Загадки межполушарной асимметрии проект

Обновлено: 31.05.2024

Еще во времена первобытных людей человечество разделилось на левшей и правшей, чему есть ряд документальных подтверждений. Но все-таки основную часть населения всегда составляли правши. По статистике тридцать лет назад количество левшей составляло около 19% (включая переученных в детстве). Сейчас в мире более 30% людей — леворукие. И их количество постоянно увеличивается. В нашем классе тоже есть левши. Нас заинтересовало, с чем связано такое явление.

Мы узнали, что лет 10–20 назад считалось, что левшей необходимо в раннем детстве переучивать. Иначе в дальнейшем им будет очень трудно жить в мире, где основная часть населения — правши. Поэтому воспитатели, учителя и родители зорко следили за леворукими детьми. И при попытках взять ручку или ложку «не в ту руку» принимали меры (от уговоров до битья линейкой). На самом деле переучивание левшей в правшей абсолютно бессмысленное занятие. Сейчас психологи пришли к выводу, что делать этого нельзя. Подобное переучивание может привести к весьма печальным последствиям, начиная от заикания и заканчивая сильными нервными срывами. Наверное, именно отказ от переучивания является одной из основных причин резкого увеличения количества левшей.

Целью данного исследования является изучение явления асимметрии головного мозга. В ходе работы нами были поставлены следующие задачи:

1.Изучить публикации по выбранной теме.

2.Провести тестирование на выявление ведущего полушария у детей разного возраста.

3.Разработать рекомендации для леворуких детей, их родителей и учителей, которые помогут им лучше понимать друг друга.

Считаем выбранную тему актуальной, т.к. каждый шестой человек на земле левша, а много ли мы знаем о причинах этого явления? С какими проблемами сталкиваются эти люди в мире, созданном для праворуких?

По данным отечественных авторов количество леворуких людей среди здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это неудивительно, т.к. в течение многих лет леворуких детей в нашей стране переучивали, не думая о том, полезно ли это. По данным нейрофизиолога А.А.Айрапетянц в 1987 году выявлено 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек среди школьников 7-9 лет, в 14 лет их уже было 4.4% девочек и 4,1% мальчиков. По данным М.М.Безруких, в последние годы число леворуких детей в начальной школе составляет 15-23% (3).

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, чтобы обратить внимание родителей, учителей и общества в целом на проблемы, существующие у леворуких людей, помочь им лучше адаптироваться в жизни.

Проблемы леворуких людей

Весь мир создан для удобства праворуких. Это крайне редко учитывает интересы леворуких, а их на нашей планете живет 15%, примерно каждый шестой. В нашем классе два мальчика пишут левой рукой, а одна девочка – амбидекстр, ей удобно работать правой и левой одинаково. Левшей достаточно много, а много ли у нас задумываются о создании для них комфортных условий? Музыкальные инструменты, турникеты в метро, дверцы в шкафах и холодильниках, бытовая техника, спортивный инвентарь, клавиатура на компьютере, канцелярские принадлежности – ручки, фломастеры, ножницы рассчитаны для праворуких. Изучая литературу, тематические сайты, общаясь со знакомыми левшами, мы узнали, что самые обычные вещи могут создавать им массу проблем. Неудобно писать обычной ручкой, если на ней есть дизайнерские украшения, особенно трудно пользоваться ножницами, левша не видит линию разреза и приспособиться к этому невозможно. При работе с фломастерами есть опасность размазать написанное. Даже обычные точилки, линейки, ластики вызывают сложности.

Для леворуких создано много удобных вещей: специальные ручки и насадки с углублениями для пальцев, удобные трехгранные карандаши и ластики, быстросохнущие фломастеры, линейки с разметкой шкалы справа налево. Наиболее популярны среди левшей ножницы. Лезвия в них расположены в зеркальном отображении и можно резать, не сгибая бумагу. Лезвия в точилках для левшей перевернуты в другую сторону. (5)

Очень жаль, что в нашей стране такую продукцию почти не выпускают, нет специализированных магазинов, отделов для левшей, да и стоит все довольно дорого. Мы живем в маленьком поселке, поэтому мало у кого из леворуких детей есть хотя бы специальные ручки для письма. Надеемся, что это положение постепенно исправится. Почему кто-то должен испытывать неудобства? Кроме этого левши могут быть ограничены в выборе будущей профессии. Во многих странах создают условия для их нормального существования, образования. У нас этого нет. Очевидно, это и толкает многих родителей к переучиванию детей.

Влияние леворукости на способности

Все мы слышали об удивительных способностях левшей. Сердце каждого туляка наполняется гордостью, когда речь идет о нашем знаменитом земляке, воспетом писателем Лесковым – тульском умельце Левше. Но всё это только легенды. Столь же бездоказательны сведения о леворукости как патологии.

Отрицательное отношение к леворукости имеет глубокие исторические корни. Многие народы всё положительное связывали с правым, а отрицательное – с левым. Представители народности йоруба в Нигерии до сих пор левую руку называют негодной, а леворуких считают ненормальными. К сожалению, и сейчас бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, несмотря на то, что специальные психофизиологические исследования не дают для этого никаких оснований. Действительно, существуют данные о большом проценте леворуких среди умственно отсталых детей, среди детей с трудностями в обучении письму и чтению, но во многих случаях сама леворукость является результатом патологии в развитии мозга, как и умственная отсталость и трудности в обучении, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть и у леворукости, и у сниженных интеллектуальных способностей может быть одна причина – патология развития, а у здорового левши могут быть блестящие способности. (7)

Считается, что леворукие – люди творческие, эмоциональные. Известные леворукие: математик Пифагор, древнегреческий ученый Аристотель, великие художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Ньютон, Наполеон, Эйнштейн, Чаплин, Черчилль, Пикассо, актриса Джулия Робертс, Билл Гейтс, Пол Макартни.

1.4. Причины преимущественного пользования левой рукой

1.4.1. Генетическая

В процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а также математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называют доминантным или преобладающим.

В осуществлении движений участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое — соответственно левой рукой и ногой. Следовательно, у правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе развития головного мозга происходят некоторые изменения, и доминирующую роль выполняет правое полушарие. В этом случае основной является левая рука. Переученные левши многие основные действия совершают правой рукой, но некоторые другие действия предпочитают производить левой. например, они могут писать и есть правой рукой, но режут хлеб, бросают мяч — левой. Кроме того, может наблюдаться врожденная способность одинаково пользоваться правой и левой рукой (амбидекстрия).

На самом деле левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. У леворуких сильнее выражено конкретно-образное мышление. Они более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений.(7) У родителей правшей вероятность рождения леворукого ребенка 10%. Если один из родителей леворукий – 20%, если оба родителя леворукие – 50%. Генетики долгое время наблюдали за детьми, которых усыновили в раннем детстве (до 3 лет). И оказалось, что все они в качестве основной выбирают ту же руку, что и их генетические, а не приемные родители. Но в то же время у родителей с доминирующей правой рукой иногда рождаются леворукие дети и наоборот. (3)

1.4.2. Патология развития

Существует множество причин леворукости и праворукости, вот некоторые из низ. Согласно концепции В.А Геодякана, возникновение леворукости находится в зависимости от оптимальной среды, в которой находится эмбрион в первой трети утробного развития. По мнению автора, левое полушарие. как оперативная система мозга, в оптимальной среде является доминирующим, но одновременно более чувствительным, а правое - консервативное полушарие является подчинённым, но более устойчивым к факторам среды. В оптимальных условиях нормальное кровоснабжение левого полушария эмбриона ведёт к образованию праворукости. Если среда приобретает экстремальный характер, любая стрессовая ситуация матери создаёт гипоксию, угнетает левой полушарие эмбриона, правое становится доминирующим и развивает леворукость. (7)

1.4.3. Вынужденная

В некоторых случаях праворукие люди могут под влиянием внешних факторов становиться левшами. Наиболее частыми причинами такой леворукости являются травмы правой руки, перенесённые в раннем детстве. Если такой период длится недолго ,то нет причин для беспокойства. Но нередко бывает несколько травм подряд и тогда внешние условия среды берут своё: левой рукой ребёнку становится работать удобнее, чем правой. Такой случай мы узнали от нашей одноклассницы из её рассказа о своей маме.

1.4.3. Подражание.

Ещё одной причиной проявления леворукости может стать подражание. Известно, что деятельность ребёнка формируется путём подражания деятельности взрослых или сверстников. Праворукий ребёнок, находясь в леворукой среде (у него могут быть леворукими папа или мама, бабушка или дедушка) начинает активно подражать им. (3)

2.Характеристика объекта исследования.

Нами были обследованы следующие группы детей:

Учащиеся 8 класса МБОУ СОШ п.г.т. Славный. Возраст 13-14 лет. В исследовании участвовало 6 девочек и 8 мальчиков. Исследование проводилось 8.10.12г. с 8 30 до 9 15 .

Учащиеся 1 класса МБОУ СОШ п.г.т. Славный. Возраст 6-7 лет, три девочки и шесть мальчиков. Исследование проводилось 10.10.12г. с 17 00 до 17 30 .

Воспитанники младшей группы детского сада пос. Славный. Возраст 1год, 10 месяцев – 4 года, 5 месяцев. Обследовано 6 мальчиков и 5 девочек. Исследование проводилось 12.10.12г. с 16 00 до 16 30 .

3.Методика исследования

В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что это целесообразно делать в 4-5 лет. Начиная с 16 – 20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4 – 5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук. В 6-7 лет категорически нельзя менять руку (Корнев А.Н.)

Мы решили немного отойти от рекомендаций ученых и начать исследования среди совсем маленьких детей (1,5 – 2 года). Считаем, что необходимо как можно раньше выявлять детей, склонных к леворукости.Для каждой группы обследуемых детей нами были подобраны методы, соответствующие их возрастным особенностям.

«Аплодисменты». Обследуемого просят похлопать в ладоши. Ведущая рука обычно - сверху. Результат фиксируется.

«Поза Наполеона». Обследуемого просят скрестить руки перед собой. Ведущая рука оказывается сверху. Результат фиксируется.

Складывание рук в замок. Ребенка просят скрестить пальцы. Большой палец ведущей руки оказывается сверху.

«Рисунок». Ребенку предлагается нарисовать геометрические фигуры одновременно двумя руками. Определяется, какой рукой рисунок выполнен более качественно: четкое, пропорциональное изображение, ровные линии, отсутствие дополнительных штрихов, разорванных линий, сглаженных углов, отсутствие тремора руки при рисовании.

«Поймай игрушку». Ребенку кидают небольшой мячик или мягкую игрушку и просят поймать одной рукой. Та рука, которая ловит, - ведущая.

Построение кубиков по образцу. Дается задание построить дом (ограду) с опорой на образец. Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая детали постройки.

Открывание коробочки. Предлагается найти спичку в одной из коробок. Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).

«Погладь игрушку». Ребенка просят погладить игрушку, которую он держит в руках. Обычно гладит ведущая рука.

4.Результаты исследования.

1.Результаты исследования, проведенного среди учащихся 8 класса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока "Большие полушария головного мозга", 8 класс

Представлен урок по технологии модульного обучения.


Основные центры коры больших полушарий головного мозга человека

Лобная доля.1)Двигательный анализатор располагается в передней _центральной извилине и парацентральной дольке. В V и отчасти VI слое располагаются гигантские пирамидные клетки Беца, волокна кото.


Работа правого и левого полушарий головного мозга

В нашем головном мозге два полушария -правое и левое. Схема наглядно показывает за что отвечают разные полушария.

Гармоничное взаимодействие полушарий головного мозга

Рисование - это навык, которым можно овладеть и которому можно научиться. Рисование , во-первых, дает доступ к правому полушарию головного мозга, ответственному за развитие творческого, интуитивного м.

Приём можно использовать как на уроке для запоминания стихотворений, правил, песен, так и в качестве зарядки или физминутки на уроке или на внеурочной деятельности. Я использую этот приём в школе орат.


Учет ассимметрии полушарий головного мозга

Рекомендации для педагогов.


Методы определения ведущего полушария головного мозга.

Следующая загадка

Зарочинцева Татьяна

Загадки полушарий головного мозга МБОУ ООШ с. Вязовое Подготовила: ученица 9 класса Паршина Алина Руководитель: учитель биологии Зарочинцева Т. С.

Цель исследования Выявить типы функционального доминирования полушарий головного мозга у учащихся 5-9 классов

Задачи исследования Проанализировать научно-популярную литературу о функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. Выявить у испытуемых разных возрастных групп признаки моторной, сенсорной и психической асимметрии, тип мышления. Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными особенностями человека. Установить соответствие между доминирующим полушарием и видом учебной деятельности, комфортной для ученика. Довести результаты исследования до учителя, учащихся и их родителей.

Гипотеза Знания о функциональной асимметрии больших полушарий важны для правильной организации обучения

Актуальность Данной работы заключается в необходимости изучения функциональной межполушарной асимметрии для оптимизации условий обучения в школе

Предмет исследования Характер и особенности межполушарной асимметрии

Объект исследования учащиеся 5 -9 классов

Методы исследования Анализ литературы Эксперимент Анкетирование

Из истории Ещё во второй половине 19 века возникло представление о том, что две половины головного мозга человека различным образом получают, хранят и перерабатывают информацию, поступающую из органов чувств.

М. Гриндер установил, что у людей с преобладающим правым полушарием память наглядно-образная, запоминание происходит по смыслу. При доминировании левого полушария память словесно-логическая, часто- «механическая ».

Переработка информации по Н.Л. Галеевой при доминировании правого полушария быстрая, иногда мгновенная. При преобладании левого полушария - последовательная, медленная.

В 1981 году американскому неврологу Р.У. Сперри была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий мозга».

Функциональная асимметрия головного мозга (от греч. Asymmetria несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование знаковой информацией, а также чтение и счет, отвечает за эмоции любопытства, радости, тогда как функция правого - оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц). продуцирование сновидений. Функции правого и левого полушарий

Методика исследования индивидуального профиля асимметрии Все проявления асимметрии - рассматриваются в трёх совокупностях: моторной, сенсорной, психической асимметриях. Характеристика моторной асимметрии состоит из сочетания нескольких признаков функционального неравенства рук, ног. Для определения ведущей руки (левша, правша, амбидекстр ) используют метод тестирования.

Моторная асимметрия Определение ведущей руки 1) Сомкните руки в «замок». Большой палец какой руки оказывается сверху, та рука и есть ведущая ; 2) Тест на аплодирование : активна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки ; 3 ) К акой рукой вы пишите ? 4 ) К акой рукой вы бросаете мяч в цель ? 5 ) П оза «Наполеона» или скрещивание рук (ведущей считается рука, которая быстрее начинает движение и оказывается на предплечье); 6 ) Р азвязать узелки на веревочке (какой рукой вытягивает, та и ведущая); 7 ) П остроить колодец из спичек;

Определение ведущей ноги 1) З акинуть ногу на ногу (нога сверху - ведущая ); 2) С делать шаг с места (ведущая нога первая ); 3) П нуть по мячу ; 4) П остоять на одной ноге (более устойчивая - ведущая ); 5) В стать на какую-либо поверхность (стульчик) (какая нога первая – та и ведущая).

Сенсорная асимметрия Определение ведущего глаза 1) М оргните одним глазом (закрывается обычно неведущий глаз); 2 ) К аким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу? 3 ) К акой глаз вы закрываете при прицеливании? 4 ) З акрывая поочередно оба глаза, определите остроту зрения, рассматривая отдаленный мелкий предмет (буквы, рисунок). Ведущий глаз обладает большей остротой зрения; 5 ) В озьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 — 4 м, обонхи глазами. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Beдущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.

Определение ведущего уха К аким ухом вы лучше слышите шепот? 2) Каким ухом вы лучше слышите тиканье часов? 3) К аким ухом оборачиваетесь при оклике? 4 ) К аким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону? 5 ) П редставьте , что вы поймали сверчка и зажали его между обеими ладошками. К какому уху вы поднесете руки, чтобы послушать сверчка?

Для определения психической асимметрии Тест «Лица», который состоит в предъявлении испытуемым двух зеркальных изображений лиц с неопределенным эмоциональным содержанием образа. Задание состояло в том, чтобы определить положение (левое или правое) «грустного» лица. Тест основан на восприятии правым полушарием . Поскольку первым при выборе реагирует ведущий глаз (например, левый). Образная информация поступает в определенное полушарие (в данном случае в правое), где оценивается как отрицательная. Признание левого изображения «грустным» считается признаком доминирования правого полушария.

Тест «Фигуры» состоит в предъявлении испытуемым изображений фигур: квадрата , прямоугольника, треугольника, круга и зигзага. С вероятностью 85% этот психогеометрический тест выявляет типологию характера испытуемых и, в частности, особенности интеллектуальной деятельности и эмоциональной сферы, что связано с доминированием правого или левого полушария.

Вербальтый тест (Тест Павлова И. П.). Данный тест показывает, какой тип мышления доминирует у данного человека: логическое, за которое отвечает левое полушарие или образное, за которое отвечает правое полушарие. Испытуемым предлагается разделить на группы по любому признаку перечень из девяти слов, предъявляемых в следующем порядке: рыба, перья, бегать, собака, чешуя, летать, шерсть, плавать, птица. При доминировании логического мышления слова разделялись по принципу: покровы - животные - действия или глаголы - существительные. При доминировании образного мышления слова разделялись по принадлежности к животному: собака, шерсть, бегать; рыба, чешуя, плавать; птица, перья, летать .

На оснований результатов полученных при анкетировании и выполнении проб по каждому типу асимметрии подсчитывается коэффициент латерализации признака по следующей формуле: Кпр = ( Еп -Ел)/( Еп+Ел+Ео ) х 100 %, где Кпр - коэффициент правой руки; Ей - количество действий, выполняемых правой рукой; Ел - количество действий, выполняемых левой рукой; Ео - количество, действий выполняемых, правой и левой рукой в равной степени. Аналогично вычисляется коэффициент для ведущих ноги, глаза, уха и психической функции. Если коэффициент латерализации признака больше +15, это говорит о преобладании правой функции, меньше -15 - преобладает левая функция. Если оп находится в интервале от -15 до +15, значит испытуемый - амбидекстр по дайной функции.

Результаты исследования В исследовании индивидуального профиля асимметрии приняли учащиеся 5-9 классов нашей школы. Каждому испытуемому предлагалось проделать ряд упражнений на выявление ведущего полушария. Ряд упражнений позволили выявить ведущую руку, ногу-характеристики моторной асимметрии. Ведущий глаз и ухо-сенсорной асимметрии и ряд текстов на определение психической асимметрии. Как видно из данных на диаграмме в 5-9 классах из 15 обследуемых учащихся: С преобладанием левого полушария (правши) – 12 человека (79%) С доминирующим правым полушарием (левши ) - 1 человек (7%) Оба доминирующие полушария ( амбидекстры ) – 2 человека ( 13%)

Выводы Большинство учащихся 5-9 классов нашей школы относятся к правшам, то есть, доминирующим у них является левое полушарие. Логический интеллект. Память-словесно-логическая, часто-»механическая». Хорошо оперируют цифрами, знаками; Один обучающийся 9 класса является левшой, то есть, доминирующим у него является правое полушарие. К нему необходим индивидуальный подход с учётом рекомендаций. У большинства учащихся 5-9 классов развито образное мышление. Не обнаружив существенной разницы в творческом мышлении детей-левшей, детей-правшей и детей- амбидекстров , предполагаю, что межполушарная асимметрия головного мозга на развитие творческого мышления у детей фактически не влияет . Тот факт можно объяснить тем, что в данном возрасте образные компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, развивается способность к конкретизации, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В моей работе собран большой материал, который поможет понять, в каком виде удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать "западающее" полушарие. Эта работа помогла мне осознать, что если владеть методикой определения функциональной асимметрии, то она может быть использована в качестве диагностики и вспомогательного материала в процессе работы с правополушарными и левополушарными детьми . А это значит , что и та гипотеза подтвердилась. Функциональной симметрии головного мозга передаются генетически, сама она, как тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

Список литературы Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2001 Блум Ф., Лейзерсон А. Мозговой разум и поведение,- Москва.: Мир,1988 Галеева Н. Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии.- Москва.: Мир, 2006 Сирингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг.-Москва: Мир, 1983

Следующая загадка

Следующая загадка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена функциональной ассиметрии полушарий головного мозга человека, приводятся методики на определение ассиметрии и рекомендации правополушарным и левополушарным обучающимся.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Загадки полушарий головного мозга"»

 МБОУ Шахунская СОШ №1 им. Д.Комарова Загадки полушарий головного мозга Исследовательская работа по психологии Автор: Буркова Юлия учащаяся 9б класса МБОУ Шахунская СОШ №1 Руководитель : педагог-психолог Коноплева Т.В.

МБОУ Шахунская СОШ №1 им. Д.Комарова Загадки полушарий головного мозга

Исследовательская работа по психологии

Автор: Буркова Юлия

учащаяся 9б класса МБОУ Шахунская СОШ №1

Коноплева Т.В.

Цель исследования : выявить типы функционального доминирования полушарий головного мозга у учащихся 9б класса . Задачи исследования: Проанализировать научно-популярную литературу о функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными особенностями человека. Познакомиться с существующими методиками определения функциональной асимметрии головного мозга у людей. Апробировать известные методики и тесты по выявлению асимметрии головного мозга у одноклассников. Использовать полученные знания в образовательном процессе . Гипотеза: знание особенностей своего типа функционального доминирования полушарий головного мозга может помочь сформировать индивидуальный стиль учения, и, следовательно, быть стать более успешными в учебной и других видах деятельности.

Цель исследования : выявить типы функционального доминирования полушарий головного мозга у учащихся 9б класса .

Задачи исследования:

  • Проанализировать научно-популярную литературу о функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека.
  • Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными особенностями человека.
  • Познакомиться с существующими методиками определения функциональной асимметрии головного мозга у людей.
  • Апробировать известные методики и тесты по выявлению асимметрии головного мозга у одноклассников.
  • Использовать полученные знания в образовательном процессе.

Гипотеза: знание особенностей своего типа функционального доминирования полушарий головного мозга может помочь сформировать индивидуальный стиль учения, и, следовательно, быть стать более успешными в учебной и других видах деятельности.

Из истории Поль Брока « Мы говорим левым мозгом» В 1981 году Нобелевский лауреат Роджер Сперри открыл, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций Поль Брока

« Мы говорим левым мозгом»

В 1981 году Нобелевский лауреат Роджер Сперри открыл, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций

Проблему взаимосвязи межполушарной асимметрии с разными сторонами психической деятельности рассматривали в своих работах такие отечественные ученые, как Б.Г. Ананьев, Е.Д. Хомская, Л.Я. Баллонов, В.Л. Деглин, Э.А. Костандов, Э.Г. Симерницкая, С.Р. Агеева, Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, Б.С. Котик, В.Ф. Богусловская. Из зарубежных авторов данным вопросом занимались W. Penfield, L. Roberts, R. Sperry, R. Sparks, J. Bogen, K. Patterson, M. Annet и другие

Проблему взаимосвязи межполушарной асимметрии с разными сторонами психической деятельности рассматривали в своих работах такие отечественные ученые, как Б.Г. Ананьев, Е.Д. Хомская, Л.Я. Баллонов, В.Л. Деглин, Э.А. Костандов, Э.Г. Симерницкая, С.Р. Агеева, Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, Б.С. Котик, В.Ф. Богусловская. Из зарубежных авторов данным вопросом занимались W. Penfield, L. Roberts, R. Sperry, R. Sparks, J. Bogen, K. Patterson, M. Annet и другие

Функции правого и левого полушарий Функциональная асимметрия головного мозга (от греч. Asymmetria несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга.

Функции правого и левого полушарий Функциональная асимметрия головного мозга (от греч. Asymmetria несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга.

Виды асимметрии Моторная Сенсорная Психическая Совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половины тела и лица в формировании общего двигательного поведения Совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела Неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции.

Виды асимметрии

Психическая

Совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половины тела и лица в формировании общего двигательного поведения

Совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела

Неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции.

Моторная асимметрия Определение ведущей руки 1) Сомкните руки в «замок». Большой палец какой руки оказывается сверху, та рука и есть ведущая; 2) Тест на аплодирование : активна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки; 3) Какой рукой вы пишите? 4) Какой рукой вы бросаете мяч в цель? 5) Поза «Наполеона» или скрещивание рук (ведущей считается рука, которая быстрее начинает движение и оказывается на предплечье); 6) Развязать узелки на веревочке (какой рукой вытягивает, та и ведущая); 7) Построить колодец из спичек;

Моторная асимметрия Определение ведущей руки

1) Сомкните руки в «замок». Большой палец какой руки оказывается сверху, та рука и есть ведущая;

2) Тест на аплодирование : активна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки;

3) Какой рукой вы пишите?

4) Какой рукой вы бросаете

5) Поза «Наполеона»

или скрещивание рук (ведущей

считается рука, которая быстрее начинает движение и оказывается на предплечье);

6) Развязать узелки на веревочке (какой рукой вытягивает, та и ведущая);

7) Построить колодец из спичек;

Определение ведущей ноги 1 ) Закинуть ногу на ногу (нога сверху - ведущая); 2) Сделать шаг с места (ведущая нога первая); 3) Пнуть по мячу; 4) Постоять на одной ноге (более устойчивая - ведущая); 5) Встать на какую-либо поверхность (стульчик) (какая нога первая – та и ведущая).

Определение ведущей ноги

1 ) Закинуть ногу на ногу (нога сверху - ведущая);

2) Сделать шаг с места (ведущая нога первая);

3) Пнуть по мячу;

4) Постоять на одной ноге (более устойчивая - ведущая);

5) Встать на какую-либо поверхность (стульчик) (какая нога первая – та и ведущая).

Сенсорная асимметрия Определение ведущего глаза 1) Моргните одним глазом (закрывается обычно не ведущий глаз); 2) Каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу? 3) Какой глаз вы закрываете при прицеливании? 4) Закрывая поочередно оба глаза, определите остроту зрения, рассматривая отдаленный мелкий предмет (буквы, рисунок). Ведущий глаз обладает большей остротой зрения; 5) Возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 — 4 м. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Beдущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.

Сенсорная асимметрия Определение ведущего глаза

1) Моргните одним глазом (закрывается обычно не ведущий глаз);

2) Каким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу?

3) Какой глаз вы закрываете при прицеливании?

4) Закрывая поочередно оба глаза, определите остроту зрения, рассматривая отдаленный мелкий предмет (буквы, рисунок). Ведущий глаз обладает большей остротой зрения;

5) Возьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 — 4 м. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Beдущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.

Определение ведущего уха Каким ухом вы лучше слышите шепот? 2) Каким ухом вы лучше слышите тиканье часов? 3) Каким ухом оборачиваетесь при оклике? 4) Каким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону? 5) Представьте, что вы поймали сверчка и зажали его между обеими ладошками. К какому уху вы поднесете руки, чтобы послушать сверчка? 6

Определение ведущего уха

слышите шепот?

2) Каким ухом вы лучше

слышите тиканье часов?

3) Каким ухом оборачиваетесь

4) Каким ухом вы

предпочитаете слушать,

когда говорите по телефону?

5) Представьте, что вы поймали сверчка и зажали его между обеими ладошками. К какому уху вы поднесете руки, чтобы послушать сверчка?

Определения психической асимметрии Тест «Лица» Испытуемым предъявляется два зеркальных изображений лица с неопределенным эмоциональным содержанием образа. Задание: определить положение (левое или правое) «грустного» лица. Тест основан на восприятии правым полушарием. Поскольку первым при выборе реагирует ведущий глаз (например, левый) образная информация поступает в определенное полушарие (в данном случае в правое), где оценивается как отрицательная. Признание левого изображения «грустным» считается признаком доминирования правого полушария.

Определения психической асимметрии

Тест «Лица» Испытуемым предъявляется два зеркальных изображений лица с неопределенным эмоциональным содержанием образа. Задание: определить положение (левое или правое) «грустного» лица. Тест основан на восприятии правым полушарием. Поскольку первым при выборе реагирует ведущий глаз (например, левый) образная информация поступает в определенное полушарие (в данном случае в правое), где оценивается как отрицательная. Признание левого изображения «грустным» считается признаком доминирования правого полушария.

Определения психической асимметрии Тест «Фигуры» состоит в предъявлении испытуемым изображений фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга и зигзага. С вероятностью 85% этот психогеометрический тест выявляет типологию характера испытуемых и, в частности, особенности интеллектуальной деятельности и эмоциональной сферы, что связано с доминированием правого или левого полушария.

Определения психической асимметрии

Тест «Фигуры» состоит в предъявлении испытуемым изображений фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга и зигзага. С вероятностью 85% этот психогеометрический тест выявляет типологию характера испытуемых и, в частности, особенности интеллектуальной деятельности и эмоциональной сферы, что связано с доминированием правого или левого полушария.

Вербальный тест (тест Павлова И.П. ) Данный тест показывает, какой тип мышления доминирует у данного человека: логическое, за которое отвечает левое полушарие или образное, за которое отвечает правое полушарие. Испытуемым предлагается разделить на группы по любому признаку перечень из девяти слов, предъявляемых в следующем порядке: рыба, перья, бегать, собака, чешуя, летать, шерсть, плавать, птица . При доминировании логического мышления слова разделялись по принципу: покровы - животные - действия или глаголы - существительные. При доминировании образного мышления слова разделялись по принадлежности к животному: собака, шерсть, бегать; рыба, чешуя, плавать; птица, перья, летать.

Вербальный тест (тест Павлова И.П. )

  • Данный тест показывает, какой тип мышления доминирует у данного человека: логическое, за которое отвечает левое полушарие или образное, за которое отвечает правое полушарие. Испытуемым предлагается разделить на группы по любому признаку перечень из девяти слов, предъявляемых в следующем порядке:рыба, перья, бегать, собака, чешуя, летать, шерсть, плавать, птица. Придоминировании логического мышленияслова разделялись по принципу: покровы - животные - действия или глаголы - существительные. Придоминировании образного мышленияслова разделялись по принадлежности к животному: собака, шерсть, бегать; рыба, чешуя, плавать; птица, перья, летать.

Результаты исследования

Повторяет фактическую информацию Анализирует от части к целому Любит смотреть фильм после чтения книги Переживает реальность после чтения Необходимы ясные письменные инструкции Испытывает дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями Любит информацию в письменной форме Видит символы Любит проверять работу ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ Не любит проверять работу Использует интуицию Любит смотреть фильм до чтения книги Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные Анализирует от целого к части Любит самостоятельный выбор Переживает реальность до чтения Отвлекаемость, способность, к само развлечению Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении

Повторяет фактическую информацию

Анализирует от части к целому

Любит смотреть фильм после чтения книги

Переживает реальность после чтения

Необходимы ясные письменные инструкции

Испытывает дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями

Любит информацию в письменной форме

Видит символы

Любит проверять работу

ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ

ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Не любит проверять работу

Использует интуицию

Любит смотреть фильм до чтения книги

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций

Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные

Анализирует от целого к части

Любит самостоятельный выбор

Переживает реальность до чтения

Отвлекаемость, способность, к само развлечению

Видит конкретные объекты и рискует отставать в чтении

Рекомендации правополушарным обучающимся Рабочая полусфера - левая Светлая доска - темный мел Условия необходимые для успешной учебной деятельности: связь информации с реальностью, практика творческие задания эксперименты музыкальный фон речевые и музыкальные ритмы работа в группах схемы, таблицы, карточки ролевые игры, инсценировка

Рекомендации правополушарным обучающимся

Рабочая полусфера - левая

Светлая доска - темный мел

Условия необходимые

для успешной учебной деятельности:

Рекомендации левополушарным обучающимся

Рабочая полусфера - правая

Темная доска - светлый мел

Условия необходимые для успешной учебной деятельности:

Как можно развить способности полушарий?

  • Самый простой способ - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие.Например, для развития логики необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.
  • Максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием: для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой.Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой .

Прочитайте не текст, а цвет, которым написано Правое полушарие мозга распознает цвета, левое - читает

Функциональная асимметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, окончательно формируется лишь в социальном общении. В зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

Функциональная асимметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, окончательно формируется лишь в социальном общении. В зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

Читайте также: