Красная девица:

Квест «Праздник Ивана Купала» для старших и подготовительных групп

Я пришла не опоздала.

Ведь праздник сегодня не простой, праздник волшебный цветной.

В честь батюшки нашего главного

Ивана Купала славного!

Сегодня праздник огня, воды и матушки Земли!

Как собрал нас здесь праздник древности

Праздник летний наш почитаемый.

Будем петь плясать

Клад лесной искать.

По легенде той, дошла до нас весть

Есть в Иванов день необычный час

Расцветает в ночь, огненный цветок

Но найти его там не всякий мог.

Красная девица: И вы тоже сегодня попытаете счастье в поисках огненного цветка. И начнем путешествие с веселого хоровода.

Хоровод «На Ивана, на Купала»

исполняют (Волшебники двора)


Красная девица: Праздник Ивана Купала очень веселый, в этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке. Се загадывали желания и завязывали ленточку на березке. Давайте и мы с вами поиграем в ручеек с березовой веточкой.

Русская народная игра «Ручеек»


Дети встают парами, друг за другом берутся за руки,образуя коридор (ручеек)

Водящий с веточкой березы проходит в ручейке, разбивая пару- отдает веточку, Становиться с разбитой парой, с тем у кого нет ветки. А тот у кого ветка продолжает игру водящим.

Красная девица: Ребята, посмотрите на какую красивую полянку я ас привела. Сколько здесь зелени, разных деревьев, травки муравки. (привлекает внимание на письмо, висящем на рябинке).

Ребята, посмотрите, что я нашла? Это письмо, сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо).

Письмо.

Здравствуйте ребята,я сам батюшка Иван Купала! Этот день, а точнее ночь -особенная. В эту ночь проводятся обряды с огнем, травами и огнем. Девушки плетут венки и гадают; юноши водят хороводы, разжигают костры на берегах рек, прыгают через них в парах; купаются в реках и озерах, собирают травы, чтобы очиститься от нечистой силы: водяного, лешего, русалок и кикимор.

И если все обряды пройдете, то и цветок счастья найдете.

Красная девица: (детям) Ну что начнем?

Нужно отгадать загадки о целебных травах и цветах.

Загадки:

1. И женское и мужское

имя носит этот цветок?

(Иван да Марья)

2. И сорняк он, и цветок

От болезней мне помог,

Как присяду на диванчик.

(Одуванчик)

3. Шарик нежно голубой

Он колючий, но не злой.

И в букете он не плох,

(Чертополох)

4. Вкусен чай и ароматен,

с ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь?запах?

(Мяты)

5. Вдоль дороги его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь.

сорвешь листочки осторожно,

(Подорожник)

Красная девица: Молодцы. с первым заданием справились!

(вдруг появляется Кикимора, она всех пугает, и брызгает всех в

водой из водного пистолета.)

Кикимора:


Никогда вы цветок не сыщите, пока обряды все не совершите.

Я Кикимора лесная

Я колдунья деловая

Делать пакости люблю.

И лягушку и змею

положу я на обед,

вместо булок и конфет

Я испортить праздник рада-

Лучше ничего не надо!

Вы наверно забыли, что сегодня праздник Ивана Купала- обливай кого попало (снова обрызгивает детей водой)


Кикимора: ох как славно поиграла-

Подобрела я немало

И растрогалась совсем

Что кого то может съем(пугает детей снова)

Красная девица: Не пугай детей Кикимора, они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав, ну-ка посмотри. (Дети снимают с себя венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора: Ой, ой. боюсь, боюсь (дрожит)

Уберите их отсюда

кабы не было мне худо.

Я не буду вам мешать

С вами буду я играть

Красная девица: Ну, так и быть. Оставайся у нас и помогай искать волшебный цветок

Кикимора шепчет разные слова-(взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить петуха)

Красная девица: Что ты там говоришь? Не пойму. Красный цвет. Запустить петуха? Аа кажется я все поняла. Красный петух-это костер, а запустить красного петуха-это разжечь костер и прыгать через него, т. е петуха. И следующий обряд, который предлагает нам Ивана Купала-очищение костром. Люди верили, что на Купалу огонь преобретает целительную, очищающую, силу. Снимает порчу и отгоняет нечисть. Кто ваыше прыгнет. Тот и счастливее будет.

Подвижная игра«Прыжки через костер»


Дети друг за другом или парами, бегут до импровизированного костра (бревнышки) и перепрыгивают его, возвращаясь в колонну.

Красная девица: Молодцы и с этим заданием вы справились.

Одна из главных традиций- купание в озерах и реках. вода в водоемах на Купалу, становиться целебной, приобретает особые, магические свойства. Кроме того, в эту ночь выползает вся нечистая сила,до этой ночи можно купаться не опасаясь.

Появляется Водяной


Водяной:Здравствуйте ребята

Я Водяной!Гордый я, болот властитель.

Лягушек и пиявок повелитель.

Красная девица: А ты что в болотах живешь? У вас наверно там скучно и вода то не очень чистая.

Водяной: А мы в болотах тоже весело живем и совсем не скучаем. сейчас я вам это докажу и поиграю с вами в игру.

Игра с мыльными пузырями

Команды по 5-6 человек, подбегают к центру поочередно. Надувают пузырь (пузыри) и возвращаются к своей команде.

Кикимора: А давайте с Водяным в жмурки поиграем.

Подвижная игра «Жмурки»


Дети становятся в круг. Водяной идет по кругу с колокольчиком. Все поют песню.

Слова песни:

Дедушка Водяной, что сидишь ты по водой

Выходи на чуточку, на одну минуточку.

Водяной отдает колокольчик и ему завязывают глаза. А дальше он ловит на слух, того кто с колокольчиком.

Водяной: Есть у меня подружка, золотая рыбка. Она тоже с вами хочет поиграть.

«Игра с рыбкой»

Рыбка: (варежка на руке)

Я же рыбка не простая,

А рыбка золотая

Знаю вы ищите цветок волшебный,

А я могу помочь вам его найти.

Буду вас направлять.

Близко к цветку подойдете- тепло и горячо говорить буду,

а далеко –холодно скажу.

Красная девица: А вот и папоротник! Находит цветок (там конфеты или угощение)

По легенде, в ночь на Ивана Купала, расцветает папоротник и показывает огненный цветок. Если его сорвать, то можно приобрести способность видеть клады. Понимать язык животных. Открывать все замки и запоры, обрести дар видеть будущее и принимать любой облик или становиться невидимым.

(Раздает угощение, звучит русская народная музыка)

Красная девица:Наш праздник удался, мы от нечистой силы освободились и нашли папоротник. С хорошим настроением возвращаемся в группы.


Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике Ивана Купала

Фотоотчет о празднике Ивана Купала Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Удивительное и загадочное явление народной.

Фотоотчёт «Праздник русского валенка для старших и подготовительных групп»

Фотоотчёт «Праздник русского валенка для старших и подготовительных групп» Фотоотчёт "Праздник русского валенка для старших и подготовительных групп" Знакомство дошкольников с русской культурой, историей, традициями.

Квест для детей подготовительных к школе групп «Путешествие по улицам Санкт-Петербурга»

Квест для детей подготовительных к школе групп «Путешествие по улицам Санкт-Петербурга» Цель: Способствовать эффективному взаимодействию педагогов, родителей и детей в образовательной деятельности ДОО. Задачи: Образовательные:.

Читайте также: