Загадки ленинградской области тайны
Обновлено: 05.11.2024
10 самых таинственных и мистических мест Петербурга
В каждом городе, который может похвастаться долгой историей, можно найти хотя бы несколько таинственных мест. Петербург - не исключение. Дома, улицы и парки хранят множество секретов. По тихим мостовым города на Неве, под покровом ночи, гуляют неупокоенные души. В заброшенных домах ведьмы собираются на свой шабаш. Кладбищах заселяют призраки и прочая нечисть.
Обводный канал
Этот каменный массив, за долгие годы своего существования впитал всю негативную энергетику города. Недаром эти места так притягивают самоубийц. Гранитные Обводного канала хранят множество не рассказанных тайн. По одной из легенд: зимой 1923 года, во время ремонтных работ, рабочие наткнулись на интересную и в тоже время пугающую находку. Глубоко под землей был найден некий гранитный алтарь, испещренный непонятными символами и знаками, под плитами которого был погребен человеческий труп. Происхождение и назначение объекта остается загадкой и по сей день.
Малоохтинское кладбище
По некоторым преданиям это место обладает пугающей энергетикой. Здесь с давних времен собирались колдуны и ведьмы, алхимики и оккультисты. Как говорят местные жители, сегодня особенно под покровом ночи здесь можно ощутить паронормальную активность. Встретиться лицом к лицу со странными сияющими силуэтами, а если прислушаться можно услышать странные звуки от которых сердце начинает биться чаще.
Ротонда
Даже находясь поблизости у многих людей создается ощущение некого присутствие потусторонних сил. Одна лишь атмосфера этого места вызывает неприятные чувства. Место считается одним из самых мистических в Петербурге.
Первоначально здание ротонды было предназначено для проведения масонских встреч и обрядов. Предания гласят будто бы в нашем городе можно найти 6 похожих ротонд. Самое странное, что пять из них образуют на карте Петербурга правильную пиктограмму.
Марсово поле
В карело-финском эпосе "Калевала" рассказывается, как водная нечисть устраивает свои шабаши на берегах рек. И на один такой шабаш попал живой человек, который сумел спасти свою жизнь только тем, что игрой на кантеле очаровал русалок и утопленников. Одним из мест, где водная нечисть проводила свои шабаши, была территория нынешнего Марсова поля в Петербурге. Причём нехорошую ауру этого места усугубили в XX веке ещё и захоронения убитых большевиков.
Медный всадник
Мистические силы бродят у подножья знаменитого памятника уже много лет. Странную активность замечают ученные и по сей день. Кстати в свое время некоторые поговаривали, что памятник Петру напоминает всадника Апокалипсиса
Московский Парк Победы
Посетителей парка частенько одолевают странные чувства. Прогуливаясь по аллеям парка у многих начинает болеть голова и возникает непреодолимое чувство слабости и морального напряжения. Это все не случайно, во время блокады здесь размещался крематорий. Поговаривают, духи умерших до сих пор не покидают территорию парка.
Парк Екатерингоф рядом с метро Нарвская
На месте нынешнего парка Екатерингофа до революции был пустырь, прозванный в народе Чёртовой пустошью из-за того, что там творились какие-то непонятные вещи. По ночам оттуда доносились жуткие звуки и мелькали блуждающие огоньки. В начале XX века пустошь купил фабрикант Шаканиди, который возвёл на ней особняк с большим парком. Шаканиди был увлечён мистикой и спиритизмом. Из-за этого у фабриканта в округе была репутация колдуна. В 1918 году к Шаканиди с обыском заявились большевики, чтобы выяснить, чего он там колдует. Фабрикант воспротивился этому и был застрелен на месте. Тело его засунули в мешок и утопили в одном из прудов парка. А в особняке вскоре разместили пансионат для старых большевиков и политкаторжан. Каторжане, которые не боялись царских казематов и сатрапов, задавали стрекача из парка, когда во время прогулок сталкивались там с жутким привидением убиенного Шаканиди. И это привидение неприкаянного фабриканта появляется там до сих пор.
Петербургские сфинксы на Университетской набережной
Фараон Аменхотеп оставил о себе дурную славу в Египте. Он создал в этой стране некий страшный колдовской культ, в обрядах которого использовал тела забальзамированных мертвецов. Свои жуткие обряды Аменхотеп проводил в катакомбах Фив, и в окрестностях этого города начались нападения мумий на людей, которые продолжались и после смерти самого фараона вплоть до середины XX века.
Для популяризации своего культа Аменхотеп начертал колдовские заклинания на постаментах каменных сфинксов, находившихся в Фивах. И надо же такому случиться, что двух этих сфинксов с колдовскими заклинаниями привезли в 1833 году в Петербург и установили на набережной Невы напротив здания Академии художеств. С тех пор утопленники со всей Невы выше по течению каким-то безошибочным курсом плывут именно к сфинксам.
Никольское кладбище
Любопытно, что самым опасным призраком Петербурга является привидение не человека, а животного. Достопримечательностью Никольского кладбища стал призрак чёрного кота. По преданию, в этого кота превратился знахарь и чернокнижник Прокопий, который жил рядом с этим кладбищем. Он увлекался чёрной магией и лечил пациентов порошком из костей покойников. Это привлекло к нему внимание дьявола, который как-то ночью навестил Прокопия и купил его душу, вручив знахарю в качестве платы рецепт эликсира бессмертия. Чтобы изготовить этот эликсир, Прокопий в ночь на Пасху приволок на кладбище грешницу, привязал её к кресту, выколол ей глаза, отрезал язык и начал наполнять кровью ритуальный кубок, который ему необходимо было осушить до рассвета. Но, соблюдая все тонкости ритуала, он замешкался и не успел выпить кровь. С первыми лучами солнца он лишился сил, упал на землю и скончался. А когда его нашли, то рот у знахаря был забит червями, а одна нога превратилась в кошачью. С тех пор заблудшие на кладбище ночью стали подвергаться нападениям кота.
Крыша дома №4 по Гороховой улице
Ходят слухи, что каждый пришедший сюда впервые может загадать одно любое даже самое сокровенное желание, которое обязательно сбудется. Что за силы помогают гостям - не известно.
Следующая загадка
Знаете ли вы, что бывают такие реки и озера, которые время от времени прячутся под землю и продолжают существовать в подземелье? А спустя несколько месяцев вновь текут по поверхности Земли? Да, вы правильно поняли – речь идет о карстовых подземных пустотах.
В Ленинградской области довольно мало проявлений карста. Правда, есть Ижорское плато, и мы поговорим о нем в дальнейшем. Но сейчас речь пойдет о Бокситогорском районе. Там, где Ленинградская область граничит с Новгородской, есть три карстовых речки и целая система озер, которые то появляются, то исчезают, причем вместе с водой уходят вглубь земли и все её обитатели. В их систему под общим названием Спировские входят Берёзорадинское, Гусиное и Перуша. Об этих озерах можно прочесть у Александра Попова в книге «Девятая зорька» 1999 года издания. Вот что там написано:
«Общая протяжённость Спировской водной системы - около десятка километров. Озёра карстового происхождения занимают впадины южных отрогов Валдайской возвышенности. Водоёмы не очень глубокие, лишь отдельные провалы в них опустились на уровень десятка метров. Озёра изобилуют заливами, богатыми растительностью, удобны для нереста. В озеро впадает несколько небольших речушек и ручьёв. Пополняются же водные ресурсы в основном за счёт многочисленных родников и подземных источников. Из озёр вытекает только речка Смердомка - приток Чагоды.
Эти водоёмы регулярно, раз в 5 - 7 лет, уходят в карстовые разломы через жерла большого диаметра. Наблюдать удивительное явление природы очень интересно. Главное жерло озера у деревни Спирово имеет диаметр почти 40 метров. Через него за неделю в подземное хранилище уходит значительная часть водной массы, при этом образуется огромная воронка, с шумом затягивающая в себя воду с отмирающими водорослями и рыбой. Дно озера высыхает, и местные жители на телегах и на мотоциклах ездят по дну водоёма в любом направлении.
Через полгода - год вода через эти же провалы начинает заполнять чаши озёр до прежнего уровня, причём вместе с водой возвращается и рыба. Периоды ухода и заполнения озёр имеют цикличность и приходятся как на лето, так и на зиму. Процесс этот очень любопытен, но недостаточно изучен. Куда уходит в короткие сроки такое огромное количество воды, из каких резервуаров идёт поступление её назад, где проходят эти подземные водотоки - вот далеко не весь перечень возникающих вопросов».
Река Рагуша – самая известная из «исчезающих» в нашем регионе. Её каньон объявлен памятником природы. Кроме Рагуши, есть еще две карстовые речки – Черенка и Лининка, расположенные неподалёку, карстовые озера Сухое и Святое (также в Бокситогорском районе) и небольшая карстовая речка у пос. Стехнево, где, кстати, находится значительное для нашего региона кладбище ископаемой фауны каменноугольного периода.
Долина Рагуши очень извилиста и почти сплошь заросла кустарником и деревьями. Далеко не везде её берега представляют собой каньоны – есть и равнинные участки. На Рагуше есть небольшие водопады. Русло до сих пор завалено упавшими вследствие знаменитого урагана 1980 года деревьями. Где нет деревьев, валяются отколовшиеся от стен каньона известняковые обломки. У моста через реку можно увидеть несколько небольших отверстий - поноров, куда и уходит вода Рагуши. Дальше русло реки на расстоянии почти 2 километров сухое, за исключением половодий в межсезонье. Зимой, говорят, здесь красиво намерзает лёд и получается «ледопад». Не видел, зимой здесь не был. Высота стен каньона на глаз – метров 50. Местами скалы рассечены громадными трещинами, много больших глыб, обрывающихся сверху, кое-где имеются навесы и ниши, образующие подобие пещер. На некоторых участках стены известняков прорезают струи живописных ручьев-водопадов. Когда-то здесь люди каменного века добывали кремень. Кремневые желваки до сих пор можно обнаружить в сухом русле. Так что это место несколько тысяч лет назад носило стратегический характер для экономики приледниковой зоны. Больше, чем кремень, путешествующих по Рагуше интересуют скелеты кораллов, которые можно обнаружить на поверхности каменных глыб известняка. Нередки и находки других окаменелых древних животных и растений. Конечно, до Вологодской области с их кладбищем динозавров нам далеко, но все же…
Примерно через полтора километра, в середине каньона, река вновь выходит на поверхность, вытекая из небольшого понора, находящегося в склоне долины. Далее вниз по течению, примерно через 2.5 километра, берега Рагуши значительно понижаются, и она широким устьем впадает в Воложбу. Видимо, ранее на месте надземного русла реки существовал подземный грот. Затем его потолок обвалился, и вода вышла на дневную поверхность.
Исчезновение реки в провальные воронки - довольно редкое явление не только для наших равнинных мест, но и для всей планеты. А её расположение рядом с «исчезающими» озерами делает Бокситогорский район вовсе уникальным. Подземное русло Рагуши и карстовые пустоты Спирово еще не изучены и ждут своих исследователей.
2. Загадка нерукотворной «великой стены». (Балтийско-Ладожский уступ (глинт)).
Тот, кто видел это природное чудо хотя бы один раз, никогда его не забудет. Протянувшаяся на 1100 километров нерукотворная стена высотой до 60 метров, от Таллинна до Волхова, идущая то под водой, то по берегу моря, то по суше, производит неизгладимое впечатление. Десятки рек и ручьев спускаются с этих откосов; то пологие, то отвесные стены известняка резко отделяют влажную, поросшую лесом, низину, от распаханных полей верхнего плато. Чем-то это напоминает пейзаж, описанный братьями Стругацкими в повести «Улитка на склоне».
На Великом Уступе расположен ряд древних крепостей и городищ. Более того – если бы его не было, история России пошла бы иным путем – ведь именно на образованных Уступом порогах на реке Волхов и была основана Старая Ладога, вначале – просто как сторожевой пост и место отдыха у трудной переправы…
Загадочно происхождение Уступа. Геологи договорились считать, что это берег древнего моря. Но когда оно существовало? Где осадки, сформировавшиеся на его дне? Если Уступ – южный берег моря, то где проходили его северный и западный берега? Поверхность известнякового плато над Уступом сложена породами ордовикского возраста. Значит, морской бассейн, чьим берегом был Уступ, должен был существовать в более позднее время. Но морских осадков послеордовикского возраста к северу от подножья Уступа не обнаружено - ни на поверхности, ни на глубине при проходке скважин. Загадка… Во всяком случае, одно можно сказать с уверенностью - вне зависимости от происхождения, Великий Уступ на всем своем протяжении является памятником природы.
Глинт лучше всего осматривать в Копорской крепости или в каньоне реки Лопухинки – там, где она берет начало в озёрах.
3. Гора Кирхгоф – «Лысая Гора» Ленинградской области.
По преданиям, здесь было место шабашей ведьм. Но почему именно эта гора оказалась привлекательной для «нечистой силы»?
Старое финское название горы — «мелькай-мяки» («холм мертвых») — наводит на мысль о древней традиции хоронить здесь умерших. В XVIII в. на горе была возведена кирха, которая стала известна под именем Кирхгоф (фин. Кирккомяки — «церковный холм»). На горе, в отличие от Дудергофских высот не покрытой лесом, находится расколотый на три части камень. Рядом действительно расположено кладбище и остатки дома пастора. Камень носит название Укко-киви. Укко — древний бог-громовник финно-угорского пантеона, аналог славянского Перуна. Возможно, камень когда-то разбила молния – или, что скорее, местные жители так думали.
Культ расколотых камней был когда-то широко распространен. Им поклонялись как индейцы Северной Америки, так и палеоазиатские народы. По одним преданиям, на эти камни таким образом указывал небесный бог, по другим — молниями бог (или св. Илья-пророк) поражал чертей, пытавшихся спрятаться в камнях. Так, с подобным камнем в Латвии, валуном Капседе, связана легенда о том, что этот камень черт похитил при строительстве замка Перкунаса (балтский аналог Перуна) и бог-громовник поразил молнией черта вместе с украденным им камнем. От камня хорошо просматривается идеально вписанная в ландшафт огромная котловина с удивительной акустикой, которая у финнов являлась местом сакральным. Вряд ли она, конечно, является метеоритным кратером…
Считалось, что Кирхгоф – место, куда в дни шабашей слетаются ведьмы. Такое мнение возникло, скорее всего, потому что гора «лысая», безлесная. Такие «лысые» горы издавна служили местом для празднования местным населением дня солнцестояния (финский аналог—Юханнус). На таких горах жгли лагунки — особым образом разведенные большие костры (называвшиеся у финнов «кокко»). Для подобных обрядов выбирались не очень удаленные от населенных пунктов, но отделенные лесом или другими естественными преградами, но при этом не заросшие растительностью возвышенности. Мои друзья из ингерманландцев возродили старую традицию и теперь вновь проводят на горе Кирхгоф (под наблюдением местного пастора) праздник Юханнус. «Лысые горы» (место шабашей) наподобие горы Кирхгоф есть и в других местах Ленинградской области. Их поиск – увлекательная краеведческая тема, пока никем, как мне кажется, не изученная.
Юрий Шевчук, Зеленый Крест.
(По материалам книги «Удивительные и загадочные места Ленинградской области»).
Следующая загадка
Глава 5. «Атлантида на Ладоге» (Кареджская коса) и мифические «чудовища» Ладожского озера.
4 августа 2014 года, 22:37Глава 5. «Атлантида на Ладоге» (Кареджская коса) и мифические «чудовища» Ладожского озера.
Возможно ли наличие на дне Ладожского озера затопленной суши, ранее населенной людьми? А, собственно, почему бы и нет. Легенды о затонувшей суше рассказывают на берегах всех мало-мальски крупных водоемах…
В отчетах экспедиции «Тайны затонувших кораблей», изучавших Ладожское озеро с целью поиска техногенных объектов, мы можем прочесть буквально следующее:
«При поисково-съемочных работах вдоль западного побережья Ладожского озера, в районе Приозерска, на дне с помощью гидролокатора бокового обзора обнаружены многочисленные геометрические фигуры в виде правильных колец выложенных у камней. Все фигуры располагаются вдоль берега на одинаковой глубине 9-10,5 метров, имеют близкие размеры – диаметр 9-10 метров и правильную форму. Любопытно, что точно в центре большинства колец находятся камни, лежащие отдельно.
Проведенный водолазный осмотр одного из колец показал, что оно сложено из гранитных камней разных размеров, часть которых имеет правильную прямоугольную форму близкую к кирпичам. В центре кольца располагается плоский камень из другой горной породы с неявными следами углублений (ямок) на плоском верхнем торце. …
Всего вдоль берега было обнаружено 15 колец, но остальные находки не обследовались. Любопытно, что между тремя кольцами на гидролокационной картинке видны довольно четкие изображения соединяющих их двойных прямолинейных структур. Помимо колец обнаружены также 4 отдельных каменных насыпи, происхождение которых непонятно, хотя именно каменные курганы являются самой распространенной древних могильников в регионе. Следует подчеркнуть, что донная поверхность в этом районе сложена песком и не имеет разбросанных крупных камней.
…Наиболее вероятным предположением является идентификация их как древних могильников. По свидетельствам местных жителей подобные структуры встречаются и на берегу. Возможно, что весь этот район в древности имел сакральный статус, тем более что старое финское название озера Отрадное – переводится как Священное».
Это открытие заставляет задуматься и вспомнить о том, что уровень Ладоги непостоянен. Изменения его уже в 20 веке затопили Кареджскую косу – вполне реальный участок суши, по которому даже было проложено железнодорожное полотно. Для широкой публики открыл историю Кареджской косы Б.Тимофеев, опубликовав большой материал в «Ленинградской правде» 27 апреля 1991 года.
Итак, что же это за исчезнувшая в середине 20 века таинственная земля? Надводной Кареджской косы нет на картах Ладоги ни довоенного, ни послевоенного времени. Есть небольшой мыс – Литтига. А вот во время войны коса была над водой. И если бы не этот участок суши, кто его знает, как бы сложилась судьба «Дороги Жизни»… К моменту появления гитлеровских солдат на берегу Невы уровень воды в Ладожском озере упал почти на метр. По статистике, это происходит в среднем один раз в 100 лет. Для больших глубин метр – величина малозаметная, но для мелководной бухты – весьма ощутимая. Вдоль ее южного и восточного побережья обнажилась широкая, плотно укатанная волнами песчаная полоса. К немалому удивлению местных жителей, неприметный мыс Литтига, едва не достав двух островков Кареджи, вытянулся в северо-западном направлении на 10 – 12 километров! Так возникла узкая и невысокая Кареджская коса, оказавшаяся подходящей площадкой для сооружения перевалочной базы – порта в районе Леднево.
«Чтобы упростить связь с Большой землей, по предложению Военного совета Ленинградского фронта военные строители совместно с ленинградскими метростроевцами в январе 1942 года приступили к сооружению 34-километровой железнодорожной ветки до станции Коса, которая должна была соединить будущий Кобоно-Кареджский порт со станцией Войбокало, – пишет Борис Тимофеев. – Укладочный материал взяли со второй нитки главного хода Кировской (ныне Октябрьской) дороги. Шпалы, а леса еще хватало, ввиду срочности работ клали прямо на снег, выбирая при этом наиболее пологие участки поверхности. И не без оснований.
При таком перепаде высот уложить рельсы прямиком, как показано на некоторых современных схемах, нельзя. Спустить состав на тормозах под большой уклон еще можно, а вот обратно подняться – нужен «толкач», то есть второй паровоз. Причем в обоих случаях скорость движения резко снижается, и поезд превращается в легкую добычу вражеской авиации. Но как бы там ни было, вечером 5 февраля 1942 года по новой ветке прибыл первый состав с продовольствием для Ленинграда. Позднее товарные поезда пойдут до Кобоны, а затем и на Кареджскую косу.
Вслед за вводом в строй Войбокальской железнодорожной ветки по всей песчаной полосе от Кобоны до Кареджи прямо с кромки ледяного припая началось строительство из-за мелководья непривычно длинных пирсов, соединенных с железной дорогой. Так начинался Кобоно-Кареджский порт.
Когда сооружение причальных объектов нового перевалочного узла близилось к концу, ладожский шторм надвинул на стройку огромные глыбы льда и перемолол труд людей. Пришлось все начинать сначала.
Всю навигацию 1942 года Кобоно-Кареджский порт, отбиваясь от налетов вражеской авиации, исправно занимался транспортировкой грузов для осажденного города и Ленинградского фронта. В обратном направлении следовали эвакуированные жители, оборудование предприятий, а также продукция работавших на оборону заводов и фабрик. Кареджскую косу вновь затопили воды Ладожского озера после шторма 12 августа 1942 года».
Так исчезла последняя из «Атлантид» Ладожского озера. Но вероятнее всего, пройдет сотня лет – и вновь уровень озера упадет настолько, что Кареджская коса встанет из его пучин…
Вот, к примеру, отрывок из текста, опубликованного в журнале «Чудеса и приключения» №1 за 2002-й год, в котором была напечатана весьма любопытная заметка А. Шиманского с интригующим названием «Несси в Ладоге»:
«Мы приехали из Санкт-Петербурга на северо-восточный берег Ладоги в середине июня с целью сбора материала по зараженности леса вредителями. В конце июня погода установилась, и для меня стало ритуалом сесть на согретый за день валун и любоваться переменчивыми красками вечерней зари, отражавшейся в зеркале озера. И вот однажды произошло что-то совершенно удивительное: залив озера между двумя мысами покрылся рябью и шумом прыгавших из воды косяков рыбы, а над поверхностью воды змеилась какая-то масса, создававшая большие волны. Ближе к берегу над водой возникла огромная голова, сливавшаяся с толстой шеей. Она издала шипяще-свистящий звук и вновь погрузилась в воду.
Придя в лагерь экспедиции, я рассказал коллегам об увиденном феномене, но был поднят ими на смех, что, в общем-то, меня не удивило. Однако местные рыбаки также неоднократно наблюдали какое-то странное существо, охотившееся за рыбой и рвавшее их сети. Они не путали его с тюленями, которые тоже немало им досаждают…
…К 1973 году относит наблюдение странного существа житель поселка Мантсинсаари Питкярантского района А. С. Коновалов: «Летом 1973 года, как обычно, промышляли мы на Ладоге рыбой. Помню, был яркий солнечный день. Ветра почти не было. Взглянув на гладкую поверхность озера, мы увидели вдалеке какой-то предмет, находившийся на поверхности воды и ярко блестевший на солнце. Собственно, поэтому мы его и заметили.
Поначалу подумали, что, может, какой катер перевернулся, и даже решили подойти к нему проверить, но, присмотревшись, увидели, что предмет-то живой! Он медленно плыл вдоль берега, однако было видно, что он к нам приближается. Если честно, то струхнули мы, завели мотор и прямо к берегу, благо недалеко был. О том, что в озере «чудовище» есть, мне еще в свое время отец рассказывал, да и народ поговаривает, что где-то его якобы видели. Я не очень-то этому верил, а тут и припомнилось вдруг все это».
Петр Ермолаев, житель поселка Ууксу, того же Питкярантского района, по его словам, «где-то в середине восьмидесятых ловил рыбу, забравшись на достаточное расстояние в озеро. Внезапно, не далее как в пятидесяти метрах от моей лодки забурлила вода, и на поверхность всплыла голова страшилища темно-серого цвета. Раскрыв огромную пасть, зверь издал шипящий звук и тут же исчез под водой. Я, наверное, поседел в эту минуту».
Житель города Сортавалы Михаил Бардин, будучи на одном из островов, расположенных недалеко от города, наблюдал за чудовищем в бинокль с расстояния двухсот метров: «Над водой показалась небольшая голова на грациозной шее, хорошо различались очень крупные глаза. Животное, видимо, охотилось, рыская головой в разные стороны. Затем голова скрылась под водой. Слава богу, что оно находилось достаточно далеко и не обратило на меня никакого внимания».
А вот семья Звониных из поселка Салми рассказывает уже ставшую легендой историю своей дочери, которая в десятилетнем возрасте, отдыхая со своими родителями на озере, вдруг невдалеке увидела странное животное: «Я могла добросить до него камешек, — рассказывала девочка. — Это животное, наверное, должно быть очень красивым. Я видела его длинную и гибкую шею с небольшой грациозной головкой, и мне это понравилось. Потом оно скрылось под водой».
Интересно, но в древних преданиях и легендах, связанных с основанием и жизнью Валаамского монастыря часто упоминается неизвестное животное чудовищных размеров, неоднократно опустошавшее сети монахов, но никогда в них не попадавшееся».
Легенды о чудовищах, живущих в Ладоге, соседних озерах и реках, существовали много раньше, чем появилась «желтая пресса», и они, вероятно, на чем-то были основаны. Возможно, в голоценовом климатическом оптимуме (завершившимся катастрофой 6200 г. до н. э., когда массы холодной воды, прорвавшиеся из ледников Северной Америки, понизили глобальную температуру на планете и вызвали вымирание людей и животных в северном полушарии) какие-то реликтовые животные, скорее – стегоцефалы, чем пресмыкающиеся, имели теоретическую возможность добраться до Ладоги… Но доказательств их существования ни археологами, ни палеонтологами не обнаружено…
Юрий Шевчук, «Зеленый Крест»
(по материалам книги «Удивительные и загадочные места Ленинградской области»).
Следующая загадка
Когда-то Карельский перешеек был островом. Еще в годы основания Выборга существовал водный путь по сети рек и озер, по которому из Финского залива в Ладогу и обратно проходили корабли Раннего Средневековья. И Карельский перешеек тогда фактически был островом – между заливом, недавно возникшей Невой, озером и этой водной системой, частью которой была тогдашняя Вуокса, на время потерявшая связь с Суходольским озером, которую вновь восстановили лишь в 19 веке. Может быть, по мнению некоторых ученых, Карельский перешеек - это и был легендарный Остров Рус, известный нам из арабских источников девятого века, который «окружен озером, лесист и болотист; его размеры составляют три дня пути вдоль и столько же поперек; на нем проживает 100 тысяч человек, которые не пашут землю, а ходят походами на славян, а добытых пленных продают хазарам и булгарам».
История же этой водной системы такова: пять тысяч лет назад воды древней Вуоксы, бравшей начало, как и сейчас, из озера Сайма, вливались в протоку, соединявшую Ладогу (из которой тогда еще не вытекала Нева) с Балтикой. Ученые называют эту протоку Хейнйокским проливом и считают, что он сформировался около 12 тысяч лет назад, сразу после ухода ледника. (Его название получилось от финского названия современного поселка Вещево). В своей ранней стадии этот пролив занимал всю центральную часть Карельского перешейка. Одно из ответвлений Хейнйокского пролива располагалось на месте озера Суходольского (Суванто), а другое – на месте озера Вуокса, омывающего Приозерск. Ну а потом из-за постепенного поднятия Карельского перешейка, вызванного исчезновением огромной массы ледника, протока сократилась и, в конечном счете, исчезла. Вообще-то это поднятие, распрямление земли после ухода толщи льда высотой в 2500 метров, продолжается по сей день. Уровни озер Карельского перешейка постепенно понижаются, на месте озер возникают болота, на месте болот – леса. И этот процесс резко ускорился в последнее время, что можно наблюдать на болотной станции Гидрологического института «Ламмин-Суо» под Зеленогорском.
Следы Хейнйокского пролива сохранялись еще в историческое время - известно, что водный проход из Выборгского залива в бассейн Вуоксы (через Ламские и Макаровское озера) был доступен для небольших судов еще в XIII–XIV вв.: по этому пути также осуществлялись торговые связи между Русью и странами Западной Европы. Окончательно связь бассейнов прекратилась, по-видимому, в XVI–XVII вв. Сейчас на месте бывшего пролива между Макаровским и Ламскими озерами (бассейн Финского залива) находится так называемый «глухой» водораздел – скалистая перемычка шириной 200 м, со следами вырубленного в скале искусственного канала. Интересно, кто строил этот канал и когда? Во всяком случае, в литературе я указаний на его строительство не нашел… И кто углублял протоки между Макаровским озером и – через цепь мелких озер – Большим Градуевским, позволяющим хотя бы на байдарке, но все же пройти древним протоком из Ладоги в Финский залив? И насколько важен был этот путь для торговли, проходящий через сложные фарватеры Выборгского залива, опасный пограничный край Перешейка, бурные воды Ладожского озера? Видно, всё же загадки здесь есть…
По берегам бывшего пролива рассыпан просто кладезь археологических и исторических загадок. Некоторые ученые видят в находках на необжитом берегу Вуоксы следы древней цивилизации Гипербореи. Другие – древнюю обсерваторию. Третьи – святилища таинственного культа.
Поселок Яркое находится в настоящее время в шести километрах к западу от города Приозерска - районного центра Ленинградской области, именовавшегося в прошлом Корела, Кякисалми и Кексгольм. Поселок стоит на мысу Суотниеми, далеко вдающемся в широко разливающуюся здесь реку Вуоксу. В средние века эта территория была географическим центром ареала расселения племенного союза корелы.
Впервые открыл для археологии комплекс памятников Суотниеми патриарх исследования этих мест Петер Теодор Швиндт (швед немецкого происхождения, финляндский подданный) во второй половине XIX века. В сезон 1886 года он проводил раскопки в окрестностях Суотниеми и обнаружил могильник, в котором вскрыл пять захоронений. На удивление, оказалось, что каждое из этих захоронений было обустроено по пяти различным обрядам. Тут присутствовало и трупоположение с ориентацией север-юг, трупоположение, видимо, в колоде, парное трупосожжение, трупоположение в срубе и пятый – некий трудноидентифицируемый ритуал, возможно – тоже трупоположение. При этом трупоположение меридианальной ориентации со сломанным мечом характерно для викингов и хазар (у последних такие захоронения могли также принадлежать норманнским наемникам), шейная лента у мужчин характерна как имитация шейной гривны для средневековых балтов, а кольчатые фибулы - для готов, трупоположения в колоде характерны для вятичей и, в более ранний период, для сарматов (что, впрочем, маловероятно). Трупоположение в срубе, действительно, характерно именно для средневековых карел, парные кремации имеют аналоги у летописной води, раннесредневековых русов и значительно ранее – у скифов, расчленение костяка представляло собой архаичный ритуал у средневековых армян. Позднее берестяные изделия из могильника А.Н.Кирпичников интерпретировал как типично словенские. В общем, получается полный средневековый «интернационал». Видимо, здесь хоронили своих соплеменников торговые «гости», каждый по своим обрядам.
В 1980-х годах археологом А.И.Саксой в непосредственной близости от могильника был обнаружен культовый камень с десятью «чашами», а также была обнаружена и описана скала, имеющая углубление явно искусственного происхождения на вершине и выбитую к нему лестницу.
В сезон 1989 года археологом П. М. Корявцевым-Игнатьевым на берегах залива Углового и под водой у прилегающих островов был обнаружен комплекс каменных сооружений неясного происхождения. Так, обнаружились достаточно длинные стены-валы, сложенные всухую из крупных камней с забутовкой между внутренним и внешним рядом из мелких камушков и грунта. Стены имеют высоту порядка 0,5 – 0,7 м при ширине около 1 м, в некоторых местах сохранились остатки «впущенных» в стену небольших «камер» или подобий башенок, сложенных аналогичным образом. Стены идут на значительном протяжении вдоль берега полуострова, образуемого заливами Угловым и Перекрестным и соединяющегося с материком очень узким перешейком. Вторая стена (с врезанными в нее «камерами») идет от береговой к скалам вглубь полуострова. Видимо, часть кладки сооружений была разобрана в XIX веке при строительстве на полуострове финской усадьбы, фундамент которой также сохранился недалеко от берега. Упомянутая стена проходит непосредственно под скалой, на вершине которой лежит крупный гранитный валун с почти правильным треугольным углублением в центре.
Можно предположить, что и здесь так же, как в Тиверском городке, стена использовалась как основание для чисто деревянного боевого хода, приподнимая его над землей. Кстати, так же, как и в Тиверском городке, если исходить из того, что уровень вод Вуоксы был существенно выше вплоть до середины XIX века, то получается, что стены стояли практически на самом берегу, а само сооружение оказывалось на острове (тоже аналогично Тиверскому городку), отделенном от материка узким проливом.
У П.-Т. Швиндта неоднократно упоминается, что строителями всех перечисленных сооружений (в том числе и мегалитов непосредственно у Суотниеми) были или лопари (летописная лопь) или некие легендарные «метелилайнены» - люди-великаны, якобы населявшие эти места и до карел, и до лопарей. Некоторые исследователи склонны, исходя из описаний метелилайненов в современном и историческом карельском фольклоре, отождествлять их с локальным вариантом «снежного человека» (одной из форм реликтового гоминоида, по сведениям криптозоолога д. биол.н. проф. В.Сапунова последний раз был документально зафиксирован случай его появления в этих местах в 2002 году) или же уцелевшими общинами неандертальцев. Косвенно в пользу этой версии говорит то обстоятельство, что шаг ступеней «лестницы» неудобен для человека среднего роста, равно как и велико расстояние от последней «ступени» до жертвенника, но вот для прямоходящего существа ростом порядка 2 м это сооружение вполне комфортно.
(В тексте использованы материалы статьи археолога П. М. Корявцева-Игнатьева).
Юрий Шевчук, «Зеленый крест».
По материалам книги «Удивительные и загадочные места Ленинградской области».
Читайте также: