Загадки леса эрудит игра
Обновлено: 22.11.2024
(Василек — обладает мочегонным, желчегонным, вяжущим, противовоспалительным, обезболивающим, ранозаживляющим действием. С лечебной целью используют всю его надземную часть при желтухе, расстройствах пищеварения, зудящих сыпях, как обезболивающее при болях в пояснице. Свежую измельченную траву прикладывают к ранам, воспаленным местам, зудящим сыпям).
Следующая загадка
Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу.
Воспитывать нравственно-культорологические ценности личности, прививать любовь к родной природе.
Просмотр содержимого документа
«Загадки русского леса (интеллектуально – познавательная игра)»
Загадки русского леса
(интеллектуально – познавательная игра)
Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу.
Воспитывать нравственно-культорологические ценности личности, прививать любовь к родной природе.
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твою, так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широких ёлок
Сливается с листвой рябины и берёз
То духотою пахнет, то прошлогодней прелью
То запахом грибным у низенького пня,
Зальётся иволга короткой чёткой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебе, приют свободы и покоя
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести и всё в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать и затаптывать цветы.
- Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других красивых насекомых.
- Нельзя уничтожать лягушек, жаб, подходить к птичьим гнездам, забирать яйца из гнезд.
- Ходить нужно только по тропинкам.
- Нельзя шуметь, оставлять в лесу бытовой мусор.
- Нельзя собирать букеты из лесных цветов. Нужно самим выращивать растения в цветниках.
Как зовут духа леса? (Леший).
Леший, лесовик, лешак, лесовой, лесун, лесник - дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый - на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли.
Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга, собственно, он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком, или полевым. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми.
Зато в лесу леший - полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, по крайней мере, он даже имеет власть проигрывать их в карты соседнему лешему.
Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и в этом случае вполне уподобляются своим родичам - домовым. Проказят они грубо, как это и прилично неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они не свой брат крещеный человек. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека: всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.
Конкурс «Загадки от лешего»
1. Что значит "Волка ноги кормят"? (Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом.)
2. Каких зверей называют "шатунами"? (Медведей, не спящих зимой по той или иной причине.)
3. Какой гриб самый опасный, его яд подобен змеиному, его не едят даже черви? (Бледная поганка.)
4. Какой гриб растет быстрее всех трубчатых? (Подберезовик, по 4,5 см в сутки.)
5. Какие звери летают? (Летучая мышь, белка-летяга.)
6. Подобна соснам, елкам, а зимою без иголок. (Лиственница.)
7. Как называется опадание листьев осенью? (Листопад.)
8. Все ли зайцы зимой белые? (Нет, заяц-русак – серый.)
9. Какую траву и слепые знают? (Крапиву.)
10. Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь.)
11. Из какого дерева делают спички? (осины)
12. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
13. Какая нить в лесу прочнее стальной проволоки? (Паутина)
14. Какие грибы растут на ольхе? (Опята, вешенки)
15. В каком лесу нет листьев? (В хвойном.)
16. Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опада ют последними? (Они самые молодые. Дольше живут.)
17. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (У грибов.)
Конкурс «Игры на полянке»
Настало время отдохнуть. Я предлагаю поиграть вам в игры.
«Земля, воздух, огонь и вода» (Реквизит: мяч).
Встаем все в круг. Ведущий в центре круга. Он выкрикивает одно из ключевых слов «огонь», «воздух», «вода», «земля» и передает мяч любому в круге. Тот, кому был передан мяч, должен быстро ответить: «земля» - черви, почвенные млекопитающие, т.д; «воздух» - птицы, насекомые; «вода» - рыбы, моллюски, млекопитающие; «огонь» - все сгорает живое в огне, мяч не ловим, все кружатся. Игра идет в быстром темпе. Самый внимательный – победитель, неверно назвавший участник игры выбывает.
Конкурс “Лесная аптека”
Почему наш лес часто называют «зелёной аптекой? (ответы детей)
В наших лесах растёт много лекарственных трав, кустарников и деревьев. Можно найти лекарство от любой болезни.
Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Торфяной мох или сфагнум.)
Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
Листья какого растения можно приложить к ране? (Подорожника)
Какую траву любят кошки? При каких болезнях она применяется? (Валериану. При сердечно-сосудистых заболеваниях, при неврозах.)
Сок этого растения используют вместо йода для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, споласкивают голову. (Чистотел).
Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые цветы превращаются в белые “головки”, а с “головок” слетают легкие пушинки… (Одуванчик).
Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодами. Пройдет мимо человек, пробежит зверь – уцепится плод и путешествует. А где упадет – может вырасти. (репей)
Липа может излечить болезни. Какие? (Цветки липы заваривают и полощут горло при ангине.)
Конкурс «Художественная мастерская»
Ведущий показывает «фотографию» зайца в течении 5 секунд. За 30 секунд каждая команда должна нарисовать точно такого же. Оценивается быстрота и точность воспроизведения
Конкурс «Грибная охота»
Существует до 100 тыс. видов грибов. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Грибница снабжает деревья питательными веществами. Грибы помогают перерабатывать старую древесину, листья, пни, шишки, тем самым улучшают почву.
Назовите грибы. За каждый правильный ответ 1 балл.
Эти грибы растут под орешником ( лисички - 3)
Назови самый ядовиты гриб (бледная поганка- 1)
Какими грибами питаются олени? (мухомор - 6)
Этот гриб, как правило, появляется осенью у корней деревьев, на пнях? (опенок -4)
Этот гриб с темными чешуйками на ножке растет на полянках и на опушках, обочинах лесных дорог и пригорках.(подберезовик - 5 )
Конкурс «В лес по ягоды»
Плоды этого кустарника сперва зеленеют, затем буровато краснеют, а когда созревают – черные (ежевика - 5 )
Эти душистые, сладкие, красные ягоды, собранные в лесу, как правило, вкуснее тех, что выращены в саду (малина - 3)
Эту сочную красную ягоду называют «северным гранатом», так как плод ее состоит из нескольких костянок (костяника - 6)
Научное название этого растения актимидия. Как называют ее у нас на Дальнем востоке (амурский крыжовник или кишмиш - 4)
Как малина красна, как лимон кисла (лимонник – 2)
Эта ягода больше распространена она на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, где ее любят и ценят за раннеспелость (поспевает одна из первых) и вкус (жимолость - 1)
Конкурс «Лесные жители»
Кого называют хозяином русского леса, его живой эмблемой? (Бурого медведя.)
Это животное называют жемчужиной сибирской тайги. Еще в Киевской Руси шкурки его заменяли деньги. По стоимости его мех не уступал мех у калана и шиншиллы. Что это за животное? (Соболь.)
Какое животное за ловкость и проворство А.Брем назвал «северной обезьяной»? (Белку.)
Какая птица носит орехи в «мешочке» под клювом? (Кедровка.)
Каких птиц называют «пернатыми кошками»? (Сов.)
Самая крупная кошка наших лесов, весом до 30 кг и около метра в длину?(Рысь.)
Один из обладателей защечных мешков. Носит в защечных мешках в кладовую нередко за километр. Засыпает 3-4, а то и 8 кг кедровых орешек. (Бурундук.)
Полуводное млекопитающее, самый крупный грызун у нас и в нашей стране. Длина тела до 1 метра, хвоста – до 30 см, вес – до 30 кг. (Бобр.)
Рекордсмены спячки среди зверей – около 220 дней. Перед погружением в спячку выход из норы плотно законопачивает. (Сурок.)
Этого зверька завезли в Россию из северной Америки вместе с ондатрой.(Норка.)
Самый маленький на Земле хищник. Мыши и полевки- обычная ее добыча. Плавает хорошо, но по деревьям почти не лазает. Отважна до невероятности. Она душит даже зайца. Сибиряки говорят: «поймавшись за шею тетери, так крепко прилипает, что ни за что не оторвется, и так проворна, что на взъеме душит косачей и, перекусив им глотки, падает с ними наземь и никогда сама не убьется». (Ласка.)
Самый чистоплотный хищник наших лесов. (барсук.)
Ведущий: Вот и подошло к концу наше путешествие в лесное царство. Вы показали хорошие знания. И пусть сегодня победила команда ………………………., но я думаю, что команде …………… огорчаться не стоит. Мы еще не раз вернемся в лес, чтобы вновь и вновь разгадывать его загадки.
А закончить нашу встречу хочу словами известного писателя М.М. Пришвина: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".
Следующая загадка
Развивать познавательные интересы школьников младшего возраста.
Раскрыть экологическую проблему, воспитывать у детей бережное отношение к лесному хозяйству.
Содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Место, где проходит игра, превращается в лес (на стенах прикреплены рисунки деревьев, трав, цветов, птиц, лесных зверей, насекомых, солнышко, облака, грибы).
Плакаты: “Лес – наше богатство!”, “Судьба природы – наша судьба”. Плакаты с заданиями. Музыкальное оформление.
Ведущий:
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,
Человек и время года – это всё вокруг природа!
Мы с вами – часть природы. Мы изучаем её на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях. Давайте отправимся с вами в лес.
Динамический момент
Ребята, мы знаем с вами, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя на природе?
Проведем игру "Найди ошибку".
Я буду читать вам предложения. Если смысл предложения верен, хлопайте в ладоши, если неверен - топайте.
Никогда не наноси вреда природе.
В лесу можно ломать ветки, делать надписи на деревьях, собирать сок.
В лесу можно шуметь и слушать громкую музыку.
Подкармливай зверей и птиц зимой.
Разжигай костры в лесу, не береги почву, ее много.
Не ловите бабочек, они нужны цветущим растениям.
Редкие растения не охраняй, они все равно вымрут.
Не уничтожайте грибы, даже если они несъедобные. Они нужны лесным животным.
Не разоряй муравейники. Они - лесные санитары.
Цветы собирай в большие охапки и приноси домой.
Не оставляй мусор в природе.
Молодцы, я вижу все знают правила поведения в природе.
А сейчас мы проведем отборочный тур, за правильные ответы вы будете получать жетоны.
Отборочный тур.
“Про зелёные леса и лесные чудеса”.
Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)
Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа – цветёт летом)
Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны)
Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие)
Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)
У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов)
Есть ли у комаров зубы? (Есть – 22)
Какому животному поставлено 2 памятника? (Лягушке)
Водятся ли в наших лесах носороги? (Да, жук-носорог)
Какой зверь бегает, как волк, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха)
Трава от 99 болезней? (Зверобой)
Разноцветные грибы? (Сыроежки)
Дерево – символ нашей Родины? (Берёза)
Какие детёныши рождаются “голыми”, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата)
Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль)
Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка)
Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
Самое большое животное. (Кит.)
Птица, которая не боится мороза. (Пингвин.)
Все ребята, у которых есть жетоны проходят в 1 тур
1 ученик.
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится: что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь – мы свои!
Ведущий. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”. Наше государство заботится о природе и много делает по её охране: высаживает новые леса, организовывает заповедники, сохраняет от полного уничтожения многие виды животных, растений. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? (Высказывания учащихся)
Ведущий. Подведём итог: Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
2 ученик. Лес – это наше богатство!
3 ученик. Лес – это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
4 ученик. Лес – это дом для зверей и птиц.
5 ученик. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
6 ученик. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Ведущий. Вслушаемся в звуки леса (включается запись с голосами птиц, шумов леса). Не правда ли, прекрасны творения природы! Давайте подумаем вместе, будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или сорвём 2-3 красивых цветка? Или поймаем необыкновенную бабочку? (ответы детей)
Ведущий. Да, природе будет хуже. Каждая сломанная попусту веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая ранка нанесённая природе. И если одну рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, 3, 4, 5 – кто-то ещё – то же с ней станет? Давайте подумаем: как же вести себя на природе? (дети называют правила поведения на природе)
Ведущий. Вы знаете как вести себя в храме природы, но ещё нужно знать и саму природу.
За каждый правильный ответ, вы получаете жетон, ученики, получившие жетоны, проходят во 2 тур. Будьте внимательны.
Вопросы 1 тура:
- В какое время суток бобры строят своё жилище? (Ночью)
- Что значит “Волка ноги кормят”? (Волк догоняет добычу бегом)
- Какая птица может шипеть как змея? (Вертишейка, вертиголовка)
- Кто видит ушами? (Летучая мышь)
- Кто слышит ногами? (Кузнечик)
- Какую корову доят муравьи? (Тлю-коровку)
- Какой гриб носит название хищного зверя? (Лисичка)
- Трава, которую могут узнать на ощупь, даже слепые? (Крапива)
- Какой цветок без листьев цветёт? (Мать-мачеха)
- Нос птицы. (Клюв.)
-Птичий домик. (Гнездо.)
-Ночная птица. (Сова.)
-Насекомое, дающее мед. (Пчела.)
Ведущий. Подведём итоги 2 тура. Посчитайте жетоны. У кого больше жетонов? Приглашаем победителей для продолжения игры (выходят победители).
Бережное отношение к лесу должно стать нормой поведения каждого человека. Сегодня, играя, мы вспомним, какие растения встречаются в нашей местности, и какую роль играют они в нашей жизни. Первый тур нашей игры называется “Растения нашего края”. Вопросы, которые будут предложены, посвящены растениям, которые растут в нашем крае в лесу. Выбирайте правильный ответ, из предложенных вариантов (вывешивается плакат).
Следующая загадка
Травница: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в гостях. Меня зовут Лукерья – Травница!
Сейчас мы с вами отправимся в лес за лекарственными травами.
Под фонограмму «Голоса птиц»
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Медленно по лесу.
Скажем каждому цветочку.
(игра: «Давайте поздороваемся» учим поклон русский)
Травница : Рассказ об одуванчике
Фильм о лекарственных травах
Травница Отправляемся на сбор трав в ближайший лес.
Начинаем поиск и сбор трав,
(Лукерья оставляет детей на полянке. А сама уходит на другую посмотреть есть ли там нужные травы. Наказывает детям), не уходить с полянки никуда.
Музыка обирают травки
Музыка Лешего
Что вы тут расшуршались. Расшумелись в моём царстве лесном, государстве лесном! А что вы тут делаете.
( Ответы детей)
Ой, я заболел! Горлышко и т.д.
Ой ребята отведите меня домой
Игра переправа Музыка
Суп с грибами любите.
Это моё любимое блюдо.
( Игра «собираем грибы»)Музыка
2 человека с завязанными глазами
Леший варит грибы
Бросай сюда мухоморчики. А для вкуснятины всякую приправу.
Сыпь скорее «Ариэля»,
«Тайд» добавь, немножко хмеля.
Музыка (Буль- буль)варится котёл
Фейри лей и клей полей
«Аквафреша» не жалей. Ложку дегтя, каплю меда
«Комет» - это смерть микробам.
Вроде все. А ну попробуй.
Да ты что, совсем забыл я «Магги» ж я не положил!
Галина Бланка буль-буль. Галина Бланка буль-буль.
(Галина бланка буль –буль)
Леший: Ладно, что- то разморила вся эта готовка. Пойду- ка полежу. Кстати, скажу вам по секрету, вы заблудились в лесу.
Вы же знаете Лешего слушать нельзя. Как хотите, так и выходите.
Ау ребята, вы где? Наверное, Леший увёл!
Пойду просить помощи у Лесной Феи!
Фея: Здравствуйте, дети. Я, Фея природы, слышала, что вы очень любознательные и умные дети, но очень доверчивые. Поэтому вас и обманул лесной проказник Лешик. А завёл в своё болото, но я вам помогу выбраться и понять законы лесные. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажетесь в моём лесу.
Встали, приготовились.
В королевство природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок - открой глаза.
Теперь на месте покружись,
В моём лесу ты очутись.
Вот ребята вы опять оказались в моём лесу, на той же полянке.
Травница: Я же вам говорила ребята, не уходите с полянки. В лесу легко заблудиться.
Ребята я вам, как и обещала, расскажу вам о правилах поведения в моём лесу, и как выйти из леса если вы заблудились.
(Рассказ о правилах безопасности)
Фильм
Ребята всегда соблюдайте правила поведения в моём лесу
А сейчас я с вами поиграю
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо « да», а если плохо, то все вместе говорим « нет».
-Если я приду в лесок . И сорву ромашку? ( нет)
- Если съем я пирожок. И выброшу бумажку? (нет) -----А почему нельзя бросать в лесу бумажки и мусор?
-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да) ---- Для чего его можно оставить?
-Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет) -----А если костер останется непотушенным?
-Если сильно насорю, и убрать забуду, (нет)
-Я люблю свою природу, я ей помогаю?(да)
Травница : Помните, что травы наши самые лучшие помощники.
Ребята простите мня. И не слушайте меня никогда. А я всех путников в лесу путаю.
Читайте также: